Главная страница

Вузовская дисциплина История 33 вопроса. История. Предмет и задачи вузовской дисциплины История


Скачать 279.5 Kb.
НазваниеПредмет и задачи вузовской дисциплины История
АнкорВузовская дисциплина История 33 вопроса
Дата09.01.2020
Размер279.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИстория.doc
ТипАнализ
#103276
страница5 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

9. Борьба русского народа с восточными и западными завоевателями


В период расцвета Древнерусского государства возросли его международная роль и внешние связи. Укреплялись связи с соседними странами, происходили обмены посольствами, устанавливались союзные отношения. Однако, нередко такие отношения сменялись войнами, взаимными набегами. Так, уже в 907 г. Олег предпринял успешный поход на Византию. Борьба за расширение территории, походы против Византии продолжались и прямым наследником Олега — Игорем, затем Ольгой 946-969 гг., Святославом. Упрочение международного положения Древнерусского государства привело к освобождению земель восточных славян от набегов хазар, камских булгар и от византийской агрессии

Во второй половине Х века русские дружины во главе с князем Святославом нанесли сокрушительный удар по хазарскому царству.

Серьезная угроза раннефеодальным государствам зрела на Востоке. Тогда в 1206 г. ханом Монголии был провозглашен Темучин Чингисхан 1155 — 1227 гг.. Первое столкновение русских дружин с монголами произошло на реке Калке в 1223 г., когда союзное русско-половецкое войско потерпело жестокое поражение. Но тогда монголы дошли до Новгород-Северского и повернули на восток.

Первой жертвой нашествия на Русь стало Рязанское княжество. В декабре 1237 г. г. Рязань была взят штурмом, и на старом месте больше не возродилась современная Рязань — это новый город, находящийся в 60 км от старой Рязани, раньше он назывался Переяславль Рязанский. Дальше последовало взятие Коломны, Москвы, Владимира. Битвой на р. Сити 4 марта 1238 г., в которой было уничтожено русское войско, Батый завершает захват Северо-Восточной Руси.

В 1239 г. Батый предпринял новый поход на Русскую землю. Осенью после разгрома аланов и половцев на Черноморском побережье татаро-монголы захватили Чернигов.

Осенью 1240 г. возобновляется нашествие на Русь. В декабре монгольские войска взяли Киев, вскоре — Владимир-Волынский.

В результате походов 1236-1238 гг. и 1239-1242 гг. монголами были завоеваны Волжская Булгария, все русские земли за исключением Новгорода. Но и Новгород вскоре должен был признать власть завоевателей. Почти на два с половиной столетия над русскими землями установилось татаро-монгольское иго. Следствием этого явилось отставание России от Запада.

Одновременно с татаро-монгольским нашествием русскому народу пришлось выдержать тяжелую борьбу с западными завоевателями, поработившими Прибалтику.

Основной агрессивной силой стал Ливонский орден, объединившийся в 1237 г. с орденом тевтонов. Вслед за этим начались вторжения немецких рыцарей на Русь. 15 июля 1240 г. на берегах Невы русские войска под командованием князя Александра Невского 1220-1263 гг. разбили шведских захватчиков. 5 апреля 1242 г на берегах Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, остановившее германских феодалов в их натиске на Восток.

Причины поражения Руси:

-политическая раздробленность

-превосходство монголов в численности в каждом сражении; высокий уровень дисциплины

-применение монголами китайской осадной техники.

Последствия нашествия:

-сократилось население страны

-разделение городов, подорвано городское ремесло

-разрушены памятники духовенства и материальной культуры

-особое последствие нашествия на истории России сказались в том, что оно заложило азиатский способ власти в России.

10. Культура Древнерусского государства


Вследствие того, что Русь испытывала сильное влияние Византии, её культура складывалась как синтез культур и традиций двух государств. Долгие годы русская культура развивалась под влиянием языческой религии. С принятием христианства, положение радикально изменилось — новая религия стремилась изменить представления людей о красоте, морали, творчестве и т.д. Достаточно продолжительное время на Руси сохранялось двоеверие, что сыграло огромную роль в складывании культурного потенциала, отражавшего в себе некую двойственность.

Основа любой культуры — письменность. Долгое время считалось, что письмо на Руси появилось с принятием христианства. Но есть доказательства существования письменности задолго до этого: договоры Руси с Византией, относящиеся к первой половине X века, имели копии на славянском языке. Христианизация Руси просто дала толчок развитию письменности. Появились переводы греческих богослужебных книг, исторических сочинений, жизнеописаний святых. При церквях открывались школы. С XI века в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Ярким свидетельством широкого распространения грамотности являются берестяные грамоты. Первая летопись была составлена в конце X века и описывала события от династии Рюрика до Владимира. Но летописям предшествовали отдельные записи, служившие основой для них. Это — истории о Кие и основании Киева, походах на Византию и войнах Святослава, сказания об убийстве Бориса и Глеба и т.д.

Вторая летопись была составлена при Ярославе Мудром, когда он объединил Русь и заложил храм Софии. Эта летопись вобрала в себя первую. Повесть временных лет — по меньшей мере, пятая летопись XII век. Вся летопись пронизана духом единства Русского государства, что связано с начавшимся политическим распадом Руси.

Литература развивалась параллельно с правописанием. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Берестове. В начале 40-х годов XI века. Он создал Слово о законе и благодати. Оно посвящено обоснованию государственно-идеологической концепции Руси; показывало роль великокняжеской власти; объясняло смысл крещения Руси. Его основная тема — равноправие Руси среди остальных народов и государств.

В Слове о полку Игореве — сказитель-певец Боян рассказывает о подвигах русского народа, о главной проблеме — феодальной раздробленности. Песни, былины, сказания — фольклор. Былины — богатыри-защитники, Илья Муромец и т.д. Враги Руси — тугарин — половцы, жидовина — хазары.

В эпоху язычества искусство — деревянные, каменные скульптуры языческих богов и духов. Живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскиза магических масок, которые затем изготавливали ремесленники; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, развлекали племенных вождей и народ. В эпоху христианства церковное искусство воспевало бога, подвиги апостолов и т.д. В Византии искусство создавалось по церковным канонам — аскетизм и строгость. Перенесение всего этого на русскую почву столкнулось с радостным культом Природы и т.д. Уже в XI веке аскетическая манера Византийской иконописи превращалась под кистью русских мастеров в портреты, близкие к натуре, хотя, иконы несли в себе все черты иконописного лика.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта