Билеты история. Предмет истории как наука. Цели и задачи ее изучения(сделано) История
Скачать 197.56 Kb.
|
Арабско-мусульманский цикл (7 в. – 13 в.) Первый проповедник ислама – сын небогатого купца Мухаммед, живший в 570-632 гг. 622 г. – начало летоисчисления исламской религии (совершение Мухаммедом хиджры) Запрет на употребление свинины, вина Признание частной собственности Значительная часть Аравии стала едина в политическом и религиозном планах В результате завоевания арабов возникает первое мусульманское государство – Халифат (Арабский Халифат). Верховные правители – халифы Сформировалась культура, процветали математика, астрономия. География, медицина, достигли высокого уровня торговля и экономика В 9 в. Халифат начал постепенно распадаться → После нашествия монголов в 1258 г. пал Багдад, в Малой Азии началось усиление власти Османа – тюркского правителя Османский цикл (14 в. – нач. 20 в.) Были созданы мощные армия и флот → Военная добыча являлась главным источником пополнения государственной казны Особым почетом и привилегиями пользовались представители военной верхушки В 1453 г. османы захватили столицу Византии и переименовали Константинополь в Стамбул Вершиной внутреннего и внешнего могущества Османской Империи стало правление Сулеймана I (1520 г. – 1566 г.) Основная ударная сила – специально подготовленные войска янычаров Для государства было важно качество оружия и военной подготовки. Хоть ему и уделялось много внимания, оно все равно отставало от ведущих держав Европы в экономическом плане. К середине 17 в. четок обозначился упадок военного могущества Османской Империи, и государство попало в замкнутый круг: военные неудачи не позволяли пополнять казну, а из-за экономического упадка не было возможности улучшить качество орудий и военной подготовки. Уделяя внимание состоянию войска, власти Османской Империи были не силах взять под контроль состояния империи. Во второй половине Россия нанесла османам ряд поражений, вытеснив их из Северного Причерноморья. Причины возникновения Мусульманской Цивилизации: Материально-экономическая (поиск путей выхода из кризиса) Социально-политическая (междоусобицы ухудшали положение людей) Международная (сильные соседи: Византия, Иран) Причины распространения ислама: Специфика мусульманской религии: близость к иудаизму и христианству Экономическая политика правителей Несложность понимания пяти столпов Единобожие (таухид) Пятикратная молитва (намаз) Паломничество (хадж) Пост Налог в пользу нуждающихся (занят) От Древней Руси к Московскому гос-ву(сделано) До 4 в. люди, жившие на территории Русской равнины, не могли назвать себя цивилизацией, так как они не имели целостной социально структуры. Основная часть равнины была не затронута: этнопотоки двигались по югу Восточной Европы (от района Великой степи в окультуренные зоны Средиземноморья) Славяне расселились, образовав три ветви: Восточные (значительная часть) Западные Южные Соседи: Балтийский племена (запад) Финно-угры (северо-восток) Тюркские племена (юг, юго-запад) Слово «Русь» появляется лишь в 6 в. – 7 в., тогда был основан и Город Киев. Существует две версии появления данного слова: 1) Русы – племя славян, обитавших в среднем Поднепровье; 2) Норманнская теория («О призвании варягов»): в 862 г. для прекращения междоусобиц были призваны варяги для княжения – 3 брата: Рюрик (Новгород), Синеус (Белоозеро), Трувор (Изборск). Еще на ранних этапах существовало 2 центра (шло противостояние двух разных культур): Киев (юг) Новгород (север) В 7 в. – 8 в. у славян развивается земледелие, совершенствуются орудия труда → Появление социального и имущественного неравенства внутри общин и племен, возникает необходимость в силе (государстве), регулировании отношений между союзами, организации внешней политики. Фактический основатель: Игорь Рюрикович (но после смерти Рюрика власть захватил Олег) Олег (879 – 912 гг.) Освободил ряд племен от хазаров Успешный поход на Константинополь 911 г. – договор с Византией Игорь (912 – 945 гг.) 941 г. – неудачный поход на Царь-Град 944 г. – мирный договор с Царь-Градом Ольга (945 – 964 гг.) Установление пунктов и нормы сбора подати 957 г. – посольство в Константинополь Крещение Ольги Святослав (964 – 972 гг.) Крупнейший русский полководец Подчинил Киеву вятичей 965 г. – уничтожение основных городов хазаров 967 г. – поход на Балканы 971 г. – мирный договор (русские покидают Балканы) Владимир (980 – 1015 гг.) 988 г. – захват Херсонеса Крещение князя и Руси Ярослав Мудрый (1019 – 1054 гг.) 1036 г. – Ярослав объединил всю Русь Разгром печенегов Первый русский митрополит Илларион Первая часть «Русской Правды» Три сына: Изяслав (Киев), Святослав (Чернигов), Всеволод (Переславль) 1068 г. – поражение от половцев → Изгнание Изяслава из-за поражения → После победы Святослава Изяслава вернули 1072 г. – вторая часть «Русской Правды» (положение различных слоев населения + наказания за преступления) 1073 г. – Междоусобные войны братьев → Святослав правит в Киеве → Разорение южной Руси, отток населения на север и запад Святополк (1093 – 1113 гг.) Проявление съездов князей 1097 г. – съезд в Любеке Князь становится наследственными владельцами своих земель Совместные выступления против половцев (1103 г. и 1111 г. – самые крупные походы) Образование федерации княжеств Владимир Мономах (1113 – 1125 гг.) 1113 г. – восстание ростовщиков Дополнительные статьи в «Русской Правде» Временная защита на южных рубежах После смерти сына Мстислава Русь окончательно распалась Юрий Долгорукий (1132 – 1157 гг.) Центры: Новгородское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское Рождение новых городов (в том числе и Москвы) Походы против Новгорода, Волжской Болгарии Андрей Боголюбский (1157 – 1174 гг.) Захватил власть в Киеве и отдал ее своему брату Всеволоду Сделал столицей Владимир Всеволод Большое Гнездо (1176 – 1212 гг.) Укрепил княжества, усиливал свою власть, но действовал более мягкими способами После его смерти Северо-Восточная Русь распалась Его сыновья утраивали междоусобные войны (1216 г. – сражение на реке Липеца) Уделы: Владимирский, Ярославский, Ростовский, Угличский, Переславский, Юрьевский, Муромский Первые признаки подъема хозяйства на северо-востоке Руси наметилось на конец 13 века. При Монгольском Иге князья были разброшены, шли междоусобные войны. К середине 13 века ярлык великого княжества получила Москва Причины возвышения Москвы: Выгодное географическое положение Располагалась на пересечении дорог, которые вели из Южной Руси в северную и из Новгородской земли в Рязанскую Москва-река очень удобна для использования, так как она соединяла верховье Волги с серединным течением Оки Талант и ловкость правителей Даниил Александрович и его сын Юрий укрепили положение города, заполучив Коломну (Рязань) и Можайск (Смоленск) + Переславль-Залесский от бездетного князя Переславля После смерти Московского и Тверского князей в Москве начал править Иван Калита, а в Твери – Александр Тверской В 1328 г. Иван Калита добился великого княжения, которое больше не выходило из рук Московской династии Вокруг Москвы собралось новое Централизованное государство Индия и Дальний Восток в Средние века(сделано) На Востоке не было феодализма в его классическом, марксистском понимании, не было античности. Развитие восточной цивилизации характеризуется цикличностью: периоды расцвета сочетаются здесь с периодами спада. При этом нельзя не отрицать факт поступательного развития восточного общества, в частности, прогрессивные элементы проявляются в усовершенствовании технологий, развитии ремесел, росте городов, совершенствовании социально-политической структуры. Политическое развитие Востока не отличалось стабильностью. Роль дестабилизирующего фактора сыграли исламские завоевания, приводившие к крушению старых империй, возникновению новых государств. Кочевые племена соседствовали с оседлыми культурами, родовые общества с древними цивилизациями, имеющими тысячелетнюю историю. Даже при наличии определенных совпадений, связанных с исламизацией, которая была общей и для Ближнего Востока, и для Индии и Юго-Восточной Азии, существовал и ряд отличий: исламизация в Индии совсем не похожа на то, что было на Ближнем Востоке, так как индийская кастовая система оказалась несовместимой с исламом. Только в Юго-Восточной Азии, где сильной кастовой структуры не было, успех ислама был более ощутим, да и то с оговорками. Своеобразие восточных государств складывалось под влиянием множества факторов, среди которых важнейшую роль играли религиозно-философские учения и выработанные ими системы ценностей, влияющие на политическое развитие, официальную идеологию, мировоззрение людей и их поведение. В случае с Востоком невозможно выработать единую периодизацию, опирающуюся на объективные критерии. Остается лишь путь принятия условной хронологической грани. Начало восточного Средневековья условно датируется началом, первыми веками нашей эры. Окончание эпохи происходит в 19 веке и совпадает с периодом активной колониальной экспансии европейских капиталистических держав, вызвавшей ломку и перерождение традиционной общественной структуры Востока. Индия. Средневековая политическая структура Индии характеризуется постоянной неустойчивостью власти, как на севере, так и на юге страны. Возникавшие династии и государства были кратковременными и откровенно слабыми. Просуществовав определенный промежуток времени, они распадались на отдельные районы и княжества, продолжавшие ожесточенную борьбу за сферы влияния. Политические изменения не затронули внутреннюю структуру общества: здесь по-прежнему доминировало государство, имеющее право распоряжаться всеми ресурсами страны и осуществлявшее централизованный сбор налогов. Основная социально-экономическая структура Индии – традиционная община. Взаимоотношения внутри общины регулировались кастовой системой, согласно которой принадлежность к той или иной касте связана с рождением человека, определяя его социальное положение на всю оставшуюся жизнь. Такая система благоприятствовала сглаживанию противоречий на нижних «этажах» общества, отсутствию серьезных внутренних конфликтов. Крепкие кастово-общинные структуры являлись залогом стабильности индийского социума в эпоху Средневековья. Территориально община включала в себя несколько соседних деревень, объединенных в единое целое. Внутренняя жизнь общины регулировалась жестким внутренним распорядком, связанным с взаимным обменом продуктами и услугами. В каждой из деревень был свой староста, являвшийся ответственным за выплату налогов. Представители каждой деревни входили в общинный совет, осуществлявший руководство всем объединением. Общинная система распространялась также и на города. Деревенские общины, городское население платили государству традиционную шестую часть произведенной продукции. Правители и князья использовали собранные налоги на содержание воинов и чиновников, поддержание храмов и обслуживавших их жрецов. Образование мусульманских государств на территории Индии - Делийского Султаната (1206 — 1256 гг.) и Империи Великих Моголов (1526 – 18 век) внесло изменения в социально-политическую и экономическую жизнь Индии. Разросся бюрократический аппарат, сформировалась разветвленная система центральных и местных органов управления, соответственно выросли и налоги. Основной формой землепользования осталась общинная, при этом часть земли была отдана в пользование исламской знати. Несмотря на то, что проникновение ислама способствовало изменению образа жизни традиционного населения средневековой Индии, формированию новых культурных ценностей, процесс исламизации не затронул глубинных цивилизационных первооснов — общинно-кастовой структуры. Развал империи Великих Моголов совпал по времени с началом активной колонизации европейцами Индии и прилегающих к ней районов Азии. Колониальная экспансия, имевшая следствием ломку традиционной структуры индийского общества, завершила эпоху Средневековья в истории Индии. Начало эпохи нового времени(сделано) Каждая из исторических эпох отличается от других своими характерными особенностями, посредством которых ее и выделяют в отдельные хронологические рамки. Есть такие особенности и у эпохи Нового времени: В экономике: разрушение традиционного общества, основанного на натуральном хозяйстве, зарождение и развитие индустриального общества; развитие внутренней и международной торговли; постепенный переход от ручного труда к машинному; становление капиталистической системы хозяйствования. В политике: утверждение абсолютизма в странах Европы и последующая революционная борьба европейского населения с абсолютизмом; образование буржуазных республик и империй; начало колонизации и колониальных войн. В социальной сфере: разрушение феодального общества с характерной для него системой крепостничества; постепенное «размывание» границ между сословиями; складывание двух основных классов Нового времени: буржуазии и наемных рабочих. В духовной жизни: активное развитие наук, создание новой научной картины мира; упадок католицизма, Реформация в Европе, зарождение протестантизма; распространение идей гуманизма. Многие историки убеждены, что «темный век» Средневековья завершился благодаря Великим географическим открытиям. Великие географические открытия С изобретением книгопечатания, еще в первой половине XV века в руки средневековых людей попали труды античных мыслителей по географии. Некоторые из них выдвигали идею о шарообразности Земли и существовании морского пути в Индию, Китай, Японию. С распространением в обществе этих трудов у европейцев зародилась тяга к путешествиям, так началась эпоха Великих географических открытий. Длительные морские путешествия стали возможны в конце XV века, благодаря появлению компаса в Европе (он был изобретен в Китае еще в 3 веке до н.э.), созданию европейцами нового типа морских судов – каравелл. Каравелла стала первым в Европе судном, пригодным для длительных морских путешествий, благодаря высокой скорости, возможности плавания при встречном ветре. В эпоху Великих географических открытий прославилось множество путешественников и первооткрывателей, однако самыми знаменитыми из них приятно считать Христофора Колумба, Васко да Гама, Фернана Магеллана. В 1492 году Христофор Колумб открыл неизвестную ранее европейцам часть света – Америку. Открытие Америки не входило в планы мореплавателя, так как он поставил перед собой цель: достичь морским путем берегов Индии. На протяжении всей своей жизни Колумб думал, что посетил Индию и даже назвал местных жителей Америки индейцами. Открытие Америки Колумбом стало огромным шагом в развитии географии, впоследствии привело к захвату европейцами земель ацтеков, майя, инков. Реформация и Контрреформация В первой половине XVI века католическая церковь пришла в упадок, в результате в большинстве стран Европы произошла религиозная революция – Реформация. Первым за переустройство церкви начал борьбу германский проповедник Мартин Лютер. Возмущенный бесстыдством католических священнослужителей, неуемным стремлением церкви к обогащению, 31 октября 1517 года он написал 95 тезисов против индульгенций. Тезисы Мартина Лютера нашли отклик в сердцах верующих, вызвали гнев папы Римского и высшего католического духовенства. Лютер призывал отказаться от посредничества между Богом и верующим, настаивал на том, что спасение души человек обретает искренним раскаянием и молитвой, а не покупкой папских грамот. На основе собственных идей, Мартин Лютер основал новую церковь, прозванную лютеранской. Она была лишена дорогих церковных обрядов, не признавала монашества, ее священнослужители избирались из числа верующих. В результате распространения лютеранства в Германии началась религиозная война, которая завершилась лишь к 1555 году. В этом году германский император Карл V установил религиозный мир, уравняв в правах католиков и лютеран. Второй по значимости центр Реформации зародился в Швейцарии. Там идеологом нового вероучения стал Жан Кальвин. Учение Жана Кальвина получило название «кальвинизм», пришлось по вкусу городскому населению, охваченному духом предпринимательства. Нравственные ценности по Кальвину: Бережливость Умеренность в быту Трудолюбие Работа на благо обществу. Из Германии и Швейцарии Реформация распространилась по всей Европе. Она охватила Францию, Норвегию, Англию, Нидерланды, Данию. Лютеранство и кальвинизм, как и все последующие вероучения, выступавшие за переустройство католической церкви, стали называть протестантизмом. А людей, разделяющих эти взгляды - протестантами. Важным политическим процессом, отличающим эпоху Нового времени, стало утверждение в странах Европы абсолютизма –формы монархического правления, при которой вся власть сосредоточена в руках главы государства, не ограничена представительными институтами. Первые абсолютные монархии сложились в Англии и Франции, где судебная, законодательная и исполнительная власти сосредоточились в руках королей. Установление абсолютной власти способствовало развитию национальной промышленности и торговли, укреплению обороноспособности страны. На закате эпохи Средневековья, центральная власть монархов в феодальных государствах усилилась. Усилению власти монархов способствовали: Великие географические открытия – обогатили королевскую казну обилием золота, серебра, драгоценных камней. Религиозные войны – в условиях противостояния католиков и протестантов обеспечить мир могла только сильная королевская власть. Развитие капиталистических отношений, которые разрушали устои натурального хозяйства, позволявшего отдельным феодальным вотчинам существовать независимо друг от друга. В конце XV - начале XVI века европейские монархи стали проводить политику «собирания» земель на окраинах своего государства. Таким образом, происходила централизация государственной власти, подчинение ранее независимых княжеств единому политическому центру. Страны Европы в 16 в. – 18 в. Образование США(сделано) |