Практическая работа по философии ММУ. Философия. Причина в том, что в таком случае душа вынуждена познавать мир через тело, а не сама по себе
Скачать 23.98 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Философия Группа Ра20Ю211в Студент Иваняк А.Д. МОСКВА 2022 Практические заданияПлатон. Федон 1. По мнению великого античного мудреца-философа Сократа, когда душа «туго-натуго связана в теле и прилеплена к нему», то «сущее само по себе» человек познать не может. Почему? Причина в том, что в таком случае душа вынуждена познавать мир через тело, а не сама по себе. То есть на процесс познания серьезное влияние оказывает именно тело, познание сущности мира крайне затрудняется и становится практически невозможным. Страсти человека, содержащиеся в теле человека, заставляют человека сохранять привязанности к телесности, отвлекая при этом от истины. 2. Почему «душа истинного философа» бежит от «радостей, желаний, печалей и страхов»? Душа истинного философа бежит от всего перечисленного хотя бы потому, что это действительно затруднят познавательную деятельность. Избегая все возможные страсти душа мудреца сосредотачивается на самое себе и мыслит только то, что есть само по себе. Мудрец не ориентируется на страсти, он стремится быть разумным существом, отдавая отчет во всем, что он познает. 3. Сократ говорит своим ученикам, что человек, подверженный страстям бывает «сильно обрадован, или опечален, или испуган, или охвачен сильным желанием» и в итоге терпит не только «обычное зло, какого и мог бы ожидать» (например, заболевает или проматывается), но и «самое великое, самое крайнее из всех зол». О каком великом зле говорит Сократ? Это зло состоит в том, что человек не знает причин своего несчастия, печали и прочего. Истинное же благо – знание причин своего счастья и тревог. 4. По какой причине «воздержаны и мужественны» те, кто «достойным образом стремится к познанию»? По той причине, что тот, кто достойным образом стремится к познанию стремится постичь истинное. По этой причине такие люди вносят во все успокоение, следуют разуму и пребывают в нем. После смерти же душа такого человека отходит к сходному по природе своей и избавляется от человеческих бедствий. 5. В этом отрывке описана сцена беседы Сократа с учениками пред казнью Сократа. Сократ спокоен и успокаивает своих учеников. Как вы думаете (на основе прочитанного), почему Сократ не боится смерти? Он не боится смерти по той причине, что он живет разумом, а не эмоциями и телесными устремлениями. В результате Телесные заботы для Сократа представляются сиюминутными, не связанными с разумным, а значит, страх перед смертью неразумен. Кроме того, любое беспокойство связано с эмоциями, которые по природе своей неразумны, а значит, встав на рельсы разума, можно легко выявить, что является главным, а значит – не требующим эмоционального переживания. Аристотель. Метафизика 1. Какие пять критериев мудрости называет великий философ античности Аристотель? - мудрый знает все, насколько это возможно, хотя не имеет знаня о каждом предмете в отдельности; - мудрый способен познать сложное; - мудрый точен и способен научить выявлению причине; - мудрость заключается в науке, которая нужна ради нее самой, а не ради выгоды; - мудрый главенствует и наставляет, ему соответствует такая же наука. 2. Какие проблемы труднее познавать, мнению Аристотеля: наиболее общие или частные? Труднее всего познавать общие проблемы, поскольку они дальше всего от чувственных восприятий 3. Какая наука более способна научить: арифметика или геометрия? Объясните ответ в аргументах Аристотеля. Арифметика как наука способна научить более, нежели геометрия, поскольку она занимается первичными началами (числами), поэтому более строга и указывает причины для каждой вещи. Кроме того, такая наука более достойна, поскольку выявляет знания, интересные ради самих знаний. 4. Что более достойно познания: первоначала и причины или то, что им подчинено? Более достойно – познание первоначала и причины, поскольку их познание является основанием для постижения всех остальных явлений мира. То есть познание причин и первоначал приводит к познанию того, что им подчинено. 5. Почему Аристотель считает одним из главных качеств философа-мудреца – умение удивляться? Причиной тому – тот факт, что сомневающийся человек считает себя незнающим. В этом смысле Аристотель придерживается логики Сократа о том, что незнающий человек знает о своем незнании и стремится его восполнить. Таким образом – умение удивляться означает, что человек способен понимать границы своего знания и незнания, а значит – постоянно желает познавать новое, восполняя, тем самым, свое незнание. 6. Ради пользы или ради понимания, ради облегчения жизни и удовольствия или ради существования самой себя существует философия? Принцип удивления и соответствующий ему принцип философского сомнения приводит к познанию, но никак не ради облегчения жизни, удовольствия и так далее. П.Л. Лавров. Три беседы о современном значении философии 1. Что интересует философию в отличие от художественной деятельности? Искусство своим предметом имеет форму изучения и выражения знания, философия же изучает в первую очередь содержание. 2. Что является существенным свойством философии в отличие от религии? У философии и религии близки цели – они обе нацелены на построение знания, но различаются они состоянием духа личности, которая ими пользуется. Религия основана на вере, философия – на критике. 3. Является ли философия наукой? По мнению автора, какой деятельностью занята наука? Нет, философия наукой не является, она есть деятельность, строящая науку. Главный интерес науки – факты и сведения, а не их построение. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что философия – это деятельность о том, каким образом строится наука и строятся факты и знания. В.С. Соловьев. Философские начала цельного знания 1. Какую дополнительную нагрузку получает слово «теософия» у Соловьева? Чем оно отличается от слова «философия»? Теософия в понимании В.С. Соловьева представляет собой синтез теологии, философии и опытной науки, поскольку именно такой синтез, согласно идее русского философа, позволяет достигнуть истины цельного знания. Вне этого синтеза философия, теология и опытная наука есть отдельные части, оторванные органы знания, которые не могут быть адекватными самой истине. 2. Какому из двух вариантов понимания философии отдает предпочтение автор? В.С. Соловьев выделяет философию как теорию как дело только школы (школьный предмет, тот, который принадлежит конкретной школе) и философию как дело жизни. Первая философия – это результате познавательных способностей человека, для которой требуется развитость ума, второе же понимание философии содержит в себе стремление человека к идеалам человеческого чувства, для этого вида философии настроение воли, нравственное настроение. В.С. Соловьев утверждает, что оба подхода к пониманию философии приемлемы, но отдает предпочтение второму пониманию, поскольку она выражает духовную целостность человеческого существа. 3. Каково место понятия «мир» в рассуждениях Соловьева о главной задаче философии? Понятие «мир» является, с точки зрения В.С. Соловьева, центральным в главной задаче философии. Это и есть предмет изучения философии, поэтому изучение мира строится вокруг решения проблемы того, что мы изучаем, и каким образом это делаем. Так, русский философ выделяет, к примеру, натурализм как философский подход к постижению мира. Представители натурализма, как показывает В.С. Соловьев, стремились выявить натуральные, естественные причины возникновения, формирования мира. 4. Что говорит автор о диалектике и ее месте в философском мышлении? Диалектика понимается В.С. Соловьевым как метод мышления, в котором из общего принципа в форме понятия выводится конкретное содержание. Содержание находится уже в общем принципе, но в потенциальном виде, и с помощью диалектики переводится из потенциального в актуальное. Как метод, диалектика, показывает В.С. Соловьев, зародилась в античности и наибольший расцвет получила в философских воззрениях Г.В.Ф. Гегеля. Все философы формировали так называемую негативную диалектику, которая приводит к скептицизму и абсурду. Положительная же диалектика дает возможность отождествить наше мышление и сущее в значении логоса, причем сделать это по общей сущности, то есть содержательно. |