Главная страница
Навигация по странице:

  • Второй период

  • 33. Рассмотреть основные концепции общественной жизни: натурализм, идеализм, материализм.

  • Диалектико - материалистическая концепция

  • 34. Определить понятие общественных отношений, охарактеризовать их виды и структуру. Рассмотреть общество как систему отношений.

  • Социальная философия различает отношения между людьми двух типов

  • 35. Дать объяснение понятию общественного производства. Охарактеризовать материальное и духовное производство.

  • Материальное производство

  • Принципиальное различие между материальной и духовной деятельности людей сводится к следующему

  • 36. Рассмотреть способ производства, проанализировать его структуру и роль в обществе.

  • 37. Осветить понятия общественно-экономической формации. Дать структуру и охарактеризовать формационный подход к анализу исторического процесса.

  • 38. Определить понятие цивилизации. Рассмотреть цивилизационный подход к анализу исторического процесса.

  • 39.Роскрыть сущность диалектико-материалистического понимания истории.

  • 40. Сознание. Сознание как философская проблема

  • Определить понятие мировоззрения и дать характеристику его структуры. Мировоззрение


    Скачать 0.66 Mb.
    НазваниеОпределить понятие мировоззрения и дать характеристику его структуры. Мировоззрение
    АнкорFilosofia.doc
    Дата24.04.2017
    Размер0.66 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаFilosofia.doc
    ТипДокументы
    #4342
    страница5 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Всю историю взаимодействия природы и общества можно разделить на несколько этапов:

    Первый период он назвал биогенным или адаптационным (Ф.Энгельс назвал его дикостью).

    Второй период – техногенным, он охватывает два этапа – аграрный и индустриальный.

    Третий период – ноогенный (настоящее время).

    Для биогенного периода характерны охота, ловля рыбы, собирание и присвоение готовых продуктов природы с использованием примитивных орудий труда. Роль природной среды в жизнедеятельности человека была определяющей. Взаимодействие человека с природой носило преимущественно биологический характер. Человек непосредственно общался с миром природы, будучи сам частицей природы, постоянно приспосабливаясь к меняющимся условиям.

    Переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству вызвал подлинную революцию в производительных силах общества – от готовых продуктов природы человек перешел к их производству. Производство орудий труда становится особой социальной потребностью, а труд - главным условием жизни. Общество вступает в техногенный период своего взаимоотношения с природой. В рамках этого периода выделяют два этапа – аграрный и индустриальный. Аграрный этап характеризуется возросшим масштабом влияния общества на природу: возникают первые рабовладельческие цивилизации на Древнем Востоке (Вавилон, Египет, Индия, Китай). Здесь зарождаются новые отрасли знания - астрономия, геометрия, арифметика, обслуживающие главным образом ирригационное земледелие и скотоводство.

    Однако дальнейший рост промышленного производства качественно меняет ситуацию – совершается переход ко второму этапу техногенного периода – индустриальному, связанному с возникновением машинного производства и его широкого внедрения в производство, в силу чего давление человека на природу возрастает. Ускорение научно-технического прогресса вело к тотальной и хищнической эксплуатации природы, истощению ее природных ресурсов – с такими «достижениями» вступал человек в ХХI век.

    Третий период в истории взаимодействия природы и общества получил название ноогенного.

    «Ноосфера, - писал Вернадский, – последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории – состояние наших дней… Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше

    В ХХ веке произошел взрыв научной мысли, человечество вступило в высшую фазу своего развития, сопряженную с информационно-компьютерной революцией, которая подвела итог существования материальной цивилизации, отдав приоритет знанию, информации, интеллекту, самосознанию и образованности личности. Информационные ресурсы, таким образом, приобретают статус стратегического ресурса и самого мощного источника богатства.

    33. Рассмотреть основные концепции общественной жизни: натурализм, идеализм, материализм.

    Натуралистическая концепция объясняет жизнь общества действием природных факторов: силы тяжести, космического излучения, географические условия, генетические особенности. Данная концепция объясняет жизнь общества физическим, биологигеским и др. законами=>природа - субстанция всего сущего; общество приобретает сугубый характер; общество лишается качественной определенности, т.к. происходит абсолютизация данных факторов. Этот подход искажает предназначение человека, отрицает свободу. Жизнь людей в таком обществе предопределена.

    Идеалистическая – усматривает основания, причины и факторы происхождения и функционирования общества в духовной сфере. Внутри этого подхода разграничиваются объективно-идеалистические и субъективно-идеалистические представления. С позиций объективного идеализма на общество оказывают решающее воздействие общественное мнение, мир абсолютных идей, Мировой Разум, Мировая Воля, Абсолютный Дух и др Согласно субъективно-идеалистическим версиям общество есть продукт воли, разума и других проявлений духа выдающихся личностей. Неполноту истины социального идеализма выявляет степень (не-)соответствия жизни человека поставленным им целям. Она является своеобразным «индикатором» уровня нашего понимания сути общественных процессов, в которые включёно каждое социальное существо.

    Диалектико - материалистическая концепция рассматривает общество как подсистему объективной реальности. Общество представляет собой сложной структурное образование, включающее в себя различные уровни организации материи, существующей независимо от чьего-либо разума. С другой стороны одним из таковых является само общество, но оно всегда должно считаться с законом живой и неживой природы. Следует помнить: общество - часть природы, но это относительно самостоятельная, полностью не сливающаяся с ним часть. Общество представляет собой развившуюся форму жизнедеятельности людей, имеющих логику бытия.Действующие в обществе законы носят объективный характер и независят от духовных образований. Различия: законы природы существуют во внешнем мире и большей частью прокладывают себе дорогу в виде внешней необходимости; социальные законы - законы самой человеческой и духовной деятильности. Развитие общества - это естественный исторический процесс, проявляющихся в единстве двух его сторон: объективной и субъективной. С 1 стороны - это процесс естественный, т.е. закономерный и необходимый, а с 2 стороны - исторический, т.к. представляет собой результат деятельности людей.

    Общественная жизнь рассматривается как высшая форма движения материи.Стихийная неживая природа, биологические программы повидения сменяются механизмами культуры - способностью к труду, сознанию.

    34. Определить понятие общественных отношений, охарактеризовать их виды и структуру. Рассмотреть общество как систему отношений.

    Общественные отношения – это многообразные формы взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между отдельными людьми, различными социальными группами, а также внутри них.

    Социальная философия различает отношения между людьми двух типов: отношения

    личного общения и социально-анонимные отношения.

    Личные отношения между людьми вырастают из жизнедеятельности каждого человека и потому их иногда называют «естественными» и «органическими». В ходе усложнения общественной жизни ещё в оболочке личных отношений начинают формироваться отношения более сложного типа. Личное в отношениях приобретает превращённую (замещённую или отчуждённую) форму. В личные отношения людей вклинивается посредник, чаще всего – «звонкая монета». Она обусловливает переход к опосредованным (или собственно социальным) отношениям.

    Собственно социальными отношениями философия считает отношения, интегрирующие раздробленных или «атомизированных» индивидов. Отношения такого рода связывают людей опосредованно, без непосредственного контакта между ними, а иногда – без четкого осознания человеком характера и даже наличия таких связей. В общественные ассоциации людей подталкивают объективные потребности, которые диктуют их носителям необходимо-принудительные формы связи, обусловленные чаще всего своекорыстным интересом и меркантильным расчётом. Личные отношения заменяются отношениями вещными (через вещи). Массовые формы объединения людей в рамках социально-корыстных отношений возникают в обществах с рыночной экономикой. В частно-предпринимательском обществе индивиды взаимодействуют, входя в производственно-финансовые объединения, акционерные компании, принимая участие в деятельности транснациональных корпораций, фирм, являясь представителями деловых кругов и вообще объединений «людей своего круга». К объединениям такого рода относят различные политические группы: ассоциации, партии, движения, административные институты – вплоть до государства. На фоне формального равенства людей, которые объединены социально-общественным видом отношений, никто не скрывает, что видит в своём контрагенте средство для достижения собственной выгоды. Общественные отношения выполняют роль форм производственного, торгово-экономического, социально-политического, межэтнического и межкультурного общения и т.д.

    В материалистической трактовке общественные отношения делятся на первичные (материальные, базисные) и вторичные (идеологические, надстроечные). Главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные.

    Идеалистическое понимание общественных отношений исходит из примата духовного начала как объединяющего, системообразующего принципа. Это может быть идея единого Бога, расы, нации и т.д.

    Выделение всего многообразия общественных отношений, и, преждевсего, материальных и духовных, позволяет увидеть в обществе самостоятельную целостную систему.

    Общество есть система материальных и духовных отношений, носителем и центральным звеном которых выступает человек и те социальные группы, в которые он включен.

    Общество имеет сверхсложный и иерархический характер; многообразие его подсистем определенным образом скоординировано и субординировано. Но то, что делает его системой, связывает людей и их разрозненные действия, средства и механизмы этих действий в единый социальный организм, – это общественные отношения. Именно система этих отношений и составляет специфическую природу общества.

    35. Дать объяснение понятию общественного производства. Охарактеризовать материальное и духовное производство.

    Общественным производством называют процесс воспроизводства всей совокупности общественной жизни, которая охватывает как сферу материального, так и духовного производства, влечет за собой изменения всего общества, его социальной структуры,

    политической организации и других сфер общественной жизни.

    Материальное производство - это деятельность людей, направленная на природные процессы с целью удовлетворения человеческих потребностей. Результатом материального производства являются материальные вещи. Духовное производство - осуществляется не с реальными предметами, а с их идеальными заменителями: образами, символами, законами. ДП - это производство духовных идей, теорий, дух ценностей. ДП - это мыслительная деятельность людей, происходящая во внутреннем, т.е. идеальном мире человека, который представляет собой отражение реального мира. Отражая реальный мир, идеальный мир человеческих понятий обладает существенной самостоятельностью, но оторваться от своей материальной природы он не может, поскольку этому мешают:

    1. Его материальное происхождение.

    2. Его предназначение, поскольку основная функция духовной жизни - это ориентация человека в мире., она направлена на изменение материальной жизни общества. Кроме того, продукты духовной деятельности - идеи, нормы, идеалы - чтобы стать объектом всеобщего внимания и передаваться из поколения в поколение должны материализоваться, т.е. воплотиться в что-нибудь этакое: звук, предмет, символ, а также в знак.

    Принципиальное различие между материальной и духовной деятельности людей сводится к следующему:

    1. Духовные потребности человека, в отличие от других не заданы биологически. Потребность в освоении науки, культуры сама по себе не возникает. Она формируется и развивается социальным окружением индивида в процессе его воспитания и образования.

    2. Особенности духовных потребностей заключаются в том, что они не имеют предела роста, в отличие от материальных потребностей.

    3. Конечным продуктом ДП являются идеальные образования. Продуктом МП являются всякие вещи.

    4. Материальные и духовные богатства принципиально различны. Идеальные образования имеют всеобщий характер потребления. Поэтому 6-ю хлебами нельзя накормить 1000 человек, а 6-ю идеями - можно обогатить внутренний мир. Принципиальным отличием духовного производства от материального является то, что применяемые в нем средства труда (идеи, образы) невозможно отделить от непосредственного производителя.

    5. Духовная деятельность самоценна.

    6. В МП ценится не созидатель, а обладатель. В ДП наоборот.

    7. В сфере МП большинству членов общества навязывается сам труд, продукты этого труда изымаются. В ДП все происходит наоборот. ДП формируется при участии людей, профессионально занимающихся умственным трудом. Рез-том ДП являются идеи, теории, образы, дух ценности, дух связи индивидов, и наконец, сам человек

    Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

    36. Рассмотреть способ производства, проанализировать его структуру и роль в обществе.

    К. Маркс обнаруживает и выстраивает следующую логику воспроизводства общественной жизни:

    - производство людей как общественных существ;

    - производство материальных условий человеческого существования;

    - производство общественных связей и отношений;

    -духовное производство или производство общественных идей и других продуктов и форм духовной жизни общества.

    Производительные силы – система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между обществом и природой.

    Производственными отношениями называются отношения, возникающие между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Сущность производственных отношений составляют отношения собственности.

    В составе производительных сил выделяется в первую очередь трудящийся человек (живой труд), затем – орудия труда и предмет труда. Орудия труда – это те факторы производства, которые производитель ставит между собой и природой в процессе непосредственного производства и которыми он воздействует на природный субстрат, вовлекаемый трудящимся в производственный процесс. В состав предметов труда входит та часть объектов производства, на которую направлена производственная, орудийно – инструментальная активность работника. Это - сырье, полуфабрикаты, комплектующие детали и т.д.

    Духовная сфера, наиболее удаленная от экономического базиса общественной формации. Сфера духовного или идеологическая «надстройка» включает элементы социальной психологии и идеологии, обыденного и теоретического, правового и политического сознания, науку, искусство, философию, религию, иные культурные образцы, ценности и нормы. Компоненты общественной надстройки в свою очередь оказывают вторичное или опосредованное влияние на ход, характер и темпы развития экономического базиса.

    37. Осветить понятия общественно-экономической формации. Дать структуру и охарактеризовать формационный подход к анализу исторического процесса.

    Осуществляемое на основании объективных критериев выделение в истории типологически различных обществ является необходимым аспектом ее материалистического анализа. Материализм, примененный в качестве метода исследования, позволил обнаружить общие, повторяющиеся черты в экономическом базисе ряда стран, что дало основание отнести их к некоторому единому общественному типу, называемому общественно-экономической формацией. Выделение объективного и притом относящегося к сущности исторического процесса критерия обобщения, типизации имело принципиальное значение для науки об обществе. Анализ материальных общественных общественных отношений сразу дал возможность подметить повторяемость и правильность и обобщить порядки разных стран в одно основное понятие общественной формации.

    Маркс провел научное членение исторического процесса и обосновал исторически преходящий характер каждой из общественно-экономических формаций. В результате вся история человечества предстала как закономерный процесс развития и смены общественно -экономических формаций, ступеней этой истории, ее поступательного движения.

    Формация - не хронологическое, не географическое, а именно социально-философское понятие. Формацию нельзя определить хронологически, относя каждую из них к определенному веку, столетию. Нельзя отождествлять формацию и с какой - либо страной, потому что это понятие фиксирует в теоретической форме тип общества, но не воспроизводит реальную историю того или иного народа.

    Формационное членение не тождественно реальному историческому процессу: одни из стран более полно выражают формационный тип, другие - дальше от него. В истории все сложнее. Но чтобы учесть сложность, своеобразие, вариативность, необходимо знать общую закономерность поступательного движения истории. Именно эту объективную логику исторического процесса как раз и воспроизводит марксистское учение об общественно-экономических формациях.

    Общественно-экономическая формация - это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами.

    Каждая формация - целостная система. ЕЕ качественное своеобразие зависит от совокупности материальных отношений, т.е. базиса, именно он придает формации характер определенного конкретно-исторического общественного типа: первобытно - общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического. В формацию входят также производительные силы, которые вместе с производственными отношениями составляют ее материальную основу.

    Существуют локальные особенности и разновидности развития отдельных стран и регионов. Есть своя специфика у конкретных переходных эпох от одной формации к другой. Не каждый народ проходит через все формации. но как бы ни было в истории человечества смена формации ведет к более развитому типу общества. Но процесс человечества состоит не столько в ступенчатом переходе, сколько в накоплении ценности цивилизации на каждом витке процесса.

    38. Определить понятие цивилизации. Рассмотреть цивилизационный подход к анализу исторического процесса.

    В содержательном отношении понятие цивилизация имеет целый ряд значений. Его употребляют как конкретный этап в развитии народов и регионов. Морган и Энгельс определяли его как ступень исторического развития, следующая за эпохой дикости. Всю неоднородность употребления понятия цивилизация можно свести к опреленным смыслам: как синоним культуры; как стадия разложения локальных культур; как эпоха, следующая за варварством; как ступень развития отдельного региона или этноса. Можно выделить 3 подхода: локально-исторический; историко-стадиальный; всемирно-исторический. Каждому из них присуща своя классификация цивилизации. Разнообразен и выбор основ цивилизации. Тойнби и Вебер считали ее основой религиозную веру; Ясперс - философскую веру. Для других базис цивилизации - материальное образование. Крапивницкий, исходя из детерминирования влияния техники на общество, считал, что в фундаменте цивилизации лежит технико-технологический базис. Он включал в себя: технику, технологический способ производства и технологические отношения. Техника - базис и продукт цивилизации; самостоятельность ее относительная; она зависит от социума в целом. То, как человек воздействует на природу - то же техника, но считается технологией - совокупность операций по целенаправленному использованию техники. Технологический способ производства характеризируется специфическими средствами труда; системой труда; характером труда. В результате отношений людей к предметам иссредствам своего труда, а также между собой в ходе технологического процесса складываются технологические отношения. Основы цивилизации не исчерпываются. В реальном историческом процессе в фундаменте общества выдвигают природные условия его жизни; этнические особенности; социально-психологический компонент. Важную роль играют формы организации общественного характера: натуральная, товарная, планомерно-регулируемая.

    Но выдвижение понятий цивилизации технико-технологического базиса как определенного компонента позволяет обнаружить существующие черты цивилизации:

    • цивилизация характеризует собственно-социальную организацию общества;

    • цивилизация есть социальная организация индивидов с базисно - социальным образом;

    • целью цивилизации является воспроизводство и преумножение общественного богатства.

    Цивилизационный подход позволяет выдвинуть конкретные исторические формы общественного хозяйства и понять их роль в развитии общества; понять гинезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических форм общества; обогатить представления о социально-психологическом облике конкретного общества; наращивать интеграционные тенденции в обществе.

    39.Роскрыть сущность диалектико-материалистического понимания истории.

    Противоречие – истинный источник развития и истории. Движущая сила истории – верхи и низы, силы и средства. В противоречии заключается ключ к пониманию законов отрицания отрицания, кол/кач.

    Маркс-Энгельс – диалектически-материалистическое понимание. Основа существование – материальное производство. Определяет характер поведения людей и духовные процессы. Способ производства – это конкретный исторический способ добывания людьми ценностей. Два элемента – производительные силы и производственные отношения – в диалектическом единстве, зависят друг от друга. Развитие, изменение. Отношения могут либо тормозить либо ускорять процесс производства. Закон соответствия сил и отношений – гарант бесперебойного производства. Отставание, замедление – иначе. Конфликт приводит к разрушению экономики, к подрыву – шахтеры, уголь. Отказ от кризиса – либо революция, либо научная эволюция.

    Учение об общественно-экономических формациях. Тип общества – ступень в развитии. Пять типов: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, коммунистическая. Есть и азиатский способ производства.

    Исторический процесс безусловно прогрессивен. Линейный и определенный прогресс. Новейшие формы неизбежны. Потери в прошлом. Рост бесконечен: ценности, производительные силы, население, информация, знания, познание. Наука – производительный двигатель общества. Овладение силами природы, стихиями. Интернационализация мирового сообщества, общечеловеческие идеалы, единое целое – человечество, расширение свободы. Информационное общество – от человека впервые требуется активность.

    Итак, характеризуя материалистическое понимание истории К. Маркса, можно сказать, что оно связано с несколькими фундаментальными идеями, согласно которым:

    1. В каждой из форм человеческой деятельности (включая сюда науку, искусство, религию) цели и замыслы людей, присущее им сознание детерминированы, в конечном счете, объективными потребностями и интересами субъекта;

    2. Из двух типов человеческой деятельности – целенаправленного изменения мира и целенаправленного изменения представлений о мире, отражающих и моделирующих его–практическая деятельность определяет духовную, подчиняет её своим целям и задачам;

    3. Из существующих форм практической деятельности, материальное производство (производство вещей) оказывает воздействие на производство непосредственно общественной жизни и производство «форм общения людей»;

    4. В рамках коллективной деятельности людей, их отношение к предметам, средствам производства оказывает определяющее воздействие на весь образ жизни, включая сюда их отношение к механизмам власти, способ воспроизводства непосредственной жизни, склад мышления и чувствования.

    40. Сознание. Сознание как философская проблема
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта