Философия. Философия экзамен 1-15. Предмет и метод философии. Основной вопрос философии
Скачать 44.95 Kb.
|
Проблема субстанции. Материя и дух. Основная проблема заключается в том, что если, например, рассматривать не просто мироздание, бытие и небытие, а вообще всё, то возникает вопрос о том, какой же неизменный основной принцип лежит в основе субстанции, из которой состоит вообще всё . Причём очевиден тот факт, что всё очень разнородно и разнообразно, но для определения этой всеобщей субстанции нужно выявить сходство между всеми разнообразными элементами этой «всеобщей субстанции» (которая составляет вообще всё, без исключения). Материя – объективно реальное бытие мира во времени, пространстве, движении, детерминированное и непосредственно или опосредованно познаваемое человеком. Таким образом, материи как субстанции присущи такие свойства, как объективность, всеобщность, несотворимость и неуничтожимость, бесконечность в пространстве и во времени, способность в силу своей внутренней противоречивости к саморазвитию. В основе современных научных представлений о материи лежит идея ее сложной системной организации. В структуре материи можно выделить: – уровни (микромир, макромир, мегамир); – виды (вещество, поле с их особыми состояниями в виде физического вакуума и плазмы); – состояния (неживая, живая, социально-организованная). Все названные структурные компоненты материи находятся между собой во взаимодействии и взаимосвязи. И поэтому по мере перехода познания на новые структурные уровни будут неизбежно открываться качественно новые, неизвестные ранее состояния и свойства материи, ее связи и взаимодействия, формы структурной организации и другие признаки. Дух (от греч. υόύς, πνεύμα; лат. spiritus, mens; нем. Geist; франц. esprit; англ. mind, spirit) – идеальная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно и пассивно причастен. С точки зрения идеалистов, дух (нус у Анаксагора, мир идей у Платона, Абсолютный дух у Г.-В.-Ф.Гегеля, мировая воля у А.Шопенгауэра, elan vital у А.Бергсона, Ungrund у Н.А.Бердяева) не только предшествует существованию материальных вещей и процессов, но и полагает сценарий их развертывания. В этих воззрениях абсолютизируется креативная роль духа, а объективные законы развития Универсума отождествляются с мировым разумом. В то же время следует отметить, что указанный объективистски-трансцендентный аспект категории «Дух» заметно уступает по своей эвристичности ее антропологическому измерению. Для нас важно подчеркнуть, что под «Духом» можно подразумевать и «высшую способность человека, позволяющую ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; открывающуюся возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; играющую роль руководящего и средотачивающего принципа для других способностей души». Понятие бытия. Единство и многообразие бытия. Проблема единства мира. Бытие — самая абстрактная философская категория, охватывающая все существующее. Но в реальном мире существует не бытие как таковое, а необозримое множество предметов, явлений, процессов. В недрах нашей планеты и на ее поверхности насчитывается около 30 тыс. видов минералов. В разных климатических зонах произрастает около 500 тыс. видов растений. Науке известны 2 млн. видов животных. Разные регионы планеты населяет множество народов, существуют разные культуры и цивилизации. За пределами планеты Земля только в нашей Галактике насчитывается не менее 100 млрд. звезд, а в доступной современным методам исследования части Вселенной — Мегагалактике астрономы насчитывают, около 10 млрд. галактик. Пытаясь осмыслить необозримое многообразие мира, человек встает перед проблемой: можно ли утверждать, что, несмотря на это многообразие, существует какое-то единство, некая основа, объединяющая все виды бытия, и если существует, то, что она из себя представляет. Решение этой проблемы породило философские учения: плюрализм, дуализм и монизм, а категорией, выражающей ее суть, является субстанция (от лат. - сущность, то, что лежит в основе) — неизменная неуничтожимая основа бытия в противоположность его меняющимся свойствам и состояниям. Плюрализм (лат. - множественный) отрицает единство, признает существование нескольких или множества независимых и несводимых друг к другу видов бытия. Дуализм (лат.— двойственный) исходит из признания двух равноправных и несводимых друг к другу начал: духовного и материального. Монизм (греч. «монос» — один, единственный) концепция, признающая основой мира одну субстанцию. Идеалистический монизм единой субстанцией, основой бытия считает идеальное: материя не способна к активности и нуждается в творческой активности духа. Мир един, так как является результатом этой активности. Идеалистический монизм в его различных формах характерен для философии Сократа и Платона, полагавших основой бытия особый мир идей и нравственно-эстетических понятий; Шеллинга и Гегеля, считавших единой основой бытия абсолютную идею, результатом развития которой, ее «инобытием», является весь материальный и духовный мир. Материалистический монизм основывается на признании материального единства мира, считает материю основой всего существующего. Эта позиция характерна для материалистических учений античности: философов милетской школы, Гераклита. На позициях материалистического монизма стоит марксистская философия, дополнившая признание материального единства мира диалектической концепцией развития. Единство мира состоит в его материальности. Пространство и время как формы существования материи. Пространство и время - всеобщие формы существования материи: нет материи, не обладающей пространственно-временными характеристиками, не существует пространство и время сами по себе, вне материи и независимо от нее. Ленин: «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени. Пространство - это такая форма бытия материи, в которой выражаются отношения сосуществования, рядоположенности, протяженности объектов. Время - форма бытия материи, в которой выражаются всеобщие связи между сменяющимися, следующими друг за другом, длящимися объектами. Структурная организация материи дает представления: 1) о взаимодействии элементов внутри объектов (протяженность), что ограничивает их от других объектов; 2) о месте, которое предмет занимает среди других предметов. Пространство - свойство объектов быть протяженным, занимать место среди других объектов, граничить с ними. Следовательно, понятие пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована. Все объекты материального мира находятся в движении и развитии, т.е. это процессы с определенными стадиями. Смена стадий может характеризоваться некоторой повторяемостью, наступать быстрее или позже. Отсюда возникает понятие длительности, ритма, темпа. А представление о времени имеет смысл постольку, поскольку мир находится в состоянии движения и развития. Понимание пространства и времени может быть материалистическим и идеалистическим. Материализм: пространство и время - присущи материи как ее формы существования. Идеализм: пространство и время - формы восприятия внешнего мира человеческим сознанием (объективный идеализм Канта) или свойства индивидуального сознания, с помощью которых воспринимаются материальные объекты (субъективный идеализм Беркли). |