Главная страница
Навигация по странице:

  • I глава. Биография А. Ахматовой

  • 2 глава. Наблюдения над пейзажем в стихах А.А.Ахматовой

  • Использованная литература

  • Олег Попов"Тайная сила"Природа в стихах Ахматовой

  • Ахматова. Чтения. Природа в стихах А. А. Ахматовой Введение


    Скачать 53.07 Kb.
    НазваниеПрирода в стихах А. А. Ахматовой Введение
    АнкорАхматова
    Дата06.06.2022
    Размер53.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЧтения.docx
    ТипДокументы
    #574001
    страница1 из 3
      1   2   3

    Природа в стихах А.А.Ахматовой

    Введение

    Трудно найти поэта, который бы не раскрывал тему природы. Русских поэтов всегда привлекала родная природа, вдохновляющая и трогающая прелестью летнего дня, морозным осенним воздухом, белым бескрайним полотном снегов, звенящими весенними ручьями. Она дорога каждому большому поэту своей «непосредственной жизнью, скромной простотой, в которой много внутренней красоты, раздолья, спокойствия, степенности и величия». Изучая тему «Родная природа в стихах русских поэтов», я пожелала подробнее изучить ее на примере стихов А.А.Ахматовой, ранее мне незнакомой.

    Тема представленной работы - «Природа в стихах А.А.Ахматовой»

    Цель исследования: определить роль пейзажа в нескольких стихах А.Ахматовой.

    В соответствии с целью ставятся следующие задачи:

    • проанализировать пейзажные зарисовки в стихах, определить их роль

    Объектом исследования являются стихи А.Ахматовой.

    Предметом исследования является пейзаж как важная составляющая стихов

    I глава. Биография А. Ахматовой

    Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) родилась 11 (23) июня 1889. Предки Ахматовой по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату (отсюда псевдоним). Отец инженер-механик на флоте, эпизодически занимался журналистикой. Годовалым ребенком Анна была перевезена в Царское Село, где прожила до шестнадцати лет. Ее первые воспоминания - царскосельские: " Зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал". Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты. Читать училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение Ахматова написала, когда ей было одиннадцать лет. Училась Анна в Царскосельской женской гимназии, сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно. В Царском Селе в 1903 году познакомилась с Н. С. Гумилевым и стала постоянным адресатом его стихотворений. В 1905 году после развода родителей переехала в Евпаторию. Последний класс проходила в Фундуклеевской гимназии в Киеве, которую и окончила в 1907 году. В 1908-10 годах училась на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. Затем посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева в Петербурге (начало 1910-х гг.).

    Весной 1910 года после нескольких отказов Ахматова согласилась стать женой Н.С.Гумилева. В 1910 по 1916 год жила у него в Царском Селе, на лето выезжала в имение Гумилевых Слепнево в Тверской губернии. В медовый месяц совершила первое путешествие за границу, в Париж. Вторично побывала там весной 1911. Весной 1912 Гумилевы путешествовали по Италии; в сентябре родился их сын Лев (Л. Н. Гумилев). В 1918, разведясь с Гумилевым (фактически брак распался в 1914), Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В. К. Шилейко.

    Сочиняя стихи с 11 лет, и печатаясь с 18 лет (первая публикация в издававшемся Гумилевым в Париже журнале "Сириус", 1907), Ахматова впервые огласила свои опыты перед авторитетной аудиторией (Иванов, М. А. Кузмин) летом 1910. Отстаивая с самого начала семейной жизни духовную самостоятельность, она делает попытку напечататься без помощи Гумилева, осенью 1910 посылает стихи в "Русскую мысль" В. Я. Брюсову, спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией, затем отдает стихи в журналы "Gaudeamus", "Всеобщий журнал", "Аполлон", которые, в отличие от Брюсова, их публикуют. По возвращении Гумилева из африканской поездки (март 1911) Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором.

    Вышедший год спустя ее сборник "Вечер" обрел весьма скорый успех. В том же 1912 участники недавно образованного "Цеха поэтов", секретарем которого избрали Ахматову, объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма. Под знаком растущей столичной славы протекает жизнь Ахматовой в 1913 году: она выступает перед многолюдной аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, ее портреты пишут художники, к ней обращают стихотворные послания поэты (в том числе А.А.Блок, что породило легенду об их тайном романе). Возникают новые более или менее продолжительные интимные привязанности Ахматовой к поэту и критику Н. В. Недоброво, к композитору А. С. Лурье и др. В 1914 выходит второй сборник "Четки" (переиздавался около 10 раз), принесший ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании понятие "ахматовской строки". Летом 1914 Ахматова пишет поэму "У самого моря", восходящую к детским переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем.

    С началом Первой мировой войны Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь. В это время она страдает от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее. Углубленное чтение классики (А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Расин и др.) сказывается на ее поэтической манере. Проницательная критика угадывает в ее сборнике "Белая стая" (1917) нарастающее "ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической" (Б. М. Эйхенбаум).

    Первые послереволюционные годы в жизни Ахматовой отмечены лишениями и полным отдалением от литературной среды, но осенью 1921 после смерти Блока, расстрела Гумилева она, расставшись с Шилейко, возвращается к активной деятельности, участвует в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в периодике. В том же году выходят два ее сборника "Подорожник" и "Anno Domini. MCMXXI". В 1922 на полтора десятка лет Ахматова соединяет свою судьбу с искусствоведом Н. Н. Пуниным.

    В последнее десятилетие жизни Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965 издан итоговый сборник "Бег времени". На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965). 5 марта 1966 года в Домодедово (под Москвой) Анна Андреевна Ахматова скончалась. Сам факт существования Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а ее смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой.

    2 глава. Наблюдения над пейзажем в стихах А.А.Ахматовой

    Не случайно мною изучена подробно биография поэтессы. Она оказала существенное влияние на характер стихов, в частности тех, где Ахматова описывает пейзаж. Русская природа в лирике Ахматовой описана с удивительной нежностью и любовью. Для героя произведений А.Ахматовой любовь к природе родного края неотделима от чувства любви к Родине-России в целом. Мною просмотрено около 30 стихов поэтессы, и ни одно из них не посвящено только природе. Природу А.Ахматова любила в любое время года: зимой и летом, осенью и весной. Поэтесса была очень наблюдательной. Из биографии узнала, что Ахматова жила в Ленинграде и неподалеку от него - в Павловске, Царском селе, Комарове, любила сады и парки тех мест, Неву. Но в детстве она подолгу жила в Крыму - около Севастополя и в Евпатории - и сама говорила, что море и Херсонес - самые яркие впечатления детства. В поэме "У самого моря" она пишет, что была тогда "дерзкой, злой и веселой", дружила с рыбаками, бродила до поздней ночи за городом, уплывала в море к плоскому камню, за версту от земли. Чайки, рыбы были ее друзьями, она не боялась ни гадюк в камышах, ни сколопендр на камнях.

    У нее был зоркий взгляд и редкая память:

    Как журавли курлыкают в небе,
    Как беспокойно трещат цикады,
    Как о печали поет солдатка,
    Все я запомнила чутким слухом.
    Ахматова разговаривает с животными:
    Сверкнули два зеленых изумруда,
    И кот мяукнул. Ну, идем домой!
    Ива, дерево русалок,
    Не мешай мне на пути!
    В снежных ветках черных галок,
    Черных галок приюти.

    Самое искреннее сочувствие звучит в ее стихах, когда она говорит о весенних почках, убитых жестокими заморозками, о гниющих из-за непрерывных дождей плодах, об одиноком дереве: "И как будто отбывшая срок ковылявшая в поле береза". Больно переживает она гибель любимого дерева: "Там пень торчит... И я молчу, как будто умер брат".

    Даже к сорной траве она относится с сочувствием:

    На коленях в огороде
    Лебеду полю. Вырываю и бросаю -
    Пусть простит меня...
    Все сильнее запах теплый
    Мертвой лебеды.
    ...Будет камень вместо хлеба
    Мне наградой злой.

    Перечитывая стихи Анны Андреевны Ахматовой, великой, на мой взгляд, поэтессы, выбраны строчки о различных явлениях природы.

    Небо, ветер, облака Осень, весна Деревья, вода Солнце Растения, цветы
    Высоко в небе облачко серело,
    Как беличья расстеленная шкурка.
    Заплаканная осень, как вдова
    В одеждах черных
    тишайший снег
    Он весь сверкает и хрустит Обледенелый сад
    солнца бледный тусклый лик
    И крапива запахла, как розы, но только сильней
    И прохладный ветер нежит
    Там за пестрою оградой,
    У задумчивой воды
    Осень смуглая в подоле
    Красных листьев принесла
    Сосен дрогнули верхушки.
    Склонился тусклый мёртвый лик
    К немому сну полей
    Я лилий нарвала прекрасных и душистых,
    Стыдливо-замкнутых, как дев невинных рой
    Изумрудною стала вода замутненных каналов, Небывалая осень построила купол высокий
    И чернеющие ветки
    Желтый луч упал в траву
    Я лопухи любила и крапиву
    Но больше всех серебряную иву
    Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых Как зеркало в тот день Нева лежала,
    Закатом раскалившись докрасна В ярких водах голубой реки
    Под плотным снегом отдыхает луг Как низко солнце стало над горой... Сладок запах синих виноградин...
    Дразнит опьяняющая даль

    Тонкий воздух, свежий ветер
    Еще весна таинственная млела Шумят деревья весело-сухие Между ягод сети-паутинки,
    Гибких лоз стволы еще тонки
    Облака плывут, как льдинки, льдинки И озеро глубокое синело
    И теплый ветер нежен и упруг

    Блуждал прозрачный ветер по горам
    И вот сегодня снова жаркий вечер...

    Заключение

    Выписанные цитаты доказывают, что Анна Ахматова использует чаще в стихах такие художественно – выразительные средства, как олицетворение, сравнение, эпитет, метафора. Природа грустит вместе с поэтессой. Много стихов о весне и осени. Любовь к родной земле Ахматова пронесла через всю свою жизнь. Это чувство было одним из главных источников ее удивительной стойкости и "тайной силы". Сейчас, когда мы начинаем понимать, « что сами - лишь часть природы, что, разрушая ее, мы разрушаем себя, эта сторона творчества Ахматовой становится нам все ближе».

    Использованная литература

    1. http://rupoem.ru/axmatova/all.aspx
    2. Ахматова А. Соч.: В 2 т. - М., 1986
    3. Добин Е. С. Поэзия Анны Ахматовой. Облик поэта. –М., 2000
    4. Жирмунский В. М. Творчество Анны Ахматовой. –М.: Аксиома, 1996
    5. Павловский А. И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество: книга для учителя. –М.: Просвещение, 1991.

    Олег Попов
    "Тайная сила"

    Природа в стихах Ахматовой


        Долгое время в Анне Ахматовой видели чисто городского поэта, далекого от жизни народа, занятого исключительно своими чувствами и переживаниями. Сейчас ясно, что это было нелепостью, а порой и умышленным злым непониманием. И в поэмах, и в лирике Ахматовой отразились важнейшие события в жизни народа. "Не с теми я, кто бросил землю", - писала она в 1922 году и позже подтвердила это: "Я тогда была с моим народом". Всегда жила в ней кровная связь с родной землей:

    …Я подняться не смела с земли. 
    Я так близко ее разглядела, 
    К ней припала, ее обняла, 
    А она в обреченное тело 
    Силу тайную тайно лила.

        Родная земля для Ахматовой - это и друзья, и народ, и природа. Эта сторона ее творчества пока почти не изучена. Может быть потому, что у Ахматовой почти нет стихотворений, посвященных только природе. Но ведь и очень мало стихов, в которых природа отсутствовала бы. Она всегда с ней, как свет, как воздух, без которых нельзя жить. И не традиционная"литературная" природа, с неизменными орлами, лебедями, соловьями, лилиями и розами, а живая, простая, настоящая:

    ...Голос ветра был понятен мне. 
    Я лопухи любила и крапиву, 
    Но больше всех серебряную иву.

        Для Ахматовой в природе не было "хорошего" и "плохого", она принимала ее полностью. Такое отношение к природе в прошлом веке было, пожалуй, только у Лермонтова, а из современников Ахматовой - у Есенина.
        Многие годы Ахматова жила в Ленинграде и неподалеку от него - в Павловске, Царском селе, Комарове, любила сады и парки тех мест, Неву. Но в детстве она подолгу жила в Крыму - около Севастополя и в Евпатории - и сама говорила, что море и Херсонес - самые яркие впечатления детства. В поэме "У самого моря" она пишет, что была тогда "дерзкой, злой и веселой", дружила с рыбаками, бродила до поздней ночи за городом, уплывала в море к плоскому камню, за версту от земли (ее племянник, моряк, гордился тем, что плавает "почти как Ахматова"). Чайки, рыбы были ее друзьями, она не боялась ни гадюк в камышах, ни сколопендр на камнях. У нее был зоркий взгляд и редкая память:

    Как журавли курлыкают в небе, 
    Как беспокойно трещат цикады, 
    Как о печали поет солдатка, 
    Все я запомнила чутким слухом.

        В другом стихотворении она сказала: "Я вижу все, я все запоминаю". Когда-то Остап Вишня иронически советовал поэтам: "Если не знаешь, сколько у чайки ног, посмотри в справочнике". Ахматовой справочник не был нужен, она писала живо, ярко, о том, что видела. Замечала стрекоз на ржавой чугунной ограде, красногрудую птичку на медном плече статуи Кифареда. Многие ее наблюдения поражают точностью.

    ...Дули с востока сухие ветры... 
    ...Падали с неба крупные звезды...
    ...И заплывали в бухту медузы, - 
    Словно звезды, упавшие за ночь, 
    Глубоко под водой голубели.

        Действительно, когда ветер отгоняет от берегов Крыма прогретую воду, появляются крупные медузы-пилемы с темно-голубой оторочкой. Замечает она, как "одичалые розы шиповником пурпуровым стали", как "единственного в этом парке дуба листва еще бесцветна и тонка". Еще пример ее наблюдательности:

    Я слышу иволги всегда печальный голос 
    И лета пышного приветствую ущерб, 
    А к колосу прижатый тесно колос 
    С змеиным свистом срезывает серп.

        (Великолепная аллитерация: восемь с-з в двух строчках передают свистящий звук). В другом стихотворении об иволгах говорится совсем не так:

    Каждый день по-новому тревожен.
    Все сильнее запах спелой ржи...
    ... Иволги кричат в широких кленах,
    Их ничем до ночи не унять.

        Но ведь и время другое - рожь только спеет, а там была жатва. Проверим "по справочнику", не ошибся ли поэт. Нет, не ошибся, как раз в это время вылетают из своих гнезд-гамаков птенцы иволги и неумолчно кричат; да и родители, завидев человека, издают резкие крики. Все верно.
        В "Поэме без героя" одним из действующих лиц становится старый клен:

    ...Свидетель всего на свете,
    На закате и на рассвете
    Смотрит в комнату старый клен
    И, предвидя нашу разлуку,
    Мне иссохшую черную руку, 
    Как за помощью, тянет он.

        Соучастницей другого события стала ива:

    К нам постучался призрак первых дней
    И ворвалась серебряная ива 
    Седым великолепием ветвей.

        И для обозначения места Ахматова выбирает природные приметы:

    Море, круглая бухта, высокий маяк, 
    А всего непременней - полынь.

        Она непринужденно разговаривает с животными и растениями:

    Сверкнули два зеленых изумруда, 
    И кот мяукнул. Ну, идем домой!

        Спешит на встречу, но и тут не только успевает поговорить с любимым деревом, но и дает ему поручение:

    Ива, дерево русалок,
    Не мешай мне на пути!
    В снежных ветках черных галок,
    Черных галок приюти.

        Самое искреннее сочувствие звучит в ее стихах, когда она говорит о весенних почках, убитых жестокими заморозками, о гниющих из-за непрерывных дождей плодах, об одиноком дереве: "И как будто отбывшая срок ковылявшая в поле береза". Больно переживает она гибель любимого дерева: "Там пень торчит... И я молчу, как будто умер брат". Даже к сорной траве она относится с сочувствием:

    На коленях в огороде 
    Лебеду полю. Вырываю и бросаю - 
    Пусть простит меня... 
    Все сильнее запах теплый 
    Мертвой лебеды. 
    ...Будет камень вместо хлеба 
    Мне наградой злой.

        Подобное можно встретить только у Есенина ("Режет серп тяжелые колосья, как под горло режут лебедей").
        А с какой любовью пишет Ахматова о молодых листочках:

    Теплый ливень уперся в крышу, 
    Шепоточек слышу в плюще. 
    Кто-то маленький жить собрался, 
    Зеленел, пушился, старался 
    Завтра в новом блеснуть плаще.

        (И опять чудесная аллитерация с ш-щ).
        Снова и снова можно выписывать ее строки, говорящие о любви к живому: "Я к розам хочу, в тот единственный сад". "И голубь ест из рук моих пшеницу"... "Темная, свежая ветвь бузины... Это - письмо от Марины". Ее "радуют пестреющие клумбы и резкий крик вороны в небе". Осы у нее - веселые, звенящие.
        Самое сокровенное - процесс творчества - у Ахматовой ассоциируется с явлениями природы, опять-таки простыми, обычными:

    Когда шумят в овраге лопухи
    И никнет гроздь рябины желто-красной,
    Слагаю я веселые стихи
    О жизни тленной, тленной и прекрасной.

        А вот более позднее признание:

    Когда б вы знали, из какого сора 
    Растут стихи, не ведая стыда, 
    Как желтый одуванчик у забора
    Как лопухи и лебеда.

        Даже сливаются в одно целое стихи и природа: "Шиповник так благоухал, что даже превратился в слово". Характерны названия некоторых сборников и циклов ее стихов: "Белая стая", "Подорожник", "Тростник", "Шиповник цветет". В прекрасном стихотворении, посвященном Дню Победы, она пишет:

    И в День Победы, нежный и туманный, 
    Когда заря, как зарево, красна, 
    Вдовою у могилы безымянной 
    Хлопочет запоздалая весна. 
    Она с колен подняться не спешит, 
    Дохнет на почку, и траву погладит, 
    И бабочку с плеча на землю ссадит, 
    И первый одуванчик распушит.

        Твардовского поразило раннее стихотворение Ахматовой (автору было 24 года) "Ты знаешь...", говорящее о близости поэта к народной России уже в те годы. Стихотворение это в чем-то родственно лермонтовской "Родине":

    Но все мне памятна до боли 
    Тверская скудная земля. 
    Журавль у ветхого колодца, 
    Над ним, как кипень, облака, 
    В полях скрипучие воротца, 
    И запах хлеба, и тоска. 
    И те неяркие просторы, 
    Где даже голос ветра слаб.

        Любовь к родной земле Ахматова пронесла через всю свою жизнь. Это чувство было одним из главных источников ее удивительной стойкости и "тайной силы". Сейчас, когда мы начинаем понимать, что сами - лишь часть природы, что, разрушая ее, мы разрушаем себя, эта сторона творчества Ахматовой становится нам все ближе.


      1   2   3


    написать администратору сайта