Период
| Школа
| Представители
| Характеристика
|
VI век до н.э.
| Милетская школа
| Фалес Милетский
(625-457 г. До н.э.)
| Основатель школы, считал, что первовеществом является вода, из которой путем затвердевания и испарения произошли все вещи.
|
Анаксимандр
(610-546 г. До н.э.)
| Апейрон – божественное бесконечное начало, нечто среднее между огнем и воздухом, которое всем управляет.
|
Анаксимен
(588-525 г. До н.э.)
| Первоначало сущего- воздух.
|
570 – 497 гг. до н.э.
| Школа Пифагора
| Пифагор
( 570- 497 гг. до н.э.)
| Придерживался идеи первовещества, которым он считали число. Он считал, что все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями; задача философа заключается в том, чтобы вскрыть эти отношения. Себя Пифагор называл философом, а своих учеников – математиками, т.к. их обучение начиналось с изучения чисел.
|
Гераклит Эфесский
( 544 – 480 гг. до н.э.)
| Первоначалом считал огонь – вечную и божественную стихию, которая управляет всеми вещами. Мир находится в вечном движении, которое состоит из борьбы противоположностей: холодного и теплого, жизни и смерти и т.д. Логосом – единым для всего существующего закон.
|
Ксенофан Колофонский
(570 г. до н.э.)
| Разделил знание на «истинное» и «чувственное», стоял у основ скептицизма. Отрицал существование антропоморфных греческих богов и верил в существование единого Бога.
|
VI-V вв. до н.э
| Элейская школа
| Парменид
| Бытие целостно, постоянно и неподвижно, а небытия не существует. Чувства – лишь источник недостоверных мнений, истинное знание постигается только разумом.
|
Зенон
| Свои философские суждения он доказывал с помощью апорий (парадоксов).
|
Мелисс (Самосский)
| 1) Бытие не имеет границ; 2) Бытие бестелесно.
|
| Школа плюралистов
| Эмпедокл
| Субстанция- это земля, огонь, вода и воздух (эфир), которые являются «корнями всех вещей». Движущее начало бытия-взаимодействие двух космических сил: любви и ненависти (вражды).
|
Анаксагор
| мироздание состоит из бесконечного количества невидимых частиц (семян). Эти частицы были неподвижны и хаотичны, пока их не привел в движение и гармонию Ум (Нус) – невидимая сила, движущая Вселенной.
|
V-IV веков до н. э
| Школа атомистов
| Демокрит
(460- 370 г. До н.э.)
| Все состоит из движущихся атомтов и пустоты.Миров множесвто. Ничто в мире не происходит без причины.
|
2-я половина V – 1-я половина IV века
| Софийская школа
| Протагор
| 1) человек есть мера всех вещей; 2) всякая истина относительна и субъективна; 3) моральные нормы также относительны, и в случае неэффективности заменяются другими. Горгий отрицал существование «небытия», а Гипий провозгласил всех людей равными от природы.
|
469 – 399 гг. до н.э.
Начало IV в. до н.э.
| Сократические школы:
| Сократ
| Сделал центром своего учения сознание, мышление и духовный мир человека. Знание он отождествлял с добром, а главной причиной зла и человеческих пороков считал невежество. Сократ утверждал, что знание невозможно передать в готовом виде, поэтому предлагал ученикам собственный способ постижение истины через спор и иронический диалог (майевтику).
|
1) Мегарская школа с IV – по III в. до н.э
| Евклид
| Развивали учения Сократа о благе как об единном и не подвижном бытие. Наибольшую известность приобрели логические парадоксы мегариков, особенно приписываемые Евбулиду: Лжец (истинно или ложно высказывание «Я лгу?»), Покрытый (Знаешь ли ты покрытого покрывалом человека? – Нет – Но это твой отец. Следовательно, ты не знаешь своего отца), Рогатый и ряд других. Также известен т.н. «главный аргумент» Диодора Крона, согласно которому возможное определялось как то, что истинно или в настоящем, или в будущем.
|
2) Элидо-эретрийская школа
| Федоном из Элиды
| Близка к мегарской школе, ее сторонники занимались вопросами этики. Впоследствии Менедемом перенес ее в Эретрию.
|
3) Киренская школа
| Аристипп из Кирены
(435-360 г.до н.э)
| Отрицала науки от природы, как ничего не дающее бесполезное знание.
Этика- – учение об удовольствии как основе счастливой жизни, отчего учение киренаиков классифицируется как гедонистическое.
|
4) Киническая школа
| Антисфен
(450-360 г.до н.э)
Диоген
(330-320 г.до н.э)
| Киники видели единственное благо человека в его внутренней свободе, а все нормы и правила считали пустой условностью. Счастье для киников означало неприхотливую жизнь, умеренный труд, воздержание и от наслаждений, и от страданий.
|
386 г. до н.э.
| Академия Платона
| Платон
(427 – 347 гг. до н.э.)
| Основал Академию в Афинах. Главным в философии Платона было учение об идеях. Есть материальный
мир, в котором живет человек. Но есть и другой мир — несотворимый и
неуничтожимый, т.е. вечный. Это мир причины, чистых форм и сущностей
вещей. Это мир, который обозначается понятием «бытие» есть «мир идей.
Строение души: высший уровень - разумный, с высоты которого человек созерцает вечный
мир идей и стремится к благу, и низший - чувственный, с помощью которого
он познает мир вещей.
|
384-322 гг. до н.э.)
| Школа Ликей
| Аристотель
(384-322 гг. до н.э.)
| Аристотель выделяет шесть типов государства: «плохие» (тирания,
крайняя олигархия и охлократия — власть толпы, крайняя демократия)
и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).
Разделил философию на 3 вида: теоретическая,практическая,поэтическая.
Учение Аристотеля получило название перипатетизм.
|
306 год до н. э.
| Эллинистический этап:
1)Эпикурейская школа
| Эпикур
(341 - 270 гг. до н. э.)
| Эпикур был сенсуалистом. Он призывал безоговорочно доверять чувствам, полагая, например, что Солнце на самом деле той же величины, каким оно предстаёт нам на небе. Разумеется, занятая Эпикуром позиция крайнего сенсуализма является неверной. Чувства очень часто искажают картину мира, порождая иллюзии.
|
IV век до н. э. – II век н. э.
| 2) Школа стоицизма
| Зенон Китионский (336-332 – 270-262 г.до н.э)
| Разделили философию на три части: физику, логику и этику. В физике стоики эклектично сочетали элементы материализма и идеализма. Выделяют несколько этапов в развитии стоицизма:
античную (кон. IV-III вв. до н.э.), среднюю (II-I вв. до н.э.) и римскую (I-II вв. н.э.).
|
IV век до н.э.
| Школа скептиков
| Пиррон из Элиды (ок. 365 — ок. 275 до н. э.)
| Скептики считали невозможным достижение истины, т.е. познание сути вещей, поскольку человеческое знание в высшей степени относительно. Путь к счастью они видели в добродетельной жизни, воздержании от суждений и достижении атараксии (безмятежности, внутреннего покоя).
|