Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблема

  • Предмет

  • Проект Приобщение к чтению. Приобщение детей к миру художественной литературы


    Скачать 46.41 Kb.
    НазваниеПриобщение детей к миру художественной литературы
    АнкорПроект Приобщение к чтению
    Дата20.02.2023
    Размер46.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПроект Приобщение к чтению.docx
    ТипДокументы
    #945962



    Проект на тему:

    «Приобщение детей к миру художественной литературы»


    Оглавление


    Введение 2

    1. Педагогическая ценность сказок 5

    1.1 Знакомство детей с художественной литературой через чтение сказок 7

    1.2 Особенности освоения сказок 9

    2. Возрастные особенности развития эстетических переживаний детей младшего школьного возраста 10

    2.1 Методы и формы приобщения детей к художественной литературе 12

    Заключение 15

    Список использованных источников и литературы 17



    Введение



    Современное образование находится на новом этапе развития − оно модернизируется. В связи с этим учебное заведение ориентировано на творческую успешную личность. Приобщение подрастающего поколения к литературе − один из приоритетов современного образования. Чтение произведений литературы считается сегодня важнейшим элементом культуры.

    В последнее время в области детской литературы и детского чтения наметился ряд негативных тенденций. Активное внедрение компьютерных и информационных технологий в жизнь ребенка снижает статус литературы, доля чтения в структуре свободного времени детей резко сокращается.

    Читающие родители − это образец для подражания. Но в настоящее время семья находится в состоянии кризиса, и в силу ряда объективных причин ее влияние на формирование ребенка-читателя затруднено. Этому процессу способствует отсутствие должного внимания к процессу развития интереса ребенка к чтению со стороны отца и матери. Дети имеют мало общего с книгой, и это отражается, прежде всего, на их интеллекте, грамотности, моральном и эмоциональном развитии.

    Известно, что читательский опыт начинает закладываться с раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

    Через художественную литературу ребенок знакомится с ценностями, без которых невозможна духовная жизнь общества и личности. В настоящее время это очень важно, так как общество переживает моральный и нравственный кризис.

    Значение книги в жизни человека очень велико. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни: сначала, когда ребенок находится в утробе матери, она читает ему стихи и сказки. Затем родители читают своим детям, ребенок, подрастая, начинает учить буквы и слоги и снова читает. В школе ученик читает букварь, азбуку, внеклассное чтение, летнее чтение. Во взрослой жизни мы можем читать то, что выбираем сами. Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент, на котором будет базироваться все последующее знакомство с обширным литературным наследием. Книга знакомит ребенка с миром человеческих чувств, радостей и страданий, взаимоотношений, мотивов, мыслей, поступков, характеров. Она учит вас заглядывать в человека, видеть и понимать его, культивировать в себе человечность.

    Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания отходят на второй план, уступая место устройствам для чтения электронных книг. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку – интересующую книгу можно найти в Интернете. Учитывая это, задачи учителей и родителей состоят в том, чтобы направить детей на правильный выбор источника информации.

    Проблема: отсутствие интереса к чтению художественной литературы.

    Цель проекта: приобщение детей к художественной литературе, воспитание будущего читателя.

    Объект: процесс формирования интереса к чтению у детей.

    Предмет: способы формирования интереса к чтению художественной литературы.

    Гипотеза: решение проблемы формирования интереса к чтению у детей возможно, если: процесс обучения чтению будет целенаправленно организован и связан с пробуждением познавательных интересов; будут расширены границы содержания чтения, приведенного в учебниках; методический аппарат освоения материала будет соответствовать требованиям развивающего обучения; в учебном процессе будут систематически применяться различные формы работы со студентами, способствующие возникновению интереса к чтению, достижению самостоятельности и социальной активности учащихся.

    1. Педагогическая ценность сказок



    Книга раскрывает общечеловеческие и духовные ценности, служит мощным, эффективным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература раскрывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Это обогащает эмоции, развивает воображение и дает ребенку замечательные примеры русского литературного языка. Любовь к книге не «приходит» к ребенку сама по себе. Необходима активная помощь взрослых: педагогов и родителей. Книга не дает готовых рецептов того, как научить ребенка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания очень сложно.

    Ребенок должен живо, эмоционально реагировать на прочитанное, видеть изображенные события, переживать их. Только ребенок, который любит книгу, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание того, что он услышал или прочитал. Малыш рисует в своем воображении любые сюжеты, плачет и смеется, так живо представляет (видит, слышит, обоняет и прикасается) прочитанное, что чувствует себя участником событий. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная во взрослом возрасте. Задача взрослого - раскрыть ребенку все то необыкновенное, что несет в себе книга, то удовольствие, которое приносит погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь ребенка к книге, должен, прежде всего, сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать детям свои чувства и переживания. Сопереживая героям художественных произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства − способность проявлять участие, доброту, протестовать против несправедливости. Это основа, на которой воспитываются порядочность, порядочность и истинная гражданственность. Особенность читателя-дошкольника в том, что он не умеет читать. Его читательская деятельность основана на другом типе восприятия искусства – слуховом. В то же время ему доступны такие подвиды читательской деятельности, как слушание, рассматривание иллюстраций, размышление над услышанным, переживание происходящего в художественном тексте.

    Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемых событий. Он должен представить их, основываясь на своем опыте. Понимание работы, содержания и идеи зависит от того, насколько хорошо он это делает. Приобщение к чтению − это педагогически обоснованная деятельность, осуществляемая в дошкольной образовательной организации. Воспитатель играет в этом решающую роль. Его эффективность зависит от того, насколько и каким образом родители учеников будут вовлечены в изучаемый процесс. Общие принципы приобщения ребенка к чтению художественной литературы дома и в детском саду делают чтение естественным для ребенка, необходимой частью его жизни.

    Педагогическая ценность сказок чрезвычайно велика. Детям школьного возраста читают и рассказывают сказки о животных. В сказках разных народов и разных времен встречаются образы простодушного волка, трусливого хвастливого зайца, ленивого медведя, хитрой кокетливой лисы, воинственного петуха и т.д.

    Сказки любят ученики начальной школы. Они ненавязчиво учат ребенка оценивать поступки людей в свете правильных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. На основе народных сказок возникли литературные авторские сказки. В них часто переплетаются элементы сказок о животных, бытовых и волшебных сказок.

    Ценность чтения художественной литературы заключается в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как культурной ценности устного творчества является определяющей позицией этого проекта.

    1.1 Знакомство детей с художественной литературой через чтение сказок



    Трудно представить детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, ребенок волнуется, переживает вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и благодаря этому формируется как личность.

    В народных сказках детям раскрывается точность и выразительность языка. Однако литературное произведение в полной мере воспринимается только в том случае, если ребенок должным образом подготовлен к нему. Поэтому необходимо обращать внимание детей, как на содержание самого литературного произведения, так и на его выразительные средства.

    Восприятие детьми литературных произведений в школьном возрасте довольно сложно. Каждый ребенок проходит долгий путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Эстетическое восприятие литературного произведения возникает в результате целенаправленного восприятия на определенном этапе развития.

    Взрослея, дети овладевают умением анализировать литературные произведения, учатся передавать определенное содержание в единстве его художественной формы, а также активно осваивают средства художественной выразительности.

    Значение фольклора огромно: он оказывает на ребенка как познавательное, образовательное, так и эстетическое воздействие. Следует подчеркнуть, что фольклор развивает способность чувствовать мелодию, художественную форму, ритм родного языка. Художественная система русского фольклора сама по себе своеобразна.

    В 1-м классе знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте детей учат слушать стихи, сказки и рассказы. Также детей учат следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным персонажам. Также детей привлекают произведения поэтического жанра, которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Дети начинают запоминать текст, когда перечитывают его снова (или повторяют несколько раз). В то же время речь ребенка обогащается самыми запоминающимися словами и предложениями.

    Во 2-м классе детей продолжают знакомить с художественной литературой. Учитель обращает внимание детей как на содержание самого литературного произведения, так и на некоторые особенности языка (некоторые эпитеты и сравнения, образные слова и выражения). После чтения (рассказывания) сказок необходимо научить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения, а также на самые простые вопросы о художественной форме. Очень важно правильно сформулировать вопросы после прочтения. Это необходимо для того, чтобы помочь детям выделить главное – основные события произведения, поступки главных героев, их поступки и взаимоотношения.

    В 3-4 года при восприятии содержания литературных произведений детей учат замечать выразительные средства. К этому возрасту они уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Для того чтобы дети смогли понять и прочувствовать художественные достоинства сказки и глубокое идейное содержание, необходимо, чтобы они влюбились и надолго запомнили поэтические образы. Вопросы о прочитанном произведении должны определять понимание ребенком основного содержания, а также способность оценивать действия и поступки персонажей.

    Перед учителем стоит задача приобщения детей к художественной литературе, книгам, умению чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (умение улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все богатство русского языка, способствует тому, что они начинают использовать это богатство в самостоятельном творчестве и повседневном речевом общении.

    Ознакомление с художественной литературой включает в себя как целостный анализ произведения, так и выполнение творческих заданий. Все это положительно сказывается на развитии детского словесного творчества и поэтического слуха.


    1.2 Особенности освоения сказок



    Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много.

    Сказка проникает во все виды деятельности ребенка. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т.С. Комаровой, Н.М. Сокольниковой и другие); музыкальной деятельности (С.И. Букатина, Ш.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.); игровой (Т.А. Антонова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и другие). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно - речевой деятельности.

    2. Возрастные особенности развития эстетических переживаний детей младшего школьного возраста



    Психологические особенности детей в возрасте 6-7 лет выражаются в том, что длится значительный период развития ребенка, который начался в возрасте 5 лет. И это тот период, когда развиваются и закрепляются важные психологические образования, которые в будущем станут основой для других важных характеристик психики младшего школьника и формируется готовность к предстоящему дальнейшему обучению в школе.

    Вы можете наблюдать такие моменты в поведении ученика на кризисном этапе 7 лет:

    1) Есть непослушание и споры со взрослыми по разным поводам. И демонстративно делать то, что категорически не нравится родителям.

    2) В семье младшие школьники начинают демонстрировать «взрослое» с их точки зрения поведение с позиции «Я не маленький!», при этом пытаются рассуждать на темы, используя взрослую терминологию и словосочетания, это не всегда логично и верно.

    3) Младшие школьники начинают обращать внимание на свою внешность (стараются одеваться как взрослые или как "популярные" сверстники, друзья и одноклассники).

    В возрасте 7-8 лет основными навыками этого периода являются:

    1) овладение ребенком миром вещей и предметов человеческой культуры,

    2) способность позитивно общаться с людьми,

    3) развивается сексуальная идентификация,

    4) формируется так называемая «внутренняя позиция ученика», то есть осознанное желание ученика ходить в школу, учиться, с полным пониманием того, что он должен делать и чего от него ожидают взрослые.

    Ребенок 8-10 лет способен устанавливать причинно-следственные связи («что было» − «что стало» − «что будет позже»).

    Этот период жизни ребенка характеризуется особой активностью воображения. Сначала это было всего лишь воссоздающее воображение, то есть позволяющее просто представить себе какие-то сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития воображения школьника, формируются подростковые взгляды на окружающий мир.

    Эстетические и особенно моральные (этические) представления младших школьников должны быть вынесены из художественных произведений.

    К.Д. Ушинский говорил, что ребенок не только усваивает условные звуки, изучая родной язык, но и пьет духовную жизнь и силу из родной груди родного языка. Необходимо полностью доверять образовательным возможностям художественного текста.

    Восприятие произведения искусства − это сложный психический процесс. Это предполагает способность учиться, понимать то, что изображено; но это всего лишь когнитивный акт. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окраска воспринимаемого, выражение отношения к нему (Б.М. Теплов, П.М. Якобсон, А.В. Запорожец и др.).

    Оценочные суждения младших школьников все еще примитивны, но они свидетельствуют о появлении способности не только чувствовать прекрасное, но и ценить. При восприятии произведений искусства важно не только общее отношение ко всему произведению, но и характер отношения, оценка учеником отдельных персонажей.

    Чтение художественных произведений учеником младшего школьного возраста будет более глубоким, если он научится видеть элементарные выразительные средства, используемые автором для характеристики изображаемой действительности (цвет, цветовые сочетания, форма, композиция и т.д.).

    Целью литературного воспитания младших школьников, по мнению С. Я. Маршака, является формирование будущего великого и талантливого писателя, культурного, образованного человека. Задачи и содержание ознакомления определяются на основе знаний об особенностях восприятия и понимания произведений литературы и представлены в образовательной программе школьного образования.


    2.1 Методы и формы приобщения детей к художественной литературе



    Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения.

    В круг детского чтения входят:

    - произведения устного творчества русского народа и народов мира;

    - классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

    - современная литература (русская и зарубежная).

    Средства, методы и приемы использования художественной литературы в работе с детьми младшего дошкольного возраста:

    1. Поэтические произведения (народные песенки, потешки, стихотворения, песенки). Во многих жизненных ситуациях то или иное произведение оказывается к месту. С помощью поэтического текста дети зовут солнышко-ведрышко, если оно внезапно спряталось и вовсе сегодня не показывалось. За завтраком (полдником) напоминать малышам потешку «Травка Муравка». По дороге на прогулку под текст соответствующей потешки дети показывают, как шагают большие ноги (т-о-п, т-о-п) и бегут маленькие ножки (топ, топ, топ). Помогая ребенку надеть варежки, читать стихотворение «Мой пальчик» Н. Саконской, поощряя попытки проговаривать слова. Некоторые стихи можно прочитать детям перед сном «Баю - бай, баю - бай» (русская народная песенка).

    2. Сказки в стихах. При каждом удобном случае просить детей воспроизвести действие персонажа. Дети, например, показывают, как в упомянутой сказке С. Маршака котенок «в углу за сундуком моет лапу языком»; как вприпрыжку бежит за покатившимся карандашом; пытается достать карандаш, закатившийся под шкаф.

    3. Сказки. Маленьким детям рассказывать русские народные сказки в наиболее доступной для них обработке. Для полноценного восприятия текста очень важны рисунки и беседа с детьми по их содержанию. Рассматривая рисунок, на котором рядом с крохотным зайчишкой стоит огромный бык, обещавший выгнать из домика лису и позорно отступивший, дети понимают, что силен не тот, кто собой велик, а тот, кто храбр.

    4. Рассматривание иллюстрированных книг. С помощью картинок общаться с ребенком, рассказывать и показывать, просить малыша найти на картинке кого-то и восхитится его наблюдательностью.

    Формы организации:

    1. Чтение по ролям. Несколько раз детям читается произведение, одобряется их попытка читать вместе с воспитателем. Как только дети запомнят текст, организуется чтение по ролям.

    2. Подвижные и хороводные игры. Народные песенки настраивают слушателей на определенные действия, призывают кому-то помочь, кого-то спасти, от кого-то убежать, кого-то поймать и т.п.

    3. Чтение стихов. Стихотворения для детей, небольшие по объему и понятные им по содержанию, часто адресованы какому-то конкретному ребенку, о чем свидетельствует его имя в тексте. Заменив это имя на одного из присутствующих - и ребенок получает весьма необычный и приятный для него подарок.

    4. Небылицы. Познакомив детей с небылицей, следует снова прочитать ее через 2-3 дня, потом через неделю и далее читать в течение года при каждом подходящем случае.

    5. Народные сказки. Сказки детям не рассказываются, а читаются, поскольку они достаточно велики по объему и содержат сложные для запоминания рифмованные строки и звукоподражания. Чтобы дети узнали и полюбили сказки, их надо читать неоднократно. Дети любят слушать одно и то же, поэтому не стоит спешить со сменой репертуара. Нужно читать сказку 3-4 дня, затем сделать перерыв и повторить сказку через неделю или две, через месяц, через два месяца.

    Средства, методы и приемы работы с детьми:

    - выставки художественной литературы в книжном уголке; -

    пополнять запасы знаний дошкольников считалками, скороговорками, небылицами;

    - чтение сказок, рассказов, повестей;

    - чтение и заучивание стихов. Улавливать красоту, выразительность языка.

    Заключение



    Чтение книги − это особый вид деятельности, относящийся к одному из средств формирования Личности в человеке. Взрослые должны занимать место книги в духовном мире детей. В результате ознакомления с книгой сердце ребенка облагораживается, его ум совершенствуется. Книга помогает овладеть речью − ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.

    Интерес к книге следует формировать у ребенка с раннего возраста, знакомя его с фольклором: потешками, анекдотами, колыбельными, сказками. На примере такого репертуара с первых лет жизни малыш знакомится с доступными ему образцами художественной литературы.

    Проблема приобщения дошкольников к художественной литературе занимает одно из центральных мест в современной педагогике и психологии. Русская литература − это способ развития личности каждого ребенка, который, мы надеемся, станет носителем русских черт характера, русского менталитета, русского богатого образного языка. Из-за недостаточного внимания к художественной литературе страдают, прежде всего, дети, теряющие связь с семейным чтением. В связи с этим педагогика сталкивается с проблемой переосмысления ценностных ориентаций системы образования, особенно системы дошкольного воспитания детей.

    Школьники проявляют большой интерес к сказкам, воспринимают их осмысленно. Но в основном их знания и впечатления основаны на материале телепередач.

    Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые способности детей.

    Родители не уделяют должного внимания этой проблеме. Необходима специальная работа по развитию навыков творческого повествования, основанного на знакомстве со сказками и художественной литературой, их анализе.

    Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре дает ощутимые результаты: дети знают правила обращения с книгами и соблюдают их. Чтение относится к национальным проблемам, а от его состояния зависит духовное здоровье и будущее нации. Чтение рассматривается как чувствительный индикатор состояния общества.

    Детское чтение − это показатель не только состояния общества, но и отношения общества к своему будущему.

    В нашей стране проблема детского чтения в последние годы не осознавалась как важная задача и до сих пор не уделяется должного внимания проблеме «Детской книги». Основываясь на опыте работы с детьми дошкольного возраста, можно прийти к выводу, что детскому чтению следует уделять особое внимание и родители должны активно участвовать в этом.

    Итак, подводя итог, можно отметить, что художественная литература − это универсальный развивающий и образовательный инструмент, выводящий ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружающий его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентирующий в них богатую языковую среду.

    Список использованных источников и литературы



    1. Курбатова С. И. Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературе / С. И. Курбатова //Дошкольная педагогика. − 2012. − № 3.

    2. Обносова Х. А. Приобщение детей к художественной литературе в современном обществе // Культура и образование. − Май 2015. − № 5.

    3. Иванова Г. А., Тихомирова И. И. Психология чтения школьников : учебно-методическое пособие для педагогов-библиотекарей. Москва : РШБА, 2016. 328 с.

    4. Концепция школьных библиотек. Москва : РШБА, 2009. 27 с.

    5. Манифест школьных библиотек ИФЛА / ЮНЕСКО // Справочник школьного библиотекаря. Москва, 2006. С. 29–31.

    6. Поддержка и развитие чтения: тенденции и проблемы (по итогам пяти лет реализации национальной программы поддержки и развития чтения в России) : сборник статей. Москва : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2011. 216 с.

    7. Тихомирова И. И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря : учебно-методическое пособие. Москва : РШБА, 2014. 464 с.

    8. Шипилова И. З. Библиотека семейного чтения как социокультурный институт // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. №1 (69). С. 216–222.


    написать администратору сайта