Предмет, основные источники и методы изучения истории отечественного государства и права
Скачать 367.17 Kb.
|
ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. Древнейшей формой судебного процесса был суд общины. Ему присущи такие отличительные Черты, как относительное равенство сторон и их активность при рассмотрении дела в сборе доказательств и улик, состязательность сторон. Поводами к возбуждению процесса служили жалобы истцов, захват преступника на месте преступления. Судебный процесс в Древней Руси делился натри стадии. Первая стадия называлась заклич. В людном месте потерпевший сообщал о преступлении, например, о краже своего имущества. Пропавшее имущество подробно описывалось, чтобы его можно было опознать среди другого имущества. Вторая судебная стадия - свод. Тот, у которого пропажа обнаруживалась, должен был указать, у кого он приобрел украденную вещь. "Свод" продолжался до тех пор, пока не обнаруживался человек, не способный объяснить, как к нему попала украденная вещь. Этот человек признавался виновным. Если вторая стадия не увенчалась успехом, переходили к третьей стадии, называвшейся гонение следа. Она представляла собой розыск преступника и поиск доказательств. Такой поиск проводился либо самим потерпевшим и его родственниками, либо членами общины. Основными доказательствами были свидетельства очевидцев и обнаружение самих украденных вещей в руках или на дворе обвиняемого. Доказательствами считались всевозможные испытания - водой, железом. В качестве судебного доказательства сохранился древний обычай биться с оружием или в рукопашную на поединке - поле. Древнерусское право еще не знало достаточно четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом. Процесс был состязательный, при котором стороны равноправны, сами отыскивают доказательства и производят все необходимые процессуальные действия. По Русской Правде можно выделить 3 стадии процесса: 1) заклич, 2) свод и 3) гонение следа.
Доказательства. Среди них важное место занимают показания свидетелей. Древнерусское право различало две категории свидетелей – видоков и послухов. Видоки – это свидетели, в современном смысле слова – очевидцы факта. Послухи – более сложная категория. Это лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Иногда под послухами понимали и свидетелей доброй славы сторон. Они должны были показать, что ответчик или истец – люди, заслуживающие доверия. Не зная даже ничего о спорном факте, они просто как бы давали характеристику той или иной стороне в процессе. Впрочем, уже Русская Правда не всегда выдерживает четкое различие между послухами и видоками. Характерно, что и в применении свидетельских показаний появляется элемент формализма. Так, по некоторым гражданским и уголовным делам требовалось определенное число свидетелей (например, два свидетеля заключения договора купли-продажи, два видока при оскорблении действием и т. д.). В Древнерусском государстве появляется и целая система формальных доказательств – ордалии. Среди них следует назвать судебный поединок – «поле». Победивший в поединке выигрывал дело, поскольку считалось, что бог помогает правому. В Русской Правде и иных законах Киевского государства о поле не упоминается, что дало основание некоторым исследователям сомневаться в его существовании. Однако иные источники, в том числе иностранные, говорят о практическом применении поля. Другим видом суда божьего были испытания железом и водой. Испытание железом применялось тогда, когда не хватало иных доказательств, причем в более серьезных случаях, чем испытание водой. Русская Правда, посвящающая этим ордалиям три статьи, не раскрывает техники их проведения. Более поздние источники сообщают, что испытание водой проводилось путем опускания связанного человека в воду, причем если он тонул, то считался выигравшим дело. Особым видом доказательства была присяга – «рота». Она применялась, когда не было других доказательств, но, разумеется, по небольшим делам. Ротой можно было подтвердить наличие какого-нибудь события или, наоборот, его отсутствие. В некоторых случаях имели доказательственное значение внешние признаки и вещественные доказательства. Так, наличие синяков и кровоподтеков было достаточно для доказательства избиения. В Русской Правде видны определенные формы обеспечения исполнения судебного решения, например, взыскание виры с убийцы. Специальное должностное лицо – вирник приезжал в дом осужденного с многочисленной свитой и терпеливо ждал уплаты виры, получая каждый день обильное натуральное содержание. В силу этого преступнику выгодней было как можно быстрее разделаться со своим долгом и избавиться от неприятных гостей.
В период феодальной раздробленности (1132 – 1497). Причины возникновения феодальной раздробленности были предметом споров, как среди дореволюционных, так и среди советских ученых. Дворянские и буржуазные авторы были склонны видеть главную причину дробления Руси в изменении порядка наследования княжеств. Действительно, наследственное дробление феодальных владений имело определенное значение. Однако главная причина была глубже. Она вытекала из естественного процесса развития феодальных отношений. К XII в. местные князья и их бояре почувствовали себя настолько сильными, что могли обходиться без помощи великого князя киевского в борьбе с соседями, и особенно в подавлении сопротивления эксплуатируемых масс. Также важное значение имел натуральный характер раннефеодального хозяйства, т.е. возможность обеспечить себя всем необходимым даже в рамках маленького княжества. Предпосылки раздробленности появились еще при Ярославе Мудром, но при сыновьях Владимира Мономаха дробление развернулось с особой силой, в результате чего уже скоро относительно единая Древняя Русь распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств, границы которых в основном совпадали с границами древних племенных союзов. В дальнейшем процесс дробления продолжился, и к концу XIV века уже насчитывалось около 150 самостоятельных земель. Владимиро-Суздальское княжество (1125-1238). Общественный строй. Структура населения во Владимиро-Суздальском княжестве мало отличалась от киевской. Однако здесь появляется новая категория мелких феодалов – так называемые дети боярские. В XII в. появляется и новый термин – «дворяне». Также и духовенство. Государственный строй.Во главе князь Владимирский, его ближайшее окружение - это небольшой совет при князе. Привилегированная часть общества - старшая дружина князя, затем младшая дружина, далее горожане и свободные хлебопашцы. Особняком стояло духовенство. На местах городами управляли княжеские сыновья, а также наместники. Во главе городских и сельских общин - старосты. Великокняжеским дворцом управлял дворский, который являлся вторым по значению лицом в государственном аппарате. Упоминается о тиунах, мечниках, которые также относились к числу княжеских чиновников. Очевидно, что Владимиро-Суздальское княжество унаследовало от Киевской Руси дворцово-вотчинную систему управления. Местное управление было сосредоточено в руках наместников, посаженных в городах, и волостелей – в сельской местности. Владимиро-Суздальское княжество (1125-1238). Общественный строй. Структура населения во Владимиро-Суздальском княжестве мало отличалась от киевской. Однако здесь появляется новая категория мелких феодалов – так называемые дети боярские. В XII в. появляется и новый термин – «дворяне». К господствующему классу относилось также и духовенство. Духовенство во всех русских землях было организовано по правилам Номоканона и по церковным уставам первых христианских князей – Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Государственный строй.Во главе князь Владимирский, его ближайшее окружение - это небольшой совет при князе (сыновья, епископ, лучшие люди). Привилегированная часть общества - старшая дружина князя, затем младшая дружина, далее горожане и свободные хлебопашцы. Особняком стояло духовенство. На местах городами управляли княжеские сыновья, а также наместники. Во главе городских и сельских общин - старосты. Великокняжеским дворцом управлял дворецкий или дворский, который являлся вторым по значению лицом в государственном аппарате. Ипатьевская летопись упоминает в 1175 г. о тиунах, мечниках и детских, которые также относились к числу княжеских чиновников. Очевидно, что Владимиро-Суздальское княжество унаследовало от Киевской Руси дворцово-вотчинную систему управления. Местное управление было сосредоточено в руках наместников, посаженных в городах, и волостелей – в сельской местности. Первым независимым князем был младший сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий (1125-1155). Он не только создал сильное княжество, но и сумел дважды покорить Киев, а на третий раз остался в нем править. После его смерти князем стал его сын Андрей Боголюбский (1155-1173). Боголюбский не стал править в Киеве, а вернулся в свое княжество и перенес столицу из Суздаля во Владимир, построив себе резиденцию в селе Боголюбово (отсюда и прозвище). Боголюбский заметно укрепил княжескую власть и жестоко подавлял сепаратизм бояр, однако боярам Кучковичам (от боярина Кучки) удалось организовать заговор, в результате которого Боголюбский был убит. С 1175 года начинает править брат Боголюбского Всеволод Большое Гнездо (у него была большая семья) (1175-1213). При Всеволоде в Северо-восточной Руси сложилась даже самодержавная форма правления, он покорил Новгород Полоцк, Червонную Русь, разбил поляков и венгров. Папа Римский предлагал Всеволоду корону, но получил отказ. Сыновья Всеволода Константин и Юрий не смогли удержать могущества княжества. При Юрии Владимирские земли были разорены Батыем, а сам он погиб вместе со своей дружиной 4 марта 1238 года на реке Сить. Право. К сожалению, до нас не дошли источники права Владимиро-Суздальского княжества, но нет сомнения, что в нем действовали общенациональные законодательные своды Киевской Руси. Правовая система состояла из источников светского права и церковно-правовых источников. Светское право было представлено Русской Правдой, которая дошла до нас в большом количестве списков, составленных во Владимиро-Суздальском княжестве в XIII – XIV вв., что свидетельствует о ее широком распространении в Северо-восточной Руси. Церковное право представляли общерусские уставы первых христианских князей – Устав кн. Владимира о десятинах, церковных судах и людях церковных, а также Устав кн. Ярослава о церковных судах. Эти источники права дошли также в большом количестве списков, составленных во Владимиро-Суздальском княжестве. Вероятно, великие князья владимирские конкретизировали общие положения этих уставов применительно к конкретным епархиям, но нет сомнения, что общие положения этих законодательных сводов были незыблемыми. Особое значение они приобрели после перенесения митрополичьей кафедры во Владимир. Галицко-Волынское княжество (1144-1264). Общественный строй. Особенностью общественного устройства Галицко-Волынского княжества являлось то, что там создалась многочисленная группа боярства, в руках которой сосредоточились почти все земельные владения. Другую группу составляли служилые феодалы, источниками земельных владений которых были княжеские пожалования, конфискованные и перераспределяемые князьями боярские земли, а также самочинные захваты общинных земель. В подавляющем большинстве случаев они владели землей условно, пока служили, т. е. за службу и под условием службы. К господствующему классу Галицко-Волынского княжества принадлежала и крупная церковная знать, которые владели обширными землями и крестьянами. Основную массу сельского населения в Галицко-Волынском княжестве составляли крестьяне. И свободные и зависимые крестьяне именовались смердами. Преобладающей формой крестьянского владения землей было общинное, позднее получившее название «дворище». Холопство в Галицко-Волынском княжестве сохранилось, но число холопов сократилось, многие из них были посажены на землю и слились с крестьянами. В городах располагались ювелирные, гончарные, кузнечные и стеклоделательные мастерские. Они работали как на заказчика, так и на рынок. Большие доходы приносила соляная торговля. Государственный строй.При жизни Ярослава Мудрого юго-западные земли перешли под управление его трех сыновей, но между внуками началась усобица, в ходе которой сложилось два сильных княжества. Галицкое и Волынское. Первым попытку объединить юго-западные земли предпринял Галицкий князь Ярослав Осьмомысл (1157-1187). Ему удалось подчинить всех Галицких князей и бояр и часть Волынских. После его смерти борьбу за объединение юго-западных земель продолжил Волынский князь Роман (1159-1205). Только в 1199 году Роману удалось объединить все земли, а в 1201 году он добился титула Великого князя. Однако, после его смерти, т.е. с 1205 года по 1221 год произошло множество усобиц, и только его младшему сыну Даниилу Романовичу удалось вновь объединить все юго-западные земли. Именно этот период является периодом расцвета Галицко-Волынского княжества. Галицко-Волынское княжество (1144-1264). Общественный строй. Особенностью общественного устройства Галицко-Волынского княжества являлось то, что там создалась многочисленная группа боярства, в руках которой сосредоточились почти все земельные владения. Однако процесс образования крупного феодального землевладения проходил не везде одинаково. В Галичине его рост опережал образование княжеского домена. На Волыни, наоборот, наряду с боярским значительное развитие получило домениальное землевладение, т.к. галицкие князья, стремясь заручиться поддержкой местных феодалов, раздавали им часть своих земель и тем самым уменьшали княжеский домен. Другую группу составляли служилые феодалы, источниками земельных владений которых были княжеские пожалования, конфискованные и перераспределяемые князьями боярские земли, а также самочинные захваты общинных земель. В подавляющем большинстве случаев они владели землей условно, пока служили, т. е. за службу и под условием службы. Служилые феодалы поставляли князю войско, состоявшее из феодально-зависимых крестьян. На них и опирались галицкие князья в борьбе с боярством. К господствующему классу Галицко-Волынского княжества принадлежала и крупная церковная знать в лице архиепископов, епископов, игуменов монастырей и других, которые также владели обширными землями и крестьянами. Церкви и монастыри приобретали земельные владения за счет пожалований и дарений князей. Нередко они, подобно князьям и боярам, захватывали общинные земли, а крестьян превращали в монастырских или церковных феодально-зависимых людей. Основную массу сельского населения в Галицко-Волынском княжестве составляли крестьяне. И свободные и зависимые крестьяне именовались смердами. Преобладающей формой крестьянского владения землей было общинное, позднее получившее название «дворище». Постепенно община распалась на индивидуальные дворы. Холопство в Галицко-Волынском княжестве сохранилось, но число холопов сократилось, многие из них были посажены на землю и слились с крестьянами. В Галицко-Волынском княжестве насчитывалось свыше 80 городов, в том числе крупнейшие – Берестье (позднее Брест), Владимир, Галич, Львов, Луцк, Перемышль, Холм и др. Самой многочисленной группой городского населения были ремесленники. В городах располагались ювелирные, гончарные, кузнечные и стеклоделательные мастерские. Они работали как на заказчика, так и на рынок, внутренний или внешний. Большие доходы приносила соляная торговля. Государственный строй. При жизни Ярослава Мудрого юго-западные земли перешли под управление его трех сыновей, но между внуками началась усобица, в ходе которой сложилось два сильных княжества. Галицкое (Галич) и Волынское (Владимир-Волынский). Первым попытку объединить юго-западные земли предпринял Галицкий князь Ярослав Осьмомысл (1157-1187, знал 8 языков отсюда и прозвище). Ему удалось подчинить всех Галицких князей и бояр и часть Волынских. После его смерти борьбу за объединение юго-западных земель продолжил Волынский князь Роман (правил 1159-1205). Только в 1199 году Роману удалось объединить все земли, а в 1201 году он добился титула Великого князя. Однако, после его смерти, т.е. с 1205 года по 1221 год произошло множество усобиц, и только его младшему сыну Даниилу Романовичу удалось вновь объединить все юго-западные земли. Именно этот период является периодом расцвета Галицко-Волынского княжества. Даниилу удалось не только подчинить князей и бояр, но и противостоять Золотой Орде до 1240 года. В 1245 году Даниил полностью разбил объединенное польско-венгерское войско. В отличие от Владимиро-Суздалъского княжества, где была сильна власть одного князя, в Галицко-Волынском княжестве всегда были усобицы, обусловленные сильным боярством. Усобицы временно приостанавливали сильные князья, но с их смертью раздробленность вновь усиливалась. После смерти Даниила этими усобицами воспользовались соседи: в XIV в. Галицию захватила Польша, а Волынь - Литва.
Государственный строй. Новгородская и Псковская земли были расположены на северо-западе Руси. В Новгороде сложился республиканский строй. Псковская земля была частью Новгородской республики до середины XIV в. Особенности общественной и политической систем Новгорода и Пскова определялись своеобразием их экономического развития. Господствующее положение занимали бояре - крупные землевладельцы. Новгородское (псковское) боярство было тесно связано с торговлей с западными и русскими княжествами. Интенсивное развитие ремесел и торговли привело к появлению широкого среднего класса, в который входили «житьи люди», «своеземцы» и купечество. К «житьим людям» относились занимавшиеся торговлей и ростовщичеством. «Своеземцами» назывались мелкие землевладельцы, обрабатывавшие землю. Купечество объединялось в сотни (гильдии) и торговало с русскими княжествами и с заграницей. Городское население состояло из купцов и ремесленников. Новгородское (псковское) крестьянство состояло из смердов-общинников, половников — зависимых крестьян, работающих за часть продукта. В Новгороде и Пскове сложилась вечевая республика. Государственное управление Новгородом и Псковом осуществлялось вечем — собранием жителей мужского пола. Формально вече было высшим органом власти, решавшим все важнейшие экономические, политические, военные, судебные и административные вопросы. В полномочия веча входило избрание князя. Решения на собраниях должны были приниматься единогласно. Имелась вечевая администрация — вечевые дьяки, вечевая изба. Реальная власть в Новгороде и Пскове принадлежала боярскому совету, включавшему знатных бояр и представителей городской администрации. Председательствовал в совете архиепископ. Боярский совет являлся организационным и подготовительным органом. К его компетенции относились: подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная деятельность, созыв вече, подготовка повестки дня, подбор кандидатур избираемых на вече должностных лиц. Высшими должностными лицами Великого Новгорода были посадник, тысяцкий, архиепископ и князь. Посадник избирался вечем на 1-2 года из знатных бояр. Он председательствовал на вече, руководил боярским советом, ведал администрацией, внешнеполитическими делами; вместе с князем осуществлял вопросы управления, суда и командования вооруженными силами. Тысяцкий избирался на вече из знатных. Он занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение и решал другие вопросы управления, помогая посаднику. Архиепископ избирался из монахов, выходцев из боярской среды. Он был хранителем государственной казны, контролером торговых мер и весов. Основная роль архиепископа-главенство в церковной иерархии. Князь приглашался на княжение гражданами. Предварительно его кандидатура обсуждалась на боярском совете и затем вносилась на утверждение в вече. Главной целью князя была организация защиты республики от внешних врагов. Территория Новгородского государства делилась на пятины. Пятины делились на волости, волости — на погосты. Центром самоуправления пятины являлся пригород. Одним из пригородов был Псков. Государственная организация Пскова была похожей на новгородскую: вечевая система, выборный князь, два степенных посадника; шесть «концов», двенадцать пригородов. Общественный строй. К духовным относились монастыри и высшие церковные иерархи. Обширные земельные владения давали Новгородские епархии богатые доходы. Как в Новгороде, так и в Пскове церковь объявила себя покровительницей торговли, хранительницей эталонов мер и весов, скрепляла международные торговые договоры. К светским принадлежали бояре, житьи (т.е. зажиточные) люди, а также своеземцы. Особенностью Новгорода и Пскова было отсутствие княжеского и наличие городского землевладения. Наиболее влиятельную группу составляли бояре.Кроме того, новгородские бояре занимались торговлей и ростовщичеством. Характерной чертой землевладения в Новгородской и Псковской республиках являлось то, что основной землевладельческой группой здесь были горожане. Они имели исключительное право на приобретение вотчин из числа земель, тяготеющих к городу. Основным занятием купцов в Новгороде и Пскове была внутренняя и внешняя торговля. Зависимые крестьяне в документах именуются смердами. Они должны были выполнять повинности в пользу государства, платить налоги. Половники, т.е. люди, работающие за половину урожая. Были в Новгороде и Пскове и холопы. Новгородская судная грамота говорит об ответственности господина за своего холопа в случае совершения им преступления. Холопы исполользовались для обработки земли в феодальных вотчинах. Беглых холопов надлежало возвращать их хозяевам. Основные этапы развития Новгорода и Пскова. Причины, вызвавшие своеобразие развития русских северо-западных земель, были заложены еще в процессе складывания государственности у приильменских славян. В отличие от Приднепровья, где власть в государстве захватили представители военной знати, потомки племенных вождей и их дружинников, в Приильменье, как показывают исследования, не было условий для возвышения военной знати. Господствующее положение в государстве заняла старая племенная знать. Новгород – один из древнейших центров Руси. Новгородские земли были обширны, но не очень удобны для земледелия. Поэтому наряду с сельским хозяйством развивались рыболовство, солеварение, охота. После образования Древнерусского государства с центром в Киеве новгородские земли управлялись обычно князем, присылаемым из Киева. Однако примерно с начала XII в. управление новгородской землей приобретает своеобразие. Дальнейшее укрепление феодального землевладения местной знати, практическое отсутствие княжеских земель, наличие у церкви крупных феодальных вотчин, а также превращение Новгорода в центр торговли с Западной Европой делали Новгородскую землю сильной, экономически не зависимой от Киева. Сосредоточение огромных богатств в руках местной знати укрепляло ее в борьбе за политическую независимость Новгорода. Новгород давно стремился избавиться от власти Киева. Известно, что еще княживший в Новгороде в начале XI в. Ярослав Мудрый пытался прекратить выплаты дани Киеву. Новгород добивается права избирать себе посадника (до этого посадник назначался князем) и архиепископа (ранее новгородский архиепископ назначался киевским митрополитом). В 1136 г. Новгород становится республикой (точная датировка этого события в науке спорная). Новгород был присоединен к Московскому государству, несмотря на сопротивление боярства, тяготевшего в большинстве своем к Литве. В 1478 г. Новгородская республика перестала существовать. Новгород окончательно вошел в состав Московского государства. Псковская феодальная республика получила самостоятельность в 1348 г. До этого земли Пскова входили в состав Новгородской республики, а Псков считался пригородом Новгорода. Псковская феодальная республика не была точной копией Новгородской. Близость агрессивных соседей обусловила более сильную власть князя, а скудость земельных угодий – отсутствие крупного боярского землевладения, что в свою очередь определило меньшую роль боярства в политической жизни Пскова. Падение самостоятельности Пскова связано с собиранием русских земель вокруг Москвы. В 1510 г. земли Пскова были присоединены к Московскому государству. Государственный строй. В знак независимости от княжеской власти, в связи с установлением республиканского строя, Новгород стал именоваться Господин Великий Новгород. С достижением независимости Псков также стал называться Господин Псков. Высшим органом власти в обеих республиках считалось вечеглавных городов, т. е. собрание жителей городских общин. Участие крестьян в вече не предусматривалось. Не имели решающего голоса и жители других городов, хотя случаи их присутствия на вечевых собраниях Новгорода и Пскова зафиксированы в документах. О составе веча, его роли в решении государственных вопросов в научной литературе нет единого мнения. Традиционной является точка зрения, что в нем могло принимать участие все свободное мужское население города, которое сходилось по звону вечевого колокола. В Новгороде вече проходило на Ярославовом дворище на Торговой стороне города или на Софийской площади. В Пскове вече собиралось на площади перед Троицким собором. Памятники донесли известия о многочисленных стычках между новгородцами, происходившими на вече. Иногда разногласия были настолько велики, что собирались два веча: одно на Софийской, другое на Торговой стороне, а потом они шли навстречу друг другу, чтобы врукопашную на Большом мосту через Волхов выяснить, кто же прав. На начальной стадии существования Новгородской республики вече, представляя все слои городской общины и защищая их интересы, проводило политику, направленную на ограничение княжеской власти, но постепенно власть боярства усиливается, и вече становится менее представительным, а к XV в. оно уже превращается в орган, через который боярская олигархия проводит свои решения. Некоторые особенности имело псковское вече. Отсутствие крупного боярского землевладения в республике делало боярство не настолько сильным, чтобы сосредоточить в своих руках всю политическую власть. Военная опасность, постоянно угрожавшая Пскову, усиливала роль князя, что в свою очередь также ослабляло политическую роль боярства. Поэтому вече в Пскове в значительно большей степени, чем в Новгороде, учитывало интересы городской общины. Функции веча как высшего органа власти в республиках были весьма многообразны. Оно решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, включая и архиепископа. Выборы проходили путем жеребьевки. Сохранились сведения о выборах архиепископа. Имена трех кандидатов записывались на отдельные жеребьи и клались на алтарь Софийского собора. Два жеребья должен был снять мальчик или слепой. Кандидат, записанный на оставшемся жеребьи, считался избранным. На вече решались вопросы призвания князей, оно же «указывало им путь». Есть сведения и о том, что на вече происходил суд. На нем одобрялись или не одобрялись основные внутри- и внешнеполитические мероприятия, принимались законы. Вече не было органом, созывавшимся регулярно. Обычно оно собиралось по инициативе высших должностных лиц, они же готовили повестку дня, проекты решений. От них во многом зависело, что «приговорит» вече. Коллегия, подготовлявшая вече и осуществлявшая руководство текущими делами, называлось Осподой, или Советом господ в Новгороде и Господой в Пскове. В Осподу, или Совет господ, входили высшие выборные должностные лица Новгорода: посадник, тысяцкий, канчанские старосты, соцкие. Как убедительно доказал В. Л. Янин, должности эти, хотя и выборные, занимали обычно бояре. Помимо посадника и тысяцкого, избранных на данный момент, в Совет господ входили и старые посадники, уже переизбранные. В XV в. новгородский Совет господ насчитывал более 50 человек. Он заседал в палатах архиепископа и под его председательством. В Пскове в Совет бояр входили князь, посадники, соцкие. Совет господ решал важнейшие вопросы текущей политики, составлял законопроекты. Псковская Господа в более узком составе являлась еще и судебным органом. Решения, которые готовил Совет господ для веча, как правило, принимались. Совет, будучи составленным из представителей боярской знати, проводил политику, угодную боярству. По словам В. О. Ключевского, «это была скрытая, но очень деятельная пружина новгородского управления». Большую роль в управлении играли должностные лица, избираемые на вече. Высшим должностным лицом в обеих республиках были посадники. Вторым лицом в Новгороде был тысяцкий. В Пскове избирали вместо тысяцкого еще одного посадника. Должность тысяцкого, оставшаяся от древней численной системы управления, предполагала наличие в городе 10 сотен. В Пскове же 10 сотен не набиралось. Четко разграничить обязанности посадника и тысяцкого трудно: посадник выполнял многое из того, что входило в обязанности тысяцкого. Некоторую ясность может внести то, что в немецких текстах посадника именовали бургграфом, т. е. начальником города, а тысяцкого – герцогом, подчеркивая тем самым его принадлежность к военной администрации. Посадник избирался из знатных боярских фамилий. Пока он занимал свою должность, он назывался степенным (т. е. сидевшим на «степени», трибуне во время веча), когда избирали нового посадника, прежнего именовали старым. Посадник обычно служил «пока люб», смена посадников вызывалась, как правило, распрями между боярскими родами. Будучи, по сути дела, главой республики, посадник председательствовал на вече, вел международные переговоры, а также участвовал в суде, контролировал князя, в военное время возглавлял полки. Тысяцкий ведал прежде всего вопросами военного ополчения. Эта должность встречается в летописи впервые под 1191 г. В «Рукописании князя Всеволода» тысяцкий также упомянут как выборный от житьих и «черных» людей староста церкви Иоанна Предтечи. Деятельность тысяцкого была связана и с торговлей. Он возглавлял торговый суд, независимый от посадника. Постепенно и эту должность прибрали к рукам бояре. В пользу посадника и тысяцкого шел поземельный налог – поралье. Своеобразным должностным лицом в Новгороде был архиепископ. Новгородцы добились, чтобы он не назначался митрополитом, а избирался на вече. Точнее, вече избирало трех кандидатов, жребий же решал, кто именно из них будет владыкой. Митрополит лишь утверждал волю новгородцев. Владыка осуществлял не только управление новгородской епархией. Он выполнял и светские обязанности: хранил казну и архив, возглавлял дипломатические переговоры. Особое место в феодальных республиках занимал князь. Его приглашали по договору, в котором устанавливались условия службы. Князь стоял во главе управления и суда, но действовал под контролем и вместе с посадником. Он должен был организовать оборону земли. В Новгороде князь не мог отставлять от должности выборных. Известен случай, когда смоленский князь Святослав Мстиславич, княживший в Новгороде, потребовал смены «без вины» новгородского посадника Твердислава. Вече сразу напомнило князю, что он «крест целовал без вины мужа должности не лишать». Не мог князь без согласия посадника самостоятельно назначать на невыборные должности. В договорах подробно предусматривались размеры и источники вознаграждения князей, в частности дары от волостей, судные и проезжие пошлины. Специально оговаривалось запрещение князю, его жене и боярам приобретать села в Новгородской земле и принимать людей в закладники. Запрещено было князю и вести заграничную торговлю без посредничества новгородских купцов. Одновременно он должен был создавать новгородским купцам режим наибольшего благоприятствования в своем княжестве. Несколько иным было положение князя в Пскове. Там он мог назначать своих наместников в пригороды Пскова. Система органов, осуществляющих правосудие в Новгороде и Пскове, имела свои особенности. Для нее характерно широкое участие в правосудии веча, правда, со временем все более убывающее. Как свидетельствуют летописи, вече осуществляло суд по наиболее опасным для государства преступлениям. Известны случаи, когда на вече производилось и дознание. Ни в Новгороде, ни в Пскове князья не имели права судить единолично, что специально записывалось в договорах с ними. Но они судили вместе с посадниками, а также представителями бояр и житьих людей. На местах тоже дела рассматривались коллегиально княжескими людьми и представителями пригородов. Тысяцкий и два купеческих старосты осуществляли суд торговый. Традиционно споры между духовенством, церковными людьми, а также дела, подлежащие церковной юрисдикции, решались церковным судом.
В период феодальной раздробленности была принята Псковская Судная Грамота и Новгородская грамота (от нее сохранился фрагмент, посвященный процессуальному праву 70-е гг. 15 в.). Судебными правами обладали все органы власти и управления: вече, посадник, тысяцкий, князь, боярский совет, архиепископ, сотский, староста. Судебными полномочиями наделялись купеческие и цеховые корпорации (братчины). Судебными чинами были дьяки, приставы, писцы, межники, подверники. 1462 г. - первое упоминание о Псковской Судной Грамоте 1397 г. - согласно 2-му упоминанию (это начало работы над Псковской Судной Грамотой, а 1467 г. - окончательная дата). ПСГ датируется 1462 - 1467 гг. Псковая Судная Грамота состояла из 120 статей. По сравнению с Русской Правдой в ней более обстоятельно регламентировались гражданско-правовые отношения и институты, обязательственное и судебное право, рассматривались некоторые виды политических и государственных преступлений, отсутствует деление на отрасли права и нет определений. Источниками являлись обычное право, грамоты князей Константина и Александра, а также вечевое законодательство, Русская Правда, судебная практика, иностранное законодательство. Новгородская и Псковская судные грамоты: общая характеристика. Право. О праве Новгорода и Пскова можно судить главным образом по Новгородской и Псковской судным грамотам, международным договорам и другим дошедшим до нас документам. Следует заметить, что даже крупнейшие и важнейшие из этих документов дошли до нас не полностью: от НСГ сохранился лишь отрывок, содержащий 42 статьи, а ПСГ, хотя сохранилась целиком и даже в двух списках, имеет большие дефекты в тексте. Спорна и датировка обоих памятников права. Обычно их относят к концу XV в. В Новгороде и Пскове действовали и другие правовые сборники, прежде всего Русская Правда, Мерило Праведное, Кормчая Книга. Если Русская Правда – это прежде всего памятник уголовного и процессуального права, то ПСГ восполняет существенные пробелы в области гражданского права, что определялось развитием товарно-денежных отношений в Пскове. Западная Европа хорошо знала римское частное право и, естественно, пользовалась пригодными нормами. Русская же практика самостоятельно выработала целый ряд оригинальных институтов, вытекающих из потребностей жизни. Источниками (формами) права в период феодальной раздробленности были Русская правда, уставы и грамоты русских князей (уставная грамота волынского князя Мстислава Даниловича, устав новгородского князя Ярослава о мостах, рукописание новгородского князя Владимира Всеволодовича - все относятся к XIII веку), «приговоры» веча, пошлины (нормы обычного права). Однако важнейшими памятниками права стали Новгородская и Псковская судная грамоты. Поскольку Новгородская судная грамота дошла до нас в неполном виде (сохранились лишь 42 статьи), то основное внимание мы сосредоточим на Псковской судной грамоте. Псковская Судная Грамота 1467 года состояла из 120 статей. По сравнению с Русской Правдой в ней более обстоятельно регламентируются гражданско-правовые отношения и институты, обязательственное и судебное право, рассматриваются некоторые виды политических и государственных преступлений. Вещное право предусматривало деление вещей на недвижимые (“отчина”) и движимые (“живот”), различала наследственное (“вотчина”) и условное (“кормля”) землевладение. Были определены способы возникновения права собственности: • истечение срока давности владения; • переход по договору; • по наследству; • пожалование. Обязательственное право регламентирует договоры: • купли-продажи; • дарения; • залога; • займа; • мены; • поклажи; • найма помещений; • личного найма. Форма договора могла быть устной и письменной. Оформление его осуществлялось в присутствии священника или свидетелей. При заключении некоторых договоров требовался заклад (при ссудах и займах на сумму свыше одного рубля), поручительство (“порука”, если сумма менее одного рубля) или обязательное письменное оформление (“запись”). Псковская Судная Грамота знает два вида наследования – по закону (“отморщина”) и по завещанию (“приказное”). Завещание нуждалось в государственном утверждении. Прямо перечислялись только наследники по закону (восходящие, нисходящие, боковые, супруг). Под преступлением, Псковска Судная Грамота впервые в русском праве, понимает причинение ущерба не только частным лицам, но и государству. Закон знает следующие виды преступлений: • против государства (измена или “перевет”); • против судебных органов (взятка или “посул” судье, насильственное вторжение в судебное помещение, насилие в отношении судебных чинов); • имущественные (простая татьба, квалифицированная или неоднократная татьба, кража церковного имущества, поджог, конокрадство, грабёж – насильственный и открытый захват имущества, разбой – вооружённое нападение с целью грабежа); • против личности (убийство или головщина, нанесение побоев, оскорбление действием). Судебное право, регламентируемое в Псковской Судной Грамоте более обстоятельно, чем в Русской Правде. Процесс носил состязательный характер, роль суда усилилась: вызов в суд по повестке (“позовнице”) и через судебных исполнителей (“позовника”). Сохранились упомянутые в Русской Правде судебные доказательства и появились новые: судебный поединок (“поле”) и письменные доказательства разделяющиеся на “доски” (частные расписки) и “записи” (официально заверенные документы). Возникает институт судебного представительства в судебном поединке (“пособничество”), котором могли пользоваться только женщины, подростки, монархи и старые люди. Разрешённые судом дела пересмотру не подлежали. Новгородская судная грамота – основной источник права Новгородской феодальной республики. Она была утверждена «всем государем Великим Новгородом на вече». Сохранился лишь один и весьма неполный список Новгородской судной грамоты, относящийся приблизительно к 60-м гг. XV в. В этом отрывке содержатся отдельные уголовно-процессуальные нормы о «наездчиках» (наезд – захват недвижимости) и «грабежчиках» (грабеж – захват движимого имущества). |