Приложение 2. Приложение 2 к заданию 3, модуль психическое развитие в зрелых возрастах
Скачать 55.6 Kb.
|
Личностное развитие в зрелом возрасте связано с профессиональными и семейными отношениями. Статус профессионала, эксперта, мастера повышает чувство собственного достоинства и чувство ответственности за свои решения. Людей зрелого возраста называют поколением администраторов, поскольку в большинстве случаев они руководят фирмой, бригадой, группой в своей отрасли. Жизнь требует от них понимания интересов всех и каждого, умения убедить в ценности определенного предложения, видеть перспективу, увлечь идеей, потребовать своевременного исполнения намеченного. От руководителя ждут понимания, человечности и требовательности. Ответственность, налагаемая на руководителя, существенно меняет его отношение к людям и ценностные ориентации. Выше становится требовательность, критерием оценки окружающих выступают деловые качества, а их действия рассматриваются с позиций интересов производства. О. Бальзак в одноименном романе рассказывает, как Евгению Гранде возмущает скупость и расчетливость папаши Гранде, но когда она сама наследует «дело», она также экономит на плохом отоплении и скудной пище, реализуя ценности отца. Окружающие часто воспринимают эти изменения как кичливость, заносчивость человека в новой должности, что также не лишено оснований. Французы говорят, всякая власть развращает, неограниченная власть развращает неограниченно. Возникает двойной стандарт: строго требовать от других и многое позволять себе. Альтернативой может стать деловая направленность личности и умение убеждать, а не только приказывать. Развитие этих личностных качеств в сочетании с опытом и знаниями создает важнейшее новообразование зрелого возраста – мудрость. Мудрость определяют, как экзистентные знания о фундаментальных жизненных законах и реалиях, умение решать проблемы планирования и анализа жизненного пути с учетом многих факторов, конкретных особенностей ситуации и вероятных перспектив. Мудрость – это толерантность к индивидуальному многообразию людей, понимание и принятие их особенностей. Еще больше проблем, требующих мудрых решений, возникает в семейной ситуации. Подрастающие дети создают необходимость преодолевать новые и новые трудности. Народная мудрость отметила это в пословицах «маленькие дети спать не дают, а с большими – сам не уснешь», «маленькие дети – маленькие беды, большие дети – большие беды» и др. Поступление детей в школу ставит родителей под жесткий социальный контроль. К ним школа предъявляет требования и материального и морального порядка: купить для школы, для школьника то одно, то другое; усилить требования, воспитать определенные качества, привить умения и т.д. Учащихся постоянно сравнивают друг с другом, а вместе с ними сравнивают родителей. После собраний в школе одни приходят удовлетворенные, других подросток встречает словами: «Мама, тебе налить валерьянки?» – заранее знает, что ситуация была нервозная. Известен «закон» Паркинсона: родители перестают развиваться, как только начинают воспитывать своих детей. Но есть и высказывание Маркса: дети воспитывают своих родителей. Думается, оба они правы, и К.Маркс и Н.Паркинсон. Если родители только поучают и хотят в детях видеть повторение себя, они перестают развиваться, демонстрируя «психологическую окаменелость». Но если понимать позицию ребенка, вместе обсуждать его проблемы, знакомиться с материалом школьных предметов (неизвестным или забытым), продумывать эффективные пути воздействия на выбор и поведение подростка, контролировать ненавязчиво его окружение и т.д. и т.д. – родительство остается пожизненной школой, и интеллектуальной и личностной. В среднем возрасте в семью вливаются новые члены – друзья, а затем и супруги детей, выстраиваются новые отношения. В наших современных условиях дети долго не могут обрести экономическую независимость. Построить быт новой семьи можно только усилиями нескольких поколений. И надо быть мудрым, чтобы помочь детям не сделать их зависимыми, не вызвать иждивенческих настроений, развить их собственную активность. Отношения с зятем или невесткой, с их родственниками – также личностная задача, требующая уточнения позиций, изменения ценностных ориентиров. Восприятие внешности, голоса, привычек нового семьянина корректируется в свете ценности сохранения семьи. К тому, что не нравится, стараются привыкнуть. Отделение выросших детей от родительской семьи – феномен «опустевшего гнезда» вызывает тяжелые переживания, близкие к стрессу. Родители, особенно заботливые матери испытывают тоску, тревогу, желание бросить все и быть рядом с ребенком. При благополучном устройстве жизни детей тревога родителей смягчается, их жизнь входит в новую колею. При неблагоприятном – родительские тревоги могут усилить негативное восприятие брака детей и ускорить развод. Кроме ухода взрослых детей в среднем возрасте переживают болезнь и смерть престарелых родителей и родственников. Горечь утраты порождает мысли о кратковременности жизни и ответственности за ее результаты. Люди становятся мягче в суждениях и оценках. «Опустевшее гнездо» ставит людей среднего возраста в новые условия брачных отношений. Если супругов соединяла любовь и духовная близость, они заново испытывают интерес и нежность друг к другу, переживают второй «медовый месяц», не опасаясь иронических взглядов детей. Но если семья держалась на совместной заботе о детях, то с их уходом разрушаются скреплявшие связи, и супруги видят, что у них нет ничего общего, можно изолироваться и прервать отношения. На 20-22и годах семейной жизни по статистике второй пик разводов, правда не столь острый, как на переходе 30-летия. К концу периода взрослости нарастает количество заболеваний, чаще хронических, убывают жизненные силы, замедляется темп жизни. Многие охладевают к интимной сфере и даже удивляются, как много она значила для них в молодости. Вспоминается признание одной дамы лет 50и: «Влюблялись, страдали, бегали на свидания, но теперь … Вот поставь меня в угол, направь автомат, скажи – влюбись! – А я не могу и все.» В.В. Маяковский эту мысль выразил более поэтично: Все меньше любится, Все меньше дерзается, И лоб мой время с разбега крушит… Творческие люди могут остро переживать кризис середины жизни, когда осознаются достаточно развитые способности и уже видится приближающаяся неспособность, снижение физических возможностей. Л.Н. Толстой выразил смысл кризиса среднего возраста вопросом о смысле жизни: «…Что выйдет из всей моей жизни? Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожился бы неизбежно предстоящей мне смертью?» («Исповедь») Выходом из кризиса становится дальнейшее самосовершенствование, обретение новых, духовных ценностей. Итак, в середине жизни человек достигает вершин в профессиональной деятельности и в семейных отношениях, он больше всего направлен на достижение общественно-значимых целей. Это время наибольшей ответственности за дела своего предприятия, судьбу страны и всего человечества, ответственности за воспитание своих детей и молодого поколения в целом, за благополучие своих родителей. Это обеспечивается развитием общего интеллекта, устойчивыми связями между образным, вербально-логическим и практическим мышлением, расцветом творческих сил, умением находить решение сложных производственных и житейских проблем, обретением мудрости. Но это и время подведения итогов своей деятельности, когда уже видится период ее сокращения. Время расставания с выросшими детьми и умирающими родственниками. Обстоятельства жизни складываются так, что человек начинает отделять главное от мелочей, усваивает общечеловеческие ценности. Он иначе, чем в молодости, относится и к детям, и к работе, и к семье, и к обществу. На нем ответственность за все вокруг; и отсюда особенно высокая требовательность к своим решениям и поступкам. Бывают и другие варианты проживания ситуации данного периода. Отделившись от старших (умерших) и младших (покинувших семью), человек чувствует себя в вакууме бесконтрольности и начинает «прожигать жизнь» в поступках, каких он раньше себе не позволял. Как говорится, седина в бороду, а бес – в ребро. В целом, рассматриваемый период характеризуется высшими достижениями (акме) зрелой жизни и осознанием близкого заката. Отсюда повышенная активность в реализации самого заветного; у одних – это творческие и профессиональные планы, у других – накопительство или житейские радости. Особенности пожилого возраста (после 65 лет) Люди позднего возраста составляют все более увеличивающуюся прослойку населения. По данным США они в 1950 году составляли 8,1% населения, в 2000 – уже 12,8%. Благодаря успехам экономики и медицины люди стали жить дольше. 12.1. Социальная ситуация в пожилом возрасте характеризуется тремя циклами старения (Д. Бромлей): удаление от дел (65-70 лет); старость (70 и более лет); дряхлость, болезненная старость. С выходом на пенсию человек остро переживает момент удаления от дел, даже если предвидел и мысленно готовится к этому. Нарушаются режим жизни, стереотип поведения, прерываются привычные отношения с людьми. Многие переживают этот момент как гражданскую смерть, состояние собственной ненужности. Сглаживает ситуацию возможность какое-то время продолжать работу в другой форме, в другом режиме или по другой профессии. Но даже и в этом случае возникает необходимость входить в другую среду, привыкать к другим людям и другой собственной роли, а все это в пожилом возрасте достаточно трудно. Нервная система становится все более ригидной, усвоение новых форм поведения затруднено. Заметно уменьшаются физическая сила и работоспособность. Работа выполняется все более медленно. Обостряются и напоминают о себе перенесенные ранее заболевания. Снижается иммунная защита организма. Ломкими становятся кости. Утрачивается острота зрения, слуха, обоняния. Человек осознает, как слабеет его тело, и это не может его не тревожить. Для современных индустриальных обществ, в том числе и для нашего общества характерно отрицательное отношение к старости. Врачи к старикам менее внимательны, чем к молодым, на их жалобы часто слышится ответ: «Что вы хотите? – Старость!». В транспорте на них смотрят косо: «Сидели бы дома!» В семье разговоры ведутся при них, но без их участия; их попытки включиться в разговор пресекаются вежливым молчанием или грубой репликой: «Да помолчите вы!». Интерес к старикам настолько мал, что даже исследования этого возраста начались лишь 30 лет назад. Старики перестали быть хранителями и источником социального опыта, как это было на ранних стадиях развития человеческого общества. Даже в семье они чувствуют себя в определенном вакууме. Ситуация переносится легче в том случае, если старики берут на себя (и могут выполнять!) обязанности по хозяйству, по присмотру за внуками, сопровождая их на всевозможные занятия в школе и вне школы, или если продолжают продуктивную творческую деятельность. Ситуация жизни требует от пожилых определения нового своего статуса в обществе и умения сохранять достоинство в новой роли. От умения найти себе социально значимое занятие зависит индивидуальная картина и темп старения. Интеллект в пожилом возрасте. Сведения об интеллекте стариков довольно противоречивы. Одни исследователи указывают на снижение интеллекта. Другие подчеркивают умение стариков находить больше вариантов решения задач как преимущество их интеллекта. Российские ученые (Б.А. Греков, З.М. Истомина и др.) показывают существенные изменения памяти в пожилом возрасте. 1) ослабление механической памяти, возможности непосредственного запечатления; 2) относительно долгая сохранность логически-смысловой памяти, запоминания на основе внутренних смысловых связей; 3) ослабление оперативной, кратковременной памяти; 4) резко выраженная профессиональная избирательность запоминания; 5) усиление яркости памяти на очень давние события. Понятно, что с длительным пребыванием «не у дел» профессиональная память становится ненужной, а ослабление запоминания свежей информации (оперативная память) резко снижает адаптацию к действительности. Старики становятся любителями воспоминаний, странными, говорящими невпопад. Лонгитюдные исследования интеллекта (П. Балтес, У. Шай) показывают, что у пожилых людей снижаются показатели по тесту «беглость речи» – способность быстро подбирать слова по заданным критериям. Снижается умение оценивать пространственные отношения, строить индуктивные рассуждения. Однако показатели снижаются достаточно медленно. До 60% участников исследования (СЛИ) давали устойчивые результаты по тестам даже после 70 лет. У. Шай приходит к выводу, что у людей, удовлетворенных своей жизнью, имеющих дружные семьи и широкий круг общения, интеллектуальные способности сохраняются дольше, а то и возрастают с годами. Только после 80 лет заметно значительное снижение интеллекта. Интересные выводы получены Б. Скиннером в процессе самонаблюдения. Люди в пожилом возрасте способны продуктивно разрабатывать идеи, но это идеи прежних лет, к ним возвращаются, пользуясь свободным временем пенсионного периода. Новые идеи практически не возникают. Г. Крайг и Томэ считают, что утверждения о снижении интеллекта у пожилых людей построены на наблюдении больных, страдающих склеротическими изменениями сосудов мозга или болезнью Альцгеймера, прогрессирующим разрушением клеток коры головного мозга. Этой болезнью страдают, по их данным 10% людей старше 65 лет и почти половина людей старше 85 лет. Можно предположить, что у здоровых пожилых людей снижение интеллекта обусловлено тем, что в условиях отстранения от дел резко снижается приток информации и темп её усвоения. Сознание собственной невостребованности снижает мотивацию достижений. Старики еще пишут статьи и мемуары, но надежда на то, что кто-то сочтет это нужным, убывает с каждым днем. Исключение составляют выдающиеся деятели науки, художники слова и кисти, чья востребованность завоевана мировым признанием их творчества. Известно, что Тициан написал одну из лучших своих картин «Оплакивание Христа» в 95 лет, Верди создал оперу «Фальстаф» в 80 лет, И.П. Павлов закончил труд «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» – в 77 лет. Л.Н. Толстой в 71 год написал «Воскресенье», в 72 года – «Живой труп», а в 76 лет – «Хаджи Мурат». И все же это счастливые исключения, – сохранение интеллекта и работоспособности. Чаще встречается ситуация, о которой говорят «все могу и ничего уже не могу». Физическая слабость, сужение потока значимой информации и социальная невостребованность убивают интеллект стариков. 12.3. Личностное развитие в старческом возрасте. Чтобы понять особенности личностного развития в пенсионном возрасте, попробуем представить, чем была для человека работа. Это не только заработок и материальный достаток, это структура планов всей жизнедеятельности, режим дня, среда общения, круг встречаемых регулярно людей, это статус в обществе и собственной семье, это содержание забот и ответственности, это постоянное решение интеллектуальных задач, переработка информации и т.д. Выйти на пенсию – значит разрушить все это социально-психологическое задание, перекрыть артерию, питающую личность и начинать построение новых отношений. В большинстве случаев это нелегко. Некоторые люди воспринимают пенсионный период как медленную гражданскую смерть. Есть, однако, и другой вариант, когда люди тяготятся работой и ждут выхода на пенсию. «Дома столько дел, а тут сидишь, как дурак, и уйти нельзя», – признавалась «дама в должности». Но даже и в этом случае смена статуса работающий – не работающий создаст немало проблем, когда пенсионер ограничит жизнь домашним кругом. Сужение интересов и круга общения сделает существование более однообразным. Пожилой возраст – время утраты социальных связей. Разрушаются профессиональные связи, товарищи по работе живут своей жизнью, пенсионеры наблюдают ее со стороны, а то и вовсе утрачивают к ней интерес. Сужается круг друзей и близких. Как пишет Н.А. Некрасов «Одни давно рассталися со мною, Перед другими сам я запер дверь. Те жребием постигнуты жестоким, А те прешли уже земной предел». Усиливается чувство одиночества, ненужности, забытости, особенно – в условиях реальной невостребованности. В субъективном восприятии изменяется структура психологического времени: доля будущего времени сокращается и увеличивается доля прошлого. Прошлое начинает господствовать над внутренним миром человека. Он перебирает в памяти события, ярко представляет их, обдумывает более правильные решения, заново переживает обиды и радости. В супружеских отношениях соответственно бывает то полоса повышенной нежности, то ревность вплоть до озлобленности. Характерно, что эти эмоции вызваны не событиями, а воспоминаниями о событиях, которые когда-то прошли без эмоциональных бурь. Человек в старости реконструирует прошлое и заново его переоценивает. Воспоминания и размышления о прошлом повышают смысл и статут поздней жизни. Настоящее воспринимается пожилыми людьми как нестабильное. Все планы на будущее сопровождаются поправкой «если здоровье позволит». Возникают тревожные опасения беспомощности, обнищания, ограбления, смерти. Старики становятся сверхосторожными, подозрительными, скупыми, мелочными, им присуща неуверенность в себе и завтрашнем дне, пассивное отношение к жизни. Исследование американских мужчин зрелого возраста методикой ТАТ (тест тематической апперцепции) показало, что сорокалетние принимают ситуацию на рисунке как подконтрольную им, не пугающую: они чувствуют в себе достаточно сил для победы. Шестидесятилетним мир кажется более сложным и опасным, они чаще высказывают намерения приспосабливаться, а не изменять его (по Г. Крайг). Одной из важнейших социально-психологических задач остается сохранение положительных личностных качеств и работоспособности пожилых людей, учитывая, что доля таковых в составе общества возрастает. В общем виде это задача обеспечения их занятости и активности. Если профессиональная деятельность кончается, остаются еще два надежных института – семья и религиозная община. Старики часто оказывают помощь детям от денежной поддержки и присмотра за внуками до советов по телефону. Общение с внуками приносит огромное удовлетворение старикам, наполняет их жизнь смыслом и перспективой. Это общение имеет свои особенности. Старики не берут на себя всей ответственности за здоровье, развитие и будущее внуков. Ответственность – на родителях. Поэтому бабушки и дедушки бывают мягче, не так строги, как родители. К тому же у стариков другие, более мудрые критерии оценок, они отделяют мелочи от главного, их общение с внуками отличается задушевностью, им хватает времени, чтобы выслушать мотивы поступков и доказательно объяснить, а не только приказывать. Общение пожилых людей с внуками приносит огромную пользу и тем и другим. Многие пожилые люди постигают смысл жизни через религию. Утешительно сознавать, что после смерти Высшие силы будут разбирать ваши поступки и Бог «воздаст вам по делам вашим». Духовное общение и выполнение обрядов помогают смотреть на мир более мудро, согласовывать дела и поступки с высшими ценностями человечества и более спокойно принять неизбежный конец жизни. Характерно признание одной верующей в возрасте около 80 лет: «Трудно стоять на коленях… Но после посещения мечети такое легкое состояние, такое умиротворение, что никаких обид ни на кого не остается, всех готова любить и ласкать. Дней через 3-5 снова мелочи заполняют голову, и тогда я снова иду в мечеть». Постижение мудрости через религию. Последний рубеж человеческой жизни – подготовка к смерти. Здесь тоже свои психологические особенности. В исследовании Э. Кюблер-Росс выявлены 5 стадий принятия смерти человеком, узнавшим о своей скорой кончине: 1) отрицание «нет не я!», неверие в печальный прогноз; 2) гнев против всех здоровых «Почему именно я?»; 3) торг за продление жизни с обещанием выполнить все условия, чтобы жить; 4) депрессия после перечисленных кризисных стадий. Человек осознает, что умирать придется ему, замыкается в себе, оплакивает тех, кого вынужден оставить. 5) Принятие смерти, смиренное ожидание конца.2 Думается, что описанные стадии характерны для умирания в более молодом возрасте. Пожилые люди достаточно ясно осознают приближение кончины и чаще всего не испытывают 3-х кризисных стадий. Физическая слабость и зависимость от помощи окружающих делают иногда смерть желанным избавлением от тягостного существования. Неслучайно в старческом возрасте увеличивается число самоубийств, достигая максимума после 80 лет. Мужчины кончают жизнь самоубийством в 4 раза чаще, чем женщины. По-видимому это объясняется большей адаптивностью женщин, их умением найти возможность быть полезной в домашнем хозяйстве. Это предположение можно проверить сравнением числа самоубийств среди мужчин – городских жителей и сельских, поскольку в сельских условиях мужской труд возможен даже при физической слабости (кормление птиц, животных, полив растений и т.п.). Самоубийство пожилых связано также с потерей супруга, особенно в первый год после похорон. В последующие годы человек находит для себя способ существования, и число суицидов снижается. К самоубийству склонны также хронически одинокие люди, особенно те, кто отличается тревожностью и чувством неполноценности. Их личностные особенности способствуют появлению трагического вопроса «Зачем жить?» и сознанию собственной ненужности. Экспериментальные исследования суицидального поведения, проведенные в г. Алматы (Каракулова З.Ш.) показали тесную корреляцию суицидных намерений с обедненным или конфликтным общением в семье, когда люди становятся чужими друг другу. Заключение к разделу Развитие во взрослых возрастах можно охарактеризовать как реализацию собственной личности. Конечно, личностные качества формируются во всех проявлениях активности индивида уже с первых дней жизни. Но осознавать действия как свои, личные ребенок начинает около 3х лет, а нести за них полную ответственность перед обществом -только во взрослом состоянии. В период взрослости снимается жесткий, «пошаговый» контроль учителя за способами интеллектуальной и практической деятельностью индивида, отдаляются родители, меняется весь режим жизни. Человек, казалось бы, свободен в своем выборе форм поведения и видов деятельности. Однако эта свобода относительна. Выбор подготовлен всей историей предшествующего развития потребностей и возможностей личности. И дальнейший путь зависит от других социальных факторов, более могущественных, чем школьная отметка, хотя выбор их в большой степени предоставлен человеку. Фактором развития становится выбор профессии и способы овладения ею: совершенствование знаний и мастерства, творческое усвоение опыта мастеров, обобщение своего опыта и наставничество молодых. Соответственно развиваются формы общения с выше- и нижестоящими по служебной лестнице, умение договариваться и убеждать, учитывать интересы других. Профессиональная направленность влияет и на интеллектуальные процессы. Появляется избирательность внимания, восприятия, памяти, — всей сознательной деятельности. Усваивается то, что профессионально значимо. Отрицательным следствием профессионализма может стать узкий практицизм познания и интересов, шаблонное исполнение работы. Человек перед выбором: творчество или стагнация. (Э. Эриксон) Не менее могущественным фактором развития является создание собственной среды общения. Это выбор друга, как второго Я. Дружба укрепляет те качества личности, какие мы ценим сами, повышает уверенность, достоинство. Еще более важен выбор брачного партнера, создание семьи и воспитание детей. Любимого всегда несколько идеализируют, и это заставляет стремиться к идеалу, развивать свои лучшие качества. Семья — это новый круг общения с родственниками и новые требования к личности: требования такта, дипломатичности, терпимости. Дети со своей непредсказуемостью поступков, суждений и проблем - постоянный стимул творческих решений родителей. По мере их роста приходится менять позицию, переходя от контроля к советам и, наконец, к зависимости от их планов. Таковы общие контуры роста взрослой личности. Интеллектуальное и личностное развития взрослых имеет свои закономерности и свою логику. Выделена неравномерность и - асинхронность роста и спада отдельных функций, несовпадение пиков развития памяти и мышления. Видимо накопление информации в памяти вызывает приостановку этого процесса для логической ее обработки, систематизации, усиления фильтров отбора. Такими филь-трами становятся смысловые системы, сопоставление новой информации с име-ющимся опытом и отторжение того, что не соответствует. Это основа мудрости как новообразования интеллекта взрослых. Инволюционные процессы также асинхронны. «Текучий» интеллект как способность к усвоению нового снижается с возрастом, в то время как «кристаллизованный» сохраняется и даже развивается в решении задач на основе опыта и прежних знаний. Закономерности личностного развития проявляются в кризисах. Переход 30и-летия связан с первой ревизией осуществления жизненных планов, переоценкой, тот ли я выбрал путь и тех ли спутников жизни. При этом сохраняется уверенность, что есть еще время начать все сначала. Кризис перехода середины жизни - переоценка своих достижений в свете приближающейся старости и отдаления повзрослевших детей, когда уже ничего изменить нельзя. И самый тяжелый кризис - прекращение профессиональной деятельности, разрыв социальных связей, вдовство, одиночество. Человек должен найти новый объект забот и труда, осуществить новый выбор: интеграция или отчаяние. Так переплетаются процессы развития и инволюции, повлиять на которые человек может собственным личностным выбором. 1 Абрамова Г.С. Возрастная психология. М. 1997, с.576. 11 Изл. по Г.Крайг Психология развития – СПб,2000, с. 676-680 2 Изл. По Г.Крайг Психология развития. СПб: Питер, 2000, с.919 |