Главная страница
Навигация по странице:

  • Античная культура: Кикладская

  • Царский

  • Место Средневековья во всемирно-историческом процессе(сделано)

  • Христианская Европа и Исламский мир(сделано)

  • Место генезиса цивилизации

  • Билеты история. Предмет истории как наука. Цели и задачи ее изучения(сделано) История


    Скачать 197.56 Kb.
    НазваниеПредмет истории как наука. Цели и задачи ее изучения(сделано) История
    Дата27.09.2022
    Размер197.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилеты история.docx
    ТипЗакон
    #699411
    страница2 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Цивилизация – сообщество людей, объединенное сознанием совокупности системообразующих ценностей (ядро), для которого характерны: 1) социально-политическая культура; 2) тип хозяйственной деятельности; 3) оригинальный тип мышления. По данным исследователей эпоха цивилизаций занимает очень маленькую часть из всей истории человечества по сравнению с первобытным обществом.

    Факторы, повлиявшие на зарождение цивилизации:

    1. Изначальный: природная среда

    2. Экономический: цивилизация должна основываться на определенной хозяйственной деятельности

    3. Факторы, позволяющие цивилизации возникнуть и нарастить свой экономический потенциал:

      1. Природная среда

      2. Человек как производительная сила

      3. Выработанный уровень развития технологий

    Мощным толчком к возникновению цивилизаций стала неолитическая революция (появившиеся в эпоху неолита земледелие, скотоводство, новые техники обработки камня, переход к оседлости и др). Иногда люди проходили через стадию неолита, но по ряду исторических обстоятельств не создали локальной цивилизации. Например, культуры Области Плодородного Полумесяца (Иерихон, Мерсия) – из-за наступления засухи. В другом случае неолитическая революция была необходимым условием появления цивилизации: Ц. месопотамская, древнеегипетская, древнеиндийская, древнекитайская и др. Бывало, что если у культуры неолит наступал позднее, чем у других, она не создавала своей Ц., а силой включалась в уже существующую.

    Духовные предпосылки:

    • Осознание тех или иных ценностей

    • Закрепление религиозно-нравственных, правовых, экономических, политических ориентаций

    Ядро Цивилизации - интеллектуальная элита, формирует систему высших ценностей, менталитет. В условиях определённой природной среды складываются тип хозяйственной деятельности и социальная структура, закрепляется совокупность ценностей.

    Тенденции цивилизации:

    • Национальны фактор преобладает над биологическим

    • Индивидуализация образа жизни

    • Социально-классовое разделение

    • Появление письменных законов

    • Разделение умственного и физического труда

    • Миф, героический эпос

    • Искусство

    • Соседская община → город → государство

    • Сила экономического принуждения



    1. Древний восток(сделано)

    Для цивилизаций Древнего Востока характерны:

    1. Первобытнообщинный строй как начало культуры

    2. Находились в поймах крупных рек, речных долинах

    3. Основа хозяйственной деятельности – ирригационные работы при государственной собственности

    4. Очень важны астрономические знания, в них включена система храмов и жречество

    5. Общество сословное (иногда кастовое), его структура связана с развитым разделением труда

    6. Основное занятие – сельское хозяйство, но руководящую роль играл город

    7. Государство существовало в виде территориального царства – имело ориентированную и измеренную землю

    8. Характер власти деспотический, жёсткая централизация и сакрализация власти

    9. Формирование государства сопровождалось развитием письменности – от пиктографии к иероглифическому письму.

    Характеристика цивилизаций:

    1. Междуречье (Месопотамии):

      1. Расположение: между реками Тигром и Евфратом

      2. Период: 4 тыс. до н.э. – середина 6 в. до н.э.

      3. Особенность: самая древняя цивилизация

    2. Древнекитайская цивилизация:

      1. Расположение: бассейн реки Хуанхэ, затем до долины Янцзы

      2. Период: кон.3/нач.2 тыс. – 3 в. до н.э.

      3. Особенности: изолированность, традиционность

    3. Древнеегипетская цивилизация:

      1. Расположение: долина реки Нил

      2. Период: 5 тыс. – 1й пол. 4 в. до н.э.

      3. Особенности: замкнутость

    4. Древнеиндийская цивилизация:

      1. Расположение: долина реки Инд, позже вся территория полуострова Индостан

      2. Период: 1) 3 тыс. – 18 в. до н.э.; 2) 7 – 3 вв. до н.э.

      3. Особенности: резкая изолированность от других стран (север - Гималаи, запад – Аравийское море, восток – Бенгальский залив, юг – Индийский океан)

      4. Религии: брахманизм, индуизм, буддизм

    Уже в III тыс. до н. э. на Древнем Востоке стали возникать крупные поселения с внушительными сооружениями, оборонительными укреплениями и большим количеством жителей. Города – это принципиально новое явление в ранней истории цивилизаций. В них происходило сосредоточение религиозного культа, ремесленного производства, торговли. Первые древневосточные города имели грамотную планировку, с оборонительной башней и жилыми районами, разделенными на кварталы. Уже тогда они были обеспечены системой водоснабжения и канализацией. Дома были как одноэтажные, так и двух- и даже трехэтажные. С появлением городов стала развиваться и государственная власть. Форма правления на Древнем Востоке – это восточная деспотия, для которой была характерна неограниченная никакими законами монархия. Управление государством осуществлялось за счет работы огромного аппарата чиновников. Под их руководством осуществлялись работы на полях и в ремесленных мастерских, разрабатывались каменоломни, рудники, осуществлялась торговля и строительство. В рамках восточного деспотизма правитель – ван, фараон, царь – считался не только единственным человеком, наделенным абсолютной властью, но и признавался божественным наместником, сверхчеловеком. Обожествление личности правителя было важнейшей особенностью деспотии в Древнем Востоке.

    Древний Восток является родиной письменности. Самой ранней ее разновидностью стала иероглифическая письменность, зародившаяся в Египте, Китае, Междуречье. Спустя некоторое время в Финикии была сформирована алфавитная письменность, перенятая древними римлянами и греками. Древний Восток также стал колыбелью мировых религий – буддизма и христианства, которые невероятно быстро покорили всю планету. Этому способствовала обращенность данных религий к представителям всех социальных групп, их межэтнический характер. Народы Древнего Востока внесли огромный вклад в развитие мировой архитектуры. Монументальные пирамиды, величественные храмовые комплексы, зиккураты, построенные в древности, до сих пор поражают своей мощью и красотой. В крупных древневосточных государствах большое развитие получили научные знания, особенно в области математики, астрономии, медицины, агрономии. Здесь были выведены многие культурные растения, без которых современный мир не представляет своего существования: пшеница, лен, хлопок, виноград, чай и многие другие. Врачи могли не только лечить тяжелые заболевания, но и проводить операции. Люди делили время на годы, месяцы и сутки. Была хорошо развита литература, живопись, скульптура.

    1. Античный мир(сделано)

    Античность (как термин появилась в 18 в.) – совокупность проявлений греко-римской древности, которое принято называть классической или образцовой.

    Античная культура – генотип европейской культуры. Западный тип цивилизации начал возникновение на берегах Средиземного моря.

    Особенности:

    • Носила светский характер (в центре человек)

    • Агональное мышление (продолжительное нахождение в состоянии борьбы)

    • Основана на досуге, свободном времени

    • Рационализм и объективизм (Бог = идея, функция красоты; суть культы – разум, а не страсть)

    • Языки: древнегреческий, латинский

    Значение:

    • Историко-правовое (АК сформировала, описала основные признаки и атрибуты демократии (политический плюрализм, право частной собственности))

    • Этическое (АК признает самоценность свободной человеческой личности, понятие ответственности, рационализм и чувство меры в политической практике и частной собственности)

    • Эстетическое (возвышенный культ прекрасного, преклонение перед здоровым телом, классические произведения искусства и литературы)

    • Лингвистические (благоговейное отношение к языку и слову, не допускала пустословия)

    Мифология. Миф – форма и научного, и общественного сознания.

    Свойства:

    • Антропоцентризм

    • Боги похожи на людей. Они испытывают человеческие чувства, боль как физическую, так и душевную, имеют свои собственные недостатки

    • Отношения между Богами антропоморфны

    • Поколения сменяют друг друга, однако они не имеют определенного возраста

    Этапы:

    1. Доклассический (3 тыщ. до н. э.) – хтоническая мифология, рассказывает о зарождении мира

    2. Классический (2 тыщ. до н. э.) – античная мифология

      1. 13 Олимпийских Богов (Родоначальники: Зевс, Посейдон, Аид)

      2. Появление героев – людей, родившихся в союзе Бога и человека. Они побеждают не только силой, но и умом.

    3. Послеклассический (1 тыщ, до н. э.) – мифы о родовых проклятиях. Начинают выделяться дионистическое и аполлонистическое начала.

    Античная культура:

    1. Кикладская (7 – 3 тыщ. до н. э.) – протоантичная культура

    2. Критомикенская (кон. 3 – нач. 2 тыщ. до н. э.) – появление письменности

    3. Темные века (Гомеровский период) (11 в. – 9 в. до н. э.) – жизнь упростилась → община стала главенствующей, из-за равенства исчезает индивидуальное художественное творчество.

    4. Архаический (период «Греческого чуда») (8 в. – 6 в. до н. э.) – почти синхронно изменяется экономическая, политическая и социальная ситуация, происходит формирование полисов («город, государство») на основе синойкизмов → объединение города и деревни. Центр – торговая площадь.

      1. Промышленная революция (в экономике было освоено железо)

      2. Развитие торговли

      3. Появление закона (Законодатель: Дракон)

      4. Философы впервые задали вопрос «почему?» (первоначальная философия – натурфилософия)

      5. Появление лирики - произведений, исполняющихся под аккомпанемент лиры, рассказывающие о человеке, его нуждах и заботах.

      6. Зарождение спорта. Цель: прославить Богов своими достижениями

      7. Архитектура

        1. Дорийский стиль: простой стиль (сравнивают с воином)

        2. Ионический стиль: у колонны есть база, капитель с двумя волютами (сравнивают с девушкой)

        3. Коринфский стиль: появилась капитель (сравнивают с женщиной)

    5. Классическая Греция (5в. – 4 в. до н. э.)

      1. Смена закона: население было поделено на 10 фил, чтобы каждая фила выделила человека для управления государством → демократия

      2. Появление народных собраний

      3. Появление театра

      4. Драматургия (Отец трагедии: Эсхил)

      5. Появление прозы

        1. Историческая

        2. Риторическая

        3. Философская

      6. Греческий мир был поделен на 2 враждебных мира

      7. Пелопонесская война (победа Спарты – военно-аристократического союза на юге Балкан)

      8. Появление Македонии на севере Эллады

    6. Эллинизм (кон. 4 в. – 1 в. до н. э.)

      1. Государство поделилось на несколько частей: Египет, Сирия, Греция, Пергамское царство (Турция)

      2. Особенности культуры: эллинистическая монархия (восточная деспотия + полисная демократия + элементы греческой культуры)

    Римская культура

    Римское государство стало прототипом республики и империи. Оно зародилось на Апеннинский полуострове. В IX веке до н.э. вдоль берегов реки Тибр возникли небольшие поселения. Основаны они были италийскими племенами латинов и сабинов, которые сами были потомками еще более древней цивилизации этрусков. 

    В 753 году до н.э. эти поселения выстроили совместный город-крепость, которая получила название Рим. Город был основан на семи холмах, потому что местность между ними была довольно болотистой. С этого момента ведёт свой отсчет история Рима.

    Историю Рима условно можно разделить на несколько периодов:

    1. Царский (неизвестно) – первый царь – основатель Ромул, символ царской власти – фиолетовая тога

    2. Республиканский (Ранняя республика) (5 в. – 3 в. до н. э.)

      1. Власть перешла к ежегодно избираемым консулам

      2. Пунические войны – борьба Рима и Карфагена (после третьей Пунической войны Рим стал хозяином в регионе Западного Средиземноморья)

      3. Разделение на патрициев (родовая римская аристократия) и плебеев (потомки покоренных народов)

      4. Появление народной трибуны после восстания плебеев

      5. Появление сенаторов, которыми становились самые богатые и влиятельные полководцы и губернаторы

      6. Расцвет работорговли (крупнейший рынок сбыта – Рим)

    3. Поздняя республика (2 в. – 1 в. до н. э.)

      1. Земельная реформа: ограничение количества земельных наделов римской знати, излишки земли раздавали безземельному населению

      2. Рим подчиняет себе Испанию, Галлию, Грецию

      3. В общественном устройстве происходит переход от патриархального к классическому рабству

      4. Власть сосредоточилась в руках талантливого полководца Гая Юлия Цезаря

      5. Превращение Рима в единственную державу на берегах Средиземного моря. После смерти Гая Юлия императором становится Октавиан Август

    4. Ранняя империя (принципат) (1 в. – 3 в. н. э.)

      1. Основой Римского государства становятся античные города-полисы с развитыми городскими общинами

      2. Государство сохраняло признаки республики, верховный правитель - принцепс

      3. А период принципата развитие греко-римской культуры, античных городов заложило основы будущей европейской цивилизации

    5. Поздняя империя (доминат) (4 в. – 5 в. н. э.)

      1. Ремесло и торговая походят в упадок после кризиса 3 века

      2. Римская империя становится абсолютной монархией

      3. Развивается и набирает популярность новая религия – христианство

      4. В 330 году столица империи переносится в Константинополь

      5. В 395 году происходит разделение на Западную и Восточную Империи

    *Западная Римская Империя существует до 476 года, Восточная Римская Империя (Византийская) прекращает свое существование в 1453 (под ударами турок-османов)

    1. Место Средневековья во всемирно-историческом процессе(сделано)

    Средневековое общество – аграрное, основанное на ручном труде и феодальных отношениях. Феодалы – собственники земли, а зависимые от них – крестьяне. Крестьянин имеет тягловую силу и орудия труда; несет повинности за пользование землей феодала. Средневековьем считается период от распада Римской империи (конец V века). Средневековье рождалось внутри самой Римской империи.

    Признаки:

    • Огрубление культуры после III века

    • Смешивание римлян с варварами

    • Растущая самостоятельность территорий и упадок централизации

    Периоды Средневековья:

    1. Раннее Средневековье (5 в. – сер. 11 в.)

      1. Формирование феодального строя. Шел процесс зарождения и развития феодальной собственности на землю

      2. Формировались народности, создавались раннефеодальные государства

      3. На всю территорию Западной Европы распространялось влияние католической церкви

    2. Классическое Средневековье (11 в. – 15 в.)

      1. Расцвет феодального способа производства

      2. Появление и расцвет городов → Начало формирования светской городской культуры

      3. Образование централизованных монархий с сословным представительством

      4. Усиление эксплуатации крестьян вследствие начинающегося разложение феодализма → Мощные крестьянские восстания

      5. Зарождение новой культуры – культура Возрождения или гуманизма, отражающие взгляды ранних буржуазных элементов города

    3. Позднее Средневековье (16 в. – 17 в.)

      1. Разложение феодализма

      2. Возникновение и развитие предпосылок, необходимых для перехода капиталистическому способу производства

      3. Время великих географических открытий, начало колониального захвата

      4. Основной формой государства в этот период становится абсолютная монархия

      5. На смену феодальной формации шла капиталистическая

    Средневековье, таким образом, представляет собой одну из стадий в процессе становления современной европейской цивилизации. Цивилизационный подход к истории позволяет увидеть, чем жили люди средневековья, каков их менталитет; познакомиться с образом жизни, который определялся господствующей идеологией средневековья – христианством, вошедшим в души европейцев, организовавшим их сознание и бытие.

    Характерно, что в течение столетий средневековая Европа развивалась крайне медленно, находясь под жесткой церковно-идеологической опекой. Однако в XII-XIII вв. положение начинает меняться. Несмотря на то, что церковь удерживала официальное идеологическое руководство обществом, культура в Европе в этот период начинает развиваться не только помимо церкви, но частично против нее. Возрождение интереса к земному миру, к человеку, нашедшее отражение в светской, городской культуре, дает мощный импульс развитию. Начинается формирование ценностей аналогичных периоду античности, становление общества прогрессивного типа развития. Развернулся процесс рационализации сознания, начала складываться система светского образования. Проникающие с начала XIII века в Европу нормы римского права способствовали зарождению основ правового государства, государственной защиты прав личности.

    Развернувшаяся в XIV-XVI вв. эпоха Возрождения позволила воскресить нормы античной цивилизации с ее гуманизмом, жизнеутверждающей силой, демократическими традициями, верой в безграничные возможности человека.

    Взгляды на историю, и в том числе на историю средневековья, с позиций формационного и цивилизационного подходов убеждают, что они не противоречат друг другу, а являются разными аспектами осмысления единого исторического процесса. Не случайно поэтому все громче звучат голоса отечественных историков, ставящих вопрос о поиске синтеза социально-классового и общечеловеческого подходов, о разработке единой теории, дающей целостное представление об историческом процессе. Термин «цивилизация», используемый сторонниками такого синтеза, носит несколько условный характер, так как подразумевает единство формационного и цивилизационного начал.

    1. Христианская Европа и Исламский мир(сделано)

    Первые века христианства были эпохой переосмысления древнего наследия. Падение Западной Римской Империи (476 г.) ознаменовало начало средневекового Запада, а варварские нашествия ускорили ее возникновение. От римского мира Средневековый Запад унаследовал борьбу между единением и обособлением, стремлением к христианскому единству и тягой к национальной самостоятельности. Римская культура стала передаточным звеном от древнегреческих эллинистических достижений к западноевропейским.

    Детство Средневековья:

    • Появляется строй мышления и особенности мировоспитания, которые стали содержанием средневековой ментальности

    • Стремление упорядочить свой мир, идея порядка, иерархии → сословный характер общества (духовенство, рыцарство, крестьяне)

    • Крупными центрами стали монастыри, изолированные от городов

    Влияние церкви:

    • Человек порицает себя за гордость, воспринимает свои беды как расплату за грехи

    • Человек во всем видит символы

    • Отвержение собственной уникальности

    • Строгие посты, аскетизм

    • Традиционная система образования меняется (античная словесность была забыта христианскими наставниками)

    • Статуи Богов разрушаются, священные рощи – вырубаются

    В средние века появляется исламская цивилизация. Изначальный цикл (7 в. – 13 в.) – арабско-мусульманский, т.к. носителями ценностей были арабы. Место генезиса цивилизации – Аравийский полуостров. В период своего наибольшего распространения в средневековье исламские ценностные ориентации захватили Аравию, Ближний, Средний Восток, Закавказье, Испанию, Египет, страны Магриба.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта