При этом следует помнить о том, что во времена существования советского государства термин диаспора практически не использовался и научных разработок в данном направлении почти не велось
Скачать 29.31 Kb.
|
Введение Актуальность исследования. Россия представляет собой одну из самых полиэтнических стран мира. В нашей стране проживает около 200 этносов, каждый из которых имеет характерные особенности духовной и материальной культуры. Учёные-этнографы, представители социальной антропологии справедливо утверждают, что приток мигрантов и образование национальных диаспор в любую страну не может не вызвать изменений в этнокультурной среде и мироощущении нации. Известно, что история России теснейшим образом взаимосвязана с историей двух наиболее известных и крупных диаспор – армянской и еврейской. При этом следует помнить о том, что во времена существования советского государства термин «диаспора» практически не использовался и научных разработок в данном направлении почти не велось. Только после распада СССР феномен диаспоры стал привлекать пристальное внимание историков, этнографов, политиков, представителей различных религиозных конфессий. Данное обстоятельство учёные связывают с тем, что употребление термина «диаспора» стало удобным для описания различных процессов полиэтнического размежевания на постсоветском пространстве. Поэтому исследования феномена диаспоры стало активно разрабатываться в 90-х годах прошлого столетия. Теоретические основы определения понятия этнической (национальной) диаспоры было положено Л.Н. Гумилёвым, Н.Я. Данилевским, занимавшихся изучением вопросов этнографии в начале ХХ века. Современные социальные, экономические и психологические проблемы этнических диаспор рассматриваются в работах Ю.В. Арутюняна, В.И. Дятлова, Т.В. Полосковой, Ю.И. Семёнова и др. Вопросы армяно-русских взаимоотношений и этапы становления армянской диаспоры в России исследуются в работах Ж.А. Ананяна, Ж.Т. Тощенко, А.М. Халмухаимедова, В.А. Хачатуряна и др. В настоящее время разработка вопросов, связанных с определением сущности национальной диаспоры как социокультурного феномена продолжается. Основу нормативно-правового регулирования в области миграционных процессов и национальных отношений диаспор в составе Российской Федерации составляет «Концепция национальной политики РФ» (1996), в которой отражены основные направления разрешения назревших проблем в сфере национальных отношений. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что, изучение рассмотрение диаспор способствует развитию управленческих стратегий и тактик в отношении диаспор на общероссийском, региональном и местном уровнях. Теоретическое и практическое значение имеет информационное обеспечение взаимодействия диаспор и соответствующих национально-культурных объединений с органами власти, местного самоуправления, другими общественными организациями и движениями. Исследование диаспор как самостоятельных субъектов национальных отношений способствует выработке целевых направлений государственной национальной политики РФ, региональных парадигм национальных отношений, а также и техник и технологий ситуативного этнополитического менеджмента. Таким образом, актуальность и степень разработанности рассматриваемой проблематики в специальной литературе позволяет нам сформулировать цель настоящего исследования. Цель исследования: определить роль национальных диаспор в России (на примере армянской диаспоры). Гипотеза исследования: исследование особенностей жизни и адаптации национальных диаспор в России способствует развитию стратегии национальной, экономической и социальной политики РФ. Объект исследования: диаспора как социокультурный феномен. Предмет исследования: особенности жизни и адаптации армянской диаспоры в России. Достижение заявленной цели возможно посредством решения ряда задач исследования: Дать определение понятию «диаспора». Выявить роль диаспор в социально-экономических процессах. Определить особенности национальных диаспор в современной России. Выявить сущностные характеристики армянской национальной диаспоры в России. Рассмотреть этнический состав национальных диаспор в городах: Москва, Новосибирск, Томск. Исследовать особенности жизни и адаптации армянской диаспоры в России на современном этапе. В ходе настоящего исследования нами были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы по теме исследования; анализ нормативно-правовой базы проблемы исследования; сопоставление; синтез; анкетирование; интервью; констатирующий эксперимент. Цель и задачи исследования определили структуру данной работы. Структура работы: магистерская работа носит теоретико-практический характер и состоит из введения (в котором обозначена актуальность исследования, сформулированы цель, задачи и гипотеза работы); трёх глав (глава первая и вторая носят теоретический характер и посвящены обоснованию теоретических аспектов рассматриваемой проблематики, глав третья носит практический характер и представляет собой констатирующий эксперимент, посвящённый исследованию особенностей жизни и адаптации армянской диаспоры в городах: Москва, Новосибирск и Томск на современном этапе); заключения (в котором представлены выводы, сделанные в ходе исследования); списка литературы и необходимых приложений. Глава I. Армянская церковь. История, этапы формирования. §1. Первый период (1-3 век) §2. Второй период (3-4 век) §3. Третий период (5-8 век) §4. Четвертый период (армяне-халкиноды) §5. Архитектура армянской церкви. Армянская средневековая архитектура, проявляющаяся в основном в церквях, имеет несколько отличительных черт, вытекающих из первого стиля, использовавшегося после обращения в христианство. Наиболее распространенные особенности: остроконечные купола, напоминающие вулканический конус горы Арарат. Радиально-сегментированный конический или полуконический купол помещается поверх цилиндрического барабана (обычно многоугольного снаружи и часто восьмиугольного); вертикальный акцент всего сооружения, высота которого часто превышает длину церкви; усиление вертикальности высокими и узкими окнами; сводчатые каменные потолки; почти полностью состоит из камня, обычно из туфа или базальта; крышка из тонко нарезанных листов туфа; фрески и резьба, если они есть, обычно богато украшены и включают переплетенные спирали, грозди винограда и листву; использование высоких структурных арок как для поддержки барабана, поддерживающего купол, так и сводчатого потолка и вертикальных стен; скрещенные крыши для поддержки купола, как в базиликах, так и в церквях; скульптурное украшение наружных стен, в том числе фигуры; гавит, своего рода притвор, добавленный к церквям, уникальным для армянских церквей. Глава II. Армянские диаспоры в России §1. История формирования армянской диаспоры в России Глава III. Архитектурно-планировочная модель армянской церкви как комплекс §1. Модель для большой диаспоры §2. Модель для средней диаспоры §3. Модель для маленькой диаспоры Заключение Целью нашей работы было определение роли национальных диаспор в России (на примере армянской диаспоры). Для реализации данной цели нами был поставлен и решён ряд задач исследования. Специфика цели и предмета исследования обусловила структуру нашей работы. Магистерская работа носит теоретико-практический характер и соответственно состоит из нескольких частей. Теоретический анализ исторической, экономической и социологической литературы по теме исследования, а также анализ и сопоставление различных антропологических и этнографических концепций позволяет нам сделать следующие выводы: В настоящее время область явлений, обозначаемых как «диаспора», заметно расширилась, а частота употребления этого термина существенно возросла. В связи с этим смысл, вкладываемый в слово «диаспора», значительно изменился. Однако всё же большинство исследователей в наши дни склоняются к тому, что диаспора – это часть этноса, проживающую за пределами своего национального государства. В настоящее время учёными принято разделение диаспор на «классические» (или «исторические») и современные. К «классическим» диаспорам традиционно относят еврейскую и армянскую. Выделяют некоторые существенные признаки «исторической» диаспоры, используя в качестве базиса «классические случаи». Существует несколько концепций, характеризующих признаки «классической» и «современной» диаспоры. В качестве основных существенных признаков диаспоры называют стремление диаспор к сохранению контактов со странами исхода и с общинами того же этнического происхождения, наличие социальных институтов и определенной организации диаспоры. Диаспоры могут играть в экономике непропорционально большую по сравнению со своей величиной роль. Эта закономерность объясняется целым рядом причин, среди которых: специфические трудовые навыки, присущие представителям диаспоры и отсутствующие у представителей окружающей внешней среды; владение диаспорой непропорционально большой долей денежного капитала и собственностью других видов; особенности социально-демографической структуры диаспор; корпоративность диаспоры как преимущество в экономической деятельности. Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что существует насущная необходимость изучения особенностей развития национальных диаспор в различных регионах страны для адекватного построения стратегий экономического развития и направлений национальной политики. Теоретический анализ демографических данных, а также анализ и сопоставление этнографических и исторических концепций позволяет нам сделать следующие выводы: 1. Территориальное рассеяние народов было характерно для российской, а затем и советской империи. Дезинтеграция СССР резко высветила проблемы диаспор, которые в советский период по ряду объективных и субъективных причин не были столь актуальными. Поэтому представляется важным рассмотрение особенностей национальных диаспор на постсоветском пространстве. 2. В настоящее время на постсоветском пространстве наблюдается несколько основных тенденций возникновения и развития национальных диаспор: рост, укрупнение и организационного укрепления старых диаспор; организационное оформление диаспор таких народов, которые возникли в основном только потому, что образовались самостоятельные государства; появление диаспор как результат неурядиц, гражданских войн, межнациональной напряженности; образование диаспор, представляющих собственно народы России; существование группы диаспор, находящихся в полуоформленном, зачаточном состоянии, которые отражают некоторые в прошлом и настоящем сложные политические процессы. 3. Все национальные диаспоры на постсоветском пространстве выполняют определённые социально-экономические, культурно-транслирующие, коммуникативные, политические и другие функции. 4. Формирование армянской национальной диаспоры насчитывает несколько столетий и продолжается по сей день. Начало образования армянской диаспоры относят к XIV веку, и связывают с вторжением на территорию Армении орды Тимура. Однако среди причин, побудивших миграционные процессы и, в конечном итоге, образование армянской диаспоры, называются ещё и экономические причины, в частности, развитие торговли. В настоящее время пространство диаспоры имеет тенденцию к расширению за счет эмиграции из стран традиционного проживания (Армения, Иран, Ливан, Сирия) в Германию, Англию, Грецию, Израиль, Польшу. Многие выезжающие из Армении в последние годы выбирают ближнее для себя зарубежье – Россию. В связи с вышесказанным назревает актуальная необходимость рассмотрения особенностей функционирования армянской диаспоры на территории России, в частности, исследование особенностей жизни и адаптации национальных диаспор в современной России. Основной целью практической части нашего исследования было подтверждение гипотезы, заявленной в начале работы. Задачей практической части нашей работы было исследование особенностей жизни и адаптации армянской национальной диаспоры в России. Для решения данной задачи нами был использован констатирующий эксперимент. Исследование включало 3 этапа: организационно-методический (в ходе которого уточнялись цель и задачи эксперимента, разрабатывались направления исследования, проводился выбор методик исследования, формировался контингент исследования); констатирующий (проведение экспериментального исследования); завершающий (обработка полученных в ходе исследования данных). Исследование проводилось по следующим направлениям: выявление места армянской национальной диаспоры в диаспоральном поле Москва, Новосибирск, Томск; исследование половозрастного состава армянской национальной диаспоры; исследование уровня образования членов армянской национальной диаспоры; исследование рода занятий членов армянской национальной диаспоры; исследование уровня традиционности уклада и быта членов армянской национальной диаспоры; исследование уровня ассимиляции армянской национальной диаспоры. Основными методиками исследования являлись анкетирование и интервью. Контингент исследования составляли члены армянской диаспоры Москвы, Новосибирск, Томск различного пола и возраста в количестве 100 человек, анкетирование и интервьюирование которых отражает основные существенные особенности общей массы членов армянской национальной диаспоры. Результаты проведённого исследования таковы: доля численности армянской диаспоры в этнической структуре населения – 1,2%; основную часть членов армянской диаспоры составляют мужчины в возрасте до 30 лет, также велика доля людей 46-60 лет. Данный факт обусловлен миграцией армян в конце 80-х годов ХХ века, связанной с землетрясением и войной с Азербайджаном; более одной трети всех ленов армянской национальной диаспоры имеют высшее образование. Основную массу составляют люди с полным средним и средним специальным образованием. Данный факт оказывает существенное влияние на род занятий членов армянской национальной диаспоры; почти половина членов армянской национальной диаспоры занята в сфере торговли. Четверть всех армян занята в сфере культуры и искусства. Небольшое число людей занято в сфере услуг; почти половина армян придерживается традиционного уклада жизни и быта, привнося в него элементы русского, Небольшое количество людей придерживаются строго национального уклада жизни, однако есть и те, кто придерживается русского уклада. Данная тенденция находит совё обоснование в процессе ассимиляции армян с коренным населением Москвы; в межнациональные браки в основном вступали мужчины, приехавшие в страну в конце 80-х. В настоящее время процент заключения подобных браков значительно снизился. В отношении женщин наблюдается обратная тенденция: процент браков, заключённых армянками с представителями других национальностей возрос почти в два раза. Данных факт свидетельствует об усилении ассимиляционных процессов в настоящее время. Таким образом, армянская национальная диаспора в Москве имеет свои отличительные особенности жизни и адаптации. Их учёт и детальное исследование способно помочь в формировании адекватной национальной, экономической и социальной политики РФ. Данный факт обусловлен рядом причин: 1. Количество членов армянской национальной диаспоры только в Москве составляет 1,2% всего населения. Учёт интересов данной группы населения представляется важным для реализации национальной политики страны. 2. Большая часть представителей армянской диаспоры имеет средний уровень образования и занята в сфере торговли. Учёт интересов и потребностей данной группы населения Москвы необходим для построения успешной экономической политики. 3. В настоящее время происходит двусторонний социальный процесс: активная ассимиляция армян с представителями других национальностей, проживающих на территории Москвы, - с одной стороны, и борьба за сохранение национальных традиций в условиях иноэтнической внешней среды – с другой. Учёт этих процессов при обосновании социальной политики будет способствовать усилению терпимости и толерантности в современном обществе. Таким образом, гипотеза о том, что, исследование особенностей жизни и адаптации национальных диаспор в современной России способствует развитию стратегии национальной, экономической и социальной политики РФ подтверждена, цель исследования достигнута. |