Главная страница
Навигация по странице:

  • Метод мысленного пения.

  • Метод сравнительного анализа.

  • Приёмы развития слуха и голоса детей-«гудошников».

  • Проблемы чистой интонации при вокальной работе с детьми. Доклад. Причины возникновения Причины первичных нарушений голосообразования могут быть


    Скачать 35.56 Kb.
    НазваниеПричины возникновения Причины первичных нарушений голосообразования могут быть
    АнкорПроблемы чистой интонации при вокальной работе с детьми
    Дата13.07.2022
    Размер35.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад.docx
    ТипДокументы
    #629977

    Причины возникновения

    Причины первичных нарушений голосообразования могут быть:

    1. Заболевания хронические и острые, во время которых не был соблюден голосовой режим, испуг, психическая травма, перенапряжение голосового аппарата.

    2. Следствие неквалифицированного певческого обучения. Это дети, у которых родители либо пели в эстрадной манере, либо увлекались громкими маршеобразными песнями, в которых применяется твердая атака.

    3. В наличии высокого процента «гудошников» определенную отрицательную роль играет и звучащий эфир. Дети подражают грудным голосам эстрадных певцов, пению «шепотом», повторяют недозволенные для неокрепшего детского голоса приемы вокального звукообразования. Использование крайних нюансов динамики или твердой и придыхательной  атаки может вызвать нарушение чистоты интонирования и резкое снижение неокрепшего детского голоса.

    Есть еще группа детей, которых называют «лжегудошниками». У таких детей, как правило, ларингоскопическая норма. Такие дети, зачастую, очень впечатлительны, нервозны. Эти учащиеся обычно хорошо поют в хоре, но даже при успешном развитии певческого голоса в дальнейшем при сольных и ансамблевых выступлениях у них бывают срывы. В остальных же случаях «лжегудошниками» оказываются дети, которые трудно привыкают к школе. «Гудение» таких детей в сентябре – своеобразная форма неприспособленности к школе.

    Работа по исправлению нарушений голосообразования дает результаты не сразу. Особо трудно работать с детьми, когда нарушения вызваны тяжелыми хроническими заболеваниями не только органов голосообразования, но и центральной нервной системы.
    Прежде, чем искать способы решения проблемы, наверно, вначале нужно разобраться, как и почему появляются «гудошники»? В чем причина? А причин может быть достаточно много. Этим вопросом занимались, как музыкальные педагоги, психологи так и фониатры. Психолог, профессор А.Н. Леонтьев пишет о том, что большинство языков мира «темброво- артикуляционные»: они основаны на распознавании гласных и согласных, а не на определении звуко- высотности голоса. А в таких языках, как китайский или вьетнамский, звуко-высотность является составной частью речи. Поэтому люди этих стран наделены более тонким музыкальным слухом. У 30% населения «темброво-артикуляционных» стран речь воспринимается по окраске гласных звуков. Например, если спеть гласные звуки «и» и « у», то многим покажется, что «у» звучит ниже, чем «и». Ребенок в первую очередь учится говорить, значит «речевой слух» развивается раньше. А.Н. Леонтьев выдвинул гипотезу: развитие речевого слуха «забивает» развитие музыкального. Мелодия в песне «опознается» косвенно, через речь. Так речевой слух становится во главе слухового восприятия. Станет ли он музыкальным, во многом зависит от окружения.

    Мои наблюдения таковы:

    1 - у многих младших школьников ограниченный диапазон, атака звука бывает либо придыхательная, либо очень твердая, что уже может являться причиной неточного интонирования. Одни поют очень тихо, другие очень громко, а также у многих из них нет легато - это дети с нарушением нормального голосообразования. Дети уже до школы могут получать какие-то неверные певческие навыки, это и в детском саду, и дома, часто дети подражают эстрадным певцам, поют «шепотом».

    2 - группа младших школьников, назовем их «лжегудошниками». В этой группе, в первую очередь, оказываются дети первых классов, которые трудно привыкают к школе, а также застенчивые, стеснительные, «зажатые» дети.

    3 - группа – это самые сложные дети, когда нарушения вызваны тяжелыми хроническими заболеваниями органов голосообразования, а также заболеваниями центральной нервной системы. Чаще всего «гудошниками» на весь период обучения остаются дети с психоневрологическими расстройствами. Научить таких детей правильно петь крайне трудно.
    Суть проблемы очень серьезна: у детей нет основ навыка пения, их память избирательна и базируется только на ярких впечатлениях, поэтому педагогу важно уметь выразительно показывать новое произведение, ярко изображать музыку, но не забывать об охране голоса детей, развивая его.

    В практике встречаются дети с различными музыкальными задатками. Одной из причин неверной интонации заключается в том, что многие дети еще не обладают устойчивыми навыками пения, плохо себя слушают и часто переходят на крик. Многие же поют “говорком”, у них отсутствует напевность и чистота интонации. Такие дети называются - “гудошники”. Они встречаются в любом детском коллективе. Имея часто неплохой музыкальный слух, они гудят в пределах 2-3 звуков, поэтому их и называют “гудошниками”. Причина этого в большинстве случаев не сенсорная, а функциональная, когда ребенок слышит что поет не тот звук по высоте, что задан учителем, а спеть его правильно не может. Это обычно относится к тем детям, которые в процессе речи используют лишь грудную манеру голосообразования. Речь их отличается монотонностью, интонационной неразвитостью, узким звуковым диапазоном: в пределах примарных тонов. То же самое происходит с голосом, когда такой ребенок пытается петь, используя наработанный в речи грудной механизм фонации. Выйти за пределы примарных тонов он не в состоянии, так как он не умеет использовать иные способы управления голосовыми складками, что необходимо для воспроизведения более высоких тонов. Про таких детей говорят, что у них отсутствует координация между слухом и голосом. Если у ребенка что-нибудь не получается, он, как правило, теряет интерес к делу и старается его избегать. Поэтому открытие у себя способности правильно исполнять мелодию со всеми вместе - это огромная радость и победа для каждого ребенка и педагога. Однако из опыта практической работы замечено, что работа по налаживанию координации между голосом и слухом идет легко и быстро лишь до определенного возраста, примерно до 8 лет, причем существует такая закономерность - чем моложе ребенок, тем легче он перестраивается. После 10 лет исправить «гудошника» уже труднее.

    Проблема чистоты интонирования многих учеников первого года обучения – это лишь вопрос времени. В более сложных случаях нужно выяснить, что мешает ученику верно петь. Причин может быть немало, например:

    -нелюбовь к пению, музыке,

    - стеснительность (в основном у мальчиков),

    -общая вялость, апатичность ребенка

    - или, наоборот, чрезмерная активность, от которой появляется напряжение лица, артикуляционного аппарата, всего корпуса;

    - крикливость в звуке, неумение петь в коллективе;

    - наконец, различные заболевания (болезни горла, связок, миндалин, простуда).

    Другая причина фальшивого пения и даже “гудения” объясняется следующим: многие неверно поющие дети переносят манеру “разговорного голоса” в пение. Встречаются дети 4-6 лет (чаще мальчики), разговаривающие и поющие очень низкими голосами. Этим детям необходимо ощутить правильную высоту звука. В таких случаях можно использовать пение звуков верхнего регистра – h1 – es2. Высокие звуки благодаря своим акустическим свойствам легче воспринимаются на слух, чем низкие. Используя в распеваниях упражнениях звуки верхнего регистра, можно добиться за сравнительно небольшой срок регулярных хоровых занятий прекрасных результатов. Во всех перечисленных случаях (кроме болезни горла) могут быть с успехом применены методы вокальной работы. Установлено, что громкие звуки воспринимаются детьми гораздо труднее, чем тихие или умеренной силы. Детям также легче услышать более высокий звук 1 октавы, чем более низкий. Дело в том, что громкие звуки возбуждают нервную систему, утомляют слух, внимание. Точно также правильные занятия пением улучшают состояние гортани. Если в результате резкого крика в быту или неорганизованного напряженного пения произошло не смыкание связок, появилась хроническая сипота, то систематическое тихое пение, на достигнутой высоте, постепенно приведет к правильным певческим движениям голосового аппарата, появится возможность постепенного расширения диапазона и, наконец, нормального естественного пения.

    Практическая работа:
    Практическую работу с гудошниками в первом классе можно поделить на три этапа.

    1 этап: (4 – 5 уроков) Основная  задача: направить внимание учащихся на качество звучания голоса, на овладение основными певческими навыками (легато, мягкая атака, свобода артикуляционного аппарата, нормальная сила звука).

    При работе над вокальными упражнениями и песнями детям необходимо предлагать спеть «тоньше», «нежнее», «достать звуки». Полезно петь на слоги «лю», «ле», «ли», «ля», «да». Иногда предлагать учащимся петь про себя.

    Говорить, чтобы во время вдоха дети раздвигали крылья носа и удерживали их в таком положении во время исполнения. При этом лицо должно быть приветливым, как будто вы улыбаетесь.

    Необходим правильный эмоциональный настрой. Детям говорят, что петь могут научиться все, даже если сейчас еще не у всех получается красиво.  Надо только постараться петь повыше. Иногда учитель индивидуально обращается к ребенку и говорит ему спеть сейчас со всеми тоненько, заставить свой голос достать эту высоту.

    Через месяц такой работы начинают петь все «лжегудошники». Примерно таких же результатов может достигнуть и значительная часть «подлинных гудошников». Как правило, это дети, прошедшие неправильную «певческую школу». Некоторые «трудные» дети тоже начинают исправляться. Огромную роль здесь играют эмоциональность, контактность, общие способности ребенка, задатки вокального слуха.

    2 этап: (5 – 15 уроков). Необходим особый контроль над такими детьми. Подающих надежды «гудошников» сажают между чисто интонирующими учащимися. Трудным детям говорится, что они сами могут поднять руку и сказать, что уже могут петь точнее и выше. Также, сильным детям предлагается задание иногда анализировать  пение гудошников. Детям с нечистой интонацией предлагается петь «про себя», когда поют сильные дети. Также предлагается вслух больше петь на слоги, чем со словами. Необходимо постоянно вселять уверенность таким детям, говорить, что у них получится красиво петь, только для этого надо стараться петь правильно, тоньше и «тянуть» звуки.

    Очень помогают иногда старшие дети, «бывшие гудошники». Можно организовать индивидуальные беседы старших со младшими. Главное – заставить поверить ребенка и его родителей в возможность нормального певческого развития каждого из детей.

    Индивидуальное внимание «гудящим» уделяется в процессе всего урока: открой шире рот, не надо напрягаться, подними выше голову. Некоторым детям удобнее петь на какой – то определенный свой слог. Найдя его, ребенок в классе поет «про себя» на этот наиболее удобный для него слог, а дома на этот же слог поет вслух. Некоторым детям помогает опора на мышечное чувство («зевок», «чувствовать крылья носа»).

    Основной же метод работы на данном этапе – работа по группам.

    На репетиции дети садятся так: 3 ряд – чисто интонируемые дети, среди них 2 – 3 подающих надежды гудошники.

    Во 2 ряд сажают детей с сильным сипом из – за заболеваний органов голосообразования и тех детей, которые только что начали чисто петь.

    Первый ряд – гудошники, требующие индивидуального внимания и обследования общего состояния здоровья.
    Существует очень интересный в этом направлении метод работы педагога, хорового дирижера Огородного Д.Е. Он считает, что причина кроется в отставании развития соответствующих частей коры головного мозга. В результате затруднений в периферии, отстает в развитии и центр. В работе с «гудошниками» Д.Е. Огороднов применяет такой метод работы, как пение звуков на гласную «у» на слабой доле такта (прием стаккато), с последующим переходом на легато. Большое внимание он уделяет раскрепощению нижней челюсти при пении на той же гласной «у». Все певческие задания подкрепляются зрительной наглядностью, дети поют звук «у» и дирижируют себе по схеме, А также существует специальный прием: пение с плотным закрыванием ушей ладонями рук. Теория Д.Е. Огородного говорит, что гортань воспринимает звуки также, как и слух. Голос не только воспроизводит, но и воспринимает.

    Профессор А.Н. Леонтьев, много лет исследовал специфику восприятия речи и музыкальных звуков. Отобрав плохо интонирующих детей, он сумел быстро развить у них правильное воспроизведение музыкальных звуков с помощью простого вокального упражнения. Упражнение заключалось в следующем: надо было подстраивать голос под заданную высоту звука. Как он пишет, «результаты были удивительные». Леонтьев работал с испытуемыми три раза в неделю по 30 минут и через десять-пятнадцать дней получил «повышение чувствительности» к высоте звука.

    Проблема чистоты интонирования многих учеников первого года обучения – это лишь вопрос времени. В более сложных случаях нужно выяснить, что мешает ученику верно петь.

    1 - Первоочередной задачей вокальных или хоровых занятий считаю формирование устойчивого интереса к пению. Ведь, если у ребенка что-то не получается, у него пропадает интерес к занятиям. Поэтому первые занятия строятся на игровых моментах. Например, искать примарные звуки следует при эмоционально ярком исполнении, когда с ребенка снимается всякая скованность и он свободен в пении. Народные мелодии с ограниченным диапазоном, имеющие нисходящее мелодическое движение – это лучший вариант для начинающего певца. Таких образцов можно найти довольно много, например русская народная песенка «Заинька», «Колокольцы- бубенцы». Яркое образное содержание песни позволяет активно включать элементы игры. В игре значительно легче создаются предпосылки для правильного воспитания голоса, снимается зажатость, скованность, присущая детям, которые попадают в новый коллектив.

    2 - Очень часто у детей наблюдается «зажатость» голосового аппарата, поэтому, с первых занятий обращаю внимание детей на положение нижней челюсти при пении. Для этой цели использую в упражнениях различные восклицания: «ах», «ох», «ой». Этот прием помогает непроизвольно найти верный начальный тон и освободить нижнюю челюсть. Например, в песне «Ой, заинька по сеничкам». Почти все фразы песни начинаются с восклицания «ой». Как только дети научатся правильно петь верхний звук, следует перенести найденное звучание на все другие звуки.

    3 - Если режим работы позволяет, использую индивидуальные занятия для исправления интонации. Индивидуальная работа является более плодотворной, нежели групповые занятия. Происходит более близкое знакомство с ребенком, быстрее налаживается контакт. Проводя индивидуальную работу, учитываю особенности каждого ребенка: одному нужно тянуть звуки, другому – петь повыше, третьим – более мягко, тише.

    4 - Существует метод, когда перескочив на октаву вверх от примарных тонов, ребенка просят, как бы пропищать какой-либо звук тоненьким голосом. Это поможет переключить его сразу на другой регистр, фальцетный. Интересен тот факт, что спеть звук на один тон выше своей примарной зоны он не сможет. А на 6-7 ступеней выше, используя другую манеру звукообразования, начинает сразу правильно интонировать заданные тоны. Установлено, что детям легче услышать более высокие звуки 1 октавы, чем более низкие.

    5 - «Глиссандирование» на гласных звуках – это еще один способ в достижении чистого интонирования. Глиссандирование производится в максимально широком диапазоне с различной скоростью и относительно протяженной остановкой на низком или высоком звуке. После нескольких занятий можно перейти на чередование отдельных звуков разной высоты без глиссандирования, завершая упражнение звуком максимальной длительности.

    Второй этап – закрепление вокально-интонационной координации. Если на первом этапе ребенок сумел справиться со своим голосом и теперь он может повторить несложные мелодии достаточно чисто, то на втором этапе нужно закрепить эту способность, сделать владение голосом более уверенным и точным. На этом этапе можно продолжить работу над предыдущими упражнениями, обращая внимание на точность интонирования. В этих целях нужно приучать ученика слушать и контролировать свое пение. Можно пропевать небольшие, несложные попевки на гласную «ю» или на слог «ку», время от времени останавливаясь, на любом из звуков, чтобы послушать и выверить интонацию. Полезно, весь музыкальный материал давать без гармонического аккомпанемента, дублируя, только мелодическую линию. Со стороны педагога, требуется подбирать интересный музыкальный материал, желательно, в игровой манере, чтобы этот сложный для учащегося период, был не так тягостен. 
    Самое важное - научить этих детей слушать себя и осознавать, правильно ли они поют мелодию. Предложить детям попевки, вокальные упражнения на небольших интервалах (терция, кварта), в виде подражания пению кукушки ("ку - ку"), крику гусей ("га - га"), кудахтанью кур ("ко - ко"), игре на дудочке ("ду - ду"). К попевкам можно отнести небольшие песни: "Дятел" (на слово "тук"), "Лошадки" (на слово "цок"). Проводя индивидуальные занятия, хормейстер должен учитывать особенности каждого ребенка. Одному показывать, как надо протянуть звук "потоньше", "повыше", другому - какое положение придать рту, губам; третьему предложить спеть погромче, посмелее или наоборот, мягче, тише и т.д. Одной из причин стойкого низкого звучания является низкий разговорный голос ребенка.

    Из вышеизложенного можно выделить основные принципы обучения детей пению, в частности "гудошников"; на основе общепедагогических принципов, то есть основных положений дидактики:

    1. Принцип воспитывающего обучения. Воспитывать любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывать отрицательное отношение к дурному, обогащать духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

    2. Принцип доступности заключается в том, что содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствует возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы. Беру простые мелодии, поступенное звучание, опевание основных ступеней. Как только достигли исполнения простейших попевок - это для нас радость. Способность достигнуть этой радости, заставить ребенка работать - следовательно заинтересовать. С маленькими детьми обязательно много играть, но не уводить от музыки.

    3. Принцип постепенности, последовательности и систематичности заключается в том, что в начале года даются более легкие задания, чем в конце; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому, то есть от простого к сложному. Начинаю разбор мелодии. Ребенку "гудошнику" трудно сразу спеть музыкальную фразу. Разбиваю эту фразу на отдельные фрагменты и начинаю работать над звукообразованием, дыханием. Результатов добиваюсь в простых попевках от трех до пяти ступеней и т.д. и постепенно перехожу к сложному. В противном случае дети быстро утомляются, внимание и интерес ослабевают, падает усвояемость песенного репертуара и дети не получают систематических знаний и навыков.

    4. Принцип наглядности. В процессе обучения главную роль играет так называемая звуковая наглядность - конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувства, дополняют, усиливают слуховое восприятие. Сочетание слухового и зрительного восприятия возможно в том случае, когда во время пения хормейстер показывает высоту звуков, поднимая руку вверх на высоких звуках и опуская ее вниз на низких. Участвуют два органа чувств - слух и зрение. А если ребенок одновременно с пением высокого звука сам поднимает руку вверх, а при пении низкого опустит, то кроме органов слуха и зрения будет участвовать еще и мышечное чувство.
    Метод мысленного пения.

    Метод мысленного пения (на основе внутрислухового представления)- один из самых эффективных в работе с «гудошниками». Физиологический механизм внутреннего пения изучен мало. Однако благодаря анализу самого этого явления И.М.Сеченов сделал целый ряд открытий в области физиологии высшей нервной деятельности, в том числе биоритмов мозга. Ему принадлежат очень тонкие наблюдения над переходом от мышления вслух в детском возрасте к мышлению «про себя» у взрослого человека. Было замечено, что мышление «про себя» осуществляется при непременном участии скрытых движений мускулатуры речевого аппарата. В своей знаменитой работе «Рефлексы головного мозга» (1847) Сеченов писал: «Когда ребёнок думает, он непременно в то же время говорит…То же встречается и у взрослых. Мысль при неподвижном и закрытом рте сопровождается немым разговором». Ссылаясь на данное высказывание и рассуждая по аналогии, многие учёные пришли к выводу, что внутреннее пение должно сопровождаться микроколебаниями голосовых складок подобно тому, как внутренняя речь отражается в микродвижениях артикуляционного аппарата. Этот вывод следует считать необоснованным, так как в данном случае нет идентичности между механизмами речи и мышлением, с одной стороны, и певческим процессом и мысленным пением – с другой.

    Ребёнок проговаривает мысленно слова, которые он не раз произносил вслух. Микродвижения голосового аппарата при этом представляют собой слепок с истинных его движений в процессе реального проговаривания.

    Использование мысленного пения имеет смысл в работе с «гудошниками», так как оно активизирует слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания. Интонация может улучшиться только при условии систематических попыток реально воспроизвести звук определённой высоты, когда путём проб и ошибок ребёнок будет стараться подстроиться своим голосом к тому звуку, который он слышит извне.

    Использование метода внутреннего пения связанно с такими видами психической деятельности, как музыкально-слуховые представления, которые касаются не только высоты тона, но и охватывают все вокально-исполнительские компоненты.

    Мысленное пение учит внутренней сосредоточенности, предохраняет голос от переутомления при необходимости многократно повторять одну и ту же музыкальную фразу с целью заучивания и тренировки, развивает творческое воображение, которое необходимо для большей выразительности исполнения. Таким образом слуховое внимание делается направленным.

    Метод сравнительного анализа.

    Этот метод следует вводить с первых же уроков: учитель демонстрирует два образца одного и того же звука или фрагмент мелодии, просит детей сравнить их и сказать, какой им больше понравился. Постепенно, сравнивая различные образцы звучания голоса, дети учатся дифференцированно воспринимать отдельные компоненты вокальной техники, отличать правильное звукообразование от неправильного. Благодаря протекающим при этом аналитическим умственным операциям у детей активно развиваются мыслительные способности, вокальный слух и художественный вкус.

    Приёмы развития слуха и голоса детей-«гудошников».

    При отборе наиболее эффективных приёмов следует опираться на опыт прогрессивных методистов прошлого и настоящего времени.

    Приёмы развития слуха:

    1. Слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного

    2. Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего

    3. Повторение отдельных звуков за инструментом с целью научиться выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента

    4. Подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу учителя или группы детей с наиболее развитым слухом

    5. Пение «по цепочке»

    6. Моделирование высоты звука движениями руки

    7. Задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, что заставляет учащихся сосредотачивать слуховое внимание.

    Приёмы развития голоса:

    • Представление «в уме» первого звука до того, как он бдет воспроизведён вслух

    • При пении восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении низходящих – напротив:нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего.


    Низкое, глухое звукообразование у таких детей обычно сопровождается очень невнятным произнесением слов, зажатой нижней челюстью, отсюда- недостаточная работа артикуляционного аппарата. Учитель должен помочь детям понять, как надо правильно открывать рот в пении. Для этого можно предложить слегка надавить пальцами на щёки так, чтобы щёки провалились между зубами. В этом положении ученик должен пропеть гласную «у» или слог « лю». Услышав, как свободно зазвучал голос, и поняв, как надо правильно открывать рот, ребёнок сам будет стараться найти это положение в пении. В результате упражнений у него закрепится правильная манера артикуляции в пении. Пение требует более чёткой артикуляции, чем речь. Особенно это относится к формированию гласных, пропеванию их, умению удержать в пении на определённой высоте, что требует развития дыхания.
    Дыхание - Это самый длительно формирующийся ,необходимый и сложный. Несмотря на то, что дыхание является едва ли не самым главным навыком, часто заострять внимание детей на нем не следует, потому что с развитием комплекса певческих навыков он тоже привьется. Из сказанного не нужно делать вывод, что говорить ученикам о дыхании не следует вообще. Работа над дыханием не должна быть самоцелью. Важно, чтобы дети осознавали процесс дыхания, а это требует особого педагогического подхода.

    Для развития навыков дыхания можно рекомендовать следующие упражнения, пригодные для детей, только начинающих учиться петь и для уже давно занимающихся, но не владеющих певческим дыханием. Эти упражнения можно использовать и на дополнительных занятиях при исправлении интонации:

    1.спокойный вдох (очень распространенное сравнение – понюхать любимый цветок) и спокойно короткий выдох; вдох и выдох повторить по руке педагога 2 – 3 раза, следить за свободным положением корпуса, головы.

    2. взять короткое дыхание и, после небольшого задержания, постепенно выпускать воздух на “ш-ш-ш…” до полного выдоха. При этом следить за тем, чтобы плечи у детей не поднимались;

    3.короткими вдохами через нос вдыхать воздух, не поднимая плеч, положа одну руку на диафрагму. Ощущение надувания шарика. Выдох происходит при наклоне корпуса вниз.

    Можно использовать эмоционально-образный метод, где результата можно достичь достаточно быстро. Для работы над дыханием мы используем упражнения «Паровозик» и «Торт со свечками», «ёжик запыхался .

    Упражнение «Бабочка»:

    а) педагог предлагает дунуть на «бабочку» так, чтобы она отлетела как можно дальше;

    б) педагог проносит «бабочку» перед детьми не останавливаясь, дети должны успеть подуть так, чтобы «бабочка» отлетела как можно дальше;

    в) педагог предлагает каждому ученику дуть так долго, чтобы «бабочка» отклонившись, как можно дольше не возвращалась обратно;

    «Паровозик» - упражнение на активизацию вдоха и выдоха, движений диафрагмы. Упражнение заключается в следующем: делается два коротких вдоха через нос, одновременно выпячивается живот, после чего производится два коротких выдоха через рот, живот втягивается. При этом имитируются звуки движения поезда, можно проделывать движения руками и ногами - это приобретет характер игры и будет увлекательно для ребенка.

    «Торт со свечками» - упражнение направлено на выработку короткого вдоха через нос, задержку дыхания и долгий выдох сквозь сложенные трубочкой губы, как будто мы задуваем свечи на торте. Главное условие – не менять дыхание и «задуть» при этом как можно больше «свечей

    «Ёжик запыхался» - долгий вдох, задержка дыхания и быстрый активный выдох на “ф-ф-ф...”

    Если дыхание все-таки недостаточно активно, поем на одном звуке (лучше в удобной тесситуре) отрывисто гласный «а» или «о», при этом представляем, что звук – это упругий резиновый мячик, который летит в противоположную стенку и отскакивает от нее.

    Существует метод, когда, перескочив на октаву вверх от примарных тонов “гудошника”, ребенка просят как бы пропищать какой-либо звук тоненьким голосом, что поможет переключить его сразу на другой регистр, фальцетный. Интересен тот факт, что спеть звук на полтона выше своей примарной зоны ученик не может, а перескочив сразу на 5-6 тонов выше, другой манерой звукообразования, за счет работы другой мышечной системы начинает правильно воспроизводить заданные тоны по высоте. Этот факт свидетельствует о том, что гортань ребенка не может пока гибко приспособиться к постепенной смене степени активности различных групп мышц. Ей легче резко переключиться с одной мышечной системы управления на другую (с внутренней на внешнюю), нежели координировать их совместную работу, как это происходит во время микстового звучания голоса.

    Если учитель сумеет настроить голос такого “гудошника” на фальцетное звучание, то его звуковысотный диапазон резко раздвигается вширь, и ребенок сразу начинает правильно интонировать, хотя и непривычным для него тоненьким голосом за счет фальцетного режима голосообразования. Это можно сделать очень быстро, в течение 10-15 минут на одном уроке, однако появившееся умение правильно интонировать в фальцетном режиме необходимо еще раз закреплять на последующих занятиях, пока оно не перейдет в навык при любом способе голосообразования. Такая внезапно открывшаяся способность у ребенка имеет для него большое воспитательное значение. Если учащийся “гудит” или поет всего два – три звука оттого, что он не умеет петь, не знает еще как ему поступить, чтобы повторить голосом услышанный звук – это одно; в этом случае бывает достаточно привлечь его внимание к высоким звукам. Если же ученик не может воспроизвести звуки, наиболее естественные для детей его возраста по состоянию голосового аппарата, то надо постепенно, с большой осторожностью расширять его возможности, помня, что только при этом условии пение будет способствовать музыкальному развитию и устранению дефектов голосового аппарата.
    РЕПЕРТУАР

    Примерный репертуар 1-го года обучения Народная песня: Польская народная песня «Два кота» Белорусская народная песня «Сел комарик на дубочек» Русская народная песня «По малину в сад пойдём» Венгерская народная песня «Зайчик» Французская народная песня «Пастушья» Детские потешки (попевки): «Василёк» «Жучка» «Белка» «У кота-воркота» «Дождь» «Едет воз» «Уж как шла лиса» «Сорока» «Андрей-воробей» «Солнышко» «Колыбельная» «Ай, ду-ду» «Петушок» «Ходит зайка по саду» «Дон-дон»


    написать администратору сайта