ИИ.1сем.. Предмет искусствознания. Пространственные искусства в системе художественной культуры
Скачать 54.74 Kb.
|
Фрагмент головы божества, керамика, следы раскраски, культура хуншань, из Нюхелян – найдена в центральной камере святилища, датируется 4 т. л. до н.э. Голова является фрагментом человеческой фигуры, возможно принадлежавшей одной из скульптур святилища. Голова была вылеплена по соломенному каркасу, а само лицо раскрашено красной краской, внутрь глаз были вставлены зрачки из нефрита. Лико отличается своей неестественностью (крупные удлинённые уши, расставленные под прямым углом к лицу, рот сильно растянут, очень низкая переносица и резко скошенные брови) – она принимается как набор ритуально значимых признаков. Статуэтка мужчины, дерево, роспись лаком, рубеж периодов Чуньцю – Чжаньго, из захоронения – в конце периода Чуньцю зародилась традиция погребальных статуэток «юн». Статуэтки в захоронениях находят комплектами или одиночно, они, вероятно, заменяли сопогребённых лиц. Статуэтка мужчины хорошо передаёт позу и фасон халата, роспись статуэтки изображает нефритовые подвески, а также банты лент, их соединяющих. Очевидно, что прообразом этой статуэтки был не мифологический персонаж, а человек из свиты погребённого. Антропозооморфное: Статуэтка крылатого небожителя, бронза, западная Хань, из Сианя – образ персонажа юйжэнь. Впервые такой образ появился в декоре бронзовой утвари периода Чжаньго. Небесную природу существа передают такие признаки как горизонтально поставленные крылья, одеяние из перьев, оттопыренные кверху большие уши. Фрагменты и прорисовка расписного покрова на гроб фэйи, шёлк, краски, тушь; Гробы госпожи Дай, лак западная Хань (200 л. до. н.э.), из захоронения госпожи Дай в Мавандуй – на этой прорисовке встречается сразу несколько персонажей с чертами одновременно и человека и животного: по центру небесной части изображён человек со змеиной конечностью, на кисточках нарисованного занавеса сидят птицы с человеческими лицами. Кроме них изображено множество других фантастических существ, не имеющих человеческих черт. На, собственно, гробу, также присутствуют изображение антропозооморфных существ: некоторые фантастические персонажи загробного мира изображены с человеческими телами, но звериными головами. 14.Скифское изобразительное искусство. Скифы — древний кочевой ираноязычный народ, существовавший в VIII в. до н. э. — IV в. н. э. Скифы в широком смысле — кочевые народы на территории от причерноморских степей (к востоку от Дуная) до территории современного Китая (провинция Синьцзянь), общими культурными маркерами которых являются звериный стиль в искусстве, набор оружия (короткий меч «акинак», небольшой композитный лук с тонкими стрелами), характерное снаряжение для верховой езды. Часть скифов обитала в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона, именуемой в древнегреческих источниках Скифией. Основная территория расселения скифов — степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Скифы разделялись на несколько крупных племён. По сообщению Геродота, господствующими были царские скифы — самое восточное из скифских племён. У скифов первыми среди народов континента конница стала действительно основным видом войск, численно преобладавшим над пехотой. Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле: обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д. Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д.) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Для скифского звериного стиля характерен строго ограниченный набор канонических поз животных. В качестве образцов, определяющих его специфику, исследователи приводят изображения свернувшегося кошачьего хищника, оленя с подогнутыми ногами и откинутыми на спину рогами, копытных животных, стоящих на кончиках копыт. Пример: Золотая скифская пектораль или ожерелье из царского кургана в Толстой могиле, Покров, Украина, датируется второй половиной IV в. до н. э. Хранится в киевском Музее исторических драгоценностей Украины. Золотая пектораль из Толстой Могилы считается непревзойдённым шедевром эллино-скифского искусства. Золотой олень из Костромского кургана и Келермесская пантера (7 в. до н.э.), золото, хранятся в Эрмитаже. Ски́фия - древний регион Евразии в котором были расселены скифы с 1-го тысячелетия до н. э. до первых веков нашей эры, историческое государство. Столицей позднескифского государства (с 3 века до нашей эры по 3 век нашей эры) был Неаполь Скифский. Остатки городища, располагавшиеся на территории заброшенной деревни Керменчик были исследованы. В результате исследований был обнаружен мавзолей с пышными и богатыми захоронениями (72 погребения, в том числе царя, знати с конями, оружием, множеством золотых украшений). Были отрыты остатки мощной (8,5 метров толщиной) оборонительной стены с двумя привратными башнями, выявлены остатки жилых и культовых построек с интересной настенной росписью. Найдены портретные рельефы, обломки статуй, постаменты с греческими надписями — посвящениями богам. Исследовано свыше 200 погребений: вырубленные в скале богатые фамильные склепы, земляные склепы и грунтовые могилы рядового населения. Пример: Барельеф с изображением скифских царей Скилура и его сына Палака. II в. до н. э., Неаполь Скифский Сейчас на этой территории существует «Историко-археологический заповедник „Неаполь Скифский“». 15.Комплекс памятников изобразительного искусства и архитектуры эллинистического мира. На примере Эллинистического Египта. Эллинисти́ческий Еги́пет (305 до н. э. — 30 до н. э.) — период в истории Египта, начинающийся со вхождения в состав державы Александра Македонского. Столицей эллинистического Египта стал основанный Александром город Александрия (Египетская) в дельте Нила, превратившийся в один из основных центров греческой эллинистической культуры. Первый египетский царь этого периода, Птолемей Сотер (соратник и один из полководцев Александра Македонского), использовал местные традиции, сохранившиеся от династического периода, для закрепления своей власти, и основал династию Птолемеев, которая правила большую часть времени и, потому его государство именуется также птолемеевским Египтом или государством Птолемеев. Александрия была крупнейшим эллинистическим городом, важнейшим центром ремесла и торговли. Александрия была отстроена по плану архитектора Дейнократа Родосского и имела регулярную планировку. Город делился на пять кварталов. В царском квартале располагались дворец Птолемеев, театр, Мусейон, библиотека, гробница Александра Македонского. Памятник: Склоняющаяся Муза (Вероятно, Полигимния), 3 в. до н.э., мрамор, хранится в Художественном музее Уолтерса (США). В продолжение эллинистического периода Египет теряет свою культурную самобытность и постепенно вливается в общеэллинистический мир, становясь его неотъемлемой частью. Главным научно-культурным центром этого периода становится Александрия, а её ядром была известная Александрийская библиотека (крупнейшая в эллинистическом мире). В эллинистическую эпоху было построено несколько поразительных строений. Главным из них является Фаросский маяк — одно из «семи чудес света». Маяк был построен архитектором Состратом Книдским около 280 года до н. э. на острове Фарос, чтобы освещать кораблям вход в гавань, и своей высотой превышал 100 метров. Возможно, это был первый маяк в истории человечества. По некоторым сведениям, маяк был построен из твёрдых блоков известняка, которые добывались в карьерах Вади-Хаммамат в пустыне к востоку от города. Ряд исследователей возражает против этой версии, полагая, что в этом случае маяк мог разрушиться из-за собственной тяжести. В качестве альтернативной высказывается версия, что материалом для маяка мог послужить розовый гранит, найденный поблизости. Есть также точка зрения, что маяк был построен из мраморных глыб, соединенных раствором с примесью свинца. Хорошо сохранившаяся древняя гробница в городе Абусир, в 48 километрах к юго-западу от Александрии, считается уменьшенной моделью Александрийского маяка. Время постройки датируется правлением Птолемея II (285—246 гг. до н. э.), то есть примерно в то же время, что и Александрийский маяк. Архитектурное искусство эллинистического Египта характеризуется наличием первоклассных мастеров, сумевших по-новому применить старые формы. Одним из примеров этого может служить храм Гатор в Дендере (I в. до н. э.—I в. н э.). Ещё при Птолемее I образовался новый культ бога Сераписа, соединившего в себе важнейшие черты греческого и египетского пантеонов. Его почитание быстро распространилось по всей территории страны. Как пример памятника этого культа хочется привести римскую копию 2 в. н. э. греческого бюста (320-310 г. до н.э.) – Бюст Сераписа, мрамор, копия выставлена в «Круглом зале» в музее Пио-Клементино (Ватикан). Кроме бюста Сераписа яркими памятниками являются Бюст Птомелея XII Авлета, мрамор, 1 век до н.э., Лувр (Франция) и Бюст Клеопатры VII Египетской примерно 40-30 годов до н.э., Старый Музей (Берлин, Германия). Ещё один памятник: Кольцо с выгравированным портретом Птомелея VI Филометора, 3-2 в. до н.э., золото. 16.Памятники Древнего Закавказья и доисламской Средней Азии в Эрмитаже или в коллекции другого музея. В древности в Средней Азии существовали довольно крупные государства. В VII—V вв. до н. э. в долине Зарафшана существовало государство Согдиана(Согд), в среднем течении Амударьи — Бактрия, в нижнем её течении — Хорезм, в долине Мургаба — Маргиана. Северная часть Средней Азии входила в состав Скифии, а южная часть находилась в сфере влияния Ирана. Урарту - древнее государство в Передней Азии, находилось на большом нагорье, расположенном между Малой Азией, Закавказьем (юг Армении и Грузии) северо-западной окраиной Ирана и Северным Двуречьем. После смерти Александра Македонского Согдиана вместе с Бактрией досталась сатрапу Арии. В 305 году до н. э. эти владения были завоёваны царством Селевкидов. В середине III в. до н. э. эта сатрапия была преобразована в Греко-бактрийское царство, которое просуществовало до II века до н. э., когда было ослаблено кочевыми племенами (скифами и юэчжи) и подчинено Хорезму. Культура Средней Азии от древнейших государств до начала ислама представлена различными памятниками: скульптура и настенные росписи, резное дерево и слоновая кость, бронза, серебро, редкие монеты, керамика, ювелирные изделия, вышивка и ковры. В Эрмитаже экспозиция залов Средней Азии охватывает временной промежуток от 4-го тысячелетия до н. э. до IV в. н. э. Вся экспозиция занимает 11 залов и представляет доисламскую историю народов этого региона. В коллекции «Археологические материалы Средней Азии» можно увидеть множество булавок (кости), бусин (сердолик, агат, глина), глиняных кувшинов и сосудов (в т.ч. фрагменты), статуэток (много антропоморфных статуэток из Согда), различные зооморфные и антропоморфные фигурки, керамические диски, пряслица, различные украшения (кольца, пряжки, из кости, бронзы!), ритоны (широкий воронкообразный сосуд для питья в виде опущенной вниз головы животного). Также в Эрмитаже представлено множество фрагментов оссуариев (специальное хранилище костей умерших людей), медных монет из Согда. Коллекция «Памятники Хорезма»: Скребки и наконечники разных форм, фрагменты и полные глиняные сосуды, бусины, чаши, фрагменты стенной росписи, скульптуры и барельефы, оссуарии и другие бытовые изделия. Коллекция «Памятники культуры и искусства древнего Урарту и Закавказья» Чаши, сосуды (в т.ч. расписные и бронзовые), различные браслеты, фрагменты поясов, украшения (кольца, фибулы, бусы (сердолик)), наконечники стрел, конное обмундирование, подвески в виде птиц. Отдельно, памятники: Фигурка птицы (на бронзовом счете) III-IV вв. н.э., золото, бронза паста, Средняя Азия. "Сцена охоты"; Дворец на Кайнаре, пом. 13, тамбурная стенка VI в, живопись, минеральные краски; роспись по сухой лессовой штукатурке, Согд. Ритон из резной слоновой кости с окончанием в виде протомы человеко-быка (?); у устья, на фризе - изображения шести людей (Олимпийских богов?); на карнизе фриза - антропоморфные головы середина III - первая половина II в. до н.э., Туркмения, Старая Ниса. |