Филососфия. доклад 2. Философские категории форма и содержание
Скачать 28.94 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО» Кафедра истории и социально-гуманитарных наук РЕФЕРАТ По дисциплине «Философия» На тему «Философские категории «форма и содержание» и примеры их проявление в медицине» Выполнила студентка 2 курса Лечебного факультета №2 группы № 10 Резникова Мария Преподаватель : _____________ Отметка о защите: ___________ Подпись преподавателя: ______ Донецк, 2022 г. СОДЕРЖАНИЕ1. Введение 3 2.Диалектичекое единство содержания и формы 4 3.Форма и содержание в медицине 64. Заключение 8 5. Список литературы 9 1. ВВЕДЕНИЕ Содержание и форма - философские категории; содержание - определяющая сторона целого, совокупность его частей; форма - способ существования и выражения содержания. Воспроизводимые сознанием всеобщие связи и отношения действительности при определенных условиях приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления (понятия, суждения, умозаключения). В произведениях искусства содержание (художественно отраженные явления жизни в их оценочном осмыслении; синонимы: идейно-тематическая основа, художественный смысл, идея) и форма (комплекс выразительных средств) составляют нерасторжимое единство. Термин «диалектика» первоначально применялся к методу философствования с помощью вопросов и ответов, к которому прибегали некоторые знаменитые древние философы, в частности Сократ. Гегель назвал «диалектическим» свой логический метод, используемый и прежде всего в рамках его «философии истории». Метод Гегеля получил дальнейшее развитие в «диалектическом материализме» Карла Маркса и Фридриха Энгельса, который, несмотря ни на что, остается весьма авторитетным философским подходом, в том числе и при рассмотрении т.н. «парных» диалектических категорий - таких как сущность и явление, закономерность и случайность, историческое и логическое, общее и единичное, содержание и форма. 2. ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ Идея «формы» была, бесспорно, одной из первых значительных идей, разрабатываемых в философии. В западной философии приоритет здесь, как признается, принадлежит Платону и Аристотелю. Хотя первоначальные варианты философской концепции «форма и содержание» можно увидеть уже в воззрениях самой первой западной философской школы - т.н. «ионийской школы», натурфилософского направления, сформировавшегося и развивавшегося в 6-4 веках до нашей эры. Ее представителей объединял поиск некоего «первоначала» - «первичной материи», или «первичного содержания», - лежащего в основе существования всех вещей: Фалес Милетский признавал такой первоначальной субстанцией воду, Анаксимен воздух, Гераклит огонь и Анаксимандр - некий «апейрон». Уже во взглядах ионийских натурфилософов присутствовало также понимание диалектической взаимосвязи формы и содержания: первоначало в качестве «содержания» (будь то вода, воздух и т.п.) существует не само по себе, а в бесконечном многообразии своих конкретных материальных проявлений («форм»). Однако «ионийцы», хотя по существу уже разрабатывали проблему диалектики формы и содержания, все же еще не выделяли их как отдельные философские категории; впрочем, то же можно сказать и о Платоне с Аристотелем, которых считают «первопроходцами» этой философской проблемы. В произведениях Платона форма часто соотносится с одной из центральных категорий его философии - «идея» (eidos), на которой базируется платоновская теория форм. Коротко говоря, для Платона именно формы или идеи являются постоянной реальностью, тем «прообразом», который делает любую вещь тем, «что она есть». Согласно Платону, любая конкретная материальная вещь, предмет или даже живое существо (например, реальная конкретная собака) могут изменяться: конкретная собака может, например, умереть, и когда это произойдет, это будет уже не «собака», а просто мертвая материя. «Идея» собаки («собачность»), однако, не подвержена изменениям: она неизменна и вечна. При этом все и любые конкретные собаки являются презентациями единственной, неизменной и вечной формы (той самой «собачности»). Хотя эта теория может показаться очень сложной, ее можно проиллюстрировать некоторыми положениями математики, к которой сам Платон часто возводил свою теорию форм. Так, «идеальный» треугольник определяется как трехсторонняя фигура, сумма углов которой составляет ровно 180 градусов. Все конкретные и реальные треугольники - начерченные на бумаге, построенные из какого-то материала и т.п. - всегда будут в какой-то мере отличаться от этого абстрактного «идеального» треугольника. Самые точные приборы могут показать, что линии или углы не совсем «правильны», даже если погрешность минимальна. По этой причине реальные треугольники, строго говоря, не соответствуют определению треугольника. Единственный «правильный» треугольник этом контексте - треугольник «идеальный» в платоновском смысле, т.е. тот образ треугольника, который мы представляем себе в уме и который полностью отвечает каноническому определению треугольника. Платон использовал эту же теоретическую модель для сопоставления всех отдельных и конкретных феноменов (деревья, кошки, человеческие существа и т.д.), подверженных изменению, с их неизменными и вечными «идеями» или формами. Понимал ли Платон эти формы как реально существующие в неких высших сферах отдельно от своих конкретных проявлений или просто как быть умопостигаемую абстрактную природу неизменных физических законов - до сих остается предметом оживленных ученых дискуссий. Здесь стоит заметить, что как будет показано ниже, современное понимание «формы» и «содержания» противоположно платоновскому: именно содержание, как правило, рассматривается в качестве основы, проявляющей себя в конкретных формах. Эта позиция восходит уже к Аристотелю. 3. ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ В МЕДИЦИНЕ Взаимосвязь медицины и философии началась давно, с момента появления первых явных признаков абстрактного (отвлеченного) мышления в лечебном деле, и продолжается поныне. В практическом медицинском познании бытия жизни предметное мышление сформировалось спонтанно. Оно зародилось еще задолго до того, как сложился философско-научный (понятийный) стиль мышления первых врачевателей. Эмпирическое медицинское познание длительное время существовало как явление, подчиненное религиозно-мифологическому мировоззрению, тесно переплетаясь с мистикой и суевериями. Поэтому приобретенные в древности научно-эмпирические сведения, изначально не связывались между собой в органическую целостность. Они не были философски осмысленными, теоретически обоснованными, то есть их нельзя было назвать теоретическими или общими медицинскими положениями. Научно-медицинское (теоретическое) познание исторически зарождалось вместе с философскими учениями древних греков. Начиная с пробуждения интереса у мыслящих врачей к философскому постижению первопричин мира, места и роли человека в нем, медицина стала активно насыщаться философским смыслом. Немного позже у медиков появилась и устойчивая мыслительная потребность в целостном (объемном) взгляде на системную телесно-духовную сущность человека. В конце концов, естественным образом сформировалась диалектическая взаимосвязь между философским осмыслением природы, роли и назначении человека и зарождающимся клиническим мышлением, стремящимся объяснить порой парадоксальные явления в человеческой жизнедеятельности. Современная медицина опирается на философско-моральные учения Гиппократа, Галена, Цицерона, Канта о нравственном долге и прочно слилась с требованием бескорыстного служения людям. Такие философско-нравственные требования получили обоснования в деонтологии как теоретической основе профессиональной врачебной этики. В 1979 году американские философы Т. Боучамп и Д. Чилдрес в книге "Principles of Biomedical Ethics" сформулировали четыре постулата современной медицинской этики. Предложенная ими схема получила в настоящее время наибольшее признание. Кроме четырёх принципов схема содержит ряд основанных на них правил. Правила, в свою очередь, служат для морального обоснования решений и действий в конкретных ситуациях. Вкратце принципы таковы: 1. "Не навреди".2. "Делай благо".3. "Уважай автономию пациента".4. "Будь справедливым".4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, диалектика в качестве наиболее общей концепции развития: - дает ключ к постижению, в том числе сущностных особенностей этого развития в контексте взаимосвязи категорий «форма» и «содержание»; - отражает объективное содержание процессов, происходящих в природе, социуме и человеческом сознании, а также тех форм, в которых это содержание выражает себя; - учитывает внутренне присущие отношениям этих категорий единство и противоречие, постоянную изменчивость, вечную тенденцию к взаимопереходам и становлению нового. Имея в виду, что весь окружающий мир постоянно пребывает в движении, саморазвитии и изменении, а значит - в постоянной смене форм и содержания объектов, принципы диалектики с необходимостью должны учитывать эту всеобщую взаимосвязь и изменчивость. Поэтому диалектика и имеет категоричный аппарат, законы и принципы, которые адекватно отображают в мышлении изменения и взаимопереходы, поскольку самые являются подвижными и сменными. Без понимания этого, без учета диалектики разногласий и движущих сил развития (в т.ч. содержания и формы) в любых естественных и общественных системах объективной действительности истинное познание невозможное. 5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - М., 1998. 2. Гегель Г.В.Ф. Соч. М - Л. 3. Зверев А.М. «Генезис и система парных категорий» Казань, 2008. 4. Ксенофонт Афинский. Сократические соч. М.,1935, с.167. 5. Молчанов К.В. Что делать? - 3.М., 2003. |