Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.Место комедии в жанровой системе классицизма. Жанровые разновидности классицистической комедии, проблематика комедии

  • 2.Основные содержательные уровни художественной структуры комедии "Недоросль": элементы мещанской "слезной" драмы как фабульный

  • 3.Два стилевых пласта комедии: сатира как стилеобразующая основа, формирующая средства характеристики отрицательных персонажей

  • 4.Действующие лица комедии: материалистически-просветительское понимание Фонвизиным среды и обстоятельств, формирующих характер

  • 5."Недоросль" Фонвизина и становление реализма в русской литературе последней четверти XVIII века.

  • Скворцова П.Е. ИФФ 2-3. 1. Место комедии в жанровой системе классицизма. Жанровыеразновидности классицистической комедии, проблематика комедии


    Скачать 156.67 Kb.
    Название1. Место комедии в жанровой системе классицизма. Жанровыеразновидности классицистической комедии, проблематика комедии
    Дата09.12.2021
    Размер156.67 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСкворцова П.Е. ИФФ 2-3.pdf
    ТипЗанятие
    #298084

    ЗАНЯТИЕ 5. ОБЩЕСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКАЯ
    ПРОБЛЕМАТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
    КОМЕДИИ Д.И.ФОНВИЗИНА "НЕДОРОСЛЬ"
    1.Место комедии в жанровой системе классицизма. Жанровые
    разновидности классицистической комедии, проблематика комедии
    "Недоросль", главный конфликт как отражение основного социального
    конфликта
    эпохи.
    Идейная
    направленность
    комедии
    в
    свете
    просветительских тенденций русской литературы последней четверти
    XVIII века.
    В иерархически упорядоченной системе драматических жанров классицизма комедия занимала место низкого жанра, являясь антиподом трагедии. Она была обращена к той сфере человеческих проявлений, где действовали сниженные ситуации, царил мир быта, своекорыстия, человеческих и общественных пороков.
    КЛАССИЦИЗМ - одно из важнейших направлений искусства прошлого,
    художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика,
    требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. В театральном искусстве это направление утвердило себя в творчестве, прежде всего, французских авторов: Корнеля, Расина, Вольтера,
    Мольера. Классицизм оказал большое влияние на русский национальный театр (А.П.Сумароков, В.А.Озеров, Д.И.Фонвизин и др.).
    Основные черты и признаки классицизма в пьесе «Недоросль»:
    1)В повествовании сохранено единство места и времени.
    2)Жанровые особенности: в пьесе находят отражение характерные черты классицистической комедии:
    3)Чёткое деление персонажей на положительных (Стародум, Софья,
    Правдин) и отрицательных (Простаковы, Скотинин);
    4)Говорящие фамилии (Простаковы — от слова «простак», Скотинин —
    «скотина», Вральман — «врать», Милон — «милый», Стародум — «старый
    (давний, опытный)» + «дума (мысль)»).

    5)Освещённым порокам придаётся локальный характер, осуждаются лишь отдельные представители помещичьего дворянства, в то время как государство в целом представлено в позитивном ключе.
    Жанр «Недоросли» — классическая комедия. Свое место в пьесе заняла сатирическая направленность, однако юмор не слишком резкий. На первом месте у автора стоит не желание обличить и осудить, а с помощью смеха направить людей на путь исправления.
    Проблематика:
    Проблема нравственного разложения дворянства (Простаковы, Скотинин);
    Злонравие – В своей пьесе Фонвизин решительно осуждает самодурство,
    зависть, жадность и грубость, свидетелем которых он был. По его мнению,
    дворянство должно отринуть все свои недостатки, чтобы превратить Россию в настоящую европейскую страну.
    Невежество – Глупость в глазах драматурга выглядит самым страшным человеческим пороком. В его пьесе все невежды – омерзительные ничтожества, тогда как все положительные персонажи умны и образованы.
    Воспитание истинного гражданина – В своей комедии Фонвизин изобразил идеальных, по его мнению, граждан Российской империи в лице Правдина и
    Стародума. Образованные и добродетельные люди, которые думают прежде всего о благе государства, отличаются благородством, человечностью и искренностью.
    Также автор высмеял такие пороки, как грубость, жестокость, эгоизм,
    алчность, жадность, лицемерие, ложь и лесть. По его мнению, их искоренить может только сама система: если преуспевать будут только честные и высоконравственные люди, то все остальные станут такими же, потому что увидят в этом выгоду для себя.
    В основе пьесы лежат два конфликта – социально-политический и любовный.
    Социально-политический конфликт заключается в изобличении крайностей,
    которые возникают при крепостном праве, в осуждении самодурства и невежества. По ходу сюжета нарастает противоречие между идеалами просвещённой монархии и помещичьей зашоренностью. Однако в финале разум и гуманизм одерживают вверх. Любовный конфликт играет второстепенную роль и лишь дополняет социально-политический. Через него
    Фонвизин доносит до нас идеи о недопустимости принуждения и всесильности истинной любви. Особенности конфликта состоят в том, что дворянам противопоставлены сами дворяне, и противостояние происходит в
    рамках одного сословия. Фонвизин подчеркивает, что российское дворянство неоднородно: в нем есть достойные люди и бесчеловечные тираны.
    Помещица Простакова узнаёт о том, что её воспитанница – Софья, стала наследницей своего богатого дяди. Помещица намеревается насильно выдать девушку замуж за своего сына – Митрофана. Софья всячески противится этому, ведь на уже давно влюблена в молодого офицера Милона. На ее руку претендует и дядя Митрофана, Скотинин.
    В
    эпоху
    Просвещения ценность искусства сводилась к
    его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм - одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом,
    создавался образ человека, творящего добро, - идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире. Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в политической жизни страны. Писатели, говорил
    Фонвизин, “...имеют... долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества”. Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии
    “Недоросль”, - проблема воспитания просвещенных передовых людей.
    Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности,
    самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных же ланий, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться. То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. “Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном на стоящем часе суетяся”. Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они “...не оставляют двора...
    двор им полезен”, “...чины нередко выпрашиваются”. Они забыли, что такое душа, честь, благонравие. Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. “Тщетно звать врача к больным неисцельно.
    Тут врач не пособит, разве сам заразится” - такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры, которые
    Фонвизин предлагает принять:
    ограничить власть
    Простаковых и

    Скотининых над крестьянами, а царя и придворных - над всей российской жизнью.
    2.Основные содержательные уровни художественной структуры комедии
    "Недоросль": элементы мещанской "слезной" драмы как фабульный
    уровень структуры, организующий композиционный каркас пеьсы;
    комедийно-сатирический
    план
    структуры
    "Недоросля"
    и
    роль
    внефабульных
    нравоописательных
    сцен.
    Формы
    выражения
    нравственно-политической концепции Фонвизина, значение узловых
    внефабульных
    сцен,
    содержащих
    идеи
    социальной
    утопии.
    Многоступенчатость
    развязки
    комедии
    как способ объединения
    комедийно-сатирического
    и
    идеально-утопического
    полюсов
    проблематики пьесы.
    В системе жанров происходит изменения: ода фактически умирает,
    становится объектом для насмешек, в драматургии появляются элементы
    «слезной драмы» - элементы психологического театра с назидательными идеями, популярными становятся драмы, трагедии. В это время множество иностранных пьес не только переводятся на рус. яз., но и адаптируются для рус. сцены, меняются имена, место действия. С таких же опытов начинал и
    Фонвизин, это б. нужно, чт. научиться быть драматургом. Наивысшего развития Просвещение получило в творчестве Радищева, Крылова,
    Фонвизина.
    Недоросль сочетает в себе черты классицизма и новаторские черты.
    Следование традициям классицизма проявляются в: том, что комедия сохраняет все признаки «низкого» жанра. Это первая социально –
    политическая комедия на сцене. В пьесе высмеиваются пороки (грубость,
    глупость, жестокость, необразованность), которые требуют немедленного исправления. Проблема воспитания – центр. в идеях просвещения в комедиях
    Фон-на. Конкретности изображаемой действительности соответствует и язык произведения (одно из правил классицизма), речь Простаковой в отношении к слугам грубая, в отношении к сыну – ласковая. «Правильный», «книжный»
    язык – основа речи положительных персонажей.
    Соблюдается правило 3-х единств, действие в усадьбе госпожи Простаковой,
    единство действия подчинено автор. Задаче – решении проблемы истинного воспитания. В комедии непросвещенные, необразованные персонажи
    (Простаковы, Скотинин, Митрофанушка) противопоставлены образным,
    просвещенным (Стародум, Софья, Правдин). Деление персонажей на положительные и отрицательные – одно из правил классицизма. В основу сюжета «Недоросля», согласно традиции классицизма, положена любовная
    интрига, но Фонвизин подчиняет ее задачам социальной сатиры. Любовь
    Софьи и Милона способствует прояснению характеров злонравных помещиков. Новаторство. Фонну важно не просто поставить проблему воспитания, но и показать, как обстоятельства влияют на формирование характера, личности.
    В
    «Недоросле»
    заложены основы реалистического отображения действительности, автор воспроизводит атмосферу помещичьего произвола,
    жестокость, безнаказанность и невежество Простаковых и Скотининых. В
    отличие от классицистичего. Произведений, «Недоросль» произведение многотемное. Его основные проблемы тесно связаны друг с другом:
    проблемы воспитания связано с проблемами крепостного права и гос. власти.
    Для разоблачения пороков автор испытывает такие приемы как говорящие фамилии, саморазоблачение героев.
    В уста положит. героев Фонвизин вкладывает критику развращенного века,
    бездельников-вельмож,
    невежественных помещиков.
    Тема служения
    Отечеству, торжества справедливости т/ж проведена через положит. образы.
    Язык служит также раскрытию образов: книжный язык положен в основу, в речи Стародума встречаются архаизмы. Для Правдина характерны канцеляризмы, у молодых людей- Софьи и Милона – сентиментальные обороты. Новаторство и в системе образов:
    Фонвизин вводит героев из низшего сословия (Тришка, Еремеевна, учителя
    Кутейкин и Цыфиркин). Кроме того Фонвизин пытается дать краткую предысторию персонажей, раскрыть разные грани характеров некоторых из них. Простакова в начале комедии – жестокая помещица, в финале –
    несчастная мать, отвергнутая собств. сыном. Речь персонажей ярко индив-на,
    служит ср-вом их хар-ки. В «Недоросле» нарушается замкнутость комедийного жанра: рядом с комическими сценами — серьезные,
    поучительные разговоры, подчас драматические ситуации, характеры в комедии социально детерминированы.
    Все это способствовало разрушению классицизма, усилению реалистических тенденций в драматургии Фонвизина. Вместе с тем в «Недоросле»
    сохраняется рационалистическая структура комедии. Соблюдение единства места и единства времени, поэтика имен-характеристик, и дидактическая заданность комедии.
    Однако новаторство
    Фонвизина находит выражение в
    создании социально-политической комедии, насыщенной реальным, жизненным материалом, типическими характерами в их индивидуальном проявлении, в показе влияния окружающей среды, воспитания на формирование характера человека. Фонвизин мастерски пользуется речевой характеристикой, язык
    персонажей индивидуализирован. Речь отрицательных персонажей груба,
    примитивна и немногословна, лишена какого-либо налета светскости, другие персонажи, в частности учителя Цыфиркин, Кутейкин, Вральман, слуги
    Еремеевна, Тришка, говорят сообразно своему социальному положению.
    Художественное своеобразие
    Недоросля не укладывается в рамки классицизма, здесь идет поиск иной идейно-эстетической системы. В своем сатирическом творчестве Фонвизин продолжил и развил традиции сатиры
    Новикова.
    «Недоросль» вызвал подражание в современной ему и последующей литературе: анонимные комедии начала XIX в. «Сватовство Митрофана»,
    «Митрофанушкины именины», «Митрофанушка в отставке» Городчанинова
    (1800), пьеса Плавилыцикова «Сговор Кутейкина» (1789) и т. д. «Недоросль»
    - комедия, в которой побеждает реалистический принцип видения и отражения характеров, хотя и в этой комедии преодолеть окончательно традиции классицизма Фонвизину еще не удалось. Внимание Фонвизина к реальной действительности, желание вывести на сцену живые образы русских дворян, стремление показать их ничтожество, их убогость, их уродство и паразитизм определили новаторство драматурга и в области комического.
    Главным отступлением писателя от правил классицизма был отказ от искусственного привнесения комических ситуаций в действия реальных лиц.
    Отказывается Фонвизин и от сатиры «на личность», — его образы глубоко правдивы, и сила их — в типичности. Нет и традиционного в классицизме несоответствии в языке, — герои его говорят свойственным им языком,
    притом речь их социально дифференцирована. Чужда Фонвизину и насмешка над бытом простого народа. Идея комедии — обличение русского дворянства.
    Принцип верности действительности в образах и сюжете определил и стремление драматурга сделать комическую ситуацию жизненной,
    вытекающей из поведения действующих лиц. Так, объектом комического стал
    «дворянский корпус», не отдельные исключения, а типические образы дворян-помещиков.
    Содержание комического определялось идеей комедии — обнаружение ничтожности, паразитической жизни, скотской морали, духовного убожества тех,
    кто спесиво провозглашал себя
    «благородным сословием».
    Обнаруживалась эта ничтожность в ситуациях, рождавшихся из реальных,
    внутренне оправданных столкновений действующих лиц. Как уже говорилось, всех отрицательных персонажей связывает любовная интрига.
    Развитие интриги, определявшееся показом моральною облика русских
    помещиков, и создавало комические ситуации, в которых комизм служит средством социального обличения.
    Оппозиционно-политическая направленность
    «Недоросля»
    вызвала трудности постановки комедии. Тем не менее передовое общественное мнение было на стороне Фонвизина, и спустя девять месяцев постановка
    «Недоросля» состоялась.
    3.Два стилевых пласта комедии: сатира как стилеобразующая основа,
    формирующая средства характеристики отрицательных персонажей,
    роль бытового контекста; традиции просветительских философских
    трактатов-диалогов
    как
    стилистическая
    основа
    характеристики
    положительных персонажей.
    Сатира в образе Простаковой.
    Главная героиня произведения – госпожа Простакова. Она считает себя хозяйкой положения, колотит всех, кто попадается под руку, считает себя умной и воспитанной. Но на самом деле это совсем не так, ведь она – самый яркий пример невежественности деспотизма. Это делает ее смешной. Ведь главное, что красит человека – это его воспитание. Имея власть, необходимо помогать людям, а то, как ведет себя Простакова – глупо, и поэтому смешно.
    Сатира в образе Митрофанушки
    Митрофанушка – самый сатиричный из всех героев произведения. Он не представляет себя ничего, полностью полагаясь на мнение матушки. Но когда перед ним встает выбор – он сразу же отказывается от нее. Митрофанушка смешон, потому что глуп и безволен. Он не хочет учиться, а хочет жениться,
    совершенно ничего не понимая в жизни. Это делает его образ сатиричным и смешным.
    Сатира в образах других героев
    В некоторых других героях также заложено много сатирического. Чего стоят только учителя Митрофанушки – пытаясь учить его, сами они не представляют из себя ровным счетом ничего, особенно любимчик
    Простаковой Вральман. Скотинин, имея говорящую фамилию, сравнивает своих будущих детей с поросятами. Смешно выглядит и общение положительных героев с
    отрицательными.
    Слушая умные речи,
    невежественная Простакова, заискивая перед Стародумом, выставляет себя в некрасивом свете, показывает себя смешной, пытаясь спорить с ним и доказать свою идеологию. Вся комедия Фонвизина пропитана сатирой и острым юмором, который выражается в деталях и даже самом сюжете.

    Сатира в сюжете
    Следя за сюжетными перипетиями, читатель видит юмор в том, как за девушку сражаются несколько невежественных поклонников, в том как отрицательные герои заискивают друг перед другом и перед значимыми положительными героями. В самом сюжете заложена сатира, ведь это явление тоже высмеивается автором.
    Суть сатиры в том, чтобы высмеять явления, которые на самом деле являются страшными. Умный человек, читая произведение, смеется по-горькому, ведь нельзя по-настоящему смеяться над такими явлениями. Фонвизин показывает ситуации нелепыми настолько, что вызывают смех. Но мы должны понимать,
    что сатира – это юмор, построенный на страшных явлениях человеческой жизни, юмор, благодаря которому мы можем увидеть пороки в себе, а не бездумно насмехаться над героями.
    Когда Фонвизин создавал комедию, он следовал трактату Н. Буало «О
    поэтическом искусстве»,
    соблюдая все принципы построения классицистической комедии. «Недоросль» Фонвизина это комедия не только о том, как неправильно обучали молодого юношу, дворянина, вырастив его
    «недорослем». В основе сюжета комедии находится любовная история:
    Софья влюблена в Милона, ее дядюшка Стародум также подыскивает ей достойного жениха. По счастливому стечению обстоятельств им оказывается именно возлюбленный Софьи – Милон. Расчеты госпожи Простаковой женить на Софье своего сына Митрофана (после известия о получении ею наследства), являющиеся угрозой отношениям Софьи и Милона, не оправдываются. Одна из главных и центральных проблем в произведениях эпохи Просвещения – проблема воспитания. Но Д.И. Фонвизин расширил эту проблему: в произведении говорится о воспитании в самом широком его смысле. Митрофанушка и есть тот самый недоросль, о ком говорит название комедии. Именно через его воспитание автор показал нам, откуда берется этот самый ужасный мир невежественных и скотских людей, а также объяснил и разложил более подробно обстоятельства, которые влияют на характер становления личности.
    Такая объемная задача не могла быть решеная только средствами классицизма. Автору необходимо было подобрать новые подходы к изображению героев. Именно отсюда и появляется традиционное и новаторское в комедии.
    В пьесе строго соблюден классицистический принцип «триединства времени,
    места и действия»: события происходят в один день – действие разворачивается с утра до вечера в одном месте, доме госпожи Простаковой,
    ход пьесы не прерывается, хронология событий не нарушена.11 Но самого
    действия, как такового, в комедии нет, именно поэтому она и является новаторской.
    Композиция произведения построена традиционно. Согласно эстетике классицизма, персонажи четко делятся на положительных и отрицательных, и носят говорящие фамилии. Действующими лицами комедии становятся люди разных сословий российского общества XVIII столетия: государственные мужи, дворяне, крепостные слуги, учителя.
    Система образов в данном произведении не является совсем традиционной,
    она скорее будет новаторской, т.к. Фонвизин вводит в систему персонажей ряд второстепенных лиц, которые не относятся ни к положительным, ни к отрицательным (Еремеевна. Цыфиркин, Вральман, Кутейкин, Тришка). Все фамилии героев являются говорящими.
    Для Фонвизина, в отличие от классицистов, было важно не просто обозначить проблему воспитания, но и показать, как обстоятельства влияют на становление характера личности. Именно это отличает изучаемую комедию от произведений классицизма.
    «В «Недоросле» были заложены основы реалистического отражения действительности в русской художественной литературе. <…> В своей комедии о воспитании он поднимает проблему крепостного права, его растлевающего влияния и на народ, и на дворян».
    Новым была и попытка Фонвизина дать хотя бы краткую предысторию персонажей, раскрыть характеры некоторых из них.
    Новаторство Фонвизина проявилось и в создании речи персонажей. Она для каждого героя своя и служит средством их характеристики.
    Новаторство Фонвизина в этой комедии заключается в отступлении от принципа единства действий (две сюжетные линии); в том, что отрицательные герои интересны и неоднозначны, вызывают разную читательскую реакцию; при создании характеров героев используется речевая характеристика. Таким образом, автор отходит от правил классицизма в направлении развития реалистических тенденций.
    4.Действующие лица комедии: материалистически-просветительское
    понимание Фонвизиным среды и обстоятельств, формирующих характер
    героя, и принципы новаторского построения характеров в комедии.
    Разнообразие характеров внутри каждой группы комедии: степень
    типизации
    и
    индивидуализации
    действующих
    лиц,

    социально-психологическая мотивированность языка персонажей; роль
    внесюжетных персонажей.
    На протяжении всей комедии Ф. выявляет их скотскую сущность:
    положительные персонажи то прямо обличают их поступки, то тонко иронизируют над ними. Ф. использует приемы «зоологизации». Например,
    Кутейкин заставляет Митрофана всему залу объявить, что он «не человек» и даже «не червь», а «скот». Вральману все время кажется, что, живя с господами Простаковыми, он жил «фсе с лошатками». Скотинин,
    расхваставшись древностью своего рода, попадает в капкан Стародума,
    согласившись с ним, что его пращур был создан богом несколько раньше
    Адама (т.е. тогда, когда были созданы скоты). Особенно страшно то, что скотоподобные, невежественные, грубые и жестокие крепостники готовят себе «достойную» смену. (Название комедии, образ Митрофана)
    Поступки и реплики Митрофанушки, показавшие его «познания» в российской грамматике, его желание не учиться, а жениться смешны. Но его отношение к Еремеевне, его моментальная готовность «за людей приниматься» (т.е. чинить над ними расправу), его наплевательское отношение к родной матери в заключительной сцене - уже не вызывают смеха: перед нами растет деспот, жестокий крепостник.
    Рабство превращает крестьян в холопов, начисто убивая в них все человеческие черты, все достоинство личности. С особой силой проступает это в дворовых. Фонвизин создал образ огромной силы -- рабы Еремеевны.
    Старая женщина, нянька Митрофана, она живет жизнью собаки:
    оскорбления, пинки и побои--вот что выпало на ее долю. Она давно утратила даже человеческое имя, ее зовут только ругательными кличками: «бестия»,
    «старая хрычовка», «собачья дочь», «каналья». Надругательства, поношения и унижения сделали из Еремеевны холопа, она потеряла человеческое достоинство и настолько рабски предана своим господам, что забывает об опасности, грозящей ей, защищая Митрофана от Скотинина.
    Индивидуализация действующих лиц раскрывается Ф. преимущественно в их языке. Все качества Простаковой отражаются в ее языке. Ее обращение к слугам: «собачья дочь», «бестия», «скот», «воровская харя» и др. Заботливая и ласковая речь в обращении к Митрофану: «Век живи, век учись, друг мой сердешный!», «душенька». Забитый муж ее «рохлею родился», его «ничем не проймешь», ходит он «развеся уши». Язык Простаковой меняется не только в зависимости от адресата, но и от ситуаций. Налет «светскости» при встрече гостей: «рекомендую вам дорогого гостя», «милости просим» и близок к народной речи в ее униженных причитаниях, когда она вымаливает себе прощение.

    5."Недоросль" Фонвизина и становление реализма в русской литературе
    последней четверти XVIII века.
    Комедия «Недоросль» находится у истоков русской реалистической литературы. Отдав определенную дань классицизму (наличие традиционного любовного треугольника в сюжете, наличие «говорящих» фамилий,
    схематизм в обрисовке некоторых характеров, определение персонажей как положительных и отрицательных), драматург стремится к широкому охвату явлений современной ему действительности, к многогранности образов.
    Классицизм – это художественное направление в литературе и искусстве
    XVII – начала XIX веков, для которого характерна высокая гражданская тематика, культ разума, строгая сюжетно композиционная организация произведений, наличие одного конфликта, разрешающегося «торжеством добродетели» и «наказанием порока» в финале, иерархия жанров («высокие»
    и «низкие»), наличие условных героев, положительных и отрицательных,
    однозначность характеров, наличие определенной «системы амплуа»
    персонажей в произведении. В основе эстетики этого художественного направления лежит принцип рационализма. Своим идеальным образцом теоретики классицизма считали античность, а также определенные каноны искусства эпохи Возрождения. Для русского классицизма была характерна сатирическая направленность, преобладание национально исторической тематики в литературе. Русские писатели и поэты, творившие в стиле классицизма, – М.М. Херасков, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Г.Р.
    Державин, А.П. Сумароков, Я.Б. Княжнин, Д.И. Фонвизин. Комедия Д.И.
    Фонвизина «Недоросль» была создана автором в русле классицистической традиции. Однако в произведении присутствуют и черты реалистического стиля. Попробуем рассмотреть это вопрос более подробно.
    О классицизме напоминает нам сама тематика комедии. В ней Д.И. Фонвизин касается многих важнейших социальных проблем. Изображая быт и нравы семейства Простаковых, драматург блестяще иллюстрирует тему российского воспитания и образования, затрагивает проблему крепостного права,
    политики правительства, обличает невежество, жестокость, самодурство,
    столь распространенные в российской помещичьей среде. По замечанию В.Г.
    Белинского, Д.И. Фонвизин правдиво изобразил современную ему действительность, выставил ее «как бы на позор, во всей наготе, во всем ужасающем безобразии…». Комедия «Недоросль» явилась блестящей и острой сатирой на пороки современного ему общества.

    Далее отметим, что в комедии «Недоросль» сохранен классицистический принцип «трех единств»: единства места, единства времени и единства действия. События происходят в доме помещицы Простаковой в течение суток. В пьесе пять действий. Сюжет комедии основан на традиционной любовной интриге – взаимоотношениях Софьи с претендентами на ее руку и сердце (Милоном, Скотининым и Митрофаном). Однако у Фонвизина намечена и другая линия: в пьесе ощутимо звучит мотив противостояния передовых, просвещенных людей своего времени и невежественных,
    «злонравных» помещиков. Конфликт в «Недоросле» разрешается вполне в традиционном духе: «порок наказан» и «добродетель торжествует». В финале пьесы Софья остается с Милоном, планы госпожи Простаковой и ее брата терпят полный крах, по правительственному указу дом и деревни
    Простаковых отдают в опеку Правдину, государственному чиновнику,
    присланному в округ для надзора за порядком, Митрофана же собираются отправить на службу.
    Система персонажей комедии отчасти сопряжена с системой персонажей классицистической семейно бытовой комедии с любовным треугольником,
    где легко просматриваются амплуа героев: «благородный герой» –
    «любовник», «героиня», «второй любовник», «субретка» (служанка,
    помощница), «благородный обманутый отец». В комедии «Недоросль» такой героиней является Софья, «благородным любовником» – Милон, роль второго любовника отведена, вероятно, – Митрофану. Но у Фонвизина появляется еще и третий потенциальный жених – Скотинин, брат госпожи
    Простаковой. Однако этим персонажем, как и Митрофаном, владеет не любовь, а лишь корыстный расчет. И неоперившегося недоросля, и умудренного определенным опытом дядюшку привлекает состояние Софьи.
    Также мы не видим в пьесе «благородного обманутого отца» (героиня является сиротой). Отчасти функцию эту выполняет Стародум, родственник
    Софьи. Однако мотив обмана здесь не присутствует: сердечные предпочтения героини и намерения ее дядюшки чудесным образом совпадают.
    Кроме того, анализируя систему персонажей комедии «Недоросль», нужно отметить, что внесценические персонажи (родители Софьи, граф Честан)
    расширяют жизненное пространство комедии, расширяют круг явлений и понятий, находящихся в поле зрения автора и читателей.

    Для комедий классицизма характерна была однозначность в обрисовке характеров героев (у каждого одна доминирующая черта). Персонажи четко делились на положительных и отрицательных. Такое противостояние мы наблюдаем и в комедии Фонвизина. Стародум, Милон и Правдин противопоставлены в пьесе всему семейству Простаковых. Стоит отметить,
    определенный схематизм драматурга в обрисовке положительных героев пьесы. Так, Стародум, например, является в комедии героем резонером,
    выражая взгляды самого автора. Этот персонаж замечает, что достойное воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Образование также очень важно, однако оно не должно являться самоцелью. Главная цель всех знаний человеческих – «благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу».
    Однако «отрицательные» герои у Фонвизина уже многогранны, он пытается избежать схематизма в обрисовке персонажей. Так, Митрофанушка в
    «Недоросле» не только невежествен, но и груб, труслив, злонравен. В финале он фактически отрекается от собственной матери, потерпевшей полную неудачу в своих намерениях. Госпожа Простакова бросается к сыну, пытаясь найти у него поддержку и утешение, а в ответ слышит: «Да отвяжись,
    матушка, как навязалась…» В определенном смысле многогранен и характер самой помещицы. Госпожа Простакова изображена в пьесе в различных ипостасях: это и жестокая в своих отношениях с крепостными помещица, и властная жена, и мать, слепо любящая свое чадо.
    Причем Фонвизин показывает нам истоки зарождения характеров. Из реплик матери Митрофана мы узнаем об условиях ее жизни в родительском доме, где детей ничему и никогда не учили, не прививали им никаких понятий о нравственности, добре и зле. В результате гражданский долг, честь, совесть,
    культура, милосердие – все эти понятия оказались чуждыми для всех членов семейства Простаковых. Пунктиром намечена и жизненная история Тараса
    Скотинина: некогда он служил в гвардии, затем вышел в отставку и стал жить в своей деревне. Драматург сделал попытку показать определяющую роль социальной среды в формировании характера героя, что является свойством реалистического стиля. Живописуя быт и нравы определенной среды,
    Фонвизин стремился показать своих персонажей в типических обстоятельствах. В комедии было так организовано чередование сцен, что смена их отражала типический распорядок дня помещичьего дома. Так, с утра госпожа Простакова бранит своего портного за сшитый им кафтан, затем
    она обсуждает с Еремеевной завтрак Митрофана, потом разговаривает с мужем и братом, представляя им пришедшего Правдина. Затем слуга приносит весть о приходе в деревню солдат, и это известие вносит переполох в тихое течение усадебной жизни. Таким образом, драматург стремился к максимально достоверному отражению действительности.
    Персонажи комедий классицизма являлись обладателями «говорящих»
    фамилий. Принцип этот был реализован и в пьесе «Недоросль». Драматург наделяет своих персонажей именами и фамилиями, указывающими на их основные черты. Так, Митрофан в переводе с греческого означает «подобный матери». Фамилия Простакова произошла, от слова «простак», означающего во времена Фонвизина «малоумный», «оплошливый». Столь же красноречивы и фамилии других персонажей пьесы: Скотинин, Вральман,
    Стародум, Правдин, Цыфиркин.
    Жизненная достоверность комедии, многогранность характеров во многом создаются благодаря речи героев. Так, в речи помещицы Простаковой часто встречаются грубые, бранные, оскорбительные выражения. «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится», – доверительно сообщает она Правдину. «Скот», «вор»,
    «воровская харя», «каналья», «бестия», «собачья дочь» – таковы ее обращения к дворовым. Мужа она считает «уродом» и «рохлей». Ласковые,
    заискивающие интонации, передающие материнскую любовь, появляются у нее лишь при общении с сыном: «друг мой сердешный», «душенька». Речь
    Скотинина также ярко очерчивает круг его интересов: «Ну будь я свиной сын,
    если…», «Я и своих поросят завести хочу», «коли у меня… для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку». Исследователи неоднократно отмечали, что уподобление героя животному – один из основных приемов создания сатирических персонажей. Этим приемом активно пользуется и Фонвизин в своей комедии, подчеркивая животное начало всех «отрицательных» героев «Недоросля». Символический характер обретает реплика Скотинина о самом себе: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой». Речь учителей
    Митрофана также отражает их личность и жизненные обстоятельства. Так,
    недоучившийся семинарист Кутейкин часто использует в своей речи слова высокого стиля, церковнославянизмы: «трапеза», «персты», «притча во языцех». Отставной сержант Кутейкин своими репликами напоминает нам о
    военной службе: «Желаем вашему благородию здравствовать…». Немец
    Вральман, обучающий Митрофана французскому языку, также открывает нам в своих репликах следы своей бывшей «профессии» (ранее он был кучером у
    Стародума): «конь», «лошатки», «карета». Яркой и колоритной является речь
    Еремеевны, кормилицы Митрофана. В ее репликах присутствуют устойчивые обороты («дым столбом», «насилу ноги унесла»), повторы («венчаться, мой батюшка, венчаться»), слова с уменьшительно ласкательными суффиксами
    («головушка», «братец»).


    написать администратору сайта