Главная страница
Навигация по странице:

  • Общая характеристика государственно-правовых систем Древнего Востока (особенности древневосточных монархий).

  • Государственно-правовая система Древнего Вавилона (кодекс Хаммурапи).

  • Государственно-правовая и судебная система Древнего Египта.

  • Государственно-правовая и судебная система Древнего Китая.

  • Государственно-правовая и судебная система Древней Индии.

  • Предмет, периодизация и методология иг и пзс


    Скачать 368.2 Kb.
    НазваниеПредмет, периодизация и методология иг и пзс
    Дата09.01.2022
    Размер368.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаe9a6da2.docx
    ТипДокументы
    #326667
    страница1 из 17
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

    1. Предмет, периодизация и методология ИГ и ПЗС.

    История государства и права зарубежных стран — общественная историко-правовая наука. С исторической точки зрения она воссоздает картину конкретных исторических событий, формирования государств, правовых систем общества начиная с древнейших времен. С другой стороны, история государства и права зарубежных стран раскрывает принципы и основные институты существующих с древности правовых систем, что характеризует ее как юридическую дисциплину.

    Предметом любой науки является тот перечень вопросов, которые раскрываются в рамках курса. В рамках курса истории государства и права зарубежных стран предмет характеризуется следующим образом:

    вопросы, связанные с появлением признаков государственности, развитием этого института, сравнение наиболее ярких примеров на всем историческом пути;

    анализ государственно-правового процесса в пространстве и времени;

    выявление причин того или иного исторического события.

    Основные методы истории государства и права зарубежных стран:

    исторический - изучает науку как меняющуюся структуру, динамику развития того или иного процесса в государстве в рамках определенного исторического периода, устанавливает логическую взаимосвязь между государством и правом прошлого, настоящего, будущего;

    сравнительно-исторический - выявляет закономерности развития обществ, государств, правовых систем на том или ином этапе истории; предполагает два пути изучения; анализ различных явлений на одном этапе и анализ состояний одного явления, только в рамках разных исторических периодов; включает методы сравнения, синтеза, анализа, восхождения от абстрактного к конкретному;

    системно-структурный - изучает отдельные элементы явления и совокупность их в целом, определяет типы и формы государств;

    статистический - исследует количественную сторону системных явлений.

    Для изучения истории государства и права зарубежных стран применяются и другие методы: математические, психологические, кибернетические, конкретно-социологические.

    В предмет включены следующие вопросы:

    1. история государства и права в Древнем мире;

    2. история государства и права в Средние века;

    3. история государства права в Новое время;

    4. история государства и права в Новейшее время.



    1. Общая характеристика государственно-правовых систем Древнего Востока (особенности древневосточных монархий).

    Понятие древний Восток используется в науке для обозначения совокупности стран юго-западной, южной и восточной Азии, А также северной и северо-восточной Африки. Страны Д. Востока внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Они заложили первоначальные основы духовных и материальных ценностей. Разложение первобытно - общинного строя привело к образованию классового общества и государства. Здесь раньше чем в других регионах, получило развитие оседлое проживание, основанное на земледелии с устойчивыми урожаями.

    Важными тенденциями общественного и государственно-правового развития влияло длительное сохранение сельской общины, основанной на натуральном хозяйстве. Совместным трудом общинников поддерживались и развивались оросительные системы. Консервация общинных структур сдерживало развитие частной собственности на землю. Преобладало полупатриархальная эксплуатация, в интересах монарха, знати и жрецов. Увеличивались и другие формы эксплуатации свободных (ростовщичество, наем работников и т.д.) а также покорение племен в войнах.

    Это являлось инструментом классового господства – восточная деспотия. Вся полнота власти принадлежала монарху, обожествляемому и правящему с помощью войск и чиновничества. Идеологической основой деспотизма стала религия, обожествлявшая личность и власть главы государства.

    Первоначально гос. структура возникала на основе территориальных границ отдельных племен или племенных союзов, сохраняя многие пережитки первобытно - общинного строя. Такие властные структуры, первоначально не всегда монархические. По мере усложнения классовых и общенациональных задач гос-ва, и особенно сохранения политической самоизоляции сельских общин, монархия в ряде стран, не встречая серьезного противодействия в народе, постепенно приобретала форму деспотии.


    1. Государственно-правовая система Древнего Вавилона (кодекс Хаммурапи).

    Во главе древнейших шумерийских городов стояли патеси, наместник бога на земле. Когда его господство начинало простираться на значительную часть всей страны, ему присваивается титул лугаля. Позднее, подчиняя себе обширные территории правителя, начиная с Аккадской династии называют себя царями 4 стран и царями вселенной, даже богом. В законах Хаммурапи царь уже не именуется богом, а рассматривается как наместник божества.

    Высшим должностным лицом в государстве является правитель царского дворца (в древности называется кубанда). С расширением власти царей за пределы Шумера его обязанности были связаны с повинностями населения. Он руководит строительством каналов, укреплений, дворцов, храмов, ведением войн, организацией земледельческих работ.

    При царе появляется и другой правитель-наместник - ИСАККУ - правитель многих городов. В источниках упоминаются различные разряды жрецов, агентов, судей, хранителей житниц, писцы, надсмотрщики и т. д.

    С расширением территории происходит централизация управления. Цари со времен 3-й Урской династии лишают местных патеси их светской власти, сохраняя за ними лишь их жреческое достоинство, превращают их в подчиненных областных правителей — шакканакку.

    Помимо шакканакку известны правители более легких территориальных единиц- рабианумы, по видимому правители городов или территориальных общин.

    Судебная система, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от администрации. Царь и чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами.

    Верховным судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Он мог и сам рассмотреть любые дела, но чаще всего направлял в нижестоящие органы.

    Судебные функции находились также в руках "наместника" и "рабианума" - председателей судебных коллегий.

    В суде наместника судебная Коллегия состояла из чиновников, подчиненных "наместнику", а под председательствованием "рабианума" заседал суд из членов общинного совета или общинного совета в полном составе.

    В больших городах судебные функции выполняли специальные "царские судьи", подчиненные непосредственно царю.

    Жрецы участвовали в процессе, когда приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Следует полагать, что существовали храмовые суды для рассмотрения дела, сторонами в которых являлись жрецы.

    Законы Хаммурапи представляют собой обширный законодательный памятник, состоящий из 282 статей. Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы — древней столице Элемского царства (территория современного Ирана). (Столб хранится в Лувре, копия — в Московском музее им. А. С. Пушкина).

    Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследователям неизвестно лишь содержание 21 статьи. В науке вопрос о системе кодекса Хаммурапи решается по-разному.

    Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений.

    Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6—126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26—39 говорят о земельных наделах воинов.

    Следующий раздел, включающий статьи 127—195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196—214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215—282) посвящены труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.


    1. Государственно-правовая и судебная система Древнего Египта.

    Объединенные хаттские племена около 5000 лет на­зад образовали единое государство Египта, которое просуществовало более 3000 лет. Историки подраз­деляют период существования государства на пять этапов:

    1. Раннее царство. 3200—2778 гг. до н.э. Преобладало общественное землепользование, во главе

    стоял монарх. Разделение царства на две равнозначные части: Верхний и Нижний Египет.

    2. Древнее царство. 2778—2260 гг. до н.э. Объединение Верхнего и Нижнего Египта, происходила централизация государства.

    3. Среднее царство. 2040—1786 гг. до н.э. Расцвет Древнего Египта, происходило расслоение общины, стремительное увеличение крупных поселений для ведения ирригационных работ приводило к образованию городов-государств, носивших название номы. В последующем конкуренция между ними привела к ослаблению еги­петского государства и его расколу.

    4. Новое царство. 1580—1085 гг. до н.э. Возвышение жречества и деспотии. Появление первой в истории мировой империи, в составе которой были Сирия, Ливия, Палестина, Нубия.

    5. Позднее царство. 1085—332 гг. до н.э. Период упадка Древнего Египта. Жрецы и знать в постоянном конфликте, помимо этого государству приходится отражать внешние агрессии. В конечном итоге — завоевание Египта Александром Македонским.

    Древнему египетскому государству были присущи следующие черты:

    • централизация власти политической и сосредоточе­ние богатств государства в руках правителя;

    • центральная власть определяет права жителей как в отношении личной свободы, так и вопросов собственности;

    • собственность не обеспечена, мало гарантирована;

    • деспотизм фараона процветает, что рождает произвол в обществе и государстве.

    Централизация власти породила социальное расслоение. Иерархические слои выглядели таким образом: фараон — сын Ра; джати (первый помощник фараона); жрецы; высшие вельможи; чиновники; неджес (торговцы); стражи; немху (земледельцы); рабы.

    Представителями управляющего сословия являлись: чиновники, жрецы, писцы-канцеляристы, контролеры. Среди общественных институтов также ярко выражены общинные советы (джаджаты), патриархальная семья. Законотворчество отводилось исключительно жрецам — наиболее уважаемому слою общества. К сожалению, своды египетских законов не сохранились. О некоторых из них существуют предания: о законах Менеса, реформах Бокхориса. Для этих источников права характерны казуистичность изложения законов, соразмерность наказания, истины и справедливости. Все вышесказанное свидетельствует о развитой письменности.

    Право. Законодательство формируется за счет божественных установлений. Фараон-бог устанавливал справедливость и безопасность в государстве. Социальное противостояние против царя считалось преступлением против религии. Как в частных, так и в публичных сферах жизни устанавливалось четкое равноправие мужчины и женщины. Женщина могла владеть собственностью, быть стороной в договоре, вести дело в суде, завещать. Наследование осуществлялось по закону, собственность переходила старшему сыну. Договоры излагались письменно.

    Специфическим источником права Древнего Египта является Книга Мертвых — в ней описывается, каким образом человек предстанет перед судом в загробном мире за то, что натворил в жизни на земле. В этой книге процесс судопроизводства описывается особо тщательно.

    Суд. Царскими судьями выступали - жрецы богини истины» — номархи. Фараон мог пересмотреть решение суда, выполняя надзорную функцию. Вновь преступить закон порой было просто невозможно, так как наказания отличались особой жестокостью. А все потому, что главной целью судебных процессов было пресечение возможности повтор­ного совершения содеянного противоправного поступка.

    В период нового царства (примерное 1500 г. до н.э.) жречество захватило в свои руки разные стороны управления (в том числе и суд). Открытый конфликт между жрецами и представителями светской власти стал неизбежностью.


    1. Государственно-правовая и судебная система Древнего Китая.

    Объединение во II тысячелетии до н.э. иньских племен было обусловлено необходимостью - коллективно осуществлять производство, восстанавливать земли после разлива рек, защищаться от нашествий. Обожествление правителя - вана, присуждение ему верховной собственности на землю способствовало централизации власти. Так началась эпоха Инь, или Шан. В этот период имело место сословно-кастовое разделение:

    • родовая аристократия - правители, их родственники и руководители родовых объединений;

    • свободные крестьяне - общинники, часть земли обрабатывали всей общиной, чтобы выплатить ренту-налог правителю;

    • рабы, служащие знатным людям.

    Захват чжоусскими племенами государства Инь в XII в. до н.э. приводит сначала к централизации власти, а затем к раздробленности, когда власть вана стала ограничиваться только пределами его землевладения - домена, что наблюдалось уже в VIII в. до н.э. Помимо перечисленных каст эпохи Инь появляется сословие чиновников, «кормившихся» также с определенных общин. Постепенно власть правителя и его чиновников стала носить наследственный характер. Ван приобретает титул «сына Неба» и является первосвященни­ком. Налог-рента заменяется натуральным налогом (продук­тами) соответственно земельному участку, обрабатываемо­му отдельной семьей. Царским хозяйством управлял цзай, а особо важные и секретные поручения доверялись шань-фу - стольнику. Для контроля в государстве в уделы направ­лялись чжухоу.

    V до н.э. ознаменован возникновением конфуцианства, объединением мелких государств в империю, ростом экономики с приходом в производство и сельское хозяйство железных орудий труда. Уже к 221 г. до н.э. завершается объединение китайских земель, наступает царство Цинь, основанное на прочной государственной собственности на землю. Укрепляется аппарат чиновников, которых насчитывалось 20 рангов, получавших заработную плату: часть - деньгами, часть - зерном. Император был олицетворением божественной власти - ди. Он считался и высшим судьей, и главнокомандующим. Император Цинь наделял судебными полномочиями «ведомство наказаний». Судьи на местах обладали правом вынесения приговора, руководили тюрьмами.

    Несмотря на бюрократический контроль, в Древнем Китае сохранилась община как обособленная структура. Руководители - «отцы-старейшины» принимали все необходимые меры для сохранения общинной земли. Определенной степенью независимости обладали и города, во главе которых стоял совет старейшин - саньлао. Армия древнекитайского государства формировалась в основном за счет полупрофес­сионалов (23—56 лет), размещенных в военных поселениях. Помимо оборонных функций обязанностью армейцев был и розыск преступников.


    1. Государственно-правовая и судебная система Древней Индии.

    В древнеиндийских городах-государствах правители раджи гарантировали безопасность внешних границ, одаривали своих подчиненных землей, собирали налог. Совет общины со временем теряет свое значение, превращаясь в паришад — консультирующий раджу орган.

    V - IV вв. до н.э. ознаменованы соперничеством между Древнеиндийскими государствами Кошала и Магадха, которое за­вершилось победой Магадхи (в дальнейшем разгромившим армию Александра Македонского) и образованием государства Маурьев.

    Древнеиндийский политический трактат «Артхашастра» определяет империю Маурьев, существовавшую в IV - II в. до н.э., как крупнейшее государство на всем Древнем Востоке. Создателю этого трактата - Каутилье, одному из советников правителя, принадлежат также Законы Ману, созданные во II в. до н.э. В Древнеиндийском царстве существовало сословно - кастовое разделение общества.

    Распад родоплеменных отношений, а также многочислен­ные войны приводили к выделению знати из основной массы населения. Особенностью этого разделения стало не образование классов господин - раб, а появление каст, в основе которых стояло жесткое разделение труда - умственного, материального, духовного, управленческого, производственного. В Законах Ману занятиям всех представителей варн определен наследственный характер.

    Различались следующие касты-варны:

    брахманы - священнослужители, жрецы, властью которых осуществлялись определенные религи­озные ритуалы, церемонии, песнопения;

    кшатрии воины, данная каста образовалась в результате военных походов армии в Северную Индию;

    вайшии - земледельцы, ремесленники, которые обособились, считая, что кшатрии, будучи захватчи­ками, имеют полное право на приобретенное богатство, в том числе и пленных, ставших рабами; упла­чивали налог — бали на содержание высших каст;

    шудры — рабы, среди них завоеванные аборигены и обедневшие арийцы, отрабатывающие долги; им не разрешалось принимать участие в жертвоприноше­ниях богам, ритуалах — «самскарах».

    Однако в дальнейшем имущественная дифференциация не стала совпадать с варновой. Рост городов, торговли при­водил к приближению зажиточных ремесленников, купцов к царской власти, они становились советниками правителя по многим экономическим вопросам. В Законах Ману была пред­принята попытка предотвратить подобное, в одной из глав говорится, что шудра не должен накапливать богатство, так как, приобретая его, притесняет брахманов.

    По Законам Ману обожествлялась царская власть, но не сам царь, что сулило ряд ограничений и обяза­тельств. Основными задачами девараджи (царя) были зашита народа, опека неимущих, калек, сирот и вдов, борь­ба со стихийными бедствиями, голодом, определены огра­ничения в налоговых поборах, или «приношении плодов», функция правосудия осуществлялась с помощью брахмана, поставленного самим царем, и трех судей. Судебная колле­гия именовалась сабхой. Такая судебная коллегия должна была существовать в каждом административном округе. Спе­циальные суды существовали для уголовных дел по отсле­живанию воровства.

    Кроме царских существовали и общинные суды. Адми­нистративный аппарат государства составляли мантирны, махаматры — советники государя. Их миссия была четко рас­пределена, каждому поручался контроль над конкретной отраслью хозяйства. Среди советников был Пурохита — вер­ховный жрец, а также и главнокомандующий армией (сена-пати), имеющей в древнеиндийском государстве немаловаж­ное значение. Армия аналогично обществу имела кастовое разделение. Оружие имели кшатрии, остальным оно выда­валось лишь в период военных действий. Для контроля над целостностью государства воинские формирования находи­лись между населенными пунктами по всей территории.

    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта