Главная страница

ФЫАфыа. СРС Проблема человека в философии Абая Кунанбаева. Проблема человека в философии Абая Кунанбаева


Скачать 21.29 Kb.
НазваниеПроблема человека в философии Абая Кунанбаева
АнкорФЫАфыа
Дата08.11.2021
Размер21.29 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСРС Проблема человека в философии Абая Кунанбаева .docx
ТипРеферат
#266416

Министерство Образования и Науки Республики Казахстан


Южно-Казахстанский Государственный Университет имени М. Ауэзова


кафедра Философия


СРС

Тема: Проблема человека в философии Абая Кунанбаева

Выполнил: Хусанов Мустафа
Группа: ЖТ-19-2Р
Шымкент


Содержание:

1.Введение.

2.Роль Абая Кунанбаева в философии,литературе,культуре казахского народа.

 3. Абай-философ Нового времени.

4.Заключение.

5.Список используемой литературы.

Введение.

Казахская философия определяется конкретно-исторической судьбой казахского народа, его менталитетом, характером мировоззренческих проблем в  разные периоды его исторического  развития. Началом казахской философии  можно обозначить философию казахского просвещения 19 века. Данная философия  формировалась под воздействием Востока и русской просветительской мысли, т.к. после присоединения Казахстана к России менялось мышление казахов, их уклад жизни, этнические традиции. Социальные противоречия в жизнидеятельности казахского народа критически осмысливались Чоканом Валихановым (1835-1865гг.), Абаем Кунанбаевым (1845-1904гг.), Шакаримом Кудайбердиевым (1858-1931гг.) и др.Чтобы понять процесс формирования казахской философской мысли необходимо обратиться к такой яркой фигуре в казахской культуре как Абай. Мыслитель Абай вот уже почти два столетия восхищает различные поколения людей глубиной своей мысли и яркостью языка. Его известность переступила границы Казахской земли, а его талант стал достоянием всего мира. Образ замечательного сына казахского народа Абая Кунанбаева до сих пор привлекает к себе внимание многих выдающихся писателей,художников и поэтов. С его именем связано почти полувековое развитие казахской литературы, в его творчестве воплощены идеи и мысли второй половины девятнадцатого века – кануна великих революционных событий.С именем Абая связано прогрессивно-демократическое направление казахской общественной мысли и литературы того периода. Абая– классик казахской литературы, композитор, выдающийся общественный  деятель, горячий поборника дружбы русского и казахского народов.Внес огромный вклад в развитии многих наук,в том чиле и в философию.

 

 

 

 

 

 

Абай Кунанбаев - выдающийся казахский просветитель и демократ, поэт и мыслитель, основоположник казахской письменной литературы. Родился в 1845 г.в Чингисских горах Семипалатинской области в богатой семье старшины рода тобыкты – Кунанбая. Акыны и сказатели воспитали в нем искрению любовь к родному народу, его истории и богатому культурному наследию, от матери он унаследовал доброе сердце , в котором с каждым днем росло возмущения против насилия и зла, чинимого баями.

Абай рано начал свою творческую деятельность. По данным Ауэзова, уже в неполных 12 лет он стал сочинять стихи,рассказы и распространять их среди народа от имени своих друзей. Начиная с 1886 г., Абай стал распространять и печатать свои произведения под собственным именем. Им написано достаточное количество содержательных произведений, затрагивающих самые жгучие проблемы казахской общественной мысли. Первый сборник его стихов был опубликован лишь после его смерти в 1909 г. в Петербурге.

Но вместо с тем творчество Абая остается оригинальным, самобытным, он глубоко национальный поэт и философ. Предметом его поэтических описаний и философских рассуждений была жизнь казахского народа. Мы видим в нем художника, глубоко, правдиво и ярко рисующего быт, нравы и характер казахов.Признавая объективную реальность мира, А. К. писал, что люди не выводят из себя познания, а знают о вещах, лишь увидев их глазами и познав умом. «Видя глазами, слушая ушами, держа руками, пробуя на язык, нюхая носом, человек познает мир. Эти ощущения  укрепляются в сознании человека в виде положительных и отрицательных понятий». Человеческий разум А. К. считал «мерилом оценки» истины.Он утверждал, что непрерывно развивая науку, человек может стать всемогущим. Он ратовал за развитие земледелия и ремесленного производства.Приветствуя новшества в быту, А. К. показал реакционность патриархально-феодальных этических норм. «Сплетню, обман, коварство, леность, расточительство» он считал пятью врагами человечества и возвеличивал такие качества людей, как «упорство, труд, глубокое размышление, умеренность, доброту» .По его мнению, человеческое  счастье — «это лишь неразлучные разум и труд». Указывая на различия в положении бедных и богатых, А. К. утверждал, что каждый человек должен иметь свое призвание, должен приносить пользу народу. От  поэзии он требовал правдивого изображени жизни.Рассматривая литературу как важнейшее средство  просвещения и воспитания народа, он призывал поэтов писать стихи, в которых сочетаются «мастерство и правда» .

Человек должен в этой космической  «песчинке – на земле» найти свое место, найти себя и быть самим  собой.

Он пишет:

«В душу вглядись глубже, сам собою  побудь:

Я для тебя загадка, я и мой  путь!

Знай, потомок, дорогу я тебе открывал.

Против тысяч сражался, не обессудь!» 

Из этого следует: «Познай сам себя» - это одно из древнейших философских направлений всех народов. Познай себя – и ты обретешь Истину! Данный постулат исходит, прежде всего, из религиозной философии. И здесь можно провести параллели между Абаем и двумя религиозными мыслителями России – П.А. Флоренским и Н. Бердяевым. Так как наука не открывает всю истину, Абай пытается найти ее средоточие и полноту. В «Слове» стих 38, он не просто ставит вопрос о пути познания Истины, но очерчивая познавательные горизонты, вводит в его контекст «мир», «самих себя», и «Аллаха». Он недвусмысленно говорит о существовании двух уровней истины: истина от «земли», и человек идет к ней через разум, истоки же «чистой истины» лежат в другом – они во Всевышнем. «Даже тайна создания недоступна мудрейшим из людей, не говоря уже о природе Аллаха. Аллах бесконечен, человеческий разум пределен. Разве может предельное измерить бесконечное».

Легко сказать: вот Бог! Но путь

 К нему лежит не через  слово.

 Душой и сердцем чистым  будь –

 Не надо истине иного.

Но Бога не постичь умом,

 Зря мой язык о нем толкует.

 Сомненья нет! Господь во  всем,

 Что в зримом мире существует.

Проблема истины является стержневой и для всего творчества П.А. Флоренского, религиозного философа Всеединства. Поиск  Истины был началом и конечной целью его интеллектуальных и  духовных устремлений «Без истины жить нельзя… Я задыхаюсь за неимением  Истины». Его мысль созвучна Абаю в том, что науке недоступна цельность  мироздания, через нее не постигается  абсолютная истина, она лишь дает относительные знания.Для Н. Бердяева, также как и для Абая, внутреннее есть основа человека, и именно оно должно определить поведение «внешнего человека». Н. Бердяев ставит человека не только выше любой вещи в мире, но и выше самого мира. Человек для него не как индивид, а как личность. «Весь мир ничто по сравнению с человеческой личностью». Абай, как и Н. Бердяев наряду с человеком выделяет Аллаха (Бога), который есть «альфа и омега» этого мира, есть Истина. Он пишет: «Правда именуется еще истиной, а истина – это Аллах». Для Н. Бердяева – истина и конечное назначение человека – это его возвращение к Богу (Аллаху).Таким образом, у обоих философов конечное назначение человека и смысл жизни – Аллах (Бог).

Можно констатировать: великие смотрят  на суть духовности, а не на догмы  определенной религии. А духовность – одно целое, неделимое свойство выражающее суть человека независимо от нации и религии. Поэтому по своей духовной наполненности Абай не может принадлежать к какой-то определенной религии. Его духовность- это выражение Вселенского мироздания Души.И чтобы постигнуть ее, нам еще очень много надо работать над собой.

Возможно множество параллелей между казахской и русской  философией. И это понятно, так  как и Россия и Казахстан являются представителями евразийской мысли. Здесь стираются границы Востока  и Запада, рождая своеобразную культуру и философскую мысль.И мы можем сказать – великие – созвучны, они духовные братья. Они часто говорят об общем, всечеловеческом, перекликаясь через века и расстояния.

Абай считал, что первое достоинство  философа – мудрость, которая и  завтра будет озарять, греть своими лучами людей.Центральным вопросом в философии Абая были нравственно – этические проблемы. Основное свое философское произведение «Книга слов» он написал в форме афоризмов . Также великое произведение-«Основные положения философии будущего».

Как сын своего народа, Абай взял лучшее от многовековой культуры казахского народа и обогатил эти сокровища  благотворным влиянием русской культуры. Философская направленность поэта, прежде всего, проявляется в его  поэтическом творчестве. Он поэт-сатирик, обличитель. Его стихи носят просветительский характер: есть стихи-притчи, стихи-назидания . Но во всех произведениях звучит основная мысль: любовь к человеку и природе – это ключ к философии Абая. Исходя из своего философского мироощущения, ему близки такие русские поэты и писатели, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, И. Бунин, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин. Именно поэтому он переводит их произведения на казахский язык. Особенно с огромной любовью Абай переводил стихи М. Лермонтова. Об этом можно судить по количеству переведенных стихов, их 29. Можно сказать, что с Лермонтовым его роднит гражданская позиция по отношению к своему народу. Не менее оригинальны и его переводы басен Крылова. В своих переводах он использует популярные казахские пословицы. С творчеством Салтыкова-Щедрина его объединяет сатирическая меткость осмеивающая баев, управителей, чиновников. Если все это сформулировать краткой мыслью, то можно сказать, что всех их объединяет философские искания смысла «народ-поэт».С философией Льва Толстого его роднит направленность их педагогических воззрений – мысли о народе, идея его просвещения и воспитания. И Абай и Толстой свои этические мысли обрамляют в художественные формы: будь то поэзия или проза. Основная философская мысль обоих гениев в том, что человек не от природы нравственен или безнравственен, он становится тем или другим в процессе воспитания. Абай говорил: «Если бы в моих руках была бы власть, я отрезал бы язык всякому, кто говорит, что человек неисправим.» Но человек, может исправиться только через знание, а «целью познания является достижение истины». Цель знания по Абаю – очеловечивание человека. «Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн вселенной, не объяснив всего себе, человеку не стать человеком».Он призывает людей не расстрачивать себя попусту,заниматься делом,овладевать нужными профессиями.Он учит людей перенимать все то,что полезно для жизни.Поэт обличает леность,невежество,злословие,пороки. Тем самым призывает к большим стремлениям, целям в жизни,глубокому мышлению,милосердию и труду.

 

                                 

Заключение.

Великий сын казахского народа Абай Кунанбаев оставил в наследие прекрасные творения. В них воплощена вся его жизнь, его мечты о светлом будущем. Его пламенные стихи никогда не утратят своей силы и свежести. Абай вечно с народом. Особую роль Абай сыграл в духовном единении двух народов – казахского и русского. Он много размышляет о сущности жизни и взаимопроникновении культур. Его мысли- это те кирпичики-основания на которых заложена современная философия свободного Казахстана. Сегодня национальная философия становится необходимой частью общественного сознания евразийских обществ.Абай Кунанбаев-это выдающийся гуманист-просветитель.Это доказывается его утверждениями в своих великих произведениях.И каждый человек,прочитав их,должен многому поучиться.


Список использованной литературы

1.    Токаев К.К. Абай және XXI ғасырдағы Қазақстан. // Егемен Қазақстан № 5 - 9 января 2020 года.         2.    Абай. Сочинения в 2-х томах. Том 2. Стихи и поэмы. Алма-Ата, 1986 г. 3.    Там же. С.399. 4.    Абай. Сочинения в 2-х томах. Том 1. Стихи и поэмы. Алма-Ата, 1986 г. 5.    Абай. Сочинения в 2-х томах. Том 2. С.242. Переводы и назидания. Слово 17. 6.    Абай. Сочинения в 2-х томах. Том 1. Стихи и поэмы. Алма-Ата, 1986 г.


написать администратору сайта