Применимость на практике теорем кар и наград
Скачать 21.27 Kb.
|
Применимость на практике теорем «кар и наград» Ларионова Вера, 4 курс Социальный контроль — система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально-приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом [1]. Социальный контроль является важным аспектом существования общества и эффективного взаимодействия между людьми в нем («взаимодействие людей дано там, где поведение одного индивида, в одних случаях сопровождаемое сознанием, в других – нет, является функцией поведения другого или других людей» - [2]). Поскольку интересы и потребности у всех участников социального взаимодействия разные, возникает необходимость в регулировании общественных отношений. Проблема социального контроля поднималась в работе [3], в которой кара и награда рассматривались с точки зрения эффективного средства мотивации и управления. Основные идеи теорем «кар и наград» сформулированы в учебнике [2]: • Сила воздействия награды и наказания на поведение человека зависит от близости момента их выполнения. Эта зависимость обратно пропорциональна уровню развития человека и прямо пропорциональна уверенности в неизбежности награды или наказания. • Влияние награды или наказания на людей зависит от того, насколько нуждается на определенном этапе жизни человек в удовлетворении потребности, с которой связаны санкции. • Воздействие награды или наказания выше, если «требуемое» ими поведение совпадает с тем, которое в данный момент человек считает «должным» и «справедливым». Возможность применения теорем «кар и наград» в реальном мире позволяет определять нормы поведения в обществе и приучать к ним, что в итоге влияет на осознанное поведение. За несоблюдением норм должны следовать санкции (кары), чтобы у человека не было мотивации повторять такое действие. А правильное поведение необходимо поощрять (награды), чтобы человек чувствовал одобрение своих действий и знал, что поступает правильно. П. Сорокин в работе [3] писал, что «на поведение человека влияют представления тех выгод или невыгод (каковы бы они конкретно ни были), которые он связывает с теми или иными поступками в качестве последствий этих поступков». Пример применения теорем «кар и наград» так же описывается в работе [3]. Родители часто контролируют поведение детей с помощью выговоров и грозных замечаний: «Из наблюдений над детьми, вероятно, известно каждому, какое искушение представляют для них «лакомства». Сплошь и рядом бывают случаи, когда они не прочь бы съесть конфеты, лежащие на столе или в буфете. Но представление о том, что «папа» и «мама» будут недовольны и дадут соответствующий выговор, удерживает их от этого поступка. Не будь здесь этого недовольства папы и мамы (карательная реакция), конфеты были бы съедены». Еще один из способов применения теорем «кар и наград» приведен в работе [4]. В ней описывается возможность введения санкций для горожан, несоблюдающих закон: «Формирование культуры города предполагает движение от стимулирования к мотивации, от норм поведения к осознанному поведению. Несоблюдение дисциплины и отсутствие соответствующих санкций приводит к коррупции, к ущемлению прав законопослушных людей. Например, можно разработать размер штрафа за проезд по выделенной полосе». Однако существует проблема несоблюдения правил теми, кому штраф не кажется слишком большим: «Законопослушные водители будут тесниться в оставшихся полосах, а «джиперы» будут ехать по выделенной полосе в расчете на то, что их никто не остановит, а если оштрафуют, то размер штрафа будет несуществен», – как раз про об этом говорится во втором пункте теорем «кар и наград». На теоремах «кар и наград» основана вся система права: за несоблюдением государственных законов последует та или иная санкция (кара), поэтому, как правило, люди стараются следовать законам и не нарушать их: «В уголовном праве уже издавна существует ряд теорий, которые указывали на то, что наказания способны в значительной степени влиять на поведение индивида, заставляя его воздерживаться под страхом наказания от ряда поступков, запрещенных законом, или исполнять ряд поступков, требуемых тем же законом» [3]. Практическое применение наград тоже находит свое отражение в научных работах. Так, в книге [5] описано влияние поощрений не только на мотивирование личности следовать нормам, но и на совершение подвигов: «Почти в каждой российской семье хранятся боевые и трудовые награды дедов и отцов, бабушек и матерей. Это наши семейные реликвии - священная память о близких людях, обеспечивших нам жизнь, какой бы она ни была. За орденами и медалями наших предков стоят фундаментальные ценности социума, значимость которых по большому счёту не зависит от того, при какой власти были получены эти ордена и медали. Достойно жить можно и должно при любой власти. Честный упорный труд на благо Отечества и верность Родине в бою – непреходящие социальные добродетели». Награды, ордена, признание и благодарность дополнительно мотивируют во время военных действий рисковать жизнью. П. Сорокин также отмечал, что кары и награды могут иметь эффект дрессировки и влиять на поведение за счет воздействия на личность, за счет чего в будущем человек будет вести себя определённым образом и без применения кар и наград [3]: «Акт, противоречащий моральным убеждениям, вначале может совершаться лишь под давлением кар и наград. Но частое совершение самого акта постепенно ослабляет само психическое переживание должного, которому он противоречит, и в конце концов может даже окончательно разрушить должные убеждения и заменить их иными, противоположными. Раз эта стадия достигнута — тогда давление санкции становится уже совершенно излишним; требуемый ими акт в этом случае будет исполняться уже и без них — спонтанно». В качестве примера П. Сорокин приводит солдатов, которые после армии меняются до неузнаваемости: «Факты военной дрессировки дают немало аналогичных случаев. Всякому, вероятно, известны "принципы и методы" военной дрессировки. Если только что попавший в солдаты деревенский парень стоит не прямо и ходит неуклюже, пускаются в ход с педагогическими целями насмешки ("что пузо-то выпятил"), ругань, удары, и в результате этого получается "бравый солдат", "грудь колесом", "руки по швам", "глазами ест начальство" и т. д. Кары и награды в совокупности переделывают весь облик солдата, и полученная выправка продолжает сохраняться (особенно у николаевских ветеранов) даже и тогда, когда она уже не нужна, то есть по выходе в отпуск». Эффект дрессировки подтверждается и современной тенденцией к смягчению наказаний в развитых государствах, поскольку поведение в рамках предписанных правил становится обыденным для всех людей [6]: «Если на заре возникновения человечества в основе кары было слепое возмездие или же принцип устрашения, то с ростом цивилизации эти мотивы кар, по мнению П. Сорокина, сменяются иными, более гуманными мотивами: целью кар становится не устрашение преступника, не его уничтожение или причинение ему страданий, а предупреждение преступлений, защита общества, исправление и лечение самого преступника; и правосудие играет уже не на эмоции страха, а апеллирует к совести, к чувству собственного человеческого достоинства преступника и т. д. [2; 304] Это утверждение подтверждается тенденциями в современной международной правоохранительной практике: переход от репрессивных мер к мерам превенции, признание несостоятельности репрессий, рост тенденции к демократизации социального контроля.» Можно заключить, что теоремы «кар и наград» применяются повсеместно и постоянно, поскольку позволяют эффективно контролировать социальные действия и управлять ими. Их применение может реализовываться как на уровне индивидуальных отношений, например, когда родители хотят контролировать детей, так и на уровне государства на законодательном уровне, когда несоблюдение законов карается санкциями со стороны правоохранительных органов. Литература: Социальный контроль – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C (дата обращения: 10.09.2022) Кафидов В. В. Современные концепции управления. – 2020. Сорокин П. А. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. – Санкт-Петербург: издательство ЯГ Долбышева, 1914. Кафидов В.В. Современные методологические подходы к стратегическому управлению и развитию городов различных типов. – Litres, 2021. Малинкин А. Награда как социальный феномен. Введение в социологию наградного дела. – Litres, 2022. Грошева И. А. Проблема организации социального контроля в России //Вестник Тюменского государственного университета. – 2009. – №. 4. – С. 132-139. |