Презентация на тему: "Правильные" и "неправильные" формы правления в истории политической мысли. «Правильные» и «неправильные» формы правления в политическом учении Аристотеля. - Аристотелем различаются правильные и неправильные формы государства: в правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных — только свое личное благо.
- Тремя правильными формами государства являются монархическое правление (царская власть), аристократия и полития, а соответствующими ошибочными отклонениями от них — тирания, олигархия и демократия.
«Правильные» формы правления: - Монархия — древнейшая, «первая и самая божественная», форма политического устройства. Это власть одного, при которой имеется в виду общая польза.
- Аристократия — форма общественного устройства, при которой власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами людей, правящих в интересах общества.
- Полития (республика) — власть большинства. Но у большинства единственная общая для него добродетель — воинская, поэтому «республика состоит из людей, носящих оружие, которые по природе своей воинственны»: это власть свободного, имущего, класса.
- Самую правильную форму государства Аристотель называет политией. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государств, т. е. вообще характерен для государства как политического общения. Из неправильных форм государства тирания — наихудшая.
«Неправильные» формы правления: - Тирания — деспотическая форма правления, при которой власть осуществляется по собственному произволу единоличного правителя. Аристотель резко отрицательно относился к тирании, считая ее противоестественной и несогласной с природой человека.
- Олигархия, как и аристократия, — власть меньшинства, но не достойных, а богатых, — это власть, основанная на первенстве в финансовых капиталах.
- Демократия — это «самая сносная из всех худших форм политического устройства», по словам Аристотеля, поскольку это власть большинства не только свободных, но и бедных, т. е. количественный принцип здесь доминирует над имущественным.
Идеальное государство Аристотеля - «Человек - существо политическое»
- Все существующие формы государства плохи, ибо не постоянны, а перетекают одна в другую. Причина этого - наличие крайностей в государстве, богатых и бедных.
- Нужно остановится на чём-то среднем, ведь меру нужно знать во всём. Добродетель - это соблюдение меры во всём. Среднее сословие - идеал для государства, они не столь жадны как бедняки и на них не посягают, как на богачей.
- «Средним - множество благ, в городе средним быть я желаю»
|