ИГПЗС. Предмет игпзс общие закономерности и специфические черты происхождения гос и права сущность и особенные формы госва и права, их развитие и функционирование. Методология игпзс
Скачать 0.77 Mb.
|
12. Общественный строй Афин1. Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились:
Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен правах. Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем:
Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность. 2. Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой - метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе:
К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах. У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повинности. Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению к метэкам. 3. Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п. Одним из источников рабства служила долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным лицам, и рабов, принадлежавших государству. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею.
14. Право и суд в Афинах. Источники права 1. Главная форма выражения права – закон.Изначально отождествлялся с обычаем, главный его элемент – справедливость. Также важную роль играла природа– «право природы», «естественное право». Природа служила для грека основой его действий в мире, жрецы старались предугадать судьбу поступка, то, что решали после гаданий подлежало неукоснительному соблюдению. Закон выражался через стихотворную форму. 2.Следующий источник – принятый формальный закон – норма, источник которой – воля законодателя. До Клисфена – принимались народным собранием и гелиэей, после вместо гелиэи – коллегия номофетов. Источник права, на который ссылались на суде – закон, о котором давалась справка секретарем гос. архива. Решение по однородному делу – не источник! Только письменный закон! Группировка законов по магистратам, которые их исполняли. Писались на специальных четырехгранных барабанах, вращавшихся вокруг своей оси – кирба. Кодификации не удавались, хотя законы стали записываться на папирусах. Вещное право В Афинах не был разработан из-за сильного гос. вмешательства в эту сферу. Владели землей, недвижимостью только граждане, могли разрабатывать по лицензии рудники. Афиняне могли дарить, продавать, покупать, менять, передавать по наследству как движимое, так и недвижимое имущество. Имущество можно сдать в аренду или под залог. Некоторые объекты вещного права подлежали гос. регулированию. Запрещалось загрязнять реку Илисс. Все шахты и рудники подлежали только лицензионной разработке, лицензии частным лицам выдавали полеты – срок 3 года, 10 лет для только открытых рудников. Эти дела разбирали фесмофеты. Вещное право защищалось такими исками как: 1) негаторный, 2 условия: - истец – собственник - подлежал доказыванию факт нарушения владельческих прав Лучший вид доказательства права собств. – предыдущее решение суда. Нарушитель платил штраф. 2) иски, заменяющие виндикационный: особый вещный иск, распадающийся на множество мелких исков. Залоговое право Залог в Афинах – срочный договор купли-продажи, при котором покупается наличность. Вещь переходила залогодержателю в собственность, единственное ограничение – срок, по истечении которого – полная собственность на вещь. Залогодержатель мог сдать вещь самому залогодателю по 10% суммы долга, мог перепродать залог 3 лицу. Перезаклад только с согласия кредитора. Залог устанавливался по договору займа, хотя иногда залог требовался с ответчиков в суде – метэков и иностранцев, требовался также в делах о наследстве. Когда речь шла о свидетельстве в деле о наследстве, мог установиться иск о лжесвидетельстве, обеспеченный 1/10 наследственной масссы. Также залог мог равнятся сумме долга с процентами, который при неуплате переходил в собственность кредитора. Доказательство залога на землю – особые камни (которые Солон скинул с земли афинян). Надпись на камне – «участок продан с правом выкупа». О сервитутах ничего не известно. Различалось 3 вида залога: 1)Залог недвижимости 2)Залог движимости 3)Ипотека Обязательственное право Договор купли продажи – сущ. условие – уплата цены. Скрытый продавцом недостаток вещи или раба вел к ничтожности сделки. Форма договора устная, но для к.-п. земли и недвижимости требовалась письменная форма, далее документ предоставлялся архонту. Он уведомлял граждан о сделке. Продажи в кредит не было. Договор займа – регламентировался Солоном. Запрет распространять имущественные требования на личность должника. Ставка – 1% в месяц. Обеспечивался залогом и заключался в письменной форме. Иски рассматривались у судей месячных тяжб – исагонов. Договор дарения – узаконено Солоном. Совершал только собственник, полностью дееспособный. При малейшем пороке воли дарителя – договор уничтожался. Договор найма – часто выступало гос-во. Архонт – басилевс мог сдавать в аренду участки земли храмов. Письменная форма – обязательна, договор – срочный. Отдельный договор – найм жилого помещения. Также был поднаем – выгодно сдать дом ген. наемщику (часто вольноотпущенник), который был управляющим дома и сдавал жилье. Договор поручительства – существовал, но форма его – неизвестна. Нарушение всех видов обязательства преследовалось по общему иску dike blabes (иск о причинении вреда). Брачно-семейное право Патриархальная семья – глава семьи кир. Нес ответственность за жену и детей, они в полной его власти, но у него права на их жизнь и смерть не было. В случае смерти кира – жена переходила под власть кира, которого назначали опекуном детей. Также она могла вернутся к владыке, который выдал её замуж. Больше всего власти у кира в имущественных вопросах – даже управление приданным супруги. Однако его наследовали только её дети. Сделки совершенные женой незаконны, кроме тех, которые стоили до 1 медимна ячменя. Глава семьи – глава семейного культа. В основном это имело значение для обряда признания детей от брака – своими. На 10 день после рождения – специальный обряд – признание, если его обманули – актом брал признание назад. Для статуса законнорожденного важно было формальное заключение брака. Обязательное условие законности брачной связи – заключение брачного контракта с киром (опекуном) женщины. «Я, имярек, передаю мою дочь (сестру и т.п. тебе). Совершеннолетние женщины-сироты под властью ближайшего родственника-мужчины, если такового нет – под властью специального архонта. Браки с метэками и иностранцами могли преследоваться. Развод могли требовать обе стороны, у мужа больше свободы – отсылал жену к тестю. Супруга могла ходатайствовать о разводе только перед архонтом. Приданное муж возвращал в обоих случаях. Основание – неверность. Дети всегда у отца. Мужу дозволялось свободно убить любовника жены, если заставал их вместе. Либеральное отношение брака к инцесту, запрет связи с прямыми нисходящими и восходящими родственниками. Безбрачие преследовалось – незначительная атимия, запрет быть оратором или стратегом. Был институт организованной проституции.– могла быть и конкубиной – обычная проститутка. Могли быть свободными и несвободными. Если свободные, то обычно не гражданки Афин. Дети наложниц – не наследники, если не получали самостоятельных гражданских прав. Наследственное право. К наследованию допускались все сыновья в равных долях без различия их старшинства. Раздел наследства осуществлялся жребием. Завещание было, но по нему запрещалось устранять кого-либо из наследства, за исключением передачи наследства кому-либо из боковых родственников. Особый порядок при отсутствии наследников мужского пола. Тогда наследник – будущий внук, до совершеннолетия наследством управляла дочь. Мужа обязан подыскать опекун из числа её ближайших агнатов. Если она замужем, но в бездетном браке, агнат мог требовать её развода и женится на ней (сам тоже должен быть не женат). Если она бесприданница и сирота – приданное давал архонт за свой счет, при условии, что выйдет замуж не за агнатов. При отсутствие каких-либо прямых нисходящих родственников – призывались боковые родственники. Составлялись очереди: 1-я очередь – братья и его нисходящие 2-я очередь – сестры и их нисходящие 3-я очередь – все другие агнаты отца 4-я очередь – когнаты и нисходящие Восходящие не наследовали Споры о наследстве разбирал архонт – для граждан, полемарх – для метэков. Иск о наследстве – если один претендент и – если несколько, подавались в письменном виде. Оглашались в экклесии. Если кто-то предъявлял права – суд исагогов. Срок исковой давности – 5 лет. Можно требовать пересмотра. Различались права законных и усыновленных наследников. Законные вступали во владение сразу, усыновленные получали подтверждение прав. Уголовное право Преступление для греков – нарушение порядка, установленного богами, святотатство. Наказание преследовало 3 цели: удержать преступника от повторения деяния, совершить акт возмездия (если жертва прощала – не требовалось) и очистить город от скверны (считалось, что преступление вызывает своеобразная болезнь, и эта болезнь может передаваться). Поэтому проводился ритуал очищения – люстрация.В серьезных делах – например об убийстве, преступника держали до суда в тюрьме, к вещам не прикасались, суд проходил на открытом воздухе (если в помещении – значит оказываешь гостеприимство). Субъектом преступления могли быть и животные, и неодушевленные предметы. Специальное судебное присутствие, которое могло удалить животное или предмет за пределы Аттики, если признавали их виновными в смерти гражданина. Уголовное преследование не применялось, когда: -убийство вора ночью на месте преступления; -убийство прелюбодея; -соперника на спортивном состязании; -если врач не мог вылечить пациента; -убийство тирана; -убийство преступника, изгнанного, но вернувшегося без разрешения; Уголовное право рано систематизировалось по видам исков, например существование видов исков по умышленным и непредумышленным убийствам. За первые – казнь, за вторые – изгнание, пока семья не прощала убийцу. 15. Право Спарты. Главным источником права в Спарте являлся обычай. До нас дошли «ретры Ликурга». Ликург – полулегендарная личность, в которой воплотились представления спартанцев о справедливом законодателе и правителе. Особенностью правовой системы Спарты стало существование жестоких морально-этических норм, облеченных в форму обязательного для исполнения закона. Письменные законы были официально запрещены, основные юридические нормы передавались устно. Право собственности. Частная собственность на землю отсутствовала. Вся земля принадлежала государству. Право собственности на движимое имущество ограничивалось личным пользованием. Любой гомей, находясь в доме или на клере своего согражданина, имел право пользоваться всем его имуществом и рабами. Со временем главными крупными собственниками земли становились женщины, так как мужчинам обычай запрещал заниматься коммерческими и финансовыми делами. Особенностью гражданского права было непризнание правоспособности иностранцев, запрет гражданам других государств проживать на территории Спарты и ввозить предметы роскоши. Запрещалось также и спартанцам под страхом смерти жить за пределами государства, дабы не разрушить аскетический образ «общины равных». Особенность брачно-семейных отношений состояла в том, что основной целью брака признавалось непрерывное воспроизводство здорового мужского населения. До 30 лет каждый спартанец должен был вступить в брак. Если же он этого не делал, то его на одном из религиозных праздников избивали женщины. Брак был парным, но женщине разрешалось не сохранять супружескую верность (т.к. основное требование к женщине – родить больше здоровых мальчиков). Предельно простой являлась процедура расторжения бездетного брака. Женщина в Спарте была политически неполноправна, зато пользовалась гражданскими правами. Если дочь была единственной наследницей в семье, то она становилась гарантом неделимости родовой собственности. Право наследования по закону в первую очередь имели сыновья (в том числе и внебрачные). Нормы уголовного права в Спарте ограничивались указаниями на наказуемость преступного деяния, но меры наказания не определялись. Самыми тяжкими преступлениями считались преступления против государства и «общины равных»: измена, нарушение традиционных норм поведения и т.д. Особенностью преступлений против личности являлась классификация их как посягательств на установленный государственно-общинный порядок жизни гомеев. Имущественные преступления были регламентированы слабо. Основными видами наказаний были штрафы, изгнание, смертная казнь. Тяжким наказанием считалось лишение прав (атимия). Судебные органы не отделялись от администрации. Герусия являлась судом по уголовным делам и должностным преступлениям. Суд по гражданским делам осуществляла коллегия эфоров. Судебный процесс для полноправных граждан носил состязательный характер. По отношению к илотам и периэкам применялась также внесудебная расправа. 16.В истории Древнего Рима выделяются следующие периоды: — царский (VIII в. — 509 г. до н.э.); — республиканский (509 г. — 27 г. до н.э.); — период империи (27 г. до н.э. — 476 г. н.э.), который разделяется на: 1) период принципата (21 г. до н.э. - 284 г. н.э.); 2) период домината (284—476 гг.). 17. Царский период. «Царский» период государственности Древнего Рима начинается с образования на берегу реки Тибр земледельческого поселка, названного Римом. Это было время родоплеменной организации, представлявшей собой стадию военной демократии. «Царский» период являлся переходным от родового строя к государственному. Окончательное становление государственности в Риме связано с деятельностью шестого римского царя, правившего в 578–534 гг. до н.э. – Сервия Туллия. Вообще же во время «царского» периода Римом последовательно правили семь «царей» – рексов (rex): Ромул; Нума Помпилий; Тулл Гостилий; Анк Марций; Тарквиний Приск (Древний); Сервий Туллий; Тарквиний Гордый. Рим в эту пору был догосударственным образованием с элементами военной демократии. Для этого периода Древнего Рима характерен процесс разложения первобытнообщинного строя племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Всё полноправное население Рима – римский народ,populus romanus –делилось на 3 племени – трибы (объединение десяти курий). Племена делились на роды – генты (по сто в каждом племени, всего 300) и поселялись в курии (место жительства десяти родов, всего курий было 30). Старейшины родов входили в сенат – Cовет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно сенат сделался главной правительственной властью. Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был рекс – «царь», который избирался на народных собраниях, проходивших по куриям. Царь был политическим, военным и религиозным вождем. Власть его была сакральной в глазах населения Рима. Он также являлся и верховным судьей по наиболее значимым делам. Участвовать в народных собраниях могли только патриции, члены древнейших аристократических римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями. Плебеи были лично свободными гражданами Рима, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и в «царский» период были полностью лишены политической правоспособности. Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также клиентами. Клиенты – это обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители. Будучи лично свободными, но ограниченными в правах, они находились под покровительством патронов – патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратился в мощную политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков была отмечена вехами борьбы плебеев за уравнивание своих прав с патрициями. Согласно достоверным сведениям, один из рексов – Сервий Туллий (середина VI в. до н.э.) провел реформу общественного и политического устройства, в результате которой плебеи были официально введены в состав populus romanus. Реформа основывалась на имущественном различии населения и на новом территориальном делении Древнего Рима, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытно-общинной организации. Первая часть реформы заключалась в делении всего свободного мужского населения Рима на шесть имущественных разрядов и на воинские сотни – центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением денег в IV в. до н.э., была введена денежная оценка имущества – асс, мелкая медная монета. Лица, обладавшие полным наделом земли, входили в первый разряд, тремя четвертями надела – во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа самых богатых граждан – всадники, а безземельные (пролетарии) объединялись в шестой разряд. Общее число созданных центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса «богатых» и «самых богатых» центурий составляли большинство – 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой. После реформ Сервия Туллия наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям. Решение центуриатного народного собрания получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям. Вторая часть реформы – деление свободного населения по территориальному принципу, согласно которой в Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен – трибы. Территориальная триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Жители трибы подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, причем каждая триба имела один совокупный голос. Реформа Сервия Туллия завершила процесс ликвидации основ родового строя. Включив плебеев в состав полноправного римского народа и допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, реформа способствовала консолидации свободных и обеспечила их господство над рабами. |