Главная страница
Навигация по странице:

  • Преподавательская деятельность.

  • Личные и семейные проблемы

  • Список используемой литературы и источников

  • бетховен. 1 Реферат. Преподавательская деятельность


    Скачать 44.39 Kb.
    НазваниеПреподавательская деятельность
    Анкорбетховен
    Дата11.11.2021
    Размер44.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1 Реферат.docx
    ТипРеферат
    #269622

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………..

    3

    Происхождение и юность…………………………………………………..

    4

    Начало карьеры в Вене……………………………………………………..

    7

    Музыкальная зрелость……………………………………………………...

    9

    Преподавательская деятельность…………………………………………..

    11

    Потеря слуха………………………………………………………………...

    12

    Героический период………………………………………………………..

    14

    Личные и семейные проблемы…………………………………………….

    15

    Болезнь и смерть……………………………………………………………

    18

    Характер…………………………………………………………………….

    19

    Периодизация творчества………………………………………………….

    20

    Заключение………………………………………………………………….

    21

    Список используемой литературы и источников…………………………

    22


    Введение

    Бетховен, Людвиг ван (Beethoven, Ludwig van) (1770–1827), немецкий композитор, которого нередко считают величайшим творцом всех времен. Его творчество относят как к классицизму, так и к романтизму; на самом же деле оно выходит за рамки подобных определений: сочинения Бетховена - прежде всего выражение его гениальной личности.

    Мировоззрение Бетховена сложилось под воздействием свободолюбивых идей Великой французской революции, отзвуки которой проникают во многие произведения композитора.

    Опираясь на традиции предшественников, Бетховен значительно расширяет горизонты музыки как искусства, насыщает ее невиданными ранее контрастами, напряженным развитием, отразившим дух революционных преобразований. Человек республиканских взглядов, он утверждает достоинства личности художника - творца.1

    Никогда не останавливаясь на достигнутом, стремясь в перед, к новым
    открытиям, Бетховен на много определил свое время. Его музыка была и будет
    источником вдохновения для многих поколений.

    Происхождение и юность

    Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) родился в 1770 году в Бонне, резиденции Кёльнского курфюрста-архиепископа. Основателем музыкальной династии был дед композитора Лодевик ван Бетховен (1712–1773), фламандский музыкант, к концу жизни занимавший должность капельмейстера - руководителя придворной капеллы. Его единственным сыном был Иоганн ван Бетховен (1740-1792) - отец Людвига, названного так в честь деда. Иоганн, как и его отец, служил в капелле в качестве вокалиста (тенора) и подрабатывал, давая уроки игры на скрипке и клавире. В 1767 году он женился на Марии-Магдалине Кеверих (1748-1787), дочери придворного шеф-повара в Кобленце (резиденция Трирского архиепископа), а через три года родился Людвиг ван Бетховен. Ребенок был крещен по католическому обряду 17 декабря 1770 года, поэтому предположительно датой рождения считается 16 декабря. В то время детей крестили на следующий день после рождения, кроме того, известно, что и родные Бетховена, и один из его учителей Иоганн Альбрехтсбергер отмечали день его рождения именно 16 декабря. Из семи детей Иоганна и Марии-Магдалины ван Бетховен выжили только трое - второй сын Людвиг и два его младших брата - Каспар Карл (1774 - 1815) и Николаус Иоганн (1776 - 1848).2

    Первым учителем музыки Бетховена был его отец. Традиционно считается, что он был весьма суров по отношению к маленькому Людвигу, который "за инструментом частенько бывал в слезах". Другими учителями Бетховена в этот период были: органист капеллы Жиль Ван ден Эден, Тобиас Фридрих Пфайфер, друг семьи, который занимался с ним на клавире, и Франц Ровантини - скрипка и альт. Его музыкальный талант проявился рано, поэтому отец пытался сделать из него вундеркинда и второго маленького Моцарта. Так, например, на афише первого публичного выступления в марте 1778 года Людвиг был объявлен шестилетним ребенком, в то время, как ему уже шел восьмой год.

    Однако, наибольшее влияние на начальное музыкальное образование Бетховена оказал Кристиан Готлиб Нефе, назначенный органистом придворной капеллы в 1779 году. Нефе занимался с маленьким Людвигом композицией, под его руководством было написано и издано в марте 1783 года первое опубликованное произведение Бетховена - Вариации на тему марша Дресслера. С Нефе Бетховен внимательно изучал «Хорошо темперированный клавир» И.С.Баха и произведения Генделя, знакомился с музыкой старших современников: Ф.Э.Баха, Гайдна и Моцарта.

    С 10 лет Бетховен уже работает в качестве помощника органиста, сначала бесплатно, а с 1784 года - как штатный музыкант капеллы. В 1783 году были опубликованы первые три фортепианные сонаты Бетховена, посвященные тогдашнему курфюрсту Максимилиану Фридриху, и получившие общее название "Курфюрст". Максимилиан Фридрих, который умер в 1784 году, вскоре после назначения Бетховена помощником органиста, обратил внимание на одаренного юношу и субсидировал его музыкальные занятия.

    Новым курфюрстом стал Максимилиан Франц, младший сын австрийской императрицы Марии Терезии. Его правление отмечено модными в то время реформами в духе философии Просвещения, более широкой поддержкой образования и искусства. Юный Бетховен наверняка находился под впечатлением этих новых веяний, кроме того, на него могли повлиять идеи масонства, поскольку и Нефе, и многие из его окружения были членами местного отделения масонского ордена Иллюминатов.

    В марте 1787 Бетховен впервые посетил Вену (точно неизвестно, кто финансировал это путешествие), видимо, в надежде учиться у Моцарта. Неизвестно, встречались ли они на самом деле, однако легенда приписывает Моцарту слова, сказанные в адрес юного Бетховена: "Обратите внимание на него, он всех заставит говорить о себе". Спустя всего две недели Бетховен узнал, что его мать тяжело больна, и поспешил домой. Вскоре после этого Мария-Магдалина умерла от туберкулеза, а отец «запил» еще сильнее, так что Людвиг остался фактическим главой семьи, ответственным за судьбу двух младших братьев, и был вынужден провести еще около пяти лет в Бонне.

    В это время он знакомится с людьми, составившими его окружение на ближайшие годы. Франц Вегелер, молодой студент-медик, познакомил его с семьей фон Брёйнинг, где Бетховен часто бывал, и в качестве учителя музыки для детей, и в качестве друга. Возможно, здесь он находил ту атмосферу семейного тепла, которой ему так не хватало дома. Пребывание в интеллигентной среде стимулировало его интерес к немецкой и античной литературе, философии, так что Бетховен даже поступил в 1789 году вольнослушателем на философский факультет Боннского университета, правда, пребывание его там было недолгим. В это же время Бетховен познакомился с графом Фердинандом фон Вальдштейн, который всю жизнь оставался его другом и меценатом.3

    В 1789 году он получил судебное постановление, по которому половина заработной платы отца переходила непосредственно к нему на содержание семьи. Дополнительным источником дохода для него была служба в оркестре капеллы в качестве альтиста.

    В первых числа ноября 1792 года Бетховен на всегда простился с родным городом. Последние, что он видел на родине, - величественный Рейн. На правом берегу Рейна происходило передвижение прусских и австрийских войск (война на Рейне между французами и немцами). Почтовая карета мчалась во весь дух, так, как и почтальону и пассажирам угрожали многочисленные опасности военного времени. Молодой боннский музыкант спешил в музыкальную столицу мира - навстречу успехам, славе, тяжелым страданиям и смерти в такой же бедной комнате, как и та, в которой он родился. Но за ее порогом Бетховена ожидало бессмертие.

    Начало карьеры в Вене

    В 1792 году с помощью курфюрста Бетховен снова приезжает в Вену. Вероятно, он уже был представлен Йозефу Гайдну в конце 1790, когда тот во время путешествия в Лондон остановился в Бонне на Рождество, и они точно встречались на обратном пути Гайдна из Лондона в Вену в июле 1792. Поэтому вполне вероятно, что тогда же появилась договоренность о том, что Бетховен будет учиться у прославленного мастера. За это время Бетховен написал значительное количество работ (ни одна из них не была тогда опубликована, и большинство не имеют опуса), которые демонстрируют растущее разнообразие и зрелость стиля. Так, в цикле вариаций 1791 года исследователи находят истоки тем его третьей "Героической" симфонии. В ноябре 1792, на фоне слухов о войне против Франции, Бетховен покидает Бонн и едет в Вену, а вскоре после прибытия узнает, что его отец умер. Граф Вальдштейн в своей прощальной записке Бетховену написал: "Благодаря непрерывному усердию, Вы обретете дух Моцарта из рук Гайдна". Впрочем, Бетховен внутренне поддержал широко распространенное отношение к себе как к преемнику недавно умершего Моцарта, в течение ближайших нескольких лет изучая его работы, и придерживаясь в своем творчестве моцартовского стиля.

    В Вене Бетховен далеко не сразу получил известность как композитор, несмотря на то, что он много времени уделял именно занятиям композицией. Под руководством Гайдна он стремился овладеть мастерством контрапункта. Кроме того, он брал уроки игры на скрипке у Игнаца Шуппанцига и уроки итальянского вокального письма у Антонио Сальери. Занятия с Сальери продолжались, как минимум, до 1802, а возможно, и до 1809. После отъезда Гайдна в Англию в 1794, Бетховен должен был вернуться в Бонн, к курфюрсту. Но он предпочел остаться в Вене, продолжая обучение контрапункту у Иоганна Альбрехтсбергера. Он перестал получать стипендию от курфюрста, однако множество венских вельмож уже признали его талант и предложили финансовую поддержку. В их числе были князь Йозеф Франц Лобковиц, князь Карл Лихновский и барон Готфрид ван Свитен.

    К 1793 году Бетховен уже зарекомендовал себя как импровизатор в салонах знати, кроме того, известно, что он часто исполнял прелюдии и фуги из "Хорошо темперированного клавира" И.С.Баха. Его друг Николай Зимрок начал публиковать его сочинения, и первыми, как считается, были изданы вариации для фортепиано на тему из оперы "Красная Шапочка". Бетховен провел весь 1793 год и большую часть 1794 за сочинением, однако, видимо, воздерживался от "официальной" публикации своих работ.

    Первое публичное выступление Бетховена в Вене состоялось в марте 1795, где он дебютировал со своим фортепианным концертом. Точно не установлено, был ли это первый, или второй концерт, оба они находились в этот момент в состоянии, близком к завершению, и оба были закончены и опубликованы через несколько лет. Вскоре после этого выступления Бетховен опубликовал свой первый опус - Фортепианные трио Opus 1, с посвящением его тогдашнему покровителю князю Лихновскому. Издание имело финансовый успех, так что прибыли Бетховена было почти достаточно для покрытия его годовых расходов. 4

    Музыкальная зрелость

    Между 1798 и 1802 Бетховен, наконец, решается взяться за наиболее сложные музыкальные формы: струнный квартет и симфонию. Его первые шесть струнных квартетов наряду с премьерами Первой и Второй симфонией в 1800 и 1802 году соответственно, делают Бетховена знаменитой фигурой среди композиторов его поколения, следующего за Гайдном и Моцартом. Он продолжает писать и в других жанрах, именно в это время появляется его знаменитая "Патетическая" соната, превосходящая любое из его предыдущих сочинений по силе характера, глубине чувств, оригинальности и изобретательности мотивной и тональной разработки. Кроме того, в 1799 году он завершил свой Септет, который оставался одним из самых популярных произведений Бетховена в течение всей его жизни.

    Для премьеры своей Первой симфонии 2 апреля 1800 года Бетховен нанял Бургтеатр и включил в программу произведения Гайдна и Моцарта, а также собственные: Септет, Первую симфонию, и один из фортепианных концертов (все три его работы, еще не были опубликованы). Концерт, который Musikalische Allgemeine Zeitung описала как "самое интересное музыкальное событие за долгое время", тем не менее, прошел не без трудностей, в частности, критика отмечала, что "оркестранты не обращали внимания на солиста".5

    Несомненно, в этот период наиболее сильное влияние на Бетховена оказывало творчество Моцарта и Гайдна (так, например, Бетховенский квинтет для фортепиано и духовых очень напоминает сочинение Моцарта для того же состава). Отмечаются стилистические влияния и других композиторов, таких как Муцио Клементи. Однако получает развитие и индивидуальный композиторский стиль Бетховена: оригинальный мелодизм и приемы музыкального развития, использование модуляций и фактуры, эмоциональное содержание сочинений этого периода - всё это существенно отличается как от музыки его предшественников, так и от его собственных более ранних работ.

    Между 1800 и 1802 в творчестве Бетховена важнейшее место занимают два крупных произведения - балет «Творения Прометея» и Вторая симфония (хотя и из менее масштабных работ нельзя не отметить, например, "Лунную" сонату). Весной 1801 Бетховен завершил «Творения Прометея», балет имел огромный успех, и выдержал множество представлений в течение 1801 и 1802 годов, так что Бетховен поспешил издать его фортепианное переложение.

    Весной 1802 он завершил Вторую симфонию, предназначенную для одного из концертов, который был отменен. Однако, симфония прозвучала в абонементном концерте в апреле 1803 года в Theater an der Wien, где Бетховен был назначен штатным композитором. Помимо Второй симфонии, в концерте прозвучала Первая симфония, Третий фортепианный концерт и оратория "Христос на Масличной горе". Хотя отзывы были противоречивыми, концерт имел такой успех у публики, что Бетховен смог назначить за билет цену в три раза больше обычной.

    К 1802 году издательские дела Бетховена также пошли в гору, когда его брат Карл, который и раньше помогал ему от случая к случаю, начал играть более активную роль в управлении его делами. Помимо назначения более высоких цен на новые сочинения, Карл начал издавать некоторые из ранее неопубликованных произведений Бетховена, а также призывал брата (обычно, преодолевая его нежелание) делать аранжировки и транскрипции его наиболее популярных произведений для различных составов. Бетховен уступал этим просьбам, так как не мог помешать издателям заказывать транскрипции своих произведений другим музыкантам.
    Преподавательская деятельность.

    В мае 1799 года, Бетховен давал уроки игры на фортепиано дочерям венгерской графини Анны Брунсвик. Хотя занятия продолжались менее одного месяца, у Бетховена завязались некие отношения со старшей из сестер, Жозефиной, которые до сих пор являются предметом спекуляций. Вскоре после этого Жозефина вышла замуж за графа Иосифа Дейм, Бетховен же был частым гостем в их доме, давая уроки музыки и выступая в качестве салонного пианиста. Хотя, по всем данным, этот брак был несчастливым, пара имела четверых детей, и отношения Жозефины с Бетховеном активизировались только после смерти графа в 1804 году.

    Впрочем, у Бетховена были ученики и совсем иного рода. С 1801 по 1805 год он преподавал Фердинанду Рису, который впоследствии стал композитором и написал книгу воспоминаний о своих встречах с Бетховеном. Карл Черни, ставший известным музыкальным преподавателем и автором большого количества дидактических произведений, учился у Бетховена с 1801 по 1803. Черни стал первым исполнителем пятого фортепианного концерта Бетховена ("Император") на премьере в Вене в 1812 году. Одним из учеников Черни был Ференц Лист.

    Осенью 1808 года, после потери должности в Королевском театре, Бетховен получил приглашение от брата Наполеона Жерома Бонапарта, ставшего вскоре королем Вестфалии, на хорошо оплачиваемую должность капельмейстера при его дворе в Касселе. Чтобы уговорить Бетховена остаться в Вене, эрцгерцог Рудольф, граф Кински и князь Лобковиц обязались совместно выплачивать Бетховену пенсию. Однако и этот источник постепенно иссякал в результате значительной инфляции, вызванной войной с Францией и денежной эмиссией, проводимой правительством для финансирования военных действий.6
    Потеря слуха

    Бетховен начал терять слух около 1796 года. Он страдал тяжелой формой тинита, "звон" в ушах мешал ему воспринимать и оценивать музыку, на более поздней стадии болезни он избегал и обычных разговоров. Причина глухоты Бетховена неизвестна, высказываются такие предположения, как сифилис, отравление свинцом, тиф, аутоиммунные расстройства (такие, как системная красная волчанка), и даже привычка окунать голову в холодную воду, чтобы не заснуть. Объяснением, основанным на результатах посмертного исследования, является воспаление внутреннего уха, которое со временем усугубляло глухоту. Из-за высокой концентрации свинца, обнаруженной в пробах волос Бетховена, эта гипотеза была обстоятельно проанализирована. Хотя вероятность отравления свинцом, очень высока, глухота, связанная с ним, редко принимает форму, которая отмечена у Бетховена.

    Еще в 1801 году Бетховен описывал друзьям свои симптомы и трудности, с которыми он сталкивается как в профессиональной, так и в обычной жизни (хотя вполне вероятно, близким друзьям, уже было известно о его проблемах). С апреля по октябрь 1802 года Бетховен, по совету его врача, провел в небольшом городке Гейлигенштадт недалеко от Вены, пытаясь улучшить свое состояние. Однако лечение не помогло, и результатом подавленного состояния Бетховена стало письмо, известное как Гейлигенштадтское завещание, в котором он заявляет о своем решении по-прежнему жить для и с помощью своего искусства. Со временем его слух настолько ослаб, что в конце премьеры его Девятой симфонии он должен быть обернуться, чтобы увидеть бурные аплодисменты зрителей; ничего не слыша, он плакал. Потеря слуха не мешала Бетховену сочинять музыку, однако, ему становилось все труднее выступать с концертами - что было важным источником его дохода. После неудачной попытки исполнения своего фортепианного концерта № 5 ("Император") в 1811 году, он никогда больше не выступал публично.

    Большая коллекция слуховых трубок Бетховена находится в доме-музее Бетховена в Бонне. Несмотря на очевидное ухудшение слуха, Карл Черни отмечал, что Бетховен мог слышать речь и музыку до 1812 года. В 1814 году, однако, Бетховен был уже почти полностью глухим.

    Одним из результатов глухоты Бетховена стал уникальный исторический материал: его разговорные тетради. Бетховен использовал их для общения с друзьями в течение последних десяти, или около того, лет. Он отвечал на письменные реплики или устно, или также вписывая ответы в тетрадь. Тетради содержат споры о музыке и по другим вопросам, позволяют получить представление о его личности, взглядах и отношении к искусству. Для исполнителей его музыки они являются важным источником, позволяющим узнать авторское мнение по вопросам интерпретации его сочинений. К сожалению, 264 из 400 тетрадей были уничтожены (а оставшиеся отредактированы) после смерти Бетховена Антоном Шиндлером, который стремился сохранить идеализированный портрет композитора.7

    «Героический» период

    Возвращение Бетховена из Гейлигенштадта в Вену многими исследователями считается точкой отсчета его "среднего", или "героического", творческого периода. Карл Черни передает следующие слова Бетховена: "Я не удовлетворен своими работами, написанными до сих пор. Теперь я собираюсь избрать новый путь".

    К этому времени относится ряд наиболее значительных сочинений Бетховена, часто выдержанных в героическом тоне, которые расширили рамки классического музыкального языка, унаследованного от Гайдна и Моцарта.

    Первой крупной работой этого периода стала Третья симфония Ми-бемоль мажор, известная как "Героическая".

    Доходы Бетховена складывались из поступлений от издания и исполнения его сочинений, а также постоянной поддержки меценатов. Он потерял должность в театре Вены и был вынужден временно перебраться в пригород Вены вместе со своим другим Стефаном фон Брёйнинг. Это замедлило работу над «Фиделио», его крупнейшим на тот момент произведением. Кроме того, опера была задержана австрийской цензурой, и когда премьера наконец состоялась в ноябре 1805 года, зал были почти пуст из-за оккупации города французскими войсками. В дополнение к финансовому краху, эта версия «Фиделио» получила провальную критику, и Бетховен начал ее пересмотр.8

    К этому времени Бетховен уже снискал у современников репутацию великого композитора. В обзоре 1810 года, Э.Т.А.Гофман (в это время - музыкальный критик "Всеобщей музыкальной газеты") объявляет его одним из трех великих "романтических" композиторов, а его Пятую симфонию Гофман назвал "одним из самых значительных произведений эпохи".

    Личные и семейные проблемы

    Личная жизнь Бетховена осложнялась тем, что, будучи представителем артистической элиты и вращаясь в аристократических кругах, он оставался простолюдином по происхождению. В конце 1801 года через семейство Брунсвик, где он давал уроки фортепьяно сестрам Терезе и Жозефине, композитор познакомился с их кузиной, юной графиней Жюли (Джульеттой) Гвиччиарди. В ноябре этого года он пишет другу детства Францу Вегелеру о своей новой привязанности. Однако, вероятно, Бетховен понимал, что он никогда не сможет сделать предложение своей возлюбленной из-за сословных предрассудков (в 1803 году она вышла замуж за графа фон Галленберга). В том же 1801 году композитор посвятил Джульетте фортепианную сонату №14, известную как «Лунная соната».9 

    В свою очередь, отношения Бетховена и Жозефины Брунсвик наполнились новым звучанием после смерти в 1804-м году ее первого мужа, графа Йозефа Дейма. В период с 1804-го по 1810-й год композитор отправил ей пятнадцать страстных любовных писем; дама ответила взаимностью его чувствам, однако в 1807-м году под давлением семьи была вынуждена разорвать эти отношения. Графиня была обязана соблюсти реноме и рисковала потерять право опеки над детьми, рожденными в браке с Деймом, если бы вышла замуж за простолюдина. После того, как в 1810 году Жозефина обручилась с бароном фон Стакельбергом, Бетховен делал предложение Терезе Мальфатти, которой, по некоторым данным, он посвятил багатель «К Элизе», но также получил отказ по причине своего неблагородного происхождения.

    Весной 1811 года Бетховен тяжело заболел: его мучила лихорадка и головные боли. По совету врача он провел шесть недель на курорте Теплиц. Следующей зимой, во время работы над Седьмой симфонией состояние композитора опять ухудшилось, и лето 1812 года он также провел в Теплице, где написал знаменитое письмо «Бессмертной возлюбленной». Кто был его адресатом - Джульетта Гвиччиарди, Терезае Мальфатти, Жозефина или Антония Брентано - остается загадкой для биографов.

    Осенью этого же года он нанес визит своему брату Иоганну с целью настоять на прекращении его незаконного сожительства с Терезой Обермайер - женщиной небезупречной репутации, уже имевшей одного незаконнорожденного ребенка. Бетховену не удалось уговорить брата расторгнуть этот «неприличный союз», однако, ссылаясь на авторитет церкви и общественного мнения, получилось склонить его к заключению брака, что и произошло 9 ноября.

    В начале 1813 года Бетховен пережил эмоциональный и творческий кризис, негативно отразившийся и на его финансовом положении. Тем не менее, он продолжал заботиться о брате Карле, больном туберкулезом, и поддерживать деньгами его семью, вопреки давней ссоре и обещанию оставить брата без гроша.

    Моментом душевного возрождения для композитора стало сообщение о сражении при Ватерлоо (или по европейской традиции), где наполеоновская армия была разбита войсками коалиции под командованием герцога Веллингтона.

    Батальная симфония «Победа Веллингтона» и Седьмая Симфония были представлены слушателям 8 декабря 1813 года на благотворительном концерте в пользу жертв военной кампании. Сочинение пользовалось успехом у широкой публики, благодаря не только идеологической подоплеке, но и простой композиции, патетическому и возвышенному настрою. «Победа Веллингтона» (или «Битва при Виттории») неоднократно повторялась в следующих концертах - в январе и феврале 1814 года. На фоне укрепления композиторской репутации и роста популярности, Бетховен получил заказ на возобновление и доработку оперы «Фиделио», которая также успешно была представлена публике в июле 1914 года. Тогда же, впервые за пять лет он вернулся к созданию фортепьянных сонат - сонату №27, написанную летом 1814 года, можно считать важной точкой в развитии этого жанра в творчестве Бетховена. Кроме того, он вошел в число композиторов, получивших заказ на создание патриотических музыкальных произведений, приуроченных к Венскому Конгрессу, который начался в ноябре 1814 года и привлек в австрийскую столицу глав государств и дипломатических представителей разных стран.10

    В период между 1815-м и 1817-м творческая продуктивность композитора вновь пошла на спад. Отчасти причина была в длительной болезни - хроническое воспаление и лихорадка не отпускали его более года, но большее влияние имели негативные факторы его личной и общественной жизни: неразделенные сердечные увлечения, жесткая цензура со стороны австрийского правительства, а также болезнь и смерть от туберкулеза брата Карла.


    Болезнь и смерть

    Последние месяцы жизни Бетховен был прикован к постели болезнью, но старые друзья не оставляли его. Он умер 26 марта 1827-го года в возрасте 56 лет, во время сильной грозы. Рядом с композитором был его друг, Ансельм Хюттенбреннер, по воспоминаниям которого в последний миг жизни мастера разразился страшный раскат грома. Вскрытие показало значительные повреждения печени композитора, возможно, спровоцированные избыточным потреблением алкоголя, а также разрушение слуховых и прилегающих нервов.

    Из дневника Франца фон Гартмана

    29 марта 1827-го года похоронная процессия, двигавшаяся по улицам Вены, собрала около 20 000 горожан. В числе руководителей скорбного шествия был Франц Шуберт; он умер год спустя и был похоронен рядом с Бетховеном. В отличие от другого австрийского гения, Моцарта, похороненного безвестно, в общей могиле, Бетховен был погребен на Вэрингском кладбище (ныне Парк Шуберта) на северо-западе Вены после мессы в Церкви Святой Троицы. В 1862 году его останки были эксгумированы для проведения расследования причин смерти, и в 1888 году состоялось перезахоронение праха композитора на Центральном кладбище Вены.11

    Относительно причин смерти композитора высказывалось несколько версий, среди которых алкогольный цирроз печени, сифилис, гепатит А, отравление свинцом, лимфогранулематоз и кишечная липодистрофия. В распоряжении друзей композитора остались пряди его волос, которые были переданы врачам для дополнительного анализа, а в результате эксгумации к этим образцам добавились и фрагменты черепа. В результате проведенного исследования наиболее состоятельной оказалась версия об отравлении организма свинцом из-за неправильной дозировки лекарства, прописанного врачом для лечения болей в животе.
    Характер

    Прогрессирующая глухота наложила неизгладимый отпечаток на и без того вспыльчивый характер композитора. Хронические сильные боли в животе отравляли ему жизнь на протяжении тридцати лет, доводя до мыслей о самоубийстве (свидетельством тому может служить т.н. Гейлигенштадское послание братьям Карлу и Иоганну). Кроме того, ряд описанных симптомов и особенностей поведения позволяет современным психиатрам сделать предположение о том, что Бетховен страдал биполярным расстройством психики. В то же время, у него был круг очень близких друзей, к которым он был искренне сердечно привязан. Во многом именно благодаря этим многолетним дружеским связям Бетховен не был одинок в последние, самые тяжелые месяцы своей жизни.

    По воспоминаниям современников Бетховен пренебрежительно относился к социальным статусам и авторитетам. Он обрывал выступление, если публика в зале начинала шушукаться и отвлекаться от представления, а на званом вечере мог отказаться музицировать, если ему заблаговременно не было сделано такое приглашение. Во избежание разногласий и недоразумений эрцгерцог Рудольф однажды объявил, что обычные правила этикета светских раутов не распространяются на Людвига ван Бетховена.

    Бетховен был приверженцем идеалам Просвещения. В 1804-м году, когда имперские амбиции Наполеона стали в полной мере очевидны, композитор разорвал титульный лист Третьей симфонии и вымарал со страницы имя Бонапарта с такой яростью, что проделал дырку в листе партитуры. Он переименовал произведение, назвав симфонию «Героической, созданной как знак памяти о великом человеке» и пере посвятил ее своему патрону, князю Йозефу Францу фон Лобковитцу, во дворце которого было впервые исполнено это произведение.12
    Периодизация творчества

    Творческий путь Бетховена принято разделять на ранний (до 1802 года), средний (1803-1814) и поздний (1815-1826) периоды.

    На раннем этапе в сочинениях Бетховена отчетливо чувствуется влияние его предшественников - Гайдна и Моцарта, однако с самых первых композиций он начал искать новые направления и выразительные средства для удовлетворения своих творческих притязаний. Ключевыми работами раннего периода считаются Первая и Вторая симфонии, шесть струнных квартетов, два фортепианных концерта и первые двенадцать сонат, включая знаменитую Патетическую.

    Средний («героический») период творчества Бетховена ознаменовался переживаниями личного кризиса композитора, связанного с прогрессирующей глухотой. Для этого этапа характерны масштабные музыкальные полотна, полные экспрессии, борьбы и героизма. К среднему периоду относят шесть симфоний (с Третьей по Восьмую), последние три концерта для фортепиано, Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепьяно с оркестром, скрипичный концерт и пять струнных квартетов (с Седьмого по Одиннадцатый), несколько сонат для фортепьяно (включая Лунную, Аппассионату и Вальдштейн), Крейцерову сонату для скрипки и единственную оперу – Фиделио.

    Поздний период творчества Бетховена принято отсчитывать с 1815-го года. К этому времени его произведения достигают глубочайшей личной экспрессии, их отличает особая сложность и новизна форм. Так, Четырнадцатый струнный квартет (ор.131) состоит из семи взаимосвязанных частей, а последняя часть Девятой симфонии отличается особой выразительностью и драматизмом благодаря партии хора. Также к позднему периоду относят Торжественную Мессу, последние пять струнных квартетов (включая Большую фугу) и последние пять фортепианных сонат.13

    Заключение

    Биография Бетховена весьма противоречива. С одной стороны, она рассказывает об успехе - композитор был признан еще при жизни. С другой - повествует о его несчастливой личной жизни.

    Ознакомившись с биографией Бетховена можно сделать вывод о том, что детство композитора было отнюдь не радужным. Семья жила практически в нищете. Отец любил выпивать, причем делал это на регулярной основе. Он с особой жесткостью заставлял маленького мальчика с утра до ночи просиживать за музыкальным инструментом, как только увидел, что у его сына есть шанс стать великим музыкантом, превосходящим в своем мастерстве его самого. Он нанимал ему преподавателей, чтобы те занимались с юным Людвигом.

    Но, несмотря на тяжелое детство и неприятные воспоминания, Бетховен все же связал свою жизнь с музыкой и даже был очень благодарен одному из его преподавателей.

    Людвигом восхищался даже Моцарт, он полагал, что у перспективного молодого человека большое будущее в области музыки. Бетховен полностью оправдал его ожидания и, став известным его современникам, встал наравне с величайшими композиторами всех времен. Он написал множество восхитительных композиций, которые навсегда останутся великим всемирным достоянием для всех нас.

    Анализируя литературные источники, мы не только достигли нашей цели, но и обогатились духовно, познавая новое о композиторе.

    Хочется верить, что нынешнее поколение начнет интересоваться по-настоящему прекрасными достижениями людей прошлого. Ведь наравне с современными должны идти произведения искусства предшествующих веков. Бесспорно, в постиндустриальный век существует множество других интересных занятий, но они все же уступают классической музыке или чтению книг. Следует всегда помнить об этом.
    Список используемой литературы и источников

    1. Альшванг А. Людвиг ван Бетховен // очерк жизни и творчества. - М., 1966 г., с. 13.

    2. Асафьев Б., Бетховен (1827 - 1927), /Б. Асафьев/ в сб. : Бетховен. 1827 - 1927, Л., 1927, также в его кн. : Избр. труды, т. 4, М., 1955, с. 382 - 403;

    3. Браудо Е. М., Бетховен и его время, /Е. М. Браудо/М., 1927;

    4. Вагнер Р., Бетховен, пер. с нем. языка и предисловие В. Коломийцева, /Р. Вагнер/ М. - СПБ, 1911;

    5. Иванов - Борецкий М. В., Бетховен, /М. В. Иванов - Борецкий/ М., 1927;

    6. Кенигсберг А. Людвиг ван Бетховен // Краткий очерк жизни и творчества., - стр. 21.

    7. Майкапар С. М. Значение творчества Бетховена для нашей современности (с предисловием Луначарского), /С. М. Майкапар/ М., 1927;

    Интернет ресурсы:

    1. https://www.nur.kz/family/school/1879948-biografia-bethovena-kratko-zizn-i-tvorcestvo-kompozitora/

    2. https://medaboutme.ru/articles/istoriya_bolezni_lyudvig_van_betkhoven/

    3. https://www.dw.com/ru/10-veshhej-kotorye-vy-objazany-znat-o-bethovene/a-18709709




    1. http://ludvig-van-beethoven.ru

    2. https://uznat.net/biografii/kratkaya_biografiya_bethovena.html

    3. https://frigato.ru/biografii/muzykanty/2041-bethoven-lyudvig-van.html

    4. https://kulturologia.ru/blogs/141019/44405/

    1 Альшванг А. Людвиг ван Бетховен // очерк жизни и творчества. - М., 1966 г., с. 13.

    2 Браудо Е. М., Бетховен и его время, /Е. М. Браудо/М., 1927;

    3 Иванов - Борецкий М. В., Бетховен, /М. В. Иванов - Борецкий/ М., 1927;

    4 https://kulturologia.ru/blogs/141019/44405/

    5 https://uznat.net/biografii/kratkaya_biografiya_bethovena.html

    6 https://medaboutme.ru/articles/istoriya_bolezni_lyudvig_van_betkhoven/

    7 Кенигсберг А. Людвиг ван Бетховен // Краткий очерк жизни и творчества., - стр. 21.

    8 Майкапар С. М. Значение творчества Бетховена для нашей современности (с предисловием Луначарского), /С. М. Майкапар/ М., 1927;

    9 https://medaboutme.ru/articles/istoriya_bolezni_lyudvig_van_betkhoven/

    10 https://frigato.ru/biografii/muzykanty/2041-bethoven-lyudvig-van.html

    11 Асафьев Б., Бетховен (1827 - 1927), /Б. Асафьев/ в сб. : Бетховен. 1827 - 1927, Л., 1927, также в его кн. : Избр. труды, т. 4, М., 1955, с. 382 - 403;

    12 https://www.nur.kz/family/school/1879948-biografia-bethovena-kratko-zizn-i-tvorcestvo-kompozitora/

    13 Иванов - Борецкий М. В., Бетховен, /М. В. Иванов - Борецкий/ М., 1927;


    написать администратору сайта