Главная страница
Навигация по странице:

  • Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

  • Функции теории государства и права как науки.

  • Функциями теории государства и права

  • Философские, общенаучные, частно-научные и частноправовые методы и приёмы познания государства и права.

  • Сравнительный метод

  • Частноправовые методы

  • Организация власти и нормативные регуляторы в первобытном обществе.

  • Предпосылки появления государства. Формы возникновения государства у разных народов.

  • Теории возникновения государства: теологическая, патриархальная договорная, теория насилия, классовая (марксистская), психологическая и др.

  • Понятие и признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя.

  • Ответы на зачет тгп. Предмет и метод науки теории государства и права


    Скачать 1.45 Mb.
    НазваниеПредмет и метод науки теории государства и права
    Дата18.06.2022
    Размер1.45 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы на зачет тгп.docx
    ТипЗакон
    #602316
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    1. Предмет и метод науки теории государства и права.

    Предмет теории государства и права – это общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность, структура, основные элементы, принципы, институты.

    Предмет теории государства и права характеризуется сложным взаимодействием объективных и субъективных элементов. Он объективен, поскольку наука теории государства и права познает объективно существующую государственно-правовую действительность, но он одновременно субъективен, так как отличается от этой реальности, создавая ее модель как идеализированную, усредненную категорию государственно-правовых явлений. В процессе познания участвуют субъекты, обладающие своим мировоззрением, философскими и научными предпочтениями, образовательным уровнем, накопленным опытом. Поэтому исследователи всегда вносят элементы субъективности в процесс изучения государства и права.

    Термин «метод» греческого происхождения и в переводе означает «способ», «путь следования». Под методом любой науки понимается совокупность приемов, правил, принципов научной деятельности, применяемых для получения истинных (объективно отражающих действительность) знаний.

    Методы бывают: философские, общенаучные, частно-научные, частноправовые.


    1. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

    Раскрывая место теории государства и права в системе общественных наук, следует подчеркнуть, что это тоже общественная наука, так как она изучает явления, существующие в обществе. Теснее всего теория государства и права связана с такими общественными науками, как философия, политология, социология, экономическая наука, герменевтика и др. Все эти науки изучают государство и право, но под своим углом зрения, т. е. в той мере, в какой это способствует исследованию их собственного предмета.

    Так, философия разрабатывает идею государства и права через призму их ценности или анти ценности для общества и отдельного человека.

    В теории государства и права активно используются такие философские категории, как сущность, форма, содержание, целое и единичное, система и структура, причина и следствие, необходимость и случайность и др. Философия дает для теории государства и права, как и для других общественных наук, мировоззренческую основу, ориентиры, определяет направленность теоретического знания о государстве и праве.

    Социология, это наука, об обществе в целом, социальных процессах. Она рассматривает влияние различных социальных факторов на государство и право, которые не являются ее исключительным объектом изучения. Все государственно-правовые явления и институты отражают систему существующих общественных отношений. От них зависит эффективность функционирования государственно-правовой действительности. Именно социология предоставляет юридической науке в целом и теории государства и права, в том числе факто логический материал, который позволяет реформировать государственно-правовые институты, совершенствовать действующее законодательство. Различия между теорией государства и права и социологией состоят в том, что теория государства и права акцентирует внимание в общем объекте на его юридических свойствах, а социология изучает его как социальное явление.

    Политология как наука о политике, политических процессах, политических нормах и т. д. изучает политику шире, чем юридическая наука, в том числе политические системы мира, политические партии, политическую культуру, нормы политической этики и др. Теория же государства и права изучает государство как элемент политической системы, а право как способ регулирования политических процессов и явлений. Обе науки изучают государство по-разному: предмет политологии составляют отношения людей по поводу власти в обществе, т. е. не только в государстве, но и в других социальных образованиях; теория государства и права рассматривает государство как публично-правовую общность, обладающую определенными признаками (суверенитетом, государственной казной, монопольным правом на принятие общеобязательных для исполнения актов и др.)

    Тесная связь существует между теорией государства и права и экономической наукой, поскольку развитие государственно-правовых явлений во многом зависит от экономических факторов. Поэтому теория государства и права использует разработки экономической науки, которые позволяют глубже познать государственно-правовые явления. В частности, теория государства и права определяет пределы зависимости государства и права от экономики, способы правового управления экономической жизнью общества, активное обратное воздействие государственно-правовых явлений на экономические отношения.

    Теория государства и права взаимодействует с культурологией – наукой о сущности, закономерностях существования и развития, способах постижения культуры, ее значении для человечества. Высшая ценность культуры – человек, его права и свободы. Следовательно, развитие культуры определяется отношением к свободе и достоинству человека, условиями, предоставленными ему для творческой самореализации. Теория государства и права и культурология взаимно обогащают друг друга, внося определенный вклад в общую мировую культуру и в развитие права как части человеческой культуры.

    Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текстов и других явлений культуры, используется в юриспруденции для изучения юридических текстов (юридическая герменевтика). Таким образом, определяя место теории государства и права в системе других общественных наук, следует отметить, что она не обладает монополией на рассмотрение государства и права, но у нее свой ракурс рассмотрения этих явлений по сравнению с другими общественными науками

    Что касается места теории государства и права в системе других юридических наук, то надо отметить, что все юридические науки принято подразделять на следующие группы:

    1) теоретико-исторические науки, к которым относятся теория государства и права, история государства и права отечественная и зарубежная, история учений о государстве и праве;

    2) отраслевые юридические науки, перечень которых постоянно меняется с появлением новых комплексных образований, со специализацией научных знаний, с дифференциацией научных направлений и т. д. К традиционным отраслям относятся гражданское, уголовное,

    конституционное право и др. В последние годы появились новые отрасли и подотрасли, которые выделились из отраслей традиционного характера, например банковское, налоговое право, а в качестве самостоятельных отраслей сформировались экологическое право, право социального обеспечения, атомное, космическое право. Отраслевые науки занимаются исследованием одной какой-то сферы государственно-правовой жизни;

    3) прикладные юридические науки, использующие данные естественно-математических и технических наук, например криминалистика, криминология, судебная статистика, судебная медицина: судебная психиатрия и др.;

    4) так называемые организационные науки, например судоустройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата и др.;

    5) международные науки, к числу которых относятся международное публичное, международное частное право, морское, космическое право и др.;

    6) сравнительное правоведение – компаративистика. Главное ее назначение – сравнение правовых систем разных стран, их институтов, норм для выявления общих закономерностей и особенностей развития государственно-правовых явлений разных государств, регионов, использования юридического опыта других народов.

    По отношению ко всем названным юридическим наукам теория государства и права выступает обобщающей (общей), межотраслевой наукой, имеющей направляющее значение. Это объясняется тем, что теория обобщает, синтезирует выводы отраслевого значения, разрабатывает общие понятия и категории, которые используются отраслевыми науками. По отношению к другим юридическим наукам теория государства и права выступает как наука фундаментальная, поскольку она раскрывает глубинные связи и отношения в государственно-правовой действительности и формулирует на этой основе главные выводы, которые используются другими юридическими науками. К таким выводам относятся категории правоотношения, нормы права, формы, сущности права, функций государства и права и др. Теория государства и права имеет методологическое значение для других юридических наук, поскольку теория разрабатывает идеи, концепции, используемые другими 18 юридическими науками.

    Теория государства и права – исходная по отношению к другим юридическим наукам, так как от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом. Отсюда особая ответственность общей теории за состояние дел в юридической науке, и ее задача – аккумулировать новейшие достижения в юридической практике, в других общественных науках, а также в определенной степени и в естественных науках.

    Итак, теорию государства и права можно охарактеризовать как науку общественную, политическую, обобщающую, исходную, фундаментальную и методологическую. Для нее характерно то, что она: во-первых, изучает государственно-правовые явления в абстрактно-обобщенном плане; во-вторых, придает важное значение формулированию отправных, основополагающих понятий, категорий, принципов, общих для всех юридических наук; в-третьих, исследует технико-юридические аспекты действия государства и права (например, механизм государства, механизм реализации права, механизм правового регулирования, специфику правотворчества, право применения, правомерного поведения, юридической ответственности и т. д.).


    1. Функции теории государства и права как науки.

    Теория государства и права изучает государство и право в наиболее общем виде. Она изучает наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Как отрасль науки она имеет свои функции.

    Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.

    Можно выделить следующие функции теории государства и права:

    1) онтологическая. Данная функция изучает государственно-правовые явления, анализирует их;

    2) прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе;

    3) гносеологическая. Эта функция призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений.

    С ее помощью осуществляется получение нужных знаний (при этом они толкуются с научных позиций);

    4) методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;

    5) прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области функционирования;

    6) политическая (другие названия: политико-управленческая или организационно-управленческая). Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики;

    7) эвристическая. Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;

    8) воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;

    9) идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений;

    10) практически-организаторская. Функция, которая проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, а также юридической практики;

    11) теоретико-познавательная функция состоит в научной интерпретации государственно-правовых явлений;

    12) учебная. Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.



    1. Философские, общенаучные, частно-научные и частноправовые методы и приёмы познания государства и права.


    Методология – одно из научных направлений которое представлена совокупностью приемов, принципов правил с помощью которых постигается предмет и получаются новые знания.

    Всеобщие методы входят - общефилософские методы — это самые общие подходы к исследованию, всеобщие принципы познания, используемые всеми науками. В качестве общенаучных методов, или методологической основы исследования выступает определенное философское направление. Современные отечественные научные исследования базируются, как правило, на материализме и диалектике. Методологической основой юридических исследований могут служить и иные философские направления: метафизика, идеализм (субъективный идеализм: внешний мир существует только благодаря нашему субъективному сознанию и является продуктом его деятельности, иллюзией; объективный идеализм: как внешний мир, так и человеческое сознание не являются самостоятельно существующими реальностями. Они - порождение какой-то иной, «третьей» реальности – высшего духовного первоначала (мирового разума, мировой идеи, Бога и т.п), определенная религиозная идеология; позитивизм; экзистенциализм; утилитаризм и др. В современной теории государства и права не установился единый общепризнанный набор методов, наука методологии находится в процессе поиска.

    Общенаучные методы приемы охватывающие приемы научного познания, применяющиеся на отдельных этапах (анализ — расчленение объекта на элементы; синтез — соединение элементов в единое целое; индукция — умозаключение от частных фактов к общему утверждению; дедукция — умозаключение от общего к частному; аналогия — сходство предметов или отношений, а также познание путем их сравнения; абстрагирование — отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях; моделирование — построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений)- логический метод. Теория государства и права относится к общественным наукам, и к исследованию ее предмета очень часто возможно применить лишь абстрактное мышление

    Среди этих методов принято выделять исторический, системный, сравнительный и функциональный.

    Исторический метод требует, чтобы государственно-правовые явления изучались с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, с учетом исторических традиций, особенностей культуры и обычаев.

    Системный метод ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. В частности, система права состоит из таких компонентов, как правовые нормы, правовые институты, субинституты, подотрасли, отрасли права. Каждый из этих компонентов имеет свои признаки и свойства, а в целом они определяют систему права данного государства.

    Сравнительный метод позволяет выявлять с помощью сравнения общее и особенное в явлениях, тенденции их развития.

    Функциональный метод позволяет проникнуть в сущность явления посредством изучения его функций. Этот метод позволяет выявить в государственно-правовых явлениях механизм их функционирования, рассматривать их в динамике, в реальном действии. Отсюда рассмотрение функций государства, права, правосознания и т. д.

    Частнонаучные методы представляют собой использование теорией государства и права достижений технических, естественных и смежных общественных наук. К частным методам относят следующие методы: конкретно-социологические, метод моделирования, статистический метод, кибернетический метод. Метод моделирования. Модель представляет собой идеальное воспроизведение анализируемого явления на основе общих признаков. Этот метод состоит в создании на основе изучения государственно-правовых процессов моделей отдельных институтов, например, правоотношения, юридического факта, нормы права и т. д. Статистический метод состоит в получении, обработке и анализе информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества. Метод применяется главным образом для характеристики массовых явлений, например динамики преступности. Кибернетический метод применяется для разработки автоматизированных систем получения, обработки, хранения и поиска правовой информации, для систематизации действующего законодательства и т. д.

    Частноправовые методы- приемы позволяющие наиболее глубоко познать государственные правовые явления и являются сугубо юридическими.

    1) формально-юридический метод позволяет изучать право в «чистом» виде, вне связи с другими сферами (экономикой, политикой, государством и т. д.); формально-юридический метод позволяет определять юридические понятия (например, такие специальные юридические термины, как существенный вред, юридическое лицо, тяжкие телесные повреждения, смягчающие вину обстоятельства и т.д.), выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Его специфической чертой является отвлечение от сущностных сторон права. Задача, которая при этом ставится, заключается в уяснении и объяснении действующего законодательства, в его систематическом изложении и истолковании для целей правотворческой и правоприменительной практики.2) метод сравнительного правоведения . Метод сравнительного исследования имеет своим объектом аналогичные или сходные институты двух или нескольких политических и правовых систем. При этом сравнение может быть синхронным – когда сравниваются государственно-правовые системы, существующие в одно время; и дихронным – когда сравниваются явления, существовавшие на различных исторических этапах развития общества. Метод сравнения включает в себя следующие этапы:– изучение сравниваемых институтов по отдельности;– сравнение выявленных признаков с позиции их сходства и различия; – оценка результатов.3) теоретико-правового моделирование предполагает создание теоретических моделей, в рамках которых воплощаются представления об идеальных (для данного периода социально-политического развития) формах государства и права. К примеру, для современной отечественной юридической науки идеальной моделью государства считается правовое государство. 4) правовое прогнозирование — позволяет выдвигать и аргументированно доказывать возможность развития ситуации в сфере функционирования государства и права по тому или иному сценарию.



    1. Организация власти и нормативные регуляторы в первобытном обществе.


    Период до образования первых государств именуют первобытным обществом. Это был самый длительный по времени этап истории человечества.

    Юридическая наука, опираясь на данные археологии, выделяет в развитии первобытного общества два периода: этап присваивающей и этап производящей экономики.

    В условиях присваивающей экономики люди жили родами численностью 20-30 человек, объединенных кровным или предполагаемым родством. Источником пропитания служили собирательство, охота и рыболовство. Роды объединялись во фратрии. Для объединения сил в борьбе с природой или для защиты от нападений, фратрии объединялись в племена (союзы племен). Первобытная организация знала лишь половозрастное разделение труда. Главными задачами общества были выживание и воспроизводство. Основными институтами власти в этот период были старейшины (совет старейшин), вожди, собрание взрослых членов общины, жрецы.

    Власть, существовавшая в первобытном обществе, обладала следующими главными чертами:

    1) Базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), то есть личный, а не территориальный союз.

    2) Была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (субъект и объект власти здесь совпадали). В обществе не было специально выделенного аппарата управления: производительный труд сочетался с управленческим. При этом лица, выполнявшие властные функции, избирались на определенный срок из числа самых уважаемых членов рода и не обладали какими-либо привилегиями.

    3) Общественная власть была основана на материальном и социальном равенстве всех членов рода, потому опиралась не на принуждение, а на авторитет, уважение, традиции рода. Принуждение, применяемое к отдельным членам, исходило от всего рода и поддерживалось им.

    Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания и распределения пищи, сохраняли брачно-семейные отношения, устанавливали порядок разрешения споров между членами общины. В отечественной науке регулятор этого периода принято именовать мононормами – единые, общие для всех правила поведения.
    Не существовало различия на моральные, религиозные нормы, поскольку первобытный человек воспринимал правила поведения в виде единой нормы, не разграничивая прав и обязанностей. Основной формой существования норм были запреты (табу). Наиболее значимыми были запрет на кровосмешение (инцест), на нарушение разделений функций в общине. Особое место занимала тотемная система, то есть объявление какого-либо растения или животного священным, по причине его «родства» с племенем. Это налагало запрет на употребление такого животного (растения) в пищу жителями этого племени. Таким образом, тотемная система имела экологическое значение, выступала аналогом современной «Красной книги».

    Кроме запретов имело место позитивное обязывание, которое имело целью рациональную организацию строительства жилищ, изготовление орудий труда, приготовление пищи.

    Социальные нормы существовали в разнообразных формах – мифах, ритуалах, обычаях, обрядах.

    Этот интерес собирал силы в обществе, для того чтобы противостоять стихии, различным опасностям.

    Социальные регуляторы догосударственного периода позволяли первобытным людям освободить свой психический потенциал от страха, тревоги перед окружающим миром и направить ее на производительную деятельность, создавали условия для установления в обществе стабильных, в определенной мере предсказуемых и гарантированных отношений.


    1. Предпосылки появления государства. Формы возникновения государства у разных народов.


    Процесс формирования государства в разных странах происходил по-разному. Можно выделить общие причины возникновения государства:
    1. переход присваивающего хозяйства к экономике производящего характера;
    2. появление разделения труда: возникновение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, выделение особой социальной группы людей – купцов;
    3. появление в хозяйстве избыточного продукта, а вместе с ним имущественного расслоения общества;
    4. возникновение частной собственности на продукты труда и орудия производства, что приводило к социально-классовому расслоению общества.
    На развитие той или иной формы возникновения государства оказывали влияние различные факторы, такие как: возникновение частной собственности, классов, разделение труда, ирригационные работы, завоевание обширных территорий.
    В соответствии с этим принято выделять несколько основных форм возникновения государства.
    1. Афинская. Считается, что процесс возникновения государства в Афинах шел классическим путем. Этапами данного процесса являлись последовательные реформы: Тезея Солона, Клисфена. Главная идея реформы Тезея состояла в разделении всего населения на классы по роду их трудовой деятельности независимо от родовой принадлежности, а именно: на земледельцев (геоморов), людей, занимавшихся каким-нибудь видом ремесла (демиургов), а также благородных (эвпатридов). А также Тезей учредил в Афинах центральную власть. Реформа Солона была направлена на разделение всего общества по имущественному признаку (за основу был принят размер и доходность землевладения) на четыре класса. Согласно этому делению первые три класса обладали правом занимать управленческие должности в органах государственного управления, причем наиболее ответственные места занимали лица, относящиеся к первому классу. Четвертый класс имел право лишь выступать и голосовать на народном собрании. Реформа Клисфена состояла в разделении территории Аттики на 100 общин-округов (демов), каждая из которых была создана на принципе самоуправления, во главе нее стоял старейшина (демарх).
    2. Древнеримская. Данная форма возникновения государства имела свои характерные особенности. Формирование государства в римском обществе было ускорено борьбой между плебеями, бесправным пришлым населением, которое не допускалось к участию в управлении государством и патрициями, которые составляли коренную римскую аристократию.
    3. Древнегерманская. Для этой формы возникновения государства характерно то, что образование государственности в древнегерманском обществе шло вместе с процессом завоевания обширных территорий германскими племенами (варварами). Для управления огромной территорией Римской империи, завоеванной германцами, органы родовой власти не подходили, что ускорило возникновение государства.
    4. Азиатская. В странах Древнего Востока и Азии на форму возникновения государства повлияли климатические условия. Здесь органы государственной власти складывались в результате необходимости организации грандиозных ирригационных, строительных или других общественных работ.

    1. Теории возникновения государства: теологическая, патриархальная договорная, теория насилия, классовая (марксистская), психологическая и др.

    Основными теориями происхождения государства принято считать следующие:

    Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Фома. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.

    Достоинства теории являются: Теория объясняет образование государства совместно с монорелигией; Теория дает возможность устанавливать общественный порядок; Теория дает отражение объективным решениям того времени, а конкретно- первые государства были теократические.

    Недостатки - теория не является научной, так как при ее помощи невозможно доказать либо опровергнуть происхождение государства.

    Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха - забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.

    Достоинства теории является то, что она: Справедливо обращает внимание на взаимную связь «государства» и «семьи»; Помогает устанавливать общественный порядок в результате подчинения «отцовской воле»; Поддерживает людские верования в нерушимость мира; Раскрывает роль правителя государства, на которую может претендовать человек, имеющий большой жизненным опытом.

    Недостатки данной теории заключаются в том, что она не раскрывает процессию происхождения государства во всех частицах мира; не может объяснить почему происходят войны, если государство является единой семьей; не объясняет жесткости некоторых законов.

    Договорную теорию (естественно-правовая). Эта теория основывается на двух главных положениях: 1)до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния; 2)государство возникает в результате заключения общественного договора.

    Представители естественно-правовой теории по-разному толковали естественное состояние человечества до возникновения государства.

    По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Томас. Гоббс, Джон. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

    Достоинства данной теории представляется то, что ее авторы учитывали такие чувства человека, как страх и инстинкт самосохранения. Помимо того, данная теория имеет демократический характер; доказывает, что не было никакого религиозного основания в сущности государства; делает опору на общественной практике.

    Недостатки теории заключаются в следующих положениях: Человек не подчинен никому, никого себе не подчиняет; Чтобы осознанно образовать государство, необходимо иметь о нем хотя бы какое-то представление; Договор является волей людей - значит он может расторгаться; Договор не имеет юридической силы, так как образовался раньше самого государства.

    Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.

    Достоинства теории это утверждения о том, что: материальные условия общества сыграли в нем значительную роль; изменение форм деятельности в области труда, ведении хозяйства, форм собственности повлияло на происхождение государства; переход от присваивающей к производящей экономике задает дифференциацию людей по существенному признаку. Кроме того, данная теория раскрывает признаки государства.

    Недостатки теории являются положения, гласящие, что: на происхождение государственности влияет не только экономические факторы, но и политические, социальные; происхождение государства во всем мире не может идти по одной схеме. Также в ней недооценена роль государства в урегулировании процессов, происходящих в экономике.

    Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд и др.

    Достоинством данной теории является указание на то, что в процессе образования государства большую роль играют психологические факторы. Тем

    самым был сделан сделать шаг в сторону от экономического детерминизма, господствовавшего в науке в те годы.

    Недостатки психологической теории.

    Хотя психологические факторы играют важную роль в процессе образования государства, нельзя абсолютизировать их роль и сбрасывать со счетов иные факторы: экономические, политические, военные и др.

    Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.

    Достоинства данной теории это признание того, что: у людей имеются различные интересы; насилие в обществе имеет место быть; государство при осуществлении собственных функций применяет насильственные методы.

    Недостатки данной теории являются утверждения о том, что: отстаивание интересов может приводить к разрушению общества и государства; люди не могут быть равными в биологическом плане; государство не может всегда выражать интересы общества; если можно создавать государство насильственным путем, то так же его можно и разрушить.

    Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории - А. Галлер.

    Достоинства - данная теория характеризуется высокой степенью логичности, причём такой, которая опирается не на умозрительные рассуждения, а является исторически обоснованной.

    Недостатки патримониальной теории.

    Очевидна идеологическая направленность патримониальной теории: её автор оправдывает монархическую власть и феодальный строй в целом, доказывает возможность монаха создавать «собственное право» (Галлер жил в XIX в. в реакционное время после французской революции, которая до основания сотрясла основы феодального строя, и надеялся на то, что ещё хоть что-то можно сделать для его восстановления). С этой целью он проигнорировал многие исторические события, например, многочисленные в истории факты военного завоевания земель. Можно упрекнуть автора и в том, что он упустил из виду и ещё один момент: посягательство на территорию − явление, которое является скорее правилом, чем не исключением. Всё это особо остро ставит вопрос о защите территории. Но если нет государства, то её некому охранять. Государство возникает не когда территория объявляется чьей-то собственностью, а тогда, когда реально осуществляется её защита, что можно эффективно сделать, если уже имеется соответствующий государственный механизм.

    Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.

    Достоинства органической теории.

    Спенсер справедливо обращает внимание на то, что всё в мире взаимосвязано и находится в системе, и речь должна идти не только об упорядоченности структур внутри какого-либо организма (биологического или социального), но и о существовании «системы систем». Одним словом, он выводит принцип системности на уровень всеобщего, универсального закона окружающего мира.

    Также следует согласиться с автором теории в том, что государство − это не продукт, навязанный обществу извне, а результат его постепенного развития (эволюции).

    Недостатки органической теории.

    Органическая теория абсолютизирует биологические законы. Однако законы организации и функционирования общества и биологических организмов зачастую совершенно несопоставимы. Общественные системы имеют свои законы, и они являются определяющими.


    1. Понятие и признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя.

      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта