|
Задания к семинару 2. Проанализируйте педагогические взгляды представителей эпохи Возрождения
Задания к семинару. Тема 2 Школа и педагогика Западной Европы в эпоху Возрождения и Реформации
Проанализируйте педагогические взгляды представителей эпохи Возрождения.
№
| Представитель эпохи Возрождения
| Педагогический взгляд
| 1
| Леон Баттиста Альберти (1404-1472)
Италия
| 1.Формирование члена общества, чуждого христианскому аскетизму, развитого телесно и духовно, воспитанного в труде.
| 2
| Томазо Кампанелла (1568–1639)
Италия
| 1. В утопии "Город солнца" рисуется образец общества экономического и политического равенства. В трактате изложены педагогические идеи, пафос которых заключен в отрицании слепого подражания и книжности, в возврате к природе, в отказе от узкой специализации, в энциклопедизме и универсализме образования
2.Поощряется занятие наукой, изучение истории
3.При правильном воспитании жители будут отличаться здоровьем и привлекательностью
4. Девочки и мальчики должны учиться вместе. Им преподают чтение, письмо, математику, историю, географию и естествознание. С детьми занимаются также гимнастикой, бегом, метанием диска, играми. Их обучают ремеслам. До семи лет дети изучают родной язык, выполняют физические упражнения, в период с 7 до 10 лет к этому добавляется изучение естественных наук, с 10 лет они начинают овладевать математикой, медициной и прочими науками.
5. Обязательное участие детей в общественно полезном труде. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с орудиями труда, работают вместе со взрослыми.
| 3
| Гюйом Бюде (1468-1540)
Пъер Рамус (1515-1572)
Франция
| 1.Инициатива пересмотреть программу образования
2. Содержание обучения связано с экономической неполитической жизнью страны.
3. Использование классических языков для извлечения уроков нравственности.
4. Составление обновлённой программы воспитания
5.Создание школьных учебников по древним и новым европейским языкам.
| 4
| Франсуа Рабле (1494-1553)
Франция
| 1. Обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого – духовное и телесное развитие личности
2. Критиковал бесчеловечность воспитания, несуразность и неэффективность обучения в школе
3. Умственные занятия должны чередоваться с играми, физическими упражнениями на воздухе, гимнастикой
| 5
| Мишель Монтенъ (1533-1592)
Франция
| 1.Человек – наивысшая ценность
2. Видит в ребенке не уменьшенную копию взрослого, как это считалось в средневековой педагогике, а особое природное индивидуальное существо
3. Ребенок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям
4.Называл средневековую школу «настоящей тюрьмой»
5. Осуждал гипертрофированное словесное обучение. По убеждению Монтеня, традиционное обучение приносит мало пользы: "большая часть наук, которыми мы занимаемся, не приложимы к делу".
6. Советовал, чтобы "больше говорил ученик и больше слушал учитель". Необходимо воспитать у учащихся привычку исследовать окружающий мир, чтобы они "все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету".
7. Предостерегал от тщетных попыток давать молодому человеку энциклопедическое образование ("нельзя обучать многому"). Полезно устанавливать разнообразные связи учащихся с окружающим миром - со знатоками наук, с умными и благожелательными друзьями
8. В процессе обучения следует знакомить детей с духовными ценностями, которые прежде всего заключены в античном наследии.
9. Предлагал развивать у детей критическое мышление, которое не останавливается перед авторитетами
| 6
| Якоб Вимпфелинг (1450-1522)
Европа
| 1. Сформулировал концепцию национального воспитания, воспринятую передовыми учебными заведениями гуманистического типа
2. Ратовал за введение новой школьной дисциплины - национальной истории и написал учебник "Очерк германских деяний", который использовался в преподавании этого предмета
| 7
| Хуан Луис Вивес (1492-1540)
Европа
| 1. Автор ряда педагогических трактатов
2. Выступал против схоластики, в защиту опытного познания
3. Полагал необходимым гибко относиться к педагогической античной традиции. Он отвергал сосредоточенность университетского философского образования на аристотелизме и противился слепому подражанию педагогическим установкам Квинтилиана
4. Главный педагогический труд - "О порче нравов" - рассматривал различия между домашним и школьным воспитанием, проблемы нравственного воспитания, ряд дидактических проблем. Школьное обучение ставилось на первый план по сравнению с домашним воспитанием. Осуждались антигуманность, схоластичность и фразерство средневекового воспитания и обучения. В отношении ребенка предлагалось сочетать "кротость" и "строгость" с преобладанием гуманного подхода.
| 8
| Эразм Роттердамский
(1467-1536)
Европа
| 1. В сатирическом сочинении "Похвала глупости" высмеивал нравы и пороки тогдашнего общества – невежество, тщеславие, лицемерие. Враг религиозного фанатизма, Эразм склонялся к свободе вероисповедания, отстаивал природное равенство людей.
2. Заявил о необходимости сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд)
3. Писал, что к воспитанию следует приступать с первых лет жизни ребенка
4. Программа обучения должна быть такой, чтобы не слишком обременять учащихся, поскольку в противном случае у них пропадает желание учиться
5. Не видел никакой педагогической пользы в физических наказаниях и предлагал опираться на здравый смысл учеников
6. Считал, что программа женского и мужского образования должна быть одинаковой, но вместе с тем женщинам целесообразно давать по преимуществу классическое языковое образование и в очень малом объеме естественнонаучные знания
| 9
| Томас Мор (1478-1533)
Европа
| 1. В центре своей утопической теории ставил человека, который имеет право на всестороннее гармоническое развитие
2. Описывал идеальное общество и говорил об идеалах воспитания и обучения. Цель социальных учреждений в таком обществе заключалась в том, чтобы каждый мог развивать "свои духовные силы", заниматься "изучением наук и искусств". В деятельности человека выделены общественные и личные стороны, которые проявляются в любви к труду, скромности, в добродетельности, отзывчивости.
3. Строил нравственное воспитание на началах религии
4. Воспитание высокой нравственности рассматривается как первостепенная социальная задача. Следует воспитывать в духе морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека в отдельности
5.Подчеркивал обязательное участие детей и взрослых в труде. Труд не мешает посещать учебные занятия, слушать музыку, вести научные изыскания. Они умеют прогнозировать погоду, делают успехи в математике, диалектике, музыке.
6. «Разница пола в смысле учености значения не имеет, так как при наступлении жатвы совершенно безразлично, посеяны зерна рукой мужчины или женщины. И мужчины, и женщины одинаково способны к тем занятиям, которые совершенствуют и оплодотворяют разум, подобно почве, на которой посеяны семена мудрости»
| 10
| Джованни Пико делла Мирандола Европа
| 1. Человек находится в центре мира
2. "900 тезисов обо всем, что познаваемо, в тезисах обсуждались положения из самых различных учений. Автор, отказываясь следовать какому-либо одному направлению, в каждом из них находил идеи, достойные использования и развития. Именно развитие обсуждаемых положений содержалось в последних 500 тезисах
| 11
| Витторино да Фельтри (1378–1446)
| 1.Основал школу, названную им "Домом радости", которая помещалась в прекрасном дворце.
2. Большое внимание в ней уделялось физическому развитию учащихся, играм на природе, изучению классических языков и литературы, математики и астрономии.
| Источники: Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с. http://pedlib.ru/Books/6/0461/index.shtml?from_page=41 стр 123-130
Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли / В.Г. Торосян. – М.: https://mir-knig.com/read_224745-1 стр 19-20
История педагогики: курс лекций Учебное пособие / К., 2004. - 171 c. https://banauka.ru/67.html пункт 3.4
Сопоставьте общее и отличное педагогических идей римской католической церкви, Возрождения и Реформации
№
|
| Черты сходства
| Черты различия
| 1
| Римская католическая церковь
| 1. Стремление Возрождения и Реформации переместить в центр воспитания человеческую личность, приобщать подрастающее поколение к национальной культуре, языку, литературе, поощрять светскую образованность
2.Некоторые представители эпохи Реформации признавали необходимым гуманистическое воспитание в духе эпохи Возрождения (напр. Мартин Лютер, Ф.Меланхтон и др.)
3. Римско-католическая церковь в борьбе с Реформацией использовала идеи эпохи Возрождения
4. Представители Возрождения и Реформации стремились осуществлять воспитание людей действия, владеющих определенной профессией, неприхотливых, гибких, способных к общению, торговле, осознающих себя отдельными личностями. Представители этих движений осуждали суровость традиционного воспитания, были не удовлетворены состоянием связей воспитания с внешним миром, преподаванием научного знания.
| 1. Идеи обновления воспитания и обучения путем погружения учащихся в собственный учебно-воспитательный мир, социализации педагогического процесса (например, посредством школьного театра), системы постоянных классов, регулярных экзаменов, демонстрации успехов учеников
2. Идеи Возрождения и Реформации трактовались с консервативных позиций. Они переиначивались для воспитания вертких, беспринципных, сильных телом и духом служителей католической церкви
3. Воспитание направлялось на развитие индивидуальных способностей, честолюбия, духа соперничества.
| 2
| Эпоха Возрождения
| 1.Человек – главная ценность на земле
2. Воспитание физически и эстетически развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия
3. Педагогическая триада Возрождения гражданское воспитание) базировалась на трех основных слагаемых: античности, средневековье и идеях - предвестниках нового общества.
4. Деятели эпохи Возрождения обогатили программу классического образования и возродили правильный латинский язык
5.Эпоха гуманистического воспитания
6.Необходимость развития науки
7. Впервые стали готовить профессиональных политиков, а политика рассматривалась как искусство
8. Стремление осмыслить место человека в мире
9. Ознакомления учащихся с лучшими произведениями латинских и греческих авторов, с библией и другими источниками в оригинале, в неискаженных церковью формах.
10. Усиленно проявляются демократические тенденции; идеи о всеобщем образовании, необходимости организации массовой народной школы сливаются с идеей национального образования
| 3
| Эпоха Реформации
| 1. Дополнение божественных по происхождению истин
2. Реформация провозгласила принцип индивидуальности, "самости" человека, несущего личную ответственность перед Богом
3.Радикальное течение выступало за разрушение старой школы, которая осложняла людям доступ к просвещению
| Источники: Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с. http://pedlib.ru/Books/6/0461/index.shtml?from_page=41 стр 121- 132
Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли / В.Г. Торосян. – М.: https://mir-knig.com/read_224745-1 стр 19
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с. Стр 60-64
История педагогики: курс лекций Учебное пособие / К., 2004. - 171 c. https://banauka.ru/67.html пункт 3.4
Проследите эволюцию церковных школ в Западной Европе в эпоху позднего Средневековья.
Учебные заведения данного периода делились на три основные типа - элементарного образования, повышенного общего и высшего образования.
Школы элементарного, или же начального образования, стали местом борьбы новых и старых форм обучения. Особенно была заметно конкуренция между католическими и протестантскими учебными заведениями. Программа протестантских начальных школ чаще всего ограничивалась чтением Катехизиса. Порой в нее включали еще письмо и церковное пение. К воскресному дню обучения был добавлен еще один день. Протестанты создавали низшие городские школы; использовали прежние учебные заведения элементарного образования, например, народные школы в Германии, которые предназначались для детей горожан, реже для крестьянских детей в возрасте от 5 до 11-12 лет. Школы для мальчиков и для девочек были раздельными.
В католических приходских воскресных школах обучали чтению Библии. Католики – выходцы из первого и второго сословий, дети состоятельных представителей третьего сословия получали начальное образование в особых учебных заведениях, либо в школах полного общего образования. Программа такого обучения, как минимум, состояла из чтения, письма, счета, церковного пения.
На протяжении XV–середины XVII в. место священника-учителя в начальной школе постепенно занимает специальный преподаватель. Положение профессионального учителя меняется. Он живет на "школьные деньги" и на плату натурой от общины и прихожан. С конца XVI в. распространился принцип оплаты труда учителя общиной. Это свидетельствовало об усилении независимости школы от церкви, хотя назначение учителя по-прежнему согласовывалось со служителями культа.
В школах отсутствовало физическое воспитание, ученики постоянно подвергались физическим наказаниям.
В школах элементарного обучения царило словесное мнемоническое обучение. Тем не менее наметился известный прогресс в формах и методах преподавания и учения. В XVI в. в преподавании родному языку отказываются от автоматического запоминания отдельных слов и обучают по звукам и буквам. Появляется школьная доска. В XVII в. повсюду вместо угля пишут перьями. В середине XV в. в обучении счету переходят от римских цифр к арабским. Изначально в школах не было пособий, предназначенных специально для обучения детей.
Элементарное образование можно было получить прежде всего в городах. В сельской местности царило невежество. Полное начальное образование было доступно лишь верхушке общества.
Городские (латинские) школы возникали как ответ на развитие торгово-промышленной европейской цивилизации. В XV в. городские школы были во всех крупных городах Западной Европы. В XVI–XVII вв. их сеть продолжала расти. Городские школы носили более светский характер по сравнению с прежними учебными заведениями. Эта перемена коснулась организации и программ. Постепенно городские школы вышли из-под церковного управления и подчинялись местным и общегосударственным властям. Церковь, впрочем, оставила за собой особое влияние. Это выражалось прежде всего в школьном воспитании, которое было построено на религиозных основах. Главами, преподавателями школ зачастую были служители церкви.
В городских школах были распространены театральные представления (мистерии), которые содействовали расширению культуры, эстетическому развитию учащихся. В качестве литературного материала использовались классические тексты (Плавта, Теренция и др.) и сочинения национальных писателей.
Кроме городских школ, в Центральной и Западной Европе были созданы другие учебные заведения повышенного общего образования: гимназии, грамматические и публичные школы, коллежи, школы иеронимитов, дворянские (дворцовые) школы, школы иезуитов.
Гимназиями был представлен лучший тип тогдашнего общего образования. В этих учебных заведениях вульгарная латынь уступила место классическому латинскому языку, формальная риторика - литературе, средневековая диалектика - математике. Было возрождено обучение древнегреческому языку, часто преподавали древнееврейский язык.
Источники: Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с. http://pedlib.ru/Books/6/0461/index.shtml?from_page=41 стр 133-138
История педагогики: курс лекций Учебное пособие / К., 2004. - 171 c. https://banauka.ru/67.html пункт 5.5
Охарактеризуйте сущность, содержание и методы и средства воспитания и обучения Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации.
Сущность воспитания и обучения в эпоху Возрождения и Реформации заключалась в уважении и признании самоценности личности человека. В центре мировоззрения этого периода стояло убеждение в том, что именно личность способна изменить и преобразить этот мир. Стремление осмыслить место человека в мире возродило интерес к античной культуре, привело к поискам в ней ответов на поставленные новой эпохой вопросы. Важно отметить, что наследие древних рассматривалось не как образец для подражания, а как источник идей, на которые можно опереться в создании нового мировоззрения и новой культуры.
Основные черты педагогики данной эпохи:
Выдвижение на первое место культа человека = гуманизация;
Уважение личности ребенка;
Отрицание схоластического обучения и суровой дисциплины;
Обучение на родном языке;
Основная цель – формирование нравственно и физически здоровой личности = всестороннее развитие личности ребенка;
понимание процесса обучения как добровольного, сознательного и радостного для ребенка.
Физические наказания стали считаться неприемлемыми методами воспитания и обучения. Большое внимание стало уделяться личности ребёнка, его природным задаткам. Стали создаваться учебные пособия, нацеленные на образование и воспитание детей, в то время как раньше дети обучались по пособиям, которые были предназначены для взрослых.
Источники: Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с. http://pedlib.ru/Books/6/0461/index.shtml?from_page=41 стр 123-130
Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли / В.Г. Торосян. – М.: https://mir-knig.com/read_224745-1 стр 19-20
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с. Стр 60-64 |
|
|