Принятие христианства на Руси и его культурно-социальное влияние. РЕФЕРАТ по истории22. Принятие христианства на Руси и его культурносоциальное влияние
Скачать 94 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «-------------------------------------------» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра философии и гуманитарных дисциплин РЕФЕРАТ По дисциплине «История» Тема «Принятие христианства на Руси и его культурно-социальное влияние» Выполнила обучающаяся Специальность «-----------------------------------------» -- курс -- группа Проверил: ______________________ ______________________ Дата проверки Оценка Подпись 2022 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………3 Внешняя политика Руси при Владимире………………………...4 Крещение Руси……………………………………………………….6 Историческое значение крещения Руси………………………...10Образованность после крещения Руси………………………11 Нравственная роль крещения Руси………………………….12Архитектура……………………………………………………..13Заключение…………………………………………………………….14Список использованных источников………………………………15 Введение Русской православной церкви более тысячи лет. За это время было опубликовано большое число исторических и литературоведческих книг, статей, исследований, в которых нашли отражение различные аспекты процесса христианизации Руси. Ценность таких исследований не вызывает сомнений. Они создавались на документальной основе. Наша наука обогатилась не только многочисленными фактами отечественной истории, но и немало сделала для пересмотра сложившихся стереотипов, искажающих наши представления этого крупного общественного явления оказавшего огромное социально-культурное влияние на всю последующую историю русского государства. Это, однако, не означает, что все проблемы христианизации Киевской Руси можно считать решенными и бесспорными. Актуальность реферативного исследования определяется и наблюдающимся ростом интереса у россиян к отечественной истории, к памятникам древнерусской культуры. Важное значение приобретают вопросы, связанные с изучением роли религии в общественном и культурно-историческом процессе. Очевидна необходимость сконцентрировать внимание не только на фактах процесса христианизации Киевской Руси, но и на последствиях данного события, ставшего важнейшим элементом общественного прогресса. Христианизация сыграла огромную роль в дальнейшем экономическом, политическом и духовно-культурном развитии Руси. подъем авторитета Руси на международной арене; укрепление торгово-политических отношений с Византией и странами Запада и Азии; дальнейшее культурно-духовное развитие — зодчество, письменность, живопись; объединение Руси в государство с централизованной властью. Внешняя политика Руси при Владимире После смерти Святослава власть в Киеве взял его старший сын Ярополк. Однако древляне не признали власть Ярополка, сплотившись вокруг тринадцатилетнего сына Святослава Олега. Ярополк двинул войско в Древлянскую землю, и древлянская рать потерпела поражение. В борьбе за древлянский город Овруч Олег погиб. Его задавили собственные воины на мосту через крепостной ров во время бегства от киевской дружины. Получив весть о гибели брата, третий сын Святослава, Владимир, испугался за свою судьбу и бежал из Новгорода вместе с Добрыней к варягам за море. Владимир не желал мириться со своим положением. Через два с лишним года он появился близ Новгорода в сопровождении сильной варяжской дружины. Восстановив свою власть в городе, Владимир начал готовиться к походу на Киев. Под его знамя встали новгородские словене, кривичи и чудь. Ядро рати Владимира составили бывалые воины – варяги. Снова Новгород взял на себя инициативу объединения русских земель. Двинувшись на юг, Владимир овладел Полоцком, убил княжившего там варяга Рогволда и его сыновей, а дочь Рогволда Рогнеду насильно взял в жены. Между тем положение Ярополка в Киеве становилось все менее прочным. Дружина враждебно относилась к великому князю, который, будучи воспитан Ольгой, покровительствовал христианам. Против Ярополка назревал заговор. Владимир вступил в тайные переговоры с близкими Ярополку людьми. Один из них, воевода Блуд, предложил свою помощь, за что Владимир пообещал воеводе в случае захвата власти многу честь [2]. Ярополк затворился в Киеве, и Владимир осадил город. Блуд и другие изменники уговорили великого князя оставить город, уверяя его, что среди киевлян зреет заговор в пользу Владимира. По совету Блуда Ярополк явился к брату на переговоры. Но едва он вошел в палату, телохранители Владимира пронзили его мечами. Так в 980 году русский Север снова победил русский Юг. Владимир стал единоличным правителем Руси. В первую очередь Владимир восстановил единство Русской земли, потому что во время междоусобной войны племена радимичей и вятичей отказались подчиняться Киеву. Три года потребовалось Владимиру, чтобы подавить сопротивление восставших племен и снова включить их в состав Руси. Владимир продолжил укрепление системы управления страной. Как и отец, он посылал своих многочисленных сыновей наместниками в русские земли. Вышеслава, а после его смерти – Ярослава (будущего Ярослава Мудрого) он направил в Новгород, Бориса – в Ростов, Глеба – в Муром. В Древлянской земле стал править Святослав, а во Владимире на Волыни – Всеволод, в Тмутараканском княжестве – Мстислав. Святополка, сына убитого им брата, Владимир не любил, не доверял ему и поэтому не дал в управление никакой земли, а держал под присмотром близ Киева. Владимир вел активную внешнюю политику. Он вновь предпринял поход против Дунайской Болгарии, но, встретив мощное сопротивление, заключил с болгарами мир. При Владимире обозначилось новое направление во внешней политике – западное. Русь вступила в борьбу с Польшей – славянским государством в Восточной Европе. Предметом раздора стали пограничные земли – Червенская Русь с городами Червенем, Перемышлем и другими. Русь стала испытывать все более сильный натиск кочевников-печенегов. Их многочисленные орды контролировали все северное побережье Черного моря. Теперь лишь при большой вооруженной охране купеческие караваны могли следовать по Днепру на юг. Печенеги часто атаковали русские границы, грабили города и села, продавая пленных на невольничьих рынках Крыма и Византии. Несколько лет после этого печенеги не осмеливались нападать на русские земли, но в 996 году они неожиданно огромными силами вновь пошли на Русь и прорвались к самому Киеву. Около городка Василев Владимир вышел им навстречу лишь с княжеской дружиной, без ополчения. В ожесточенном бою руссы были разбиты. Владимир в одиночку бежал с поля боя и едва успел укрыться под мостом от преследовавших его врагов. В эти критические минуты своей жизни он поклялся в случае спасения поставить в Василеве церковь (к этому времени Владимир уже принял христианство) и вскоре выполнил обет. Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов печенегов, Владимир предпринял строительство крепостей на левобережье Днепра. Здесь появились четыре линии обороны. Крепости располагались в 15-20 километрах друг от друга и находились, как правило, у бродов, на берегах рек, впадающих в Днепр, чтобы препятствовать переправам печенежской конницы. Один из новопостроенных городов-крепостей Белгород стал местом сбора всех русских сил во время нашествия печенегов. Крещение Руси Одной из важнейших государственных реформ Владимира стало крещение Руси в 988 году. К тому времени среди бояр, купцов и горожан было уже немало христиан. Необходимость крещения Руси объяснялась рядом исторических причин. Интересы развивающегося государства диктовали отказ от многобожия с его племенными богами и введение монотеистической религии. Требовались единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог. Весь европейский мир уже перешел к христианству, и Русь не могла более оставаться языческой окраиной. Христианские моральные нормы утверждали ценность бессмертной человеческой души и содействовали улучшению нравов. Приобщение к христианству способствовало развитию культуры, письменности, духовной жизни. Языческая религия, возникшая у славян в эпоху родо-племенных отношений и достигшая наибольшего развития в эпоху «военной демократии» в условиях классового общества перестала удовлетворять общественные потребности, не могла в полной мере отвечать характеру новой социально-экономической ситуации. В условиях обостряющихся классовых противоречий княжеско-боярской верхушке была нужна такая религиозная организация, которая отвечала бы потребностям утверждающейся государственной и политической организации общества, сложившейся к концу Х века. Языческий политеизм не способствовал политической консолидации отдельных племен, не мог быть опорой великокняжеской власти, мешал утверждению новых социально-классовых отношений. Отрицательно сказывалось господство язычества на международных и торговых связях. Государства, непосредственно окружавшие Киевскую Русь, к концу Х века были христианскими. Анализ всех этих моментов подтверждает основной тезис о том, что язычество к концу Х века оказалось тормозом на пути развития нового, более прогрессивного по сравнению с родовым феодального строя. Выбор Владимиром христианства в его византийском варианте также был жестко обусловлен. Во-первых, принадлежностью государства к тому региону, в котором наибольшее распространение получило христианство. Во-вторых, большое значение имели налаженные и довольно активные политические, торговые, культурные связи Руси с Византией, исторические традиции, сложившаяся международная социально-политическая ситуация. Таким образом, религиозная реформа 988 года по введению христианства в качестве государственной религии была подготовлена всем ходом экономического, социально-политического развития древнерусского государства, его внешними связями. Язычество с его мыслью о равенстве всех людей перед силами природы не давало объяснения появлению на Руси новых общественных отношений и неравенства людей, деления на богатых и бедных. Христианская идея, что все идет от Бога, примиряла людей с действительностью. Требуя от человека духовного совершенствования и добрых дел, христианство обещало вечное спасение и блаженство в послеземной жизни. Человек мог быть нищ и убог, но если он вел праведный образ жизни, то ощущал себя духовно выше любого богача, нажившего добро обманным путем. Христианство допускало отпущение грехов, очищение души кающегося. Владимир не сразу принял христианство. Сначала он пригласил в Киев послов из стран, где исповедовали различные монотеистические религии – ислам, иудаизм, христианство по византийскому (восточному) и римскому (западному) обряду. По легенде, когда мусульманские послы, хваля свою религию, сказали, что ислам запрещает употребление вина, Владимир будто бы воскликнул: «Руси есть веселие питии, не можем без того бытии!» Затем великий князь направил своих людей в окрестные земли, чтобы они на месте убедились в преимуществах той или иной религии. Наиболее всего русских послов пленила служба в греческих храмах: «Не знали, на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом» [1]. В конечном счете, Владимир решил крестить Русь по византийскому обряду. К тому времени для этого представился подходящий момент. В 987 году Византия потерпела ряд поражений в войне с Болгарией, а внутри империи начались мятежи. Поэтому начало переговоров с Византией о крещении Руси пришлось грекам весьма кстати. Крещение других народов при помощи своих церковников они рассматривали как средство подчинить их своему влиянию. Владимир пообещал прислать на помощь Константинополю русское войско, но за это потребовал крестить Русь без ущемления ее независимости. Более того, князь просил византийского императора отдать ему в жены свою сестру, принцессу Анну, что должно было возвысить международный авторитет Руси. Греки приняли все условия. В Византию для подавления мятежа отправился русский отряд. Но когда опасность миновала, греки стали затягивать выполнение главного условия договора – о браке Анны и Владимира. В ответ русская рать осадила центр византийских владений в Крыму – Херсонес. Через несколько месяцев с крепостных стен в стан Владимира была пущена стрела с прикрепленной к ней запиской. В записке по поручению херсонесского священнослужителя Анастаса сообщалось, что для взятия города необходимо перекрыть водопровод, который находился за городскими стенами. Русские воины перекрыли его, и вскоре изнемогающие от жажды жители сдались на милость победителя. Владимир пригрозил, что если Анна не прибудет в Херсонес, то он направит войско на Константинополь. Анна отказывалась ехать и плакала: «Лучше мне умереть!», император уговорил ее отправиться в Херсонес во имя спасения Византии, и вскоре принцесса со свитой, священники с иконами и церковной утварью прибыли в город. В завоеванном Херсонесе Владимир и принял крещение, тем самым подчеркнув свою силу и независимость от воли Византии. Вместе с князем крестилась и часть дружины. По настоянию Владимира во главе Русской Церкви был поставлен его сторонник – Анастас. Но это было лишь начало, предстояло крестить Киев и остальную Русь. В жаркий летний день 988 года по приказу Владимира в Киеве опрокинули языческих идолов, а деревянную статую Перуна привязали к конским хвостам, проволокли по городу и сбросили в Днепр. На следующее утро Владимир приказал всем киевлянам явиться к реке, где над вошедшими в воду людьми греческие и херсонесские священники совершили обряд крещения. Тут же великий князь повелел начать строительство церквей и первую из них, в честь святого Василия, своего небесного покровителя, поставить там, где возвышалась ранее статуя Перуна. Не везде крещение проходило так мирно, как в Киеве. В Новгороде, где языческая вера была очень сильна, язычники во главе с волхвами выступили против появления в городе воеводы со священниками и крестами. Лишь после ожесточенных столкновений сопротивление язычников было подавлено. И здесь статую Перуна сбросили в реку. С таким же трудом вводилось христианство в других землях Руси. В 996 году в Киеве было окончено строительство главного храма Руси – каменного собора Пресвятой Богородицы. На его содержание Владимир пожаловал десятую часть княжеских доходов. С тех пор церковь стала называться Десятинной. Прошло еще немало времени, прежде чем христианство окончательно восторжествовало на Руси. Однако язычество так до конца и не сдалось. Многие языческие традиции и праздники совместились с христианскими. Христиане молились в церквах, клали поклоны перед домашними иконами, но в дни от Рождества до Крещения справляли праздник Коляды. Праздновалась и Масленица. Люди продолжали верить в существование домовых и леших, а библейский Илья Пророк напоминал им Перуна. Положение, когда в обществе уживаются и новая, и старая религии, называется двоеверием. Оно, по существу, сохранилось и до наших дней. Историческое значение крещения РусиРусская Православная Церковь почитает князя Владимира как одного из главных христианских святых.Образованность после крещения Руси Важной христианской добродетелью при Владимире была и образованность. После крещения Руси Владимир, как о том свидетельствует Начальная летопись, “…нача поимати у нарочитые чади (то есть у лиц привилегированного сословия) дети и даяти нача на учение книжное”. Строки эти вызывали различные догадки, где проводилось это “учение книжное”, были ли это школы и какого типа, но ясно одно: “учение книжное” стало предметом государственной заботы. Наконец, другой христианской добродетелью, с точки зрения Владимира, явилось милосердие богатых по отношению к бедным и убогим. Крестившись, Владимир стал, прежде всего, заботиться о больных и бедных. Согласно летописи, Владимир “повеле всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питье и яденье, и от схотьниц кунами (деньгами)” [3]. А тем, кто не мог приходить, немощным и больным, развозить припасы по дворам. Если эта его забота и была в какой-то мере ограничена Киевом или даже частью Киева, то и тогда рассказ летописца чрезвычайно важен, ибо показывает, что именно считал летописец самым важным в христианстве, а вместе с ним и большинство его читателей и переписывателей текста — милосердие, доброту. Обычная щедрость становилась милосердием. Это различные акты, ибо акт добродеяния переносился с человека дающего на тех, кому давалось, а это и было христианским милосердием. Первый круг верований был решительно отброшен Владимиром, а идолы ниспровержены и спущены в реки — как в Киеве, так и в Новгороде. Однако второй круг верований стал христианизоваться и приобретать оттенки христианской нравственности. Исследования последних лет (главным образом замечательный труд М. М. Громыко “Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в.”. М. 1986) дают тому ряд примеров. Нравственная роль крещения РусиОставались, в частности, в разных частях нашей страны крестьянские помочи, или толока,— общий труд, совершаемый всей крестьянской общиной. В языческой, дофеодальной деревне помочи совершались как обычай общей сельской работы. В христианской (крестьянской) деревне помочи стали формой коллективной помощи бедным семьям — семьям, лишившимся главы, нетрудоспособным, сиротам. Нравственный смысл, заключенный в помочах, усилился в христианизованной сельской общине. Замечательно, что помочи совершались как праздник, носили веселый характер, сопровождались шутками, остротами, иногда состязаниями, общими пирами. Таким образом, с крестьянской помощи малоимущим семьям снимался весь обидный характер: со стороны соседей помочи совершались не как милостыня и жертва, унижавшие тех, кому помогали, а как веселый обычай, доставлявший радость всем участникам. На помочи люди, сознавая важность совершаемого, выходили в праздничных одеждах, лошадей “убирали в лучшую сбрую”. Языческий обычай приобретал этическую христианскую окраску. Христианство смягчало и вбирало в себя и другие языческие обычаи. Так, например, начальная русская летопись рассказывает о языческом умыкании невест у воды. Этот обычай был связан с культом источников, колодцев, воды вообще. Но с введением христианства верования в воду ослабли, а обычай знакомиться с девушкой, когда она шла с ведрами по воду, остался. У воды совершались и предварительные сговоры девушки с парнем. Наиболее, может быть, важный пример сохранения и даже приумножения нравственного начала язычества — это культ земли. К земле крестьяне относились как к святыне. Перед началом земледельческих работ просили у земли прощения за то, что “вспарывали ее грудушку” сохою. У земли просили прощения за все свои проступки против нравственности [4]. Шла постепенная христианизация (наряду с отмиранием) языческих обычаев и обрядов. АрхитектураИспытание вер имело в виду не то, какая вера красивее, а то, какая вера истинная. А главным аргументом истинности веры русские послы объявляют ее красоту. Первые русские князья-христиане с таким усердием обустраивают свои города, ставят в них центральные храмы. Вместе с сосудами церковными и иконами Владимир привозит из Корсуни (Херсонеса) двух медных идолов (то есть две статуи, а не кумиры) и четырех медных коней, “про которых невежды думают, что они мраморные”, и ставит их за церковью Десятинной, на самом торжественном месте города. Поставленные в XI веке церкви до сего времени являются архитектурными центрами старых городов восточных славян: София в Киеве, София в Новгороде, Спас в Чернигове, Успенский собор во Владимире и другие. Никакие последующие храмы и строения не затмили собой того, что было построено в XI веке. Ни одна из стран, граничивших с Русью в XI веке, не могла с ней сравниться по величию своей архитектуры и по искусству живописи, мозаики, прикладному искусству и по интенсивности исторической мысли, выраженной в летописании и работе над переводными хрониками. Единственная страна с высокой архитектурой, сложной и по технике и по красоте, которая может считаться помимо Византии предшественницей Руси в искусстве,— это Болгария с ее монументальными строениями в Плиске и Преславе. Эстетический момент играл особенно важную роль в византийском возрождении IX—XI веков, то есть как раз в то время, когда Русь принимала крещение. Сама по себе культура не знает начальной даты, как не знают точной начальной даты и сами народы, племена, поселения. Все юбилейные начальные даты этого рода обычно условны. Условной датой начала русской культуры, можно считать 988 год. Заключение Результаты проведенного реферативного исследования расширили представление о христианизации на Руси. Выявлено, что принятие христианства сыграло огромную роль в дальнейшем развитии Киевской Руси. Прививая в княжестве православие, князь по всей территории строит церкви и монастыри. Если ранее ее относят к «варварской» стране, то теперь она становится равной остальным и возвеличивается как государство. Принятие новой веры помогает изжить кровавые языческие обряды, такие как жертвоприношение. Продолжая расширять свои территории, проводя захватнические войны, страна нуждается в сильных союзниках, которые смогут оказать помощь при военных столкновениях. Византия в конце X века могущественное государство с развитой культурой. Сохранение и укрепление торговых связей и политических отношений с греками, идет на пользу русскому княжеству. Крещение способствует культурному развитию древнерусского государства. Перенимаяопыт Византии, в княжестве начинается бурный рост деревянного и каменного зодчества. ВНовгороде, Владимире и Чернигове строятся деревянные церкви, в Киеве —каменная Десятинная церковь. Десятая часть всех доходов князя идет на поддержание священнослужителей столицы. Отсюда и название церкви. Наряду с зодчеством развитие получаютживопись и письменность.Художники пишут иконы для церквей. Монахи ведут летописи, что имеет историческое значение. Государство нуждается в грамотных людях. По приказу князя Владимира, церковные служители насильно отбирают детей знати на обучение светской и божеской литературы. В дальнейшем, эти действия стали основой просвещения древнего Киева. Обращение в христианство положило начало объединению княжества. В X веке на Руси два сильных города —Киев и Новгород.Не желая терять свою независимость, новгородское княжество отчаянно сопротивляется христианизации. Только в 990 году удается приобщить его к православию. Вера в единого Бога покончила с разобщенностью племен, сплотив их между собой. Киевская Русь становится сильным и могучим государством с централизованной властью. Следствием принятия христианства стало укрепление княжеской власти. Она была поделена на сферы влияния между князем и церковью. Епископы отвечают за духовное воспитание, семейные отношения и вершат суды по нравственным преступлениям. Христианизация подняла авторитет Киева в глазах западных стран. Расширяются торговые и культурные связи по всему миру. Все это способствовало экономическому развитию Руси. Христианство оказало огромное влияние на утверждение новой системы моральных установок Древнерусского государства, представлений о добре и зле, о справедливости, долге и чести, добродетели и пороке, совести и бесчестии. Эти общечеловеческие принципы были созвучны интересам различных классов и социальных групп, играли положительную роль в развитии нравственного сознания и расширили общественные рамки проявления моральных норм. Список использованной литературы
Гальковский, Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси [Текст]/ Н.М.Гальковский; М.: Канон, 2017.– 46 с. Карташев, А.В. Очерки по истории русской церкви [Текст]/ А.В.Карташев; М.: Политиздат, 2020.–383с. Коробка, Н.К. К вопросу об источнике русского христианства [Текст]/ Н.К. Коробка; СПб.: Питер, 2017. – 336с. Распространение христианства на Руси IХ-ХI в.в. [Электронный ресурс]: Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. — М.: ЦСПиМ, 2018. – Режим доступа: http://publications.hse.ru |