ИГПЗС. Предмет игпзс общие закономерности и специфические черты происхождения гос и права сущность и особенные формы госва и права, их развитие и функционирование. Методология игпзс
Скачать 0.77 Mb.
|
Методология ИГПЗС: общие- исторический, логический, индукции и дедукции, классификации; специальные- конкретно-исторический, анализ, хронологический, периодизации, синхронический, ретроспективный, сравнительно-исторический, типологии, системно-структурный, формально-юридический, статистический. Игпзс- это наука: исследует возникновение, развитие государства и права стран, оказавших наибольшее влияние; раскрывает как общие закономерности, так и специфические черты; изучает основные причинно-следственные связи. Периодизация ИГПЗС: Древний мир (4 тыс. до н.э. – 5 в. н.э.), Средние века (5 в. н.э. – 15-16 в.в.), Новое время (15-16 в.в. – конец 19 в.), Новейшее время (20 в. – до н. вр.).
Однако продуктивное земледелие, позволявшее накапливать избыточный продукт, становилось возможным только при создании единой ирригационной системы. Необходимость коллективного освоения земель во многом предопределила не только формы хозяйственной деятельности, но и политической организации. Потребность в консолидации усилий общин усложнила управленческие функции и привела к формированию надобщинных структур. В IV- -III тыс. до н.э. древневосточная родоплеменная организация трансформируется в протогосударство. Признаки «восточной деспотии»: это монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата за бесправными подданными. (Др. Вавилон, Китай, Др. Египет). Высшая законодательная власть деспота, централизованный многоступенчатый бюрократический аппарат, возглавляемый самим правителем. Все имперские чиновники, независимо от рангов и занимаемых постов, были поставлены под строгий контроль центральных властей. В этой системе монарх выступал в качестве посредника между миром живых людей и сверхъестественных сил. Он исполнял и толковал волю божества, был организатором религиозного культа, жертвенных подношений. Ему подчинялось жречество. Личность монарха, независимо от его качеств, признавалась священной. Преимущественно его полномочия были связаны с выполнением административно-хозяйственных функций. Государственная власть призвана была регулировать разрозненное общинное производство и организовывать общественные работы (строительство ирригационной системы, дворцово-храмовых комплексов и военных укреплений, обслуживание царско-храмового хозяйства. Способы и методы осуществления государственной власти, основанные на применении военной силы.
Эпоху Среднего царства характеризуют значительное возрастание численности рабов в частных хозяйствах при укреплении экономического положения землевладельцев, а также расслоение сельских общин, из которых выделяются мелкие собственники – неджесы. Слой неджесов, в свою очередь, разделился на бедных, или маленьких неджесов (мелких крестьян) и сильных неджесов – их разбогатевших представителей, становившихся писцами, торговцами и землевладельцами. Основная масса общинников-земледельцев беднела. В целях аложения различных дополнительных повинностей на непривилегированный слой населения ежегодно проводился их учет. В период Нового царства рабовладельческие отношения охватили все общество, хотя сохранялся их патриархальный характер. Труд рабов не только широко использовался в домашнем хозяйстве: из их среды выходили также ремесленники, каменотесы, кузнецы, ткачи, строители и работники других профессий. В то же время продолжалось социально-экономическое возвышение жречества, которое превратилось в замкнутую наследственную касту. Возросшее богатство высшего жречества укрепляло его независимость от центральной власти. Что касается Древнего Вавилона, то низший общественный слой там составляли рабы – вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными бывшие свободные граждане. Рабы подразделялись на: царских, храмовых и частновладельческих. Все эти группы рабов не обладали правосубъектностью и рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Свободное население Древнего Вавилона делилось на две группы: полноправных (авилум) и неполноправных (мушкенум). Основную массу населения составляли полноправные вободные граждане – авилум. Они обладали полной правосубъектностью: могли владеть землей, исполняли имущественные и личные повинности, могли занимать высшие государственные должности. Жители покоренных городов и областей, не являвшиеся членами древневавилонской общины – мушкенумы, были вынуждены арендовать землю у храма, государства либо авилума на условиях несения службы в пользу арендодателей. Но это не означало, чтомушкенум не мог обладать собственным имуществом: в его хозяйстве даже зачастую использовался труд собственных рабов. Наряду с делением по сословиям древневавилонское общество подразделялось и по профессиональным занятиям: первое место занимали придворные служащие – царские телохранители и высшее жречество; далее следовали военнослужащие (редум, баирум, декум, лубуттум). В соответствии с важным государственным значением религии и храмов почетное положение среди профессий занимали храмовые служители. Немногим уступало им по положению в обществе и светское чиновничество – писцы. На низших ступенях профессионально-служебной лестницы находились крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники. В Древней Индии разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению самобытных сословий – варн. Все свободные граждане стали делиться на группы, не равные по общественному положению, правам и обязанностям. С оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману были легитимированы: брахманы – члены жреческих родов; кшатрии – военная и светская аристократия; вайшьи (вайшии) – лично свободные полноправные общинники; шудры – низшая варна, неполноправные члены общины. Образ жизни каждой варны был определен специальными законоустановлениями (дхармами). В компетенцию первых двух варн входило государственное управление в самом широком значении. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн. С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Этому способствовали: преимущественная эндогамность – заключение браков между представителями одной варны; определенная, наследственно закрепленная профессия; поклонение одним и тем же богам. Первоначально переход из одной варны в другую строго запрещался (ограничивалась возможность смешанных браков). Устанавливалось разное материальное возмещение за убийство человека в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание и наоборот. Впоследствии с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые варны окончательно обособились от двух низших. С началом I тысячелетия новой эры варны плавно преобразуются в касты – профессионально замкнутые корпорации. Рабство Древней Индии отличалось неразвитостью и крайней патриархальностью: наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться пережитки первобытнообщинного строя. Древнеиндийские рабы могли иметь семьи, собственность, обладали правами наследования, собственности на получаемые дары. Свободный человек, становясь рабом, не утрачивал своих семейных, родовых и варновых связей. В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов; хотя государство и было в целом рабовладельческим, но варны подменяли типичные для Древнего Востока сословия. Тем не менее, Законы Ману выделили виды рабов: захваченные под знаменем (военнопленные); рабы за содержание; рабы, рожденные в доме хозяина; купленные; подаренные; доставшиеся по наследству; рабы в силу наказания. Однако рабский труд не играл сколь-нибудь значительной роли в экономике Древней Индии, и отличительной чертой древнеиндийского рабовладения было наличие развитого законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабу.
После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап — время формирования и расцвета полисов, городов-государств, где на смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа. Полис представляет собой город-государство, основанный на гражданской политической общине. Полис характеризуется небольшой замкнутой территорией; сравнительно малой численностью населения; наличием института гражданства, дающего право на земельный участок (клер) в черте полиса. Кроме того, во всех полисах действовали органы самоуправления — народные собрания и выборные магистратуры. Процесс становления полисной организации в Древней Греции проходил в несколько этапов. Военная угроза – основной фактор формирования полисной системы. В Афинах становление полиса связано с эволюцией рабовладельческой демократической республики. Полисный этап древнегреческой государственности принято подразделять на три периода: - гомеровский — XI—IX вв. до н.э.; - архаический — VIII—VI вв. до н.э.; - классический — V—IV вв. до н.э. Особый интерес для изучения представляет процесс возникновения и развития двух греческих полисов — Древних Афин (образец рабовладельческой демократии) и Спарты (аристократии). Изменение основ Афинской полисной организации связано с реформами Солона и Клисфена в VI в. до н.э. В 594 г. до н.э. известный поэт и общественный деятель Солон был избран на должность архонта с правом законодательной власти. Долговая реформа Солона — сисахфия — аннулировала все долги афинских граждан. Для афинян долговое рабство было отменено, а проданные в рабство за границу подлежали выкупу государством. Разрешались свободная купля-продажа земли, дробление землевладений и устанавливалась свобода завещаний. Тем самым закладывались экономические и правовые основы для развития частной собственности. Цензовая реформа Солона разделила граждан на четыре разряда по имущественному принципу. Каждый разряд наделялся определенным объемом политических прав. Государственные реформы Солона возродили народные собрания и придали им законодательные полномочия. Функции государственного управления были переданы Совету четырехсот (фактически формировал правительство). Он формировался по родовому принципу на основе имущественного ценза: по 100 человек от каждой филы (племени), избиравшихся из первых трех разрядов. Появился судебный орган — гелиэя (суд присяжных), в которую могли избираться афинские граждане независимо от имущественного положения. Административные единицы: - жители равнины - горное население - приморское население В конце VI в. до н.э. реформы Клисфена окончательно разрушили остатки родовой организации. Административная реформа Клисфена разделила государство на 10 фил - территориальных образований, каждая из которых включала в себя три триттии из разных частей страны (городскую, прибрежную и земледельческую). Филы подразделялись на демы — территориальные самоуправляющиеся округа во главе с демархами. Государственная реформа Клисфена заменила Совет четырехсот Советом пятисот. Он формировался по территориальному принципу: по 50 человек от каждой филы. Совет пятисот осуществлял функции государственного управления. Принципы: сменяемость, срочность, выборность, оплачиваемость должностей. Для военного управления была создана коллегия 10 стратегов: по одному представителю от каждой филы. Клисфен ввел процедуру остракизма - специального голосования народного собрания для определения лиц, представляющих опасность для государства (на глиняных черепках имя политика, если 1/3 указывала 1 имя, его изгоняли). Подвергшиеся остракизму изгонялись за пределы полиса на 10 лет. Законодательная инициатива – любой мог предложить свой закон, но он не должен был противоречить существующим законам и должен был быть аргументирован. Реформы тиранов-законодателей — Солона и Клисфена — разрушили родо-племенную организацию Афин, завершили становление Афинского полиса и заложили основы демократии. |