Главная страница
Навигация по странице:

  • История открытия и изучения памятников первобытной культуры.

  • Основные памятники культуры каменного века в Европе и на территории России.

  • 4. Комплекс памятников изобразительного искусства и архитектуры древнеегипетской цивилизации.

  • 6. Комплекс памятников изобразительного искусства и архитектуры цивилизаций древнего Двуречья.

  • 7. Комплекс памятников изобразительного искусства и архитектуры древних культур Мезоамерики.

  • Палео-индейский период (10 000–3500 до н. Э.)

  • Архаичный период (До 2600 г. до н. Э.)

  • Доклассическая эра или период формирования (2000 г. до н.э. - 250 г. н.э.)

  • Тлатилько, известная как «акробат»

  • ИИ.1сем.. Предмет искусствознания. Пространственные искусства в системе художественной культуры


    Скачать 54.74 Kb.
    НазваниеПредмет искусствознания. Пространственные искусства в системе художественной культуры
    Дата08.03.2022
    Размер54.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИИ.1сем..docx
    ТипДокументы
    #386425
    страница1 из 3
      1   2   3

    1. Предмет искусствознания. Пространственные искусства в системе художественной культуры.

    ИСКУССТВОЗНАНИЕ – совокупность наук о всех видах художественного творчества, об их месте в общей сфере человеческой культуры.

    Структурно искусствознание делится, прежде всего, на три основных раздела: историю искусства, теорию искусства, художественную критику.

    Предметом теории искусства являются общие и особенные свойства конкретных видов художественного творчества. Историческая динамика развития мирового искусства вместе с особенностями развития его региональных ответвлений составляет основной предмет истории искусства. Она изучает процесс и закономерности развития искусств со времён их зарождения и до наших дней. Художественная критика в отличие от теории и методологии искусства заключается в анализе, интерпретации и оценке произведений изобразительного искусства в актуальном контексте. Художественная критика необходима для того, чтобы человек мог выражать реакцию на произведения искусства, анализировать тенденции и перспективы развития искусства, оценивать явления художественной жизни в различных формах

    Предметом искусствознания в широком смысле художественно-эстетическая жизнь общества и личности в историческом развитии, во всем многообразии ее форм.

    Художественная культура – это совокупность всех видов художественной деятельности, включая продукт и процесс этой деятельности.

    Все роды и виды искусства делятся на три больших класса по способу их «материального бытия» - того, как произведения существуют в их материальной форме в физическом пространстве и времени.: пространственные, временны́е и пространственно-временны́е.

    Произведения искусства, которые объективно существуют в пространственной среде, не изменяясь и не развиваясь во времени, относятся к классу пространственных искусств: живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Произведения пластических искусств имеют материальный, физический характер и выполняются путём обработки материала. Две главные характеристики – «вещность» и «статичность»

    Пространственные искусства также делятся на «изобразительные» и «неизобразительные».

    К изобразительным относятся живопись, графика и скульптура. Важно, что непосредственно они изображают не впечатления от предметов, а подобия самих предметов.

    К неизобразительным относятся архитектура и декоративно-прикладное искусство; художественный образ мира здесь строится на неизобразительных путях. Эти искусства сочетают в себе художественную и утилитарную ценность.

    1. История открытия и изучения памятников первобытной культуры.

    Изучать самую раннюю культуру человечества учёные начали не так давно – около 170 лет назад. Примерно с середины 19 века началась серия открытий, ставших возможными благодаря развитию научной археологии. Большинство открытий было сделано в 20-м – начале 21-го века, а большинство древнейших памятников искусства, поначалу попавших в поле зрения учёных, расположено на территории Европы. Исследованиями занимались учёные из Франции, Германии, России, США, Чехии и других стран.

    Первыми произведениями первобытного творчества, которые привлекли внимание науки, были великолепно реалистичные гравированные изображения животных на поверхностях костей к настоящему времени уже давно вымерших животных эпохи плейстоцена (закончившейся 11 тыс. лет назад), а также сотни крошечных бусин из природных материалов (окаменевших кальцитовых губок), найденные Буше де Пертом в на территории Франции.

    В 1837 году в речных отложениях на берегу реки Соммы обнаружил останки вымерших животных вместе с обработанными человеком каменными орудиями, а именно обитые камни. В 1839 находки он повёз их в Париж и показал академикам-геологам встретив общее недоверие. Его не приняли, обвиняли в подделке каменных орудий, призывали осудить книгу де Перта хотя бы уже потому, что она противоречила церковному учению о сотворении человека. Поддержку его идея нашла далеко не сразу.

    Переворот во взглядах на первобытное искусство произвело открытие дочерью М. С. Саутуолы палеолитической пещерной живописи в пещере Альтамира. Их находка также не была сразу принята научным сообществом, он был обвинён в подделке, а признаны настоящими они были только в 1902, уже после смерти Саутолы.

    А в 1960 году археологами Мэри и Луисом Лики был найден первый экземпляр человека умелого в ущелье Олдувай в Танзании – восточная Африка.

    Другие исследователи:

    Сергей Николаевич Замятнин (открытие первых памятников древнего палеолита на территории СССР, первых памятников Ашельской культуры раннего палеолита на Северном Кавказе, создание периодизации палеолита Кавказа)

    Зоя Александровна Абрамова (изучение палеолита Енисея, обнаружение неподалёку от Красноярского водохранилища десятки палеолитических памятников)

    Алексей Павлович Окладников (обнаружение останков и стоянки неандертальского человека, доказавшее, что древние люди жили в глубинной Азии, изучение истории первобытной культуры, палеолитического и неолитического искусства)

    Открытия, сделанные учёными, изменяли представление об уровне культурного творчества древнего человека, содержании образов, вносили коррективы в хронологию, периодизацию развития палеолитического общества.

    1. Основные памятники культуры каменного века в Европе и на территории России.

    Каменный век делится на три больших периода: палеолит (около 3 млн – 12 тыс. лет назад), мезолит (8,3–5,5 тыс. лет до н. э.) и неолит (6–3 тыс. лет до н. э.). Большинство древнейших памятников искусства, поначалу попавших в поле зрения учёных, расположено на территории Европы, особенно во Франции. Эпохи и термины часто названы по памятникам, обнаруженным на территории Франции.

    По Леруа-Гурану история развития искусства каменного века в Европе была разделена на 5 хронологических периодов:

    1. Дофигуративное искусство (ранее 28 000 л. н.) — вырезанные или процарапанные полосы, извилистые линии, не образующие реальной фигуры.

    2. Стиль 1 (ориньяк — 28 000–26 000 л. н.) — первые фигуративные изображения (Дордонь), знаки мужского и женского пола, точки и палочки.

    3. Стиль 2 (граветт — 26 000–19 000 л. н.) — первые настенные росписи. Фигуры, в основном гравированные, находящиеся близко от входа в пещеру. В этот период изготовлялись малые статуи обнажённых палеолитических Венер.

    4. Стиль 3 (салютре-мадлен 17 000–13 000 л. н.) — появляются глубокие святилища, удаленные от входа Линия спины еще остается синусоидальной, корпус животного кажется раздутым, головы маленькие, шеи тонкие, конечности короткие, изображены как бы в прыжке, что подразумевает движение. Используются выпуклости рельефа (пример: рисунки в Ляско).

    5. Стиль 4 (мадлен — 13 000–8 000 л. н.) — появляется визуальная перспектива, характерна яркая и реалистичная передача животных (Пример: пещера Аддаура).

    В России также существует множество памятников культуры каменного века.

    Наиболее древний из памятников в черте г. Уссурийска был обнаружен и исследован в 1953 году академиком А.П. Окладниковым. Это остатки палеолитической стоянки, которая была расположена на плоской седловине Илюшкиной сопки. Здесь были обнаружены очень древние примитивные орудия – рубила, скребки, а также каменные ядрища (заготовки), изготовленные из гальки более 15 тысяч лет назад.

    Капова пещера (также Бельская, Шульга́н-Таш) —пещера на территории республики Башкортостан, Россия. Находится на реке Белой в одноимённом заповеднике «Шульган-Таш». Пещера наиболее известна благодаря наскальным рисункам первобытного человека эпохи палеолита.

    Один из самых знаменитых археологических памятников эпохи палеолита находится в России, в Воронежской области - Костёнки. Первые поселения человека в Костенках появились 45 тысяч лет назад. Среди 40 000 находок — орудия труда и произведения искусства. В Эрмитаже выставлены статуэтки из Бивня мамонта, им по 40-30 тыс лет. Одна из них замечательная по своей пластичности выразительности названа по месту находки Костенковской или Воронежской Венеры. Ученые археологи называют его «Жемчужина русского палеолита».

    4. Комплекс памятников изобразительного искусства и архитектуры древнеегипетской цивилизации.

    Дре́вний Еги́пет - исторический регион и культура цивилизации Древнего мира, существовавшей на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения реки Нил. История Древнего Египта насчитывает около 40 веков и подразделяется исследователями на додинастический, династический и эллинистический периоды.

    Додинастический период продолжался с 5200 до 3000 л. до н.э. и был разделён на три периода: ранний, средний и поздний.

    В пример искусства додинастического периода хотелось бы привести культуру Бадари и характерный ей признак – бадарийская керамика – ярко-красная с чёрной окантовкой сверху. Некоторые керамические изделия этой культуры представлены в Лейпцигском музее, Германия. Среди орудий труда имелись односторонние скребки, пробойники, топоры, двусторонние серпы и наконечники стрел. Широко использовалась слоновая кость. В погребениях найдены несколько бусин из свернутой узкой медной полоски и иглы для закрепления погребальных ковриков.

    Династический период истории Древнего Египта продлился 27 веков. Искусство Древнего Египта разделено на периоды: Древнее Царство, Среднее Царство и Новое Царство.

    В период Древнего царства в первой половине III тысячелетия до нашей эры сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Именно в период Древнего царства были построены такие архитектурные сооружения как Великие Пирамиды (пример – Пирамида Хеопса (4 династия) - упнейшая из египетских пирамид, памятник архитектурного искусства Древнего Египта; первое и единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней) и Большой Сфинкс - древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура, высеченная из монолитной известковой скалы.

    Искусство Среднего царства — эпоха расцвета пластики малых форм, связанных в большинстве своём по-прежнему с погребальным культом и его обрядами (плавание на ладье, принесение жертвенных даров и др.). Статуэтки вырезались из дерева, покрывались грунтом и расписывались. Ко времени XII династии расцветает идея передачи в скульптуре человеческой индивидуальности. Пример: три статуи Сенусерта III (в молодости (Лувр), зрелости (Британский музей) и старости (Лувр)) из гранита, найдены в Дейр-эль-Бахри.

    Новое Царство привнесло более смелые и внутренне более значительные сдвиги в художественной культуре. Вместо архитектуры гробниц расцветает архитектура храмов. Пример: Луксорский храм - центральный храм древнеегипетского солнечного бога Амона-Ра, на правом берегу Нила, в южной части Фив, в пределах современного города Луксор.

    Также выделяется Амарнское искусство, которое обратилось к чувственной передаче действительности, небывалому до того реализму. Годы правления Эхнатона сопровождались ломкой старых канонов искусства, вырабатывался новый художественный стиль. Амарнскому искусству свойственна реалистичность, временами переходящая в натурализм и в то же время символизм. Ярчайшим примером искусства амарнского периода считается бюст Нефертити, известняк, Новый Музей (Берлин).

    5. Комплекс памятников изобразительного искусства и архитектуры древней китайской цивилизации.

    В процессе долгой истории сложились основные типы неолитической керамики Китая, которую ученые назвали по местам первых находок. Наиболее ранняя расписная керамика (5 — 3-е тыс. до н. э.) получила общее название Яншао, по месту раскопок, произведенных в деревне провинции Хэнань. Сосуды Яншао относятся к лучшим образцам неолитического искусства. Более поздние сосуды (3-е — начало 2-го тыс. до н. э) были названы Луншань. Сосуды Луншань были лишены узоров. Их формы — трехногие «ли» или округлые кувшины «ху» с высоким горлом — сохранялись в течение многих последующих веков.

    В период Шан возникли первые города, были изобретены письменность, техника бронзового литья.

    Древнекитайская бронза имела геометрический орнамент, отличавшийся большой графической тонкостью, сложностью, разнообразием ритмических сочетаний. В орнаменте находят отражение птицы и драконы, цикады, быки и бараны. Иногда сами сосуды принимают форму зверей или птиц.

    В период Чжоу упрощаются формы бронзовых сосудов, они становятся более обтекаемыми. Образцом бронзы периода Чжаньго является кувшин «ху», гладкий и стройный, снабженный двумя подвесными ручками. Новые черты получил и характер узора, включающего сцены охоты, борьбы зверей. В динамичных изображениях все время переплетаются фантастические мотивы и живые сцены. В рельефах бронзовых сосудов значительное место начинает уделяться человеку - .

    Мастера обладали высоким уровнем техники росписи лаком. Образцом их техники являются лаковая туалетная шкатулка и лаковое блюдо, найденные при раскопках близ Чанша. Мотивом рисунка являюься птицы или вихревые завитки - облака.

    Для живописи, выделившейся к этому времени в самостоятельный вид искусства, впервые используется шелковая ткань. Она служит материалом для самой ранней, обнаруженной в погребении знатной женщины близ города Чанша картины – «Дама с драконом и фениксом». Шёлк также используется в вышивках - «Танцующие фениксы и летящие драконы» и «Драконы паньлун и летящие фениксы» из захоронения №1 в Машань.

    6. Комплекс памятников изобразительного искусства и архитектуры цивилизаций древнего Двуречья.

    Месопотамия («междуречье») – территория, расположенная в долине рек Тигр и Ефрат, где существовала одна из древнейших цивилизаций человечества. В территорию Месопотамии входили многие области, заселенные разными цивилизациями: шумерами, аккадцами, древними ассирийцами, хеттами и др., формировались первые города и государства.

    Главенствующую роль играла монументальная архитектура. В государствах Двуречья важное место, занимали скульптура, рельеф, мелкая пластика, ювелирное дело. Создавались яркие росписи, украшавшие стены дворцов.

    В Южной Месопотамии (Шумер) мало деревьев и камня, поэтому первыми строительными материалами стали глина, песок, солома и тростник, которых в долинах рек можно было найти в достатке. Из смеси глины, песка и соломы делали сырцовые кирпичи, смесь песка, ила и жидкой глины служила раствором. Сырцовые кирпичи были менее долговечны и ценны, чем камень.

    Основу архитектуры Южной Месопотамии составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов относятся к 4—3-му тысячелетиям до н. э. Зиккураты были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду, ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Пример: Великий зиккурат в Уре (частично реконструированный в 20-м веке).

    Большим совершенством в Древнем Шумере отличалась металлопластика и другие виды художественного ремесла. Об этом свидетельствует хорошо сохранившийся погребальный инвентарь «царских гробниц» 27 — 26 вв. до н.э., открытых в Уре. Роскошная утварь гробниц мастерски выполнена из драгоценных металлов (золота и серебра) и различных камней (алебастр, ляпис-лазурь, обсидиан и др.). Особенно выделяется Арфа из царской гробницы в Уре. 26 в. до н. ,дерево, золото, перламутр, лазурит, песчаник.

    Другим ярким примером древнего месопотамского искусства могут стать ассирийские дворцовые рельефов из Северного дворца Ниневии (алебастр), выставленные сейчас в Британском музее, особенно - рельефы с изображением охоты на львов Ашшурбанипала. Они широко известны как «высшие шедевры ассирийского искусства». Они показывают формализованную ритуальную «охоту» царя Ашшурбанипала на арене, где захваченных азиатских львов выпускали из клеток, чтобы царь заколотил их стрелами, копьями или мечом. Они были сделаны около 645–635 гг. до н.э.

    Замечательным памятником вавилонского искусства является рельеф на диоритовом столбе (высотой около 2 м) со сводом законов царя Хаммурапи (1750-е годы до н. э.), начертанным клинообразными знаками (хранится в Лувре, Париж). Рельеф изображает царя Хаммурапи в благоговейной позе перед сидящим на троне богом солнца и правосудия Шамашем, который передаёт ему символы власти — жезл и магическое кольцо.

    7. Комплекс памятников изобразительного искусства и архитектуры древних культур Мезоамерики.

    Термин «Мезоамерика» буквально переводится, как центральная Америка из греческого языка. В конкретном случае под определением понимаются территория центральной Америки, где существовали высокоразвитые культуры и цивилизации, обладающие общими религиозными и культурными признаками.

    Выделяют следующую периодизацию:

    Палео-индейский период (10 000–3500 до н. Э.):

    Важнейшими находками этого периода являются обсидиановые и пиритовые изделия. Пример: снаряд из Пуэрта Парада, Гватемала.

    Архаичный период (До 2600 г. до н. Э.):

    Этот период характеризуется ростом зарождающегося сельского хозяйства в Мезоамерике. Вместе с переходом к оседлому образу жизни, появляются первые изделия из глины, найденные у залива Матанчен, в штатах Наярит и Герреро. В конце этой эры появляется также и ткацкое дело.

    Доклассическая эра или период формирования (2000 г. до н.э. - 250 г. н.э.):

    Первой развитой цивилизацией в Мезоамерике стали ольмеки, населявшие регион побережья Мексиканского залива Веракрус в течение всего периода доклассики.

    Пример искусства ольмеков: ольмекские фигурки – архетипичные фигурки, созданные жителями Мезоамерики в этот период. Большинство фигурок сделано из терракоты, иногда зелёного камня, базальта, других минералов или камней. Особенно выделяются фигурки «с детским лицом», являющиеся уникальным маркером культуры ольмеков, постоянно обнаруживаемым на участках, которые демонстрируют влияние ольмеков. Пример: ольмекская фигурка младенца 1200-900 г. до н.э. из Лас-Бокаса, керамика, киноварь, красная охра, Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк.

    В течение среднего и позднего доклассического периода, в южных майяских нагорьях и низинах, а также на нескольких участках северной майяской низменности начала развиваться цивилизация Майя. Самые ранние памятники Майя появились после 1000 года до н. э. (Арх. Памятники: Накбе, Эль-Мирадор, более поздние - Сиваль, ЭцнА, КобА).

    Доклассика в центральных мексиканских высокогорьях представлена ​​такими местами, как Тлатилько и Куикуилько. Многие статуэтки из Тлатилько изображают людей с различными аномалиями или уродствами. Памятник: Керамическая фигурка из Тлатилько, известная как «акробат», около 1300—800 до н. э. В левом колене «акробата» имеется отверстие для розлива жидкости. Статуэтка двуглавой богини. Тлатилько, I тыс. до н. э.
      1   2   3


    написать администратору сайта