Билеты история. Предмет истории как наука. Цели и задачи ее изучения(сделано) История
Скачать 197.56 Kb.
|
Предмет истории как наука. Цели и задачи ее изучения(сделано) История – наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Наука – выявление закономерностей. Основная задача истории - обобщение и обработка накопленного человеческого опыта. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, красоте, свободе. Еще со времен античности наука о прошлом становится самостоятельной областью человеческого познания. Но сама наука история сложилась значительно позже (в России — примерно с начала XVIII в.). В XVIII—первой половине XIX в. произошло уточнение предмета истории в связи с обращением к изучению экономики, культуры и социальных отношений. Для истории объектом изучения является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества и в прошлом, и в настоящем. Предметом истории является изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса. Историческая наука включает в себя всеобщую (всемирную) историю, в рамках которой изучается происхождение человека (его этногенез), а также историю отдельных стран, народов и цивилизаций (отечественная история) с древнейших времен до наших Дней. При этом учитывается ее деление на историю первобытного общества, древнюю, средневековую, новую и новейшие. История — наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся этнография (изучает быт и культуру народов), археология (изучает историю происхождения народов по вещественным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселениям, могильникам, кладам).Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом, К их числу относятся: генеалогия (наука о происхождении и родственных связях отдельных лиц и семейств), геральдика (наука о гербах), нумизматика (наука о монетах и их чеканке), хронология (наука, изучающая системы летосчисления и календари), палеография (наука, изучающая рукописные памятники и старинное письмо) и др. К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография (история исторической науки), задача которой — описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки. История — наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. Она тесно связана с другими науками, но в отличие от них рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т. д.), их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история музыки, история кино и т. д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки, такие как историческая география, историческая геология и др. По обширности объекта изучения история может подразделяться на следующие группы: история мира в целом; история какого-либо континента, региона (история Европы, африканистика, балканистика); народа (китаеведение, японоведение); группы народов (славяноведение). Уровни исторического знания: Реконструктивный (восстановление) Эмпирический (опыт) Теоретический Функции исторического познания: Познавательная Прогностическая Воспитательная Социальная память Практически-рекомендательная Историческое сознание – совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества (опыт человека, влияние искусства, собственно историческое значение, теоретическое осмысление прошлого). Значение исторического сознания: Обеспечение единения народа Самосохранение народа Отбор и формирование общественно-значимых норм История России — научная дисциплина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирование основных государственных и общественных институтов. Любой грамотный человек должен знать историю своего Отечества. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Мы получили от них не только материальное, но и духовное наследство и пользуемся всем как само собой разумеющимся. Многие факты, события, явления нашей истории с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора, с совершенствованием теоретических знаний сегодня оцениваются иначе, чем несколько лет назад. Современная российская историческая наука переживает особый период, когда новые подходы к истории только начинают вырабатываться. Так, в современной отечественной историографии широко используются традиционные системообразующие категории: первобытное общество, рабовладельческий строй, феодальная раздробленность и т. д. При этом многие ученые критически, а то и вовсе негативно оценивают фундаментальное в прошлом понятие «социально-экономическая формация». Сложность исторического развития человечества, многообразие мировоззренческих позиций ученых привели к разработке широкой совокупности философских подходов к истории, среди которых выделяют следующие: 1) религиозный (теологический, провиденциальный): Е.Н. Трубецкой — объяснение происхождения человечества, его развития божественной волей; В. С. Соловьев — постановка проблемы единства истории; Н. Н. Филолетов — попытка постижения смысла истории и ее назначения с божественной точки зрения; 2) естественно-научный (натуралистический): а) географический детерминизм: Ш. Монтескье считал, что климат, почва и состояние земной поверхности являются решающими факторами, которые определяют дух народов, формы государственного устройства и законодательства, характер исторического развития; Л. И. Мечников особое значение придавал гидросфере. С нею связано его деление истории человечества на три периода: речные цивилизации (цивилизации, сложившиеся в бассейнах великих рек, — Египет, Китай, Индия и пр.), морские (Древняя Греция и др.), океанические (с открытием Америки); б) демографический: Т. Мальтус — решающее значение в истории имеет народонаселение. Прирост населения идет в геометрической, а производство средств к жизни — в арифметической прогрессии. Необузданное размножение народа ведет к нищете и бедности, к болезням и голоду, войнам и революциям; в) этногенетический: Л. Н. Гумилев различает социальную и этническую историю. Субъектом последней выступает этнос — «географическое явление». Решающей причиной возникновения и развития этноса является пассионарностъ; 3) социально-экономический (формационный): К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и историки советского периода — человеческое общество в процессе своего развития проходит ряд стадий (формаций): первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Формации различаются между собой способом материального производства, особенностями социально-политической организации общества. Недостатки этой теории заключаются в следующем: во-первых, преобладающее значение отдается экономическому фактору развития, во-вторых, не учитывается специфика развития (каждая страна должна пройти все стадии развития); 4) культурно-исторический (культурно-цивилизационный): а) Дж. Вико, И. Г. Гредер, Г. В. Ф. Гегель — приоритетное развитие духовной сферы, культуры, признание единства истории, ее прогресса, вера в разумный характер исторического процесса; б) Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др. — концепция замкнутых (локальных) цивилизаций; в) Н. А. Бердяев, К. Ясперс и др. — своеобразное недоверие к рациональному познанию, сомнения в его способности решить проблемы истории; 5) мир — системный анализ Иммануила Валлсрстайна — попытка интегрировать в единое целое культурологический, экономико-детерминистский, классовый и этатистский подходы. Для выявления объективной картины исторического процесса историческая наука должна опираться на определенную методологию, некие общие принципы, которые позволяли бы упорядочить накопленный исследователями материал, создавать эффективные объясняющие модели. Принципы получения исторических знаний — это главные, основные положения науки. Они основаны на изучении объективных законов истории, являются результатом этого изучения и в этом смысле отвечают закономерностям. Однако между закономерностями и принципами есть существенное различие: закономерности действуют объективно, а принципы — категория логическая, они существуют не.в природе, а в сознании людей. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории. Основными научными принципами являются следующие. Принцип историзма — один из основных принципов подхода к изучению природы и общества. Все исторические факты, явления и события рассматриваются в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Каждое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем в конечном счете стало. Нельзя рассматривать событие или личность вне времени и обстоятельств. Принцип объективности предполагает опору на факты в истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности, противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности — личность историка: его теоретическое и профессиональное мастерство. Принцип социального подхода предполагает, что в развитии общественных процессов проявляются определенные социальные интересы: в экономической области, политических, межклассовых и внеклассовых противоречиях, отношениях социальной психологии и традиций. Этот принцип (его еще называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотносить интересы определенной социальной группы с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей. Социальный подход к истории особенно важен при оценке программ, реальной политической деятельности партий и их лидеров, что позволяет делать важные выводы. В то же время при решении глобальных проблем современности приоритеты отдаются не классовым, а общечеловеческим ценностям. Поэтому их необходимо не противопоставлять, а взаимо-дополнять. Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативы позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее. Метод — это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления — исторические факты, способ извлечения из фактов новых знаний. Помимо общих методологических принципов, в историческом познании применяются и конкретные методы исследования: - Общенаучные. К общенаучным методам исследования относятся исторический, логический методы и метод классификации. Исторический метод позволяет воспроизвести процесс развития с его общими, особенными и неповторимо индивидуальными чертами. Логический — связан с историческим, он обобщает весь процесс в теоретической форме закономерностей. Оба этих метода дополняют друг друга, поскольку исторический метод имеет свои познавательные пределы, исчерпав которые можно сделать выводы и обобщения с помощью логического метода. Классификация как метод позволяет выделить общее и особенное в явлениях, облегчает сбор материала, систематизирует знания, способствует теоретическим обобщениям, выявлению новых законов. — специальные (заимствованные у других наук). Специальные методы: математические методы анализа процессов, метод статистики, социологических исследований и социальной психологии. Особое значение для анализа исторических ситуаций имеют метод социологических исследований и метод социальной психологии, так как массы (народ) оказывают непосредственное влияние на ход исторического развития. — собственно исторические методы, которые можно условно разделить на две группы: 1) методы, основывающиеся на различных вариантах исследования процессов во времени: хронологический, хронологическо-проблемный, синхронистический, метод периодизации; Суть хронологического метода состоит в том, что явления излагаются во временном (хронологическом) порядке. Хронологическо-проблемный метод предусматривает изучение и исследование истории России по периодам (темам) или эпохам, а внутри них — по проблемам. С учетом проблемно-хронологического метода происходит изучение и исследование какой-либо одной стороны жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии. Синхронистический метод позволяет установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах России и ее регионах. Метод периодизации дает возможность выявить изменения качественных особенностей в развитии и установить периоды этих качественных изменений. 2) методы, основывающиеся на выявлении закономерностей исторического процесса: сравнительно-исторический, ретроспективный (метод исторического моделирования), структурно-системный. Сравнительно-исторический метод имеет целью установить общие тенденции, присущие сходным процессам, определить произошедшие изменения, выявить пути общественного развития. Ретроспективный позволяет восстановить процесс по выявленным его типическим свойствам и показать закономерности его развития. Структурно-системный устанавливает единство событий и явлений в общественно-историческом развитии, на основании чего выделяются качественно различные социальные, экономические, политические, культурологические системы общественного устройства в определенных хронологических рамках. Первобытный мир и рождение цивилизации(сделано) При рассмотрении проблемы возникновения человечества выделяется 5 аспектов: Вопрос о непосредственных предках человека Вопрос о времени появления первых людей Вопрос о прародине человечества Основные стадии развития человечества Движущие силы антропогенеза (выделение человека из животного мира, появление человека разумного) Основные тенденции первобытного строя: Большое значение биологического фактора в жизни Единые стереотипы поведения Синкретическое сознание Практическое отношение человека и действительности Родовая община, основанная на авторитете В советской науке было предложено делить весь процесс, приведший к возникновению современных людей и их общества, на три стадии: 1) Полное слияние человечества с природой. Стадия австралопитеков; Первый скачок: "обезьяна-обезьяночеловек" 2) Выделение человечества из природы посредством применения орудий труда. Стадия обезьянолюдей; Второй скачок: "обезьяночеловек-человек". З) Развитая трудовая деятельность, переход к цивилизации. Стадия людей разумных. В его основе лежит все та же логически порочная идея линейного "прогресса", ступенями которого служат качественные скачки. Гораздо более обоснованным представляется другой подход, в котором имеет место единственное качественное преобразование системы. Оно совпадает с переходом от животных к людям, то есть со стадией австралопитеков. Наши австралопитековые предки начали отрыв от мира животных, хотя и не достигли мира людей. Эстафету подхватили люди умелые и люди прямоходящие. При этом осуществился переход вида как системы с биологического уровня на общественный. Происходили многочисленные мутационные изменения как элементов разного уровня (человеческих особей и стад), так и структурных связей (взаимоотношения между особями). Пока что биологические начала довлели над зарождающимися общественными. Инертность была огромной, движущие начала - слабыми. Этим и объясняется длительность начального периода очеловечивания. Все последующие изменения - не что иное как количественные совершенствования: переход от биосоциальной структурной организации (шелль, ашель) к социобиологической (мустье и последующие времена). У людей остались те же основные потребности, что и у животных: пища, сон, тепло, безопасность. Человечество в целом, как и любая система, должно потреблять, усваивать и перерабатывать вещество, информацию и энергию. Но способы удовлетворения потребностей человечества резко изменились. Пищу добывали при помощи орудий труда, также обеспечивали себя одеждой и жильем. Использовали огонь. В мустьерскую эпоху биологические и общественные начала в структуре человечества-системы уравновесились. Эффективность потребления и переработки информации-энергии-вещества стала несравненно выше. Биосфера начала сменяться ноосферой. Конечно, отбор по-прежнему действовал со слепой силой. Но главным принципом отбора стало выделение не особей, приспосабливающихся к среде, а групп, стремящихся, насколько возможно, приспособить среду к себе. Усовершенствовался звуковой способ обмена информацией, появились зачатки абстрактного мышления. Не случайно многие исследователи даже предлагали называть сообщества людей разумных неандертальских не стадами, а ордами или праобщинами. Подсчитано, что по продолжительности существования доцивилизационный период составлял львиную долю времени всей истории человечества. Основные тенденции первобытного состояния общества: большое значение биологического фактора в жизни человека, единые стереотипы поведения (обычаи, обряды, табу), синкретическое (связывающее все элементы бытия) сознание, практическое отношение человека к действительности, родовая община, основанная на авторитете (старейшина, вождь). Мощным толчком к переходу от первобытности к цивилизации стали изменения в эпоху неолита (Сельское хозяйство, приручение животных. Топор, мотыга, ручные мельницы. Украшения. Гончарное производство, прядение, ткачество. Тростниковые и глиняные хижины, деревянные дома). До этого была эпоха палеолита. Это время первобытного общества. Основные способы добывания продуктов питания – собирательство, организованная охота, рыболовство и ловля капканами. Транспорт – каное. Каменные орудия, лук, праща. Использование огня, приготовление пищи, одежды, верёвки, снасти и т.д |