Главная страница
Навигация по странице:

  • Зигмунд Фрейд

  • Социология личности Мировая социологическая мысль ценит Кули прежде всего за его теорию «зеркального Я»

  • Предмет социология вопросы. Предмет социология. Предмет социология


    Скачать 72.23 Kb.
    НазваниеПредмет социология
    АнкорПредмет социология вопросы
    Дата12.12.2022
    Размер72.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПредмет социология.docx
    ТипДокументы
    #839965
    страница2 из 3
    1   2   3

    Социология религии


    По Дюркгейму религия — это солидарная система верований и практик, которая объединяет людей в «моральную общность» (церковь). Религия создается обществом, каждый тип общества формирует свою религию. Дюркгейм изучал закономерности коллективного религиозного сознания.

    Функция религии заключается в том, чтобы «помогать человеку жить», она определяет социально приемлемые образцы поведения, способствует «сдерживанию индивидуально эгоистических порывов личности».

    Именно религия, по мнению Дюркгейма, породила мораль, науку и искусство. Социолог предложил теорию религии без Бога. Дюркгейм обратил внимание на то, что изменения условий жизни людей приводят к замене одних религиозных верований и обрядов на другие. 

    Механическая и органическая солидарность


    Основной проблемой социологии Э. Дюркгейм считал проблему социальной солидарности (сплоченности людей как представителей какой-либо группы).

    Дюркгейм выделил два вида солидарности:

    1. Механическая солидарность свойственна архаическим (примитивным) обществам. В таких обществах личность не принадлежит себе и поглощается коллективом: во всем царит коллективное сознание как совокупность общих верований и норм, которые разделяют все члены общества.

    2. Органическая солидарность характерна для индустриальных (цивилизованных) обществ. Развитое общество основано на органической солидарности, в основе которой лежит разделение труда. Чем глубже разделение труда, тем больше люди зависят друг от друга, тем больше в обществе разнообразия, тем выше взаимная терпимость людей между собой, шире базис демократии.

    Солидарность, которая основана на сходстве убеждений, слабее солидарности, основанной на разнообразии взглядов и занятий, поскольку односторонняя связь всегда слабее многосторонней. Несмотря на все негативные последствия, Дюркгейм говорил, что социально отклоняющееся поведение и преступность — это вполне нормальные явления, способствующие прогрессу.

    В качестве основных причин разделения труда как основы органической солидарности Дюркгейм называл следующие:

    • рост народонаселения;

    • "физическая плотность" (количество людей, которые проживают на определенной территории);

    • "моральная плотность" (интенсивность социальных связей между людьми).

    Стимул возникновения разделения труда - борьба за существование, в которой, чтобы выжить человек начинает выполнять такой вид деятельности, в результатах которой заинтересованы другие. Это приводит к сотрудничеству людей, формированию социальных связей между ними.

    Э. Дюркгейм выделял две формы общественного разделения труда: 

    • "нормальные" (социальное неравенство, основанное на одаренности и профессионализме людей, планировании и нормативном регулировании производства, снижении конкуренции, равенство социальных возможностей и т.д.);

    • "ненормальные" (социальное неравенство, анархия производства, неограниченная конкуренция, бесконтрольность рыночных отношений, отсутствие механизмов моральной регуляции поведения людей и т.д.). 

    При нарушении нормальных форм разделения труда происходит кризис социальной солидарности – социальная аномия. 

    Зигмунд Фрейд

    Психоаналитические теории (З. Фрейд) направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя: 1) бессознательное (природные инстинкты); 2) сознание индивида, являющееся регулятором инстинктивных реакций; 3) коллективное сознание, т.е. культуру, законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания. Такая трехслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам.

    К психоаналитическим идеям и методике наиболее восприимчивы такие сферы социологических исследований как социология семьи, преступности, политическая социология и др.

    Влияние учения З. Фрейда на социологию и социальную мысль обусловлено значением открытых им сфер и механизмов человеческой психики для некоторых областей социальных исследований, а также достаточно большим удельным весом социологической проблематики в его учении.

    Суть психоаналитической концепции З. Фрейда состоит в том, что в ней в разряд универсального принципа были возведены бессознательное в человеческой психике и особое место и роль полового инстинкта в человеческом поведении.

    Проблема бессознательного занимала своё место и до Фрейда в концепциях Г. Лейбница, Н. Гербарта и др. Концепция же гиперсексуализма - оригинальное создание Фрейда. Согласно ему половой инстинкт определяет не только индивидуальную жизнь человека, но и в превращенной форме лежит в основе общественных отношений.

    Социальная концепция З. Фрейда базируется на следующих основных идеях:

    • - биопсихологией;

    • - индивидуальной психологии как модели большинства социологических конструкций;

    • - идее бессознательного;

    • - концепции Эдипова комплекса;

    • - дуализме инстинктов жизни и смерти.

    Бессознательное Фрейд понимает как основной, глубинный пласт структуры личности. Возникновение общественных форм жизни, как индивидуальное становление человеческой личности Фрейд связывает с мифической сексуально-психологической драмой (убийством взбунтовавшимися сыновьями деспотического главы первобытной орды) разыгравшейся будто бы на заре человеческой истории. Для того, чтобы драма не повторилась, возник своего рода общественный договор, который включал в себя систему социальных норм, запретов, санкций и т.п. Именно отсюда, согласно его учению, берёт своё начало социальная организация жизни, нравственные ограничения и религия.

    Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. Теория считает поведение человека полностью детерминированным, зависимым от внутренних психологических конфликтов. Также эта теория рассматривает человека как целое, т.е. с точки зрения холизма, так как была основана на клиническом методе. Из анализа теории следует, что Фрейд больше, чем другие психологи, был привержен к идее неизменяемости. Он был убежден, что личность взрослого формируется из опыта раннего детства. С его точки зрения изменения, происходящие изменения в поведении взрослого человека неглубинные и не затрагивают изменения структуры личности.

    1. Структурная теория личности Фрейда

     

        Согласно структурной теории личности, личность представляет собой противоречивое подобие трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» («Я-идеал» , «Идеал-Я»), сущность и действие которых отражает ее многообразие и сущность.

        Соответственно учению Фрейда, структура личности взаимосвязана с структурой психики. Главная сфера личности - «Оно» - представлена Фрейдом как место иррациональных, бессознательных реакций и импульсов, психобиологических по проявлению и биологических по природе. «Оно» - выступает как единая психоличностая сила, потому что ее внешние и внутренние проявления, которые контролируются и регулируются принципом удовольствия (наслаждения).

        Фрейд думал, что в «Оно» происходит постоянная борьба Эроса и Танатоса, которая раскрывает всю сущность этой сферы. Так же «Оно» является как поставщиком, так и источником энергии для других сфер личности. При этом образует при это движущие силы личности и выражается в определенном желаниях и влечениях.

          «Я» согласно Фрейду, происходит от комплекса Эдипа и в некоторой степени обособляется от «Оно», при этом образует собой разумность и рассудительность. Как сфера личности «Я» предстает как организованное возникновение личности, руководствующееся принципом реальности в своей деятельности, что разрешает ему контролировать иррациональные, слепые импульсы «Оно» и приводить их в соотношение с определенными требованиями внешнего мира.

          «Сверх-Я» («Я-идеал», «Идеал-Я») - появляется на основе «Я» и выступает как продукт культуры, который складывается из моральных черт, норм поведения и комплекса совести, контролирующие действия «Я» и предоставляют ему моральные образцы подражания и деятельности в контексте высших социальных чувств.

        Соответственно учению Фрейда, все три сферы личности оказывают большое влияние на функциональную деятельность друг друга и находятся в постоянном взаимодействии между собой. Взаимоотношение «Я» и «Оно» - утверждалось Фрейдом определенным образом: Функциональная значимость «Я» определяется тем, что в обычных случаях оно владеет подступами к подвижности.

        Так же, по Фрейду, постоянная борьба всех сфер личности в какой-то степени смягчается определенными «защитными механизмами», сформировавшимися в результате эволюции человека. Важными из «защитных механизмов», которые были призваны образовать определенную стабильность и целостность личности в условиях конфликта противоречивых установок и импульсов, Фрейд считал:

        -«вытеснение» (устранение индивидом мотивов своих действий из сферы сознания бессознательно);

        - «сублимацию» (процесс переадресования и преобразования сексуальной энергии в разные формы деятельности, приемлемые обществом и индивидом);

        - «проекцию» (неосознанное перенесение, «приписывание» собственных влечений, ощущений, мыслей, желаний, представлений в частности «постыдных», бессознательных стремлений другим людям);

        - «регрессию» (переход на более примитивный уровень поведения и мышления);

        - «реактивное образование» (изменение сознания тенденции неприемлемой на более приемлемую или противоположную);

        - «рационализацию» (неосознанное стремление индивида к рациональному обоснованию своего поведения и идей даже в том случае, когда они иррациональны);

        - «фиксацию поведения» и пр.

        Отстаивая конфликтность и противоречивость сфер личности, Фрейд предпочтительно акцентировал динамические моменты бытия личности, что стало одной из сильных сторон его концепции.

        Определяя ценность механизма взаимодействия всех сферам личности, Фрейд одновременно связывал с теорией личности свои многообразные гипотезы и концепции. Например, концепция творчества и учение о характерах, которые реально дополняют и согласуются с его конструкцией личности.

        Фрейд пришел к выводу, что характер человека формируется в основном в течение первых пяти лет жизни под воздействием факторов индивидуального и конституционального порядка. Отмечая определенную роль детства в формировании характера личности, Фрейд задумался о существовании различных видов характеров и их особенной связи с эрогенными зонами. По Фрейду, такая соединение выражается предпочтительно в воздействии различных эрогенных зон на формирование отдельных черт характера или его в целом. При этом необходимо отметить, что такая классификация вызвала сомнения среди сторонников психоанализа.

        По Фрейду, переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Так же Фрейд утверждал, что человек рождается с определенным количеством либидо и проходит в своем развитии несколько психосексуальных стадий, в основе которых лежат инстинктивные процессы организма.

        Стадии психосексуального развития по Фрейду.

    1. Оральная – 0-18 месяцев – зона сосредоточения либидо рот (сосание, кусание, жевание) – задачи и опыт отвыкание (от груди или рожка), отделение себя от материнского тела;

    2. Анальная – 1,5 – 3 года - зона сосредоточения либидо анус (удерживание или выталкивание фекалий) - задачи и опыт приучение к туалету (самоконтроль);

    3. Фаллическая – 3-6 лет - зона сосредоточения либидо половые органы – задачи и опыт идентификация с взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания;

    4. Латентная – 6-12 лет - зона сосредоточения либидо отсутствие (сексуальное бездействие) – задачи и опыт расширение социальных контактов со сверстниками;

    5. Генитальная – пубертат (половое созревание) - зона сосредоточения либидо половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям) – задачи и опыт установление интимных отношений или влюбленность, внесение своего трудового вклада в общество.

     

    Защитные механизмы:

    1. Вытеснение – удаление из сознания мыслей и чувств, вызывающих страданий;

    2. Проекция – процесс, посредством которого индивиду приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению;

    3. Замещение – проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему;

    4. Рационализация – искажение реальности с целью защиты самооценки (ложная аргументация).

    5. Реактивное образование – неприемлемый импульс подавляется, затем на уровне сознания проявляется прямо противоположный (человек, испытывающий тревогу в связи с сексуальной неудовлетворенностью, выступает поборником морали);

    6. Регрессия – возврат к ребячеству, детским моделям поведения;

    7. Сублимация – дает возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. Единственный конструктивный способ защиты.

    8. Отрицание – отказ признавать, что произошло неприятное событие.

    Социология личности

    Мировая социологическая мысль ценит Кули прежде всего за его теорию «зеркального Я», в которой ученый стремился преодолеть противопоставления индивида и общества. В ней социолог исходит из

    постулата о том, что общество формирует индивидов, а индивиды, в свою очередь, конструируют общество. Среди главных трудов Кули - Человеческая природа и социальный порядок (Human Nature and the Social Order, 1902), Социальная организация (Social Organization, 1909) и Социальный процесс (Social Process, 1918).  Кули известен своими идеями о личности, человеческой природе и «первичных группах», в которых она развивается, о характере взаимодействия лидеров и массы в общественном мнении, внутри классов и каст, а также о социальной значимости финансового статуса личности.

    Соответственно, компонентами «зеркального Я» являются:

    • Как меня воспринимают другие;

    • Как другие реагируют на то, что видят;

    • Как я отвечаю на реакцию других людей.

    По концепции «зеркального Я» личность – это социальное существо, т.к. она формируется в процессе взаимодействия, интеракций, общения и зеркального отражения себя через других. В этом данная теория отличается от фрейдистских, в которых принято выделять в структуре личности несоциальное «Оно». 

    Более того, в теории «зеркального Я» личность – это активное, самостоятельное, относительно автономное существо. «Зеркальное Я» не является копией мнений людей о человеке, а результат собственной реакции индивида, его мнения относительно того, что другие думают о нем. В этом данная теория отлична от бихевиоральных теорий, основа которых является схема «стимул – реакция». 

    После Ч. Кули идеи концепции «зеркального Я» развивал Джордж Мид. Как и его предшественник, ученый полагал, что «Я» - это социальный продукт, который формируется на основе межличностных интеракций. В соответствии с версией Дж. Мида, человеческое «Я» (англ. Self – собственная личность, свое «Я» или же просто личность, субъект) включает в себя две части:

    • - «Я-сам» – «Я как субъект» (англ. I)

    • - «Я-меня» – «Я как объект» (англ. Me)

    Ученый выделил 3 этапа формирования «зеркального Я» в детстве:

    • Имитация – дети копируют поведение взрослых, не понимая его, т.к. имеют очень ограниченный опыт;

    • Игра – дети учат язык и прочие символы, осваивают поведенческие паттерны в качестве определенных игровых ролей – учителя, врача, пожарного, пирата. В процессе игры дети переходят от одной роли к другой и, тем самым, развивают у себя способность придавать своим поступкам и мыслям определенное значение, которое им придают другие.

    • Коллективная игра – дети изучают, как осознавать ожидания группы, а не одного человека. Они учатся этому на основе следования правилам коллективных игр, таких как волейбол, футбол, баскетбол и до. Это готовит их к тому, чтобы усвоить правила поведения в обществе, которые выражены в социальных нормах и законе. На этом этапе ребенок приобретает чувство социальной идентичности.

    Подытоживая вышеизложенное, в теории личности Дж. Мида ее развитие связано с тем, что она принимает на себя функции ролей других людей. Изменения в ролях происходят в зависимости от влияния механизма «обобщенного другого» («значимых других»).

    Человек, отдельно взятая личность, является элементом любой социальной системы. Именно отдельный человек представляет собой тот начальный кирпичик, из которого строится здание общественного устройства, поэтому социология начинает изучение общества с личности. «Личность», «человек», «индивид» - часто эти термины употребляются как равнозначные, хотя их содержание различно. Так, понятие «человек» характеризует всеобщие, присущие всем людям качества и способности, подчеркивая принадлежность каждого из тех, кого называют человеком, к той особой исторически развивающейся общности, которую называют человечеством. Однако оно существует через жизнь и деятельность отдельных, конкретных людей - индивидов. Индивид - единичный человек как биосоциальное существо, отдельный, обособленный член социальной общности (народа, общества, класса, социальной группы). Подходы к пониманию личности очень разные. Большинство социологических концепций основывается на том, что личность - явление чисто социальное, связанное с существованием данного общества и в ней проявляются конкретно-исторические моменты:  во-первых, личность тем значительнее, чем больше в ее жизнедеятельности представлено всеобщее, присущее всем людям;  во-вторых, неповторимость, уникальность выражения меры социальности в каждом человеке, соотношение природного и социального, рождает индивидуальность. Исходя из этого, можно дать определение понятия «личность». Личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. «Уложить» личность, как целостную социальную многомерность, в жесткие рамки логически строгих научных конструкций сложно, это явление слишком многообразно. Но всякая наука, в том числе социология, изучает типичное, повторяющееся, и научный анализ личности вследствие этого пренебрегает частностями, которые могут быть очень яркими. Мера социального в человеке не только выделяет его, но и одновременно делает его похожим в поведении, общении, образе мыслей на других людей. Понимание этой стороны социального дало возможность социологии выйти ещё на одну характеристику - социальный тип. Социальный тип личности - это комплекс качеств, характеризующих её как члена данной конкретной социальной группы, общности. Воздействие социальных условий формирует способ мышления и поведения человека, создает определенный тип личности, различные условия в положении людей порождают целую систему типов сознания и поведения, систему типов личности. Типические особенности личности определяются объективным положением в обществе, например, принадлежностью к тому или иному сословию в феодальном обществе, классу, слою, национально-этнической группе, профессии и т.п., а также духовно-нравственными качествами, отношениями и ориентациями. 2. Для анализа развития личности, необходимо выявить факторы оказывающие влияние на формирование личностных черт, выделим такие группы как: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. Проанализируем влияние этих факторов на личность. 1). Биологическая наследственность. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность. Ребенок рождается совершенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают основу социальной жизни людей. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствие боли. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснить биологической наследственностью. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находится под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание. 2). Физическое окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Теории, разработанные философом Г.В.Плехановым и историком Л.Н.Гумилевым, являются хорошей основой для оправдания этноцентристского, националистического создания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. Следовательно, физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культурной группы, группового или индивидуального опыта. 3). Культура. Определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образы усваиваются, как правило, с детства. Однако в сложных обществах очень трудно найти общепринятый тип личности из-за наличия в них большого числа субкультур. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образов доминирующей культуры. На формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образы поведения в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности. 4). Групповой опыт. Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального - довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по имени. Он осознает, что мужчина - это папа, женщина - это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы, к специфичным именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие «Я», осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного «Я». Все дальнейшее формирование человека как личности - это построение собственного «Я» на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом, осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт. То, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков, доказывает опыт социальной изоляции человеческого индивида. 5). Уникальный индивидуальный опыт. Каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, но их значения он преломляет через свой прошлый опыт, через опыт своих родителей, близких, знакомых. Определенные инциденты, происшедшие в ходе личностного опыта, могут быть критическими, так как они придают определенную окраску всем последующим реакциям человека на окружающую среду. Таким образом, если групповой опыт может быть сходен или даже одинаков у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому не может быть совершенно одинаковых личностей. 3. Поведение личности, её установки и предпочтения, эмоции и выборы так же определяются рядом факторов: условиями среды, положением в системе социальных связей и внутренним своеобразием личности, её духовного мира. Как происходит влияние социальных связей, социальных институтов и общностей на поведение отдельного человека? Связь и взаимодействие между людьми устанавливаются потому, что люди в процессе удовлетворения индивидуальных потребностей зависят в чем-то конкретном друг от друга. Когда устанавливается связь, например, между индивидами А и Б, то Б нужен А для решения каких-то его проблем, как и А нужен Б для решения каких-то его задач. Каждый человек исполняет определенные социальные функции, как своеобразное поручение на выполнение занятий в данном социальном взаимодействии: врач лечит, педагог преподает, шофер водит автомобиль и т.д. Употребляя термин «функция», следует иметь в виду, что в социологии о функциях судят по тому, какие последствия для других, и для общества в целом эти действия имеют, а не по тому, какой смысл человек сам вкладывает в свою деятельность. Если человек не выполняет свою функцию, то мы имеем дело с дисфункцией (любой случай неправильного выполнения человеком его обязанностей). Каждый человек, выполняя свои многообразные функции, становится нужным другим людям. Функциональная дифференциация и зависимость партнеров в процессе социального взаимодействия являются одним из важнейших условий устойчивой интегрированности общества как целого. Для выполнения конкретных функций в ходе социального взаимодействия на человека налагаются функциональные обязанности, и одновременно он наделяется определенными правами, что является своеобразной формой «вознаграждения», лежащей в основе социальных связей. Наиболее значимые обязанности и права возникают в рамках социальных институтов как регулируемых, устойчивых самовозобновляемых социальных взаимодействий. В этом случае обязательства и права достаточно четко регламентированы, а выполнение человеком его обязанностей контролируется. Функции индивида и вытекающие из них обязательства и права по отношению к другим участникам социального взаимодействия определяют социальный статус человека. В статусе фиксируется тот набор конкретных действий, которые должен выполнять человек в данном социальном институте, и тех условий, которые должны быть ему предоставлены для осуществления его деятельности. Можно дать следующее определение: Социальный статус - интегративный показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений. Каждый человек включен в множество социальных связей, социальных институтов, взаимодействует с другими людьми по различным поводам, выполняет каждый раз различные функции. Это свойство любого индивида, вне зависимости от возраста. Например, любой мальчишка имеет статус ребёнка с определёнными правами и обязанностями по отношению к родителям, статус ученика - по отношению к учителю, товарища по классу, члена неформальной группы друзей. Особую роль играют генеральные (всеобщие) статусы. Первый из них - статус человека, его права и обязанности. Другой генеральный статус - статус члена данного общества, государства (гражданина). Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности. Статус можно обрести от рождения, например, национальность, социальное происхождение, место рождения. Подобные статусы называются предписанными. Другие статусы мы приобретаем, достигаем - статус инженера, музыканта, мужа (жены) и т.д. - то есть статусы достигнутые, или приобретённые. Статусы также могут быть формализованными или неформализованными, в зависимости от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов и социальных взаимодействий выполняется функция - например, статус лидера компании близких друзей и статус директора завода. Статусы неравнозначны, они находятся в определенной иерархии по степени важности социального института, в рамках которого сформирован этот статус. Иерархия статусов может меняться, поэтому следует выделять: а) общую иерархию статусов данной личности, которая срабатывает в большинстве случаев, в решающих жизненных сферах, б) специфическую, проявляющуюся в особых условиях. Например, основная общая иерархия статусов в качестве главных всегда будет выделять статусы, связанные с имущественным положением, профессией, этническими признаками и т.д. В то же время, в условиях круга друзей все эти статусы будут малозначительными, здесь будет важнее лидерство. Выделение главного статуса достаточно сложно, но важно, так как именно он определяет и, что не менее важно, самоопределяет человека социально. Причем не всегда тот статус, который как главный выделяет общество в данном человеке, совпадает с тем статусом, какой выделяет в себе как главный сама личность. Так, предприниматель может надеяться, что главное в его социальной характеристике — это его высокий уровень доходов, деловая хватка и удачливость, но в общественном мнении, среди «значимых для него других» (родственников, друзей) решающее значение может приобрести какой-то другой набор качеств. Когда мы говорим о ранжировании статусов, то есть расположении статусов на «лестнице» их важности, привлекательности для людей, мы имеем в виду социальный престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении. Престиж формируются под влиянием двух факторов:  реальной значимости тех или иных функций для развития общества,  системы ценностей, учитываемой в данной культуре при оценке социальных функций. Эти два фактора, тесно взаимодействуя, в то же время достаточно независимы. Нередко значимость определенных функций на данный момент может быть завышенной, не соответствовать социальной целесообразности. Общество, в котором существует необоснованная престижность одних статусов и заниженность других, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. Наличие необоснованно высокого престижа статуса означает, что люди, выполняющие его, вознаграждаются системой социальных связей щедрее, чем платят ей. Социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии членов общества, в особенности молодежи. Престижная профессия, род занятий действуют как своеобразный магнит: в зоне влияния престижного статуса сосредоточиваются наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества. 4. Зная социальный статус конкретного человека, его социальные функции, мы ожидаем от него, что он будет осуществлять тот типичный набор действий, обладать тем типичным набором качеств, которые, как нам представляется, необходимы для выполнения этих функций, той роли, которую, как мы считаем, он выполняет. Социальная роль — это ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек. Если статус — это сами функции, права и обязанности, то социальная роль — это ожидание поведения типичного для людей данного статуса в данном обществе. Как видно, социальная роль - достаточно полная (но не всеобъемлющая) поведенческая характеристика, в том числе и личностных черт. Например, статус преподавателя вуза — это вполне определённые права и обязанности, большинство которых зафиксированы юридически. Социальная роль преподавателя включает в себя то, как он должен вести себя со студентами, коллегами, уровень общей культуры и т.д., то есть это ожидание логически, внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности, норма поведения личности определённого статуса. Социальная роль представляет собой образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей данного статуса в данном обществе. Вместе с тем, в ролевых ожиданиях содержится именно столько качеств, делается акцент именно на тех чертах, которые гарантируют выполнение данных социальных функций. Широта закрепленных за статусом ролевых ожиданий - признак чрезмерной унификации людей, требующихся для этого статуса, для данного общества. Следует иметь в виду, что в зависимости от функции, к которой привязана социальная роль, акцент может делаться в одном случае на одних социальных качествах, в другом случае - на других. Выше уже упоминалось, что роль дает достаточно полное, но не всеохватывающее описание черт личности, роль более узка, чем статус, к которому она привязана. Каждый статус «обслуживается» множеством ролей. Роберт Мертон назвал совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, ролевым набором. И если мы уже отмечали, что человек обладает сразу несколькими статусами, то ролей, которые он исполняет, бесконечное множество. Ролевой набор, как правило, включает формальные и неформальные роли, завязанные на соответствующий статус. Попытка систематизации социальных ролей была предпринята Т. Парсонсом и его коллегами. Они считают, что любая роль может быть описана с помощью следующих основных характеристик: а) эмоциональность, б) способ получения, в) масштаб, г) формализация, д) мотивация. С описанием этих характеристик можно познакомиться в книге Н. Смелзера «Социология».
    1   2   3


    написать администратору сайта