Виды и жанры театрализованных представлений. ПредставленВиды и жанры театрализованных представлений
Скачать 73.45 Kb.
|
представленВиды и жанры театрализованных представлений В практике театрализованных представлений последних десятилетий можно четко выделить следующие виды театрализованных представлений: агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер, массовое театрализованное празднество. Внутри каждого из этих видов театрализованных представлений определились и продолжают определяться разновидности с более конкретными особенностями. Театрализация может означать лишь органическое сочетание нетеатрального, жизненного, непосредственно связанного с производственной практикой и бытом людей материала и материала художественного, образного; это сочетание, этот сплав документального и художественного создается с целью определенного воздействия на публику. Виды театрализованных представлений: агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер, массовое театрализованное празднество. Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления имеет свою видовую специфику: это, прежде всего, агитация и пропаганда театрально-художественными средствами. Идейно-политическая, идеологическая работа может быть разделена на теоретическую деятельность, пропаганду и агитацию. Пропаганда и агитация – слова латинского происхождения. В буквальном переводе пропагандировать – значит распространять знания, идеи, воззрения, теории, а агитировать – значит пробуждать определенное стремление, побуждать людей к действию. Под агитацией мы понимаем непосредственный призыв, умение направлять энергию и волю людей на претворение идей в практические дела. Средствами воздействия на массы, которыми располагают пропаганда и агитация, являются: радио, телевидение, печать, устные выступления, технические средства, наглядная пропаганда и агитация (плакаты, панорамы, панно, стенды, выставки), использование искусства во всех его видах. Выразительные средства агитационно-художественного представления: слово, движение, музыка, хоровое пение и живопись, звук и свет, фарс, лирика и сатира, дружеский шарж и пародия, конферанс, пантомима, кукольный театр, звукоподражание, сюжетный танец, клоунада, акробатика – все это может найти применение в агитационно-художественном представлении Литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем, чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя, а именно их сочетанием (монтажем). Тематический вечер – это сценическая композиция с предельно конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными, а не вымышленными героями, что включает в себя и театрализованное массовое представление. Массовое театрализованное празднество отражает важные события в жизни большой общности людей, а иногда и в масштабах государства и в глобальных измерениях. Это могут быть, праздничные дни или посвящаемые важнейшим событиям в жизни коллектива, села, города, страны и.т.п. Под жанром подразумевается конкретная разновидность того или иного вида искусства. В отличии от рода и вида, жанровая категория является изменчивой. В искусстве происходит смена жанровых форм и разновидностей, и вызвано оно тем, что общее развитие, меняя человеческие взаимоотношения, требует от художника новых путей и эстетического познания. Искусство – это форма общего сознания, но какой бы неповторимой не была та или иная жанровая форма, сквозь нее просвечиваются особенности рода и вида. Жанра есть выражение взгляда сценариста на разбираемые им жизненное явление, угол зрения на изображаемую ситуацию, и этот угол зрения всегда является исторически обусловлен. Одно и тоже жизненное явление может быть смешным и ужасным. Взгляд на жизненное явление складывается из некой объективной давности и ее оценки. Режиссер – сценарист избирает жанр, в зависимости как он смотрит на жизнь. Поэтому жанр возникает как способ выражения точка зрения существующее его сознания. В драматургии театрализованного представления жанр определяет тип конфликта. Тип жизненных противоречий воссозданных сценаристом специфическими средствами психологии данной ситуации. Конфликтность как специфическое отражение действительности в сценарии всех видов театрализованного представления, является фактором определяющим и идейно-тематическим смыслом и жанром. Конфликтность в сценарной драматургии является общим признаком, а форма проявления конфликта определяет его жанр. Из всех категорий наибольшей определенности в науке обладает жанр. Ученые считают, что в каждом виде искусства понятие жанра специфическое. Жанр – это род произведений в области какого-либо искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Жанр в литературе – это определенный вид литературных произведений, принадлежащих одному и тому же роду. Три рода литературы. Эпос – это произведение объективно – повествовательного характера. Лирика – включает в себя произведения, которые находят воплощение переживания автора как личности по отношению к себе, обществу и миру в целом. Драма – это род произведений, написанных в форме диалога без авторской речи и предназначена для исполнения на сцене. Агитка - обращение к злободневной общественно-политической теме, в которой все изобразительные средства направлены к одной цели – максимально агитационному воздействию человека. Балаган – шутовское изображение действительности. Баллада – лирико-эпический сюжетный рассказ исторического или бытового характера. Басня – нравоучительная сатира, в которой аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения. Бурлеск – снижение высокого и возвышение низкого. Буфф – наличие смешных положений, характерное возникновение комических ситуаций. Водевиль – незатейливая комедия с куплетами. Гимн – возвышенная похвала кому или чему-либо, могущая быть и сатирической и иронической при сохранении возвышенной стилистики. Гротеск – смещение норм действительности и совмещение контрастов: реальности и фантастики, трагедии и комедии, сарказма и безобидного юмора. Идиллия – полная безмятежность, покой, блаженство. Коляда – рождественское приветствие, народное по форме, светское либо духовное по содержанию. Мистерия – библейская драма, система культовых обрядов. Памфлет – высмеивание кого-либо общественно-политического явления или изобличение кого-либо с высоким политическим положением в художественно-политической форме. Пародия – комическое воспроизведение и утрирование характерных черт с целью осмеянии последних. Плач – оплакивание смерти человека, и т.д. Притча – поучение или сатира нравственно-назидательного толка. Раек – сатирическое либо юмористическое обыгрывание злободневной темы, изобилующее народными идеалами Сказ – повествование, выдержанное в форме русского фольклора и стилизованное под бытовой народный говор. Сказка – нравоучение или развлечение в форме фантастического повествования. Трагифарс – облечение трагического в комическую форму. Фарс – легкая комедия дивертисментного характера, где дивертисмент – ряд отдельных номеров в контексте театрализованного действа. Частушка - отображение самых разнообразных сторон жизни в форме народной поэтической миниатюры. Эксцентрика – необычный, из ряда вон выходящие приемы и контрасты в изображении действительности. Элегия – смешенное чувство радости и печали, раздумья и размышление с оттенком авторской интимности. |