ИИ.1сем.. Предмет искусствознания. Пространственные искусства в системе художественной культуры
Скачать 54.74 Kb.
|
Классический период (250–900 н.э.) В Классический период в нем доминировали многочисленные независимые города-государства в регионе майя, а также зародилось политическое единство в центральной Мексике и на Юкатане. Региональные различия между культурами стали более явными. Сложные искусства, такие как лепка, архитектура, скульптурные рельефы, настенная живопись, гончарное дело и гранильное искусство, развивались и распространялись в классическую эпоху. Города государства, оставаясь независимыми друг от друга заключали союзы и иногда становились вассальными государствами друг друга. Пример искусства классического периода: Рисунок майя, изображающий сцену войны между Бонампаком и Яшчиланом 5-6 в. н. э, археологическая зона Бонампак, Чьяпас. ПРО ПИРАМИДЫ: Пирамиды Мезоамерики были ступенчатые, с усечённой вершиной, на которой находился храм с одним или двумя помещениями. От подножия пирамиды к двери храма обычно шла длинная широкая лестница. По форме такой тип пирамидальных сооружений был наиболее близок к вавилонскому зиккурату. Назначение пирамид в Мезоамерике отличалось от назначения пирамид в Древнем Египте. В Америке пирамиды являлись главным центром в общественной жизни города и его жителей. Пирамида в Мезоамерике была культовым зданием, местом поклонения богу, жертвоприношений ему, в отдельных случаях местом массовых захоронений и специальным местом наблюдения за небом. Пирамиды в Америке отличаются от пирамид в Древнем Египте и количеством ярусов. Так как в Египте в основном были распространены одноярусные пирамиды, а в Америке многоярусные, содержащие от трех до пяти и более ярусов. Строительным материалом, как в Египте, так и Месоамерике служил камень. В Египте пирамиды практически не украшались снаружи, в отличие от пирамид Мезоамерики. Там украшением служили настенные узоры, окраска пирамид в красный и зелёный цвета. 8. Комплекс памятников изобразительного искусства и архитектуры Древней Греции. Древнегреческая культура просуществовала с конца 3 тысячелетия до н.э. (формирование цивилизации Минойского Крита) — до примерно 146 год до н.э. (окончательное завоевание Греции Римом). Периодизация: 3 тысячелетие до Н.Э. – 13 век до Н.Э. — Крито-Микенский период; «Эгейскими» называют цветущие цивилизации, существовавшие на островах Эгейского моря в третьем и втором тысячелетии до н. э., до развития цивилизации собственно греческой. Существовало три таких цивилизации: кикладская, минойская и микенская. Расцвет Кикладской цивилизации относится к раннему бронзовому веку. Замечательны статуэтки и статуи из мрамора, изображающие воинов, музыкантов, женщин с детьми. Керамика (пифосы, кувшины) характеризуется матовой росписью. После 1400 до н. э. широко распространилась позднемикенская керамика, и Кикладская цивилизация потеряла свою самостоятельность. Пример: Кикладский идол из паросского мрамора (2800-2300 до н. э.). Национальный археологический музей (Афины) Микенская культура: Золотая погребальная «маска Агамемнона» из Микен XVI века до н. э. — один из известнейших артефактов микенской культуры. Национальный археологический музей в Афинах Минойская керамика отличается большим разнообразием художественных стилей. Пользовалась широким спросом за пределами острова. Одним из самых популярных мотивов позднего минойского искусства было изображение осьминога. Пример: Минойская ваза с изображением осьминога. XVI век до н. э. 11 – 8 века до Н.Э. — Гомеровский период; эпоха геометрики Эпоха получила название по виду вазописи. Вазы были украшены геометрическими узорами. Позже между полосами орнамента стали появляться фигуры животных и людей. В расцвет геометрики превалируют в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом. Примером может послужить амфора в позднем геометрическом стиле, ок. 725—700 гг. до н. э., хранящаяся в Лувре, Франция. В архитектуре эллины этого периода начинают с нуля — с сырцового кирпича. Характерна сырцово-деревянная архитектура с перекрытиями вальмового типа (четырёхскатная крыша). Постройки, как правило, прямоугольные, узкие и вытянутые, могли раскрашиваться. 8 – 6 века до Н.Э. — период архаики; Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства — скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными. С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э. Примером может служить амфора «Геракл, убивающий Немейского льва», на аттической чернофигурной вазе из Вульги, Италия, ок. 525 г. до и. э., Псиакс, Городской музей, Брешиа. Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э. Пример: Сунион Курос-это ранняя архаичная греческая статуя обнаженного юноши или куроса, вырезанная из мрамора с острова Наксос около 600 года до нашей эры. Это один из самых ранних примеров, которыми располагают ученые типа курос, он хранится в Национальном археологическом музее Афин. 5 – 4 века до Н.Э. (приблизительно 480 – 323 годы) — классический период; Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах. Дорический стиль является господствующим, ионический стиль также постепенно входит всё в большее и большее употребление, а затем и стиль коринфский. Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки. Наиболее важные сооружения в Афинском акрополе, включая Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон и Храм Ники Аптерос, были построены в V веке до н. э. С середины 5 века монументальная живопись постепенно превращает вазовую роспись в подчиненный вид искусства, стремящийся упрощенно воспроизвести крупномасштабные живописные композиции в весьма ограниченной технике. Однако ни настенной живописи, не живописи по дереву от этой эпохи до нас не дошло. Конец 4 – 1 века до Н.Э. — период эллинизма. Эллинистические статуи отличаются большим реализмом и экспрессией по сравнению с классическими. Мастера смело экспериментируют над драпировкой и позами персонажей. Пример статуи эллинистического периода: «Лаокóон и его сыновья» — скульптурная группа изображающая смертельную борьбу Лаокоона и его сыновей со змеями. Выдающееся произведение античного искусства эпохи эллинизма работы греческих ваятелей родосской школы: Агесандра, Полидора и Афинодора, хранится в музее Пио-Клементино, Ватикан. Также в скульптуре появляются индивидуальные, немифологические, неидеализированные потреты. Пример: Голова мужчины, остров Делос, ок. 80 года до н.э., бронза. Экспонат Национального археологического музея в Афинах. 9. Античные памятники Причерноморья. В Южной России, прежде всего, в Причерноморье, в период железного века имела место древнегреческая колонизация. В ходе колонизации было основано несколько десятков полисов и посёлков, среди которых самыми крупными были Пантикапей (столица Боспорского царства), Ольвия, Херсонес Таврический, Фанагория, Тира, Нимфей, Гермонасса. Произошло включение искусства Эллады в историческое творчество местных народов. Искусство Северного Причерноморья представлено ранним искусством скифов и искусством греческих городов, сложившимся в местных условиях, во взаимодействии с местным искусством. Раннее скифское искусство представлено произведениями торевтики — украшениями вооружения, одежды, лошадиной сбруи, утвари. Эти украшения выполнены в зверином стиле. Примером могут послужить Золотой олень из станицы Костромской и Золотая пантера из Келермесского кургана 6 в. до н. э. Оба артефакта хранятся в Эрмитаже. В курганах и некрополях Северного Причерноморья сохранилось большое количество предметов из золота и серебра, многие из них также представлены в эрмитаже. Большой интерес представляют вещи с изображением скифов, сделанные пантикапейскими греческими мастерами по Заказу скифской знати, например Электровый сосуд из кургана Куль-Оба (4. в. до н. э), Серебряная амфора из Чертомлыцкого кургана близ Никополя (4 в. до н. э), Золотой гребень из кургана Солоха близ Никополя (4 в. до н. э.) и различные украшения. В числе находок в Северном Причерноморье имеется очень много греческих ваз. Замечательные фигурные вазы, найденные в Фанагории, в том числе Фигурная ваза в виде сфинкса (4 в. до н.э.) - фигурный флакон в виде сфинкса, хранящийся в собрании Эрмитажа. Особенно популярны были краснофигурные пелики с изображениями амазонок, грифонов и коней. В целом изучение искусства Северного Причерноморья показывает, что оно представляет собой одну из ветвей античного искусства, имеющую свои специфические особенности: сочетание греческой и местной культуры, наличие в живописи сюжетов, отражающих явления местной жизни (выезд воина, жизнь боспорца в степи и др.), большое декоративное мастерство, выработку своеобразных художественных приемов, сочетающих обобщенность трактовки предметов с подчеркиванием метко наблюденных реалистических деталей. 10.Комплекс памятников изобразительного искусства и архитектуры Древнего Рима. Рим возник на берегах реки Тибр. Основатели Рима – легендарные братья-близнецы Ромул и Рем в 753 году. Периодизация истории Древнего Рима основана на формах правления, которые, в свою очередь, отражали социально-политическую обстановку: Царский период (754/753 — 510/509 гг. до н. э.) Республика (510/509 — 30/27 гг. до н. э.) Империя (31/27 г. до н. э. — 476 г. н. э.) Доримское искусство Италии представлено творчеством таких народов как греки, италики, пунийцы и этруссы. Пример: Два танцора из гробницы Триклиния в некрополе Монтероцци, Национальный этрусский музей Тарквинии, Италия. В римской архитектуре основное место занимали сооружения, воплощавшие идеи могущества римского государства, отвечавшие потребностям рабовладельческой верхушки: форумы, триумфальные арки, амфитеатры, термы, базилики, дворцы и виллы, инженерные сооружения, обслуживавшие города римской державы. Форумы — особый тип постройки. Ри́мский фо́рум — форум в центре Древнего Рима, вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на нём размещался рынок, позже он включил в себя комиций, курию, и приобрел политические функции. Пример: Форум Траяна — академически последний из императорских форумов Рима созданный архитектором Аполлодором из Дамаска, открытый в 112 г. н.э. Основу инженерно-технической системы римлян составлял не мраморный блок (как в Греции), а туф (лёгкая, пористая горная порода) плюс строительный раствор и отделка кирпичом. Каменная кладка легка, гибка и дает большое число форм, достигает большой высоты, выдерживает большую нагрузку, удобна для кривых поверхностей. Основой архитектуры Рима была арка, которая дает цилиндрический свод и крестовый свод. Арка приводит к изобретению купола. На рубеже 3 - 2 вв до н э входит в употребление новый строительный материал - водоупорный и чрезвычайно прочный римский бетон, составными частями которого были известковый раствор, вулканический песок и щебень. Вначале бетон применялся при строительстве дорог, затем он получил широкое распространение в строительстве зданий. Строительная техника поднимается на большую высоту, развивается инженерное искусство, использующее достижения эллинистической науки. Создаются грандиозные акведуки, дороги, мосты, сточные каналы. Пример: Акведук Пон-дю-Гар - самый высокий сохранившийся мост древнеримского акведука. Перекинут через реку Гардон во французском департаменте Гар близ Ремулана. Строился в 1 в. н.э. Из бетона был построен также Пантеон – «храм всех богов», выдающийся памятник истории и архитектуры древнего Рима, (арх. Апполодор Домасский). Здание построено за счёт средств Марка Випсания Агриппы, зятя императора Гая Октавиана Августа, в 27—25 годах до н. э., здание дважды горело, в 118—120 годах н. э. воссоздан императором Адрианом. Римский Пантеон представляет собой крупнейшее в мире купольное сооружение, купол также отлит из бетона. Римская скульптура испытала большое воздействие со стороны греческой скульптуры. Тем не менее римский скульптурный портрет отличается реализмом от эллинистического и этрусского, что особенно заметно в римских погребальных масках. Пример римского скульптурного портрета: так называемый “Август Бевилаква”. Мраморный бюст императора с Гражданской короной, сделан в период его правления. Хранится в Мюнхенской глиптотеке. Станковая живопись Рима не сохранилась, но известна по источникам. Единственные примеры — изображения, включенные в настенные росписи Помпеи и Геркуланума. 11.Синкретизм первобытного искусства. Синкретизм – единство всех форм деятельности, неразделённость, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления. На первоначальных стадиях развития человеческой культуры искусства не были разделены. Первобытный человек стремился определять свое «я» неотделимым от живых существ, которые его окружали. Он считал себя составляющей частью природной среды, общины. Человек олицетворял себя с природой, чувствуя родственную связь со всеми живыми организмами, что выразилось в первобытном тотемизме. Предметы быта воспринимались, как составные части магических ритуалов, связанных с добыванием пищи и охраны своей территории. Под синкретизмом первобытного искусства обычно понимают слитность, нерасчлененность в нем основных форм художественного творчества изобразительного искусства, драмы, музыки, пляски и т. д. Важно, что все формы художественного творчества тесно связаны со всей многообразной жизнью коллектива, с его трудовой деятельностью, с различными обрядами. Искусство – та сфера, в которой пересекаются все виды деятельности. Первобытное искусство во всех его проявлениях связано с магией и ритуалом. Искусство существовало внутри культовой практики первобытного человека, и все виды искусства были частью этой практики. Живопись первобытного общества была связана с имитативной магией. Вся первобытная живопись явление синкретичное, неотделимое от мифологии и культов. Скульптура была представлена культовой пластикой и тотемными статуями, танец представлял собой магический ритуал, театральное действие изображало сакральные мифологические события, и даже орнамент на предметах быта и одежде передавал в символах представления древних об устройстве мира, а также содержащей заклинательную символику, имевшую функцию оберега. 12.Стили первобытного искусства. Виды первобытного искусства выделяются по виду нанесения рисунка: графика, живопись и рельеф (барельеф). При создании изображений использовались краски из минеральных красителей (охра, оксиды металлов), древесного угля, и растительных красителей, смешиваемых с жиром или кровью животных, либо водой. В развитии пещерного искусства прослеживается несколько периодов: I период - это памятники с примитивными рисунками, неясными знаками, волнистыми линиями ,«макаронами», прочерченными пальцами по мокрой глине. Как считают ученые, это знаки освоения и присвоения. Лишь в конце этой эпохи появляются неуверенные контурные рисунки животных, которые затем совершенствуются, начинают заполняться краской. Примером искусства этого периода является пещера Альтамира – Испания. II период – XVIII – XV тысячелетия до н.э. – контурное, плоскостное изображение приобретает объемность. Образец – пещера Ласко. III период – XIV – XII тысячелетие до н.э. - пещерное искусство достигает самых больших высот. Поражают масштабы изображения групп животных (до 5 тыс. изображений). Изображения реалистичны, видны мастерство в передаче объемов, пропорций фигур, движения. Образец - ансамбли в пещерах Труа Фрер, Монтеспан, Ла Мадлен и др. IV период – XII – XI тысячелетия до н.э. – характеризуется переходом к стилизации, обобщению, схематичности: изображения все более приобретают символический характер. Это пещеры Лабастид, Фон де Гом, Марсула и др. V период – X - IV тысячелетия до н.э. – характеризуется своеобразным возвратом к своим истокам, отходом от реалистичности, появлением символических изображений: рядов точек, загадочных знаков, до сих пор нерасшифрованных. Композиция появляется в эпоху мезолита, развивается повествовательное начало в искусстве. С наступлением эпохи мезолита в изображении начинает преобладать человек. Наскальное искусство, многофигурные изображения, воспроизводят сцены охоты, сбор меда, ритуальные действия, танцы, сражения и др. Пример – изображения в пещере Аддаура, Испания. 13.Человек и зверь в древнейшем искусстве: сравнительный анализ. На примере Китайского региона: Зооморфное: Чаша, керамика, гравировка, культура хэмуду, из Хэмуду – чаша относится к раннему культурному слою, 5 т.л. до н.э. На чаше процарапано изображение свиньи, животное представлено в движении, без геометризации силуэта. Урна, керамика, культура яншао, вариант мяодигоу, из Яньцунь – является одной из первых изобразительных композиций (3500-3000 лет до н.э.). На урну нанесён рисунок: белая цапля, держащая в клюве рыбу перед большим топором. Сама цапля нарисована белой краской, но не обведена, тогда как рыба и топор имеют контур. Урна является погребальной, изображение на ней рассматривается как дописьменное обозначение названия святилища или как эмблема первобытного клана. Антропоморфное: |