Главная страница
Навигация по странице:

  • Особенности культуры эпохи Возрождения. Отношение к античной и средневековой культуре.

  • веры в безграничные возможности человека

  • Виды и жанры изобразительного искусства эпохи Возрождения.

  • Влияние идей реформации и протестантизма на развитие западной культуры.

  • Идеология эпохи Просвещения.

  • Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии».

  • Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения были сады и парки.

  • В XVIII Франция становится гегемоном духовной жизни Европы.

  • Научные и технические достижения новоевропейской цивилизации.

  • И. Ньютоном (1642–1727)

  • Классицизм, барокко и рококо в художественной культуре Европы.

  • Культурология. Предмет и специфика культурологи. Традиционное и современное понимание культуры. Типы культурной динамики


    Скачать 180.04 Kb.
    НазваниеПредмет и специфика культурологи. Традиционное и современное понимание культуры. Типы культурной динамики
    АнкорКультурология.docx
    Дата28.05.2017
    Размер180.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурология.docx
    ТипДокументы
    #8274
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Основные характеристики Ислама. Ислам и христианство.

    Ислам – вторая после христианства по числу последователей мировая религия, религия смирения и полной покорности всевышней воле. Её основал в VII веке на почве арабских племенных религий пророк Мухаммед. Он провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле. Аллах – бог единственный, безликий, высший и всемогущий, мудрый, всемилостивейший, творец всего сущего и его верховный судья. Священная книга мусульман – Коран. В нем зафиксированы основные идеи и вероучения Мухаммеда. Основное содержание Корана так же тесно связано с Библией, как и сам ислам близок иудео-христианству. Коран, как и Библия, это своего рода божественная энциклопедия, «книга книг», универсальный свод знаний о жизни. Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять – исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.

    Принцип исповедания – центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно торжественно произнести фразу о том, что нет бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его. Молитва – обязательный каждодневный пятикратный ритуал. Те, кто не молится пять раз в день – неверные. Перед молитвой правоверный обязан совершить омовение, обряд очищения. У мусульман лишь один главный и обязательный пост – рамазан, он длится месяц, в течение которого от рассвета до заката правоверные, кроме малых детей и больных, не имеют права есть, пить, курить и развлекаться. Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Хадж – это паломничество. Считается, что каждый здоровый мусульманин должен раз в жизни посетить святые места в Мекке. К этим пяти иногда добавляют ещё один столп веры, шестой – священную войну против неверных (джихад или газават). Участие в войне освобождало от всех грехов и обеспечивало правоверному, павшему на поле боя, место в раю.

    Место богослужения, проповедей и молитв – мечеть. Это также место собраний правоверных во всех важных случаях жизни, своего рода культурный центр. Важная функция мечети – организация обучения детей. Образование в исламских странах было всегда религиозным и находилось под попечительством местных духовных властей. Имам и мулла данной мечети были одновременно здесь и учителями.

    В отличие от христианства, ислам развивался в условиях религиозно-политической слитности, так что его авторитетами были сами политические и одновременно религиозные вожди – пророк, халифы, эмиры, представители власти на местах. Любой чиновник обязан был согласовывать свои действия с нормами Корана и шариата, т.е. считаться с ролью духовенства, с силой религии. Ислам послужил мощным импульсом развития такого феномена, как «мусульманский мир», который вырос на обширной территории Ближнего Востока с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией. Успехи и достижения арабской культуры воздействовали на многие страны, в том числе и на культурные центры христианской Европы. Кроме арабских стран ислам исповедуется в Индии, Китае, Индонезии. От арабских государств Северной Африки ислам распространился в соседние негритянские страны и продвигается дальше на юг. Из многих религиозных систем современного мира ислам является одной из наиболее значительных сил.

    Особенностью арабо-исламской культуры является очень широкая по охвату система социального регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно значимыми. Мужчина становится мусульманином после того, как над ним в раннем возрасте совершается обряд обрезания. Заключение брака совершается в присутствии духовных лиц, ими фиксируется и закрепляется чтением священных текстов Корана. Развод для мужчины мусульманина относительно прост, для женщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, если он в состоянии их одинаково хорошо содержать. Похоронный обряд также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят обычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба, головой к Мекке. Мужчины-мусульмане должны ходить с покрытой головой. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для ношения в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин, служащие для счета славословий Аллаху. В исламе многократное восхваление Аллаха и повторение его девяносто девяти "прекрасных имен" считается благочестивой обязанностью. На основе создания общего культурного пространства ислам и художественные традиции разных народов обогатили друг друга, а некоторые национальные жанры и сюжетные линии, например поэтические, приобрели общемусульманское значение.


    1. Особенности культуры эпохи Возрождения. Отношение к античной и средневековой культуре.

    Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западноевропейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального — к буржуазному. Наступает период первоначального накопления капитала. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Развивается банковское дело, международная торговля. Зарождается современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий прежде всего в области астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир.

    Ренессанс (renaissance — возрождение) — это эпоха великих открытий. Цивилизация средних веков называлась морской, поскольку развивалась вокруг морей — Средиземного и Балтийского. К 1517 году Колумб и другие первооткрыватели возвестили эру океанической цивилизации, в которой главными путями мира стали океанские дороги. Корабль Магеллана совершил первое кругосветное путешествие. Два богатых континента западного полушария были открыты для освоения «старым миром».

    В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма (лат. humanus — человечный). Заимствованный у Цицерона (I в. до н. э.), который называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры XIV-XVI веков. Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы — в папскую канцелярию, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов. Складывается новая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками государей.

    Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в котором человек — только выразитель интересов сословия. Они выступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гуманисты выражают требование исторической ситуации — формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу и провидение господне тут ни причем. Человек живет по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев).

    Гуманизм как принцип культуры Возрождения во всей идеологической сфере утверждается новый центр — могучая и прекрасная личность.

    Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигъери (1265-1324) — «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт Нового Времени»(Ф. Энгельс). Созданный Данте в его «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него — «величайшее чудо».

    Эта позиция была развита Франческо Петраркой (1304-1374), философом и блестящим лирическим поэтом, который считается родоначальником гуманистического движения в Италии. Преклонением перед человеком, его красотой, разумом наполнена работа Джаиоццо Манетти (1396-1439) «О достоинстве и превосходстве человека». Трактат «О наслаждении» Лоренцо Балла (1407-1457) утверждает естественность земных радостей и чувственных наслаждений человека. Пико делла Мирандола (1463-1494) в сочинении «О достоинстве человека» проводит мысль о том, что человек — творец своей судьбы, себя самого: «мы становимся тем, чем мы желаем быть». Гуманисты Возрождения убеждены в том, что человек, как и Бог, обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая правильный, рациональный выбор.

    Но становление и расцвет гуманизма глубоко противоречивы. Небывалого размаха достигает наука, расцветает поэзия, архитектура, изобразительные искусства. Покровителями искусств становятся многие властители. Но проблемы общественных отношений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в историю семейство Борджиа во главе с самим папой Александром VII — убийцей, грабителем и развратником, который, однако, был наделен блестящим талантом государственного деятеля. Известный историк, поэт и дипломат Макиавелли находит этому оправдание: идеальный государь, отмечает он, должен уметь сочетать приемы лисы и льва, быть не только человеком, но и зверем. По свидетельству современников, тиран Сигизмунд Малатеста «в жестокости превзошел всех варваров», собственноручно закалывая свои жертвы. Но он же обладал широкими познаниями в философии, среди его придворных было немало гуманистов, а при обсуждении произведений искусства проявлял самый тонкий вкус. А кинжал, которым пользовался Малатеста, был образцом ювелирного искусства.

    Исследователи многократно отмечали, что добро и зло переплетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом». Люди вышли из средневековья, высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать, не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях»

    1. Виды и жанры изобразительного искусства эпохи Возрождения.

    1. Леонардо да Винчи творил в разных видах и жанрах искусства, однако наибольшую славу ему принесла живопись. Одной из самых ранних живописных работ Леонардо является “Мадонна с цветком” или “Мадонна Бенуа”. Уже здесь художник выступает как подлинный новатор. Продолжением начатой темы стало полотно “Мадонна Литта”, где ярко проявилась еще одна особенность творчества художника – игра на контрастах. Завершением темы явилась картина “Мадонна в гроте”, в которой отмечено идеальное композиционное решение, благодаря которому изображенные фигуры Мадонны, Христа и ангелов сливаются с пейзажем в единое целое, наделенное спокойным равновесием и гармонией. Одной из вершин творчества Леонардо является фреска “тайная вечеря” в трапезной монастыря Санта Мария Делла Грацие. Эта работа поражает не только общей композицией, но и точностью. Второй вершиной творчества Леонарда стал знаменитый портрет Моны Лизы, или “Джоконда”. Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве..      2. Сандро Боттичелли родился во Флоренции в 1445 году в семье дубильщика кожи. Первой по времени оригинальной работой Боттичелли считается   “Поклонение волхвов” (около 1740 года), где уже вполне сказалось главное свойство его первоначальной манеры – мечтательность и тонкая поэтичность. Первая большая картина Боттичелли -   “Примавера (Весна)”. Именно высокая репутация молодого живописца обеспечила ему заказ на библейские фрески для Ватиканской Сикстинской капеллы, которые он создал в начале 1480-х годов в Риме. Он написал “Сцены из жизни Моисея”, “Наказание Корея, Дафана и Авирона”, проявив удивительное композиционное мастерство. Фрески Сикстинской капеллы впервые выразили глубокую тревогу, жившую в душе Боттичелли, которая со временем крепла. В этих же фресках сказался удивительный талант Боттичелли-портретиста: каждое из множества написанных лиц совершенно своеобразно, неповторимо и незабываемо…      3. Рафаэль.   Пять столетий имя Рафаэля окружено ореолом восхищения и поклонения. Современники, высоко ценившие его талант, назвали художника “божественный Рафаэль”. И это не было преувеличением. Как никто другой из живописцев он умел убедить в правдивости своих образов и в то же время зародить в душе стремление к прекрасному. Ему еще не исполнится 19 лет, когда он напишет свой шедевр “Мадонну Конестабиле”. В круге, точно вписанном в квадрат, Рафаэль изобразил молодую женщину, укрытую синим платком. Она держит в правой руке книгу, левой прижимает к себе маленького сына и они вместе – голенький мальчик и его мама – смотрят в книгу.       Тема покорности, полного предания себя во власть высшего начала, смирения перед ним, бывшая главной духовной темой Рафаэля, раскрытая полнее всего во многих и многих образах его Мадонн, звучит здесь поразительно ясно. Мария, стоящая перед первосвященником, протянув руку Иосифу, благочестивый Иосиф, седобородый   первосвященник-патриарх написаны юношей Рафаэлем с такой глубиной и мастерством, похожим, собственно, больше на знание, чем на мастерство, которые не объяснить только художественной гениальностью, - за этим безусловно стоит человеческий (личный) опыт, и загадку его нам едва ли удастся когда-нибудь разгадать до конца…     4. Микелянджело Бонаротти Этот мастер (1475-1564) является третьим великим гением итальянского Возрождения. По масштабу личности он приближается к Леонардо. Он был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом.    Среди первых его творений обращает на себя внимание статуя “Замахнувшийся мальчик”, которая перекликается с “Дискоболом” античного скульптора Мирона. В ней мастеру удалось ярко выразить движение и страстность юного существа.   Две работы – статуя “Вакх” и группа “Пьета” – созданные в конце 15 века, принесли Микеланджело широкую известность и славу.     Одним из высших достижений Микеланджело явилась статуя “Давид”. Идеальные пропорции, совершенная пластика, редкая гармония форм делают ее удивительно естественной, легкой и прекрасной. Статуя наполнена внутренней жизнью, энергией и силой. Она является гимном человеческой мужественности, красоте, грации и изяществу. К числу высших достижений Микеланджело относятся также работы, созданные для гробницы папы Юлия ІІ – “Моисей”, “Скованный раб”, “Умирающий раю”, “Просыпающийся раб”, “Скорчившийся мальчик”. Над этой гробницей ваятель трудился с перерывами около 40 лет, но так и не довел ее до завершения. Однако то, что ваятель успел создать, считается величайшими шедеврами мирового искусства. В этих произведениях Микеланджело удалось достичь высшего совершенства, идеального единства и соответствия внутреннего смысла и внешней формы. В XV в итальянская скульптура переживала расцвет. Она приобрела самостоятельное, независимое от архитектуры значение, в ней появились новые жанры. Событием, которое открывает новый период в развитии итальянской ренессансной скульптуры, считается состоявшийся в 1401 г конкурс на изготовление из бронзы вторых северных дверей флорентийского баптистерия Среди участников конкурса были молодые мастера - Филиппе Брунел-лески и Лоренцо Гиберти (около 1381-1455)
    Победил на конкурсе блестящий рисовальщик Гиберти Один из самых образованных людей своего времени, первый историк итальянского искусства, В его мастерской в качестве помощника работал молодой Донателло, в будущем великий реформатор итальянской скульптуры
    Донато ди Никколо ди Бетто Бар-ди, которого называли Донателло.
           Раньше, чем в архитектуре и живописи, новые художественные искания наметились в скульптуре, и прежде всего в пизанской школе, основателем которой был Никколо Пизано (около 1220 - между 1278 и 1284). Его творчество развивалось под влиянием античной традиции, он, несомненно, изучал скульптурное оформление поздне-римских и раннехристианских саркофагов.
    Особое место в истории итальянской скульптуры конца XIII - начала XIV в. принадлежит Джованни Пизано (1245 или 1250 - после 1314). Ученик и помощник Никколо Пизано, он стал гораздо более известным мастером, чем его знаменитый отец. Творчество Джованни Пизано - редкий пример искусства, которое опережало своё время и протягивало нити в будущее. Неслучайно его искания имеют сходство с опытами прославленного скульптора Микеланджело.
    Наиболее известны созданные Джованни Пизано кафедры в Пизан-ском соборе и церкви Сант-Андреа в Пистойе, а также статуи святых, пророков, Мадонн.
    Статуям Джованни Пизано присущи резкие повороты, угловатые очертания. Вслед за французскими мастерами он обратился к образу Мадонны с Младенцем на руках. Но его Небесные Царицы почти суровы, полны сильного внутреннего чувства; их лица с резким прямым профилем обращены к Спасителю. Мать обменивается с Ним долгим пристальным взглядом. Филиппо Брунеллески (1377–1446) был инициатором нового движения в архитектуре. Ему принадлежит купол флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре. По своим размерам купол сопоставим с куполом Пантеона. Он имеет граненую форму и состоит из двух оболочек – внешней из красно-коричневой черепицы и внутренней – кирпичного каркаса, являющегося рабочей частью конструкции. При проектировании флорентийского палаццо Медичи Рикарди Микелоццо (1396–1472) осуществил перевод понятия «дворец» с архитектурного языка Средневековья на язык Возрождения. Подобно палаццо Веккьо, оно построено вокруг внутреннего двора, при украшении которого Микелоццо использовал коринфские колонны и полуциркульные арки. Леон Баттиста Альберти (1404–1472) применил декоративный ордер с пилястрами и антаблементом для украшения каждого из этажей палаццо Руччелаи, построенного в 1451–1455.    В 16 в. роль главного художественного центра переходит от Флоренции к Риму. К началу столетия архитекторы уже прекрасно владели античными формами. В архитектуре римского палаццо Канчеллериа (1486–1495), одним из создателей которого был Донато Браманте (1444–1514), сделан следующий шаг после палаццо Руччелаи. Замок Шамбор (1526–1544) как средневековая постройка имеет в центре обширный двор; по углам и вдоль стен через определенные интервалы поставлены башни. Композиция фасада симметрична, в его декорации преобладает вертикальный ритм. Постепенно французские архитекторы освоили основы ренессансной архитектуры и, базируясь на этих знаниях, создали собственный стиль.  

    1. Влияние идей реформации и протестантизма на развитие западной культуры.

    Реф-ия – мировое религиозно-идеологич-е, социально-полит-е движение, появивш-ся в первой половине 16в. в Германии и направ-е на преобраз-е и исправление христ-ой религии, сложилось в форме католич-го вероисповед-я. Крупнейшими протестанскими конфессиями стали: лютеранство, кальвенизм, англиканство …Хронологич-ки реформ-ия совпадает т возраждением. Соотнош-е реформ-ии и возражд-я: Возр-е рождает высокие гумманист-е идеалы, новый взгляд на чел-ка, как на самостоят-го, автономного, индивид-го. Та гумманистчная культ-а, кот-ю мы рассматривали была городской, светской. Культура реформ-и была массовой, религиозной, но в реформ-и также рожд-ся новое понятие чел-ка. Чел-к также поним-ся как личность.разница между культ-ми внешняя. На разной почве светской или религиозной рождается одно и тоже. И та и др-я культ-ы явл-ся культ-ми, поднимющ-ми раннее буржуазн-е общ-во, противостоящее феод-ой культ-е.

    Реформ-ия и её массов-е религиозные ценности связаны с ростом городов, формиров-ем товарно-денежных отношений, появлением новых сословий свободных от феод-ой завис-ти. Капит-ое общество было заинтерес-но в разв-и произ-ва, производ-ых сил, а это привело к развитию опытного естествознания и переариентации с теологии (бога) на проблему материалистич-го взгляда, науку. Возникла потребность в свободном труде. Всё это послужило рождению нового мировоззрения, нового понятия о чел-ке.

    Т. о. Общ-во 16в. –переходное: от феод-го к ранне буржуазному. Необх-о было возглавить, осмыслить это движение. К тому времени возникла одна сила, кот-я могла это сделать- католическая церковь. В то время катол-я церковь владела не меньше 1/3 всех земель; структура церкви строилась по принципу феод-го общ-ва; она облад-а огромной полит-й властью, т.к. римск-е папы короновали всех королей.такая неогранич-я власть и богатство всегда развращ-т, что повлияло и на религию, церковь разлаг-сь изнутри. нАрод это заметил и у них начало формир-ся негативное отнош-е к образу жизни, к наруш-ю моральных заповедей. цеРковь была обвинена в безбожии. Её авторитет упал. Первый удар по катол-ой церкви нанесён ещё в 14в., когда римские папы почти на 70 лет попали под феод-ю зав-ть от франц-го короля. Второй удар нанесён Яном Гусом. Он выступил за упрощение и огранич-е катол-го богослужения, за создание национ-х церквей, не завсящих от папы, т.к. богослуж-я должны вестись на национ-ом языке. Он был схвачен и сожжён в 1415г.

    31 Октября 1517г. в Виттенберге Мартином Лютером (доктор теологии) была прибита табличка к дверям церкви 95-ю тезисами, в кот-х осужд-сь злоупотреб-е индульгенц-ми. Индульг-ии он считает сатанинской выдумкой, т.к. в них он усмотрел стремление освободить чел-ка от внутр-го покаяния. Лютер потребовал возврата к первонач-му христ-ву с пресущей ему простотой, искренностью. Чел-к не должен учитывать посредников в спасении, он не должен надеяться на них и наделять их правом спасать или наказывать, прощать. В этом он измену богу. Светские феодалы увидели в Лютеран-ом манифесте выражение своих полит-их интересов. Именно их поддержка сохранила жизнь Лютеру и возможность развивать свои религиозные воззрения. Его нововведения: 1) отвергает деление общ-ва на священников и мирян, постедники только мешают общению чел-ка с богом; 2) отвер-т многие таинства и обряды: культ святых, Богородицы, иконы, поклонение святым мощам, статуям, кресту, реликвиям…; 3) не люди должны подчинять Бога путём задабривания; чел-к должен из внешнего поклонения Богу перевести веру во внутрен-е пространство своей души. Именно благодаря личной вере для чел-ка открыв-ся возможн-ть интимного, непосредственного общения чел-ка с Богом и реализ-ю в мирских делах божественного замысла. Чтобы не запутаться в вопросах веры необх-о постоянно сверять свои представ-я со священ-м писанием; 4) Кажд-й верующий должен читать священное писание- библию и иметь своё собств-е мнение об этой вере. Лютер сам перевёл библию на немецкий язык и способствовал росту граммотн-ти народа; 5) Всё в мире предопределено, всё от бога, поэтому чел-к как бы освобожд-ся от пережив-й об исходе своих мирских дел. Ему оставалось только уповать на Бога во всём, что он делал; 6) Подчёркив-сь положение о греховной природе чел-ка, значит, чел-кая жизнь- постоянное искупление грехов и покаяние.

    Не смотря на подчёркивание ничтожности чел-ка, именно реформ-ия сформиров-а нового чел-ка- предпринимателя. Они подчёркивали, что чел-к должен искупать свою греховность именно своей деят-ю. Реформ-я сформиров-а нового чел-ка с чертами: 1) автономность (незав-ть); 2) человека дела (не дело для чел-ка, а чел-к для дела); 3) чел-ка светского (не требовали ухода из мира в монастырь); 4) самост-ый; 5) творческий.

    Протестан-зм поставил проблему личности, её формир-я, т.к. каждый сам должен был найти путь к богу и приложить собственные усилия, чтобы чем-то стать. Культурное значение протестантизма не сводится к внутрирелигиозным новациям, но оно положит-о повлияло на формир-е капит-их отнош-й в целом, на развитие науки и техники, предпринимательства, рационализ-ию экономич-ой деят-ти.

    Важным этапом в культурно-историческом развитии Европыявилась Реформация — широкое религиозно-идеологическое и социально-политическое движение, начавшееся в XVI в. в Германии и направленное на преобразование и исправление христианской религии, сложившейся в форме католического вероисповедания. Реформация по своей сущности стала первым решительным выступлением поднимающейся буржуазии против средневековых феодальных порядков.Посредством преобразования христианской религии, изменения сознания и внутреннего мироощущения человека она дала мощный толчок развитию новых, капиталистических общественных отношений.

    Крупнейшими протестантскими конфессиями стали лютеранство, кальвинизм, англиканство и целый ряд протестантских сект — баптисты, методисты, адвентисты и др. Хронологически реформация совпадает с последним периодом эпохи Возрождения и представляет собой завершение этого героического времени «величайшего прогрессивного переворота из всех, пережитых человечеством». Реформация также сыграла значительную роль в становлении мировой цивилизации и культуры. Не провозглашая никакого социально-политического идеала, не требуя переделки общества в ту или иную сторону, не совершая каких-то научных открытий и достижений в области художественного творчества, она изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки церкви, получил религиозную, самую действенную для него, санкцию на то, что только собственный разум, совесть, нравственное чувство могут подсказать, как ему следует поступать. Реформация способствовала процессу появления человека буржуазного общества — автономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях в поступках, подготавливая этим почву для идеи прав человека. В носителях протестантских идей выразился новый, буржуазный, тип личности с новым отношением к миру.

    Видные деятели Реформации: Ж.Кальвин, М.Сервет, М.Лютер, Я.Гус.

    Реформация как историческое явление имело колоссальное значение для истории. Протестантство изменило Европейскую культуру, культурный разрыв между бытовой жизнью человека и проблемами духовного поиска, философского переосмысления мира был значительно сокращен. Отказ от жесткого феодального разделения на классы был воплощением идеалов равенства, духовным наследием эпохи Возрождения и предопределил дальнейшее культурное развитие Европы, в том числе и Просвещение. Этика протестантства оказала большое влияние на формирование современной европейской системы ценностей. Этическими канонами протестантства стала не аскетичная жизнь, не отказ от участия в мирских делах, а наоборот, самое деятельное в ней участие. Труд, успех в делах стали признаками богоизбранности. Распространение Реформации способствовало не только формированию нового образа жизни, нового этического идеала, но и оказало большое влияние на культурную жизнь стран, традиционно приверженных католичеству – побудило церковь ограничить и смягчить культурные запреты, способствовало развитию такого направления в культуре как католическое Просвещение.


    1. Идеология эпохи Просвещения.

    Эпо́ха Просвеще́ния— одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Франции, это движение распространилось на всю Европу, включая Россию. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь. Относительно датировки этого направления единого мнения не существует. Одни историки относят начало этой эпохи к концу XVII в., другие — к середине XVIII в. В XVII в. основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637 г.). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778 г.) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815 гг.) Первой была фаза умеренного или рационального Просвещения, она ассоциировалась с влиянием Ньютона и Локка. Для нее характерен религиозный компромисс и восприятие Вселенной как упорядоченной и уравновешенной структуры. Эта фаза Просвещения является естественным продолжением гуманизма XIV—XV веков как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха Просвещения отделена от эпохи гуманизма периодом религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. Подобно гуманизму и протестантизму, Просвещение в разных странах получало местный и национальный характер. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи Просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший в известной степени завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. Существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги — Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных.
    Основные черты эпохи Просвещения:

    1. Разум-основа всего;

    2. Полное познание действительности возможно только в науке (творец-философ);

    3. Художник выражает коллективное чувство;

    4. Объективное отражение действительности;

    5. Оптимизм;

    6. Образец исторического прошлого – античность;

    7. Интерес к интернациональному фольклору;

    8. От мрака к свету, через борьбу к победе;

    9. Чёткая форма, стремящаяся к централизации.

    Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII века. Особое место этой исторической эпохи отразилось и в полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Просвещения». Секуляризация общественного сознания, распространение идеалов протестантизма. бурное развитие естествознания, нарастание интереса к научному и философскому знанию за пределами кабинетов и лабораторий ученых — это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. XVIII столетие громко заявляет о себе, выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Богу, обществу, государству, другим людям и, в конце концов, новое понимание самого Человека. Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои. Приписывая все свойства человеческой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды (политических институтов, систем образования, законов), философия этой эпохи подталкивала к размышлениям о таких условиях существования, которые способствовали бы торжеству добродетели и вселенского счастья. Никогда ранее европейская культура не рождала такого количества романов, трактатов, описывающих идеальные общества, пути их построения и установления. Даже в самых прагматических сочинениях того времени проглядывают черты утопии. Например, знаменитая «Декларация независимости», включала в себя такое утверждение: «все люди сотворены равными и наделены Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу, стремление к счастью».

    Ориентиром для создателей утопий XVIII века служило «естественное» или «природное» состояния общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не «искусственным» законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию выдающегося философа и писателя эпохи Просвещения Жан Жака Руссо, возможно, никогда и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности. Предложенный мыслителями XVIII века идеал общественного устройства использовался для сокрушительной критики существующего порядка вещей. Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения были сады и парки. Как и в утопиях, в них конструировался мир, альтернативный существующему, отвечавший представлениям времени об этических идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и человека, людей между собой, свободе и самодостаточности человеческой личности. Особое место природы в культурной парадигме XVIII столетия связано с провозглашением ее источником истины и главным учителем общества и каждого человека. Как и природа в целом, сад или парк становился местом философских бесед и размышлений, культивирующим веру в силу разума и воспитание возвышенных чувств. Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благородной цели — создания совершенной среды для совершенного человека. «Внушив любовь к полям, внушаем добродетель» (Делилъ Ж. Сады. Л., 1987. С. 6). Часто в качестве дополнения в парк включались утилитарные постройки (например, молочные фермы), которые, однако, выполняли совершенно иные функции. Важнейший морально-этический постулат Просвещения — обязанность трудиться — находил здесь зримое и реальное воплощение, поскольку заботам о садах в Европе предаются представители правящих домов, аристократии, интеллектуальной элиты. Парки эпохи Просвещения не были тождественны естественной природе. Их проектировщики отбирали и компоновали казавшиеся им наиболее совершенными элементы реального ландшафта, во многих случаях меняя его целиком в соответствии со своим замыслом. При этом, одной из главных задач было сохранение «впечатления естественности», ощущение «дикорастущей природы». В композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы, посвященные не только богам, но и человеческим чувствам — любви, дружбе, меланхолии. Все это обеспечивало реализацию просветительских представлений о счастье как «естественном состоянии» «естественного человека», основным условием которого было возвращение к природе. В XVIII Франция становится гегемоном духовной жизни Европы. В ее философии, литературе, искусстве новые веяния проявляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испании, Германии, Польше, России. Даже Англия, считающая себя противницей Франции, признает авторитет французской культуры. XVIII век отодвигает на второй план как религиозные, так и национальные различия, апеллируя прежде всего к «чисто человеческому» содержанию культуры. Так, в живописи между персонажами картин разных мастеров возникает неожиданное сходство. Похожи не только костюмы, но сходными оказываются и манера держаться, сам душевный настрой. Искусство XVIII века стремится отойти от «возвышенного», аллегорически-надуманного к «простому», непосредственному, соизмеримому с человеком, его повседневной жизнью. Эта «соизмеримость», характеризующая мировосприятие эпохи Просвещения, проявляется и в философии, и в науке. Частная жизнь, интимные чувства и эмоции противопоставляются холодной официальности, фальшивой торжественности и претенциозной возвышенности.

    1. Научные и технические достижения новоевропейской цивилизации.

    С начала XIX в. происходит резкое изменение среды обитания человека – городской образ жизни начинает превалировать над сельским. В XIX в. начинается бурный процесс. Изменяется мышление человека.

    Переход от мануфактуры к фабричному производству, изобретение парового двигателя совершили переворот в промышленности. Изготовление машин требовало все больше и больше металла. Английский инженер Бессемер изобрел для выплавки вращающуюся печь – конвертер. Появилась химическая промышленность. В 1846 г. Хау изобрел первую швейную машину, усовершенствованную в 1851 г. Зингером. Развивалось печатное дело. Из древесной массы научились делать дешевые сорта бумаги. В XIX в. в жизнь людей входит железнодорожный транспорт. Первая железная дорога была построена Георгом Стефенсо-ном в Англии в 1825 г. Совершенствовались локомотивы, росла скорость движения, американец Вестингауз изобрел тормоза, приводимые в движение сжатым воздухом. В 1803–1804 гг. американский инженер Эванс прокатил по улицам Филадельфии первый паровой автомобиль. Всеобщее распространение получил созданный в США изобретателем Морзе телеграфный аппарат. В 1826 гг. был построен первый железнодорожный висячий мост. В 1783 г. братья Монгольфье (Франция) создали летающий аппарат, который был легче вытесняемого им воздуха. В начале XIX в. был изобретен велосипед. Его прототипом стал обыкновенный самокат. Француз Дине слегка изменил модель и назвал свою машину велосипедом, т. е. «быстроногим».

    С развитием цивилизации изменялась духовная жизнь человека, увеличивался интерес к истории своей семьи, своего рода. Но заказывать живописные портреты могли только богатые люди. В это время появляется фотография. В 1839 г. Луи Дагерр, парижский художник и физик, создал первый способ фотографирования.

    В 1803 г. английский генерал X. Шрапнель создал сорт разрывного снаряда, получившего одноименное название «шрапнель». В 1862 г. швед Альфред Нобель наладил производство динамита.

    Одной из черт индустриальной цивилизации стало резкое возрастание интереса человека к окружающему миру. Ученые доказывают, что Земля вертится вокруг Солнца. Фундамент для мощного подъема науки в начале нового времени был заложен двумя великими учеными – англичанином И. Ньютоном (1642–1727) и немцем Г. Лейбницем (1646–1716). Переворот в науке произвела книга английского ученого Ч. Дарвина (1809–1882) о проблеме происхождения человека. Способ длительного хранения продуктов изобрел Л. Пастер.

    1. Классицизм, барокко и рококо в художественной культуре Европы.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта