Лекция. Лекция 2. Исторические этапы развития социологии 2. Предпосылки возникновения социологии. Позитивизм О. Конта и Г. Спенсера. Классический этап в развитии социологии
Скачать 62.88 Kb.
|
2. Классический этап в развитии социологии.Классическая социология и ее выдающиеся представители: во Франции – Э. Дюркгейм, в Германии – Ф.Тённис, Г.Зиммель, М.Вебер будут нами рассмотрены в следующем вопросе плана. В конце XIX в. появилась концепция социологизма, которую разрабатывал французский теоретик Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Наиболее известны его работы: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство», «Социология и педагогика». Социологизм утверждал превосходство социума над индивидом и объяснял общественные явления причинами, не сводимыми к биологии или психологии. Дюркгейма интересовала проблема разделения труда, и он выявил её связь с солидарностью, т.е. сплоченностью социальных групп. В древности людей объединяла механическая солидарность (обычаи, традиции, вера), затем – органическая. Первая была основана на сходстве, вторая – на разделении труда. Еще одна категория Э. Дюркгейма – социальный факт, характеристиками которого выступают независимость, объективное существование, принудительность. Поэтому задача социологии состоит не просто в анализе социальных фактов, но и в установлении с их помощью неких статистических закономерностей. Ученого, кроме этого, интересовали разные состояния, в которых может пребывать общество. Так, он выделял нормальное и ненормальное состояния. Первое отличается развитой экономикой, нормативным регулированием, а при втором повышается вероятность конфликтов и исчезают моральные принципы, что именуется аномией. Помимо исследований теоретического плана, получила большую известность работа «Самоубийство», основанная на эмпирическом материале. Дюркгейм отрицает существовавшие до него концепции о мотивах совершения суицида и обращает внимание на внешние, социальные причины, выявив взаимосвязь частоты самоубийств и степени социальной интеграции. Проживание в сельской местности, наличие детей, семьи предохраняют от изоляции и чувства одиночества. По этой причине «Число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид». А условия несоциального характера – время года, время суток, географическое положение, климат, возраст, особенности психики оказывают на процент самоубийств косвенное влияние. Э. Дюркгейм, выделив и подробно описав 4 типа самоубийств: эгоистическое, альтруистическое, аномическое, фаталистическое, – представил феномен самоубийства в аспекте социальных трансформаций и кризисов, т.е. помог утвердиться социологическому подходу. В своей последней крупной работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) Дюркгейм попытался установить связь между религией и структурой общества, считая, что это поможет понять устройство сложных образований. Таким образом, социология Дюркгейма очертила основные перспективы научного знания, явившись теоретической предпосылкой структурного функционализма. Многие проблемы, поднятые ученым, обсуждаются в науке до сих пор: общественная солидарность, аномия, методы социологического исследования ,связь социологии и педагогики. На дальнейшее развитие социологии повлияли и взгляды немецкого классика Г. Зиммеля (1858-1918). Собрание его произведений насчитывает 14 томов, представляющих самые разнообразные темы: власть, конфликт, группы, культура, мода, деньги и т.д. Он стоял у истоков формальной социологии, полагая, что она должна выявлять формы взаимодействий между субъектами («формы обобществления»). Использование в общественных дисциплинах социологического метода именовалось Зиммелем общей социологией, систематизацией форм обобществления («социальная алгебра») – формальной социологией, которая выполняет методологическую функцию. Помимо этого, система социального знания включает в себя философскую социологию. В итоге образуется трёхступенчатая схема: социология – формальная социология – философская социология. Изучение моды иллюстрирует идею Зиммеля о социальном процессе как форме обобществления. Мода – формула, с помощью которой индивид демонстрирует статусную принадлежность и пытается выделить себя из группы. В то время как в обществах, где отсутствует расслоение, из массы никто не стремится выделиться. Иными словами, мода существует только в обществах с классовой структурой и приобретает классовый характер для обозначения социальной принадлежности. В своем основном социологическом труде «Философия денег» Г. Зиммель анализирует интеллект и деньги. Именно они способствуют нарастанию отчуждения и одновременно увеличивают степень свободы. Ещё одним представителем классического этапа в западной социологии был немецкий профессор Фердинанд Тённис (1855-1936). Он занимался организацией крупных эмпирических исследований, но в истории теоретической социологии остался известным как автор книги «Община и общество». Он исследовал индустриальные и современные типы обществ, обозначенных соответственно терминами «гемайншафт» и «гезельшафт». Со временем они превратились в основные категории социологии. По мнению Тённиса, эти противоположные типы исторических эпох различаются некоторыми признаками.
Тённис проводит мысль о том, что на смену «общинной» социальности приходит «общественная». Подобное противопоставление позволяет выстроить систему формальных категорий, при помощи которых можно обнаружить направленность исторических процессов и их изменений. Он разделяет социологию на «общую» и «специальную». В последней выделяет теоретическую, прикладную, эмпирическую части, предназначенные для познания социальной жизни. Тённис включил в группу научных понятиий дружбу, согласие, доверие. В таком аспекте социология превращается в часть философской этики, поскольку социальные явления возникают, по его мнению, в процессе взаимодействия, которое опирается на волевые отношения. На рубеже XIX – XX в. развивается «понимающая социология» М. Вебера (1864-1920) – немецкого экономиста и историка. Он преподавал в нескольких университетах Германии. Был редактором немецкого социологического журнала, в котором печатались его основные произведения. Круг интересов Вебера включал в себя историю права, религии, хозяйства, капиталистическую урбанизацию, политику и т.д. Главные произведения: «Протестантская этика и дух капитализма», «О категориях понимающей социологии», «Политика как профессия», «Хозяйство и общество». Работа «Протестантская этика и дух капитализма» принесла М. Веберу большую известность и сохраняет актуальность до сих пор. В ней он представил современный капитализм как тип рационального поведения, а не только как экономическую систему. Учёный попытался выявить связь между протестантизмом и формированием капитализма, когда вся жизнь человека и предпринимательство опираются на соблюдение этических принципов. Основная категория Веберовской социологии – социальное действие. Под этим термином нельзя понимать любые поведенческие акты. Чтобы считаться социальным, действие должно соответствовать двум условиям: быть осмысленным и ориентированным на другого или других. Учёный описал 4 вида социальных действий, взяв за критерий степень рациональности: традиционное, аффективное, ценностно-рациональное, целерациональное. Их подробное содержание будет рассмотрено в одной из лекций данного курса. Субъект деятельности (áктор) осознаёт цель, применяет подходящие средства для её достижения, предвидит реакцию окружающих. Предметом социологического исследования является осмысленное действие, поэтому социология приобретает характер «понимающей». Понимание мотивации, смысла действий - неотъемлемый компонент научного исследования. По Веберу, понимание появляется при изучении целенаправленных действий. Определяя цель, мы пытаемся понять смысл действия. Ещё одна категория, введённая немецким учёным, – «идеальный тип». Под ним подразумевается обобщение социальных явлений, некие мысленные конструкции, выступающие инструментом познания реальности. Примерами идеальных типов служат «ремесло», «капитализм», «экономический обмен», «церковь», «бюрократия». Задача социолога заключается в конструировании моделей, которые помогают выявлять социальные процессы. Подобные обобщения и есть идеальные, теоретически сконструированные типы. Заслугой М. Вебера является глубокое исследование феномена бюрократии, которая представляет рациональный тип деятельности, эффективный способ управления, выступая при этом идеальным типом или моделью социального института. Она превращается в противовес хаотичному развитию событий. Изучая институт власти, М. Вебер выделил три типа господства: легальное, традиционное, харизматическое. Его влияние на западную социологию оказалось весьма значительным. Он явился автором теории социального действия, концепции бюрократии, основоположником понимающей социологии, которые не утратили методологической силы до настоящего времени. В заключение следует отметить, что: 1) исторически формирование социологии было связано со становлением позитивизма, выявившего несостоятельность умозрительных теорий, не опиравшихся на эмпирический материал; 2) социология классического периода представляла собой новый тип знания об обществе, который воплотился в трудах великих мыслителей – О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера; 3) влияние учёных-классиков на современную науку, не только на социологию, но и на философию, психологию, педагогику признается научным сообществом. 3. Современная западная социология: основные этапы развития, направления и школы Современная западная социология характеризуется многообразием идей, концепций, теорий, методов исследования. Сложная система современной социологии является продуктом многомерного развития интеллектуального содержания классического периода социологии. Но, прежде всего, надо указать на существенно новые моменты, которые появились в социологии ХХ века. Во-первых, был преодолен методологический кризис, в котором оказалась социология в конце Х1Х в. Позитивизм нашел свое развитие в таких неопозитивистских направлениях, как бихевиоризм и функционализм. Во-вторых, возникли новые теории, часть которых была направлена на синтез разнообразных по методологии концепций. В-третьих, бурно развивалась эмпирическая социология. В-четвертых, центр развития социологической мысли постепенно переместился в США. В 30-е г. XX в. американская социология становится лидером в силу нескольких благоприятных для нее условий: отсутствием в США препятствий для развития и преподавания социологической науки (в 1901 году курс социологии читался в 169 университетах и колледжах страны), щедрым финансированием науки государством и деловыми кругами, заметным пополнением корпуса ученых США специалистами, эмигрировавшими из Европы в годы фашизма. В развитии западной социологии ХХ в. принято выделять следующие этапы: 1) 20-е – начало 40-х г. – стремительный рост эмпирических исследований; 2) вторая половина 40-х – 60-е г. – доминирование структурного функционализма и других общетеоретических концепций; 3) с 70-х г. до наших дней – время нового переосмысления методологии и назначения социологической науки, выход на траекторию осмысления глобальных социальных процессов. На каждом из этапов развития социологии в Европе и США рассмотрим её направления и представителей научных школ. Первый этап – 20-е – начало 40-х г. Для последующего развития социологии и становления ее эмпирической ветви огромное значение имела работа Ф.Знанецкого и У.Томаса «Польский крестьянин в Европе и Америке». В своих исследованиях 1918-1920 г. они сопоставили социальное самочувствие поляков-крестьян, живущих на родине и в эмиграции. Основой этого исследования стали личные документы крестьян: письма, автобиографии, дневники, воспоминания, а еще многочисленные беседы и интервью. В работе излагалась и методика проведения исследования. После публикации труда Ф.Знанецкого и У.Томаса начался бурный рост эмпирических исследований. Социологи обратились к наиболее острым проблемам индустриального общества – преступности, нищеты, асоциального поведения и т.п. Наибольших успехов в этом отношении достигла чикагская школа социологии во главе с Р.Парком, который советовал коллегам «не бояться испачкать руки», изучая «изнанку» общества. Однако в это время исследовалось не только «социальное дно». Внимание социологов привлекла проблема человека на производстве. Основная заслуга в изучении этой проблематики принадлежит американскому ученому Э.Мэйо. С 1927г. по 1939г. он провел целую серию экспериментов на предприятии в Хоторне – городе-спутнике Чикаго. По названию города эксперименты стали называть хоторнскими. Э.Мэйо интересовала проблема текучести кадров и низкой производительности труда. Как и его предшественники, он начал поиски главной причины неблагоприятной ситуации в условиях труда, но постепенно он обнаружил, что на производительность труда и текучесть кадров заметное влияние оказывают межличностные отношения рабочих. Ученый пришел к выводу, что решающим фактором производства являются отношения между людьми, т.е. человеческие отношения. Результаты его экспериментов впоследствии легли в основу доктрины человеческих отношений, проводящей идею личностного фактора производства как ключа к решению многих проблем. Второй этап – вторая половина 40-х – 60-е г. В период увлечения эмпирическими исследованиями социология накопила богатый фактический материал о различных сторонах общественной жизни. В результате этого возникла настоятельная потребность в теоретическом обобщении разрозненных эмпирических данных, приведение их в соответствие с общесоциологической теорией. Кроме того, во второй половине 40-х г. мир вступил в эпоху научно-технической революции, принесшей с собой изменение структуры общества, что также необходимо было теоретически осмыслить. Таким образом, на первый план снова вышла теоретическая социология. На втором этапе наибольшее распространение получил структурный функционализм, который в наиболее систематическом виде был разработан американскими социологами Т.Парсонсом и Р.Мертоном. Структурно-функциональный анализ или структурный функционализм является одним из наиболее важных и сложных направлений современной социологической мысли. Он занимал и в 50 – 80 годы ХХ века главенствующее положение, а в качестве общей социальной теории противостоял марксизму. Сам термин «структурный функционализм» появился только в ХХ веке, а как теоретическая парадигма этот подход сложился окончательно во второй половине века, но его корни идут от основателей социологии – О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма. Дело в том, что структурный функционализм исходит из таких представлений об обществе, которые неразрывно связаны с формированием социологии как самостоятельной науки. Структурный функционализм рассматривает общество как объективную реальность, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, как систему. Система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях друг с другом в течение определенного времени. Функционалисты акцентируют внимание на частях общества (отдельных подсистемах), особенно на его важнейших институтах – семье, религии, экономике, государстве, образовании. Одна из особенностей системы состоит в стремлении к равновесию ее компонентов и воздействующих на нее сил. Изменения в одном социальном институте имеет последствия для других институтов, а также для общества в целом. Например, понижение жизненного уровня населения отрицательно сказывается на рождаемости. Это ведет к сокращению в школах набора учащихся, а далее – к закрытию школ. Некоторые институты могут меняться быстрее, чем другие, вызывая дисбаланс в социальной системе. Развитие и функционирование общества можно объяснить только «изнутри». Для этого направления характерно стремление построить наиболее полную систему объяснения эмпирических фактов социальной реальности и при этом использовать старый метод классической социологии – историко-сравнительный метод. Одним из основателей структурно-функционального направления был Толкотт Парсонс (1902-1979). Сын приходского священника, он получил образование в Гарварде и свою карьеру начал как экономист, затем некоторое время стажировался в Германии, где и познакомился с работами ведущих немецких социологов: Ф.Тённиса, Г.Зиммеля и М.Вебера, оказавшими на него заметное влияние. После возвращения в США Т.Парсонс стал преподавать на факультете социологии, только что созданном в Гарвардском университете П.Сорокиным. Как полушутливо отмечал сам Парсонс, к тому времени все частные области социологической теории были уже разобраны, и ему ничего не оставалось делать, как заняться разработкой общей концепции. Первая крупная работа «Структура социального действия» (1937) содержит концептуальную схему теории Т.Парсонса, которую он продолжал разрабатывать впоследствии в таких произведениях, как «Социальная система» (1951), «Социальная система и эволюция теории действия» (1977) и ряде других. Отправным моментом для Парсонса является теория социального действия. В качестве исходной клеточки анализа социальной системы выступает «действие». Неотъемлемой чертой социального действия является отношение между деятелями и элементами среды: деятель ↔ ситуация. Под средой понимается как природная, так и социальная ситуации, которые человек (деятель) наполняет смыслом. Наиболее важным элементом среды являются другие люди, что выводит исследование на проблему социального взаимодействия, в рамках которого деятелям приходится обращать внимание на действия, желания и цели других людей. Основой существования и сохранения общества является согласие членов общества относительно общих ценностей. Парсонс, объясняя, как достигается целостность общества, его единство, что заставляет «деятелей» согласовывать, соотносить свои индивидуальные цели с другими, пришел к нормативно-ценностной модели общества: личность должна усвоить, сделать своими социальные ценности и нормы. Социальное поведение обусловлено существующими в обществе нормами и ценностями. Они составляют те стандарты, которые определяют желаемое направление действия каждого человека в виде целей и образцов его поведения. На основании сказанного, можно выделить необходимые элементы социальной системы: 1) среда; 2) человек и его социальное поведение; 3) ценности и нормы. Т. Парсонс, как и его предшественник Э.Дюркгейм, значительное внимание уделял проблеме социального порядка. Он исходил из того, что для социальной жизни более характерны «взаимная выгода и мирная кооперация, чем взаимная враждебность и уничтожение», и только приверженность общим ценностям и нормам обеспечивает основу порядка в обществе. По мнению Парсонса: «Нормативная ориентация имеет такое же фундаментальное значение для схемы действия, как пространство для классической физики». Все люди стремятся «согласовать свои действия с образцами, желательными для других членов данной общности». «Социология имеет дело с наблюдением и анализом человеческого социального поведения как взаимодействия множества человеческих существ, форм, которые принимают их взаимоотношения в различных условиях, и детерминант этих форм и отношений». «Основная проблема социологии как теоретической дисциплины – интеграция социальных систем, включая в первую очередь препятствия к ее достижению и случаи безуспешной интеграции. Следовательно, социология должна заниматься широким кругом черт, факторов и последствий «интегративных состояний» социальных систем самых разных уровней, начиная с семьи и других малых групп, через многие промежуточные уровни типа локальных общностей и формальных организаций, и кончая обществами как таковыми и даже системами обществ». «Общество должно рассматривать каждого из своих членов как неотъемлемую часть социальной системы и культуры. Главная функция процесса воспитания – всячески проповедовать и разъяснять адаптивную роль общества, необходимость адаптации индивидов к социальной среде, их изменения с точки зрения нормального функционирования». Согласно взглядам Парсонса, каждая социальная система может выжить, функционировать и развиваться только тогда, когда она выполняет основные функции:
Идея заключается в том, что каждая социальная система решает эти четыре функциональные задачи. Первые две функции обслуживают отношение системы с ее внешней средой (в том числе физическими потребностями участников взаимодействия), вторые две характеризуют внутреннюю организацию взаимодействия социализированных индивидов. Основная задача социологии – изучать социальные системы, структуры и их функции. Нарушение функций в отдельной социальной структуре (группе, социальном институте, организации) ведет к перестройке всей системы, к замещению утраченных ею свойств. Система, неспособная перестраиваться, разрушается. Социология должна предупреждать о последствиях нарушения функций, которые нельзя заметить сразу, поэтому перестройка социальных структур должна вестись систематически, что и обеспечит эволюционное развитие общества. Роберт Мертон, бывший учеником Парсонса, явился одним из наиболее ярких представителей структурно-функционального направления в современной социологии. В условиях критики, обрушившейся на функционализм в 60-70-е годы XX в., Мертон отстаивал парадигму функционального анализа. Он показал, что функционализм является ключевой формой теоретических суждений об обществе, предполагающих его объективный характер. И в этом смысле функционализм является основным, если не единственным способом мышления, пригодным для науки социологии как самостоятельной дисциплины. При этом Мертон сам критиковал некоторые аспекты структурного функционализма. Он утверждал, что заложенные в нем колоссальные возможности не работают из-за чересчур большого отвлечения от социальных реальностей и эмпирических феноменов. Своей задачей Р.Мертон видел создание «теории среднего уровня», которая явилась бы своеобразным «соединительным мостом» между эмпирическими обобщениями и абстрактными теоретическими схемами. Обязанность социолога состоит в эмпирическом изучении социальных систем и подсистем (институтов, сфер), которые были выделены на абстрактно-теоретическом уровне. Критикуя излишнюю идеализацию общества Парсонсом с его акцентом на интеграцию социальной системы, Мертон указывает, что это положение противоречит реальным фактам: на самом деле людям не всегда удается придти к единым ценностям, социальные институты не всегда могут согласовать мотивы индивида с целями и ценностями общества. Чтобы исправить это серьезное упущение раннего структурного функционализма, Мертон разработал понятие дисфункции (отрицательные последствия): «явления могут быть функциональными для одних индивидов и групп и дисфункциональными для других». И дело социолога – не предполагать заранее ту или иную роль этого явления, а изучать его. «Вопрос о единстве общества в целом не может решаться априорно. Это вопрос фактов, а не мнений». Не все общества имеют высокую степень интеграции, даже если каждый его элемент функционален для общества в целом. Р.Мертон, кроме того, критически переосмыслил проблему приспособления человека к культурной среде. Он пришел к выводу, что разные люди по-разному приспосабливаются к культурным нормам, ценностям и целям. Точно так же они различаются по избираемым ими средствам. Мертон выделил пять основных типов приспособления: 1) конформность – человек принимает общепризнанные цели, нормы и средства; 2) инновация – человек принимает общепризнанные цели, нормы, но отвергает общепризнанные средства; 3) ритуализм – человек отвергает общепризнанные цели, нормы, но принимает общепризнанные средства; 4) ретритизм – человек отвергает как общепризнанные цели, нормы, так и общепризнанные средства; 5) бунт, мятеж – человек, отвергая общепризнанные цели и средства, заменяет их новыми. Таким образом, критикуя предшествующий функциональный анализ, Р.Мертон вносит в него поправки, оставляя, в сущности, его модель без изменений. Поэтому основные положения критики функционального направления верны и в отношении Мертона – консерватизм и утопизм взгляда на социальную жизнь; статичность теоретической модели, не объясняющей социальные изменения; сверхсоциализированная концепция личности; понимание свободы человека как свободы выбора между социально-структурированными возможностями и т.д. Теория социального конфликта. Современная теория социального конфликта возникла как реакция части западных социологов на широкое распространение структурно-функционального анализа. Односторонняя ориентация функционального подхода на стабильность, устойчивость, гармонию, интеграцию, порядок в обществе отвечала, в определенной мере, периодам относительно спокойного, стабильного (в политическом отношении) и успешного (в экономическом) развития общества. В кризисные, нестабильные периоды общественного развития становились очевидными ограниченность функционального подхода и противоречие теории с социальной реальностью. Многие социологи Запада в середине ХХ века стали поднимать вопрос о том, что, наряду с порядком в обществе, существует и беспорядок: стабильность, устойчивость, гармония сопровождаются конфликтностью, борьбой противостоящих социальных групп, организаций, индивидов. В это время усилилась критика структурного функционализма. Теория конфликта имеет и другие источники: марксистскую теорию, работы Г.Зиммеля в области социального конфликта. Сторонники теории конфликта, как и функционалисты, основное внимание уделяют обществу в целом, исследуя его институты и другие структурные образования. В самом общем виде отличия этих двух подходов можно выразить в виде таблицы:
Наибольшую известность получили концепции позитивно-функционального конфликта Л.Козера (США) и конфликтная модель общества Р.Дарендорфа (Германия). Термин «теория конфликта» как систематическая альтернатива «теории порядка» Т.Парсонса появился впервые в 1956 г. в работе Льюиса Козера «Функции социального конфликта». Козер ставил перед собой задачу «дополнить», «усовершенствовать» теорию структурно – функционального анализа. Он проводит идею, что решение проблемы «общественного порядка» и обеспечения «устойчивости» существующей социальной системы не исключает, а, напротив, вполне допускает признание социальных столкновений, социальных конфликтов, борьбы интересов. Согласно концепции Л.Козера, обществу присуще фатально неизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворенность его членов и вытекающая отсюда напряженность между индивидами и группами, которая периодически приводит к конфликтам. Поэтому основную причину социального конфликта Козер видит в противоречии между тем, что отдельные люди или группы считают причитающимся им по справедливости, и тем, чем они фактически располагают, владеют в результате сложившейся системы распределения. Под социальным конфликтом он понимает борьбу за ценности, власть, ресурсы и статусы; целью такой борьбы является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника (в роли которого выступают личности и общности разного уровня). Л. Козер подчеркивает, что конфликт, как и все социальные явления, не может иметь односторонних последствий – только позитивных или только негативных. Конфликт одновременно порождает и те, и другие, тогда как социологи слишком часто подчеркивали негативные стороны конфликта и забывали о позитивных. Исходя из этого, ученый ставит своей задачей продемонстрировать, что конфликт как социальный процесс, как одна из форм социального взаимодействия может быть инструментом формирования и поддержания социальной структуры. В его теории конфликт выполняет целый ряд позитивных функций: 1. Разрядка напряженности между конфликтующими. Конфликт дает выход взаимной враждебности друг к другу, что позволяет впоследствии возобновить взаимоотношения, спасает их от окончательного разрушения. 2. Коммуникативно-информационная функция. В конфликте люди имеют возможность зондировать, проверять, лучше узнавать друг друга и вследствие этого сближаться в рамках какой-то общности. 3. Интегративная функция: противоборство как с внешним, так и с внутренним врагом помогает поддерживать сплоченность группы и способствует ее сохранению. 4. Стимулирование социальных изменений, инноваций. Конфликт не только порождает новые нормы, новые институты, он является стимулятором в экономической и технологической сферах. Группы или системы, которым не брошен вызов, более не способны к творческой реакции. Л.Козер полагал, что его концепция социального конфликта в сочетании с «равновесно-интегральной» теорией функционализма позволит преодолеть недостатки последнего и стать чем-то вроде общесоциологической теории общества. Однако концепция позитивно-функционального конфликта господствовала недолго. |