Главная страница
Навигация по странице:

  • Государственное устройство Древних Афин. Реформы Солона и Клисфена.

  • Судебно-правовая система Древней Греции.

  • Формирование и развитие государственности Древнего Рима.

  • Судебно-правовая система Древнего Рима

  • Кодификация римского права. Рецепция римского права в средневековой Европе.

  • Предмет, периодизация и методология иг и пзс


    Скачать 368.2 Kb.
    НазваниеПредмет, периодизация и методология иг и пзс
    Дата09.01.2022
    Размер368.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаe9a6da2.docx
    ТипДокументы
    #326667
    страница2 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

    Общая характеристика государственно-правовых систем античного мира.


    В период I тысячелетия до н.э. - I тысячелетия н.э.

    наиболее развитой можно было считать античную цивилизацию. Греко-римское общество достигло наивысших результатов во многих сферах деятельности. Достижения науки, философии, литературы стали предпосылками новой политико-правовой тенденции - демократии. Зародившиеся в III - II тысячелетиях до н.э. южно-европейские протогосударства тесно взаимодействовали с Восточными городами, анализируя уже имевшийся азиатский опыт культурной, правовой, экономической деятельности, создавая свой собственный путь.

    Образование античных государств происходило в результате объединения захваченных земель, слияния культур, языков и различных наций и значительно отличалось от аналогичного процесса на Востоке. На примере Греции можно утверждать, что земледельческая община не была предпосылкой к объединению, ведь горная местность не позволяла успешно развивать земельное хозяйство. Ремесло развива­лось гораздо успешнее: обработка горных пород, выплавка металлов, создание совершенных орудий труда обеспечили скачок в развитии по сравнению с другими государствами Древнего мира, что вело к расширению торговых связей, в частности, через море. Кроме того, из-за особого географического положения объединение государства было затруднено - горы отделяли города друг от друга, что привело к созданию полисной системы.

    Одним из первых этапов становления государственности стала попытка в античном мире утвердить власть царя. Однако она не увенчалась успехом, и полисная система стала еще и республиканской. В идеале она предусматривала элементы непосредственной демократии, в реальности же простой народ, не обладая политической грамотностью, опирался на религиозные представления о власти и во многих вопросах был вынужден передать свои полномочия аристократии. Становление государства, его демократических институтов происходило в процессе жесткой борьбы эв-патридов и демоса в Афинах и патрициев и плебеев в Риме.

    В V - IV вв. до н.э. признаком силы и превосходства одного полиса над другим было оснащение армии, ее подготовка. Наиболее сильными в этом отношении оказались Афины и Спарта. В Афинах античная демократия достигла ве­личайших масштабов. Приоритет гражданских институтов позволял развиваться частной собственности, рыночным отношениям. В Спарте сложилась военная демократия, благодаря которой правители пытались искусственно сохранить равенство между людьми.

    Падение государственности античного мира произошло в связи с тем, что правители полиса были неспособны сохранить единство народа. Восстания рабов повлекли усиление центральной власти и стремление к воссозданию монар­хии уже в пределах обширных объединившихся территорий в империю.

    Специфичным было и развитие права в античном мире. Земельная община не имела серьезного влияния в античных государствах. Патриархально-религиозные традиции, мифы и обряды уходили на второй план, вытесняемые нормами права, имеющими светский характер. Возни­кала необходимость систематизировать и адаптировать к полисной системе сложившиеся ранее обычаи. В результа­те возникает первая кодификация права, проведенная Залевком в Локрах, Харондом в Катане. В VII в. до н.э. появляются так называемые Законы Драконта.

    Наиболее упорядоченным и всеобъемлющим в рассматриваемый период можно считать Римское право. Несмотря на то что нормы были установлены для рабовладельческого общества, его юридическая техника применяется в различ­ных государствах мира до сих пор, являясь фундаментом со­временных правовых систем.


    1. Государственное устройство Древних Афин. Реформы Солона и Клисфена.

    В VIII в. до н.э. произошло объединение племен Аттики (одна из областей Греции) в афинское государство. По преданиям, инициатором этого объединения, великим реформатором был Тесей. Им был создан Совет, получивший управленческие функции, ранее принадлежащие вождям объединившихся племен. В связи с новой общественной организацией возникала необходимость поиска нового пути управления территорией, так как помимо сохранившихся родоплеменных конфликтов появились и новые, связанные с выделением богатой «верхушки» полиса. Прежде всего экономически устойчивой частью населения были коренные афиняне. Их противодействие зависимому населению (иностранцы, феты, рабы) заставляло создавать более жесткую государственную власть. Кроме того, социальное разделение существовало и между афинскими жителями. Благородные носили имена - эвпатриды, а простые земледельцы и ремесленники - геоморы и демиурги соответственно. Постепенно демократия становилась относительной: воля на­рода выражалась лишь на народном собрании, которое теряло свою значимость с течением времени. К власти же допускались лишь представители благородного сословия - бывшая родоплеменная верхушка.

    Уже к VII в. до н.э. во главе государства находились девять человек, избранных эвпатридами, - архонтов. Полномочия архонтов длились один год, они включали военные, судебные, жреческие функции и другие, касающиеся управления государством. К концу VIII в. до н.э. был создан новый орган эвпатридов - ареопаг, им контролировалась деятельность и архонтов, и народного собрания, а также производились судебные разбирательства наиболее значимых для государства дел. Помимо формирования политической власти, в Афинском государстве происходило территориальное деление людей. Теперь это были округа - навкарии. От каждого округа требовалось построить, снарядить военный ко­рабль и предоставить команду для него.

    594 г. до н.э. ознаменован началом реформ Солона - одного из самых влиятельных архонтов того периода. Неизбежность реформ состояла в необходимости урегулировать разногласия между различными группировками населения: обедневшие эвпатриды, разбогатевшие торговцы и ремесленники среди простолюдинов вынуждены были принять сисахфию - реформу, отменявшую долговое рабство афинского населения. Впервые население разделялось не по родовому, а по имущественному признаку и наделялось политическими правами в зависимости от «полноты своего кошелька». В новый судебный орган – гелиэя теперь избирали любого гражданина независимо от материального положения. Основной состав этого органа насчитывал порядка 5 тыс. судей, которые кроме основных своих полномочий визировали законопроекты, составленные народным собранием.

    Период 560 - 527 гг. до н.э. - установление тирании Писистрата как результат борьбы демоса с аристократией. Развитие военного флота, межгосударственной торговли, а также укрепление мелких землевладельцев с введением системы кредитования окончательно уничтожили родоплемениые пережитки, что закрепилось в 509 г. до н.э. реформами Клисфена. Теперь Афинское государство делилось на 10 фил, и 50 представителей от каждого фила входили в руководящий Совет. Совет решал важнейшие экономические вопросы, вопросы дипломатических отношений с другими государствами, военно-политические вопросы.

    К V в. до н.э. Афины становятся во главе союза греческих государств. Их насчитывалось к тому времени порядка 150, созданы они были в основном для формирования единого военного флота: собирались взносы - форос в казну союза. Постепенно страны союза растворялись, превращаясь в крупную афинскую державу. В середине V в. до н.э. проведенные реформы Перикла и Эфиальта способствовали торжеству демократии в Афинах. Теперь за несение государственной службы предлагалось вознаграждение, и у бедных граждан появилась возможность влиять на политику. Была введена новая чиновничья должность - стратеги, основные функции которых касались армии, флота, их финансирования. Народное собрание, собиравшееся 40 раз в год, контролировало деятельность чиновников и стало основным институтом демократической республики афинского государства. Для принятия решений было достаточно 20% голосов полноправных афинян (только мужчины старше 20 лет). Четко вырисовывалось неравенство афинян и метеков-иностранцев, занимающихся торгов­лей, ремеслом. Рабство закрепилось основательно, и теперь рабы рассматривались лишь как орудия труда, составляя основную производительную силу.

    К началу IV в до н.э. противодействие между различными слоями населения усиливалось. Между представителями греческого союза шла ожесточенная борьба за лидерство, что разоряло афинскую казну, приводило в упадок все хозяйство страны. В связи с этим практически беспрепятственно Афины стали одной из провинций в Римской империи, объединенной Александром Македонским


    1. Судебно-правовая система Древней Греции.

    В Афинах возникла политическая традиция, предусматривающая разработанную процедуру принятия законов Народным собранием, что было заложено реформами Солона и Клисфена в VI в. до н. э.

    Основным источником афинского права в период расцвета демократии был религиозный обычай. Его строгое соблюдение признавалось непременным элементом демократии.

    Древнейшей систематизацией афинского права считаются законы Драконта, относящиеся к VII в. до

    н.э. Они известны своей жестокостью: укравшие овощи и плоды несли то же наказание, что и отцеубийцы, - смертную казнь.

    При Солоне законы Драконта были отменены, за исключением нескольких постановлений об убийстве. С тех пор афинское право становилось весьма аморфным образованием. Значительная часть его была, как и в прежние времена, обычаем. Производя суд, Гелиэя могла создавать каждый раз новую норму, руководствуясь убеждением. То есть оставалось место для прецедента. После того как Греция была завоевана Филиппом Македонским, Афины и многие другие полисы потеряли свою независимость. Но каждый город имел собственное право. Судебные споры должны были решаться на основе правовых актов.

    Право, регламентирующее имущественные отношения, достигло в Древних Афинах высокой степени развития. Собственник имущества имел ничем не стесненное право распоряжения землей, скотом, рабами и прочим своим добром. Широкое распространение денежных отношений, особенно ростовщичества, позволяло накапливать большие состояния.

    Частная собственность, возведенная в ранг «священной и неприкосновенной», охраняется самым жестким образом. Воровство наказывается, как правило, смертной казнью. Подробную разработку получают обязательственные правоотношения, главным образом способы обеспечения займов: залоги (в том числе ипотека), задаток, поручительства третьих лиц и т. д.

    Уголовное право в Афинах по сравнению с гражданским было развито недостаточно. Дела о ранениях, увечьях, оскорблениях, кражах, а также все дела об убийствах и прелюбодеяниях могли быть предметом рассмотрения в суде не иначе как по заявлению заинтересованной стороны.

    Наиболее тяжкими среди государственных преступлений считались: измена полису и его интересам, покушение на государственное устройство и безбожие. Виновные в этих преступлениях наказывались смертной казнью. Строго различались убийства умышленные, которые влекли за собой смертную казнь, и неосторожные, или случайные, наказанием за которые было изгнание из государства. Крайне разнообразны применявшиеся судами наказания. Среди них четвертование, разрывание деревьями и животными, осуждение на голодную смерть. Тюремное заключение было только предварительным. Широко применялось всеобщее моральное наказание, лишение

    прав гражданства и изгнание из города.

    В наказании видели главным образом страдание, муки. Определение наказания зависело от степени тяжести преступления, а также от таких характеристик участия в преступном деянии, как покушение, подготовка, подстрекательство, соучастие.

    Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Основным элементом судебного следствия были речи сторон.


    1. Формирование и развитие государственности Древнего Рима.

    Древнейшая римская община сформировалась из представителей латин, этрусков, сабин, сформиро­вавших свое поселение. Общинники, называвшиеся патрициями, основали город Рим в 753 г. до н.э. С развитием народного хозяйства растет имущественное различие граждан, выделяются наиболее богатые семьи - аристократы, получившие социальные экономические и политические привилегии. Развитие города способствовало росту населения за счет представителей других родов - плебеев, они находились под покровительством патрициев, но аналогичных прав не приобретали.

    Возглавлял римскую общину вождь, носивший имя Рекс. Его полномочия были в области военного дела, жреческого и судебного, но нельзя было считать их безграничными. Основной контроль над всеми сферами деятельности общества был поручен совету старейшин - сенату. Сенат контролировал и Рекса, и народное собрание. Народное собрание созывалось по трибам, их в Риме было три, правом голоса обладали только воины. Они в свою очередь делились на 30 курий.

    К VI в. до н.э. значительно возрастает количество плебса, необходимость привлекать не принадлежащих к общине жителей в военные походы приводит к усилению политического влияния этой части общества. Наученные сражаться, плебеи встают на борьбу за уравнивание своих прав. В связи с этим проведение реформ, направленных на преодоление первобытнообщинных традиций, было неизбежным. Такую роль сыграли реформы Сервия Туллия, разделившие Рим по имущественному и территориальному принципам.

    В Римском государстве сформировалось 4 городских и 17 сельских округов - трибов. И патриции, и плебеи подчинялись одному старосте, который собирал с жителей налоги. Территориальное разделение окончательно подрывало родоплеменные принципы организации хозяйства. В соот­ветствии с размером земельного участка, его денежной оценкой владелец независимо от своей принадлежности к патрицианскому или плебейскому слою населения входил в тот или иной разряд - всего их было шесть. Всадники составляли обособленную группировку первого разряда, а безземель­ные, соответственно, шестого. Каждый разряд должен был предоставить несколько вооруженных воинов, объединенных в дальнейшем в сотни - центурии. Со временем центурии стали не только военной, но и политической единицей: голосование в народном собрании проводилось их предста­вителями.

    Таким образом, реформы Сервия Туллия укрепили единство римского населения, сделав плебеев полноправными представителями римской нации. Теперь явное разделение существовало лишь между свободными и рабами. Уже к IV в. до н.э. плебеи добились возможности занимать государственные должности, а в 287 г. до н.э. Законом Гортензия уравниваются решения собрания плебеев и центуриата.


    1. Судебно-правовая система Древнего Рима.

    Безусловное следование республиканским законам было для римлян не только обязанностью подданного, но и делом чести. Ту же связанность Римского республиканского государства собственными законами и правом в целом отразил выдающийся римский юрист Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих интересов всех его членов, но и как соединение многих людей, «связанных между собой согласием в вопросах права». Таким образом, идея правового государства берет свое начало и в республиканском Риме.

    Развитию римского права способствовали многие обстоятельства. Не случайно, что именно в римском обществе, где законы рассматривались издавна как священные, была выработана наиболее совершенная в условиях Древнего мира правовая система, имеющая рационалистический характер. Римское право впервые в истории выступило в качестве системного, тщательно разработанного правового образования. Классическое римское право - это вершина в истории права античности и Древнего мира в целом. Оно представляет собой одно из величайших достижений античной культуры, влияние которого на последующее развитие европейского права и цивилизации трудно переоценить.

    Римское право нужно рассматривать в историческом контексте, как и правовые нормы рабовладельческого права. На первый взгляд оно может казаться таким, поскольку сформировалось и достигло своего арогея в обществе, в основе которого лежало наиболее развитое во всем античном мире классическое рабство.

    На ранних этапах истории Римского государства, когда в обществе сохранялись многие элементы патриархального быта, а товарно-денежные отношения не получили еще развития, римское право отличалось традиционализмом, формализмом и сложными обрядами, тормозившими экономический оборот. Постепенный процесс превращения Рима из города-республики в гигантскую по тем временам рабовладельческую империю способствовал быстрым темпам роста товарного производства, а в конечном счете - созданию самого дифференцированного за всю историю Древнего

    мира рыночного хозяйства, настоятельно требовавшего адекватной правовой регламентации.

    Развитие частной собственности и построенного на ней товарного оборота меняло устаревшие правовые формы. Вместо них создавалось новое и совершенное в технико-юридическом отношении законодательство, способное урегулировать рыночные отношения, регламентировать потребности развитого гражданского общества. Именно в таком виде римское право стало универсальной правовой системой, применяемой в разных исторических условиях вне зависимости от типа общественного развития, если в экономической его основе лежит частная собственность и рыночное хозяйство.

    Первая римская кодификация права восходит к середине V столетия до н. э. Она получила название «Законов XII таблиц». В 426 г. специальными законами Феодосия II и Валентина III о цитировании была признана юридическая сила за сочинениями пяти юристов: Папиниана, Павла, Ульпнана, Мадестина и Гая. Всеобъемлющая систематизация римского права была проведена в 528-53 4 гг., т. е. уже после падения Западной Римской империи, по указанию византийского императора Юстиниана.


    1. Кодификация римского права. Рецепция римского права в средневековой Европе.

    Поскольку к императорскому периоду Римской империи количество нормативного материала было велико, то возникла необходимость в систематизации законодательства, т. е. ее кодификации.

    В IV–V вв. действовали два источника права: старое право (переданное предками) и молодое право, созданное императорским законодательством.

    Постепенно было накоплено большое количество императорских конституций, что послужило причиной кодификации.

    Появляются кодексы Феодосия, Грегориана, Гермогениана.

    Первую официальную кодификацю осуществили в первой половине V в. Она была проведена императором Феодосием II, который издал Феодосиев кодекс. В Феодосиевом кодексе были собраны императорские конституции со времен Константина.

    Самой большой и значительной кодификацией римского права была кодификация императора Юстиниана.

    Издав специальный указ 13 февраля 528 г., Юстиниан назначил комиссию из 10 членов, во главе которой стоял министр Трибониан. 7 апреля 529 г. было опубликовано собрание конституций под названием «Кодекс Юстиниана».

    Но на этом работы по кодификациии правовой системы римского права не завершились, и 15 декабря 530 г. была создана комиссия из 17 членов для кодификации юридической литературы. Председателем комиссии был назначен Трибониан.

    16 декабря 533 г. была проведена новая кодификация, опубликованная под названием «Дигесты» (от лат. digesta – «приведение в порядок»), или «Пандекты» (от гр. pandektes – «полное собрание»). Комиссия не только занималась извлечением цитат, но и редактировала текст. Многие положения классического права были устаревшими, и кодификаторы от них избавлялись. Дигесты делились на семь частей: «Общие вопросы права»; «Правосудие», «Двусторонние обязательства», «Середина Пандект», «Завещания», «Часть шестая» и «Часть седьмая». Все указанные книги делятся на титулы.

    Дигесты служили источником права, которое действовало в некоторых европейских странах до XX в.

    Трибониан, Теофил и Дороте в период составления Дигестов составляли новые институции вместо устаревших «Институций» Гая, которые были опубликованы 21 ноября 533 г.

    Это был учебник римского права для изучения в юридических школах.

    В связи с тем, что были созданы новые Дигесты, возникла необходимость в уточнении ранее изданного Кодекса. Вновь изданный кодекс включил в себя императорские конституции от Адриана до Юстиниана.

    Кодификация Юстиниана состояла из четырех частей: Институции – 4 книги; Дигесты – 50 книг, 432 титула, 9123 фрагмента; Кодекс – 12 книг; Новеллы.

    В XII в. кодификация Юстиниана была названа «Сводом гражданского права».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта