Главная страница
Навигация по странице:

  • Патристика

  • Аврелий Августин, Блаженный Августин

  • Ибн Сина

  • Фома Аквинский

  • Дунс Скот

  • Бернардино Телезио

  • ЛЕКЦИЯ. Лекция Средневековье. Общая характеристика психологии средневековья


    Скачать 17.76 Kb.
    НазваниеОбщая характеристика психологии средневековья
    АнкорЛЕКЦИЯ
    Дата12.10.2022
    Размер17.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция Средневековье.docx
    ТипДокументы
    #730672

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ

    СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

    Эпоха Средневековья, длившаяся почти 10 веков, не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение Римской империи и установление христианства в Европе, т.е. V век.

    Древнегреческая цивилизация в силу нарастающей социально- экономической деградации общества разрушилась.

    Жестокие удары по распадавшейся античной культуре наносила христианская церковь, которая разрушала ее памятники и создавала атмосферу воинственной нетерпимости ко всему языческому. В 4 веке был уничтожен научный центр в Александрии. В начале 6 века закрывается просуществовавшая около 1000 лет Афинская школа. Победившее христианство, ставшее в Европе господствующей идеологией феодального общества, культивировало ненависть ко всякому знанию, внушала непогрешимость церковных догматов Окончание средневекового периода связывают с XV веком, со временем возрождения искусства, светской науки, открытием Америки.

    Одной из важнейших характеристик средневековой науки была ее тесная связь с религией. Внецерковной науки в то время в Европе не существовало. В развитии религиозной мысли выделяют этап апологетики (2-4 вв.), этап патристики (4-8 вв.), этап схоластики (11-14 вв.).

    Апологетика - предвзятая защита, восхваление чего-либо, раздел богословия, в котором сформулированы основные доказательства истинности главных религиозных представлений.

    Патристика - произведения «отцов церкви» 2-8 вв., в которых изложены основы христианского богословия и философии.

    Схоластика — религиозно-идеалистическая (школьная) философия, основанная на церковных догматах; бесплодное умствование.

    Догмат - непререкаемая церковная истина, не подлежащая критике, принимаемая на веру.

    На этапе апологетики церковь сурово осуждала не только усомнившихся в ее истинах, но даже тех, кто пытался их доказать. Наиболее ярко эту позицию выразил Квинт Тертуллиан (Верую, ибо это абсурдно), считавший, что христианству не нужно никакого философского обоснования: «После Христа не нужна никакая любознательность, после Евангелия не нужно никакого исследования... Сын божий был распят; не стыдимся этого, хотя это и постыдно; сын божий умер, - вполне верим этому, потому что это нелепо... И погребенный воскрес; это верно, потому что это невозможно» Тертуллиан хотел тем самым подчеркнуть, что сила истинной веры обратно пропорциональна разумным доводам человеческого рассудка.

    Однако после упрочения господства христианской церкви, к 5-6 вв., появилась необходимость внести дополнения, разъяснения в положения христианства в соответствии с новыми реалиями. Так возник новый этап - патристика, в котором богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности. В это время церковь становится одним из главных хранителей и распространителей знаний. Эти годы часто называют годами мрака, т.к. отсутствие государственной власти, постоянные набеги, эпидемии делали жизнь людей тяжелой и опасной. Фактически единственным очагом стабильности, культуры в то время была церковь.

    К 12-13 вв. положение начало изменяться. С укреплением государств, развитием городов и ремесел мрак начал рассеиваться, стали появляться первые светские университеты, школы, т.е. грамотными были уже не только монахи, но и аристократия, купцы и ремесленники.

    Именно в это время и зародилась схоластика, которая в этот момент была достаточно прогрессивным явлением, так как предполагала не только пассивное усвоение старого, но и его активное разъяснение. Схоластика развивала умение логически мыслить и строить свою речь. После античного этапа развития психология стремилась найти свое место в исследовании души, занять свою нишу, выделиться из богословия. Это привело к появлению теории двух истин, которая утверждала, что истина знания и истина веры не совпадают между собой и не противоречат друг другу (Ибн Сина 9-10 вв.).

    Важной психологической проблемой, изучаемой в эпоху Средневековья, стала проблема мышления и его взаимосвязи с речью (реализм, томизм, номинализм).

    Новой проблемой психологии Средневековья стало изучение взаимосвязи психических и соматических болезней, проводившееся арабским психологом и врачом Ибн Синой. Эти работы заложили основы современной психофизиологии, впервые вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики.

    В светской психологии на первый план выходили исследования познавательного развития, речи и способностей. Так постепенно психология становилась наукой о сознании.

    Наиболее ярким христианским мыслителем этого периода был один из «отцов церкви» Аврелий Августин, Блаженный Августин (354-430). Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (лат. voluntas - воля).

    Значительное влияние на развитие науки того времени оказал известный французский ученый Пьер Абеляр (1079-1142).

    Одним из самых выдающихся врачей в истории медицины был Ибн Сина (латинизированное имя - Авиценна 980-1037).

    Ибн Сина разработал теорию двух истин, которая имела огромное значение для развития не только психологии, но и других наук в средневековый период. Другой арабский мыслитель Ибн Рушд (латинизированное имя Аверроэс, 1126-1198).

    В страхе перед появившимся на интеллектуальном горизонте Европы Аристотелем католическая церковь вначале его запретила, но затем принялась «осваивать», адаптировать соответственно своим нуждам. С этой задачей наиболее тонко справился Фома Аквинский (1225-1274), учение которого канонизировано как истинно католическая философия, получившая название томизм.

    Английский мыслитель Роджер Бэкон (1214-1292) схоластическим методам противопоставлял науки, которые приносят людям непосредственную пользу. Развивал проблему познания и Дунс Скот (1270-1308).

    Самым энергичным образом проповедовал номинализм профессор Оксфордского университета Уильям Оккам - (1285—1349). Новую трактовку эмоций и развития аффектов дал Бернардино Телезио (1509-1588).

    О необходимости развивать естественнонаучный подход к исследованиям психики писал и известный испанский ученый Хуан Луис Вивес (1492-1540).

    Не меньшее значение для психологии имела и книга испанского психолога Хуана Уарте (1530-1592) «Исследование способностей к наукам».

    Подводя итоги развития психологии в Средневековье и эпоху Возрождения, необходимо отметить важнейшие исследования этого периода. В первую очередь, это труды, связанные с изучением психологии масс, разработкой методов убеждения людей. А также работы, которые можно назвать психотерапевтическими, целью которых была психологическая помощь людям, испытывающим эмоциональный дискомфорт.
    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    Заполните матрицу психологических идей Средневековья по форме:


    Идеи психологов

    Философские основания (материализм/идеализм)

    Метод изучения души

    Основные понятия учения

    Августин Аврелий










    Ибн Рушд (Аверроэс)










    Ибн Сина (Авиценна)










    Ибн Аль-Хайсам (Альгазен)










    Фома Аквинский










    Р. Бэкон










    Д. Скотт










    Уильям Оккам











    написать администратору сайта