Главная страница
Навигация по странице:

  • Егоровой Людмилы Ивановны

  • Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

  • 3. Теоретическая база опыта.

  • Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

  • Мастерская «Остров» по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо» (5 кл.).

  • 2.Внеурочная деятельность

  • 5. Анализ результативности опыта.

  • 7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

  • Использованные источники.

  • Доклад. Представление инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы маоу Саганнурская сош Республики Бурятия


    Скачать 67.22 Kb.
    НазваниеПредставление инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы маоу Саганнурская сош Республики Бурятия
    Дата02.04.2023
    Размер67.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад.docx
    ТипУрок
    #1030858

    Представление

    инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МАОУ «Саган-нурская СОШ» Республики Бурятия

    Егоровой Людмилы Ивановны

    Тема опыта : «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы»

    1. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.


    Россия не возродится, если духовно-нравственные

    ценности не будут поставлены во главу угла!

    Святейший Патриарх Алексий II
    Для меня, как человека и как учителя литературы, понятие «духовно-нравственное воспитание» не просто слова, а смысл жизни.

    Духовно-нравственное воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

    Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние качества его внутренней жизни.

    Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно - волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений. Система образования еще не вышла из полосы реформ. Остаются нерешенные проблемы. К таким проблемам, в первую очередь, относится и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского общества, где имеют место низкая культура, грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени.

    Новый закон «Об образовании» требует, чтобы содержание образования обеспечивало формирование духовно-нравственной личности, а Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (т.е. любящий свою Родину, уважающий свой народ, осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир и т.д.).

    Актуальность моего педагогического опыта обусловлена потребностями федеральной образовательной политики, современного общества, определяется необходимостью духовно- нравственного возрождения человека. формирования и развития у обучающихся общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственно развитой и духовно богатой личности в процессе использования содержания, методов, приемов и средств литературы, потенциала внеурочной деятельности.

    Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы - насущная проблема современности. В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия - воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека - это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. Превращение школы Знания в школу Воспитания требует от современного учителя пересмотра своей педагогической деятельности, нового самосознания. Поэтому, анализируя множество ролей, в которые нам, учителям, приходится воплощаться, я считаю особо значимой роль педагога-воспитателя, целенаправленно и организованно помогающего ребёнку «восходить» к культуре современного ему общества и развивать способности жить в этом обществе. Я убеждена, что жить достойно в обществе может только духовно-нравственный человек. Воспитание духовно-нравственного начала тесно и неразрывно связано с развитием самосознания учащихся, сознанием ими своих национальных корней, потребности любви к Родине и народу.

    Современный учитель-словесник работает в условиях сокрушительного духовного и нравственного слома. Всё народное, традиционное теряет силу примера, в том числе «великий и могучий» русский язык.

    Русский язык остается одним из самых развитых и богатых языков мира, а культура пользования родным языком исчезает. Ответственность за сохранение чистоты и красоты речи снижается не только в СМИ и политической жизни общества, но и в жизни учебных заведений.

    В связи с этим необходимо уделять особое место предметам гуманитарного цикла, в частности, русскому языку и литературе, которые являются одним из наиболее важных предметов с точки зрения воспитательных возможностей. Именно учитель русского языка и литературы, по мнению П.М. Неменского, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества».


    1. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.


    Ведущей педагогической идеей своей работы считаю обеспечение условий формирования духовно богатой, способной к самоусовершенствованию и самореализации в обществе личности, умеющей творчески мыслить. Для того чтобы претворить данную идею в жизнь, реализовать поставленные цели и задачи, нужно овладевать современными образовательными технологиями и внедрять их в свою практику.

    Всем известно, что большую часть своего времени дети проводят в школе. И вовсе не стоит считать пафосным или устаревшим выражение про учителя: «Она как вторая мама». Я вижу и чувствую, с каким доверием и надеждой смотрят на меня мои ученики. И я не могу, не имею права пренебрегать этим. Поэтому, на формирование опыта работы по данной проблеме повлияли, прежде всего, мои доверчивые, ищущие правды, ученики. Моя жизненная позиция – говорить всегда только правду, поступать честно и справедливо по отношению ко всем, «и так во всём, как хочешь, чтобы поступали с тобой, поступай и ты с ними».

    След, который должны оставлять мы, учителя, - это доброе слово, посеянное в душах учеников. А.С.Пушкин взял в качестве эпиграфа к «Капитанской дочке» слова: «Береги честь смолоду». Молодость всему открыта, она верит тому, что видит, не сформированы еще социальные шаблоны, не довлеют над юной личностью предрассудки: что посеешь сейчас в этой душе, то и пожнешь потом.

    К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.

    Именно поэтому мы все вместе должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы.

    Если вопросам духовно - нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.

    Во-первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием, во-вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают классическую литературу. Не секрет, что далеко не все из школьной программы можно изучать с интересом. Однако, если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.

    Главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.

    Русский язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.

    3. Теоретическая база опыта.

    Теоретическая база моего опыта опирается на следующие принципы, с которыми я познакомилась, изучая гуманистические цели нравственного воспитания К.Д. Ушинского, К.В. Зелинского, теоретические основы системного подхода к формированию духовно-нравственных качеств обучающихся Л.М. Донченко, книги Е.Н. Поповой «Образовательные технологии: инновации и традиции», 2009 г.; Е.В. Бондаревской. «Ценностные основания личностно - ориентированного воспитания». - М. 1995 г.; Н.И. Беловой, И.А. Мухиной. «Педагогические мастерские: теория и практика».- 1995 г.; Г.Б. Петровой. «Современные технологии в обучении литературе».- М.2006 г.; Т.Я. Ереминой. «Мастерские по литературе». - М. 2004 г.; систему обучающего воспитания педагога-новатора Е.Н. Ильина.

    Е.Н. Ильин главную цель преподавания литературы видит в ее воспитательной функции, а уже потом – в познавательной. Он убежден в том, что «интенсифицировать знания в массовой школе в полной мере удается лишь на воспитательной основе». Ильин предлагает отказаться от пассивных методов обучения и разнообразными приемами побуждать учащихся к активному поиску «своей истины», собственных взглядов и оценок обсуждаемых проблем. Его методика основана на эмоциональном воздействии художественных произведений на ученика. «В какой мере работа ума становится трудом души – вот критерий урока литературы», – утверждает знаменитый педагог.

    Цели и задачи своей работы я реализую также через содержание основного учебного материала, изучаемого школьниками по русскому языку и литературе. В нем трансформированы социокультурный опыт человечества, образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, творческого мышления. Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие любви к родному языку, культуру речи, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для того чтобы прививать интерес к изучению русского языка и литературы, я применяю различные формы и методы обучения.

    Разработаны поурочные планы-конспекты уроков, внеурочных занятий, программы элективных курсов и внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, большое количество дидактического материала, в том числе к проверочным и тестовым работам, планы-конспекты открытых уроков и внеклассных мероприятий, которые проводились на уровне района и образовательного учреждения.

          На заседании районного методического объединения учителей русского языка и литературы выступала с докладом «Реализация концепции духовно-нравственного воспитания в работе учителя - словесника». Также выступала на республиканской научно-практической конференции на тему: «Духовно – нравственное воспитание как один из аспектов формирования ключевых компетенций школы», на ММО и общешкольном родительском собрании на тему: «Духовно – нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы».

    Обязательным считаю применение здоровьесберегающих технологий: использование физкультминуток, зарядки для глаз.

    Важным для современного учителя является и овладение компьютерными технологиями. Они обогащают арсенал методических средств обучения, представляют педагогу богатый наглядный материал, позволяют разнообразить уроки, делая их интересными. В своей работе постоянно использую ИКТ при подготовке к урокам, изготовлении дидактического материала.

    Инновационные технологии в моей практике дают мне возможность повысить уровень профессионализма, обеспечить благоприятные условия для успешного развития личности ученика, его нравственных качеств.

    Стараюсь постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство. Систематически прохожу очные курсы повышения квалификации в Государственном автономном учреждении дополнительного профессионального образования «Бурятский республиканский институт образовательной политики».

    Методическое объединение учителей литературы нашей школы работает на основе учебно-методического комплекса В.Я.Коровиной. Главной особенностью программы является направленность процесса обучения на речевое и интеллектуальное развитие школьников и создание благоприятных условий для достижения основной цели обучения литературе – воспитания личности.

    Мой опыт применим и в системе учебно-методического комплекса Т.Курдюмовой.


    1. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.


    Духовно-нравственные качества учащихся я развиваю на уроках и во внеурочное время.

    Для реализации задач духовно-нравственного воспитания средствами литературы внедряю в свои уроки элементы различных образовательных технологий, но предпочтение отдаю принципу обучающего воспитания, разработанному петербургским учителем Е.Н. Ильиным. Этот принцип реализовывается через осмысление учащимися нравственных понятий и формирование опыта нравственных отношений с окружающими в процессе учебно-познавательной и творческо-аналитической деятельности. «Каждый ученик, - говорил Ильин, - должен состояться как Человек», - и утверждал: «Уроки литературы только тогда воспитывают и вызывают интерес, когда они идут не от привычных штампов и формальных учебных вопросов, а от «безответных» нравственных проблем, обсуждение которых ставит старшеклассника в активные личностные отношения с писателем и его героями».

    Организация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы сегодня возможна при применении технологии педагогических мастерских. Она соответствует новой философии образовательных целей:

    - создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;

    - предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;

    - реализовать возможности самооценки и самокоррекции;

    - помочь выработать навыки интеллектуального труда, предоставляя ученику право на ошибку и право на сотрудничество.

    Технология педагогических мастерских, заявившая о себе в 90-х годах XX века, позволяет расширить педагогическое пространство урока, определив его ядром нравственный вопрос, значимый для каждого обучающегося. Если проанализировать изучаемые произведения с точки зрения духовно-нравственной направленности, можно выделить такие метакатегории, как семья, дом, любовь, счастье, долг, патриотизм, жизнь и некоторые другие. Это позволяет рассматривать литературное произведение в тесной связи с реальной жизнью, учит разбираться в себе и людях, формировать духовно-нравственные ценности. А особая эмоциональная атмосфера, которая создается на уроках при помощи использования технологии педагогических мастерских, помогает обучающимся быть свободным, высказываться, не боясь ошибиться. Конечно же, все уроки по данной технологии подчиняются своим внутренним законам, имеют особую структуру, свои этапы. Они таковы:

    1. Индуктор. Первое задание мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность ученика. Я очень люблю использовать в качестве индуктора эпиграф, в котором заключается проблемный вопрос. И поиск ответа на этот вопрос идет в течение всего занятия. Например, при изучении творчества И. Бунина я предлагаю эпиграф «Был ли счастлив я в жизни земной?». Под этот индуктор подбираются обычно все задания, информированные материалы, наглядные и технические средства и т.д., при помощи которого и создается творческий продукт, что является вторым этапом мастерской.

    2. Создание творческого продукта происходит в групповом взаимодействии, которое основано обычно на деконструкции и реконструкции. Деконструкция - это разъединение, рассогласованность материала для работы. И если обычный классический урок предполагает уже готовые истины в виде характеристики писателя, описания его интересов, разбора творческих приемов, то технология мастерских позволяет самому ученику из полученных разрозненных частей, единиц, каковыми могут являться высказывания критиков или друзей о писателе, его письма, дневниковые записки, реконструировать литературный портрет этого писателя. Надо отметить, что это очень ответственный момент, предполагающий вдумчивую работу с текстом, умение выбрать из него главное и затем это главное облечь в форму краткой, достоверной и интересной информации. Во время реконструкции у ребят обычно возникают споры, они отстаивают свою точку зрения, и здесь роль педагога заключается в том, чтобы помочь найти нужное решение, предложив записать, например, все точки зрения, все определения, но при этом выделить главное и второстепенное.

    3.Социализация. Это и есть предъявление созданного творческого продукта, в котором соединились результаты каждого в соответствии с его жизненным опытом. Это может быть и афиширование, и составление алгоритма литературного портрета писателя или поэта, и выставка рисунков, и чтение текста и т.п.

    4. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности, где происходит формирование информационного запроса, то есть выстраивание новых проблем. Этот этап может присутствовать не на каждом занятии.

    5. Новая информация и ее обработка. Как показала практика, быстрее и целесообразнее всего этот этап выполняется при помощи заполнения разного рода таблиц. Этих таблиц великое множество. Их можно создавать самому учителю, можно дать опережающее задание ученикам, попросив их продумать критерии, которые важны при оценке творчества того или иного писателя или поэта.

    6. Корректировка творческого продукта осуществляется групповой работой.

    7. Опять этап социализации, т. е. соединение индивидуальных результатов, заполнение контрольного листа, который обязательно будет афишироваться на занятии.

    8. Общая или итоговая рефлексия. Часто представляем ее в виде синквейна, или переводим в творческое задание на дом (небольшое сочинение), когда автор работы может рассказать, что и он ощущал или наблюдал то же, что и писатель.

    Вот небольшие примеры:

    Что значила Россия для Блока? (синквейн).

    Россия

    Прекрасная, нищая

    притягивает, зовет, обещает

    без нее нет жизни

    жизнь
    Что значит Россия для меня? (синквейн).

    Россия

    Любимая, единственная

    успокаивает, волнует, восхищает

    другой родины мне не надо

    родина.
    Приведу отрывки проведённых уроков-мастерских.

    Мастерская «Остров» по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо» (5 кл.).

    - А Вы, ребята, знаете значение слова «остров»? Это участок суши, со всех сторон окруженной водой. Участок, выделяющийся чем-нибудь среди остальной местности. Например, сухое место среди болота. Мне бы очень хотелось, чтобы вы сегодня были тоже островами, то есть выделились бы чем-нибудь неповторимым на этом уроке.

    1. Вспомните утро, пробуждение. Завтрак. Дорогу в школу, встречу с друзьями. Нарисуйте в тетради лицо, которое соответствует вашему настроению.

    2. Нарисуйте круг, внутри которого напишите все то, что вы себе разрешаете, а снаружи – то, что запрещаете.

    3. Прочтите.

    4. Допустим, вы запретили себе без разрешения родителей отправиться в путешествие, но…представьте себе, что вы оказались на благодатном острове с великолепными климатическими условиями (температура воздуха не опускается ниже 15 градусов по С).

    5. Опишите словами, что вы чувствуете. (Радость, огорчение, решительность, испуг, отчаяние, мужество, трусость, находчивость, растерянность, оптимизм, уныние).

    6. Что вы предпримете?

    - Кто стал бы для вас примером? (Робинзон Крузо, Васютка, Игорь-робинзон).

    8. Работа с текстом романа.

    - Что вы знаете о Робинзоне?

    - Какие подробности его жизни в первые дни на острове описывает автор?

    - Что заставляет героя действовать так? (Любовь к жизни). Далее анализ дневника Робинзона.

    - Как характеризует дневник героя? Цель дневника – разумный подход к жизни. Автор показывает интеллектуальный рост героя. Философия эпохи Просвещения строилась на вере в разум человека, в его рациональную и интеллектуальную деятельность, которая должна была перестроить мир на разумных началах.

    9. Сочинение-миниатюра «Всегда ли я бываю на высоте, оказавшись в затруднительном положении?» и «Чему я научился (лась) у Робинзона Крузо?».

    10. Чтение работ.

    11. Рефлексия.

    - Как изменилось ваше настроение?

    В своих работах дети сделали выводы: «… автор пишет о том, как выручают человека самые простые вещи, как непросто посеять и вырастить ячмень, как можно приручить диких животных, а самое главное, как из дикаря и людоеда сделать преданного товарища». « Робинзон выжил, обжил остров, подчинил себе животных и природу, потому что не боялся трудностей». «Ему помогло трудолюбие: 12 раз плавал к кораблю, растил злаки, строил и укреплял жилье, находчивость, настойчивость, знание законов жизни». «Благодаря Робинзону я понял, что знания необходимы, особенно в экстремальных ситуациях. Значит, всему надо учиться».
    Вот начало мастерской по рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор». Тема урока: «Чудо милосердия». Второе слово темы закрыла листом бумаги.

    - Посмотрите на нашу тему.

    - О чем мы с вами будем говорить? (О чуде).

    А что означает слово «чудо»? (Нечто небывалое, нечто поразительное: чудо искусства, поразительно хорошее).

    Наша задача с вами непростая – ответить на важный вопрос:

    - О каком чуде идет речь в рассказе Куприна?

    Дальше поиск, которому следовало подчинить всю работу на уроке. Итогом работы явилась творческая мастерская: «В какие чудеса стоит верить людям?» В своих сочинениях-миниатюрах дети писали о том, что чудом для них была встреча с чудесным доктором – Пироговым Николаем Ивановичем. Они сделали вывод, что чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать обыкновенным чудом для каждого доброго человека. Главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами, прийти при первой возможности на помощь к тому, кто в ней нуждается. Второе слово в теме они узнали. Это слово «милосердие». Сам поиск для детей был непростым, чтобы он их не утомил, аналитическую работу с текстом организовала в форме дидактической игры (с конвертом «Удачи», цветными жетонами…). Привлекла аналитическую работу с текстом, иллюстрациями, которые подготовили сами дети.
    1.Урочная деятельность.

    Уроки литературы и русского языка среди предметов гуманитарного цикла играют едва ли не главную роль в формировании духовно-нравственных качеств обучающихся.

    В произведениях наших выдающихся писателей давно обозначился герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в жизни. Задумываясь о проблемах и пороках в обществе, решая, как их исправить, такой герой всегда начинает с себя. В. Астафьев писал: «Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь до общегосударственных, до общечеловеческих проблем». Именно на уроках литературы с помощью бессмертных классических произведений мы размышляем о проблемах, формирующих нравственные качества. Изучая русскую литературу 19 века, ищем ответы на непростые вопросы: что такое любовь и семья, и какой бы выход из сложившейся ситуации могла найти сегодня Катерина - героиня пьесы Островского «Гроза»? Что понимал под духовными ценностями герой романа Тургенева Базаров и соглашаюсь ли я с ним? Почему? Что вкладывали в понятие «честь, совесть» Андрей Болконский и Пьер Безухов и что значат эти слова для меня?

    Согласны ли вы с Львом Толстым, который утверждал, что высшее предназначение женщины - семья, материнство?

    Читая повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник» и вспоминая сказ «Левша», выводим формулу русского характера. Отмечаем такие черты русского человека, как решительность, мужество, чувство сострадания, долг, любовь к Отечеству.

    В литературе XX-XXI веков рассматриваем уже такие духовно-нравственные категории, как преданность, мужество, подвиг, память, милосердие, защита всего живого, патриотизм.

    Путешествуя по дорогам нравственного мира героев В.М. Шукшина, В.П. Астафьева, А.И. Солженицына, Ю. Трифонова, В.Г. Распутина и других писателей, помогаем ученикам становиться лучше и мудрее.

    В своё время видный российский педагог В.П. Вахтеров с сожалением отмечал, что «до сих пор господствует в образовании акроаматическая форма преподавания, когда курс литературы излагается без активного участия учеников». Нынешние уроки с применением современных педагогических технологий понравились бы знаменитому педагогу, ибо они носят творческий и созидательный характер, когда учебное задание направляет познавательную деятельность учащихся, имеющих возможность выбора путей исследования, средств достижения цели, темпов работы, получения новой информации по мере запроса на неё самих участников.

    Именно на таких уроках ученик научится не только сопереживать, сочувствовать, различать добро и зло, но и услышать своего товарища, согласиться или не согласиться с ним, поучаствовать в диалоге, дать самооценку своим действиям и чувствам. Перечисленные выше вопросы позволила поставить технология педагогических мастерских, элементы которой я включаю в свои уроки. Приучаясь обдумывать формулировки и оттачивая свои вопросы при обсуждении в группе или в паре, ученик постоянно находится во взаимодействии со своим опытом, с мнением других, с позицией писателя или поэта. Он имеет возможность как бы примерить действие или ситуацию на себя, подумать, а как бы он поступил на месте героя и почему, хорошо это или плохо. И если хорошо - то кому, ему одному или всем. То есть обучающийся волей-неволей выходит на самостоятельное решение, на самооценку своих действий или поступков, обогащая свой нравственный опыт, а не получая готовые ответы от учителя.

    Только при условии овладения теоретическими основами дисциплины можно говорить о воспитании у школьника базовых личностных качеств: современного научного мировоззрения, патриотических убеждений, гражданской позиции, нравственного сознания, общей культуры и т.д. Именно при изучении русского языка и литературы обучающиеся добиваются важных качественных изменений в своем социально-нравственном и общекультурном развитии, осваивают основы саморазвития. Всю свою педагогическую деятельность стремлюсь к тому, чтобы учение было увлекательным для детей, помогало их самоутверждению и нравственному становлению.

    Целью моего педагогической деятельности является: создание системы духовно-нравственного воспитания детей для формирования социально-активной личности на уроках русского языка и литературы. Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее. Своей работой я стремлюсь решить следующие задачи:

    - работать над созданием условий для развития личности, побуждения ее к самоанализу, самовоспитанию на основе литературных произведений, прививать нравственные ориентиры в жизни;

    - добиваться сознательной дисциплины в классе, уважения к закону;

    - воспитывать любовь к Родине, приобщая к ее культуре через экскурсии, поездки, походы, вечера, встречи с интересными людьми;

    - воспитывать потребность в заботе о других людях через беседы, совместную деятельность.

    Реализация проводимых мероприятий позволит:

    - создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала трудовых ресурсов страны, усилить внимание к Человеку и его развитию;

    - создать условия для адаптации детей в постиндустриальном обществе;

    - нацелить учащихся на верные жизненные ориентиры и нравственные ценности, научить осуществлять нравственный выбор и давать моральную оценку, стремиться к самосовершенствованию.

    Урок – пространство воспитания благодарного отношения к русскому языку. «Могучий и великий» русский язык – это учитель, наставник. Он «учит» нас ещё в колыбели через колыбельные, потешки, загадки.

    До возникновения письменности существовало устное народное творчество, в котором отражалось мировоззрение русского человека, его душа. Не зря пословицы и поговорки мы используем и сегодня. На уроках русского языка и литературы я привожу примеры пословиц, поговорок, фразеологизмов и прошу ребят объяснить их смысл. Проблема сейчас состоит в том, что у многих ребят очень скудный словарный запас и для них эта работа составляет некоторые трудности. Эту проблему мы пытаемся решить на уроках русского языка при изучении тем: «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы». Совместная работа с учениками может строиться двумя способами:

    - я даю задание составить как можно больше слов, близких данному слову (например, сострадание, забота, милосердие и т.д.), поделиться своими примерами и подвести итог (составить общий ряд слов);

    -совместно с учениками обсуждается и выстраивается общий ряд слов, а потом каждый ученик у себя в тетради осмысливает их содержание.

    Но важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным материалом на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку.

    Глубоких и прочных знаний учащихся добиваюсь через повышение эффективности каждого урока. Практикую работу с тестами, раздаточным материалом разного уровня сложности, использую ИКТ. Включаю в уроки элементы занимательности, провожу игры «Четвертый лишний», «Найди ошибку», использую кроссворды, шарады, викторины. С целью привития интереса к предмету использую различную наглядность (таблицы, схемы, картины).

    При освоении учащимися курса русского языка и литературы применяю различные виды деятельности:

    • осознанное творческое чтение художественных произведений различных жанров;

    • заучивание наизусть стихотворных текстов;

    • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

    • выразительное чтение;

    • составление планов и написание отзывов о произведении;

    • написание изложения с элементами сочинения и т.д.

    В своей работе в целях воспитания нравственности и патриотизма использую следующие приёмы:

    • приведение примера;

    • анализ фактов, явлений;

    • яркий рассказ;

    • использование сравнения, сопоставления, противопоставления.

    При их использовании требуется личностное отношение обучаемых к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, вырабатывается система взглядов и убеждений, которые становятся принципами, мотивами поведения обучающихся.

    Использую разнообразные способы изложения материала нравственной или патриотической направленности. Так, большое воспитательное значение имеют пословицы, которые использую при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 кл.) – Родная сторона - мать, чужая – мачеха; Родина – мать, умей за неё постоять; «Прилагательные полные и краткие» (5кл.): Своя земля и в горсти мила. Глупа та птица, которой своё гнездо не мило. Вопросы, задаваемые в ходе выполнения упражнений, помогают учащимся осмыслить нравственные ценности. Например:

    • Какие нравственные качества человека ценились всегда и считаются общечеловеческими ценностями?

    • Какой поучительный смысл содержат народные изречения?

    Задания практического характера позволяют, используя данный жанр фольклора, повторить и закрепить правила орфографии, пунктуации, виды разбора.

    В воспитательных целях использую работу со словарем. Обучающиеся выполняют самые различные задания. Сравнивают словарные статьи, посвященные словам «патриот», «патриотизм», «духовность», «нравственность». Чем различается материал словарных статей? Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть патриотом?» или «Какой поступок я считаю безнравственным?».

    Очень большую роль в духовно-нравственном воспитании личности играют творческие работы учащихся. Можно также предложить учащимся темы, развивающие личностное отношение ребенка к окружающему миру, ценности. Например: «Что такое доброта?», «О милосердии», «Что значит честный человек?» и т.д.

    Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся. Например, «Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.

    В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

    Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. «Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека». По А.Никонову.

    Сначала текст читается, затем проводится беседа:

    1. Определите тему текста, главную мысль.

    2. Озаглавьте текст.

    3. Как вы понимаете нравственность?

    4. Что такое совесть? Как она влияет на личность человека?

    5. Что помогает человеку сделать правильный выбор?

    При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами можно использовать такое высказывание Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости  это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.  Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».

    Задание к этому тексту:

    1. Определите тему и идею текста.

    2. Определите стиль речи.

    3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.

       Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д.

    Говоря о духовном воспитании молодого поколения, я имею в виду и воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.

    Например, сказки, где всегда добро побеждает зло. Они учат нас тому, что хороший человек всегда на уровень выше злодея.

    Былины воспитывают в детях чувство патриотизма.

    И, конечно, при воспитании настоящего человека с большой буквы нельзя не обойтись без русской классики. Она бесценна, в ней нет ничего лишнего. И сколько бы времени не прошло, русская классическая литература останется бесценным достоянием русского народа. Например, в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает настоящая русская девушка Татьяна Ларина – хранительница русских традиций. «Но я другому отдана и буду век ему верна», - это пример того, как высоко Татьяна ценит такие понятия как честь, совесть, верность. У М. Ю. Лермонтова в произведении «Песня про купца Калашникова» главный герой защищает честь своей семьи, жены. Ради этого Калашников жертвует своей жизнью.

    На примере этих произведений ученики знакомятся с такими понятиями как: верность слову, честь семьи, достоинство и моральный облик русского человека.

    Литература – это учебный предмет, где ученики могут, не стесняясь, высказывать свою точку зрения, спорить, вместе решать проблемы, находить выход из трудных ситуаций, и моя роль как учителя заключается в том, чтобы направить их мысли в нужное русло. Важное место занимают литературные дискуссии, так как они развивают самостоятельность мышления учащихся, готовят их к реальной жизни. Для решения духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях. Проблемам нравственности посвящаются и уроки внеклассного чтения. Например, в 6 классе мы познакомились с рассказом Л. Андреева «Кусака». Это произведение вызвало массу различных чувств у моих учеников: от жалости до негодования. Во время урока учащиеся бурно обсуждали проблему отношения людей к животным, и ни один из них не остался равнодушным. Они искренне сочувствовали этой бедной несчастной собачке. Это доказало то, что наши дети способны сочувствовать не только людям, но и животным. Приведу ещё один пример. В 8 классе мы изучали следующие произведения: Л. Н. Толстой «После бала», И. А. Бунин «Кавказ», А.И. Куприн «Куст сирени», А. П. Чехов «О любви». Все эти рассказы напрямую связаны с духовно-нравственным воспитанием, так как они затрагивают такие проблемы как честь, совесть, чувство собственного достоинства, самопожертвование, семейные ценности. В процессе изучения этих произведений учащиеся бурно обсуждали поступки главных героев, и во многом дети были не согласны с тем, как герои ведут себя по отношению к другим людям. После изучения этих рассказов учащимся было предложено написать сочинение на тему: «Что такое совесть, честь, достоинство?» Меня поразило, в хорошем смысле, что наши дети способны рассуждать на моральные темы. Они четко представляют себе, что значит быть благородным, честным человеком. Значит, ещё не все потеряно, и мы сможем возродить в детях добрые чувства.

    В качестве примеров нравственного поведения подбираю тексты для анализа, изложения, диктанта, отражающие данную проблему. Наиболее яркими примерами являются произведения художественной литературы, которые предлагает учебник-хрестоматия. («Конь с розовой гривой» В.П. Астафьева, «Уроки французского» В.Г. Распутина, «Юшка» А.П. Платонова и др.).

    Важное педагогическое значение имеет урок по повести В.К. Железникова «Чучело». В повести идёт речь о взаимоотношениях классного коллектива и личности, о воспитании личности и воспитании коллектива. Семиклассники читают книгу о самих себе, о собственных школьных проблемах. Мы не можем отрицать, что характер класса определяется очень рано, как и характер взаимоотношений в нём. И задача учителя - улавливать возможные направления развития этих отношений, умело воспитывать ребят, учить их самостоятельно мыслить, быть добрыми, милосердными, не позволять таким, как Железная Кнопка, брать власть в свои руки. Разговор о поведении Железной Кнопки, Шмаковой, Димки Сомова, Лены Бессольцевой помогает учащимся анализировать собственные поступки, взаимоотношения товарищей по классу.

    Духовно-нравственные вопросы в преподавании русской литературы рассматриваются через темы религиозных заповедей, которые освещаются многими авторами. Например, воскрешение Лазаря в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского играет большую роль в идейном содержании произведения, тема предательства – в произведении «Иуда Искариот» Л.Н.Андреева.

    В 11 классе учащиеся увлечены чтением романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Один из важнейших философских вопросов «Что есть истина?» переплетается в произведении с вопросами нравственного порядка «Что есть истина для каждого героя». Такие уроки, на которых ведется спор, на которых учащиеся задумываются о собственной жизни, о своем предназначении, заставляют обучающихся снова обратиться к тексту.

    Работа над авторским текстом часто порождает творческие поиски самих учащихся. Ребят увлекает не только дружеская беседа по близким уже проблемам, но и сам процесс придумывания сходных ситуаций.


    2.Внеурочная деятельность.
    Урок не может вместить всё то, что интересует учащихся. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа даёт возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой – глубоко раскрывать богатство русского языка.

    В последние годы достаточно активно стали рассматриваться аспекты взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования (Е.Б. Евладова, В.И. Казаренков, З.А. Карчина, Н.А.Морозова, М.О. Чеков и др.) Это свидетельствует об активизации поиска взаимосвязи между ними на уровне содержания. Различные направления внеурочной работы по литературе помогают формированию нравственных качеств личности, способствуют развитию отношений с окружающим миром, когда учащиеся учатся правильному отношению к другим людям: милосердию, любви, великодушию, мужеству, терпимости, стремятся познать истину.

    Внеурочная работа по литературе и русскому языку многообразна. Сюда относятся и литературные гостиные, являющиеся хорошей традицией школы, способствующие формированию нравственных и духовных качеств, создающие условия для расширения мировоззренческого кругозора, закладывающие основы для личностного самовыражения; это и предметные недели, систематически проводимые в школе, закрепляющие формирование духовно-нравственного идеала, начатого на уроках литературы. Традиционно в нашей школе проходит Неделя русского языка и литературы, в которой мои ученики принимают самое активное участие. Тематика предметных недель посвящена обычно юбилейным датам поэтов и писателей изучаемой эпохи. Также провожу с детьми викторины, литературные брейн - ринги, филологические КВНы. Вовлекаю детей в разнообразные конкурсы и олимпиады. Это и участие в реализации социального проекта, посвящённого Дню пожилых людей. Дни поэзии – «Души прекрасные порывы», которые ежегодно проходят в конце марта и охватывают учащихся всех классов. Уроки мужества, проводимые ко Дню защитника Отечества, Дню юного героя - антифашиста, инициативе «Горячее сердце»; Дни памяти, посвящённые празднику Победы и др.

    В составлении сценариев участвуют учащиеся, высказывающие иногда очень интересные мысли, подающие неожиданные идеи. Используя в своей работе компьютерные технологии, привлекаю также и детей к созданию собственных презентаций на ту или иную тему.

    Ребята пробуют свои силы и в написании авторских работ. Чаще всего это лирические произведения о любви, природе, затрагивается и патриотическая тема, встречаются размышления и нравственного характера. Конечно, работы эти далеки от совершенства, приходится их поправлять, но очень осторожно (я обычно спрашиваю разрешения на такую правку, прошу не обижаться, предлагаю вместе подумать, как сделать, чтобы выдержать и ритм, и рифму, сохранить авторский стиль изложения). Всё это лишний раз доказывает, что в наше непростое время души учеников тянутся к прекрасному. Дети верят в доброту, стремятся к совершенству, надо только разглядеть эти нравственные ростки и попытаться помочь им окрепнуть.

    Конечно, нравственное здоровье нашего общества оставляет желать лучшего, но и новые формы проведения занятий, и уроки с применением инновационных технологий, и внеклассные мероприятия обладают высоким воспитательным потенциалом, востребованы со стороны учащихся и отвечают запросам образовательных стандартов нового поколения.
    5. Анализ результативности опыта.
    Только сам человек способен разбудить в себе лучшие качества характера, воспитать нравственность и духовность, но помочь ему задуматься над своими поступками, разбудить зачатки Добра, Красоты, Благонравия, что живут в душе каждого, - наша задача.

    Как уместны ко всему сказанному слова Л.Н.Толстого: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий, духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека».

    Итак, духовность и нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И моя обязанность - воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так.

    Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится мною на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности, поможет «заронить» драгоценное зерно в души моих учеников.

    Конечно, необходимо воспитание и в семье, и в школе. Но только чтобы семья и школа не спорили между собой, как это случается сплошь и рядом, не ломали ребенка разнобоем воспитательных средств, а действовали в согласии.

    По-моему, словесник в школе – главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих людей нашей отечественной словесности. За учителем каждого предмета стоят великие, но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, – это особое и наиболее значительное дарование России, наклон ее фигуры, смысл ее цивилизации. Литература, родной язык, затем история творят сына Отечества.

    В результате использования вышеописанных подходов в обучении удается:

    -раскрыть всесторонние способности учащихся;

    -повысить заинтересованность ребят и увлечённость предметом;

    -научить учащихся использовать полученные знания в различных ситуациях;

    -повысить качество знаний.

    Мои ученики участвуют в предметных олимпиадах, конкурсах научно – исследовательских работ, во Всероссийском конкурсе «Русский Медвежонок», во Всероссийских предметных олимпиадах «Олимпус», «Кириллица», в дистанционных олимпиадах, создают собственные презентации и проекты на различные темы.

    Ребята также принимают участие в муниципальных и республиканских конкурсах.

    Мои ученики не состоят на учёте, активны, внимательны, вежливы, способны в любую минуту прийти на помощь¸ пишут хорошие работы о духовных ценностях. Это говорит о том, что мы на правильном пути.

    6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

    Трудоемкость опыта заключается в комплексной, четкой организации учебного процесса, когда учащийся на занятиях становится не объектом, воспринимающим готовые знания, а исследователем, человеком, ведущим активную поисковую деятельность, желающим научиться логически и правильно выражать свои мысли; грамотно писать и говорить; происходит отказ от информационно-объяснительных методов обучения в пользу деятельностно - развивающих, они формируют широкий спектр личностных качеств ребенка, важными становятся не только усвоенные знания, а сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных способностей и творческого потенциала учащихся. 

    Конечно, требуются временные и интеллектуальные затраты всех участников учебно-воспитательного процесса.

    7. Адресные рекомендации по использованию опыта.
    Инновационный педагогический опыт по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы» адресован учителям русского языка и литературы, желающим на своих уроках повысить мотивацию и познавательный интерес к предмету, а также творческую активность и самостоятельность учащихся, добиваясь при этом высоких результатов. Опыт образования и воспитания может и должен получить как можно более широкое распространение. Каждый учитель – и начинающий, и опытный – способен творчески применить это в своей работе. Я активно пропагандирую свои находки и рекомендую их к использованию в педагогической практике. Поэтому стараюсь принимать участие в работе муниципальных и республиканских семинаров, охотно делюсь своим опытом, выступая на ШМО, ММО, на педагогических советах. Провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия на муниципальном уровне.
    Использованные источники.
    1. Л.М. Донченко. Духовно - нравственное воспитание старшеклассников. Елец. 2005.

    2. Т.Я. Ерёмина. Мастерские по литературе. С. Петербург. 2004.

    3. Т.Я. Ерёмина. Педагогические мастерские на уроках словесности. Ж. «Литература», № 5-6, 2015.

    4. О.А Зажигина ( и др.). Творческая мастерская учителя. Волгоград, 2010.

    5. К.В. Зелинский. Нравственное воспитание школьников. М. 2009.

    6. Л.А. Кобзарева. Развивающие образовательные технологии. Технология педагогических мастерских. Волгоград. 2012.

    7. К.Д. Ушинский. О нравственном элементе в русском воспитании.

    8. И.А. Соловцова «Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания», И.А. Соловцова «Проблемы духовного воспитания»: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006.

    9. Источник: http://www.pedlib.ru/Books/1/0474/1_0474-128.shtml

    10. http://www.rusk.ru/st.php?idar=114380




    написать администратору сайта