Главная страница
Навигация по странице:

  • Местное управление.

  • 2. Право Византии

  • 33.Государство и право Арабского Халифата.

  • Обязательственное право

  • Судопроизводство

  • Предметы и методы Всеобщей истории государства и права. Её место в системе юридических дисциплин и взаимосвязь с другими юридическими


    Скачать 0.79 Mb.
    НазваниеПредметы и методы Всеобщей истории государства и права. Её место в системе юридических дисциплин и взаимосвязь с другими юридическими
    АнкорOtv_IGPZP.doc
    Дата21.12.2017
    Размер0.79 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOtv_IGPZP.doc
    ТипДокументы
    #12394
    страница13 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

    Государственный строй. Византийское государство унаследовало основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе его стоял император, наследник власти римских царей. Он обладал полнотой всей законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Император назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей, командующим армией и флотом.

    Сохранение сильной императорской власти в течение всей феодальной истории Византии можно объяснить рядом причин.

    Во-первых, наличием многих крупных городских центров – наследников римской эпохи – и потому потребностью в экономической связи между областями и провинциями. Во-вторых, особой остротой классовой борьбы.

    В-третьих, постоянной внешнеполитической опасностью, дополняемой необходимостью эффективного подавления подвластных империи народов.

    Власть Византийского императора, однако, не была произвольной. Он избирался

    сенатом, «народом Константинополя» и армией, роль которой в решении этого вопроса

    постепенно падала.

    Важным фактором политической жизни государства было одобрение кандидатуры императора «народом Константинополя». На этой основе в Византии возникли особые политические организации – так называемые городские партии (димы). Две наиболее крупные из них – «голубые» и «зеленые» – составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых - торгово-финансовая верхушка византийских городов. Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды. В IV – VI вв. роль димов в политической жизни была весьма значительной. Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из названных партий.

    Другим фактором, сдерживающим самовластие императоров, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии – константинопольского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи. Обсуждение государственных дел сенатом, а также его право участвовать в избрании нового императора обеспечивало византийской аристократии известную долю участия в руководстве делами империи.

    С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти Византии. Оно надолго

    определило пути развития византийской государственности. Жестко централизованный характер империи резко отличал Византию от современных ей феодальных государств Европы.

    В VIII в. политические организации и учреждения, сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора «народом Константинополя» прекращается. Политическая роль константинопольского сената окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.

    Единственной крупной политической силой в Византийском государстве оставалась православная (греческая) церковь. В общественно-политической жизни возросла роль

    главы церкви, константинопольского патриарха. Патриархи нередко становились регентами малолетних императоров и непосредственно вмешивались в политическую борьбу за трон, пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей «постановление на царство», стало с VII в. венчание императора патриархом в храме Святой Софии. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.

    По мере развития феодализма между императорами и крупными феодальными землевладельцами (динатами) складываются новые сеньориально-вассальные отношения. Начиная с X в. самодержавец нередко вынужден был заключать феодальные договоры с некоторыми своими подданными – динатами, беря на себя обязанности феодального сеньора.

    Для государственного строя Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата как центрального, так и местного. В его основе лежала строгая иерархия. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы). В X в. в византийской «табели о рангах» насчитывалось 60 таких рангов.

    Центральное управление империи сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднее синклите). Он состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являвшихся ближайшими помощниками императора.

    Высшими должностными лицами помимо императора были префект (эпарх) столицы, начальник дворца (магистр), главный юрист и председатель консистория (квестор), два магистра армии, два префекта преториев (Малой Азии и Иллирийского претория на Балканах). Имелись также знатоки законов (логофеты). Канцелярии именовались секретами. Эти должностные лица осуществляли непосредственное управление с помощью разветвленного бюрократического аппарата.

    Местное управление. Местный государственный аппарат целиком базировался на позднеримской системе управления (деление на префектуры, диоцезы, провинции). В провинциях власть подразделялась на гражданскую и военную. Военоначальник осуществлял власть над военными, гражданский правитель провинции – над всеми остальными.

    Правители провинций наряду с обширными административными и финансовыми полномочиями обладали и судебной властью. Они являлись судьями первой инстанции по всем значительным судебным делам в пределах провинции.

    В VII в. на смену старой системе местного управления пришла новая , фемная. Фемы возникли как военные округа и были первоначально гораздо крупнее старых провинций. Во главе фемов стояли стратиги, которые объединяли в своих руках всю полноту военной и гражданской власти.
    2. Право Византии

    Византия усваивала римское правовое наследие, а также многие политические учреждения и идеи в тот период, когда там действовало так называемое постклассическое римское право. Византийское право составило одну из сильных сторон византийской культуры, и по силе воздействия на культуры других народов средневекового мира оно может сравниваться с византийской архитектурой и искусством.

    Прямая преемственность римского и византийского права нашла свое отражение в использовании императорского законодательства в качестве основного источника права. Относительная стабильность политической системы Византии способствовала тому, что именно здесь были предприняты первые попытки кодификации императорских конституций, а затем и римского права в целом. Так, первым официальным сводом римских законов был составленный в 438 г. Кодекс византийского императора Феодосия, в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина (с 312 г.). Тем самым в Византии практически утратило силу более раннее римское законодательство, не включенное в этот сборник.

    В IV – VI вв. в Византии складываются самостоятельные юридические школы (наиболее известные – в Бейруте и Константинополе), высокого уровня развития достигла правовая мысль, что создала базу для проведения крупных кодификационных работ. Не случайно именно в Византии в середине VI в. под руководством известного юриста Трибониана был создан Свод законов Юстиниана. Значимость его состоит в том, что, во-первых, в нем дается наиболее систематическое изложение римского классического права и римской юриспруденции вообще; во-вторых, в том, что он послужил основным источником рецепции римского права в средние века.

    В этом своде в полной мере проявились тенденции, свойственные постклассическому периоду и получившие дальнейшее развитие на последующих этапах истории византийского права. Указанные тенденции нашли свое выражение прежде всего в известном упрощении и «вульгаризации» римского права под влиянием позднеэллинистического (так называемого грековосточного) права.

    Под влиянием восточного права было введено письменное делопроизводство и судопроизводство, что повлекло за собой отмену старой системы исков и утверждение экстраординарного процесса. Основные направления переработки классического римского права, нашедшие свое отображение в кодификации Юстиниана, получили более полное развитие в последующей истории византийского права.

    Эклога. В послеюстиниановский период наибольший подъем законодательной активности приходится на правление Македонской династии, но первой дополняющей кодификацией стал сборник под названием «Эклога» (избранные законы), подготовленный и изданный в 726 году.

    Свод законов под названием «Эклога» был задуман как сокращенная выборка из законодательства времен Юстиниана. Ее составители сохранили из кодификации Юстиниана лишь небольшую часть правового материала. Она состояла из 18 небольших титулов. Некоторые из них включали только по одной статье. Эклога не изменила классовой сущности византийского права, а лишь несколько усилила в нем феодальный элемент. Характерно, что в ней имелся специальный титул (VIII), посвященный рабам. Предусматривались некоторые случаи превращения в рабов свободных людей. Но основной упор был сделан на новые способы и формы освобождения рабов (например, их отпуск на свободу в церкви и др.), что отражало развитие феодальных отношений.

    В Эклоге уже в полной мере проявилось влияние христианской религии и морали, и ссылки на Евангелие использовались для обоснования ряда правовых положений. Особенно глубоко христианские идеи проникли в брачно-семейное право. Эклога ввела неизвестное ранее византийскому праву обручение (с 7 лет), которое требовало формального согласия самих брачующихся, а фактически в связи с их малолетством – родителей. Брачный возраст был установлен 15 лет для мужчин и 13 – для женщин. Под воздействием христианской церкви было сокращено число законных поводов к разводу. Женщина занимала подчиненное место в семье. Но приданое и брачный дар, полученные женой, уже рассматривались не как собственность мужа, а как имущество, данное ему в управление. При наследовании по завещанию устанавливалась обязательная доля детей (не менее 1/3 наследства). Определялись 7 рядов наследников, которым последовательно переходило имущество умершего при отсутствии завещания.

    Титулы Эклоги, посвященные договорному праву, упоминают лишь куплю-продажу, вклад (хранение), товарищество. В договор купли-продажи, заключенный как в устной, так и в письменной форме, под влиянием греческого права был введен задаток. Весьма кратко говорилось о таком важном институте, как наем, включавшем в аренду земли на срок, не превышающий 29 лет. Очевидно, что сдача в аренду частных земель в Византии не получила распространения. Зато весьма характерно упоминание в Эклоге о сдаче в аренду государственных, императорских и церковных земель с ежегодным взносом арендатором наемной платы.

    Широкую разработку в Эклоге получил и другой типичный для развивающегося феодализма институт – эмфитевзис. Последний устанавливался как вечная или ограниченная аренда «на срок до трех поколений, наследующих друг за другом по завещанию или без завещания». Лицо, получившее эмфитевзис, как правило, землю (эмфитевт), обязано было уплачивать собственнику «без уверток» ежегодный взнос, а также заботиться о «сохранении и улучшении недвижимости». Если эмфитевт в течение трех лет не вносил обусловленную плату, то мог быть лишен предоставленной ему недвижимости.

    Наиболее обширным и детализированным в Эклоге был титул XVII, посвященный преступлениям и наказаниям. В уголовное право было внесено много новых положений, отразивших усиление государственной репрессии. Не случайно именно этот титул Эклоги получил наибольшую известность и неизменно использовался в последующих законодательных сводах Византии.

    В Эклоге предусматривалось преследование государственных преступников: перебежчиков к врагу, фальшивомонетчиков и т.д. Особо была выделена статья, где говорилось о лицах, поднимающих восстание против императора или же участвующих в «заговоре против него или против государства христиан». Такие лица рассматривались как намеревающиеся «все разрушить», а поэтому их в «тот же час должно предать смерти». Много внимания законодатель уделил также преступлениям против христианской религии.

    Эклога предусматривала наказания за убийство и телесные повреждения, нанесенные в драке, причем наказание дифференцировалось в зависимости от того, были ли эти преступления предумышленными или непредумышленными.

    В Эклоге перечисляется также ряд имущественных преступлений: кража, грабеж, уничтожение чужого имущества, поджог, разграбление чужих могил. Но большинство ее статей было посвящено преступлениям, посягающим на установленный государством и освященный церковью строй семейных и правительственных отношений. Среди них выделяются: кровосмешение, изнасилование, прелюбодеяние, вступление в связь с монахиней, крестницей, девушкой, вытравливание плода и т.д.

    Весьма разработанной и более жестокой была система наказаний. Достаточно часто

    предусматривалась смертная казнь. Но особенно утонченной была система членовредительских и телесных наказаний, которые в классическом римском праве применялись главным образом к рабам, а теперь были распространены и на свободных людей: отрезание носа, вырывание языка, отсечение руки, ослепление и т.п. Были известны позорящие наказания (острижение бороды и волос), а также конфискация имущества.

    Чрезмерная сжатость Эклоги, отсутствие в ней таких важных вопросов, как способы приобретения и потери права собственности, давность и др., приводили к тому, что, несмотря на ее большую практическую значимость, судом по целому ряду дел в последующем приходилось обращаться непосредственно к кодификации Юстиниана.

    Помимо Эклоги, в VIII – IX вв. действовали следующие законы. Земледельческий закон (принят примерно в то же время, что и Эклога). Морской и Военный законы. Вошедшие в Земледельческий закон правовые нормы были направлены на урегулирование наиболее типичных конфликтов, возникавших в рамках сельских общин. Большое внимание в нем уделялось соблюдению границ смежных участков, последствиям самовольной распашки земли, обмену земельными участками. Об общинных порядках наиболее убедительно свидетельствует ст. 8., предусматривающая распределение земельных участков по жребию. Важное значение придается аренде земли и виноградников. В земледельческом законе особо оговариваются интересы государственной казны, взимающей с владельцев земельных участков подати, а также экстраординарные налоги (ст. 18, 19).

    В казуистической манере сформированы многочисленные статьи этого закона, устанавливающие ответственность за кражу чужого скота, сельскохозяйственного инвентаря, за порубку чужого леса и т.п. В большинстве случаев кражи или порча чужого имущества влекли за собой только имущественные санкции, которые имели своей целью прежде всего возмещение причиненного вреда. Но в тех случаях, когда ущерб был особо значителен и тем самым угрожал развивающимся феодальным порядкам, применялись членовредительские и телесные наказания (отсечение руки у вора, поджигателя чужого сарая и т.п.) и даже смертная казнь: за сожжение из мести чужого гумна, за большинство краж, совершенных рабами.

    Из других приложений к Эклоге наибольшее значение имел Морской закон. Он представляло собой записи морских правовых обычаев. В Европе он стал известен как Родосский морской закон, которым многие европейские страны пользовались с VII в. вплоть до XV в. Он содержал правила, относящиеся к судовождению, перевозке грузов и пассажиров, фрахтованию судов, выбрасыванию грузов в случае опасности на море, дележу прибылей и убытков между судовладельцем и собственником груза и т.п. Военный закон регулировал наказания для состоявших на военной службе лиц.

    Прохирон. Дальнейшее развитие византийского права связано с законотворческой деятельностью императоров Македонской династии Василия I и Льва VI. Отменив Эклогу, составленную его политическими противниками – иконоборцами, Василий I предписал

    вновь переработать Свод законов Юстиниана, исключить из него устаревшие положения, разъяснить трудные юридические термины и перевести их на греческий язык.

    Результатом законодательных работ было издание в 879 г. Прохирона, который в последующие века был одним из наиболее авторитетных источников права Византии. Прохирон по сравнению с Экологой представлял собой более полный сборник законов (дополнительно было включено 17 титулов), но по юридической технике, по четкости расположения правового материала, его редакции он уступал последней. Хотя в предисловии к Прохирону Эклога именуется не «избранными», а «извращенными» законами, Василий I позаимствовал из нее ряд положений, особенно относящихся к уголовному праву.

    Изменения, внесенные Прохироном в правовую систему Византии, не были существенными. Прохирон в некоторой степени отразил и новые условия византийского общества IX в. В нем более подробно излагается договорное право, вносятся некоторые изменения в семейное право (вводится предбрачный дар и т.п.).

    Не менее примечательно сложилась судьба краткого руководства, известного в рукописной традиции под названием Эпаналога (переработанное повторение законов) и датируемого 884 – 886 гг. Как было обнаружено исследователями совсем недавно, под этим названием фигурировал сборник, подготовленный в 885 – 886 гг. комиссией под руководством константинопольского патриарха Фотия. Сборник состоял из 40 титулов и имел следующий порядок изложения: учение об императоре, патриархе и высших чинах административной иерархии; о судах, свидетелях и документах; о помолвке и браке; о приданном и дарениях между мужем и женой; о классификации юридических сделок; о завещании; о строениях и соседском праве; о преступлениях и наказаниях. При всей ее компилятивности, Эпаналога более подробно, а в некоторых деталях и по новому излагала ряд вопросов частного права. Но наиболее существенными были изменения, которые Эпанагога внесла в сферу публичного права. Был сформулирован ряд новых положений, как, например, о патриаршей власти, дополняющей императорскую, о правах духовенства. Эти положения определяли взаимоотношения православной церкви и государства и были широко использованы в церковном праве.

    Василики. Краткие своды византийского права не могли в полной мере удовлетворить потребности судебной практики, которая время от времени была вынуждена обращаться ко все более устаревающему Своду законов Юстиниана. При императоре Льве VI Мудром, правление которого отличалось оживлением юридической мысли, были завершены большие кодификационные работы, начатые еще при Василии I, по новой переработке всего законодательства Юстиниана. Составленные таким образом Василики (Базилики), т.е. царские законы, состояли из 60 книг (начаты при Василии I Макидонянине в 886 г. и окончены в 889 г.). Они представляли собой систематизированный и тематический свод законов, построенный путем последовательного изложения выдержек из Дигест, Кодекса и Новелл Юстиниана.

    Четкая структура Василик облегчала пользование этим сводом. Несмотря на большой объем материала, помещенного в них, кодификация Юстиниана была отражена в Василиках неравномерно: имелись значительные пропуски, сокращения и искажения первоначального текста, который воспроизводился в основном через промежуточной источник – греческие схолии. Поэтому Василики не сразу заменили кодификацию Юстиниана, которая применялась в судах в XI в.

    После составления Василик византийское право развивалось посредством законодательных актов императоров – новелл, хрисовул (императорских грамот). Существенные изменения были, например, внесены новеллами Льва VI Мудрого (886 – 912 гг.). Он разрешил государственным чиновникам бесконтрольно приобретать земли в подведомственным им округах, вновь снял запрет на взимание процентов, отменил конкубинат (длительное внебрачное сожительство с незамужней женщиной, допускавшееся древнеримским правом), запретил браки, не получившие одобрения церкви и т.п.

    Заметное влияние на развитие поздневизантийского права оказали некоторые частные юридические компиляции, среди которых особенно выделялось «Руководство к законам», или «Шестикнижье» Константина Арменопула (около 1345 г.). Это руководство было весьма авторитетным в судах Византии, а после ее падения продалжало дествовать на территории Греции, Валахии и Молдавии. Шестикнижье признавалось действующим правом Бессарабии в XIX в. после ее присоединения к России.

    Составной частью правовой системы Византии было церковное право, которое складывалось в основном из постановлений вселенских соборов и патриархов. На основе норм церковного права, а также частичного и императорского права составлялись сборники – Номоканоны (наибольшую известномть имел Номоканон, разработанный в VI в. Схоластиком), содержание которых периодически обновлялось. Номокононы оказали прямое воздействие на русское право, их переводы включались в «Кормчие книги».

    33.Государство и право Арабского Халифата.

    Общественный строй. Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его преемниках, на посту верховного главы мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники (родоплеменная и купеческая знать) консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов («заместителей пророка»).

    Под их руководством в VII-VIII вв. были завоеваны огромные территории, включая Ближний и Средний Восток, Северную Африку и некоторые другие районы. Одним из важных стимулов движения арабов на новые земли явилась относительная перенаселенность Аравии. Коренные жители завоеванных земель почти не оказывали сопротивления пришельцам, так как до этого находились под игом других государств, нещадно их эксплуатировавших, и не были заинтересованы в защите старых господ и их порядков.

    В итоге на завоеванных землях возникло новое большое государство - Арабский Халифат. В его состав вошла и Аравия.

    Дав своей новой родине новую религию, арабы получили взамен производительные силы, находившиеся на относительно высокой ступени развития. Вступив в районы древней культуры (Месопотамию, Сирию, Египет), они оказались во власти развертывающегося здесь глубокого социального переворота, основным направлением которого было формирование феодализма. Под воздействием этого процесса разложение первобытно-общинного строя у арабов быстро завершилось.

    Для арабского феодализма наряду с главными чертами, общими для феодального общества любой страны, были характерны важные особенности.

    Степень развития феодализма в отдельных областях Халифата была неодинаковой. Она находилась в прямой зависимости от предшествовавшего завоеванию уровня их социально-экономического развития. Если в Сирии, Ираке, Египте феодализм господствовал практически безраздельно, то в большей части Аравии сохранились значительные пережитки родоплеменного строя.

    Государственный строй. Государственный аппарат Халифата был достаточно централизованным. Этому во многом способствовала концентрация в руках главы государства значительной части земельного фонда страны. Высшая власть - духовная (имамат) и светская (эмират) - принадлежала халифу. Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды. Однако довольно быстро власть халифа стала наследственной. Арабское государство приобрело форму централизованной теократической монархии. Власть халифа в принципе признавалась неограниченной, но в действительности он должен был считаться с крупнейшими феодалами страны, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали неугодных им правителей.

    Центральными органами государственного управления являлись следующие ведомства (диваны):

    1) диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска. Под его контролем работали чиновники, составлявшие списки ополченцев и наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных пожалований за службу;

    2) диван-ал-харадж, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну;

    3) диван-ал-барид, занимавшийся дорогами и почтой, руководивший строительством дорог, колодцев и т. д. Являясь фактически единственной организацией, способной весьма быстро обеспечить передачу информации, это ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Это определяло его значимость. Чиновники почты не подчинялись должностным лицам в провинциях История государства и права зарубежных стран. Часть 1 / под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. - М., 1998. - С. 254. .

    Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Среди них первое место принадлежало везиру (или визирю). Опираясь на поддержку знати, везиры постепенно сосредоточили в своих руках управление и тем самым оттеснили в определенной мере халифов от реальной власти.

    Местные органы государственного управления. Первоначально в завоеванных византийских и иранских провинциях функционировали оставшиеся почти без изменений местные административно-финансовые учреждения. Знать, захватив земли и другую военную добычу, ограничивалась учреждением высшего управления, включавшего военное управление и надзор за сбором различных платежей.

    Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных государств или областей. Как правило, управляли ими военные наместники - эмиры, ответственные только перед халифом. В их ведении находились вооруженные силы. Специальные отряды наемников, возглавляемые мутасибами, несли полицейскую службу. Эмирам подчинялись местный аппарат, административно-финансовое управление.

    Одновременно с возникновением Халифата формировалось ЕГО ПРАВО— шариат (в пер. с арабского «шариа» — надлежащий путь). Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками явились:

    Коран — главная священная книга ислама. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.

    Сунна — сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значительной части содержат предписания относительно семейно-наследственного и судебного права. Впоследствии отношение к этому источнику в мусульманском мире стало неоднозначном: мусульмане-шииты признают не все хадисы.

    Иджма — решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами по вопросам, не затронутым в названных выше источниках. Впоследствии эти решения получили признание выдающихся правоведов-теологов. Считается, что Мухаммед при названных условиях поощрял свободное усмотрение судей (иджти-хад). По преданию, Мухаммед сказал: «Если судья вынес решение по своему усмотрению и оказался прав, то он должен быть вознагражден вдвойне, а если он судил по своему усмотрению и ошибся, то ему причитается вознаграждение в однократном размере».

    Фетва — письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

    В дальнейшем по мере распространения ислама появились и другие источники права — указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу, и некоторые другие. Соответственно право стало дифференцированным, и правовые нормы определялись в данном регионе доминировавшим там направлением ислама, равно как и уровнем развития общественных отношений. Но в то же время наметилась тенденция к теоретическому обобщению правовых норм.

    Мусульманское право изначально исходило из того, что деятельность людей в конечном итоге определяется «божественным откровением», но это не исключает возможности человека самому выбирать и находить должную направленность своих поступков. Поэтому отказ от надлежащего поведения рассматривается не только как юридическое нарушение, но и как религиозный грех, влекущий высшее возмездие. Действия мусульманина различаются следующим образом: 1) строго обязательные, 2) желательные, 3) разрешаемые, 4) нежелательные, но ненаказуемые, 5) запрещенные и строго наказуемые.Эта дифференциация особенно важна применительно к главным защищаемым исламом ценностям: религии, жизни, разуму, продолжению потомства и собственности. По сущности посягательства на них, а также по характеру наказания все преступления в основном сводятся к трем видам:

    -преступления, направленные против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания — хадд;

    -преступления против отдельных лиц, за которые также назначены определенные санкции;

    -правонарушения, включая преступления, наказания по которым строго не установлены. Право выбора наказания (тазир) предоставлено суду.

    К преступлениям хадц относились прежде всего вероотступничество и богохульство, наказывавшиеся смертной казнью. Впрочем, по мнению многих видных правоведов, раскаяние вероотступника допускает его прощение. Смертной казнью наказывались и все выступления против государственной власти.

    Среди преступлений против отдельных лиц • право наибольшее внимание уделяло умышленному убийству, причем предусматривалось альтернативное наказание. По преданию, Мухаммед предлагал родственникам убитого выбрать одно из трех: смертную казнь, прощение убийцы, принятие выкупа за кровь (дийа). Размер выкупа обычно определялся как стоимость 100 верблюдов. Учитывалась субъективная сторона преступления. Лицо, совершившее неумышленное убийство, платило выкуп и несло религиозное искупление (каффара).

    Нанесение телесных повреждений в основном наказывалось по талиону.

    Кража как посягательство на одну из основных ценностей, охраняемых религией, преследовалась весьма сурово: осужденному похитителю отсекалась рука. Такая санкция применялась, если похищенное оценивалось не ниже определенной стоимости и было разрешено для мусульман (поэтому такой санкции не предусматривалось, например, за кражу вина или свинины). Были и другие ограничения.

    Как преступление рассматривалось употребление спиртного, объективно посягающее на другую важную ценность, защищаемую правом,— разум. Сунна указывает, что Мухаммед лично наказывал пьяниц 40 ударами пальмовой ветвью, очищенной от листьев.

    В праве времен Халифата получили некоторое развитие и нормы, регулирующие отношения собственности. Было положено начало формированию основных правовых земельных статусов. Это:

    хиджаз — земли, где по приданию жил Мухаммед и для которых был установлен особый правовой режим: с проживающих на этих землях мусульман взималась десятина;

    вакуф — земли, переданные мечетям, мусульманским школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогообложения и считались неотчуждаемыми. Вакуф мог состоять " и из другого недвижимого и движимого имущества;

    мульк — земли, которые по характеру правомочий их обладателей могли быть отождествлены с частнособственническими;

    иктпа — временные пожалования земли вместе с проживавшим на ней крестьянским населением за службу. Обладатель такой земли имел право на подати с крестьян.

    Обязательственное право еще не сложилось в полном объеме, но в подходе к решению ряда конкретных споров определялись некоторые важные принципы — запрещение обращать должников в рабство, осуждение ростовщичества. Имелись некоторые различия в подходе авторитетных правоведов к основаниям возникновения и содержанию обязательств. Хотя в главном они были едины. Основаниями возникновения обязательств считались: волеизъявление двух сторон, т. е. договор; одностороннее волеизъявление, например обещание или обет; проявление недобросовестной воли, например умышленное повреждение чужого имущества. Предметом договора не должно было быть действие, в чем-либо нарушавшее шариат. Договоры делились на необменяемые и обменяемые (по воле одной из сторон). Так, договор купли-продажи в принципе признавался необменяемым, но мог быть обменен в семи случаях (например, односторонне расторгнут, пока продавец и покупатель не разошлись). Заключение договора не требовало особой формы. Исключение составляли два контракта: заключение брака и договор купли-продажи с доставкой товара спустя определенное время. В этих случаях необходимо было присутствие свидетелей или письменное оформление.

    Судопроизводство. Первоначально Мухаммед, а затем и назначенные им управители отдельных областей лично рассматривали судебные дела. Судебная власть стала считаться важнейшей прерогативой правителя любого ранга. Впоследствии право вершить суд делегировалось знатокам шариата, составившим вскоре влиятельную группу профессиональных судей — кадиев.

    Основными чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единоличное решение судебных споров, отсутствие принципиальных различий в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел. Кади не был связан определенным, жестким порядком судопроизводства.

    Кроме судебных полномочий, кади осуществлял надзор за распределением наследства, установлением опеки и многим другим.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта