Главная страница

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА магистратура илосоия права. Приложение 2 сравнительная таблица


Скачать 39.84 Kb.
НазваниеПриложение 2 сравнительная таблица
Дата27.01.2023
Размер39.84 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА магистратура илосоия права.docx
ТипДокументы
#908476

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА1

Имя, годы жизни

Онтологическая позиция

Гносеологическая установка

Этический принцип

Социально-политические взгляды

Основные категории

Высказывания (афоризмы)

Эпикур (341–270 до н.э.)

Основой бытия общества и государства является справедливость. Движущим началом и источником представлений о справедливости являются практические потребности взаимного общения людей. Разработал концепцию договорного происхождения государства

Познавательный оптимизм, рационализм. Полное знание законов развития общества доступно лишь разуму

Гедонизм (в основе этики лежит принцип удовольствия). Равенство людей по природе. Неравенство по социальному происхождению. Индивидуальная свобода на основе ответственности за выбор своего образа жизни

Умеренный демократ (законы государства не должны препятствовать свободе и автономии индивидов)

Атараксия – безмятежное спокойствие духа. Ананкэ – необходимось

«Справедливость, происходящая от природы, есть договор о полезном – с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда»

Платон (427–347 гг. до н. э.)

В основе лежит принцип отношения: бытие конституируется отношением к небытию. Небытие есть нечто существующее и мыслится как иное бытие. Отношение между этими противоположностями ничем не опосредовано, напротив, бытие обусловлено отношением к небытию. Платон размышляет о том, как происходит переход от покоя к движению. Состояния покоя или движения существуют во времени. Переход от состояния покоя к состоянию движения есть отношение, которое ничем не опосредовано. И этот переход осуществляется вне времени, скачком, «вдруг». Данный переход есть не процесс, а отношение, определяющее покой.

Предметом познания может быть только мир идей, предметный мир может быть только объектом мнения или представления; Знание-результат духовного созерцания; Теория познания связана с теорией переселения душ; пробуждение к припоминанию – диалектическая беседа.

Этическую концепцию Платона можно разделить на две связанные между собой части: индивидуальную этику и социальную этику. Первая является учением об интеллектуальном и нравственном совершенствовании человека, которое Платон связывает с гармонизацией его души. Душу философ противопоставляет телу как раз потому, что телом человек относится к низшему чувственному миру, а душой способен соприкасаться с настоящим миром – миром вечных идей. Основные стороны человеческой души тем самым являются основой его добродетелей: разумная – мудрости, аффективная – умеренности, волевая – мужества. Человеческие добродетели тем самым имеют врожденный характер, они особые ступеньки гармонизации его души и восхождения к миру вечных идей.

Социальная справедливость - «заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие» - служить абсолютному благу; личные интересы каждого человека должны быть подчинены интересам общества и государства; жесткая цензура на все произведения искусства; наказание за преступление от государственных законов, общей идеи вплоть до смертной жизни

5 основных категорий: сущее, движение, покой, тождество, различие.

«Самое великое наказание – это быть под властью человека худшего чем ты, когда сам ты не согласился управлять.» «Величайшая дружба существует между крайними противоположностями. Ведь противоположное питает противоположное, тогда как подобное не получает ничего от подобного»

Аристотель (384 г. – 322 г. до н.э.)

Бытием обладает единичное, единичное есть сочетание формы и содержания, материи. Форма- вечная, всеобщая. Материя - отсутствие формы, возможность бытия. Бог - есть движущая причина, перводвигатель.

Первая стадия познания - познание посредством ощущений; ощущение- отпечаток формы познаваемого предмета; ощущения дают знания единичного, но служат источником общих представлений; высшая ступень познания- теоретическая деятельность или нахождение общего в единичном.

Этике Аристотеля присущ эвдемонизм: высшая цель человека – блаженство, счастье, которое заключается в разумной деятельности (благо – не только результат морального действия, но и само действие), чувстве удовлетворения от моральной деятельности.

Мужество, благоразумие, справедливость и рассудительность- только эти добродетели являются условием счастья. Без добродетели человек становится самым нечестивым и самым диким существом. Справедливость- общее благо. Цель политики - достижение общего блага. Политик должен учитывать, что человек подвержен страстям, а значит, он не должен ставить своей целью воспитание нравственно совершенных граждан, достаточно, чтобы все граждане обладали добродетелью гражданина - умением повиноваться властям и закону.

Сущность, количество, качество, отношение, пространство, время, состояние, обладание, действие, претерпевание.

«Стыдно не уметь защищать себя рукою, но еще более стыдно не уметь защищать себя словом» «Бедность — источник возмущений и преступлений».

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (27 августа 1770 г. – 14 ноября 1831 г.)

Главная - отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи.

Вырабатывает новую теорию познания. Новизна состоит в том, что теория познания одновременно выступает и теорией диалектики, но диалектики познавательного процесса. Свою философскую систему понимает, как энциклопедию философских наук. Сохраняя верность традиции немецкой классической философии – считать в качестве ведущей философской науки гносеологию – Гегель ставит логику в своей системе на первое место.

Разделял понятия морали и нравственности: мораль- субъективный аспект поступков человека; нравственность - объективный аспект поступков человека.

Государство-форма существования Бога в мире (по своей силе и «возможностям» воплощенный Бог); право-наличное бытие (воплощение) свободы; общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу.

Бытие, небытие, становление, качество, количество, мера; тождество, различие, противоречие, основание; отношение, сущность и явление, форма и содержание, причина и следствие, субстанция и взаимодействие; возможность, действительность, случайность, необходимость.

Добродетель есть нечто всеобщее, требуемое от всех людей, и не что- либо прирожденное, но нечто производимое в индивидууме его собственной деятельностью. Из всех вообще безнравственных отношений — отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное.

Карл Маркс (5 мая 1818 г. – 14 марта 1883 г.)

Маркс исходит из принципа материализма, провозглашая первичность бытия и вторичность мышления. Он признавал наличие творческого момента в мышлении, посредством которого сознание может оказывать обратное воздействие на материю. Но этот творческий потенциал не безграничен и абсолютен, как это утверждает философский идеализм, а ограничено и относителен.

Основой является представление о рациональности (т.е. логичности, закономерности). Рациональность мира безусловно может быть познана человеческой рациональностью, те разумом.

Формирование и усвоение человеком нравственных принципов и норм может происходить только в процессе практической деятельности.

Основная идея социально – политических взглядов К. Маркса была в том, что в результате внутреннего развития капитализма будут разрушены узкие рамки классовых и национальных отношений, создадутся условия для раскрепощения человека.

Способ производства- материальная основа существования и развития общества; СП- это единство производственных отношений и производительных сил

Только в коллективе существуют для каждого индивида средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.

Иммануил Кант

(22 апреля 1724 г. – 12 февраля 1804 г.)

В центре внимания онтологии Канта находится бытие- процесс, истолковывающийся как жизнь. По мнению мыслителя, жизнь — это не абстрактное понятие, а бытие определенного индивида.

Кант разработал сложную гносеологическу ю конструкцию, включив в процесс познания три этапа. Первая ступень - чувственное познание, характеризуется способностью человека упорядочивать хаос ощущений при помощи их субъективных форм – пространства и времени. Вторая ступень – это область рассудка, выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятия. Третья ступень – разум, обладающий, по мнению Канта, способностью руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели.

В этническом учении человек рассматривается с 2- х точек зрения: человек как явление; человек как вещь в себе.

Философ считал, что человек наделен изначально злой природой; видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву); был сторонником распространения демократии и

1)Категории количества - единство, множество, цельность 2)Категории качества- реальность, отрицание, ограничение 3)Категории отношения- субстанция и принадлежность , причина и следствие,

Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне.

Фома Аквинский (1225 г. – 7 марта 1274 г.)

Исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В связи с этим он: разделяет: сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию).

Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам: откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия; вера и разум одновременно участвуют в процессе познания; вера и разум дают истинное знание; если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание; все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо; разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.; не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение; философия и теология - разные науки; философия может объяснить только то, что познаваемо разумом; все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

В своих этических воззрениях Фома Аквинский опирался на принцип свободы воли человека, на учение о сущем как благе и о Боге как абсолютном благе и о зле как лишенности блага. Фома Аквинский полагал, что зло являет собой лишь менее совершенное благо; оно допускается Богом ради того, чтобы во Вселенной осуществлялись все ступени совершенства. Важнейшей идеей в этике Фомы Аквинского является концепция, согласно которой блаженство составляет конечную цель человеческих устремлений

Фома рассматривает человека как социальное создание. Для людей жизнь в обществе является условием их способности к самореализации. Следовательно, политика служит естественным занятием, которое способствует возможности реализации человеческих атрибутов. Это означает, что политика в значительной мере не зависит от откровения. Даже язычники могут жить достаточно хорошей жизнью. разум является посредником между всеобщими законами и человеческим поведением. Это благодаря разуму мы сами, добровольно, подчиняемся закону. Разум является посредником между всеобщими законами и человеческим поведением. Это благодаря разуму мы сами, добровольно, подчиняемся закону.

Материя и форма, потенция и акт, сущность и существования

Знание - настолько ценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника. Пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, - процентами на него.

Сократ (469 г. до н. э.- 399 г. до н. э.)

Сократ избегал онтологической тематики, поэтому можно лишь догадываться о его позиции, но его тезис о тождестве (объективного) знания (субъективной) добродетели позволяет предположить, что впервые им поставлена проблема личностного бытия.

Возможно абсолютное знание - источником знания является разум, а элементом истинного знания является строго (субъективной) добродетели позволяет предположить, что впервые им поставлена проблема личностного бытия.

Этический принцип в его философии – добродетель, знание добра и поступки, в соответствии с этим знанием. Храбрый человек знает правильное действие и совершает его. Справедливый – тот, кто знает, как поступить в государственных делах и поступает. Благочестивый человек знает религиозные обряды и соблюдает их. Сократ говорил о неразделимости добродетели и знания. Поступая безнравственно, люди заблуждаются и страдают от непонимания добра и зла.

Сократ стремился отразить и сформулировать именно разумную природу нравственных, политических и правовых явлений. На этом пути он пришел к выводу о тождестве разумного, справедливого и законного. Политический идеал Сократа можно выразить в виде следующего принципа: править должны знающие. В соотношении с благом как результатом действия по знанию, зло есть недоразумение, следствие проступков, совершенных по неведению, Добро и зло, по концепции Сократа, не два различных и автономных начала, а следствие наличия или отсутствия одного и того же начала, а именно - знания.

Основной метод Сократа – майевтика (от греч. повивальное искусство). Суть этого метода состоит в противопоставлении внешнего софистического знания внутреннему философскому знанию, которое каждый носит в себе и может в себе открыть

«Брак – необходимое зло». «Женись. Хорошая жена сделает тебя исключением, с плохой – станешь философом». «Работа без цели лучше бездействия».



1 При составлении таблицы использовались источники: Антология мировой философии. М.: Мысль, 1969; Материалисты Древней Греции. М.: Наука, 1955; История политических и правовых учений. М.: Наука, 1985.






написать администратору сайта