Главная страница
Навигация по странице:

  • II. Ассоциативное

  • 2.1. Пассивное научение

  • 2.2. Оперантное научение.

  • 2.3. Одномоментное (аверсивное) научение

  • III. Когнитивное научение.

  • 3.1. Образное (психонервное) запечатление

  • 3.2. Элементарная рассудочная деятельность

  • Игры и познавательно-исследовательское поведение высших животных.

  • Интеллектуальное решение задач животными. Эксперименты В. Келера.

  • Зоопсихология вопрос-ответ с 1 по 16. Предмет и задачи зоопсихологии, сравнительной психологии


    Скачать 173.16 Kb.
    НазваниеПредмет и задачи зоопсихологии, сравнительной психологии
    Дата04.05.2021
    Размер173.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗоопсихология вопрос-ответ с 1 по 16.docx
    ТипЗакон
    #201547
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    Навыки и формы научения у животных.

    Приобретение и накопление индивидуального опыта связаны с процессами научения, которые дают животному возможность более полного и адекватного психического отражения окружающей среды Способность к научению зависит от уровня филогенетического развития вида, сложности организации ЦНС и является характерным признаком данного вида. Примитивным видам доступны только простые формы научения, более развитые виды добавляют к простым формам научения всё более сложные.

    Итак, на основе научения животные формируют эффективные программы своих действий, которые являются результатом комплексных процессов сопоставления и оценки внутренних и внешних раздражений, видового и индивидуального опыта, анализа совершаемых действий и проверки их результатов

    В настоящее время выделяют следующие формы индивидуального научения:

    I. Облигатное (обязательное), неассоциативное, стимул-зависимое научение. Данная форма научения внешне очень напоминает инстинктивное поведение, но представляет собой процесс накопления индивидуального опыта в жестких видотипичных рамках. Среди облигатных форм научения выделяют:

    1.1. Простые формы:

    а) привыкание (габитуация) В качестве примера привыкания можно привести поведенческую реакцию голубей на резкий звук. Если он не связан для них с болевыми ощущениями, то эта реакция ослабевает, и птицы быстро перестают обращать на него внимание;

    б) сенситизация – данная форма научения проявляется в усилении реакции под влиянием постороннего стимула.

    1.2. Сложные формы:

    а) импринтинг (запечатление): Импринтинг особо развит на ранних этапах послеродового (постнатального) развития. Данная форма научения возможна в течение определенного, обычно весьма ограниченного периода и не требует внешнего подкрепления. Результат импринтинга обычно необратим и обеспечивает животным охрану потомства, узнавание родителей, сородичей, будущих половых партнеров, признаки местности и др. Например, Лоренц установил, что только что вылупившиеся гусята запечатлевают в качестве родителя объект, присутствовавший рядом с ними в течение определенного периода после вылупления. Впоследствии гусята будут следовать за этим объектом как за родителем, даже если это будет мяч или человек;

    б) латентное (скрытое) обучение. Оно осуществляется в процессе ознакомления животного с окружающей обстановкой;

    в) имитация (подражание) – научение в результате наблюдения за действиями других животных или человека. В результате данного научения расширяются и обогащаются врожденные формы поведения путем заимствования чужого опыта.

    II. Ассоциативное, эффект-зависимое, факультативное, научение. Включает в себя все формы сугубо индивидуального приспособления к особенностям тех конкретных условий, в которых живет данная особь. Среди факультативных форм научения выделяют следующие:

    2.1. Пассивное научение (условный классический рефлекс) – основано на ассоциации индифферентного раздражителя с деятельностью организма, биологический смысл заключается в сигнальном значении раздражителей для животного.

    2.2. Оперантное научение. При оперантном научении двигательные акты формируются в процессе тренировки. Они играют значительную роль в развитии познавательных способностей животных и лежат в основе формирования их интеллекта.

    Здесь выделяют следующие формы:

    а) манипуляторная деятельность – деятельность по перемещению компонентов среды в пространстве (инструментальный рефлекс);

    б) локомоторная деятельность – деятельность по перемещению самих животных в пространстве.

    2.3. Одномоментное (аверсивное) научение. В результате данного научения у животного формируются поведенческие реакции, которые проявляются в избегании или неприятии пищи, после однократного сочетания «стимул-болезнь». Такие поведенческие реакции сохраняются на всю жизнь. В результате этого научения образуются устойчивые связей в нервных сетях структур лимбической системы.

    III. Когнитивное научение. Данная форма научения: опираются на весь спектр более простых форм неассоциативного и ассоциативного научения. В зачаточном состоянии они представлены у высших приматов и имеют полное развитие только у человека, являясь основным механизмом, определяющим индивидуальность интеллектуальной деятельности человека. Среди форм когнитивного научения выделяют:

    3.1. Образное (психонервное) запечатление – при первом восприятии среды происходит формирование психонервного образа как целостного единого переживания. Этот образ может сохраняться, не угасая, и воспроизводиться спустя длительное время после непосредственного восприятия.

    3.2. Элементарная рассудочная деятельность. Она базируется на инстинктах, рассудочном механизме и на обучении. В результате формируется целостный акт, называемый унитарной реакцией.

    3.3. Вероятностное прогнозирование – предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого и информации о наличной ситуации. Может иметь разные формы: прогноз событий, независимых от субъекта, прогноз результатов ответных действий, планирование целенаправленных действий и так далее.

    Навык.

    Основным компонентом научения у животных является навык. Формирование навыков в процессе научения приводит к дополнению и обогащению примитивных первичных форм поведения, и предполагает обязательную активность животного в процессе научения.

    Формирование навыка является важнейшим результатом факультативного научения и возможно только на определённом этапе филогенетического развития. По мере усложнения организации ЦНС, животные приобретают способности осваивать более сложные навыки, при этом усвоение происходит за более короткие сроки..

    Закономерности выработки навыков у животных изучаются с помощью методов «лабиринта», «проблемного ящика» (или клетки), «обходного пути» и тому подобное, в качестве подопытных животных обычно используются крысы.


    1. Игры и познавательно-исследовательское поведение высших животных.

    Игра и исследовательское поведение

    В ходе игры молодое животное приобретает разнообразную информацию о свойствах и качествах предметов в окружающей его среде. Это позволяет конкретизировать, уточнять и дополнять накопленный в процессе эволюции видовой опыт применительно к конкретным условиям жизни особи.

    В трудах ряда авторитетных ученых отмечается связь игры с исследовательской деятельностью (Гроос, Бич, Ниссен, Лоренц и др.), но при этом отмечаются и различия между этими категориями поведения. Возражая против взгляда на игру как на «игру природы», якобы не имеющую значения для сохранения вида, Лоренц подчеркивал ее большое значение для «исследовательского научения», ибо в ходе игры животное относится практически к каждому незнакомому предмету как к потенциально биологически значимому и тем самым выискивает в самых различных условиях возможности для существования. Особенно это относится, по Лоренцу, к таким «любопытствующим существам» («Neugierwesen»), как врановые птицы или крысы, которые благодаря чрезвычайно развитому исследовательскому поведению сумели стать космополитами. Аналогичным образом видный немецкий этолог О. Келер указывал на то, что игра является «практически непрестанным поиском проб и ошибок», в результате чего животное медленно, случайно, но подчас и внезапно научается тому, что весьма важно для него.

    Правда, другие специалисты высказывают мнение, что сходство между явлениями игры и исследовательского поведения является лишь внешним и не имеет существенного значения. Такой точки зрения придерживаются, например, Хамильтон и Марлер. Однако никем не ставилось под сомнение, что приобретение информации путем игры осуществляется по меньшей мере в сочетании с «собственно» исследовательской деятельностью. Безусловно, не всякая ориентировочно-исследовательская деятельность является игрой, как и ознакомление с окружающим осуществляется у молодого животного не только в игровой форме. Но в каждой игре содержится в той или иной степени исследовательский компонент.

    Особенно это относится к играм с предметами, к манипуляционным играм, но опять-таки не всякое манипулирование является игрой. (Не является, например, игрой манипулирование пищевыми объектами во время еды или гнездостроительным материалом во время сооружения гнезда.) Но манипулирование «биологически нейтральными» объектами или же биологически значимыми, но вне их адекватного применения является ни чем иным, как игрой.

    Важно подчеркнуть далее, что всякое манипулирование, особенно игровое, всегда включает в себя исследовательский компонент. Более того, манипулирование «биологически нейтральными» предметами представляет собой высшую форму ориентировочно-исследовательской деятельности. С другой стороны, без игры молодое животное может ознакомиться со свойствами только объектов, имеющих для него непосредственно биологическое значение. Игровое манипулирование предметами особенно стимулируется появлением новых или малоизвестных объектов. Роль новизны предметных компонентов среды в манипулировании особенно подчеркивал для обезьян еще Войтонис.

    Развитие двигательных способностей всегда сопряжено с исследованием окружающей среды. Можно сказать, что всевозрастающее приобретение информации о компонентах среды является функцией развивающейся двигательной активности, ориентация которой во времени и пространстве в свою очередь осуществляется на основе этой информации. Именно в этом находит свое выражение единство моторных и сенсорных элементов поведения, развивающихся в ходе игры.

    В наименьшей мере исследовательский компонент представлен в играх, служащих лишь своего рода «физическими упражнениями»; в наибольшей же мере — там, где имеет место активное воздействие на объект игры, особенно деструктивного порядка, т. е. в манипуляционных играх. Последние могут в некоторых случаях приобрести значение подлинных «исследовательских» игр (см. ниже).

    Особое место занимают опосредованные игры, в частности «трофейные» игры, когда, очевидно, можно говорить даже о совместном познавании объекта игры при совместных двигательных упражнениях. Однако эти игры все же служат прежде всего средством общения между животными и установлению определенных отношений между ними, как это имеет место и при других совместных играх. К тому же нельзя, конечно, быть уверенным, что при «трофейных» играх партнеры действительно воспринимают структурные изменения в объекте игры как таковые, ибо их внимание устремлено друг на друга.

    Игра – совокупность специфических ювениальных проявлений обычных форм поведения. О ювенильном (или игровом) периоде развития поведения можно говорить только относительно детенышей высших животных, у которых развитие поведения совершается перед половым созреванием в форме игровой активности.

    Теории игр животных.

    К. Гроос (нем.): игра - способ совершенствования. Игра – предварительное упражнение формирования взрослого поведения в особо важных сферах жизнедеятельности (теория упражнения).

    Спенсер: игровая активность - расход активности.

    Рубинштейн: недостатки - “ данный автор не рассматривает содержание игры, не способен объяснить функции”.

    Лоренц: концепция вакуумной активности. Когда животному некуда девать накопившуюся энергию, оно начинает с азартом выполнять незавершённые бесполезные телодвижения, не приносящие никакой выгоды для обеспечения жизнедеятельности. Игровые действия совершаются без присутствия соответствующих ключевых раздражителей (например: игровая борьба). Многие авторы также отрицали значение игры для формирования взрослого.

    Мейер - Холоцапфель: игра животных - мнимая деятельность. В основе игры лежит пробование, основанное на любопытстве. Животные играют лишь тогда, когда не выполняются игровые действия - её обоснования. Центры игры в головном мозге не было обнаружено.

    Бодендайк: коренное отличие игры от других форм поведения он усматривал в полном отсутствии приспособительного значения игровой активности. Он категорически утверждал, что игра важна только для непосредственно играющего животного, приводя его в положительное эмоциональное состояние, но не для будущего развития.

    Критика Эльконина - указал, что Бодендайк недооценивал ориентировочно - исследовательскую функцию игры (познавательное значение игры). Игра препятствует чрезмерно ранней фиксации инстинктивных форм деятельности и развивает способность к ориентации в сложных условиях среды.

    Торп: игра служит для приобретения животным навыков и для ознакомления с окружающим миром. Особое значение отдавал манипулированию с предметами во время игры.

    Беков: сводил функции игры к двигательной тренировке, формированию процессов общения и упражнению познавательных процессов.

    Игра - развивающаяся психическая деятельность животных (а не отдельная категория поведения). Игра (Фабри) - процесс, который охватывает все сферы поведения животного в ходе его окончательного становления перед достижением взрослого состояния.


    1. Интеллектуальное решение задач животными. Эксперименты В. Келера.

    Известный немецкий психолог В.Келер, один из создателей гештальтпсихологии, работая на экспериментальной станции, исследовал мышление у человекообразных обезьян. Он обнаружил, что животные в новых для них ситуациях, когда не срабатывает накопленный арсенал навыков, способны отыскивать новые способы решения задач, причём их действия заимствуются из прошлого опыта. Перенос прошлого опыта в новые условия возможен благодаря тому, что животные устанавливают отношения между вещами и на основе этого строят своё поведение.

    Стоит сказать, что интеллектуальная форма поведения существенно отличается от простого научения, т.е. формирования навыков.

    1. На более низкой ступени развития нахождение решения проблемной ситуации происходит медленно, путём многочисленных проб и ошибок, в процессе которых удачные операции постепенно закрепляются, а неудачные так же медленно затормаживаются, отмирают. На стадии интеллекта животным сначала совершается множество попыток, не приводящих к решению задачи, а затем достигается внезапное понимание отношений и структуры проблемной ситуации — инсайт, что почти сразу приводит к успеху.

    2. При повторении опыта, найденное решение воспроизводится уже без предварительных проб.

    3. Решение легко переносится в условия, аналогичные тем, в которых оно было найдено впервые.

    Прежде чем, рассказывать о экспериментах, считаю необходимым разъяснить теоретическую базу гештальтпсихологии. Надо заметить, что она исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы.

    Методологический подход гештальтпсихологии базировался на нескольких основаниях – понятиях психического поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие поле заимствовано из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия. Изучение природы атома, магнетизма позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальтпсихологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом, гештальты могут изменяться, становясь все более адекватными предметам внешнего поля. Может происходить и переструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются по новому, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению – инсайт.

    Первые работы Келера, посвященные исследованию интеллекта шимпанзе, и привели его к наиболее значимому открытию – инсайта (озарения). Исходя из того, что интеллектуальное поведение направлено на решение проблемы, Келер создавал такие ситуации, в которых подопытное животное для достижения цели должно было найти обходные пути. Операции, которые совершали обезьяны для решения поставленной задачи, были названы двухфазными, так как состояли из двух частей. В первой части обезьяне нужно было при помощи одного орудия получить другое, которое было необходимо для решения проблем (например, при помощи короткой палки, которая находилась в клетке, получить длинную, находящуюся на некотором расстоянии от клетки). Во второй части полученное орудие использовалось для достижения искомой цели, например, для получения банана, находящегося далеко от обезьяны.

    Эксперимент должен был помочь понять каким способом решается задача – происходит ли слепой поиск правильного решения (по типу метода проб и ошибок) или обезьяна достигает цели благодаря спонтанному схватыванию отношений, пониманию. Эксперименты Келера доказывали, что мыслительный процесс идет по второму пути, т.е. происходит мгновенное схватывание ситуации и верное решение поставленной задачи.

    В. Келер считал, что обучение ведет к образованию новой структуры и, следовательно, к иному восприятию и осознанию ситуации. Если то или иное явление входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Осознание новых сочетаний и новых функций предметов и является образованием нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления. Келер называл этот процесс переструктурированием гештальта и считал, что он происходит мгновенно и не зависит от прошлого опыта субъекта. Для того, чтобы подчеркнуть мгновенный, а не протяженный во времени характер мышления, Келер дал этому моменту название 
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта