Культурология. Предмет и специфика культурологи. Традиционное и современное понимание культуры. Типы культурной динамики
Скачать 180.04 Kb.
|
Барокко, барочное мышлениеОсновные черты: 1) повышенная эмоцоин-ть мироощущения; 2) усложнённость формы; 3) множество деталей и частей изображения упорядочивались единой композиционной волей художн-ка и подчин-сь порядку ансамбля. В Барочном ис-ве и мышлении реализ-ся принцип сделать родственным всё всему. Был разраб-н приём изображ-я света, кот-й как бы обвалакивал все изображ-е предметы в единое целое. Барокко означает: 1) декорация или украшение странной, необычной формы; 2) плохой вкус, чудачество, экстровагантность, противостоящие ясности, простоте пропорциональности, свойственным хорошему вкусу; 3)с португальского «жемчужина странной формы». Бар-о основано на чувственном, образном восприятии, а рацион-е начало отсутствует. Бар-о основ-о на теории быстрого ума, интуиции, т.е. на способности пронекать в сущность отдалённейш-х предм-ов и мгновений комбиниров-ть и сводить их воедино. Возникает проблема меры: С одной стороны они считали, что не должно быть жёстких схем, ограничить творчество нельзя. С др-ой стороны фантазия должна быть ограничена какими-либо рамками, т.к. если перейти границу сказочности, фантастичности, чел-к не поверит, что это действительно, а это было очень важно. Этот стиль очень ярко проявился в архитектуре, кот-я представлена величавыми, пышно украшенными зданиями с широким примен-ем скуптуры, большим кол-вом окон, ниш на фасадах. В целом, такие здания имеют очень сложный фасад, в кот-м очень трудно опред-ть иерархию элементов. В бар-о преобл-т органич-е формы, все здания как бы растут, причём довольно произвольно. Их фасад –это процесс. Наиб-е ярко ярко прояв-сяв дворцово-парков-х ансамблях, кот-е явл-ся синтезом : скульптуры, живописи, декоративно-прикладного ис-ва. Например, Эрмитаж (Питер), Екатириненский дворец (Пушкино). Архитекторы: Бернини, Растрелли. В ансамблях сочет-сь элементы воды и флоры (ландшафты). Живописцы: Рубенс, Рембрант, Караваджо, Веласкес. Рембрант: Его образы всегда не односторонни. Он изображал личность, причём неважно в каком эмоцианальном сост-ии она наход-ся. Его интерес-л внутренний процесс духовной жизни. У него все образы всегда размыты, трудно установить чёткие очертания фигуры. Его образы живут интенсивной, жизнью. Ему близко трагическое мировосприятие. Часто образы поставлены на грань между жизнью и смертью, светом и темнотой. Литература: Лопе де Вега, Кальдерон, Уэбстер. Музыка: Вивальди. В конце 17в. бар-о подвергли критике за: эмоциан-сть, чувствит-ть,невнимание и пренебрижение истиной. Классицизм, специфика мышленияОпирается на общ-во, в кот. произошла консолид-ия сил под един-ой властью монарха. Клас-зм возник во Франции. Абс-я монархия играла двойств-ю роль : 1) полож-ое: покончила с междоусобицами , объед-а нацию в единое целое, определила цевилизацион-й центр; 2) отриц-е: являлась тормозом прогресса, т.к. допускала движение сверху вниз и творческие силы должны были подчин-ся этому принципу. Были введены худож-ые академии, как средство проведения абсолютной идеологии. А также они требовали придержив-ся единых форм. Они боролись за соблюдение чистоты форм и идей. Основную роль играли следующ-е понятия: замысе, пропорция, цвет, выразительность, композиция. Замысел-благородный: образы должны выражать общие идеи, т.е. это ис-во рацион-ое, преобладает всё логическое. Самым высоким счит-ся исторический жанр (мифология, знаменитая лит-ра, библия – всё это использов-сь для сюжетов). Самыми низкими счит-сь : натюрморт, портрет, пейзаж. Выразительность - ис-во отражает только высокое, совершенное в природе, всё низкое (болота, фермы) отвергалось; всё по правилам, т.е. система поз, положений, движений, кот-я должна строго соответ-ть определённому душевному состоянию. Тела должны быть строго пропорцион-ы и подчин-ся греческому канону. Композиция – группировка фигур, движения должны были выражать логические части замысла. Случайные , своеобразные черты реальной жизни рассматрив-сь как пустые подробности, отвлекающие от главной мысли и идеи. Рококо́ — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» - это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т.п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования, и «рокайльщик» - это мастер, создающий такие убранства. То, что мы сейчас называем "рококо" в свое время называлось "живописным вкусом", но в 1750-х гг. активизировалась критика всего "выкрученного" и "вымученного", и в литературе стало встречаться именование "испорченный вкус". Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в "испорченном вкусе" отсутствовало разумное начало. Основные элементы стиля: рокайль - завиток и картель - забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов - увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736 г.(иллюстрации см. ниже). Так же находим их в письме (7 апреля 1770 г.) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Это письмо так же отразило смену вкусов, происшедшую на рубеже 1760-70- гг.: «...поскольку Е.И.В. желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям...» (цит. по документу из РГИА). Несмотря на популярность новых «античных форм», вошедших в моду в конце 1750-х гг. (это направление получило наименование «греческого вкуса»; предметы этого стиля часто неверно принимают за позднее рококо), так называемый Рококо сохранял свои позиции вплоть до самого конца столетия.
Достижения эпохи романтизма. Культурные достижения романтизма. Романтики страстно защищают творческую свободу художника, его фантазии и отвергают нормативность в эстетике. Гений не подчиняется правилам, но творит их – эта мысль И. Канта была твердо усвоена теоретиками романтизма. Романтики обновили художественные формы: создали жанр исторического романа, фантастической повести, лиро – эпической поэмы, решительно реформировали сцену. Блестящего расцвета достигла в эпоху романтизма лирика. Романтики проповедовали разомкнутость литературных родов и жанров, взаимопроникновение искусств , синтез искусства, философии, религии. Они заботились о музыкальности и живописности литературы, смело смешивали высокое и неизменное, трагическое и комическое, обыденное и необыденное, тяготели к фантастике , гротеску, демонстративной условности формы. Художественные высшие достижения романтиков – гротеско-сатирическое изображение мира, открытие «субъективного» человека, проникновенное воссоздание природы и др.
Импрессионизм - движение в живописи, возникшее во Франции в 1860-х гг. и доминировавшее в живописи Европы и Северной Америки до конца XIX в. Импрессионисты хотели отображать реальную жизнь, писать непосредственно природу, запечатлеть изменчивые эффекты света. Термин впервые применен в отрицательном смысле при критической оценке работы Моне «Впечатление. Восход солнца» 1872 (украдена в 1993г. из музея Мармоттан, Париж). Это течение в искусстве последней трети XIX – начала XX в., представители которого стремились передать свои мимолетные впечатления, изображая мир в его подвижности и изменчивости. Постимпрессионизм – различные стили живописи, последовавшие за импрессионизмом в 1880-х и 1890-х гг. Термин был впервые использован английским критиком Роджером Фраем в 1911г. для описания работ Поля Сезанна, Винсента Ван-Гога и Поля Гогена. Эти художники ушли от спонтанности импрессионизма, пытаясь придать своим работам более серьезное значение. Изобразительное искусство. Импрессионизм (от фран. impression – впечатление) сложился к началу 1870-х годов. Остроту зрительного впечатления импрессионисты сделали главным критерием своего искусства. Они заметили, что один и тот же пейзаж представляется совсем иным при разном освещении – солнечный день и в пасмурную погоду, при утреннем и вечернем свете, и поставили своей задачей сохранить в картине свежесть непосредственного впечатления. Поэтому импрессионисты писали свои произведения (в первую очередь пейзажи) целиком на открытом воздухе, а не в мастерской. Изучая воздействие света в пейзаже, они обнаружили, что черные и глухие тона встречаются в природе лишь тогда, когда недостаточна освещенность предметов, и изгнали черную краску со своей палитры. Стремясь передать в пейзаже трепетное движение воздуха, они писали картины мелким подвижным мазком. Импрессионисты воспевали родную природу, но, уловив возросшую роль больших городов, первыми стали изображать сцены суетливой и динамической городской жизни. Весь путь развития импрессионизма неразрывно связан с творчеством пейзажиста Клода Моне (1840-1926). Моне нередко писал один и тот же вид в разное время суток. Таковы его серии «Стога сена» и «Руанский собор». Беглыми, как будто небрежными мазками, он создавал впечатление колышущегося от ветерка поля или полной движения улицы Парижа. Жизнерадостное и ясное восприятие мира, присущее в целом всему импрессионизму, отчетливо проявилось в творчестве одного из главных мастеров этого течения Огюста Ренуара (1841-1919). Пейзажная живопись мало увлекала Ренуара, в центре внимания живописца стоял человек. Мир глубоких драматических образов создает в своих работах крупнейший скульптор XIX в. Огюст Роден (1840-1917). Он был связан с импрессионистами и позаимствовал у них ряд изобразительных приемов. Но, в отличие от импрессионистов, в центре внимания Родена были люди глубоких переживаний, больших и сильных чувств. Создал портреты Гюго, Бальзака, Шоу. Более сложными и противоречивыми, чем у импрессионистов, были творческие поиски в искусстве таких известных художников конца XIX в., как Ван Гог, Гоген, Сезанн. Их называют постимпрессионистами (от лат. - после). Но этот термин условен, ибо эти художники работали не после, а параллельно с импрессионистами. В отличие от импрессионистов, они не составляли единую группу, и каждый из них шел своим собственным путем. Винсент Ван Гог (1853-1890) – голландец по национальности. Наблюдая окружающую действительность, полную противоречий, художник в своих картинах выразил тот глубокий трагизм, с которым он воспринимал жизнь, его образы носят взволнованный, тревожный характер. Любой портрет, пейзаж или натюрморт у Ван Гога исполнен скрытой драматической силы. Поль Гоген (1848-1903), столь же глубоко разочарованный в буржуазной цивилизации, как и Ван Гог, покидает Европу и много лет проводит на Полинезийских островах. Его живописной манере присущи обобщенный контурный рисунок, условная упрощенность изображения и яркая звучность отдельных красочны пятен. Поль Сезанн (1839-1916), начавший свой творческий путь еще в 60-х годах. Усвоив уроки импрессионизма, Сезанн вступил в дальнейшем в борьбу с ним. Вместо вечной изменчивости случайных впечатлений у импрессионистов. Сезанн хотел вернуть искусству утерянную импрессионистами определенность форм, строгую продуманность композиционного построения картины. Он всегда работал с натуры, не кладя на холст ни одного мазка, не подтвержденного зрительным восприятием. Но, в отличие от импрессионистов, передавал формы цветом вне зависимости от освещения в данный момент, лишь основываясь на чередовании теплых и холодных тонов. Музыка. Новый период развития французской музыки открывают Дебюсси и Равель – две различные, но дополняющие друг друга художественные натуры. Клод Дебюсси (1862-1918). В его сочинениях с самого начала чувствовался оригинальный, неповторимый талант, они были полны необычных новшеств. В музыку впервые полновластно вошли настроения и чувства, рожденные живыми и яркими впечатлениями от полей и лесов, разнообразных морских пейзажей, городских улиц и парков. Он создал фортепианные пьесы «Паруса», «Ветер на равнине», «Сады под дождем». Вершина творчества Дебюсси – симфония-поэма «Море» (1903-1905). Имя Мориса Равели (1875-1937) тоже связано с музыкальным импрессионизмом, но в своем творчестве он более заметно отразил новые веяния. Одна из ранних фортепианных пьес Равеля – «Павана» (1899). Перу Равеля принадлежит несколько балетов, каждый из которых отличается особым музыкальным колоритом и непрерывностью музыкального развития. Балет «Дафнис и Хлоя» (1912). В романтической манере создана хореографическая поэма «Вальс» (1919-1920). Одной из вершин симфонической музыки стало прославленное «Болеро» (1928). Литература. Применительно к литературе импрессионизм рассматривается широко - как стилевое явление, ставшее характерным для писателей различных убеждений и творческих методов, узко – как течение с определенным методом и тяготившим к декадентству мироощущением, сложившимся на рубеже XIX – XX вв. Ги де Мопассан (1850 – 1893). Известность пришла к Мопассану с появлением его новеллы «Пышка» (1880), отличавшейся антибуржуазной направленностью и остротой социального анализа. До своей смерти в 1893 г. писатель опубликовал более пятнадцати сборников новелл, несколько книг путевых очерков, знаменитые романы «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885), «Монт-Ориоль» (1886), «Пьер и Жан» (1888). В своем творчестве Мопассан сумел выразить критическое, лишенное иллюзий, отношение к буржуазному обществу, понимание ложности буржуазной демократии, грязной сущности милитаризма и колониальных авантюр. Мопассан вскрыл и продемонстрировал духовное убожество, пошлость, корыстолюбие и лживую мораль буржуа-собственника. Эмиль Золя (1840-1902). Золя смело вводил в литературу данные естественнонаучных открытий, медицины и физиологии. В течение двадцати пяти лет он работал над созданием социальной эпопеи «Ругон-Маккары. В 90-е гг. он написал цикл романов «Три города» - «Лурд» (1894), «Рим» (1896), «Париж» (1898) Свою мечту о грядущем торжестве разума и труда Золя воплотил в социальной утопии «Четыре евангелия»: «Плодовитость» (1899), «Труд» (1901), «Истина» (1903), последний роман которой «Справедливость» остался ненаписанным.
Искусство Европы, начиная с конца 50-х гг., вступает в эпоху декаданса (упадка). Культура декаданса в Западной Европе с 50-х гг. XIX в. До его конца отражала кризис, безнадежность, пессимизм. Данный термин относился к авторам, которые были связаны с движениями символизма и эстетизма и которые так же сочетали в своём творчестве элементы более раннего движения Романтизма с их немного наивным взглядом на природу. Хотя идея декаданса начинается в 18 веке с Монтескьё, , использовали это слово как знак гордости, как символ их отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. Д В XIX веке европейская и особенно французская литература была названа декадансом сначала враждебно настроенными критиками, а затем этот термин был использован и самими авторами. Данный термин относился к авторам конца XIX века, которые были связаны с движениями символизма и эстетизма и которые также сочетали в своём творчестве элементы более раннего движения романтизма с его несколько наивным взглядом на природу. Некоторые из этих авторов находились под влиянием традиции готического романа и поэзии и прозы Эдгара Аллана По. Идея декаданса восходит к XVIII веку, к Монтескьё, а далее, после Дезире Низара — французского писателя и критика (фр. Désiré Nisard) — она была подхвачена критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтиков, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер, использовали это слово как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-х годах группа французских писателей называла себя декадентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд. Как литературное движение декаданс — это переходный этап между романтизмом и модернизмом. Часто символизм путают с декадансом. Несколько молодых авторов были иронично отнесены к декадансу в прессе середины 1880-х годов. Значительная часть манифеста Жана Моро была посвящена именно этой проблеме и спорам по этому поводу. Некоторые из этих авторов приняли его, а некоторые нет.
РЕАЛИЗМ утверждается в 30 – 40-е гг. XIX в. наряду с романтизмом в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он становится господствующим направлением в европейской культуре. Реализм в литературе и искусстве – это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости. Во Франции в 30 – 40-е годы создают свои лучшие реалистические произведения писатели, пользующиеся мировой известностью, такие, как Оноре де Бальзак ("Человеческая комедия"), Виктор Гюго (романы "Собор Парижской богоматери", "Девяносто третий год", "Отверженные"), Гюстав Флобер (романы "Госпожа Бовари", "Воспитание чувств", "Саламбо"), Проспер Мериме (новеллы "Матео Фальконе", "Коломба", "Кармен"). В 30 – 40-е годы реализм становится ведущим направлением в литературе Англии. Основоположником и лидером английского критического реализма был Чарльз Диккенс («Домби и сын», "Тяжелые времена", "Большие ожидания"). Его современник Уильям Мейкпис Теккерей в романе "Ярмарка тщеславия", в историческом произведении "История Генри Эсмонда", сборнике сатирических эссе "Книга снобов", цикле пародий "Романы прославленных сочинителей" образно показал пороки, присущие буржуазному обществу. В конце XIX в. реалистическое направление английской литературы было представлено творчеством, главным образом, трех писателей, завоевавших мировую известность: Джона Голсуорси ("Сага о Форсайтах", "Современная комедия"), Джорджа Бернарда Шоу (создатель драм-дискуссий, в центре которых было столкновение враждебных идеологий, бескомпромиссное решение социально-этических проблем, например "Дома вдовца", "Профессия госпожи Уоррен", "Тележка с яблоками") и Герберта Джорджа Уэллса (классик научно-фантастической литературы, проблемы научно-технического прогресса он связывает с социальными и нравственными прогнозами развития общества; в романах "Машина времени", "Человек-невидимка", "Война миров" Уэллс опирался на новейшие научные концепции). В последней трети XIX в. мировое звучание приобретает литература скандинавских стран. Это прежде всего произведения норвежских писателей: Генрика Ибсена ("Кукольный дом" ("Нора"), "Приведения", "Враг народа"), Бьеристьерне Мартиниуса Бьернсона (лауреат Нобелевской премии 1903 г. "Банкротство", "Свыше наших сил"), Кнута Гамсуна ("Голод", "Мистерии", "Пан", "Виктория"). Во второй половине XIX в. критический реализм был господствующим направлением и в русской литературе. Его основы были заложены еще А.С.Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Н.В. Гоголем. Обличение крепостничества, его пережитков в жизни и сознании людей, показ пороков нового буржуазного общества были основным направлением прогрессивной литературы в России. Гениальное творчество Толстого Л.Н. (автора романов "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресенье", трилогии "Детство", "Отрочество", "Юность") оказало огромное влияние на мировую литературу. В романах "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы" Ф.М.Достоевский реалистически изобразил столкновение ярких, самобытных русских характеров, страстный поиск героями человеческого счастья, гармонии. В прекрасных творениях И.С.Тургенева показаны высокие духовные качества и одаренность русских крестьян ("Записки охотника"), образы "лишних людей" и новых героев эпохи ("Отцы и дети", "Рудин"), самоотверженность русских женщин ("Накануне", "Дворянское гнездо"). Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина направлено против самодержавно-крепостнического строя ("Губернские очерки", "Помпадуры и помпадурши", "Пошехонская старина"); в его произведении "История одного города" создана гротескно-сатирическая галерея образов градоправителей, в социально-психо-логическим романе "Господа Головлевы" изображен духовный и физический распад дворянства. В творчестве А.П. Чехова отражены идейные искания русской интеллигенции, недовольство обывательством, душевной "смиренностью" ("Ионыч", "Дама с собачкой"); он создал новаторские пьесы ("Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишневый сад"). Тонкое психологическое мастерство, органичное сочетание юмора и лиризма Чехова оказали огромное влияние на развитие русской и мировой литературы и театра. Развивалась русская национальная музыкальная школа. Традиции М.И.Глинки унаследовали и продолжили композиторы "Могучей кучки", созданной М.А.Балакиревым. В нее входили талантливые композиторы: Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский, А.Н.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков. Они собирали и обрабатывали русские народные песни, затем использовали их в своих симфонических и оперных произведениях. Они обращались и к русской литературе. Так, в основе оперы "Борис Годунов" М.П.Мусоргского драма А.С.Пушкина; по мотивам "Слова о полку Игореве" А.П.Бородин написал оперу "Князь Игорь". Н.А.Римский-Корсаков создал оперу-сказку по пьесе А.Н.Островского "Снегурочка". Произведения русских композиторов вошли в сокровищницу мировой музыкальной классики. Они не сходят со сцены оперных театров многих стран мира и по сей день. Вершин реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. достигло творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди ("Сицилийская вечерня", "Бал-маскарад", "Сила судьбы", "Симон Бокканегра","Риголетто", "Трубадур", "Травиата") посвящены национально-освободительному движению Италии. Личная драма героев тесно связана с общественно-политическими событиями. Их отличает сочетание динамизма и яркости массовых сцен с углубленным психологизмом; для них характерно исключительное богатство оркестровых красок. Наиболее значительные творения Верди – оперы "Дон Карлос" (по драме Шиллера, 1867) и "Аида" (опера написана по заказу египетского правительства ко дню открытия Суэцкого канала, 1870). К шедеврам оперного реализма относится музыкальная драма "Отелло" (1886) и комическая опера "Фальстаф" (1892), созданные Верди на сюжеты Шекспира. В этих операх он отказался от традиционных арий и дуэтов, заменив их монологами, диалогическими сценами, добившись полного слияния музыки с драматическим действием. Демократичность, глубокая человечность творчества Верди принесли ему большую популярность. Его оперы постоянно в репертуаре оперных театров мира. На исходе XIX в. в итальянской опере сложилось новое направление – веризм (итал. verismo от vero – истинный, правдивый). К нему принадлежали Руджеро Леонкавалло, Пьетро Масканьи, Умберто Джордано, Джакомо Пуччини. Эстетика веризма — показать "жизнь как она есть". Оперы веристов отличались жизненно достоверными сюжетами, правдивым отображением душевного мира простых людей. Герои их опер – крестьяне, бродячие актеры, мастеровые, художники. Наряду с напевной вокальной мелодикой композиторы широко использовали драматические речитативы, краткие ариозо, сквозное симфоническое развитие. Высшим достижением музыкального и оперного искусства во Франции стало творчество Жоржа Бизе– автора опер "Искатели жемчуга", "Пертская красавица", "Джамиле". Опера "Кармен", признанная вершиной французской реалистической оперы, в репертуаре многих театров мира. Романтические традиции проникли в искусство балета. Известно, что европейский балет зародился в Италии. Этому способствовали традиции античного и средневекового искусства. Во второй половине XIX в. итальянские мастера балета выработали особый виртуозный стиль исполнения, который в конце столетия был принят танцевальными школами других стран. Танцовщики освоили пальцевую технику вращения и прыжка, достигли большой выразительности танцев. Итальянские артисты балета Э.Чеккетти, К.Брианца, П.Леньяни. В XIX в. всемирную славу получил русский балет. На сцене Петербургского Большого театра с 1847 г. работал танцовщик, впоследствии знаменитый балетмейстер Мариус Иванович Петипа. В России им поставлено более 60 балетов, среди которых "Дочь фараона", "Царь Кандавл", "Баядерка". Вершиной и итогом творчества Петипа явилось сотрудничество с великими русскими композиторами – Петром Ильичом Чайковским и Александром Константиновичем Глазуновым. Непревзойденные примеры поэтичности, обобщенной образности танца достигнуты Петипа и Чайковским в балете "Спящая красавица». В балете "Раймонда" на материале трех музыкальных сюит новаторски разрешена проблема взаимодействия классического и характерного танцев. Шедевром русской хореографии является па-де-де Одиллии и принца Зигфрида в "Лебедином озере" П.И.Чайковского, поставленном в Петербурге в 1895 г. Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIX столетия в творчестве Ж.Ф.Милле, создавшего цикл реалистических полотен, изображавших жизнь крестьян, и выдающегося мастера жанровой живописи Г.Курбе. Творчество этих художников было заметным явлением на фоне помпезной академической живописи эпохи. Второй империи. Реалистическое направление в русской живописи особенно ярко выразили передвижники. Это художники-реалисты, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок, созданное в 1870 г. Идейными вождями и вдохновителями передвижников были И.Н.Крамской и критик В.В.Стасов. Порвав с академизмом, передвижники обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной природы, обличали порядки самодержавия России, пережитки крепостничества, пороки капитализма. |