Главная страница
Навигация по странице:

  • Новая философия.

  • Структура философии у Канта и Гегеля.

  • Стати экстерьера КРС. Реферат Предмет, структура и функции философии как науки. Предмет, структура и функции философии как науки


    Скачать 50.5 Kb.
    НазваниеПредмет, структура и функции философии как науки
    АнкорСтати экстерьера КРС
    Дата20.10.2021
    Размер50.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат Предмет, структура и функции философии как науки.docx
    ТипРеферат
    #252091
    страница2 из 3
    1   2   3

    Структура философии в Средние  века. Платоно-аристотелевское разделение философии перешло и в средневековую схоластику – европейскую университетскую философию, к которой восходит современное высшее образование. Средневековая классификация наук отразилась в структуре университетов, которые обычно имели четыре факультета: богословский (факультет теологии), юридический, медицинский и философский. Первые три считались высшими, а последний – низшим, или подготовительным. С него начиналось обучение. Университеты не выпускали “философов” – такой профессии, или специальности, не было и нет. Они готовили юристов, врачей и богословов. Завершив общее “философское” обучение и получив учёную степень “бакалавра искусств”, студент должен был далее получить специальность и стать “магистром” или “доктором” права, медицины или теологии. Философский факультет назывался также “артистическим” (от art – искусство) или факультетом “семи свободных искусств”, которые входили в средневековую “философию”: грамматика, риторика, диалектика (“тривиум”), арифметика, геометрия, астрономия, музыкальная гармония (“квадривиум”). Современному значению слова “философия” в основном соответствовала та часть средневековой науки, которая называлась “диалектикой” (логика и теория познания Аристотеля).

    Однако высшие и важнейшие вопросы философии  в Средние века вошли в состав теологии. Крупнейшие средневековые философы – это и крупнейшие иудейские, христианские и мусульманские богословы. В отличие от Платона и Аристотеля они различали как два главных источника познания “естественный свет разума” и “сверхъестественный свет откровения”, иначе говоря, отличали знание, которое человек может добыть собственными силами, от знания, которое он может получить и получает только от Бога посредством сверхъестественного откровения – того, что Бог открывает людям. Первый род знания, как мы уже знаем, и составляет собственно “философию”, второй же относится к ведению другой науки – теологии, основанной не на свободных и самостоятельных размышлениях человека, на собственном разумении учёного, но на Священном Писании и Священном Предании, на их безусловном авторитете. Однако каждый человек при помощи своего собственного разума может – отчасти и до некоторой степени – познать Бога и самостоятельно, и поскольку в этом случае предметом познания также выступает Бог, постольку соответствующий раздел философии также должен называться “теологией”. Это философское познание Бога, его рациональное постижение, и было названо естественной теологией в отличие от “откровенной теологии”, основанной на тексте Библии. Естественная теология и получила латинское наименование “метафизика”. Для её построения было использовано в основном учение Аристотеля, его “первая философия”. Однако вследствие того, что она была включена в контекст христианского вероучения и истолкована как философское учение о личном Боге – Боге Авраама, Исаака и Иакова – смысл слова и содержание соответствующей философской дисциплины существенно изменились. Греческое слово “мета” было истолковано как латинское “транс” в значении перехода за все вообразимые и мыслимые пределы (мира, пространства и времени) и выхода в особую, высшую сферу бытия – сферу “потустороннего”, запредельного (трансцендентного), сверхъестественного. Крупнейший философ и систематик средневековья Фома Аквинский рассматривал метафизику, естественную теологию и “первую философию” как одну и ту же науку – науку о сверхчувственном мире, о мире духовном, о нематериальных сущностях и существах, а также как науку о всеобщем и универсальном, науку нормативную для всех остальных. Метафизикой стали называть познание сверхчувственного, и это религиозно-философское толкование стало традиционным для европейской университетской традиции. “Метафизическое” было понято христианскими мыслителями как бытие сверх-природное, сверх-физическое, т. е. бытие “более высокое”, “более совершенное”, чем физическое, а “физическое” свелось к чувственно воспринимаемому, данному в опыте, эмпирическому, телесному, материально-вещественному. Предмет метафизики, как главнейшей части философии, стали трактовать, следовательно, как бытие особого рода, недоступное чувственному восприятию и образующее невидимое основание физического, материального мира. Соответственно этой религиозно-ценностной установке и метафизическое познание рассматривалось как познание более совершенное, знание более высокого уровня и более ценное, чем физическое или эмпирическое. Так, по мнению Хайдеггера, появилась догматическая метафизика. Аристотелевский замысел “первой философии” подвергся в ней искажению и упрощению, поскольку метафизика, как познание “сущего как сущего”, всеобщего, была истолкована как познание особого (и тем самым – частного) вида бытия, которое к тому же представлялось как нечто внешнее для разума и независимое от него. 

    Новая философия.
     Систематика Вольфа. В XIV–XVIII вв. произошли глубокие изменения в проблематике, содержании, характере философии, её задачах и месте в обществе, связанные, в частности, с возникновением современного естествознания – экспериментально-математической физики. Место авторитета и традиции занял поиск новых методов получения достоверного научного знания и в центре внимания учёных и философов находились вопросы методологии и теории познания.

    Основоположниками новой науки и философии обычно считают Бэкона и Декарта, создателей методологии классического эмпиризма  и классического рационализма соответственно. Особенность классификации Бэкона состоит в том, что он кладёт в её основание новый, субъективный принцип: знание вообще разделяется на основные виды по тем способностям души, которыми преимущественно создаётся данная область знания. Основных познавательных способностей три: память, разум (рассудок, способность логически рассуждать), воображение. На памяти основана история. На разуме – философия. На воображении – поэзия. Историю далее Бэкон разделяет на естественную (история природы) и гражданскую (история общества). К философии же относятся естественная теология (наука о Боге), математика (вспомогательное приложение к учению о природе), физика (наука о материальных и действующих причинах всего существующего), метафизика (учение о формах и конечных причинах в природе), механика и магия (как прикладная часть физики и метафизики), антропология (учение о человеке). Учение о человеке разделяется на учение о теле (медицина, косметика, атлетика и т. д.) и о душе (которая включает в себя вопросы психологии, этики, политики, логики). 

    Декарт полагал, что философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол  – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, – все прочие науки, сводящиеся к трём главным: медицине, механике и этике. Таким образом, все науки в конечном счете  основываются на метафизике, которая даже более фундаментальна и достоверна, чем математика, а служат все науки в конечном счёте тем целям, которые указывает этика. Без метафизики все науки утрачивают основательность и достоверность, без этики они утрачивают смысл и цель. Обратим внимание, что метафизика в начале Нового времени отделяется от теологии и уже не рассматривается как учение о сверхъестественном мире. Бэкон и Декарт возвратили понятию “метафизики” первоначальный, аристотелевский смысл: хотя познание божественного остаётся одной из её главных задач, но по существу она есть наука о первых причинах и началах о “сущем как таковом”, о всеобщем.

    Естественно, что  в наиболее отчётливом и полном виде эта структура научно-философского знания проявлялась у тех мыслителей, которые уделяли первостепенное внимание логической связи, ясности, последовательности, обоснованности и полноте своих учений. Вероятно, самым ярким представителем такого рода философии был крупнейший немецкий просветитель XVIII в. Христиан Вольф, неустанно стремившийся “ради пользы людей” и “для житейской надобности” упорядочить и представить в легко обозримой, доказательной и систематической форме всю сумму научных знаний о мире. Не случайно Кант назвал Вольфа “величайшим из догматических философов”, разумея здесь под “догматическим методом” не догматизм, а систематическое (научное) построение философии.

    Вольф разделил философию, следуя античной традиции, прежде всего на три части –  логику, теоретическую философию  и практическую философию. Логика – это формальная наука, т. е. она исследует одни лишь всеобщие формы всякого мышления и знания безотносительно к его предметам, иначе говоря, такие формы мысли, без которых вообще нельзя мыслить и познавать что бы то ни было. Логика – это “пропедевтика” философии, т. е. предварительное приготовление, тренировка самого органа познания, мышления перед тем, как приступать к познанию объектов.

    Вторая и третья части философии – “содержательные”, т. е. они дают знание об объектах, а  именно объектах или предметах способности познания (теоретическая философия) и способности желания (практическая философия). Теория имеет целью истину, практика – благо. Каждый из содержательных разделов философии распадается, в свою очередь, на рациональную, или чистую, и эмпирическую, или прикладную, часть. Чистая наука – та, которая может и должна быть построена, исходя из одних лишь понятий разума, умозрительно, чисто теоретически, не опираясь на опыт. Прикладная наука представляет собой применение чистой науки к отдельным, особым и частным случаям и основывается, следовательно, также и на опыте, на чувственном восприятии (эмпирии).

    Эмпирическая (прикладная) практическая философия – это  этика, экономика и политика (как  и у Аристотеля). Чистая (рациональная) практическая философия – это “естественное право” как первое основание всякого законодательства, коренящееся в самом разуме, в самой природе человека и не зависящее от опыта. Прикладная (эмпирическая) теоретическая философия – это и есть физика (наука о связи тел в природе), которая включает в себя механику, телеологию (науку о целевых причинах и пользе человека) и многочисленные частные науки о разнообразных видах тел и их частных движениях (астрономию, геологию, минералогию, ботанику, зоологию, медицину, садоводство, баллистику и т. д. и т. п.).

    Начало и основу всех наук образует чистая теоретическая  философия, иначе говоря – метафизика. Метафизика, согласно Вольфу, есть первая по порядку и значению наука, главная  наука во всей системе человеческих знаний, высшая и самая достоверная наука, которая должна дать абсолютно прочную и достоверную основу для всех других наук и для всей практической деятельности людей, ибо она содержит в себе основные истины всего человеческого познания. А именно, это – строгая, рациональная наука о Боге, о мире, о душе и обо всех вещах вообще. Это самое глубокое и важное знание, к которому способен наш рассудок. Тот, кто знает метафизику, мыслит ясно, глубоко и основательно во всех науках; у кого нет ясности в метафизике, у того нет ясности ни в чем – ни в теологии, ни в медицине, ни в юриспруденции, ни в морали, ни в повседневной жизни, ибо в основе всего этого лежат одни и те же всеобщие понятия и принципы. Метафизика есть чисто рациональное знание, т. е. познание из одних только понятий.

    Метафизика состоит, в свою очередь, из четырех наук: онтологии, или “общей метафизики”, и трех специальных (частных) метафизических наук – рациональной космологии, т. е. науки о мире в целом, рациональной психологии, т. е. науки о душе как бессмертной субстанции, и рациональной теологии, т. е. философского учения о Боге.

    Ядро метафизики образует онтология, “основная наука” в составе “главной науки”. Термин “онтология” (в буквальном переводе – “наука о бытии”) был придуман и введён в философию в XVII в. Гоклениусом  в качестве синонима слова “метафизика” (а также слов “онтософия”, “первая философия”, “архитектоника”), но в школе Вольфа он обозначал первую и важнейшую часть метафизики, а именно, науку о первых основаниях нашего познания и всех вещей вообще, или, иначе, науку об общих предикатах сущего. Словом “предикат” в логике обозначается то, что высказывается о каком-либо предмете, то, что ему приписывается, например, когда мы утверждаем, что “этот стол – прямоугольный”. Общие предикаты, соответственно, – это такие понятия, которыми, в отличие от “прямоугольности”, может быть охарактеризован любой предмет мысли и высказывания или, по крайней мере, очень широкие классы предметов. Онтология, другими словами, полностью выявляет, перечисляет и исследует все без исключения абстрактнейшие понятия людей, или категории, и соответствующие им свойства “всех вещей вообще”. В трёх же частных метафизических дисциплинах речь идёт о познании таких особенных предметов, – и самых важных для мировоззрения, – которые не даны и в принципе никогда не могут быть даны в опыте (Бог, мир как целое и душа как субстанция), и могут быть постигнуты, следовательно, одним лишь чистым разумом. 

    Структура философии у Канта  и Гегеля. Последние великие энциклопедические системы философии, которые набрасывали общие контуры всего здания человеческого познания в целом и вместе с тем стремились к точному отграничению различных философских наук и дисциплин, были созданы в Германии в конце XVIII – начале XIX вв. Кантом и Гегелем.

    Кант исходил  из систематики Вольфа, внеся в неё следующие важные изменения. Во-первых, он дополнил две “догматические” содержательные части философии предварительной критикой (исследованием возможностей и границ) соответствующих способностей человеческой души – познавательной способности (чистого разума) и способности желания (воли, или чистого практического разума). Эту предварительную (т. е. предшествующую построению системы философии) критику Кант назвал трансцендентальной философией, т. е. такой философией, которая имеет своим предметом сам разум, однако не так, как в общей традиционной формальной логике, где исследуются его всеобщие формы безотносительно к предметам. Трансцендентальная философия исследует разум в отношении его способности к априорному, т. е. не опирающемуся на опыт, познанию предметов – как всех возможных предметов познания вообще, так и особых предметов метафизики – Бога, мира в целом и души как субстанции. Во-вторых, Кант добавил к традиционным трём частям философии четвёртую – “критику способности суждения”, включающую в себя эстетику (философию прекрасного и возвышенного, философию искусства) и телеологию как учение об органической целесообразности в природе (философию жизни в биологическом смысле этого слова). Кант также выделил в особый важнейший раздел философии антропологию, учение о человеке “в прагматическом отношении”. Философская антропология говорит не о том, что “природа сделала из человека”, т. е. не исследует человека как природное существо, но о том, что человек, как разумное, т. е. свободное, существо “может сделать из себя сам”. Кант также ввёл для обозначения “чистых” (рациональных) частей теоретической и практической философии термины метафизика природы и метафизика нравов.

    Поскольку Кант предпослал построению системы философии  предварительное критическое исследование познавательных способностей человека, законов процесса познания, его элементов и форм, а также его возможностей и границ, а также поскольку на первое место среди основных вопросов философии он поставил вопрос о том, “что я могу знать?”, постольку в его учении многие последующие философы увидели прежде всего теорию познания или гносеологию (“гносис” по-гречески – знание). В основном под влиянием Канта, а также британского эмпиризма Нового времени (особенно Локка и Юма), теорию познания с XIX в. стали рассматривать как одну из важнейших или даже самую важную часть философии, иногда сводя к ней и всю философию в целом. Сторонники последней точки зрения аргументируют её примерно так: знание о мире могут дать лишь конкретные науки. Философия – не познание мира, природы или общества, а познание познания. Она должна понять сущность науки, её место в жизни людей, определить место научного познания среди других форм познавательной деятельности и жизненного опыта человека.  

    Весьма важные изменения в понимание структуры философии внёс Гегель. На первый взгляд его разделение философии на три части – логику, философию природы и философию духа – выглядит традиционным (логика – физика – этика). Однако “логика” Гегеля – это совершенно новая наука, в которой сливаются воедино прежние логика и метафизика, поскольку учение Гегеля исходит из принципа диалектического тождества мышления и бытия. Следовательно, его “логика”, учение о мышлении, есть одновременно и учение о бытии, т. е. онтология. Мышление же, совпадающее с истинным бытием, – это божественное мышление, или сам Бог. Поэтому логика Гегеля – это и его философская теология. Она описывает вневременное и внепространственное движение и развитие абсолютного мышления, “абсолютную идею”. Соответственно этому общему исходному принципу по-новому трактуется и отношение “физики” и “этики” (т. е. философии природы и философии духа) друг к другу и к “логике”. Под влиянием Гегеля возник термин диалектическая логика для обозначения уже не просто традиционной, формальной логики, а философского учения о развитии мышления, т. е. такого учения, которое связывает и объединяет воедино на основе диалектики учение о бытии, о познании и о мышлении, т. е. онтологию, гносеологию и логику. Эта идея Гегеля была переосмыслена на основе принципа материализма в философии марксизма, в основе которой также лежит диалектическая логика, которая, однако, говорит уже не о развитии божественного Логоса, а об историческом развитии человеческого познания в ходе развития его предметно-практической, трудовой деятельности.

    В обширной и  детально проработанной системе  Гегеля были выделены также в качестве самостоятельных разделов философии  эстетика, прежде всего как философия  искусства, а также философия  религии, философия права, философия  истории, история философии.

    Отделение от философии  конкретных наук. До XVIII в. включительно практически не проводилось различия между понятиями “философия”  и “наука”. Начала всех наук, поскольку  они имеют теоретические понятия  и принципы и строятся систематически, были созданы философами. В недрах философии развивалось и вполне конкретное научное знание. Так было не только в древности, когда собственно математические или астрономические исследования и результаты в школе пифагорейцев были “философией” и “познанием божественного”, но и в Новое время. Трактат Ньютона, в котором были сформулированы законы классической механики и теория всемирного тяготения, назывался “Математические начала натуральной философии”. Сам Ньютон, как и его коллеги по Лондонскому Королевскому обществу, физики, математики, химики и медики, считал себя “натуральным философом”. Классики естествознания называли свои работы “Философия ботаники” (Линней) и “Философия химии” занимались конкретными научными проблемами и создали, например, Лавуазье знаний о растениях или превращениях веществ базируется в этих трактатах на общих теоретических принципах и ведется систематически, т. е. научно. Классики философии, в свою очередь, аналитическую геометрию (Декарт) и математический анализ (Лейбниц). Гегель в первой трети XIX в. ещё пытался вмешиваться в развитие естественнонаук, и даже противопоставление философии и науки, хотя слово “философия” и до сих пор нередко используется для обозначения научного или теоретического знания вообще. С одной стороны, сфера философии сужалась до метафизики: поскольку все отдельные сферы действительности быть постигнуто лишь посредством особого рода чисто-философского умозрения. Философии отдавалась та сфера реальности, которая, как полагали философы спекулятивного или иррационалистического направления, в принципе не может быть схвачена методами специально-научного познания. В этом случае философия рассматривалась либо как сверхнаука, абсолютная наука, стоящая над всеми частными науками, либо как принципиально ненаучное знание, знание совершенно иного рода, чем наука, самостоятельное и независимое от науки и более близкое к религии или искусству. С другой же стороны, возникло мощное позитивистское умонастроение, отрицавшее саму возможность метафизики и стремившееся философию сделать также специальной наукой – со своим особым предметом. В основном задачу философии позитивисты видят в том или ином синтезе или анализе конкретно-научного знания. В первом случае задачу философии усматривают в сведении воедино и систематизации важнейших результатов всех наук, их обобщении и создании таким образом научного мировоззрения или “научной картины мира”. Второй путь привёл к созданию нового раздела философии – методологии науки, или, более общо, – философии науки. Особенно важное значение получил с конца XIX в. логико-философский анализ оснований математики, в результате которого была создана современная математическая (символическая) логика, которая до сих пор причисляется к философии. Предметом философского осмысления может быть как наука в её целом, общенаучные понятия, принципы и методы, так и отдельные науки. Философские размышления об отдельных областях научного исследования, их предпосылках, методологии и значении для жизни людей получили названия философия математики, философские проблемы физики, философия биологии, философские вопросы медицины и т. д. Предметом философских  размышлений становятся наиболее важные, общезначимые явления действительности или жизни людей. Поэтому если какое-нибудь частное явление приобретает  универсальное значение или оказывается, что казавшееся частным явление в действительности имеет фундаментальный характер, так что его истолкование затрагивает основания нашего миропонимания и жизнепонимания в целом, то его исследование немедленно входит в сферу философии (особенно если речь идет о его первоначальном теоретическом освоении). В XX в., например, совершилась научно-техническая революция, изменившая жизнь людей коренным образом, и, соответственно, возникла особая область философских исследований – философия техники. По разным причинам в этом же столетии произошел так называемый “лингвистический поворот” философии, в результате которого заявила свои права на самостоятельное значение философия языка. Этот ряд философских проблем и дисциплин можно было бы продолжить. Последующее изложение внесёт необходимые дополнения и уточнения в этот первоначальный набросок. 

    Подведём итоги. Как мы видели, структура философии  с течением времени изменялась. Каждое философское учение, кроме того, имеет собственную внутреннюю логику, в зависимости от которой оно имеет собственную, уникальную структуру.  

    Если же выделить самое основное, то, резюмируя, можно  сказать, что философия по-прежнему, как и в древности, состоит  из четырёх главных частей, проблемных областей, наук или дисциплин, в которых  рассматриваются главные философские проблемы и которые соответствуют первичной, глубинной, основной структуре реальности: это – учение о бытии (онтология), учение о знании (гносеология), учение о благе (этика) и учение об их единстве – об абсолютном (метафизика). 
    1   2   3


    написать администратору сайта