Курсовая. финал. Время колокольчиков Культурная обстановка в россии 6080х годов xx века
Скачать 42.51 Kb.
|
Содержание: Введение Глава 1. Время колокольчиков Культурная обстановка в россии 60-80-х годов XX века Лихие 90-стые. Трудности жизни творческих людей. Из жизни Александра Башлачева Глава 2. Проблематика и поэтика творчества а. Башлачева 2.1 Особенности поэтической системы 2.2 «Вечный пост» - «персональный миф» Башлачева 2.2.1 «Посошок» 2.2.2 Песня «Все от винта» 2.2.3 Песня «Сядем рядом. Ляжем ближе» 2.3 Концептуализм поэзии А. Башлачева 2.4 Народные традиции в творчестве поэта 2.5 Влияние западной рок-культуры на творчество Башлачева Заключение Библиография Введение Александр Башлачев, действительно, считается одним из самых выдающихся и запоминающихся поэтов русской литературы второй половины XX века. Башлачев – это человек, занимающийся и поэзией, и музыкой. Ему удалось через твои произведения живо и ярко объединить рок как интернациональное явление и традиционные фольклорные мотивы и образы. Образ царя – колокола соседствует у него с рок-н-роллом и блюзом. Такое, на первый взгляд, очень странное соединение образов в его творениях приобретает некоторую уникальность, перестает казаться противоречивым, а также позволяет русскому человеку глубже познать себя, свою душу, свои национальные корни, мотивы и побуждения, свою многосторонность. Его дар был свободен и не подстраивался под правила и нормы, что отражалось огромной ответственностью за его творчество. Его произведения всегда касались главных вещей и мыслей, возможно, это связано с его ощущением своей недолгой жизни на земле: Я знаю, зачем иду по земле. Мне будет легко улетать. Объектом исследования нашей работы является поэзия А. Н. Башлачева. Предмет исследования – поэтические особенности творчества Башлачева. Цель исследования: проанализировать творчество А. Башлачева с литературоведческой позиции, то есть обратиться к проблемам творчества, рассмотреть особенности поэтического видения, обратиться к истокам его творчества, показать влияние на творчество Башлачева западной литературы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - описать культурную обстановку страны в этот период; - обозначить исторические моменты описываемого периода; - указать некоторые факты жизненного и творческого пути Башлачева; - охарактеризовать особенности поэтического видения поэта; - проанализировать характерные черты на примере некоторых песен автора («Посошок» и др.); - рассмотреть концептуальную основу его творчества; - обратиться к народным образам его произведений. Реализация намеченной цели требует решения следующих задач: Актуальность данной работы заключается в следующем: обращаясь к творчеству Башлачева, мы осознаем следующий факт: отечественная рок-музыка многим обязана литературе: творчество русских поэтов XIX и XX вв. влияло и продолжает влиять на поэтическую основу рок-музыки. Любое авангардное течение и произведение всегда нарушает традиции и лишает классических черт имеющиеся произведения. Для создания чего-то нового, однако, необходимо переступить прежние образы и сломать устоявшиеся устои. Глава 1. Время колокольчиков 1.1 Культурная обстановка в России 60-80-х годов XX века Когда заходит разговор о личности А. Башлачева и его творчестве, невозможно обойти стороной обстановку и события, в которых произошло его становление и развитие как творческой личности. Именно эти моменты позволяют сформировать свое творческое сознание и определить позицию поэта в обществе. Весь жизненный путь поэта был заключен между двумя периодами «оттепели». Родился он в период «первой», а покинул земной мир во время «второй». Жил он между двумя точками демократизма и этот период носил название «эпохи застоя». Впервые такое понятие, как «советский рок» в качестве впервые появившегося, обозначилось к концу 60-х гг. В зарубежной культуре этот период уже характеризовался полностью сложившимся направлением рока, с его особенностями, жанрами и традициями. К числу первых лиц, создававших рок-творения в России, стоит отметить, конечно же, Андрея Макаревич («Машина времени»), Константина Никольский, Алексея Романов («Воскресение»). Исходя из обозначенных произведений, становится понятно, что рок-творчество базировалось на бардовском творчестве. Основные образы данной культуры и творчества – романтические и чувственные - дорога, путешествие, романтика походов, костров, палаток в лесу, туманов, рассветов и т.д. Впоследствии к концу 70-х национальная музыкальна культура практически сводит к минимуму все отличия между роком и бардовским творчеством – как стилистические, так и технологические. Башлачев тоже причислил себя к представителям данного музыкального направления, не смотря на то, что всегда выступал с «акустикой». Это новаторское веяние в культуре и творчестве – «народной магнитофонной культуры» - считается более национальным, чем явление рока 70-х. Его осветил очень ярко и отчетливо в своем произведении А.Башлачев - «Время колокольчиков»: Загремим, засвистим, защелкаем! Проберет до костей, до кончиков. Эй, братва! Чуете печенками Грозный смех русских колокольчиков? И пусть разбит батюшка Царь-колокол, Мы пришли. Мы пришли с гитарами. Ведь биг-бит, блюз и рок-н-ролл Околдовали нас первыми ударами. И в груди — искры электричества. Шапки в снег — и рваните звонче-ка. Рок-н-ролл - славное язычество! Я люблю время колокольчиков! Название этого уникального творения было перенесено на название целой большой эпохи культуры, которая была завершена одновременно с уходом из жизни А. Башлачева. В итоге, говоря об рок-культуре нашей страны, отметим, что она очень разнообразна и достаточно многопланова, но, все-таки, с течением времени и развитием ее рок становится все более национальным явлением. Трансформация шла от практически полного безмолвия и языковой пустоты в 60-х – 70-х во время только копирования произведений из зарубежной рок-культуры до уже полностью самостоятельных творений рока со своими примерами, образами и тенденциями. После 70-х годов рок занял достойное место среди похожих жанров того времени, достигнув небывалой удачи. Была создана живая и сильная поэтическая система, основанная на разных традициях – от классики до авторской песни и урбанистического фольклора XX века. База российского рока - общественные протесты и социальные проблемы – стали частью русской культурной памяти. 1.2 «Лихие» девяностые – трудности жизни творческих людей. Этот исторический период стран постсоветского пространства в 1992-2004 гг. был ознаменован значительными преобразованиями, которые коснулись жизни государства и социума по причине ухода коммунизма и распада советского союза. Основными событиями политического и гражданского характера стоит назвать - Августовский путч, реформы правительства Ельцина-Гайдара, приватизация государственной собственности в частные руки, свобода торговли (челночники) и либерализация цен (самовольное установление цен), обесценивание сбережений граждан (девальвация рубля), невыплаты заработной платы, пенсий и социальных пособий, конституционный кризис, осетино-ингушский вооружённый конфликт 1992 года, денежная реформа 1993 года, становление терроризма и организованной преступности (бритоголовые братки), две чеченские войны, экономический кризис 1998 года, свободная «любовь», разложение моральных устоев и т.д. Культурное развитие вновь появившегося государства было в очень трудной ситуации. Оно находилось в положении между двух огней: влияние зарубежной культуры и тенденций – а именно, свобода во всем и желание узнать все новое и необычное, также желание сохранить отечественные традиции и моральные принципы, ответственность за сохранение национального достояния страны. В это время очень малая масса творческих личностей могла выпускать свои песни, записывать альбомы. В 90-е появились многие коммерческие группы, которые не призывали к размышлению о судьбе страны, о сохранении традиций, они просто делали на этом большие деньги. Было зафиксировано очень много случаев ранних смертей именно среди представителей творческой среды – поэты, музыканты. К их числу относится: - небезызвестный Виктор Цой – челоек, основавший группу «Кино», творческая личность, был актером, музыкантом, поэтом. Ушел из жизни в 28 лет, погиб в автомобильной аварии; - Майк Науменко - солист группы "Зоопарк", он ушел в возрасте 36 лет, через год после кончины Цоя. Его нашли мертвым в своей квартире, достоверная причина неизвестна; - Юрий Клинских (или просто Хой) - лидер группы "Сектор газа". ОН ушел жизни летом 2000 года. Официальные источники утверждают, что причина смерти – сердечная недостаточность, однако многие говорят, что проблем с сердцем у Юрия не было; Янка Дягилева – певица, музыкант, участвовала в деятельности группы "Гражданская оборона". Певица скончалась в молом возрасте – ей было всего 24 года. Произошло это весной 1991 года. Тело нашли в реке. Этот список можно дополнить и другими именами. 1.3 Из жизни Александра Башлачева Здесь обратимся уже непосредственно к личности Александра Башлачева. Его имя также находится в ряду тех творческих людей, которые рано ушли из этого мира. В 2019 году ему бы исполнилось 59 лет, однако его не стало в возрасте 31 года. В истории и в отечественной культуре он навечно останется человеком уникальным и творческим, поэтом, музыкантом, исполнителем Александром Башлачевым, Сашей или СашБашем. Родился будущий поэт весной 1960 года в городе Череповце Вологодской области. Первое стихотворение сочинил еще в детстве. После окончания школы неудачно прошел вступительные экзамены в университет и начал свою трудовую деятельность в должности художника металлургического комбината в своем городе. Однако, Башлачев попыток поступить не оставил, продолжил идти к своей цели, готовиться и в следующем году его мечта сбылась – он стал студентом первого курса факультета журналистики Уральского государственного университета в Свердловске. Когда был студентом, он часто приезжал в родные края на поезде №193, который позднее упомянул в своих песнях. Также в студенческие годы Башлачев уже стал развивать себя как музыкант и поэт. Произошло в 1979 году, когда он стал автором песен для группы «Рок-Сентябрь», для которой писал тексты песен. Эти первые его творения были далеки от всего его позднего творчества, тут он выступал как начинающий поэт, происходило его становление как будущей звезды рока. Его жизнь была связана с многочисленными поездками по стране и возрастающей популярностью, что часто отрывало от процесса учебы. Осенью 1982 года на одном из конкурсов страны он познакомился с Юрием Шевчуком и группой «ДДТ». В дальнейшем их знакомство продолжилось и впоследствии привело к написанию общего альбома «Компромисс», который вышел под авторством группы «ДДТ». В этом же году, когда учеба в университете завершилась, появились и новые песни, например, «Грибоедовский вальс». Башлачев по распределению попал на работу в газету «Коммунист» в своем родном городе. Он был вынужден писать о достижениях в сфере промышленности, говорить о достижениях завода и т.д. Его, как творческого человека, по воспоминаниям матери, это очень угнетало. Позднее ему удается поприсутствовать на фестивале Ленинградского рок-клуба. Далее он публикует статью в номере 1984 года в череповецкой газете «Коммунист» «Рок-клуб: быть или не быть?». В ней Башлачев рассказывает об этом клубе, говорит о его творчестве, принципах и достижениях, параллельно выступая с предложением создать подобный в совем городе. В 1984 году группа «Рок-сентябрь» распалась, и поэт решил кардинально изменить свою судьбу. Для начала его решением было съездить в Москву и подумать о дальнейших планах. В итоге по душе поэту пришелся Ленинград, а не Москва, как место скопления творческих личностей. Начиная с зимы 1986 года, Башлачев давал очень много концертов, оставил для последующих поколений две студийные записи. Окончательно запланирвоал переезд в Ленингад. Вплотную занялся музыкой и концертами. Пиратские записи их расходились по всей стране, и к нему пришла небывлая популярность и известность. Пояивились упоминания современников о том, летом 1987 года Башлачевым было написано много песен, но их записи исчезли, возможно, автор сам их каким-то образом уничтожил. Остались только строки: …И труд нелеп, и бестолкова праздность, И с плеч долой все та же голова. Когда приходит бешеная ясность, Насилуя притихшие слова… Если вспомнить о родном городе музыканта - там с организацией концертов дела сложились не удачно – было организовано только несколько концертов на квартирах и сделаны 3-4 записи. Своя рок-группа им не была создана. Последний концерт А. Башлачёва был датирован 29 января 1988 года, он проходил на квартире Марины Тимашевой. Он был инициатором организаии данного мероприятия. Последней спетой песней стал «Посошок»: …Эх, налей посошок, да зашей мой мешок — На строку — по стежку, а на слова — по два шва. И пусть сырая метель мелко вьет канитель И пеньковую пряжу плетет в кружева… По замечаниям его близких и друзей, он находился в депрессивном состоянии. Ему было тяжело. И зимой 1988 года Башлачев в Ленинграде скончался. Он выбросился из окна восьмого этажа дома 23 на проспекте Кузнецова. Талантливого музыканта и певца друзья похоронили вместе с любимым инструментом – гитарой. Глава 2. Проблематика и поэтика творчества А. Башлачева 2.1 Особенности поэтической системы Многие из представителей рока нашей страны считают одним из лучших рок-поэтов именно Александра Башлачева. Такие знаменитые и активные личности, как Егор Летов, Борис Гребенщиков и Константин Кинчев прямо говорят о воздействии на их творчество череповецкого Башлачева. Критики были поражены его неровным ритмом его песенного творчества, каждая песня его будто дышала. Автор ощущал себя некомфортно во время записи песен. Башлачев считал, что если говорить о разделении на голос и инструмент отдельно, то это равноценно препарированию живого существа. Всегда его записи были поразительны: голос на протяжении одной строки был способен быть надрывистым и громким до хрипа и тут же смениться шепотом. Песни для него - его дыхание и жизнь. Также стоит отметить, что именно Александра Башлачёва называли первым и настоящим поэтом в направлении рока. Этот вывод не появился сам собой, ниоткуда. Он был сделан, исходя из его особого ответственного и уважительного отношения к Слову. Слово как именно Слово, как компонент с особой энергетикой и собственным смыслом, а не просто как элемент рок-творчества. Такую нестандартную и многогранную, такую настоящую и живую позицию рок-творчество нашей страны не знали давно. Слова в творчестве Башлачёва друг с другом взаимодействуют, сливаются воедино, создают каламбур, одно ведет за собой другое. Такая не простая структура из слов воспринимается как единое целое и передаёт огромный смысл, понятный всем. Именно этот индивидуальный поэтический язык зародился у Башлачёва во «Времени Колокольчиков». Эта песня, в которой заимствованное слово «рок-н-ролл» перекликается с русским «колокол», рок-н-ролльные настроения и тенденции начинают взаимодействовать с нашей национальной свободой и беззаботностью, а современность - с образной системой славянского населения. Это был настоящий и живой союз Запада и Востока. Если мыслить образами, то нужно отметить, что «Абсолютный Вахтер» живет на улице без конкретного адреса, поскольку он не индивидуальный элемент вне системы, а предстаёт в виде целостного символа той тоталитарной власти, которая давит и подчиняет всё окружающее беспрекословно себе. Башлачев был искренен по отношению к происходящему, поэтому не стал молчать и о страхе, присутствовавшем во время Сталинской эпохи. Его отношение было негативным относительно тех, кто не стоял за родную землю, а пытался воспользоваться сложившейся тяжёлой ситуацией для того, чтобы обругать страну, её условия, возможности, традиции. Таких, увы, песен, говорящих об этом, очень мало. Одним из таких творений в нашем рок-творчестве можно назвать песню «Случай в Сибири», где так живо и ярко отражается эта мысль. Практически также мощно и свободно Александр передал свое видение окружающей обстановки и своего личного отношения к этому в другой песне — «Некому Березу Заломати!». Когда слушаешь её, перед глазами мелькают образы из известных поэтических строк - «Клеветникам России» Пушкина, «Умом Россию не понять…» Тютчева, «Скифы» Блока. Песня показывает очень суровое и дерзкое противостояние не только к чужим, но и к своим. В его песнях нет лишней нежности и некоторого поклонения кому - либо или чему - либо. Он, как символист Блок, сумел отразить всю русскую душу, показав её изнутри, каждый человек увидел её, как свою. Именно развитие русской души, её черты автор сумел передать в двух своих песнях - «Егоркиной Былине» и, особенно, в «Ванюше». В последней песне особое внимание нужно уделить не тексту, а именно той оригинальной башлачевской тенденции - то живое дыхание, та особая мощная атмосфера. В песне также очень много образов, наших, национальных: огромная, как море, тоска, образ мощной птицы-тройки, частушки с обличением, пьянка-гулянка с мордобоем, смерть и воскрешение. Если говорить о том, что может изменить сознание, прояснить его, то касательно отечественного рок-искусства, в нём это и есть «Ванюша» Башлачева. В 1983 году были написаны такие песни, как «Галактическая комедия», «Грибоедовский вальс», «Королева бутербродов», «О, как ты эффектна при этих свечах!..», «Палата № 6», «Рыбный день», «Сегодняшний день ничего не меняет…», «Трагикомический роман», «Хозяйка», «Новый год». Удивительнейшим образом этому уникальному человеку удаётся объединить в своём живом творчестве и традиционные черты создания мысли, и корни народного устного творчества, и инновации, затрагивающие форму и содержание поэтических произведений. Этот музыкант очень творческий и индивидуум, который очень трепетно относится к исторической обстановке и сопутствующим деталям. Метафорические образы в его творениях создаются на базе достоверных фактов и мельчайших деталей. Его песнями нужно жить и смысл, заключённый в них, нужно прожить душой. Его творчество - это целая вселенная, которая полна разных оттенков, настроений, деталей, персонажей, находящихся во взаимосвязи и в диалоге между собой, а также и с тем, кто слушает и вникает в передаваемый смысл. У Башлачёва была способность говорить об очень сложных вещах, о личном, скрываемом от чужих глаз просто и доступно каждому. Создаваемые им образы не находятся на поверхности, их нужно увидеть сердцем, прочувствовать между строк. Отсюда многослойность поэтического творчества Башлачёва. Первый слой - это образы реального мира, которые можно увидеть, ощутить, понять, услышать. Песни Башлачева этим схожи с картинами. Они движутся, они звучат, они имеют цвет, они переливаются и живут. Они находятся в особом пространстве, где всё живое и оно воспринимается внутренним осознанием. Звенели бубенцы И кони в жарком мыле Тачанку пронесли навстречу целине Тебя, мой бедный друг, в тот вечер ослепили Два черных фонаря под выбитым пенсне... («Петербургская свадьба») Второй слой - основан на понимании внутреннем. Для его осознания нужно подойти философски к анализу творчества и уметь ассоциативно мыслить. Сегодня город твой стал праздничной открыткой, Классический союз гвоздики и штыка. Заштопаны тугой, суровой, красной ниткой Все бреши твоего гнилого сюртука. («Петербургская свадьба») 2.2 «Вечный пост» - «персональный миф» Башлачева 2.2.1 «Посошок» «Вечный пост» – это цикл песен, который един и представляет собой единое целостное мощное пространство, в котором скрыт «персональный миф» Башлачева. Свидетельством этому служит очень длительная и тяжёлая работа творческой личности над записью практически единственного альбома с песнями. «Сюжет персонального мифа принадлежит художественному миру как поясняющий и организующий метатекст, он изначально завершен…», – пишет С.В. Свиридов. Иначе говоря, миф отражается через самого поэта, через его поэтическое видение и восприятие мира. Само понимание мифа напоминает нам о том, что сюжет этого сверхтекста образуется непосредственно при слиянии самого текста и того глубинного смысла, включающего в себя культурный подтекст, историческую информацию и биографические сведения. Сюжет такого плана представляет собой и мощное содержание, и вариант изменения форм художественного текста. Можно упомянуть мысль о сюжете лирического творчества тогда, когда составляющие его компоненты являются основными, на которых базируются главные сюжетные моменты в эмоциональной сфере персонажа. Обратимся к произведению «Посошок». Он является отправной точкой сюжетной линии. Фраза «Эх, налей посошок...», на посошок, на дорогу лирический герой – это понятие мы будем использовать в своей работе, хотя в отношении Башлачева и его слитного накрепко творчества тяжело разграничить самого автора и его лирическое «я» в тексте) собирается в путь, судя по строчкам, этот путь последний. Подтверждением этому являются слова «...зашей мой мешок» – переодевание мертвого, перед захоронением тела. Повеление, передаваемое словами «налей», «зашей» означает, что человек сам выбрал этот путь. Нитки, которыми закрывают мешок соотносятся с гробовыми гвоздями. Через поэзию выражается сама смерть. Однако здесь поэзия здесь сама является символом смерти - «И пусть сырая метель мелко вьет канитель / И пеньковую пряжу плетет в кружева». Пеньковая пряжа применялась для повешения. Сама природа об этом напоминает - Метель готовит кружева из этой нити. Смерть придет за всеми - кто способен говорить, кто является немым. Здесь способность говорить имеется ввиду не дар речи, а предполагает наличие поэтического таланта, возможность говорить открыто и допеть жизнь до конца в определённый момент. «А ты меня не щади – срежь ударом копья». Здесь также через природу осмысливается жизнь-смерть. Срезают колосья серпом, а копьём человека лишают жизни. Колос - это жизнь. Колос гибнет и приходит позже вновь. Так и поэтически одарённый человек, допев жизнь до конца, вернётся вновь. Сама поэзия приводит поэта к смерти. Сама цель и задачи творческой личности в итоге приводят к неизбежной гибели. «Но гляди – на груди повело полынью. / Расцарапав края, бьется в ране ладья». Эти строки говорят о том, что на груди появилась полынья - рана - связь воды и крови. У Башлачёва это образ не конкретный, а символически обозначенный. Ладья - это средство передвижения, говоря о смертном пути ранее, можно предположить, что это будет средством, перевозящим души мертвых: «И запел алый ключ. Закипел, забурлил. – / Завертело ладью на веселом ручье». Алый ключ - та же кровь, смертельный исход, последний путь человека. Добровольная смерть персонажа - значит, это событие предсказано, всё шло своим чередом, по судьбе. Появлялись вопросы к судьбе - зачем смерть в мире, зачем она необходима, добровольное принятие своей судьбы и соответствующих страданий, встреча со смертью, попадание в Ад. Дальше по логике развития событий - после смерти мы должны увидеть венки как прощание с человеком. И действительно, мы увидим это в следующей строке через природные образы: «Перевязан в венки мелкий лес вдоль реки». Дальше также подробно описывается нахождение души человека в другом мире, встреча с апостолом Петром. Поэзия является также и молитвой как метод искупить свою вину и грехи. Помимо трагических моментов жизни, поэзия показывает и чувство любви через соотношение любовь - боль. Не бывает светлой и радостной любви без моментов боли: «Но объясни, я люблю, оттого, что болит, / Или это болит, оттого, что люблю». Касательно основных образов этого сборника, боль и любовь, по нашему мнению, нельзя пока связать с образами дороги - смерти - поэзии. Эти категории будут развиваться позднее. 2.2.2 Песня «Все от винта» Песня «Все от винта» [С. 22] – песня другого плана. Она уже представляет собой принятое решение, которое отражается в действии. В сравнении с «Посошком», который сравнивается с ровной дорогой и в звуковом обозначении также включает подобные звуки: В Л Ш С, в этой песне звуки схожи с самолётным винтом и также заключены в круг, как крутящийся винт - Р...К... П...Ч – П...Ч… К...Р. Звук Л здесь также встречается уже как звуковой лейтмотив творчества. е один явственно подчеркиваемый Башлачевым звук – Л – носит, скорее, характер, фонетического лейтмотива песни, появляясь в каждой строфе и образуя самостоятельно звучание гула при полете самолёта. В первой песне дорога - символ смерти, соответственно, вторая песня также будет символизировать смерть, только уже через образ полёта. 2.2.3 Песня «Сядем рядом. Ляжем ближе…» Песня «Сядем рядом. Ляжем ближе...» [С. 51-52] как третья часть сборника связана с двумя ранее рассмотренными. «Да прижмемся белыми заплатами к дырявому мешку». Здесь также встречается мешок, что опять же свидетельствует о приближающейся смерти. В этом контексте первая строка песни говорит о том, что желание быть здесь и сейчас трансформируется в нахождение в другом мире тоже только вместе. В этой песне есть обращение и к Руси: отождествление здесь идёт и как с Родиной, и как с женщиной (это влияние поэзии символистов - Блок - и поэзии Некрасова: «Перегудом, перебором / Да я за разговорами не разберусь, / Где Русь, где грусть». В следующих строках содержится и вывод, и основной лейтмотив творчества Башлачёва - «Будет время – я напомню, / Как все было скроено, да все опять перекрою». Здесь говорится о будущем, значит, сейчас герой уходит, а потом, в свое время, он вернётся, когда многие уже забудут про него,с течением времени. Это и есть зарождение лейтмотива творчества Башлачёва - слияние своего пути поэта с путём Христа; инновационное видение этого заключается в том, что Башлачев свой путь в этом понимании рассматривал не со смерти, а с воскресения души и тела. 2.3. Концептуализм поэзии А. Башлачева Неоднократно специалисты, занимающиеся изучением творчества Башлачева, отмечали его особое отношение к живой «магии языка», его чистое и искреннее доверие к слову как смысловому центру. В этом прослеживается ситуация, когда происходит притяжение – отталкивание поэта от близких ему тенденций. Это является характерным признаком художников, создающих свое творчество в рамках концептуализма. Художественная концепция Башлачева заключает в себе как отголосок прямого воздействия окружающей обстановки, так и влияние быта родных краев. Критическое ощущение того, что окружающий мир находится в условиях катастрофы и возможной гибели, эмоциональные переживания глобального обесценивания культурных ценностей на сегодняшний день, противоречивое отношение к культурным ценностям прошлых эпох – все перечисленные моменты отражаются через использование чужих мыслей и слов, через обращение к цитатам, которые были показаны через личное восприятие и часто приобретали иронический окрас. Очень часто самое элементарное, что мог позволить себе поэт – это поменять или смешать поэтические стандарты, которые он соединял со стандартными бытовыми символами или газетными лозунгами. Такой момент нашел отражение в стихотворении «Не позволяй душе лениться»: Не позволяй душе лениться, Лупи чертовку сгоряча. Душа обязана трудиться На производстве кирпича. Если обращаться к поэтической судьбе художника в традиционном понимании, принимая во внимание сложный процесс нахождения истины и смысла, используя слово М. Лермонтова («Смерть поэта»), стоит отметить, что она публично предстает в сниженном виде, в грубом виде, поскольку привыкает к ситуации, царящей в современном мире, какой ее воспринимает автор: Я приглашаю вас к барьеру - Моих испытанных врагов. За убеждения и веру Плеваться с десяти шагов. Сегодня всем раздали крести, И умному и дураку. Погиб поэт – невольник чести. Сварился в собственном соку. Как считает автор, то, что подразумевается под реалиями жизни, определяется так: неизменные в прошлом ценности и принципы поставлены под сомнение, их устои пошатнулись, также смещены были этические и эстетические границы. 2.4. Народные традиции в творчестве Башлачева Башлачев, являясь рок-музыкантом, в своем творчестве, однако, зачастую прибегает к народной мудрости, позволяя ей воссоздаться в абсолютно новой форме в новых культурных условиях. Иногда автор в центр своего произведения выдвигает лишь один фразеологизм, только представленный в новой форме: И наша правда проста, но ей не хватит креста Из соломенной веры в «спаси - сохрани». Ведь святых на Руси – только знай выноси! В этом высшая мера. Скоси – схорони. («Посошок») Каждое проявление концептуализма расшатывает статус устоявшихся традиций и приводит к возникновению инновационных деталей во время художественного процесса. Для того, чтобы создать новые творческие формы, нужно понимать, что для этого придется сломать традиционные принципы и устои. Без этого никак не прийти к новациям: тут либо сломать ранее принятые традиции, либо вернуть их к использованию. Башлачев как творческая личность был способен к созданию таких уникальных и живых, глубоких и дышащих песен, которые в своей основе базировались на языческой культуре Древней Руси. Например, такое произведение как «Егоркина былина» предстает в виде заклинания или наговора. Однако, в сюжете отражены не только традиции прежних эпох, а также и мифические образы, которые возникли уже в XX веке. Очень странная, хотя изначально незначительная деталь – колокольчики на шее, которые всегда носил Александр. Когда Башлачев выступал, эти колокольчики звучали вместе с гитарой и позволяли дополнить выступление разнообразными оттенками смысла и передаваемых эмоций. Когда-то они звучали, как бубенцы коней, а когда – то как мощные колокола (колокола славы), а иногда будто звенит какая – то мелочь - «да что там у тебя звенит, какая мелочишка». Образы природы, воплощающие структуру художественного мира, происхождение которого заключается в создании и развитии космоса – лес, дым, ручей, поле, огонь, вода. Этот мир представлен одушевленным с помощью музыкального инструмента (гитара) и озвучивается посредством также используемых Александром колокольчиков. «Небо над нами — это колокол без языка. Раньше язык был, но теперь небо пустое, и мы — рассыпанные по полю колокольчики...» — такими строками А. Башлачев пытается пояснить свое программное видение под названием «Время колокольчиков»: небо предстает в образе колокола, который сейчас не может говорить, а люди – как маленькие колокола – находятся на земле, разбросаны по полям, они могут звучать и передавать информацию. Эта песня заняла статус гимна рок-творчества. Если нам не отлили колокол, Значит, здесь время колокольчиков. Позднее произведения лишаются кольцевой композиции и их сюжет на основе баллады также утрачивается. Все образы и строение самого произведения становятся логичны и приобретают символический характер. В итоге, Башлачев исключает из своего творчества сатирический и комический компоненты. 2.5. Влияние западной рок-культуры на творчество Башлачева Творчество Александра Башлачева в России являлось образцом для развития творчества таких личностей, как Егор Летов и других. Однако, сам Башлачев тоже в творческом процессе применял традиции некоторых рок-исполнителей. Только эти исполнители были не отечественные, а зарубежные. Башлачев ориентировался на творчество американского поэта и рок-исполнителя Джеймса Дугласа Моррисона. Его творчество заключало в себе мотив ухода в иную эпоху и бытие, который являлся сквозным и сюжетообразующим. Когда западноевропейское искусство в своем развитии пришло к переломному моменту кризиса, Моррисон призвал вернуться к классическим традициям. Когда фантастическая реальность воплощалась в творчестве, основной была мысль об утраченных духовных ценностях. Моррисон и Башлачев рассматривали другое бытие и другое время как вариант измененной окружающей реальности, из которой нужно найти выход. Основная идея – выразить невыразимое – практически недостижима, что придает ей трагический характер. Поэтому оба музыканта решили длительно трансформировать имеющие традиции и знаковые системы, играть бесконечно с чужим языком. Все вышесказанное приводит нас к следующему выводу: произведения Башлачева в качестве опоры ориентировались с подачи своего автора как на отечественные культурные традиции, так и на зарубежные традиции. Заключение Александр Башлачёв – одна из самых ярких фигур того тяжелого периода, который относился к постперестройке. Во время своего жизненного пути Александр не смог напечатать сборники своих произведений. Однако, несмотря на это, его творчество очень высоко ценится – как музыкальный, так и поэтический талант. В таком молодом возрасте обычный парень из Череповца смог всего за 3 года вывести для обсуждения живую эмоциональную, завораживающую мысль о рок-музыке и концертах, показать, что через это направление можно раскрыть русскую душу, наш национальный русский дух и сделать это понятно, просто и живо. Это позволяет сделать вывод о том, что Александр был гораздо глубже и увлеченнее, чем его коллеги по музыкальному направлению. Только недавно освоив гитару и начав писать стихи, он уже смог донести такие глобальные мысли в массы и воплотить их в реальные действия. Когда его коллеги медленно развивались, деля лишь неуверенные шаги в направлении музыки, Башлачев смог шагнуть широко и быстрыми шагами достиг небывалых результатов, что, в итоге, и привело его путь к такому быстрому финалу. По мнению некоторых, его настроения и стремления проникли в него посредством реинкарнации духа Высоцкого абсолютно в новое время и в новой обстановке. Как смог привнести в свое время такое веяние в музыке и поэзии, как рок-культура, учитывая такие непростые исторические условия, Башлачев. Как он смог так гармонично через рок, через связь его с народными образами, опираясь и на зарубежный опыт, передать свое творческое индивидуальное видение, не забыв при этом национальных черт, культурной памяти, так, чтобы каждая русская душа прочувствовала это на себе и увидела себя изнутри, поняв еще больше русскую душу, ее особенности и движения. Его эмоциональность, живость, искренность, его настоящие чувства, пожелания и предпочтения – возможно, здесь кроется причина его уникальности и головокружительных успехов. Для Башлачева была очень значима любовь, на многих ее уровнях - любовь к своей земле, к своей культуре, к людям, к женщине. Это чувство для поэта было на уровне выше и политических распрей, и условий в мире, достаточно непростых. Чувство к Родине не позволяло ему разделить ее в зависимости от смены строя, от правления во главе страны и подобных вопросов. Для него история нас, нашего государства была единым целым, которое развивалось последовательно и которое нельзя было разделить на обособленные части в зависимости от многих факторов. Все негативные моменты, которые могли в этот момент всплыть в нашей истории, возникали именно по нашим причинам, были именно нашими, а не лишь результат происков наших врагов, запада или других людей, на которых так часто перекладывается вина за происходящее в нашей стране. В первую очередь, ответственность за все случившиеся события была на нас и только на нас. Именно поэтому в песнях, при обсуждении данной тематики, у него не было понятия «я», «ты» или «они», всегда только «МЫ». Чувство любви никогда не туманило зрение Башлачеву, он также продолжал видеть все в истинном свете и говорить это народу. Творчество Александра Николаевича – это уникальный феномен. Им тронуты не одно поколение читателей, которые реально поняли его мысли, то, что он хотел донести до своих слушателей и читателей. Они сумели понять его усилия, оценить их, оценить его мощь, свободу и невероятный талант. Критики до сих пор в недоумении о силе и своеобразии таланта этого простого парня из Череповца. Тексты Башлачева сложны для восприятия. Смысл игры слов, метафор далеко не всегда понятен с первого раза. Однако в целом Башлачев оказал заметное влияние на культурный процесс в нашей стране. Поэт показал, какую силу может иметь слово, сколько смысла оно в себе несет, и тем самым заставил и других рок-поэтов относиться к своим произведениям более ответственно. Безусловно, в данной работе тема творчества А.Башлачева в литературоведческом аспекте раскрыта далеко не полностью и представляется возможным дальнейшее ее развитие. Совершенно очевидно, что вклад Александра Башлачева в русскую культуру значителен, однако творчество его еще не оценено в должной степени. Библиография Башлачев А. Посошок: Стихотворения. Вступ. Статья А. Житинского. – Л.: ЛИРА, 1990. Житинский А. Семь кругов беспокойного лада.- Л.: ЛИРА, 1990. Кошелев В.А. «Время колокольчиков»: литературная история символа // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь, 2000. Лосев В.В. О «русскости» в творчестве Александра Башлачева // Русская литература XX века: образ, язык, мысль.- М.,1995. Смирнов И. Время колокольчиков – М.: ИНТО, 1994. Николаев А. И. Особенности поэтической системы А. Башлачева // Творчество писателя и литературный процесс. – Иваново, 1993. – С. 119-125. О циклизации в русском роке см.: Доманский Ю.В. Циклизация в русском роке // Русская рок-поэзия. Текст и контекст. 3. Тверь, 2000. Свиридов С.В. Поэзия А. Башлачева: 1983-1984 гг. // Русская рок-поэзия. Текст и контекст. 3. С. 162. Башлачев А.Н. Посошок. Л., 1990. С. 76. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием страниц. Свиридов С.В. Мистическая песнь человека. Эсхатология Александра Башлачева // Русская рок-поэзия. Текст и контекст. Тверь, 1998. С. 99-100. Русская народная поэзия. Эпическая поэзия. Л., 1984. С. 47-61. Слова самого поэта: Б. Юхананов. Интервью с Александром Башлачевым. // http://www.chat.ru/-bashlach/int02.htm «Недаром Башлачеву чуждо скрытое, эзотерическое цитирование, излюбленное Гребенщиковым» (Свиридов С.В. Поэзия А. Башлачева: 1983-1984. С. 167). |