Главная страница

Практическая 3. Контрольные вопросы и задания Раскройте понятие совершенный человек, существовавшее в Древней Индии


Скачать 46.43 Kb.
НазваниеКонтрольные вопросы и задания Раскройте понятие совершенный человек, существовавшее в Древней Индии
Дата22.10.2022
Размер46.43 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПрактическая 3.docx
ТипКонтрольные вопросы
#748771

Физическая культура в странах Древнего Востока:
Вавилоне, Египте, Индии, Китае, Персии


План:

Развитие элементов физической культуры и спорта в ранних цивилизациях Востока.

Контрольные вопросы и задания


  1. Раскройте понятие «совершенный человек», существовавшее в Древней Индии.

Если в его душе сосуществовали три составляющие: добродетель, страсть, невежество


  1. Изложите основные постулаты хатха-йоги.

Разновидность йоги. Йоги считают, что в автоматическом режиме тело вовсе не является идеальной структурой, как это часто думают, не является «венцом творения». Тело необходимо контролировать, причем не столько на уровне мышц, что, несомненно, сколько на уровне деятельности различных органов. Тело, предоставленное само себе, недостаточно эффективно функционирует без вмешательства сознания, разума. Надо приводить его в состояние гармонии при помощи асан — статических поз йоги.

При занятиях хатха-йогой в организме происходят всевозможные позитивные изменения как структурные, так и функциональные. Повышается общая сопротивляемость организма, возникает положительная тенденция в изменении работы разных систем.

Сердечно-сосудистая система, кровообращение и кровь относительно наиболее восприимчивы к воздействию асан. В мышце сердца развивается рабочая гипергрофия, нормализуется пульс, развивается умеренная синусовая брадикардия. Действуя в качестве неспецифической терапии, асаны дают дспрессорный — ослабляющий тонус сосудов — эффект у больных с гипертонией и прессорный — усиливающий тонус сосудов—у больных с гипотонией.

Благодаря воздействию асан и медитации в совокупности с дыхательными практиками (пранаямами) улучшается сон, насгроение становится стабильным, спокойным, вырабатывается стрессоустойчивость. Общее самочувствие имеет тенденцию к улучшению. Подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.


  1. Дайте определение терминам:

а) самадхи - физические и психическое состояние равновесия, покоя, далекого от земных забот

б) асана - стато-динамические действия, позы

в) яма - первая ступень йоги, описанная в Йога-сутрах Патанджали, Сиддха-сиддханта паддхати и других текстах.

г)нияма-Вторая ступень йоги.

д) пранаяма - управление праной (жизненной энергией) с помощью дыхательных упражнений в йоге.

е) пратьяхара - практика контроля над чувствами, благодаря которой они не входят в контакт со своими объектами и следуют природе ума.

ж) дхарана - это длительная концентрация внимания на каком-либо объекте

з) дхъяна - медитация, размышление, отображение, особенно глубокая и абстрактная духовная или религиозная медитация.

и) хатха-йога - разновидность йоги


  1. Перечислите 16 областей тела для последовательной релаксации йога.

Кончики пальцев ног, голени, колени, бедра и руки, сфинктер прямой кишки, органы пола, пупок, желудок, сердце, шея, губы, кончик носа, глаза, пространство между бровями, мозг.


  1. Перечислите элементы физической культуры, проявившиеся в цивилизации Древнего Китая.

Охота, езда на колесницах, владение оружием, борьба, стрельба из лука, фехтование на палицах, плавание


  1. Сколько приемов на первых порах было показано обитателям Шаолиня?

Было показано 18 элементарных приемов, которые должны были составить минимальный комплекс самообороны


  1. Кто ввел специфическую разминочную гимнастику, изложив ее суть в трактате «Перемены в мышцах и сухожилиях»? Бодхидхарма




  1. Перечислите название этапов испытаний на «выпускных» экзаменах в Шаолиньском монастыре.

Качество боевой и физической подготовки монахов в шаолиньском монастыре проверялось системой промежуточных тестов и «выпускных экзаменов». По окончании полного курса обучения, длившегося примерно 15 лет, претендент на звание шифу (мастера) должен был предстать перед настоятелем монастыря и наиболее авторитетными наставниками. Для начала ему предлагали ответить на несколько вопросов по теории кулачного боя. Если собеседование проходило успешно, испытуемого допускали непосредственно к экзаменам. Для начала в «комнате могущества» подвергали испытанию его физические возможности. Надо было поднять над головой тяжелую каменную гирю, натянуть огромный лук и протащить через весь зал две корзины с камнями. Затем следовала проверка «скоростно-силовых качеств» и умения концентрировать внутреннюю энергию. Экзаменуемый должен был прямым ударом кулака разбить три кирпича, ребром ладони или основанием кулака — от семи до десяти кирпичей (сложенных, разумеется, стопкой) и примерно такое же количество — ребром стопы.

Успешно миновав «комнату могущества», испытуемый попадал в «комнату мрака». Там надо было сесть посреди помещения и устремить свой взгляд на ступни скрещенных ног. В сумеречном зыбком свете собратья, укрывшись за колоннами, внезапно бросали в сидящего поочередно нож, метательный молоти копье. Ориентируясь посвисту рассекаемого воздуха и тусклому блеску стали, следовало либо уклониться в сторону, либо перехватить оружие в воздухе.

Благополучно покинув «комнату мрака», экзаменующийся попадал в «комнату отмщения». Там он получал в свое распоряжение небольшую деревянную скамью, с помощью которой должен был продержаться не менее пяти минут против десяти человек, вооруженных палками. На этом предварительные испытания заканчивались. В китайских школах более позднего периода (например, в 20-е и 30-е годы нынешнего столетия), человек, успешно выдержавший перечисленные здесь экзамены «выпускной сессии», считался вполне квалифицированным шифу. Но в Шаолине выпускнику предстояло еще справиться с «дипломной работой», ставшей хрестоматийным примером тех требований, которым должен удовлетворять истинный Мастер боевых искусств.


  1. В каком году был сожжен Шаолиньский монастырь? В 1928 году




  1. Опишите современный спортивный и оздоровительный стиль
    тайцзицюань.


Тайцзицюань – это один из наиболее распространенных стилей ушу. Если перевести название с китайского языка, то дословно оно означает «кулак великого предела». «Кулак Великого Предела»; китайское внутреннее боевое искусство, один из видов ушу. Популярно как оздоровительная гимнастика, но приставка «цюань» подразумевает, что тайцзицюань - это боевое искусство.



  1. Дайте определение терминам:

а) таэквондо – Тхэквондо — это корейское боевое искусство. Расшифровывается как «путь ноги и кулака». В бою тхэквондисты чаще используют ноги: примерно 70% ударов — это удары ногами.

б) кэмпосистема рукопашного боя, в которой, тем не менее, допускается использование оружия.

в) самбо – международный вид спортивного и прикладного единоборства, разработанный в 1920-1930 годах на основе борьбы дзюдо, джиу-джитсу под руководством Василия Ощепкова, Виктора Спиридонова и Анатолия Харлампиева.


  1. Опишите специфические черты таэквондо, делающие его очень популярным в мире.

Характерная особенность — активное использование ног в бою; причём как для ударов, так и для защитных действий. Слово «тхэквондо» складывается из трёх слов: [тхэ] «топтать» + [квон] «кулак» + [до] «путь, метод, учение, дао» Высокие удары ногами и невероятные трюки по разбиванию нескольких досок в прыжке — все это тхэквондо, корейское боевое искусство, включенное в Олимпийские игры и привлекающее миллионы любителей зрелищных спаррингов. Как и положено столь любопытному явлению, у него есть и прекрасная история, и свой неординарный путь в MMA.


  1. Соотнесите правильно события с основоположниками:

Б лагодаря кому начинается В. С. Ощепков

развитие джиу-джитсу в России.
Кто основал школу дзюдо-«Кодокан» Д. Кано


  1. Соотнесите правильно года с событиями:

1 984 г. Министерство образования Японии приняло

решение о включении окинава-тэ как

универсального средства физического

воспитания в школьную программу
1987 г. таэквондо было введено в обязательную

программу физического воспитания средних

школ Южной Кореи

1 946 г. были введены приемы самозащиты

и обезоруживания в качестве одной из норм

второй ступени комплекса ГТО
1932 г. «борьба вольного стиля» (дзюдо) получила

название самбо и стала видом спорта
была создана Всемирная федерация

таэквондо
1 973 г. вышел приказ Спорткомитета СССР 10 августа 1979

«О развитии борьбы каратэ»
проводятся чемпионаты мира по таэквондо

1902 г. вышел приказ «О запрещении обучения

каратэ в спортивных обществах»


  1. Соотнесите, в каких годах были введены боевые искусства в программу Олимпийских игр.


1 994 г. женское дзюдо входит в программу

Олимпийских игр
1 964 г. мужское дзюдо входит в программу

Олимпийских игр
1992 г. таэквондо включили в программу

соревнований на Олимпийских играх
Развитие физической культуры и спорта
в средневековых цивилизациях


План:

  1. Военно-физическое воспитание рыцарей в средневековой Европе.

  2. Элементы физической культуры и спорта в развлечениях городского и

сельского населения средневековой Европы.

  1. Взгляды ведущих мыслителей эпохи Возрождения на элементы физической культуры и спорта.



Контрольные вопросы и задания


  1. Перечислите мировые религии, которые сыграли значительную роль в создании феодальных форм физической культуры.

Буддизм, христианство и ислам.


  1. Дайте определение терминам:

а) аскетизм – это принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельной воздержанностью в удовлетворении потребностей; отказ от земных благ в целях достижения нравственного или религиозного идеала

б) тест – это (от англ. test «испытание, проверка») или испытание — способ изучения глубинных процессов деятельности системы, посредством помещения системы в разные ситуации и отслеживание доступных наблюдению изменений в ней.

в) бухурд – это Дренейская Нить 81-го уровня Древнего боевого мастера, расположенная на Своде Огней в Дренейском городе Экзодар.


  1. Перечислите двигательные навыки, осваивавшиеся 7-летними мальчиками в рамках рыцарской подготовки.

Бегать, прыгать, лазать, бросать тяжелые камни, плавать, бороться, стрелять из лука, охотиться, состязаться в бурхуте


  1. Кратко изложите семь рыцарских доблестей.

«СЕМЬ РЫЦАРСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ» - верховая езда, фехтование, владение копьем, плавание, соколиная охота, игра в шашки или шахматы, умение слагать стихи в честь дамы сердца.

Идеал рыцарского воспитания включал в себя жертвенность, послушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной традиции грамотного человека, соблюдение «кодекса чести». В основе содержания рыцарского воспитания лежала программа «семи рыцарских добродетелей» : владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение и игра на музыкальном инструменте. Система рыцарского воспитания состояла из следующих этапов. До 7 лет мальчик получал домашнее воспитание. С 7 до 14 лет при дворе феодала (сюзерена) он был пажом при супруге сюзерена и ее придворных и приобретал круг знаний, умений и опыт придворной жизни. С 14 лет до 21 года мальчик переходил на мужскую половину и становился оруженосцем при рыцарях двора сюзерена. За эти годы жизни при дворе молодому человеку необходимо было освоить «начала любви, войны и религии» В 21 год проходило посвящение в рыцари. Обряд предварялся испытаниями на физическую, воинскую и нравственную зрелость на турнирах, поединках, пирах. Традиция рыцарского воспитания сохранилась и поныне, прежде всего в соблюдении юношами «кодекса чести» как идеи эстетического и физического развития человека, высоко ценящего чувство собственного достоинства в любых жизненных обстоятельствах». Рыцарь ангелоподобный —

Долг! — Небесный часовой!

Белый памятник надгробный

На моей груди живой.

За моей спиной крылатой

Вырастающий ключарь,
Еженощный соглядатай,

Ежеутренний звонарь…

Страсть, и юность, и гордыня —

Все сдалось без мятежа,

Оттого что ты рабыне

Первый молвил: — Госпожа!

(Марина Цветаева .1918 г )


  1. Назовите состязания, идентичные для городского и сельского населения средневековой Европы.

В становлении видов развлечений городского и сельского населения

средневековой Европы выделяют два этапа. I этап – c X по XIII в. (период

классического феодализма). На этом этапе преобладало пассивное наблюдение за рыцарскими турнирами, с одной стороны, и использование праздников и торжеств для демонстрации физических качеств – с другой. Данный этап характеризуется идентичностью видов развлечений городского и сельского
населения. Использовались бег, прыжки (с места, с разбега, тройной), метания (камня, палки, подковы, железного шара, бревна), борьба. В XIII в. Появляются первые беговые дорожки и цехи по производству коньков .

На II этапе (XIV – начало XVI в.) произошло разграничение игр и видов

развлечений городского и сельского населения . Особенности городского

образа жизни в значительной степени отразились, например, на танцевальных движениях – у горожан, принадлежавших к разным профессиям, складывались собственные танцы. Сложность танцевальных движений была настолько высока, что в городах вводили должность танцмейстера (человека, в совершенстве знающего все движения в танцах), который во время празднества демонстрировал на помосте танцевальные фигуры. Появляются и новые виды игр, ставшие традиционными в разных странах.

  1. Перечислите известные в XIV в. игры с мячом.

Футбол, теннис, гандбол, файвз, бендибол, стулбол, боулинг, хёрлинг

  1. Дайте характеристику I-го этапа становления развлечений городского и сельского населения в средние века.

Данный этап характеризуется идентичностью видов развлечений городского и сельского населения. В этот период сельское население стало осваивать - бег, прыжки (с места, с разбега, тройной), метания (камня, палки, подковы, железного шара, бревна), борьба.

  1. Дайте характеристику II-го этапа становления развлечений городского и сельского населения в Средние века.

На II этапе (XIV - начало XVI в.) произошло разграничение игр и видов развлечений городского и сельского населения. Особенности городского образа жизни в значительной степени отразились, например, на танцевальных движениях - у горожан, принадлежавших к разным профессиям, складывались собственные танцы

  1. Пионерами физического воспитания в Италии эпохи Возрождения являлись:В условиях эпохи Возрождения оформился интерес к организованной системе физической подготовки в педагогике. Наиболее известными пионерами физического воспитания в Италии стали Пьетро Паоло Верджерио, Гварино де Верона, Витторино да Фельтре



  1. Перечислите гуманистов эпохи Возрождения, высказывавших мысли о физическом воспитании.

Мысли о физическом воспитании излагали итальянцы Энеа Сильвио Пикколомини, Мефео Верджио, Джакопо Садолетти, Иероним Меркуриалис, Томмазо Кампанелла. Созвучные идеи об элементах физической культуры высказывали представители западноевропейского Возрождения Эразм Роттердамский, Хуан Луис Вивес, Томас Мор, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Иохим Камерариус.


  1. Какие средства физического воспитания предлагались следующими гуманистами эпохи Возрождения?


Витторино да Фельтре - Представитель раннего итальянского гуманизма. На средства герцога Гонзаги в Мантуе он организовал школу и назвал ее «Дом радости». В противовес мрачным средневековым школам, «Дом радости» был открыт на лоне природы, в прекрасном дворце, где было много света и воздуха.

В школе, где учились дети герцога и его приближенных, Витторино да Фельтре применял новые методы воспитания, основанные на принципах гуманистической педагогики. Большое значение здесь придавалось сочетанию умственного, эстетического и физического воспитания. Ученики занимались верховой ездой, борьбой, разнообразными играми и танцами. Эти занятия были направлены на развитие гибкости, ловкости, красоты и изящества движений. Педагогическая деятельность Витторино да Фельтре содействовала распространению идей физического воспитания в последующие году.
Иероним Меркуриалис — представитель позднего итальянского гуманизма, доктор философии и медицины, автор шести книг об искусстве гимнастики. В первых трех книгах он описал историю гимнастики, а три последующие посвятил анализу физических упражнений с точки зрения охранительной медицины.

Меркуриалис делил все физические упражнения на три группы: истинные (лечебные), военные (необходимые) и ложные (атлетические). Он отдавал предпочтение тем упражнениям, которые имели оздоровительно-гигиеническое значение и способствовали выполнению военных обязанностей. Меркуриалис осуждал атлетические упражнения, которые требовали «чрезмерного напряжения сил». Он рекомендовал не плавание, а купание, не кулачный бой, а бой с «тенью», которые не вызывают сильного напряжения и утомления. Своей деятельностью и трудами Меркуриалис способствовал распространению физических упражнений как одного из средств лечебно-профилактического направления в медицине.
Франсуа Рабле — видный французский гуманист, крупнейший ученый и писатель, автор знаменитого романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». В своем романе Рабле дал острую сатиру на схоластическое средневековое воспитание. Он защищал идеи гуманистического воспитания, в котором предусматривались многостороннее образование, развитие творчества и активности, строгий режим для ребенка. Рабле отводил важное место физическому воспитанию. Так, его герой Гаргантюа много времени уделяет физическим упражнениям. Он упражняется с пикой и секирой, охотится на оленей, играет в мяч, прыгает и бегает, плавает на боку и груди, метает копье и дротик, занимается на перекладине, шестах, канатах, лестницах. В этих рекомендациях Рабле упражнения античности сочетаются с народными упражнениями его времени. Он высказал ряд ценных мыслей и по методике применения физических упражнений. Рабле был сторонником наглядности обучения, рекомендовал постепенное повышение сложности упражнений. Он добивался воспитывающего обучения, формирования нравственных качеств и высоких добродетелей.
Томмазо Кампанелла и Томас Мор (1478—1535) своих сочинениях («Утопия» и «Город Солнца») подвергли остро критике не только феодальное общество и его систему воспитания, но и зарождавшиеся в то время новые буржуазные отношения. Они мечтали об обществе, где все станут равны, не буде частной собственности, где воспитание будет носить всесторонний характер. Мор и Кампанелла считали, что физическое воспитание является необходимым элементом гармонического развития человека и забота о здоровье и физическом воспитании всех членов общества должна быть государственным делом. Они утверждали, что занятия гимнастикой и военные упражнения могут подготовить человека к труду, воспитать в нем здоровье, силу и красоту. Педагогические идеи Мора и Кампанеллы имели большого значение для развития педагогической мысли в области физического воспитания. Они далеко опередили практику физического воспитания эпохи Возрождения. Несмотря на незрелость и ограниченность педагогических идей ранних социалистов-утопистов, их заслуга состоит в том, что они впервые провозгласили принципы всеобщего физического воспитания как для мужчин, так и для женщин, подчеркнули роль физического воспитания во всестороннем развитии личности.
Ян Амос Коменский — крупнейший славянский мыслитель и педагог-гуманист, родился в семье мельника, принадлежавшей к протестантской общине «Чешские братья». В своих педагогических сочинениях «Великая дидактика», «Мир чувственных вещей в картинках» наряду с вопросами умственного и нравственного воспитания он много внимания уделял физическому воспитанию детей. В «Материнской школе», составленной Коменским, были заложены основы физического развития ребенка. Он советовал родителям, особенно матерям, заботиться о здоровье детей, их пище, одежде, режиме. Занятия играми и физическими упражнениями, по мысли Коменского, призваны готовить детей к труду, к реальной жизни. Педагогические взгляды Коменского оказали большое влияние на формирование мировой демократической педагогической мысли


  1. Каковы недостатки идей гуманистов эпохи Возрождения?

Однако в эпоху Возрождения практика развития физической культуры и спорта намного отставала от передовой педагогической теории. Социально-экономические и культурные условия жизни в городах и сельской местности того времени ограничивали возможности развития физического воспитания и спорта. Во многом этому мешала и религия. Но в XVI в. в странах Европы, вступивших на путь капиталистического развития, произошла реформа церкви, так называемая Реформация, в результате которой в них было принято новое направление христианской веры — протестантство. Отношения некоторых церковников к физическому воспитанию изменилось. Реформаторы церкви Мартин Лютер (Германия), Ульрих Цвингли (Швейцария) и их последователи считали физическое воспитание нужным делом, так как оно укрепляло физические силы человека и отвлекало молодых от дурных привычек. Они приспосабливали свое учение к нуждам и потребностям нарождавшейся буржуазии. Католическая церковь с помощью монашеского ордена иезуитов (основан в 1540 г.) стремилась готовить сильных духом и телом своих защитников. В школах иезуитов (в Германии, Польше, Литве) поощрялось физическое воспитание, сопровождаемое внедрением в души учащихся иезуитской морали, по которой цель оправдывает любые средства (бесцеремонность, шпионаж, доносы, обман и др.). Иезуитам не удалось широко распространить свою идеологию. Впоследствии служители культа (католики, протестанты и др.) стали более широко использовать физическое воспитание и спорт в целях оказания своего влияния на молодежь


  1. Составьте таблицу развития ФКиС в разных регионах мира в средние века:

Регион мира

Основные виды ФКиС

Характерные особенности и черты развития ФК

Основные труды гуманистов эпохи Возрождения, ученых и мыслителей

Общая
оценка


Примечание

Европа

Уметь ездить верхом, быстро седлать коня, ездить рысью, галопом, на скаку поднимать предметы с земли уметь плавать и нырять уметь стрелять из арбалета, ружья и лука уметь взбираться по шесту и канату сражаться на турнирах и вести поединок в тьосте (тьост – схватка рыцарей один на один верхом уметь бороться и фехтовать, уметь танцевать, галантно вести себя и играть в шахматы

Система военно-физической подготовки рыцарей сложилась в эпоху
классического феодализма. С раннего детства мальчиков закаливали, а в
возрасте 7 лет начиналось их систематическое обучение. В домашних условиях
они получали знание языков, представление о придворных играх, музыкальное
образование. Кроме того, они должны были уметь бегать, прыгать, лазать,
бросать тяжелые камни, плавать, бороться, стрелять из лука, охотиться. венцом их подготовки стали рыцарские турниры. В содержание рыцарских турниров входили бухурт (групповая схватка верхом),
тьост и игры, наиболее известной из которых была игра в кольцо. Устраивались
три разновидности турниров: турниры для разрешения юридических споров,
турниры за честь, турниры в честь прекрасных дам

С точки зрения истории физической культуры и спорта эпоха Возрождения замечательна тем, что в ее условиях оформился интерес к организованной системе физической подготовки в педагогике. Наиболее известными пионерами физического воспитания в Италии стали Пьетро Паоло Верджерио, Гварино де Верона, Витторино да Фельтре. Мысли о физическом воспитании излагали итальянцы Энеа Сильвио Пикколомини, Мефео Верджио, Джакопо Садолетти, Томмазо Кампанелла. Л. Кун отмечает следующие общие черты их идей:они отвергали отношение к телу как к тюрьме души;в их теории и практике воспитания наряду с бегом, фехтованием, верховой ездой, борьбой, метанием копья, плаванием и пешими походами отводилось место различным играм (лапта, кегли и др.) и танцам;они воскресили и распространяли опыт методик физического воспитания древности;под влиянием их деятельности в педагогике оформились эстетический
идеал гармонично развитого человека и роль физического воспитания как средства охраны здоровья;они пришли к пониманию необходимости использования в физической подготовке силы и средств природы и удовольствия, которое доставляют эти занятия благодаря эстетическим впечатлениям;они признали взаимосвязь между физическими и духовными усилиями человека;они впервые обратили внимание на особенности различных возрастов в жизни человека, а также … на необходимость компенсировать вредное влияние на здоровье некоторых профессий».Также Л. Кун определяет общие недостатки их идей:они подразделяли игры на достойные и недостойные свободных граждан,
исходя не из действия этих игр, а из традиций;они пренебрежительно относились к физической культуре женщин;большинство из них считали грехом состязания между детьми [там же].В целом пионеры физического воспитания эпохи Возрождения своей деятельностью создали предпосылки для того, чтобы элементы физической культуры вошли в содержание педагогики.

Развитие физический культуры не остановилось вместе с уходом с исторической арены античности, с ее культом красоты и гармонично развитого физического тела. И хотя последующие столетья Средневековья были пропитаны христианскими ценностями, малопитательными для физического тела, тем не менее, развитие физической культуры не остановилось

Оно приобрело новые акценты и было вызвано новыми условиями, прежде всего — изменившимися условиями ведения войны

Азия
Америка
Африка

Древняя практика развития физ. культуры средневековой Индии расширилась за счёт упражнений в борьбе, стрельбе из лука, конных игр. Наряду с национальными танцами большой популярностью стала пользоваться хатка-йога, в основе которой лежали нормы движения телом, ритуальные упражнения, связанные с бегом и играми. В Китае развивалась техника своеобразной гимнастики ушу. Её основным содержанием были захваты голыми руками, удары кулаком и ладонью в сочетании с ударами ногами. В Китае также получили распространения игры в конное поло, соревнования по бегу. В Японии была система физ. воспитания самураев (бусидо) которая содержала разнообразные виды борьбы, искусство фехтования с одними или двумя мечами, владение копьями, стрельба из лука в пешем и конном состоянии. Всевозможные ритуальные сострадания, разновидности игры в мяч.

В существовавших школах учащиеся занимались играми и другими физическими упражнениями. Много внимания уделялось военно-физической подготовке: стрельбе из лука, метанию пращи, умения пользоваться мечом и щитом, борьба напоминающая карате. Особо следует отметить подготовку бегунов курьеров у инков и ацтеков, что было обусловлено их жизненной необходимостью. Много игр у этих народов было связанно с религиозными ритуальными обрядами. Проводились межплеменные игры, священные церемонии, атлетические состязания. Все системы физического воспитания.

Большинство физических упражнений африканцы выполняли в соревновательной форме, например стреляли из лука и метали копья в цель, лазали по столбу на результат. Вместе с плясками были развиты упражнения, связанные с военными действиями. У домов вождей или родовых старейшин проводились праздники, служившие своеобразной формой проверки физической и военной подготовки молодёжи. Соревнования проходили по борьбе, бегу, метанию копья и диска. В систему подготовки юношей и девушек входили ритуальные танцы, различные подвижные игры, акробатические упражнения и пляски под звуки тамтама. Ни один обряд не обходился без состязаний в силе, выносливости, ловкости, смелости, красоте танцевальных движений.


У наиболее развитых народов средневековой Азии — Индия, Китай, элементы феодального общества возникли раньше, чем в Европе, и отличались от европейских, но развивались медленнее и с гораздо меньшими потрясенями. Здесь не отбросили, а преобразовали институты, систему движений и идеалы физической культуры древности. Державшаяся в секрете система физической подготовки, обеспечивавшая власть самураев, имела точно такую же общественную ценность, как и упражнения, применявшиеся в персидских “цитаделях”, или же игры с преследованием у степных народов, имитировавшие похищения женщины или животного.
В Америке до её колонизации к числу наиболее развитых цивилизаций относились государства инков, майя и ацтеков. В XII-XV веках у этих народов сложились определённые системы физического воспитания, включавшие в себя семейные и государственные формы. Все системы физического воспитания занимали военное дело в трудовой, военной и бытовой жизни аборигенов Американского континента. Вторжение европейских колонизаторов сопровождавшееся грабежами, убийствами и насилием, на многие годы затормозили дальнейшие развитие самобытной физической культуры у народов.
Воспитание осуществлялось в семье, домах охотников, вождей племени и общины. Разнообразные игры и физические упражнения, в форме состязаний в то время были единственным средством мирного общения, между различными племенами и общинами Африки. С проникновением в Африку колонизаторов национальная культура в целом, и физическая культура в частности, пришли в упадок.

Большое значение здесь придавалось сочетанию умственного, эстетического, физического воспитания. Занятия были направлены на развитие гибкости, ловкости, красоты и изящества движений. Франца Рабле (1494-1553)-видный французский гуманист, крупнейший учёный и писатель. Он высказывал ряд ценных мыслей по методике применения физических упражнений. Рабле был сторонником наглядности обучения, рекомендовал постепенное повышение сложности упражнений. Пероним Меркуриалис (1530-1606) доктор философии и медицины, автор книг об искусстве гимнастики. Он делил все физические упражнения на 3 группы: истинные (лечебные), военные (необходимые) и атлетические (ложные). Он отдавал предпочтения тем упражнениям которые имели оздоровительно-гигиеническое значение и способствовали выполнению военных обязанностей.
Итальянский учёный инженер, живописец и поэт Леонардо да Винчи (1452-1519) изучил пропорции тела человека и механику его движений. Англичанин Уильям Гарвей (1578-1657) открыл законы кровообращения и положил начало изучению физиологии человека. Голландец Андреас Везалий (1514-1564) исследовал анатомическое строение человеческого тела. Гуманизм зародился в Италии, а затем распространился во Франции, Англии, Чехии и некоторых других странах. Витторина да Фельтре (1378-1446) представитель раннего гуманизма в Италии. Он организовал школу и назвал её Дом радости. В школе он применял новые методы воспитания, основанные на принципах гуманистов.
Ян Амос Коменский (1592-1670) крупнейший славянский мыслитель и педагог гуманист. В своих педагогических сочинениях: Великая дидактива, Мир чувствительных вещей в картинах, много внимания уделял физическому воспитанию детей. В Материнской школе составленной Коменским были заложены основы физического развития ребёнка. Занятия играми и физическими упражнениями по мыслям Коменского, призваны готовить детей к труду реальной жизни. Томас Мор (1478-1535) и Томмазо Кампанелла (1568-1639) в своих сочинениях Утопия и Город Солнца подвергли острой критике не только феодальное общество и его систему воспитания, но и зарождавшиеся в то время новые буржуазные отношения. Мор и Кампанелла считали, что физическое воспитание является необходимым элементом гармонического развития человека и забота о здоровье и физическим воспитании всех членов общества должна быть государственным делом. Они утверждали что занятия гимнастикой и военные упражнения могут подготовить человека к труду, воспитать красоту. Педагогические идеи Мора и Кампанеллы имели большое значение для развития педагогической мысли в области физического воспитания.

Развитие физической культуры в средние века в Азии происходило под влиянием самобытной национальной культуры. Система физических упражнений, имела своеобразную и неповторимую форму и окраску движений, гимнастики дыхания, ловкости и быстроты.

Зажиточные слои города стали строить специальные помещения для своих занятий физическими упражнениями и играми. В этот период возникают теории о физическом воспитании сыгравшие в дальнейшем значительную роль в развитии физической культуры народных масс.
В этот период истории в Америке система физического воспитания имеет военно-физическую подготовку и направленность из-за вторжения колонизаторов европейских стран. Развитие физической культуры тормозилось и не прогрессировало.
В средние века в Африке физическое воспитание и её формы носили военный, трудовой и бытовой характер. С появлением колонизаторов национальная культура континента пришла в упадок.


написать администратору сайта