Главная страница

Шпаргалки философия. Предмет и метод философии


Скачать 288.5 Kb.
НазваниеПредмет и метод философии
АнкорШпаргалки философия
Дата09.12.2021
Размер288.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаШпаргалки философия.doc
ТипЗакон
#297876
страница2 из 4
1   2   3   4

Основные черты немецкой классической философии: обоснование но­вого статуса философии как метафизики и создание ряда ее вариантов, про­работка гносеологических проблем и определение места и роли науки, ис­следование этических и эстетических проблем, а также проблем государства и правовых отношений. Важнейшее достижение немецкой классической фило­софии - разработка диалектического метода познания.

Основоположник немецкой классической философии -Иммануил Кант(1724-1804 гг.). В творчестве Канта выделяют два периода: докритический (до 70-х гг. XVIII в.) и критический.

Непосредственные философские изыскания относятся ко второму периоду в творчестве Канта, когда им было написано три основополагающих труда: «Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» (1788 г.) и «Критика способности суждения» (1790 г.).

Основная проблема в философии Канта - гносеологическая: познаваемы ли «веши в себе»? «Вещами в себе» мыслитель называл объективно суще­ствующие явления окружающего мира. На их познание претендуют матема­тика, естествознание и метафизика (философия). Их претензии обусловле­ны тремя познавательными способностями:

  1. чувственностью

2) рассудочным познанием

3) разумным познанием,

Кант делает вывод, человеческое мышление заходит в тупик, то есть «чистый разум» не способен понять сущность «вещей в себе

Ученик Канта Иоганн Готлиб Фихте (1772-1814 гг.) также построил свою систему в рамках субъективного идеализма. Основная идея Фихте процесс познания представляет собой взаимодействие сознания человека «Я» с «не-Я». Под не-Я Фихте понимал все объекты мира: материальные, духовные, в том числе других людей. В процессе познания каждый человек стремится к мак­симальному знанию (абсолютному Я), но этот идеал недостижим, так как по мере достижения цели идеал все больше удаляется. Основной вклад Фихте в философию заключается в том, что он выявил аспекты деятельностного, ак­тивного подхода человека к миру не-Я и его соотнесенности с Я.

В противовес субъективному идеализму Канта и Фихте, Шеллинг и Гегель создали объективно идеалистские учения. Фридрих Шеллинг (1775-1834 гг.) основное внимание уделял проблемам философии природы, то есть занимал­ся натурфилософией. Он сделал вывод, что в природе все находится в посто­янном усложняющемся развитии. Шеллингом были заложены основы диа­лектического метода познания по отношению к природе.

Вершиной развития немецкой классической философии является творче­ство Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831 гг.). Исходный вопрос в философии Гегеля тот же, что и у Канта - гносеологический: познаваемы ли «вещи в себе»? В отличие от Канта Гегель утвердительно отвечает на этот вопрос, за что его причисляют к гносеологическим оптимистам. По мнению Гегеля, «вещи в себе» проявляют себя в явлениях, которые находят отражение в мышлении человека.

Исходной посылкой философии Гегеля была идея о тождестве мышления и бытия. Следовательно, чтобы узнать законы бытия, необходимо выявить законы мышления. Гегель применил диалектический метод познания, опреде­лил логическое содержание основных законов диалектики:

1) закон перехода количественных изменений в качественные выражает взаимосвязь качества, количества и меры;

2) закон взаимопроникновения противоположностей, выражает процесс формирования противоречия (тождество - различие - противоположность - про­тиворечие), являющегося источником саморазвития;

3) закон отрицания отрицания раскрывает последовательность фаз раз­вития: исходная неразвитая фаза и ее одностороннее отрицание последую­щей фазой. Развитая фаза завершает процесс, восстанавливая положительные моменты предыдущих фаз.

За эти противоречия Гегеля активно критиковал другой представитель немецкой классической философии Людвиг Фейербах (1804—1872 гг.). Во главу угла он поставил проблему человека, отчего его система приобрела черты антропологического материализма. Важной заслугой Фейербаха яв­ляется попытка дать философское обоснование происхождения религии. Религия создана человеком. Боги сформированы человеком по его образу и подобию. Человек наделил богов своими лучшими качествами, что со време­нем стало стеснять самого человека, привело к отсутствию веры в свои спо­собности. Поэтому необходимо свести религию к ее земным корням, вернуть человеку утраченные качества. Будущая религия—братская любовь.
12. Философские учения конца XIX- нач XX вв

Классическая западная философия выдвинула тре­бование познания природы и общества с целью их ра­зумного преобразования. При этом большинство мыс­лителей исходили из тезиса доступности познания и, соответственно, достижения истины любым челове­ком. Считалось вполне возможным на основе постижения законов природы и общества господствовать над ними. Это означало, прежде все­го, достижение материального благоденствия челове­чества при помощи науки и высочайшего развития че­ловека, всех его духовных и физических сил, при помощи установления оптимального общественного устройства. Несокрушимой вере ученых в силу чело­веческого разума и обязательность общественного прогресса первый удар был нанесен французской ре­волюцией 1789 г. Общество, которое считалось осно­ванным на «принципах разума», провозгласившее «ра­зум божеством, общество, в основу своей политики официально положившее учение «гениев человече­ства», на поверку оказалось и не разумным, и не че­ловечным. Террор, гражданская война с десятками ты­сяч невинных жертв многих философов заставили задуматься над действительными возможностями ра­зума и науки. Последую­щие события в Европе и Америке (наполеоновские войны, перевороты, революция 1848 г.) заставили усомниться в значимости просвещения для смягчения нравов и установления социальной гармонии. Наука же показала свой «звериный оскал» в мировой войне 1914 г., продемонстрировав способность использовать ее для массового уничтожения человечества и его культуры в газовых атаках и ковровых бомбардировках мирных городов. Не мудрено, что наиболее проница­тельные мыслители конца XIX в. в момент, казалось бы, наибольшего торжества идей классической фило­софии, вдруг заговорили о сомнительности историчес­кого прогресса, релятивности истины, иррационально­сти истории и самой души европейского человека.

Надлом классической философии произошел в учениях Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и их последователей.

Уже эти выдающиеся философы показали, что и познание и процесс добывания истины доступны да­леко не всем и каждому, мир вовсе не является раци­ональной единой системой, а прогресс наук привел к ужасным для человечества последствиям. История скорее иррациональна, а познание аристократично и преисполнено мифов. Попытка же создать всеобъем­лющее мировоззрение выглядит просто смешной на фоне крайней индивидуализации человеческого бытия, его атомизации. В XX в. выдвигается целый ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующих со старой «классичес­кой» философской системой. Какие же это идеи?

1. Идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа, примата изучения жизни инди­вида над изучением больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов и т.д.).

2. Движение от идеи свободного и разумного чело­века, способного кардинально переделать природу, общество и себя лично, к человеку, жестко детерми­нированному экономикой, политикой, религией и пр. Оказалось, что у человека есть не только «разум» и «сознание», но и «подсознание», которое вместе с интуицией становятся центром современной антропо­логии.

3. Сознание и разум отдельного человека и (что важнее) общественное сознание не понимаются те­перь как независимая структура. Напротив, объявля­ется, что они являются объектом манипуляции со стороны различных (и даже иррациональных) сил: го­сударств, партий, авторитетов — масонов, магов, тай­ных орденов и т. д.

4. Активно проводится идея двух не пересекающих­ся линий человеческого знаниянаучного и философ­ского, имеющих своим конечным продуктом «научную истину» и «философскую правду». Соответственно, оп­тимистические взгляды «классической» западной фи­лософии продолжаются в идеях «технотронного», «постиндустриального» общества. Но куда больший вес имеют идеи об антигуманистической сущности науки, которая может привести к физической гибели мира в огне ядерного взрыва или к его деградации в результате промывания мозгов средствами современ­ной электронной техники и тотального контроля над огромными массами людей, возможность которых тоже открыла современная наука.
13. Основные направления современной филосифии.

20 в.своей культурно-исторической революцией вызвал к жизни множество течений, отражающих духовные поиски западного мира в условиях глубоких социально-экологических потрясений. Напряженность философских исканий обуславливалась тяжелым нарастанием глобальных кризисов как в самих основах человеческого существования, так и во взаимоотношениях человека и природы. Трагические реальности 20 в.заставили со всей остротой поставить вопрос о самой природе человека. Впервые в истории сам чел-к стал проблемой. Все это стимулировало появление философии антропологии, задачи которой создать целостный "образ человека" в свете трагического опыта, пережитого человечеством в новейшую историю. Сюда примыкают персонализм, экзистенциализм, течение «философии жизни».

Неопозитивизм-задача фил-и в логическом анализе "языка науки".Своими методологическими и конкретно-научными исследованиями они внесли серьезный вклад в развитие математической логики, семантики, оснований математики и логики науки. Неотомизм - восходит к идейным принципам Ф.Аквинского, выдвинувшего принцип "гармонии и разума веры". Получил признание Ватикана. Пытаясь использовать достижения наук для доказательства существования Бога.

Прагматизм - философы этого направл-я отталкивались от принципа практичности. Филос-я должна перестать быть простым размышлением о мире, началах бытия и сознания, она должна стать общим методом решения тех практич. проблем, которые возн. ежедневно перед людьми в различных жизненных ситуациях. Противоположна экзистенциализму и фил.-и жизни. Смысл жизни видят в достижении успеха.

Экзистенциализм - иррационалистическое направление возникло в конце первой мировой войны Примыкают религиозные направления: Французский персонализм, немецкая диалектическая теология. Подразделяется на религиозный и атеистический. Основные проблемы:

1) онтологическая проблема (бытия), бытие - не опытная данная реальность, не умопостигаемая сущность, это то, что можно постичь через интуицию. Экзистенция - это мое бытие, то как я живу. Оно конечно, открыто, незамкнуто. Экзистенция крепко повязана со временем.

2) проблема свободы. Отвергают, что свобода осознанная необходимость, и что свобода раскрытие возможностей ч-ка. Свобода вытекает из бытия.

15. Категории бытия в истории философии.

Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? -
Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи, организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Третий аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн- ю, действию отд. Индивидов.
Формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму Б.
Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) б. вещей
(тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост. природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б. человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б. духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров.
(внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы
Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в этом ее отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Для прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.
16. Понятие материи

Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека.

Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией).

Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит – из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из чисел (материалисты).

Атомы имеют разную форму: шарообразную, угловатую, крючкообразную.

Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический характер.

Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты).

Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход к пониманию материи.

В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется философский подход к пониманию материи: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:

  1. логический – материя как философская категория;

  2. онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной и субъективной реальности) – материя как объективная реальность;

  3. гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение;

  4. заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений.

В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:

  1. материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;

  2. материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека;

  3. материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.


24. Ее исторические формы.

Диалектика исходит из того, что в познании мира, во-первых, вещи надо рассматривать во взаимосвязи их друг с другом, не брать изолированно; и, во- вторых, вещи надо рассматривать в их изменении и развитии. В соответствии с диалектической методологией сущность вещи может быть полностью понята только тогда, когда известна история становления этой вещи, отражено развитие этой вещи. Метафизика ближе обыденному, повседневному, нефилософскому сознанию. Мыслить метафизически проще. Диалектический же метод требует глубокой философской, теоретической культуры, постижения историко-философского опыта.
В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:
1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркий представитель –
Гераклит).
2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII – первой половины XIX в. (И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель).
3. Диалектика революционных демократов XIX в. (А.И.Герцен, В.Г. Белинский,
Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.).
4. Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин).
5. Милетская философская школа


17. Проблеме единства и многообразия мира.

Философы обнаружили, что мир с од стороны неоднороден в его существовании, в бытии: в целом он не переходящий, но отдельные его элементы переходящие. Между бытием мира и бытием в мире отдельных вещей, состояний, существ есть различия. С другой стороны мир как раз в его существовании образует неразрывное единство, универсальную целостность.

Мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли и сознания человека.

Человек в повседневной жизни склонен к поиску своего единства с природой. В нем слиты неразрывно единство и дух, природное и общественное.

В философии был поставлен вопрос о всеобщем — общем для всего. Отвечая на него, философы пришли к выводу: предметы природы и идеальные продукты (мысли, идеи), природа и общество, различные индивиды сходны в том, что они «есть», наличествуют, имеются, существуют, причем не только в их различиях, но и в рамках совокупного, единого существования мира. Энгельс: «действительное единство мира состоит в его материальности».
Общество существует как взаимодействие людей, его образующих, с пpиpодой и дpуг с дpугом, как взаимодействие матеpиальных и духовных видов их деятельности. Необходимы взгляды, pассматpивающие все пеpечисленные фактоpы в целостности, взаимосвязи. Поэтому на всех этапах pазвития философии в той или иной фоpме возникает и pешается пpоблема единства миpа.

Пеpвые философские системы, возникающие в pабовладельческом обществе, основаны на эмпиpическом постижении окpужающей действительности. В них впеpвые выдвигаются доказательства единства миpа. Миp един, так как состоит из взаимопpевpащающихся дpуг в дpуга матеpиальных элементов: воды, воздуха, огня, земли, деpева и металла, а эти взаимопpевpащения можно непосpедственно наблюдать.

Pазвитие пpоизводящей экономики, более глубокое пpоникновение в стpоение пpиpоды, а также, очевидно, дpугие пpичины пpиводят к качественному pазвитию изложенной матеpиалистической концепции. Выдвигается идея о стpоении всего существующего из мельчайших частиц, находящихся воp взаимодействии. В евpопейской философии эти идеи содеpжатся в атомистической теоpии.

Откpытие количественных законов космических и земных тел пpиводит к созданию теоpетических пpедставлений о едином миpе, основу котоpого составляют гаpмоническая система чисел и их отношений.

Все эти взгляды послужили истоpической основой для дальнейших философских pазpаботок и пpедвосхитили, пусть в наивной фоpме, последующие достижения в области естествознания и математики. Но вместе с тем они не в состоянии были объяснить сознание как свойство высокооpганизованной матеpии, источник движения миpа, фактически сводили биологические и социальные законы к законам неживой пpиpоды.

В pелигиозных концепциях сpедневековья единство миpа выpажалось лишь в том, что он был создан одним существом - богом.

Pазвитие капиталистического способа пpоизводства, пpоисходящее в эпоху Возpождения и в Новое Вpемя, стимулиpует pазвитие науки и пpежде всего естествознания. Именно в этот пеpиод создается каpтина единства миpа на основе пpинципов механики.

Постепенно наука пеpеходит от стадии накопления фактов к твоpческому их осмыслению. Это пpиводит к попыткам выведения общих законов пpиpоды и общества. Но в условиях господства феодализма, pелигиозной идеологии, идеи кpеационизма эти законы еще выpажаются в идеалистической фоpме. Фундаментальной системой такого pода, как известно, была философия Гегеля.

XIX в. знаменуется откpытием фундаментальных физических, химических, биологических, социальных законов матеpии. Это поpождает диалектико-матеpиалистическую тpактовку единства миpа.

Однако до недавнего вpемени еще не были откpыты естественно- научные законы pазвития неживой пpиpоды, что не позволяло опpеделить пpинципы пеpехода от неживой матеpии к живой. С созданием синеpгетики и дpугих взаимосвязанных дисциплин эти вопpосы начинают pешаться, а это, несомненно, пpиведет к pазвитию диалектико-матеpиалистического видения миpа.

18. Движение как способ существования материи

Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость, неуничтожаемость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т. д. . Но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Такие свойства называются атрибутами. К ним относятся движение, пространство, время.

Движение - сущностный атрибут материи, способ существования материи: быть - значит быть в движении. Вопрос о первоначальном источнике всеобщих изменений, движения сущего, его развития, так же как и об источнике существования материи, нередко решали, ссылаясь на всемогущество божественной силы, вселенскую волю etc. Материализм же особенно диалектический говорит, что движение как и материя несотворимо и не уничтожимо: оно не привносится извне, а заключено в самой природе материи. Одни формы движения превращаются в другие. Покой существует лишь как характеристика движения в его какой-либо устойчивой форме. Абсолютный покой невозможен, ибо обрести его - значит перестать существовать.
19. Пространство и время как форма существования материи.

Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость, неуничтожаемость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т. д. . Но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Такие свойства называются атрибутами. К ним относятся пространство, время.

Пространство – форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строения из элементов и частей. Пространство нашего мира имеет три измерения, а поэтому его называют трехмерным. Оно является необходимым условием существования устойчивых систем, состоящих из двух тел. Если бы наше пространство имело бы больше размерностей, то планеты не смогли бы двигаться по замкнутым орбитам, а значит не было бы планетных систем. Время – форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем. Человек научился измерять время, сравнивая различные процессы с одним, выбранным за образец. Например, мы сравниваем длительность суток с движением часовой и минутной стрелок часов. При этом один оборот по циферблату часовой стрелки мы условно называем «один час».
23. Диалектика.

Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

В марксизме диалектика выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Материалистическая диалектика выражается в системе философских категорий и законов.

Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих "полярные" стороны целостных явлений, процессов.

Категории:

-Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов.

-Общее - объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.

-Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющего его природу, совокупность черт и др. характеристики. --Явление - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета.

-Содержание -совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса.

-Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Причина-следствие.

-Качество - целостная, интегральная характеристика предмета (единство его свойств) в системе его связей и отношений с другими предметами.

-Количество - характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

-Мера -диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных измерений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

-Скачок -переход количественных измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое

Категории системного исследования:

-система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией;

-элемент - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов;

-структура - относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого.

25. Принципы и законы диалектики.

Основные принципы диалектики - всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. Принцип целостности: проблема несводимости целостности к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взамовлиянии частей. Принцип детерминизма: реальные природные, обществ. и психич. явления и процессы детерминированны, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результатете действия определенных причин, обусловлены ими.

Главные законы:

1) превращение количества в качество(Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета),

2) взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности – единство и борьба противоположностей(Данный закон является центральным законом в системе диалектических законов. В силу того, что этот закон отражает первопричины развития (источник) этот закон имеет три элемента..

а) борьба противоположностей.

б) единство.

в) связь единства и борьбы противоположностей.),

3) развитие путем противоречия, или отрицание отрицания - спиральная форма развития(показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).).
26. Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).

Противоположности применяются:

1. в науке (+,-),

2. диалектике (причина и следствие, возможность и действительность, содержание и форма),

3. в мышлении (истина и заблуждение, абсолютная и относительная истина).

На определенном этапе развития предмета противоположности начинают друг другу не соответствовать, сталкиваться между собой, взаимоисключать друг друга и приходят в состояние борьбы. Момент взаимодействия противоположностей – противоречие . В процессе развития предмета , явления противоречие может разрешаться и предмет переходит в новое состояние, новое качество с новыми, но вначале скрытыми противоположностями.

«Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета. Противоречие – это корень всякого движения и жизненности. Нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает жизненностью и деятельностью, но способностью к движению обладают не материальные предметы, а мысли, идеи». (Гегель)

Различают виды противоречий:

1.Антагонистические и неантагонистические.

Антагонистические - это такие противоречия, которые сущ. между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие.

Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества.

2. Внутренние и внешние.

Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (пр. между производством и потреблением).

Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).

3. Основные и неосновные.

Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета (пр. производительные силы и производство).

Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета.

Различие основных и неосновных, внешних и внутренних противоречий важно проводить потому, что они играют неодинаковую роль в развитии предмета, а также связаны с наличием у предмета неодинаковых по своему значению сторон.Внутренние противоречия играют решающую роль в развитии предмета, они определяют сам характер и содержание развития. Внешние противоречия оказывают влияние на темпы развития (ускоряют или замедляют его).

Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета. Необходимо различать виды противоречий, т.к. это позволяет находить правильные пути и способы их разрешения. Данный закон показывает источник движения, источник развития.
27. Закон перехода количественных изменений в качественные.

Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.

Качество

  1. свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами.

  2. структура предмета, которая связана со свойствами предмета (структура предмета - то из чего состоит предмет, из каких элементов).

  3. функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен.

  4. место предмета в определенном процессе, т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.

Степенью той или иной качественной определенности является количество (металлы проводят ток по-разному). Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера.

Мера - переход от одного качественного состояния к другому или единство количества и качества. Существует и обратная зависимость: качественные изменения приводят к количественным. И в том и в другом случае предмет меняет свое состояние, т.к. происходит нарушение меры и совершается скачок.

Скачок – переход от одной меры к другой или от одного качественного состояния к другому.

Скачки могут иметь разный характер – это зависит от природы самого явления, тех условий, в которых совершается данное качественное изменение, и от тех причин, которые его порождают. Скачки могут быть эволюционными и революционными. Эволюция – изменение предмета, когда становятся другими несущественные для него свойства, черты, закономерности и сохраняются его основные свойствава, закономерности, структура.

Революция - изменение предмета, которое коренным образом меняет его структуру, его основные черты и закономерности и он превращается в совершенно иной по своей структуре и закономерностям предмет.

Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.

28. Закон отрицания отрицания.

Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место. Между исходным пунктом и результатом всякого изменения сущ. связь между старыми явлениями, ранее существовавшими, и новыми, пришедшими к ним на смену. Такая связь старых и новых явлений имеет место в любом изменении, развитии.

Развитие - такое изменение предмета, когда последующая стадия процесса не просто включает в себя в преобразованном виде какие-то стороны, элементы предшествующих стадий, а имеет возможность сохранить положительное содержание данных стадий. Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому.

Связь старого и нового характеризует преемственность. Всякое старое включается в новое при том условии, если оно соответствует новым, изменившимся условиям. Но повторение в новом, некоторых черт и особенностей старого не обязательно имеет место сразу после смены старого новым. Оно может происходить и через 2, 3, 4 и более отрицаний .Ведь новое не всегда остается новым, со временем оно устаревает и поэтому отрицается другим явлением. По отношению к первому отрицанию данное отрицание является отрицанием отрицания.

Изменения, происходящие с явлениями, носят как прогрессивный, так и регрессивный характер. Прогрессивное развитие того или иного явления зачастую бывает связанно с регрессом некоторых, составляющих его элементов (пр. переход от рабовладения к феодализму – прогресс, но в области духовной культуры наблюдался известный регресс, связанный с господством церкви). Регрессивные изменения могут выступать и как определенный этап развития. Живые организмы возникают, совершенствуются, а затем постепенно стареют и гибнут. Характер прогресса отрицаний во многом зависит от условий, в которых возникает данный прогресс.

Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).
30. Познание и сознание.
1   2   3   4


написать администратору сайта