Главная страница
Навигация по странице:

  • 2) Бытие человека, в котором можно выделить

  • 16. Рассмотреть проблему субстанции. Дать опрееделение категории «материя» и «дух» и проанализировать их соотношение

  • Проблемы соотношения духа и материи в философии.

  • Материализмом. В общих чертах в рамках материалистической философии можно встретить разные формы материализма. Вульгарный материализм

  • Метафизический материализм

  • Субъективными идеалистами . 17. Определение понятия движение, его основные формы и принципы их классификации

  • Движение существует в различных формах.

  • Разнообразие форм движения на современном этапе может быть представлено следующим образом

  • 18. Дать определение пространства и времени. Дать характеристику пространственно-временным концепциям.

  • В истории философии сложились две основные концепции пространства и времени

  • В трактовке времени выделяют две концепции

  • 19. Проблема единства мира: основные концепции

  • 20.Дать определение понятия диалектика и проанализировать их формы

  • Исторические формы диалектики

  • 21. Охарактеризуйте объективную и субъективную диалектику, показать их единство и отличие

  • 22. Раскрыть диалектику как систему принципов, законов и категорий

  • 23. Рассмотреть становление идеи развития в истории философии и науки

  • Определить понятие мировоззрения и дать характеристику его структуры. Мировоззрение


    Скачать 0.66 Mb.
    НазваниеОпределить понятие мировоззрения и дать характеристику его структуры. Мировоззрение
    АнкорFilosofia.doc
    Дата24.04.2017
    Размер0.66 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаFilosofia.doc
    ТипДокументы
    #4342
    страница3 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Формы бытия:

    1) Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередь необходимо различать:

    а) бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая «первая» природа;

    б) бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа.

    2) Бытие человека, в котором можно выделить:

    а) бытие человека в мире вещей;

    б) специфически человеческое бытие;

    3) Бытие духовного (идеального), в котором выделяются:

    а) индивидуализированное духовное;

    б) объективированное духовное;

    4) Бытие социального: 

    а) бытие индивида;

    б) бытие общества.

    Многообразные формы бытия существуют взаимосвязано и образуют единую, предельно-общую структуру, в которой исчезают все различия между формами бытия, и эта форма бытия выражается категорией мира.

    Бытие вещей, явлений и состояний природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве.

    «Вторая природа» - бытие вещей и процессов,  произведенных человеком, - зависит от первой, но, будучи произведенной людьми, она воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного знания,  деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов

    Бытие отдельного человека представляет собой единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Не случайно в традиционной, классической философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь». Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что: без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен.

          Бытие каждого конкретного индивида ограничено во времени и пространстве. Человеческое бытие в целом - реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно. Поэтому так важно для каждого человека осознать свое место и роль в единой системе бытия, свою ответственность за судьбы человеческой цивилизации.

    16. Рассмотреть проблему субстанции. Дать опрееделение категории «материя» и «дух» и проанализировать их соотношение

    Субста́нция — то, что существует самостоятельно, само по себе.

    Основная проблема заключается в том, что если, например, рассматривать не просто мирозданиебытие и небытие, а вообще всё, то возникает вопрос о том, какой же неизменный основной принцип лежит в основе субстанции, из которой состоит вообще всё . Причём очевиден тот факт, что всё очень разнородно и разнообразно, но для определения этой всеобщей субстанции нужно выявить сходство между всеми разнообразными элементами этой «всеобщей субстанции» (которая составляет вообще всё, без исключения).

    Материя – это неживая и живая природа, человек с его сознанием и мышлением, человеческое общество. Атрибутами материи являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи.

    Дух — 1) философское понятие, обозначающее нематериальное начало; 2) высшая способность человека, благодаря которой возможно самоопределение личности.

    Проблемы соотношения духа и материи в философии.

    философия установила, что все существующее в мире можно разделить на два качественно отличных друг от друга виды: Материя и Дух. Выявив эти две группы явлений, философы издавна пытаются определить специфику каждого из них.

    Марксистская философия считает проблему соотношения Духа и Материи главным и чуть ли не единственным серьезным вопросом философского обсуждения.

    Те философы (школы), которые отдавали преимущество Материи, считали ее первичной, а Дух (Сознание) - производным и зависимым от Материи назывались философскими школами материализму, или просто - Материализмом. 

    В общих чертах в рамках материалистической философии можно встретить разные формы материализма. Вульгарный материализм не усматривает в мире ничего другого, кроме материи. Для него даже мысль материальна. Немецкий материалист 19 столетия Бюхнер утверждал, что мозг выделяет мысль точно так, как почки - мочу. Метафизический материализм признает материю извечно неизменной основой действительности, а отсюда, по его мнению, в мире нет никаких внутренних противоречий, нет никакого развития. Марксизм в противоположность вульгарному материализму называет себя материализмом научным, а в противоположность материализму метафизическому называет себя материализмом диалектическим.

    Философия, которая провозглашает Дух первичным, а материю - вторичной называется Идеализмом. Те философские школы, которые признают существование Духа, как такого, который ни от чего не зависит; как Закон, который существует сам по себе и управляет процессами мира, раскрывает себя в мире называют объективными идеалистами

    Те философские школы, которые признают существование субъективного духа, то есть существование совокупности тех явлений, которые мы называем продуктом нашего сознания и которые по оценками таких философов, "создают" мир и все, что в нем, называют Субъективными идеалистами.

    17. Определение понятия движение, его основные формы и принципы их классификации

    Самым общим способом существования является движение. Сегодня невозможно рассматривать какой-либо вид бытия, отвлекаясь от его изменения. Поэтому одним из фундаментальных принципов современного взгляда на мир является утверждение о неразрывности реальности и ее изменения. Быть — это значит изменяться. Изменяться — это значит действовать на что-нибудь другое.

    Свойства:

    - движение неотделимо от материального носителя.

    - вся существующая реальность, все ее формы находятся в движении, изменении, т. е. движение универсально, или, как утверждал Гераклит: «Все течет, все изменяется»

    - движение противоречиво.

    Движение существует в различных формах.

    Первый принцип классификации — это построение их системы от простого к сложному.

    Второй — это принцип развития, т. е. классификация должна отражать последовательность развития форм реальности в доступной нам части Вселенной.

    Третий принцип — генетического основания: каждая последующая форма реальности должна порождаться уже существующими формами реальности.

    Четвертый принцип — принцип актуального основания: каждая форма реальности должна основываться на других, уже существующих формах реальности, без которых она не может существовать. Например, биологическая основывается на физико-химических формах, социальная — на биологической.

    При изучении форм реальности используются два методологических подхода. Первый — это возможность сведения высшей формы к более простым, низшим. Второй — принципиально полная несводимость к законам низших форм. Оба подхода представляют различные аспекты в отражении движения реальной действительности и используются в зависимости от содержания процесса и от цели познавательного процесса.

    Разнообразие форм движения на современном этапе может быть представлено следующим образом:

    1. Пространственное перемещение

    1. Электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц

    1. Гравитационная форма движения; сильное (ядерное) взаимодействие

    1. Слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона)

    1. химическая форма движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов)

    1. Геологическая форма движения материи (изменения в геосистемах - материках, слоях земной коры и т.д.)

    1. Биологическая форма движения (обмен веществ, процессы на клеточном уровне, наследственность и т.д.)

    1. Социальная форма движения (процессы, происходящие в обществе)


    18. Дать определение пространства и времени. Дать характеристику пространственно-временным концепциям.

    Понятие «пространство» обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Понятие «время» указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность - скорость развертывания процессов, их ритм и темп. 

    Пространство - свойство мира, благодаря которому мы можем наблюдать материальные тела и делать суждения о их взаимном расположении. (если нет материальных тел, то нет и пространства)

    Время - свойство мира, благодаря которому мы можем наблюдать события и делать суждения о их взаимной связи.( если нет событий, то нет и времени) В отличие от пространства, время характеризует не сосуществование, а сменяемость, процессуальность явлений.

    Поскольку событие - это изменение состояния материального тела, а материальное тело может существовать только в неразрывной связи с пространством, то и время неотделимо от пространства.

    Измерение пространства: пространство может быть измерено последовательностью одинаковых материальных тел. Измерение времени: время может быть измерено последовательностью одинаковых событий.

    Сами пространство и время производны от конкретных физических событий и взаимодействий.

    Пространство и время - важнейшие атрибуты бытия, характеризующие функцию физических отношений между объектами.

    В истории философии сложились две основные концепции пространства и времени:
    1) Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности. Пространство предстает в ней как абсолютная пустота, вместилище вещей и явлений (Демокрит и Ньютон), а время - как бесконечный поток состояний и событий.
    2) Реляционная концепция понимает пространство и время как систему отношений, которые не обладают самостоятельным существованием, а выступают как особые характеристики вещей, их атрибуты (Аристотепь. Лейбниц, Эйнштейн).

    В трактовке времени выделяют две концепции:
    - динамическую (указываются прошлое, настоящее и будущее течение событий);
    - статическую (отрицается «течение» времени, т. е. нет разницы между временными событиями).
    Пространственно-временные характеристики неживой природы в значительной мере зависят от уровня ее структурной организации. С развитием химии, биологии и социальных наук трансформируются представления о пространстве и времени, т. к. существует множество форм, отличных от протяженности и длительности неживых систем.

    19. Проблема единства мира: основные концепции

    Мир бесконечно многообразен в своих качественных и количественных проявлениях. Существует множество различных состояний и структурных уровней реальности, каждый из которых, в свою очередь, характеризуется специфическими пространственно-временными свойствами, формами движения.

    С одной стороны, мир в своем многообразии неоднороден, а с другой - являет собой некую универсальную целостность, образуя неразрывное единство всех своих составных частей.

    Проблема единства мира является одной из древнейших проблем в философии. Решение указанной проблемы непосредственно зависит от исходной мировоззренческой позиции, на которой стоит тот или иной философ. В идеалистическом направлении возможны различные позиции, как утверждающие единство мира на основе его бытия или вселенской духовности (идеалистический монизм), так и отрицающие таковое единство. Сторонники материалистического монизма стремятся объяснить единство мира, исходя из него самого, считая его самодовлеющим, ни в ком и ни в чем не нуждающимся для поддержания своего бытия, который из самого себя порождает все многообразие сущего. Они признают в качестве доказательства только рациональное обоснование и согласующийся с ним опыт и опираются в этом на общественную практику и науку, природа которой сугубо рациональна.

    Теория Канта - Лапласа, объяснявшая естественное происхождение планет из первоначальной туманности, дала основание говорить о единстве космических тел Солнечной системы. Закон сохранения и превращения энергии показал, что все силы, действующие в природе, являются различными формами проявления универсального движения. Теория клеточного строения живых организмов позволила структурно объединить все живое. Периодический закон Д.И. Менделеева связал воедино все химические элементы, а теория происхождения видов Ч. Дарвина не только объяснила единство многообразия всего живого, но и приоткрыла возможности для понимания природы идеального сознания как неразрывно связанного с живым веществом.

    Создание теории относительности и квантовой существенно расширило и укрепило понимание того, что мир един и все со всем взаимосвязано. С появлением во второй половине XX в. мощнейших ускорителей современная наука еще больше продвинулась в изучении микромира и сумела доказать единство поля и вещества, корпускулярных и волновых материальных объектов, обосновала неразрывное единство материи, движения, пространства и времени. С точки зрения современной теоретической физики, мир един, потому что на самом элементарном уровне это ни что иное, как элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия.

    Помимо естественнонаучных доказательств идея единства мира нуждается также и в историческом обосновании, чего нельзя сделать без философии, которая рассматривает весь мир в виде целостной системы, обнаруживает единство в многообразии и многообразие в единстве.

    20.Дать определение понятия диалектика и проанализировать их формы

    Диалектика – первоначально искусство вести беседу, рассуж­датьЗатем диалектика рассматривалась как инструмент решения политико-правовых и этических вопросов, превратилась в метод поиска истины (Сократ), в метод анализа и синтеза понятий (Платон). В современном понимании – теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

    Исторические формы диалектики:

    1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркий представитель – Гераклит).

    Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Причина вечного изменения - борьба противоположностей. Д-ка – источник развития. А развитие – это взаимоотнош. противополож. сфер.

    1. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII – первой половины XIX в. (И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель).

    Действительность – не только предмет познания, но и предмет деят-ти. Принцип развития – исход. принцип познания.

    1. Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин).

    Д-ка - наука о наиболее общих законах движ. природы и общества. Существует объективная(первична) и субъективная(вторична) д-ка.

    21. Охарактеризуйте объективную и субъективную диалектику, показать их единство и отличие

    Диалектика выступает в двух формах: объективной и субъективной. Объективная диалектика – диалектика развития объективного мира, т.е. природы и материальной основы общественной жизни. Субъективная диалектика – диалектика развития субъективного мира, прежде всего – человеческого мышления.

    Субъективная диалектика – отображение объективной, причем всегда неполное. Абсолютное совпадение субъективной диалектики с объективной возможно только при абсолютном познании мира, т.е. в бесконечном развитии мысли.

    Субъективную диалектику можно представить более расчленено, различив в ней диалектику логического мышления и диалектику познания в целом. В этом плане диалектика выступает в трех формах: объективной диалектики, логики и теории познания.

    Диалектика, как философская наука в целом, выступает в качестве теории, т.е. объяснения развития в природе, обществе и мышлении, и метода, т.е. способа, подхода к познанию и изменению мира.

    22.  Раскрыть диалектику как систему принципов, законов и категорий

    Диалектика как философская концепция представляет собой систему категорий, принципов и законов, все они характеризуют различные аспекты движения и развития. 

    Категории - это фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Категории воспроизводят свойство и отношения бытия и познание о всеобщей и наиболее концентрированной форме природы. Рассмотрим такие категории как общие и единые. 

    1) Категория общая: отражает некие общие существенные стороны бытия. Существует ли общее объективно и если да то как это понимать. Общее существует объективно, но не как нечто самостоятельное независимое от конкретных вещей, а лишь как признак, свойство, сторона. Существуют самостоятельные отдельные материальные объекты, имеющие некие общие и существенные признаки. Категория различия фиксирует лишь отличительные признаки материальных объектов. Общее и единичное существует лишь в отдельном, в виде сторон отдельных объектов. 

    2) Категория является ступенями познания, в них закрепляются результаты познавательной деятельности, в этом заключается гносеологический аспект категории. 

    3) Категория является формами человеческого мышления. Без категорий невозможен мыслительный процесс. В этом состоит логическое значение категории. При анализе категорий необходимо учитывать выше изложенные три аспекта. 

    Принципы - это то что лежит в основе, некоторой совокупности факторов или знаний. Принцип - это исходный пункт объяснения. Различают принципы бытия и познания. Принцип материального единства мира, принципы развития, принцип всеобщей связи .т.д. Что такое закон?

    Закон - это необходимое существенное, относительно устойчивое, повторяющееся, всеобщее, связь явлений мира. Закон является неполным и приблизительным. 

    23. Рассмотреть становление идеи развития в истории философии и науки

    Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.

    Принцип – это исходное, основополагающее начало, относительно устойчивый элемент теории, он служит объединяющим центром, основой и стержнем теории. Принципом может быть не любое суждение, а такие знания которые играют определяющую роль по отношению к остальным знаниям, и выполняют функцию их интеграции. Благодаря принципам теория становится логически обоснованной. В диалектике существуют много принципов: объективности, единства мира, причинности, детерминизма, историзма, всеобщей связи и развития. В теории познания существуют такие принципы, как познаваемость мира, отражения, единство теории и практики, конкретности истины.
    Принцип всеобщей связи отражает универсальные связи бытия. Всеобщая связь выражает целостность объективного мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его составных компонентов – предметов, явлений, процессов. 
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта