Определить понятие мировоззрения и дать характеристику его структуры. Мировоззрение
Скачать 0.66 Mb.
|
Гуманистическая функция «напоминает» человеку о его Человеческом предназначении. С момента своего возникновения философия всегда несла в себе гуманистическое начало, проявляющееся в познании человека в единстве всех его сторон, в поиске его сущности и смысла жизни, в раскрытии тайны рождения и смерти, в исследовании принципов взаимодействия человека с природой, индивида с обществом, в выработке общественного идеала, в котором были бы созданы оптимальные условия для развития каждого человеческого индивида.
Совокупность философских учений, развивавшихся в Древней Греции и Древнем Риме с конца VII в. до н.э. до VI в. н.э., называют античной философией. Для него характерны следующие черты: – космоцентризм мировосприятия, в котором Вселенная рассматривалась в неразрывной связи с человеком, а человек представлялся как органическая частица Вселенной, ее микромодель – «микрокосм»; – антропоцентризм, т.е. направленность философской мысли на человека, его внутренний мир, его познавательные способности; – связь с научными (математическими, природоведческими, политическими) знаниями, а также с мифологией и искусством; – огромное многообразие направлений и школ, которые являются истоком для всех позднейших форм европейского философствования. Античная философия прошла в своей эволюции ряд периодов, среди которых следует выделить: 1. Доклассический период(VI-V вв. до н.э.). Материально-чувственный космос выступает здесь и в качестве объекта, и в качестве субъекта философской рефлексии. Основная проблема – поиски первоосновы всего сущего, стремление вырвать Космос из «объятий мифа», найти в нем объективную основу, которая в то же время была бы и универсальным законом мирового развития (Логосом). Представители этого периода усматривали первоначало в воде (Фалес Милетский), воздухе (Анаксимен), апейроне (Анаксимандр), числе (Пифагор), огне (Гераклит), атомах (Демокрит) и т.д. 2. Классический период(V-IV вв. до н.э). Начинается с софистов и Сократа, которые разделили объект и субъект познания и совершили поворот в философствовании от натурфилософской проблематики к изучению человека, проблем гносеологии, самопознания, этической антропологии. Высшим теоретическим синтезом натурфилософской и антропологической линии философствования стали системы Платона и Аристотеля. 3. Период эллинизма(IV в. до н.э. – I в. н.э.). Закат античной цивилизации. Человек все больше осознает себя субъектом познания и самопознания, здесь разрабатывается прежняя проблематика, но в ней доминирует тенденция к субъективизму. Школы: стоицизм, скептицизм, эпикурейство. 4. Римский периодразвития античной философии (I-VI вв. н.э.). Здесь единство объекта и субъекта проявляется в том, что человек воспринимается в качестве творческого, аналитического, рефлексирующего начала. Для римского периода характерна эклектичность взглядов в школах неоплатонизма, скептицизма, эпикуреизма. Представители: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий Антоний, Тит Лукреций Кар, Цицерон. В античной философии уже обнаружили себя материализм и идеализм, диалектика и метафизика, рационализм и мистицизм, агностицизм и скептицизм. В частности, материализм как одно из двух главных философских направлений происходит из атомистических представлений об устройстве мира Левкиппа и Демокрита. Мир состоит из невидимых атомов и пустоты. Атомы имеют различную форму и находятся в состоянии вечного движения по определенным траекториям. Соединяясь друг с другом, они создают макротела. Душа человека также состоит из атомов идеально круглой и гладкой формы. Материалистической «линии Демокрита» противостоит идеалистическая «линия Платона». В соответствии с взглядами Платона, существует особый мир вечных и неизменных форм – «эйдосов», или идей. Платон признает первичность мира идеальных сущностей. Земной мир – лишь копия, «тень» мира идей, он изменчив, подвижен, конечен. Душа человека – также идея, существовавшая в особом мире идей до ее вселения в тело. Отсюда вытекает платоновское представление об истинном познании как «припоминании» того, что видела душа в этом идеальном мире. Отцом стихийной диалектики считается Гераклит Эфесский, призывавший рассматривать вещи в их постоянном движении. Признавая диалектику стихий («весь мир – огонь, временами вспыхивающий, временами затухающий», «все течет, все изменяется», «бессмертны смертные, одни живут за счет других»), Гераклит не считал, что диалектика познания должна копировать диалектику природы. Наоборот, диалектика чувственного восприятия вследствие разнообразия чувственного мира мешает разуму познать единый порядок – Логос. Основы метафизического метода были заложены Аристотелем. Аристотель критиковал Платона за разрыв материального и идеального миров, однако, считал материю лишь пассивной возможностью бытия. Для актуализации этой возможности необходимо воздействие на материальное вещество идеальной формы. При этом материя понималась как косное образование, оживляющееся активной формой. В конечном счете, созданная Аристотелем иерархия форм доходит до своего высшего, вселенского проявления – так называемой энтелехии (греч. – осуществление; проблема перводвигателя, или демиурга). Аристотелем была разработана первая философская система категорий, заложены основы формальной логики, включая законы и переменные, которыми мы пользуемся и ныне. Таким образом, античная философия во многом обусловила специфику европейского мировоззрения.
Философия Средневековья охватывает тысячелетний период от распада Римской империи до эпохи Возрождения. Это была эпоха возникновения и расцвета мировых религий. Средневековая философия по своей мировоззренческой сути теоцентрична(от греч. θεός – Бог и лат. centrum – центр). Реальность, означающая все сущее, выводится не из природы, а из Бога. Необходимо выделить следующие черты средневековой философии: 1) Вторичность философских истин по отношению к догматам католического вероисповедания, в основе которого лежат два принципа: креационизм (от лат. creation – творение) и откровение. Первый из них – сотворение мира Богом – стал основой средневековой онтологии, второй – средневековой гносеологии. 2) Рационалистическое обоснование догматов церкви, а на ранних этапах – борьба с язычеством, патристика (учение отцов церкви). 3) В противоположность мистике метафизическая методология апеллировала к формальной логике и схоластике. Термин «схоластика» происходит с греч. означает школьный, ученый. 4) Прошедшая красной нитью через все средневековье дискуссия о природе универсалий, в которой нашло отражение отношение философов к учению о Святой Троице (Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух). Позиции оппонентов в этом споре тяготели к двум полюсам – реализмуи номинализму. Согласно утверждениям реалистов, истинно реальными являются только общие понятия, а не единичные предметы. Универсалии существуют до вещей, представляя собой сущности, идеи в божественном понимании. Номиналисты, напротив, считали, что универсалии суть имена, данные человеком, в то время как конкретные вещи существуют реально. Начиная с XIV в., на смену средневековому застою приходит эпоха Возрождения. Философии Ренессанса присущ антропоцентризм(от греч. άνθρωπος – человек и лат. centrum – центр) мировосприятия. В центре философии оказался не Бог, а человек, который трактовался как венец эволюции жизни, творец собственной судьбы. Условно можно выделить три «проблемных поля» ренессансной философии: 1) Гуманизм (от лат. humanus – человеческий) – идейное учение, провозгласившее человека высшей ценностью и целью развития общества. Для гуманизма характерны вера в бесконечные силы человеческой личности (титанизм), ее уникальность, автономность (индивидуализм), требования «освободить» человека для реализации им своих целей и возможностей. 2) Натурфилософские (от лат. natura – природа и греч. φιλοσοφία – философия) учения, в рамках которых господствовавшая ранее геоцентрическая система была заменена на гелиоцентрическую. Начиная с этой смены, наука постепенно освобождается от религиозной картины мира. Земной мир теперь рассматривался не как единственный, а как один из множества миров в вечной и бесконечной Вселенной. Сущностным признаком натурфилософских представлений Ренессанса был пантеизм– идея растворения Бога в природе. 3) Социально-философские концепции по-новому, исходя из антропоцентрических установок, объясняли процессы, протекающие в обществе. Н.Макиавелливыделил политику в самостоятельную сферу, освободив ее от религиозного и морального содержания. Т.Мори Т.Кампанелласоздали первые произведения, в которых описывались идеальные социальные устройства, положив тем самым начало жанру «утопической» литературы и такому течению как утопический социализм. В целом, ренессансный философский тип, как и сама эпоха Возрождения, был переходным. Философия и наука здесь вырываются из-под жесткого контроля церкви, получают светский характер, а значит – и импульс к дальнейшему развитию, которое наблюдается в Новое время.
На «раннем» этапе философии Нового времени философы стремились построить целостную картину мира, которая носила механистический характер. В рамках такого мировоззрения природа рассматривалась как огромный сложный механизм, а человек – как машина, одухотворенный робот. В теории познания выделяются две противоположных тенденции: эмпиризм, представители которого выводили знание из чувственного опыта, и рационализм, сторонники которого считали основным источником знания человеческий разум. По мнению Ф.Бэкона существуют три пути познания: «путь паука», т.е. вывод истин из чистого сознания; «путь муравья» – сбор эмпирических фактов при отсутствии их систематизации; и «путь пчелы» – истинный путь научного познания, который объединяет в себе преимущества первых двух путей, но лишенный ограниченности любого из них. Индукция (движение мысли от частного к общему), анализ, сравнение, эксперимент – вот основные условия его научного метода. Для преодоления противоположности между материальными и духовными явлениями Ф.Бэкон обосновывает идею материальности души. Сторонники эмпиризма отстаивали тезис: «Нет ничего в разуме такого, чего бы до этого не было в ощущениях человека». Их идейные оппоненты-рационалисты считали лишь мышление надежным основанием для познания. «Все подвергай сомнению», – писал Р.Декарт, но сомнение само есть акт мышления. Лишь в мышлении человек обретает надежную опору в этом мире. В отличие от Ф.Бэкона, Р.Декарт считает, что лишь дедукция может служить источником настоящего знания. Оригинальные взгляды на природу реальности выразили Дж.Беркли и Д.Юм, считавшие, что вся окружающая человека действительность является лишь комплексом его ощущений. Человек может познать только мир явлений, но не способен проникнуть в суть вещей, дойти до знания законов окружающей природы. В данном случае вообще отрицается возможность познания мира. Важное место на первом этапе развития новоевропейской философии принадлежит социально-философским концепциям Т.Гоббса и Дж.Локка, оспаривавшим у француза Ш.Монтескье авторство теории естественногоправа и общественного договора. Эта теория объясняла происхождение государства и гражданского общества добровольной передачей людьми части своих природных прав сюзерену, гарантирующему в обмен на это безопасность их жизни.
В германских государствах второй половины XVIII – первой четверти XIX вв. сложился особый тип философствования, который был объединен под названием немецкой классической философии. Общими моментами для классической философии являются стремление мыслителей к созданию целостных философских систем, критика обыденного мышления, возрождение интереса к идее развития, к диалектике. Человек в ней рассматривается как субъект активной познавательной и преобразующей деятельности. Основателем немецкой классической философии по праву считается И.Кант, творческий путь которого делится на два периода: докритический (до 70-х гг. XVIII вв.) и критический (именуемый так по названиям его главных произведений – «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения»). В работах докритического периода философ, опираясь на данные астрономии, физики, биологии, антропологии и других наук, разрабатывает идею развития, стоя на стихийно материалистических позициях («Всеобщая история и теория неба»). В критический период И.Кант задается вопросом о пределах человеческого разума как познавательного инструмента. И.Кант считает, что познание проходит три стадии: чувственного созерцания, рассудка (здравого смысла) и разума. Этика И.Канта есть этика долга. Основным этическим законом И.Кант провозглашает категорический императив, т.е. формальное внутреннее веление, существующее в сознания человека как вечный, неизменный закон и идеал его поведения. Отсюда – поступок будет тогда моральным, когда он отвечает этому моральному закону, а не той действительности, которая окружает человеческую личность. Представив весь естественный исторический и духовный мир как процесс, т.е. в беспрерывном движении и развитии, Гегель предпринимает попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения, формулирует основные законы и категории диалектики. Многообразные проявления реальности есть саморазвертывание абсолютной идеи – сначала она саморазвивается сама в себе, потом формирует неорганический и, в конце концов, социальный мир. Абсолютная идея является не только началом, но и завершением развития мира в целом, той целью, к которой стремится это развитие. В этом выражается суть объективного идеализма Гегеля. Философская система Г.В.Ф.Гегеля носит энциклопедический характер, затрагивая развитие духа, общества и природы. В создании своей системы философ руководствуется принципом триады: тезис – антитезис – синтез. Антропологический материализм Л.Фейербаха исходит из биологической природы человека, остающейся неизменной относительно социальной истории. Характерно, что во взглядах на общество материалист Л.А.Фейербах оставался идеалистом, поскольку причину изменения форм социального устройства он видит в изменении религиозного сознания. Таким образом, немецкая классическая философия XVIII-XIX вв., несмотря на значительные различия в миропонимании, тем не менее, представляет собой целостное направление философской мысли, объединенное вокруг осознания принципа тождества мышления и бытия. Сосредоточившись на проблеме субъектно-объектных отношений, немецкие философы создали диалектические системы движения мысли от чувственно данных вещей к логическим категориям и понятиям – и далее к их синтезу. Теоретические достижения немецкой философии оказали существенное влияние на развитие последующей философии и культуры в целом.
Марксистская философиялогически продолжила методологическую линию немецкой классики, совместив в себе диалектический метод Гегеля и материализм Фейербаха. Последовательно применяя диалектико-материалистический подход к анализу природных процессов, социальной истории и самого человека, К.Маркс и Ф.Энгельс акцентировали внимание на роли практики в процессе изменения мира и преодолении того отчуждения человека, которое приобрело с развитием капитализма угрожающие масштабы. В области социальной философии марксисты исходили из положения о том, что источником развития общества является разрешение противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Материальное производство направлено на удовлетворение потребностей человека, а экономический базис общества выступает определяющим по отношению к феноменам общественного сознания. В отличие от предшественников, К.Маркс и Ф.Энгельс именно в материальном производстве усматривают основу исторического процесса. Синтез материализма и диалектики позволил им открыть законы общественного развития. Определенные способы производства лежат в основе общественно-экономических формаций, смена которых посредством борьбы эксплуатируемых и эксплуататорских классов составляет суть исторического процесса. В этом процессе человечество неминуемо должно придти к коммунистической формации, не знающей классовых различий вообще. Дальнейшее развитие марксистской философии приобрело в различных странах мира специфические черты как в теории, так и в применении ее на практике. Следует особо подчеркнуть, что марксизм исходит из главного принципа рационализма – признания разума основой познания и поведения человека, стремящегося организовать общественную жизнь именно на рациональных началах. Ему свойственен познавательный оптимизм, уверенность в том, что рациональное познание, наука (в которой в наиболее адекватной форме находит отражение мощь разума) и есть та сила, которая способна решить все стоящие перед человеком проблемы.
Современная западная философия характеризуется рядом особенностей. Философская мысль занята поиском оснований человеческого и природного бытия, что осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях. Для первого направления характерно осознание всеобщих предельных оснований, универсальных для всей культуры и природы. Особенностью второго направления является выработка новых областей философствования, таких как философия культуры, философия техники, философия хозяйства, философия права и др. Эти новые области философствования занимают все больше места в системе философского знания и играют все возрастающую роль в развитии самой философии на различных ее иерархических уровнях. Из отличительных черт философии ХХ века наиболее важными являются следующие: идеальный мир, создаваемый философией ХХ века, является результатом деятельности различных народов, принадлежащих к разным культурам. Это придает ему разнохарактерность, многосторонность. Таким образом духовная культура и философия XX в. характеризуется мозаичностью, наличием самых различных философских течений и школ. Основные направления современной западной философии: 1.«Философия жизни» (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон, Шпенглер) пыталась подойти ко всем явлениям с точки зрения одного принципа – жизненной реальности, лежащей в основании мира, которая иррациональна, невыразима в понятиях. Это некоторая энергия, воля, жизненный порыв, импульс, чистое стремление, пафос, который сообщает человеку движение, но не дает ничего готового. 2.Экзистенциализм (Хайдеггер, Ясперс, Камю, Сартр) возник в 20 г. ХХ века. В центре внимания индивидуальные смысложизненные вопросы: вины и ответственности, смерти и выбора. Предшествующая философия знала бытие как познанное; бытие выступало как нечто безличное и объективное. Экзистенциализм говорит об особом бытии, человечески окрашенном, которое неотделимо от сознания. Это есть бытие-сознание, для которого существуют все феномены бытия, но которое не может быть объектом познания. Бытие должно быть постигнуто как некая изначальная непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта. Говорят о переживании человеком своего бытия в мире. Бытие здесь дано непосредственно в виде существования или экзистенции. 3. Герменевтика (Дильтей, Шлейермахер, Гадамер) - искусство и теория истолкования текста, имеющая целью выявить его смысл, исходя их объективных (грамматическое значение слов) и субъективных (намерение автора) оснований. Говорят о «понимании» как методе гуманитарных наук в противовес «объяснению» в естествознании, связанным с установлением закона. 4.Структурализм (возник в начале ХХ века в лингвистике, психологии, этнологии, эстетике, литературоведении - Клод Леви-Стросс, Фуко, Лакан) – направление, которое специально исследует анализ структуры в различных областях бытия и знания, поиск логических структур, объективно существующих за многообразием явлений культуры, которые являются продуктом бессознательной и сознательной деятельности людей. 5.Феноменология (Гуссерль)- учение о феноменах чистого сознания, априорных структурах сознания, попытка прояснения в сознании различного рода явлений. Познание возможностей, то есть условий и предпосылок существования какого-либо феномена, независимо от того, реален он или нет. Постижение всего многообразия интенциональных актов сознания, то есть исследование тех актов, в которых происходит конституирование смыслов (направленность сознания на предмет). 6.Неотомизм – течение современной католической философии (Жильсон, Маритен, Войтыла). Защищая религиозное видение универсума и человека, утверждают предустановленное свыше непротиворечивое единство эмпиризма и рационализма, созерцательности и практицизма, индивидуализма и соборности, религии и науки. 12 . Осветить зарождение и развитие философской мысли в Украине в 11-18 веках. История украинской философии является органической составляющей истории всемирной философии . Она выявляет закономерности развития философской мысли украинского народа. Базой развития украинской социальной мысли является Киевская Русь. Самобытная мысль на Руси формировалась под влиянием античной и византийской философии . Развитие отечественной философской мысли получает распространение только после введения христианства . Именно византийская христианская традиция стала той основой , на которой состояла традиционная философская мысль Киевской Руси. В центре внимания украинской философии того периода была проблема человека и человеческой истории . При выяснении сущности человека возникла проблема соотношения души и тела. Мыслители Киевской Руси подчеркивали органическое единство в человеке духовного и физического. Важным аспектом понимания сущности человека и его познавательных возможностей было учение о разуме , чувства и волю , которые направлены на познание Божественной истины и воедино соединяются в сердце. Значительное место занимает историософских проблематика . Одной из ведущих характеристик взгляда на историю был универсализм , который проявлялся , в частности , в том , что историю каждого княжества включали в единой истории Земли Русской . Русичи рассматривались как представители единой общности славян , а история славян включалась в общую историю христианского мира, отождествлялась с историей человечества. Таким образом , философскую культуру Киевской Руси можно охарактеризовать как философско религиозно - этическую , направленную на осмысление актуальных проблем общественной жизни того времени. Рассматривая вопрос «Развитие философской мысли в Украине в XV - первой половине XVIII в. » , Следует обратить внимание на то , что в конце XV - начале XVI в . коренным образом меняется социально - политическая ситуация в Украине - Киевская Русь окончательно теряет государственность. Украина вошла в состав Польского королевства , Украинский народ начал тяжелую борьбу за политическое самоопределение и собственное , существование как отдельной этнической и национальной общности . Резкое обострение религиозных конфликтов в Украине в XVI в . , Позвьязане с попытками окатоличить украинское население , сделало религиозную проблематику особенно актуальной. Социальные , политические и национальные противоречия украинской жизни того времени получили религиозной формы. Следует учитывать и то , что с вхождением Украины в Польское королевство происходила активное взаимодействие с культурой Западной Европы эпохи Возрождения , центральной идеей которой был гуманизм . В его основе лежало культивирования самоценности личности , ее свободы , справедливого общественного строя. В конце XVI - начале XVII в . во многих мистахУкраины возникают братства - религиозно - национальные объединения , противостоявшие экспансии Ватикана и польской шляхты. Братства создавали школы , больницы , типографии , развивали и защищали риднумову , культуру , духовные традиции , а также развития философской мысли в Украине . Особое внимание следует уделить роли Киево - Могилянской академии ( 1632 г.) в развитии духовной культуры Украины , а также всех восточных славян . Академия давала фундаментальное образование из древних и современных для того времени как , а также естественно - научные, теологические , философские знания. Преподавание философии в ней осуществлялось отдельно от теологии. Были введены разделы этики как практической философии . Познание законов природы и человеческого мышления рассматривалось как подготовка к этике . Значительный вклад в развитие философии Украины сделали выдающиеся мыслители Киево - Могилянской академии С. Яворский , Т. Прокопович , Г. Щербацкой , М. Козачинский и др. . , Которые обосновали взгляд на философию как средство интеллектуального познания человека и природы . 13 . Рассмотреть развитие философии в России и в Украине во второй половине 19 и 20 вв При исследовании вопроса «Философия в Украине во второй половине XVIII - начале XXI вв. » Стоит обратить внимание на то , что в конце XVIII в. Григорий Саввич Сковорода (1722-1794) , создал философскую систему , которую по праву можно назвать новым этапом в развитии философской мысли в Украине . Философию Сковорода понимал как любовь к мудрости . Основными положениями его философской системы является учение о двух натуры и три мира . Все в мире имеет двойственную природу или состоит из двух натур : видимой и невидимой , внешней и внутренней , телесной и духовной , бренной и вечной . Большое место в работах Сковороды отведено выяснению роли сердца в жизни человека . Оно всему голова , считает мыслитель. Важное влияние на развитие философской мысли в Украине в XIX в. оказала деятельность Кирилло- Мефодиевского братства ( 1845-1847 ) . Его участники призвали к объединению в свободную федерацию , в которой каждый народ имел бы свою республику и развивал свой язык , культуру , традиции. Яркими представителями кирилло - мефодиевцев были Т. Шевченко , Н. Костомаров и Кулиш . Важную роль в истории украинской философии сыграл выдающийся писатель и общественный деятель Иван Франко ( 1856-1916 ) . В своей поэзии Франко разрабатывал идею героя , личности , свободной в обществе , но несвободной от общества ; идею героя, является носителем духа , «вечным революционером ». В конце XIX -XX вв . развитие философской мысли в Украине сказался формированием философских школ и направлений , которые были тесно связаны с европейской философией. В 20 - х годах XX в. активизируются усилия по разработке философии украинской идеи. В центре дискуссии - концепция , предложенная Н. Волновым (1893-1933) , который считал необходимым отказаться от ориентации на пассивно - страдальческой россиянского культуру и повернуться лицом к Европе. Открытие в 1944 году философского факультета в Киевском университете и создание в 1946 году Института философии АН Украины активизировало философское жизни в Украине . Вторым направлением , плодотворно развивается в Украине в этот период , является историко - философские исследования . Прежде всего, осваивается наследие немецкой классической философии . Школа , возглавляемая В. Шинкаруком (1928-2001) , осуществляет глубокую разработку проблем диалектики , логики и теории познания на основе анализа философии Канта , Гегеля , Фейербаха и других представителей немецкой философской классики. Осмысливаются достижения зарубежной философии XX в. , В частности , феноменология Э.Гуссерля , философия жизни , экзистенциализм , неофрейдизм т.п. . Произошли заметные сдвиги и в разработке вопросов истории философии Украины. 19-20 века - период , который назван «Серебряным веком » в истории Российской философии . Сама эта эпоха отличается тем , что практически все культурное и творческую жизнь находилась в расцвете. Впервые в истории философии России были созданы оригинальные и уникальные философские системы . Многие культурологов относят начало эпохи , основным достижением которой является русская философия Серебряного века до времени образования Философского общества при Санкт - Петербургском университете в 1897 году. Окончанием этого периода считается 1917 год, время революционных потрясений. Членами этого общества стали А. Лосев , Н. Бердяев , С. Франк , Д. Мережковский , Н. Лосский и другие выдающиеся умы. Поиски символа и истины , попытки проникнуть в мир « по ту сторону» и поиски того , как бы обустроить мир , в котором мы живем - это всего лишь несколько штрихов к портрету различных философских направлений , которыми характеризуется русская философия 19-20 века. Идейными источниками этой философии были самые разные , иногда совершенно непредсказуемые элементы философского наследия - античный гностицизм и немецкие мистики , Ницше и Кант . Причем представители философских школ , которые создавались в России , не просто переносили на родную почву эти оригинальные идеи , но на их основе , отталкиваясь от них , осуществляли собственный творческий взлет. Собственно говоря , подъем именно религиозной философии связан с « обратной реакцией » на распространение атеистических и позитивистских идей , а также с огромной популярностью мистических и эзотерических учений различного толка и ожиданием конца « старого мира ». « Богоискательство » и « богостроительства » проникло даже в марксистский и революционный лагерь , что вызвало в нем ожесточенную полемику. На переломе эпох русская философия 19-20 века часто обращалась к такому понятию как новое религиозное сознание и требование обновления для православия в целом и церковной институции частности. Недогматичне видение христианства и особенно православного христианства у философов того времени вызвало раздражение официальной Церкви. Философы Серебряного века часто критиковали Церковь за то , что вместо того , чтобы влиять на совершенствование общества , она просто - напросто находится в услужении у государства . В частности , довольно резко против разрыва христианства и общественных дел выступил Владимир Соловьев. Основа философии Соловьева - софиология - заключалась в том , что Бог и человек должны идти навстречу друг другу , делая добро совместно . Русская философия 19-20 века и особенно философия Бердяева часто позиционирует главную цель человечества - совершенствование творения Бога , дополняя и обогащая его . Однако и Бердяев , и другие религиозные философы , тем не менее , пытались через переосмысление античных и христианских идей решить насущные общественные проблемы. 14.Определить категорию бытия. Осветить становление проблемы бытия в истории философии. Бытие – центральная философская категория, фиксирующая всеобщность существования реальности в единстве и многообразии, конечности и бесконечности, вечности и временности. Раздел философии, который изучает бытие, называется онтологией. Постановка проблемы бытия и специфическое ее решение обнаруживается уже в античной философии. Впервые предпринял попытку определить понятие бытия Парменид. По его мнению, бытие подразделяется на два мира. Бытие – это то, что воспринимается разумом и то, что вечно есть и не может постигаться органами чувств. Следующий шаг в этом направлении сделан Гераклитом. Он рассматривает мир в вечном становлении и подчеркивает единство бытия и небытия, «одна и та же вещь и существует, и не существует», «единая природа – бытие и небытие». Каждая вещь, исчезая, не превращается в ничто, а переходит в другое состояние. Отсюда следует мировоззренческий вывод о безначальности и бесконечности мира. Еще один вариант решения проблемы бытия мы обнаруживаем у атомистов. Демокрит отождествляет бытие с веществом, с минимальной, неделимой, физической частицей – атомом. Под небытием он понимал пустоту, которая непознаваема. Познать можно лишь бытие. Родоначальник объективно-идеалистической философии Платонудваивает бытие на мир идей и мир вещей. Приэтом мир идей, по Платону, является первичным, вечным, подлиннымбытием, а мир вещей – неподлинным и только тенью вечного мира идей. Аристотель понимает бытие как принцип (форма) организации вещи, но существующий реально в единстве с ее материальным субстратом. Во- вторых, под бытием он понимал существование перводвигателя (или первопричины) всех вещей, форму всех форм, существующих в материальном мире. При этом он трактовал материю как пассивную, податливую, воспринимающую воздействие идеального, организующего принципа (формы). В христианском миропонимании, пришедшем на смену античному, Бог есть совершеннейшее сущее, беспредельное всемогущество, а всякое ограничение, неопределенность воспринимается как признак конечности и несовершенства. По Августину, Бог – совершеннейшая сущность, т.е. тот, кто обладает абсолютным и неизменным бытием, средоточием всякого бытия вообще. Новые концепции бытия формируются в XVII-XVIII вв., где бытие рассматривается с позиций материализма как физическая реальность, которая отождествляется с природой. Бытие постигается как реальность (объект), противостоящая человеку (субъекту), овладевающему ею. Представители немецкой классической философии И.Канти Г.В.Ф.Гегельстали рассматривать бытие преимущественно в духовно-идеальном аспекте, акцентируя внимание на проблеме идеального начала (абсолютного духа), основных ступеней его саморазвития, объективации этого начала во всемирной истории и конкретных областях культуры. Примечательно, что у Г.В.Ф.Гегеля бытие понималось как непосредственная действительность, которая еще не раздвоена на явление и сущность: с нее начинается процесс познания. Главными определенностями бытия, по Г.В.Ф.Гегелю, выступают качество, количество и мера. В марксизме происходит максимальное сближение содержаний понятий «бытие» и «материя». С одной стороны, под бытием понимается философская категория, служащая для обозначения всего того, что существует реально: это – и природные явления, и социальные процессы, и творческие акты, происходящие в сознании человека. С другой стороны, «в мире нет ничего кроме движущейся материи». Категория бытия была обогащена за счет введения К.Марксоми Ф.Энгельсомв общее представление о реальности понятия «общественное бытие». Под общественным бытием понимался реальный процесс жизнедеятельности людей, и, в первую очередь, совокупность материальных условий их жизни, а также практика преобразования этих условий с целью оптимизации. В ХХ ст. в философии экзистенциализма проблема бытия сфокусирована на противоречиях человеческого существования. В экзистенциалистской традиции получает новое звучание проблема сущности и существования человека. По мнению М.Хайдеггера, бытие природы и общества характеризуется как неподлинное, чуждое, абсурдное по отношению к человеку. В отличие от классической философии здесь проблема бытия без решения вопроса о смысле существования человека утрачивает всякую значимость. Таким образом, экзистенциалисты попытались выявить характерные черты подлинного человеческого бытия и привлечь внимание к уникальности, самоценности, хрупкости каждой человеческой жизни. 15. Охарактеризуйте основные формы бытия и раскройте их единство и специфику |