Предмет социология вопросы. Предмет социология. Предмет социология
Скачать 72.23 Kb.
|
Предмет социология: Предмет социологии – это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как влияние окружающей среды, относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Объектом любой науки выступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающая определенной завершенностью и целостностью. Как уже было отмечено, объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Понятие социального можно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных отношений. Социальные отношения складываются между членами общества, когда они занимают определенное место в его структуре и наделены социальным статусом. Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации. Предметомнауки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения. социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества. Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие: 1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни; 2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия; 3) прикладная– социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества; 4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля; 5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий; 6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции; 7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений. Структура социологии 1) социальные факты – научно обоснованные знания, полученные в ходе исследования какого-либо фрагмента реальности. Социальные факты устанавливаются посредством других элементов системы социологии; 2) общие и специальные социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на решение вопроса о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах и развивающиеся в рамках определенных теоретико-методологических направлений; 3) отраслевые социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на описание отдельных сфер жизни общества, обоснование программы конкретных социологических исследований, обеспечение истолкования эмпирических данных; 4) методы сбора и анализа данных – технологии получения эмпирического материала и его первичного обобщения. Микросоциология занимается изучением общения людей в их повседневной жизни, в их непосредственном межличностном взаимодействии. Основное их внимание социологов этой теории направлено на исследование поведения индивидов и конкретных малых групп, их поступков, мотивов, которые оказывают определяющее влияние на взаимодействие между людьми, что в свою очередь влияет на стабильность общества и происходящие в нем перемены. Огюст Конт Основателем социологии как науки принято считать французского ученого Огюста Конта (1792 - 1857), который в работе «Курс позитивной философии» (1842) впервые ввел в научный оборот термин «социология». В истории общественной мысли О. Конт известен как создатель нового направления в философии – позитивизма. Его часто называют систематизатором предшествующей социальной мысли, ибо значительное количество идей он заимствовал у своих предшественников. Согласно О. Конту, социология, или «социальная физика», как он ее первоначально называл, опирается на методологию естественных наук, опытные данные, наблюдения, эксперимент. Идейной основой социологической концепции О. Конта явился «закон трех стадий», согласно которому каждое общество в своем духовном развитии проходит три этапа: идеологический, когда в обществе господствуют религиозные представления; метафизический, означающий ведущую роль философии в духовной жизни; и третий – позитивный, где на первом месте в жизни общества играют научные знания. Социология Конта – это механизм, способный воедино соединить прогресс человечества и порядок, которые трактуются ученым в качестве двух видов общественных закономерностей, которые «фиксируют» два компонента социологии - социальную динамику и социальную статику. Социальная статика, по Конту, представляет собой отрасль, в рамках которой имеют место процессы социального порядка, то есть некоторой гармонии элементов, находящихся во взаимном притяжении, связи. Предложенные Огюстом Контом законы социальной статики – дифференциация, централизация власти и развитие общей морали стали основой его видения социального порядка. Социальная динамика - отрасль, изучающая социум в его развитии. Развитие общества Конт понимает как трехстадийный процесс: военное господство (теологическая стадия); феодальное господство (метафизическая стадия); промышленная цивилизация (позитивная стадия). Конт впервые обосновал необходимость научного подхода к исследованию общества и возможность познания законов его развития. Он определил социологию как особенную науку об обществе, которая основывается на эмпирических исследованиях, что должно обеспечить ее объективность и беспристрастность. В своих трудах Конт рассмотрел общество как систему с ее статическими и динамическими закономерностями, акцентировал внимание на изучении социальных институтов и структуры этой системы, механизмов ее модификации. Суть основанного Контом позитивизма можно свести к следующему. Социологии не следует заниматься субъективными рассуждениями и абстрактным бездоказательным философствованием. Она изучает общество, а оно – такой же «организм», как и организмы живой природы. Его развитием тоже управляют объективные законы, подобные природным законам. Поэтому социология должна быть точной наукой, действующей по образцу естественных «позитивных наук» - биологии, анатомии и др. Она должна применять те же познавательные средства и методы и быть столь же конкретной и доказательной, как они. Таким образом, позитивисты выступали за построение обществознания по модели естествознания, за объективное, беспристрастное объяснение социальных процессов. Такая (объясняющая социология), по их мысли, должна быть свободна от всяких идеологий и личных суждений отдельных людей.
Карл Маркс Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни. Социология Маркса Социологические идеи Карла Маркса Карл Маркс является всемирно известным политическим деятелем, который внес немалый вклад в развитие таких областей как социология, философия, история и экономика. В основании учений Карла Маркса лежат работы и философские взгляды, высказанные Гегелем. Маркс грамотно трансформировал их под современную для него социальную реальность, из чего сформировалась совершенно новая концепция – концепция диалектического материализма. Карл Маркс рассматривал общество в качестве исторически сложившейся системы жизнедеятельности людей, главными факторами формирования, функционирования и развития которой являются экономические аспекты. Природа является предметом человеческого труда, который общество превращает в материальные блага. Превращение производится благодаря всей совокупности приемов, методов и новейших технологий, которые разрабатываются людьми в процессе их жизнедеятельности. Замечание 1 Духовные аспекты существования человека и общества, по мнению Карла Маркса, вторичны. То есть, сознание, мораль и религия в большей степени зависят от экономической сферы жизнедеятельности человека. Отсюда пошла знаменитая фраза Карла Маркса о том, что не сознание определяет бытие человека, а общественное бытие определяет его сознание. Это значит, что человек в своей жизни в большей степени ориентирован на то, чтобы быть экономически сформированным и благополучным. Если он имеет достаточный доход, если он не имеет определенных экономических убытков, ив целом его материальная жизнь складывается благополучно, то и его сознание не будет обременено любыми негативными моментами. Исторический материализм, материалистически-экономический подход был развит Карлом Марксом и его последователями в понятии общественно-экономической формации (сокращенно эта идея была обозначена как ОЭФ). В рамках идей исторического материализма эта общественная формация была представлена в качестве некоторых аспектов: 1. Как тип общественного организма; 2. Как ступень исторического развития человечества; 3. Как основу ОЭФ образует экономика (материальное производство). Таким образом, экономика занимает лидирующие позиции, при этом не учитываются иные факторы государства (например, религиозные, нравственные или политические аспекты, которые отрицаются, выдвигаются на второй план). Несмотря на это, люди по-прежнему ориентированы на то, чтобы руководствоваться многими аспектами своей жизни, и экономика не всегда играет решающую роль, если речь идет об определенных изменениях и ориентациях в их материальном мире. Таким образом, социология Карла Маркса является особой теорией социального развития общества, которая была создана не только Карлом Марксом, но еще и его соратником – Фридрихом Энгельсом. Ее место, а также роль в истории социологической науки определяется тем, что функционирование общества, а также поведение человека, его сознание анализируются через призму материальных условий жизни, через противоречия и конфликт, которые возникают в борьбе за собственность. При этом, значение сознания человека, его мировоззрения, религиозных и моральных ценностей снижается, и Маркс специально отводит их на второй план. Формации Карла Маркса В рамках материалистического понимания исторических процессов и явлений и, соответственно, осознания развития общества, центральное место заняло учение об общественной формации, которое также активно развивалось Карлом Марксом. По сути, это была одна из первых в истории социологической науки системная концепция общества, в которой отражалась иерархия формаций. Но тут же следует объяснить, что сам Карл Маркс подразумевал под понятие «формация»: он определил ее в качестве комплекса явлений и процессов, которые реализуются в общественной жизни в рамках исторически определенного этапа социального развития. Что касается смены формаций, то она происходит из-за разрешений противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Основанием становится усиление классовой борьбы, а также осуществление социальной революции. Борьба – это очень важный процесс, так как из борьбы возникают возможности двигаться вперед, находить новые механизмы для развития, последующего прогресса, что имеет особое значение в современном мире. Также Карл Маркс подчеркнул, что формации – это иерархические образования, и поэтому особое внимание необходимо уделить типологии формаций: 1. Первобытная формация, которая основывается на коллективной общинной собственности, а также на кровнородственных отношениях. В ней нет четко ограниченных формальных отношений, кроме того, важного условия, что вся деятельность должна происходить между членами одной общины или одного коллектива; 2. Рабовладельческая формация – отражает особый период в жизни человечества, когда существовали высшие слои и те, кто им подчинялся – рабы. Рабы выполняли всю самую сложную работу, которая давалась им сложно как физически, так и морально; 3. Феодальная формация – следующий этап после рабовладельческого строя, когда появились новые формы собственности и взаимоотношений, а в обществе стал постепенно формироваться средний класс как устойчивая прослойка между богатыми и бедными категориями населения; 4. Буржуазная формация – рамках буржуазной формации есть две основные категории – буржуазия и пролетарии, которые борются друг с другом, причем преимущественно пролетарии являются инициаторами борьбы: их не устраивают условия труда, низкие заработные платы, отсутствие нормализованного рабочего графика; 5. Коммунистическая формация – высшая форма, которая должна обладать рядом особенных черт, отличных от всех предыдущих форм и формаций. Таким образом, Карлу Марксу удалось привлечь внимание к значимости экономического аспекта жизни людей, к тому, что экономика – это не только материальные блага, это еще и возможность организовать свою жизнь особым образом, избавиться от многих негативных явлений, если просто перестраховаться от них при помощи некоторых экономически обусловленных механизмов. Крупнейшим ученым ХIX века является Карл Маркс (1818 - 1883). Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал классовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. К. Маркс рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы — это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры. Качественные изменения крупных составляющих общественной структуры происходят в результате смены общественно-экономических формаций. К недостаткам теории Маркса многие социологи относят доминирование экономического фактора, что приводит к игнорированию роли других факторов (политических, культурных, социальных и др.). Преувеличение роли классовой борьбы в 11 истории помешало Марксу и его сторонникам увидеть механизмы социальной интеграции, которым современная социологическая теория уделяет первостепенное внимание. Макс Вебер Социология Вебера Социология М. Вебера: сущность Замечание 1 Макс Вебер был одним из выдающихся социологов, который изучал общество в точки зрения человеческого поведения. О предполагал, что человек поступает так или иначе не потому, что ориентируется на внешние факторы, а потому, что понимает процессы и явления по-своему. Соответственно, и его поведение нужно изучать не с точки зрения внешнего описания, а скорее с точки зрения понимания, примерки обстоятельств и ситуации на самого себя и осознания собственных действий и интенций в тех или иных ситуациях. С точки зрения М. Вебера ключевым аспектом социологической науки является исследование таких факторов и элементов человеческого поведения, как: 1. Намерения человека; 2. Ценности индивида; 3. Убеждения в отношении тех или иных процессов и явлений; 4. Мнения в отношении определенных жизненных ситуаций. Чтобы постигнуть смысл человеческого действия, его необходимо понять. То есть, концепция понимания – это метод, которые делает возможным социологическое объяснение процессов и явлений, в которых главным действующим лицом является человек со своими смыслами, поведением, пониманием процессов изнутри. В особой степени на это оказывает влияние человеческое мировоззрение, поскольку оно уникально и неповторимо, как и внутренний мир любого человека, его интеллектуальные и физические способности. Метод социологического понимания заключается в том, что социолог как специалист пытается мысленно стать на место другого человека, тем самым понять как рациональные, так и эмоциональные причины и принципы, которые двигали человеком в осуществлении определенных действий. При этом сам социолог обязан избавиться от своих субъективных оценок, полностью отключить собственное понимание чего-либо, так как на определенное время, то есть на время эксперимента и исследования он становится другим лицом. По этой причине М. Вебер неоднократно подчеркивал, что смысл социологии заключается в том, чтобы изучить общество, а изучение общества – это значит глубокий анализ и исследование индивидов, мотивов их поступков, поиск рационального объяснения любым процессам и явлениям. Отсюда вывод исследователя о том, что социология должна отбросить любые субъективные оценки и попытки изучать эмоции человека, а должна стать рациональной наукой, которая будет направлена на постижение смысла социального действия. Важной миссией социолога является освоение понятийного аппарата с его многообразными конструкциями, которые позволили бы социологической науке выделять смыслы, ранжировать их, анализировать каждый в соответствии с набором требований и качеств. Методологические инструменты М. Вебера Поскольку М. Вебер очень глубоко рассматривал социологические особенности различных явлений и процессов, а также самого человека, то он выявил несколько методологических инструментов. Одним из них является понятие «идеальный тип». Согласно М. Веберу, это особая, уникальная теоретическая конструкция, которая предназначена для того, чтобы выделять самые значимые характеристики, которыми обладает человеческая социальная реальность. Она, в свою очередь, представлена как феномен, поэтому нуждается в особом изучении и отношении. Идеальный тип не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется в качестве теоретической схемы, для разработки которой нужны дополнительные знания, более углубленное изучение отдельных областей. Можно сказать, что идеальный тип – это утопии, которые создает сам исследователь, и которые на самом деле в реальности формироваться не могут. Но зато благодаря понятию идеального типа перед ученым открываются возможности исследовать конкретные исторические события и ситуации, применяя разработанные измерительные планки. Таким образом, благодаря искусственно созданной системе исследуются настоящие типы, процессы, поведения человека, которые когда-либо наблюдались в реальности. По сути, идеальный тип – это конструкция, которая служит средством для реализации ценностно-независимого исследования. Социолог – это человек, свободный от субъективных оценок, свободный от собственного мнения, от своих интересов и желаний, стремящийся к тому, чтобы создать ту, настоящую реальность, какой она была. Отсутствие субъективного восприятия со стороны исследователя – это важная черта специалиста, поэтому М. Вебер обращал на это особое внимание. Таким образом, Макс Вебер сделал большой вклад в развитие социологической науки, в частности ввел такие понятия, как «понимающая социология» и «идеальный тип». Они позволили рассмотреть социологию с иной точки зрения – как научную дисциплину, которая ориентирована на изучение человеческого поведения с точки зрения его основных намерений, мнения, интересов и потребностей, которые являются движущими силами деятельности индивида. Данная идея оказала значительное влияние на развитие иных общественных наук, и в особенности это коснулось социологии и религиоведения. Несмотря на то, что Вебер находился под значительным влиянием со стороны кантианской этики, он полагал, что она устарела для его современников, поэтому совершенствовал ее и трансформировал в соответствии с состоянием социологической реальности. Также стоит отметить, что исследователь углубленно рассматривал отношения объективности и субъективности. Он различал несколько понятий: социальное действие, социальное поведение. Социальное действие можно было изучать через призму субъективных взаимозависимостей и отношений, которые складываются между индивидами, так как действие всегда предполагало обратную реакцию на чье-либо поведение. Изучение поведения и действий подразумевалось через субъективные способы, то есть полный отказ от своего видения и примерка на себя роли того, за кем, собственно, и производится наблюдение, чье поведение анализируется. При этом, Вебер подчеркивал, что нет одного субъективного действия, и исследователь в любом случае может представить несколько вариантов рассмотрения социальной действительности, необязательно все они будут зависеть от его собственных желаний и потребностей. В социологической теории Вебера центральное место занимает проблема «социального действия», которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, по мнению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Несмотря на свои эгоистичные стремления, люди действуют сообща, так как их поступки осмысленны, рациональны, и они понимают, что индивидуальные цели успешнее достичь совместными действиями. Они считали необходимым существование двух блоков наук: естествозна-ния и гуманитарного знания. Социология – это пограничная наука, поэтому она должна взять всё самое лучшее у естественных и гуманитарных наук: у естествознания —точность и причинно-следственное объяснение действительности; у гуманитарного знания — метод понимания и отнесения к ценностям. Зиммель и Вебер отвергали в качестве объекта социологического исследования такие предельно общие социальные образования как общество, человечество, народ. Они считали, что объектом исследования социолога должен быть индивид и мотивы его поведения. Главное для социолога понять социальные действия человека через его ценности и цели. Эмиль Дюркгейм Социология Дюркгейма Социологию Дюркгейм считал высшей ступенью познания и ставил ее в один ряд с естественными науками. Дюркгейм описал структуру социологии, которая включает в себя следующие части: социальную морфологию, изучающую строение общества; социальную физиологию, исследующую социальные сферы общества; общую социологию, изучающую законы функционирования общества и состоящую из отраслевых теорий (социология труда, социология семьи, социология молодежи и т.д.). Дюркгейм стоял у истоков определения предмета социологии, выделяя как предмет социальные факты (социальные институты), которые представляют собой объективные явления, доступные наблюдению: брак, семья, общественные группы и т. п. Социальные факты способствуют формированию «коллективных представлений» и включают в себя единство сознательного (субъективного) и материального («объективного»). Э. Дюркгейм определил два вида факторов, которые обуславливают поведение индивида: морфологические (заключаются в побудительном воздействии на поведение индивида как социально-биологического существа: плотность населения, способы коммуникаций и т.д.); психологические (выражаются в побудительном воздействии на поведение индивида как социально-психологического существа: коллективные представления, которые передавались от поколения к поколению (легенды, религиозные концепции, мода, язык)). Коллективные представления вырабатываются общественным сознанием (правом, моралью, искусством, религией). Они могут способствовать укреплению социальных связей («нормальные») или приводить к социальной аномии («патологические»). Социологический метод Дюркгейма предполагал рассмотрение социальных фактов как «вещей», изучение их эмпирическим путем, как это делается в естественных науках. Основными правилами социологического метода при исследовании социального явления являются: использование косвенного наблюдения; проведение сравнения по аналогии; обнаружение общих закономерностей через изучение единичного; выявление причинно-следственных связей; установление источников исторического развития. Общество в понимании Дюркгейма представляет собой взаимодействие индивидов, которое существует по собственным законам, т.е. группа думает и действует иначе, чем это сделали бы ее члены в случаи их разъединения. Так Дюркгейм делает вывод о первичности социального и вторичности индивидуального. Поведение личности определяется социальной сплоченностью общества, в личности противостоят и взаимодействуют два начала: социальное и индивидуальное. При снижении социальной сплоченности общества личность утрачивает ценностные ориентации, что приводит к аномии. Аномия - отсутствие закона, организации, норм поведения. Э. Дюркгейм обратил внимание, что такие ситуации складываются во времена кризисов и радикальных социальных изменений, когда люди теряют уверенность в том, что от них ожидается, и когда им трудно формировать свои действия в понятиях согласованных норм. В такие времена старые нормы в текущих условиях не представляются уместными, а только возникшие нормы еще недостаточно ясно сформулированы, чтобы обеспечить понятные и эффективные установки для поведения. Старые ценности отброшены, а новые - не утвердились, вследствие чего возникает ситуация, когда обогащаться разрешается любой ценой, а добиваться победы - любыми путями, когда цель оправдывает средства. В этих обстоятельствах, считал Э. Дюркгейм, можно ожидать роста масштабов девиантного поведения. |