Главная страница
Навигация по странице:

  • Монархия Меровингов.

  • Монархия Каролингов.

  • 19.Общественный и государственный строй периода территориальной раздробленности во Франции. Реформы Филиппа II Августа и Людовика Святого.

  • Общественный строй.

  • Государственный строй.

  • Предметы и методы Всеобщей истории государства и права. Её место в системе юридических дисциплин и взаимосвязь с другими юридическими


    Скачать 0.79 Mb.
    НазваниеПредметы и методы Всеобщей истории государства и права. Её место в системе юридических дисциплин и взаимосвязь с другими юридическими
    АнкорOtv_IGPZP.doc
    Дата21.12.2017
    Размер0.79 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOtv_IGPZP.doc
    ТипДокументы
    #12394
    страница8 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
    часть страны оказалась захваченной вестготами, бургундами, франками

    (салическими и рипуарскими) и некоторыми другими племенами. Из этих

    германских племен в конечном я юге оказались наиболее сильными салические

    франки (возможно, от Sala так называлась в древности одна из рек нынешней

    Голландии). Им потребовалось чуть более 20 лет, чтобы в конце V - начале VI

    в. захватить большую часть страны.

    Возникновение классового общества у франков, наметившееся у них еще до

    переселения на новую родину, резко ускорилось в процессе завоевания Галлии.

    Каждый новый поход увеличивал богатства франкской военно-племенной знати. При

    дележе военной добычи ей доставались лучшие земли, значительное количество

    колонов, скота и пр. Знать возвысилась над рядовыми франками, хотя последние

    продолжали еще оставаться лично свободными и даже не испытывали вначале

    усиления экономического гнета. Они расселились на своей новой родине

    сельскими общинами (марками). Марка считалась собственником всей земли

    общины, включавшей леса, пустоши, луга, пахотные земли. Последние делились на

    наделы, и довольно быстро перешли в наследственное пользование отдельных

    семей.

    Галло-римляне оказались в положении зависимого населения, по численности в

    несколько раз превышающее франков. Вместе с тем галло-римская аристократия

    частично сохранила свои богатства. Единство классовых интересов положило

    начало постепенному сближению франкской и галло-римской знати, причем первая

    стала доминирующей. И это особенно дало о себе знать при формировании новой

    власти, с помощью которой можно было бы сохранить в своих руках захваченную

    страну, держать в повиновении колонов и рабов. Прежняя родоплеменная

    организация необходимых сил и средств для этого дать не могла. Учреждения

    родоплеменного строя начинают уступать место новой организации с военным

    вождем - королем и лично преданной ему дружиной во главе. Король и его

    приближенные фактически решают важнейшие вопросы жизни страны, хотя еще

    сохраняются народные собрания и некоторые другие институты прежнего строя

    франков. Формируется новая "публичная власть", которая уже не совпадает

    непосредственно с населением. Она состоит не только из вооруженных людей, не

    зависящих от рядовых свободных, но и принудительных учреждений всякого рода,

    которых не было при родоплеменном строе. Утверждение новой публичной власти

    было связано с введением территориального разделения населения. Земли,

    заселенные франками стали делиться на "паги" (округа), состоявшие из более

    мелких единиц - "сотен". Управление населением, проживавшим в пагах и сотнях,

    вручается особым доверенным лицам короля. В южных районах Галлии, где прежнее

    население многократно преобладало на первых порах, сохраняется римское

    административно-территориальное деление. Но и здесь назначение должностных

    лиц зависит от короля.

    Возникновение государства у франков связано с именем одного из их военных вождей

    - Хлодвига (486-511) из рода Меровингов. Под его главенством была завоевана

    основная часть Галлии. Дальновидным политическим шагом Хлодвига было принятие

    им и его дружиной христианства по католическому образцу. Этим он обеспечил себе

    поддержку галло-римской знати и господствовавшей в Галлии, католической церкви.

    В истории государства франков можно выделить два периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

    - с конца V в. до VII в. - монархия Меровингов;

    - с VIII в. по IX в. - монархия Каролингов.

    Монархия Меровингов. Короли щедро наделяли знать землей, чтобы привлечь их на свою сторону. Эта земля становилась наследственной отчуждаемой собственностью (аллодом). В марке также утверждается частная собственность на землю. Возникает система патроната («покровительства»). Многие из крестьян становились крепостными (сервами). По мере уменьшения земельного фонда королей, их масть также уменьшалась, а росло могущество знатных фамилий. Государственная власть оказалась в руках управляющего королевским дворцом майорлома. Он становится фактическим главой государства. Эта должность превращается в наследственное достояние богатого рода, давшего начало династии Каролингов.

    Монархия Каролингов. В первой половине VIII века майордом Карл Мартелла конфисковал у непокорных магнатов земли и передал их в условное пожизненное держание — бенефиций (благодеяние), за что бенефециарий должен был нести военную службу. Сеньер и вассал, так стали именовать лиц, у которых установились эти договорные отношения. Увеличились имунные права сеньоров, которые получали имун-ную грамоту короля, и все государственные полномочия передавались владельцу имения.
    Органы государственного управления. К ним, прежде всего, следует отнести высших должностных лиц — минестериалов, управлявших королевским хозяйством. Страна была разделена на округа, которыми управлял уполномоченный короля — граф. Постепенно они превратились в крупных землевладельцев.

    18. САЛИЧЕСКИЙ ЗАКОН

    Важнейшее значение в качестве источника права имела Салическая Правда - Lex Salica. Первоначальный текст Салической Правды предположительно был составлен при Хлодвиге, но сохранились лишь рукописи времен Пипина Короткого и Карла Великого (VIII в.).

    Наиболее общая характеристика Салической Правды позволяет выделить, что она:

    • представляет собой бессистемную запись обычаев Салических франков;

    • отражает пережитки первобытнообщинного строя;

    • раскрывает процесс разложения первобытнообщинной собственности и появление частной собственности;

    • защищает интересы имущих и их частную собственности;

    • отличает ее формализмом, казуистичностью, наличием символики и тесной связью с религиозными обычаями.

    Одна из характерных черт заключается в том, что преступника наказывали с учетом особенностей обычаев этнической группы, к которой он принадлежал (за одно и то же свершенное деяние преступники несли разные наказания).

    В «Салической правде» подробно рассматриваются различные ситуации и перечисляются наказания за нарушения закона, начиная от кражи курицы и кончая выкупом за убийство человека. Свои своды законов - «Правды» имелись также у франков рипуарских, бургундов, англосаксов и других германских племен.

    «Салическая правда» отражает обычаи народа, недавно переселившегося в сравнительно слабо романизированные части Галлии и поэтому сохранившего в более чистом виде нормы своей жизни.

    Время записи и редактирования этого «обычного» (от слова «обычай») народного права - VI-IX века.

    «Салическая правда» делилась на титулы (главы), а каждый титул - на параграфы. Многие титулы были посвящены штрафам за всевозможные кражи. Встречались в ней и такие титулы: «Об убийствах или если кто украдет чужую жену», «О том, если кто схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец», «О четвероногих, если убьют человека», «О прислужнике при колдовстве» и т. п. В титуле «Об оскорблении словами» определялись наказания за обиду в зависимости от степени оскорбления. В титуле «О нанесении увечий» устанавливалось: «Если кто вырвет другому глаз, присуждается к уплате 62 и 1/2 солида»; «Если оторвет нос, присуждается к уплате... 45 солидов»; «Если оторвет ухо, присуждается к уплате 15 солидов». Солид - римская монетная единица. В VI веке 3 солида соответствовали стоимости коровы, «здоровой, зрячей и рогатой».

    Изучая «Салическую правду», можно сделать вывод, что хозяйство франков стояло на более высоком уровне, чем хозяйство германцев (хозяйство германцев было описано римским историком Тацитом (ок. 58 - ок. 117) в очерке «Германия»).

    Важную роль в хозяйстве франков во все времена играло животноводство. «Салическая правда» скрупулезно устанавливала, какой штраф надлежит платить за кражу свиньи, за годовалого поросенка, за свинью, украденную вместе с поросенком, за молочного поросенка отдельно, за свинью из запертого хлева и пр.

    Весьма подробно в «Салической правде» рассматривались все случаи кражи крупных рогатых животных, овец, коз, случаи конокрадства. О развитии птицеводства свидетельствовали штрафы, установленные за украденных домашних птиц (кур, петухов, гусей). В «Салической правде» имелись титулы, устанавливавшие штрафы за кражу пчел и ульев с пасеки, за порчу и кражу плодовых деревьев из сада (франки умели делать прививки плодовым деревьям путем черенкования), за кражу винограда из виноградника. Представляют интерес титулы, которые определяют штрафы за кражу рыболовных снастей, лодок, охотничьих собак, птиц и зверей, прирученных для охоты.

    «Салическая правда» свидетельствует о том, что в хозяйстве франков имелись самые разнообразные отрасли - животноводство, пчеловодство, садоводство, виноградарство, а также охота и рыболовство. Однако основную роль в хозяйстве франков играло земледелие. Они сеяли зерновые культуры, лен, имели огороды, где выращивали бобы, горох, капусту, репу. Франки были хорошо знакомы с плугом и бороной. Пахота производилась на быках. Порча вспаханного поля каралась штрафом. Урожаи хлеба были богатыми. Урожай с полей франки увозили на телегах, в которые впрягали лошадей. При доме каждого свободного франкского крестьянина имелись хозяйственные постройки. Полученный урожай складывался в амбары и риги. В хозяйстве франков были нередки водяные мельницы.

    Согласно «Салической правде», усадебная земля находилась в индивидуальной собственности каждого свободного франка. На это обстоятельство указывают высокие штрафы, установленные за порчу и уничтожение изгородей или проникновение с целью воровства в чужие дворы. Вместе с тем луга и леса находились в коллективной собственности крестьянской общины. Принадлежавшие крестьянам соседних деревень стада паслись на общих лугах. Свободный крестьянин мог брать из леса любое дерево, в том числе срубленное, если на нем имелась пометка, что оно было срублено более года назад. Крестьянская община сохраняла верховные права на пахотные земли. Однако пахотная земля не перераспределялась, а находилась в наследственном пользовании каждого свободного франкского крестьянина.

    Крестьянин имел свой участок земли. На время пахоты, сева и созревания хлебов огораживал его и передавал по наследству своим сыновьям. Женщине земля по наследству не передавалась. Верховные права общины на пахотную землю проявлялись в том, что никто из ее членов не имел права продавать свою землю. Когда крестьянин умирал, не оставляя после себя сыновей, эта земля возвращалась общине и попадала в руки «соседей».

    Существовавшая в то время община уже не была родовой, которую описывали Цезарь и Тацит. Родовую общину сменила община соседская, которая состояла уже не из родичей, но значительная часть деревни, владевшая определенными землями, еще продолжала оставаться связанной родовыми отношениями. Одновременно в деревне жили и чужаки - переселенцы из других мест, поселившиеся тут по соглашению с другими общинниками или в соответствии с королевской грамотой. «Салическая правда» в титуле «О переселенцах» устанавливала, что каждый свободный человек мог поселиться в чужой деревне, если против этого не протестовал никто из ее жителей. При наличии хотя бы одного человека, который выступил против, чужак в данной деревне поселиться не мог. «Салическая правда» рассматривала порядок выселения и наказания в виде штрафа того переселенца, которого община не захотела принять в число своих «соседей». «Если же переселившемуся в течение 12 месяцев не будет предъявлено никакого протеста, он должен остаться неприкосновенным, как и другие соседи.»

    Королевская грамота также гарантировала неприкосновенность переселенцев. «Салическая правда» определяла огромный штраф в 200 солидов каждому, кто осмеливался протестовать против королевской грамоты.

    «Салическая правда» не сообщает прямо о существовании крупных поместий, но, судя по отдельным данным (перечисление дворовых ремесленников и др.), в V-VI веках поместья существовали рядом со свободной франкской общиной. Крупными землевладельцами были сам король, его дружинники, высшее духовенство и римские землевладельцы, частично сохранившие свои владения, и близкие к королевскому двору («королевские сотрапезники», как называет их «Салическая правда»). Тем не менее основной фигурой франкского общества этой эпохи был свободный франк - полноправный член сельской общины, свободный земледелец.

    Родовые связи у франков были очень сильны. Род в «Садической правде» выступает не только как верховный собственник общинных земель, но и как политическая организация. Существовали такие обычаи, как уплата денег за убийство того или иного человека его родичами, наследование имущества (кроме земли) по материнской линии, уплата родичами за своего несостоятельного родственника части выкупа (вергельда) за убийство. «Салическая правда» утверждала и закрепляла возможность передачи имущества не родичу. Добровольный выход из родового союза назывался «отказом от родства». Процедура «отказа от родства» подробно рассматривалась «Салической правдой» в титуле 60. Человек, который желал отказаться от родства, доджей был явиться на заседание избранных народом судей, сломать над головой три ветки мерой в локоть, разбросать поломанные ветки в четыре стороны и сказать о том, что он отказывается от наследства и от всяких счетов со своими родичами. Человек, отказавшийся от родства, после этой процедуры не мог участвовать ни в наследовании, ни в получении вергельда. Его наследство поступало в казну.

    Титул «О горсти земли» сообщает об ответственности за убийство. Если кто лишит жизни человека, говорится в этом титуле, и, отдавши все имущество, не будет в состоянии уплатить следуемое по закону, он должен представить 12 родичей, которые поклянутся в том, что ни на земле, ни под землей он не имеет имущества более того, что им уже отдано. После этого убийца должен войти в свой дом, набрать из его четырех углов горсть земли, стать на пороге, повернувшись лицом внутрь дома, и бросать эту землю левой рукой через плечо на отца и братьев. Если отец и братья уже платили, тогда он должен той же землей бросать на близких родственников по матери и по отцу. «Потом в рубашке (одной) без пояса, без обуви, с колом в руке, он должен прыгнуть через плетень, и эти три [родственника по матери] должны уплатить половину того, сколько не хватает для уплаты следуемой по закону виры. То же должны проделать и три остальные, которые приходятся родственниками по отцу. Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону.»

    Основную массу франкского населения составляли в это время свободные крестьяне. Они жили соседскими общинами, в которых сохранялись пережитки родового строя. За убийство свободного франкского крестьянина «Салическая правда» определяла высокий вергельд, который равнялся 200 солидам. Если человек погибал от удара или укуса домашнего животного, то вергельд уплачивался владельцем животного в половинном размере.

    За человека, находившегося на службе у короля, выплачивался тройной вергельд - 600 солидов. Вергельд за жизнь графа или королевского дружинника утраивался (доходил до 1800 солидов), если убийство было совершено в то время, когда убитый находился на королевской службе, например во время похода. Жизнь священника, охранялась тройным вергельдом (в 600 солидов), епископа - 900 солидов. Высокими штрафами карались ограбления и сожжения церквей и часовен. Особый слой во Франкском королевстве составляли полусвободные литы и бывшие рабы, отпущенные на волю. За убийство полусвободного и вольноотпущенного платился половинный вергельд - 100 солидов, за убийство раба определялся не вергельд, а штраф.

    Франки славились чистотой семейных отношений. Женщина могла выходить замуж только за человека, равного ей по рождению и состоянию. Если она выходила за представителя низшего сословия, закон был строг к ней и ее мужу. Выходя за раба, она сама делалась рабой. У франков был символический обычай: если женщина хотела выйти за раба, ее призывали на суд семейства и клали перед ней меч и веретено. Она могла взять меч и убить раба, избранного в женихи. Если же брала веретено, это значило, что она вступает в брак и становится рабой.

    Брак у германцев совершался куплей: молодой человек отправлялся к отцу, брату или опекунам невесты и покупал ее. Цены были значительными: у алеманнов платили, например, от 300 до 400 шиллингов, а за один шиллинг можно было купить годовалого быка; разумеется, были сделки и гораздо дешевле. Эта сумма отдавалась жене после смерти мужа. Впрочем, она никогда не была полновластной хозяйкой, ибо даже после смерти мужа находилась под властью сыновей. Самый обряд брака имел символическое значение: у невесты обрезали длинную косу в знак поступления в рабство; жених надевал ей на руку кольцо - звено той цепи, которой она с ним связывалась; на ногу он надевал ей башмак - знак, что она должна будет ходить по его стопам. Когда она входила в дом мужа, над ней держали меч - символ охраны мужа и строгого наказания в случае проступка; на пороге дома ей подавали связку ключей - с этого момента на ней лежали все хозяйственные заботы.

    Подобные пережитки родовых отношений долго сохранялись у франков.

    19.Общественный и государственный строй периода территориальной раздробленности во Франции. Реформы Филиппа II Августа и Людовика Святого.
    Франция существует как самостоятельное государство со времени раздела Франкской империи (843 г.) и выделения Западно-Франкского королевства, которому достались земли к западу от Рейна. Называться Францией страна стала лишь в X в.

    История средневекового государства во Франции может быть разделена на следующие периоды:

    • период феодальной раздробленности - IX - XIII вв.;

    • период сослоено-представительной монархии - XIV - XV вв.;

    • период абсолютной монархии - XVI - XVIII вв.

    Общественный строй.

    В период феодальной раздробленности (IX - XIII вв.) номинальное единое королевство фактически делилось на многие почти независимые феодальные владения, причем в XI в. дробление продолжалось также внутри отдельных герцогств и графств.

    Складывание двух основных классов феодального общества - сеньоров и зависимого крестьянства - в целом завершилось к X в. К этому времени сеньоры-бенефициарии добились превращения бенефиция из пожизненного пожалования в наследственную феодальную собственность - феод. Оформилась феодальная иерархия, возглавляемая королем, с характерной для нее системой вассалитета. Отношения вассалитета покоились на иерархической структуре земельной собственности: номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король - верховный сеньор, или сюзерен, а крупные феодалы, получая от него земли, становились его вассалами. Они, в свою очередь, также имели вассалов, более мелких феодалов, которым жаловали земельные владения. Эта лестница состояла из следующих ступеней:

    • на ее верху стоял король - сюзерен;

    • далее - пэры, то есть "равные королю", герцоги и графы;

    • вассалы и подвассалы разных ступеней - арьер-вассалы;

    • в самом низу - простые рыцари, шевалье, своих вассалов не имевшие. Зависимое крестьянство составляли сервы и вилланы. Первоначально положение сервов было еше близко к позднсантично-му рабству - часть сервов использовалась в качестве безземельных дворовых работников, часть была посажена на мелкие земельные наделы. Сервы наследственно подчинялись судебно-административной власти одного и того же сеньора, уплачивали ему поголовную (подушную) подать и оброк, исполняли барщину и были ограничены в следующих своих гражданских и хозяйственных правах:

    • право перехода из сеньории в сеньорию;

    • право отчуждения земельного держания;

    • право свободы наследования;

    • право выбора брачной партии.

    Для вилланов, которые считались лично свободными держателями земли, принадлежавшей феодалу, характерны отсутствие наследственных личных повинностей (их повинности раскладывались не на личность, а на земельный надел), более широкие возможности отчуждения земельного держания, а также переселения в другую вотчину, на свободные земли или в город.

    Развитие сельского хозяйства, отделение от него ремесла и рост населения способствовали начиная с X в. возникновению новых и возрождению старых римских городов как центров ремесла и торговли, хотя правовое положение горожан еще мало отличалось от положения остальных феодально зависимых людей.

    Государственный строй.

    В период феодальной раздробленности король, номинальный глава государства, избирался крупными землевладельцами - вассалами короля и высшими иерархами церкви.

    В органах центрального управления дворцово-вотчинная система уживалась с управлением, основанным на вассальных отношениях:

    • дворцовую систему, как и прежде, представляли министериалы (сене-шал - глава королевского двора, коннетабль, королевский казначей, канцлер);

    • управление, основанное на вассальных отношениях, осуществлялось в виде съезда крупнейших феодалов страны, называемого Королевской курией или Великим советом.

    Местное управление характеризуется тем, что власть короля признавалась только в его собственном домене, а в земельных владениях крупных феодалов были свои системы местного управления.

    В судебной системе при сеньориальной монархии действовала сеньориальная юстиция - судебную власть между собой делили сеньоры, причем объем их судебных правомочий определялся ступенью иерархической лестницы, на которой они находились.

    Армия состояла из рыцарского ополчения вассалов, исполнявших военную службу, которой они были обязаны сеньорам. Во время войн созывалось народное ополчение.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта