15.01.18 Проблема человека в культуре итальянского Возрождения X. Проблема человека в культуре итальянского Возрождения XIVXV вв
Скачать 95.86 Kb.
|
Тема: Проблема человека в культуре итальянского Возрождения XIV-XV вв. Глава 1. Основы гуманизма итальянского Возрождения 1.1.Исторические предпосылки возникновения культуры Возрождения. 1.2.Культ человеческого разума и знания Глава 2. Гуманистическая этика Италии эпохи Возрождения 2.1.Новое понимание благородства человека, учение о достоинстве и ренессансное свободомыслие. 2.2. Образ человека в изобразительном искусстве итальянского Возрождения. (Джотто, Мазаччо, Донателло, Леонардо до Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Глава 3. Методическая (курсовик по методике) Источники 1. Петрарка Ф. Письмо к потомкам/ Франческо Петрарка. Избранное. Автобиографическая проза. Сонеты./Сост. и коммент. Н. Томашевский. М. 1974. 2. Петрарка Ф. Моя тайна/ Франческо Петрарка. Избранное. Автобиографическая проза. Сонеты./Сост. и коммент. Н. Томашевский. М. 1974. 3. Петрарка Ф. О средствах против счастливой и несчастной судьбы// Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века: Сборник источников/ Сост. и пер. Н.В. Ревякина. Новосибирск. 1975. 4. Петрарка Ф. О невежестве своем собственном и многих других// Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века: Сборник источников/ Сост. и пер. Н.В. Ревякина. Новосибирск. 1975. 5. Петрарка Ф. Сонет 61/ Франческо Петрарка. Избранное. Автобиографическая проза. Сонеты./Сост. и коммент. Н. Томашевский. М. 1974. 6. Петрарка Ф. Письмо к Филиппу де Витриако. Падуя 1350,// Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века: Сборник источников/ Сост. и пер. Н.В. Ревякина. Новосибирск. 1975. 7. Петрарка Ф. Письмо к Томмазо да Мессина// Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века: Сборник источников/ Сост. и пер. Н.В. Ревякина. Новосибирск. 1975. 8. Петрарка Ф. Письмо к Джильберто ди Парма, папскому грамматику// Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века: Сборник источников/ Сост. и пер. Н.В. Ревякина. Новосибирск. 1975. 9. Салютати К. Письмо к магистру Якопо Тедеризи. Флоренция 1385(?)//Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века: Сборник источников/ Сост. и пер. Н.В. Ревякина. Новосибирск. 1975. 10. Салютати К. Письмо от 14 июня 1404г. Галиено да Терни//Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век)/ Под ред. Л.М. Брагиной. М. 1985. 11. Салютати К. Письмо от 11 ноября 1403г. к Бандини де Ареццо//Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век)/ Под ред. Л.М. Брагиной. М. 1985. 12. Салютати К. Письмо к Пелегрино Дзамбеккари. Флоренция 1398// Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века: Сборник источников/ Сост. и пер. Н.В. Ревякина. Новосибирск. 1975. 13. Салютати К. Письмо к Андреа Джусти да Вольтерра// Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века: Сборник источников/ Сост. и пер. Н.В. Ревякина. Новосибирск. 1975. 14. Бруни Л. Введение в науку о морали//Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век)/ Под ред. Л.М. Брагиной. М. 1985. 15. Бруни Л. О Форентийском государстве//Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век)/ Под ред. Л.М. Брагиной. М. 1985. 16. Бруни Л. Предисловие к переводу «Политика» Аристотеля//Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века: Сборник источников/ Сост. и пер. Н.В. Ревякина. Новосибирск. 1975. 17. Бруни Л. О науках и литературных занятиях//Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века: Сборник источников/ Сост. и пер. Н.В. Ревякина. Новосибирск. 1975. 18. Браччолини П. Из письма к Гуарино из Вероны//Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века: Сборник источников/ Сост. и пер. Н.В. Ревякина. Новосибирск. 1975. 19. Браччолини П. Введение к застольному спору о жадности//Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век)/ Под ред. Л.М. Брагиной. М. 1985. 20. Браччолини П. Застольный спор о жадности, расточительстве, о брате Бернардино и других проповедниках//Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век)/ Под ред. Л.М. Брагиной. М. 1985. 21. Браччолини П. Книга о благородстве// Итальянский гуманизм эпохи возрождения: Сборник текстов. С. 152. 22. Манетти Д. Речь, составленная мессером Джанноццо Манетти и произносимая другими перед высокой Синьорией и Ректорами во дворце, в коей они побуждаются управлять справедливо//Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век)/ Под ред. Л.М. Брагиной. М. 1985. 23. Манетти Д. О достоинстве и превосходстве человека//Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века: Сборник источников/ Сост. и пер. Н.В. Ревякина. Новосибирск. 1975. 24. Альберти Л. О зодчестве//Практикум по истории средних веков. Выпуск второй. Пособие для студентов-заочников 2-го курса исторического факультета педагогических институтов. В двух выпусках. Выпуск второй// Сост. М.Л. Абрамсон, С.А.Сливко, М.М. Фрейденберг. М. 1988. С.88. 25. Альберти Л. О семье//Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века: Сборник источников/ Сост. и пер. Н.В. Ревякина. Новосибирск. 1975. 26. Альберти Л. Религия//Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век)/ Под ред. Л.М. Брагиной. М. 1985. 27. Альберти Л. Добродетель//Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век)/ Под ред. Л.М. Брагиной. М. 1985. 28. Альберти Л. Рок и Фортуна//Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век)/ Под ред. Л.М. Брагиной. М. 1985. 29. Валла Л. Об истинном и ложном благе/Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М. 1989. 30. Валла Л. О свободе воли/Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М. 1989. 31. Валла Л. Элеганции//Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век)/ Под ред. Л.М. Брагиной. М. 1985. Литература 1. Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти . М.1979. 2. Ревякина Н.В. Человек в гуманизме итальянского возрождения. Иваново. 2000. 3. Ревякина Н.В. Гуманистическое воспитание в Италии. Иваново. 1993. 4. Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV - первой половины XV в. М. 1977. 5. Ревякина Н.В. Творческий путь Лоренцо Валлы и его философское наследие// Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли/Под ред. А.Х. Горфункеля. 6. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV - XV веков. М. 1977. 7. Брагина Л.М. Альберти – гуманист//Леон Баттиста Альберти/Под ред. В.Н. Лазарева. 8. Лазарев В.Н. Леон Баттииста Альберти// Леон Баттииста Альберти/ Под ред. В.Н. Лазарева. 9. Гарэн Э. Проблемы итальянского возрождения. М. 1986. 10. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. –М.: РГГУ, 1995. –448 с. Введение Проблема человека не теряла своей значимости на протяжении всей истории цивилизации. В любую эпоху человек пытался понять собственную природу, свое предназначение в этом мире, взаимоотношения со всем, что его окружало. Особенно актуальной эта проблема становилась в периоды, когда под воздействием изменяющихся условий жизни на смену одной эпохе, приходила другая. XIV - XVI вв. — время, когда все в круговороте страстей, общечеловеческих побуждений и расчетов. В разных ситуациях люди выпутываются умом и личной сметкой. Ценится выше всего умелость: смех возбуждает неумелое ханжество монаха или наивность супруга. Идеал удачи царит над всем. Поклонение обычаю заменяется культом удачи. У Боккаччо, Саккетти, Джованни мораль всех новелл: скрытый грех наполовину прощен. Отсюда вытекает: достигать цели, не раздумывая над средствами, и скрывать пути, чтобы достичь цели наверняка. XIV - XVI вв. — переходная эпоха от феодализма к капитализму, это время мануфактуру географических открытий, торговли, личной предприимчивости, высвобождения человека от сословных ограничений. Все это рождает в Италии новое качество культуры, известное под названием гуманизма, возрождения. Понятие “гуманизм” появляется в середине XV в. и означает то, что Цицерон и Тацит в свое время выразили термином «humanitas» — человеческий, человечный, образованный, т.е. качества свободного гражданина, необходимые для активного участия в жизни общества. Разрушение цеховокорпоративной структуры способствовало возникновению светской интеллигенции. Она складывается из купцов, знати, юристов, преподавателей, даже из ремесленников и крестьян. Так появляются кружки гуманистов, не связанных с университетами, где преобладала схоластика. Гуманисты-интеллигенты не связаны определенной профессией. Они представляют новую аристократию — “аристократию духа”; их этикофилософской доминантой является стремление к синтезу духовности. Они все направлены на изучение классической древней (греческой и латинской) литературы, философии, которые становятся эталоном культурной деятельности. Эпоху гуманизма называют также Возрождением (Ренессансом). Сами гуманисты, выражая свой дорыв, говорили о “воскрешении, обновлении” образцов античного мира в противоположность средневековью, которое ими понималось как “время... бедных умами ученых” (Лоренцо Балла), как “время темного тумана”, время грубости и несоразмерности (Дж. Вазари). Когда творческой дух Возрождения угас, понятие гуманизма осталось в культуре в качестве обозначения научных дисциплин, занятых осмыслением внутреннего мира человека. Так появляется термин — гуманитарные науки. Цель данной работы заключается в попытке отразить представления ведущих гуманистов второй половины XIV – первой половины XV в.в. о славе, богатстве, гражданском долге, добродетелях, науках, земных радостях, достоинстве человека. Так как именно эти вопросы чаще всего стояли в центре внимания и в конечном результате приводили к изменению общего представления о человеке, которое в свою очередь изменило представление о месте человека в мире. Реализация данной цели вызвала необходимость постановки и решения следующих задач: - проанализировать труды итальянских гуманистов; - охарактеризовать основные черты итальянского Возрождения; - выявить своеобразие гуманизма в эпоху Возрождения в Италии. Объектом нашей работы является проблема человека в культуре Возрождения в Италии. Предмет работы- выявления идей антропоцентризма в итальянской культуре. В связи с тем, что творчество каждого гуманиста имело свои отличительные черты, стоит по возможности отразить их, и то, что являлось для них общим. Источники. Данная работа основана на анализе трудов виднейших гуманистов второй половины XIV – первой половины XV в. Для рассмотрения данной темы использовались следующие источники: диалог-исповедь «Моя тайна» (1342-1343), где повествуется о душевной борьбе гуманиста, трактат «О средствах против всякой судьбы» (1354-1360), в котором, рассматриваются обстоятельства делающие человека несчастливым и способы борьбы с ними, неоконченное «Письмо к потомкам», являющееся автобиографическим портретом гуманиста до 1351 года. Кроме того, использовались отрывки из писем гуманиста к Филиппу де Витриако и Томмазо де Мессина. Взгляды Колюччо Салютати были рассмотрены в его письмах: к Бандини де Ареццо, где рассматривается вопрос благородства; к Галиено да Терни, где описывается отношение автора к теме государства, затрагиваются темы добродетелей. Отрывки из писем: к Якопо Тедеризи, в котором Салютати говорит о ценности творческого наследия предков; к Пелегрино Дзамбеккари и к Андреа Джусти да Вальтерра, в которых автор показывает свое отношение к отшельничеству. Для изучения взглядов Леонардо Бруни были использованы материалы: предисловие к переводу «Политики» Аристотеля, в котором он показывает важность точных переводов и свое отношение к государству, «О научных и литературных занятиях», где доказывает, что женщины способны заниматься научной деятельностью наравне с мужчинами, «Введение в науку о морали», в котором автор затрагивает вопросы, относящиеся к человеческому существованию, рассуждает о добродетелях и пороках и «О Флорентийском государстве». У Поджо Браччолини была рассмотрена работа «Застольный спор о жадности, расточительстве, о брате Бернардино и других проповедях» и ее вступительная часть «Введение к застольному спору о жадности», где отражены различные взгляды на этот порок. Также взяты небольшие, но интересные для рассмотрения данной темы отрывки из писем: к Гуарино из Вероны и к Николо Никколи. Творчество Джанноццо Манетти было рассмотрено по трактату «О достоинстве и превосходстве человека», посвященному человеческой душе и телу, и материалу «Речь, составленная мессером Джанноццо Манетти и произносимая другими перед высокой Синьорией и Ректорами во дворце, в коей они побуждаются управлять справедливо». Для изучения взглядов Леона Баттиста Альберти были взяты сочинения: «Религия», «Добродетель», «Рок и Фортуна», а также отрывок из трактата «О достоинстве и превосходстве человека» в котором автор показывает важность труда и вред праздного образа жизни. Основным источником для рассмотрения взглядов Лоренцо Валлы послужил его трактат «Об истинном и ложном благе», написанный в форме спора между стоиком, эпикурейцем и христианином, где помимо темы наслаждения, затрагиваются и другие актуальные для данной работы темы. Также использовались: трактат «О свободе воли», посвященный опровержению средневековой теологической концепции и предисловия к книгам «Элеганций». Историография. Кроме того, в работе были использованы результаты исследований гуманизма в работах Э. Гарэна и В.Н. Лазарева. Большая часть материалов была взята из трудов: М.Л. Абрамсон, Н.В. Ревякиной, Л.М. Брагиной. В работе М.Л. Абрамсон «От Данте к Альберти» говорится о формировании итальянского Возрождения. Основное внимание уделено анализу отдельных стадий в развитии Возрождения, характеристике всех рассматриваемых в данной работе гуманистов, и других деятелей эпохи Возрождения. Дается общая характеристика гуманистического мировоззрения и культуры Возрождения в их главных аспектах. Выявляются специфические черты городской цивилизации в Италии. Раскрывается виденье мира горожанами. В книге «Итальянский гуманизм» Л.М. Брагина показывает итальянский гуманизм в процессе его исторического развития, особенно на тех этапах, когда складывались и крепли принципы нового миропонимания, а гуманизм из идейной тенденции в идеологической жизни вырастал в общественное движение, оказав мощное воздействие на дальнейшее развитие европейской культуры. Н.В. Ревякина в своих книгах «Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV- первой половины XV в.» и «Человек в гуманизме итальянского Возрождения» рассматривает взгляды итальянских гуманистов на природу человека, его место в системе мироздания, исследует новое отношение к жизни и смерти, показывает, как менялось отношение к миру. Также была использована книга Н.В. Ревякиной «Гуманистическое воспитание в Италии XIV-XV веков», в которой раскрываются цели и задачи гуманистического воспитания, нравственного формирования человека. Данная работа состоит из введение, трёх глав, заключения и списка используемой литературы. 1.1 Возникновение эпохи Возрождения Культура Возрождения возникла в Италии в середине XIV в. и достигла блестящего расцвета в XV-XVI столетиях. Это был новый тип культуры, светски-рационалистический по своей главной направленности. Ее зарождение и быстрое развитие во многом были обусловлены историческими особенностями страны и спецификой культурной эволюции европейского общества в позднее средневековье. Свободные итальянские города-государства обрели экономическую мощь в условиях политического партикуляризма. Они опирались на передовые формы торгово-промышленного предпринимательства, банковского дела, а также на монопольные позиции во внешней торговле и широкое кредитование европейских правителей и знати. Богатые, процветающие, чрезвычайно активные в сфере экономики и политики, города Италии стали базой формирования новой, ренессансной культуры, послужив затем образцом и для других стран Европы. Для развития культуры Возрождения имело значение и то обстоятельство, что в Италии не сложились в средние века четко очерченные общественные сословия. Феодальная знать рано оказалась вовлеченной в бурную городскую жизнь и тесно смыкалась в своей политической и хозяйственной деятельности с верхушкой купечества. Эта особенность итальянского общества способствовала созданию в городах-государствах особого идейно-психологического климата: здесь высоко ценились свобода полноправных граждан, их равенство перед законом, доблесть и предприимчивость, открывавшие путь к преуспеванию. Среди предпосылок складывания ренессансной культуры в Италии следует отметить достигшую высокого развития систему образования - от густой сети школ, церковных, монастырских и особенно городских, содержавшихся на средства коммун, а также частных, до многочисленных университетов, которые в отличие от других европейских стран значительно раньше оказались открытыми для преподавания дисциплин, расширявших рамки гуманитарного образования. Наконец, в Италии существовала особенно тесная связь культуры с традициями древнеримской цивилизации. Нигде в Европе не сохранились столь многочисленные памятники античности. Восстановление преемственности с античной культурой, более полное и глубокое, чем в средние века, - задача, выдвинутая деятелями Ренессанса, - произошло прежде всего в Италии, поскольку культура Древнего Рима оставалась важной частью собственного прошлого, наследием предков. Формирование новой культуры стало делом главным образом гуманистической интеллигенции, весьма разнородной по своему происхождению и социальному статусу. Хотя выдвигавшиеся гуманистами идеи получали нараставший со временем общественный резонанс, в целом их трудно связать с идеологией того или иного общественного слоя, в частности характеризовать как "буржуазные" или "раннебуржуазные". При всей идейной пестроте в культуре итальянского Возрождения сложилось, однако, целостное ядро нового мировоззрения, специфические черты которого определяют его "ренессансность". В конечном итоге оно было порождено новыми потребностями самой жизни, как и поставленная гуманистами задача достижения более высокого уровня образования для достаточно широкого слоя общества. Выдвижение этой важной просветительской цели обусловливалось и внутренними закономерностями развития культуры. Ее осуществлению помогала сложившаяся в итальянских городах структура образования. 1.2 Рождение гуманизма Эпоху гуманизма нередко начинают с Данте, в котором гуманисты видели своего непосредственного предшественника. Более убедительной, однако, представляется точка зрения, согласно которой отсчет гуманистической эпохи начинается с творчества Франческо Петрарки. В его произведениях наметился поворот от схоластической традиции и аскетических идеалов средневековья к новой культуре, обращенной к проблемам земного бытия человека. Литературное наследие Петрарки огромно - от лирической поэзии на вольгаре до диалогизированной исповеди "Моя тайна" и трактатов на латыни. Особый и чрезвычайно обширный пласт латинских сочинений Петрарки составляют его эпистолярные циклы - "Стихотворные послания", "Старческие письма", "Дружеские письма" и др. В них нашли отражение волновавшие Петрарку мировоззренческие и научные проблемы - философско-этические, эстетические, религиозные, а также вопросы филологии, истории, политики. Доминантой всего творчества Петрарки, знаменовавшей новое отношение к античной культуре, стала "любовь к древним", реабилитация языческой литературы, и прежде всего поэзия, возвеличение ее как носительницы мудрости, открывающей путь к постижению истин бытия. В представлении Петрарки, идеалы христианства и увлечение Цицероном не противостоят друг другу, напротив, мир христианства может лишь обогатить себя, осваивая культурное наследие древних, красоту языка и мудрость языческой поэзии. Усилиями Петрарки был начат характерный для Возрождения процесс восстановления несравненно более широких, чем в средние века, преемственных связей с античностью. Страстный собиратель древних манускриптов, их первый толкователь и текстолог, Петрарка заложил основы ренессансной классической филологии. Его библиотека включала сочинения более 30 древних авторов, в том числе забытых или малоизвестных в средние века, и была крупнейшей в тогдашней Европе. Иным было отношение первого гуманиста к средневековью: он усматривал в предшествующих столетиях эпоху "господства варваров", упадка образованности, порчи латинского языка, незаслуженного пренебрежения к языческой культуре античности. Петрарка критиковал схоластику за ее неспособность дать удовлетворительные ответы на извечные вопросы о природе человека и его предназначении. Негативно оценивал он и саму структуру схоластических знаний, в которой квадривиум (математические науки) оттеснял на задний план столь важные для понимания природы человека гуманитарные дисциплины. Назревшую задачу Петрарка видел в повороте всей системы знания к изучению "человеческого" и потому главную роль отводил филологии, риторике, моральной философии. Он считал особенно важным восстановить античную основу именно в этих сферах знания, строить их на изучении широкого круга классических текстов - сочинений Цицерона, Вергилия, Горация, Овидия, Саллюстия и многих других древних авторов. По-новому прочитывал Петрарка и труды отцов церкви, прежде всего Августина, высоко ценил их классическую образованность. Особое место в творчестве Петрарки занимает поэзия на вольгаре - "Книга песен" ("Канцоньере"), стихотворный цикл, посвященный Лауре, и аллегорическая поэма "Триумфы" со множеством античных реминисценций. В "Книге песен" он воспевает красоту земной женщины, облагораживающую силу любви к ней, даже если эта любовь остается, как у него самого, неразделенной. Это произведение широко прославило его автора, снискав ему европейскую известность. Для многих поэтов эпохи Возрождения итальянские канцоны Петрарки стали идеалом, образцом для подражания. В ренессансной поэзии сложилось особое стилистическое направление - петраркизм, которое приобрело широкий размах в XVI в. Не менее значимым было воздействие гуманистических идей Петрарки на последующее развитие ренессансной мысли, и прежде всего его настойчивое утверждение, что овладение культурным наследием древних должно служить главной цели - воспитанию духовно богатого и нравственно совершенного человека, способного в своем земном предназначении руководствоваться разумом и высокими нормами добродетели. Для Петрарки путь к божественным истинам лежал через осмысление мирского опыта человечества, его истории, деяний великих людей, слава которых непреходяща. При всей новизне идей первого гуманиста его мировоззрение не было лишено противоречий и сохраняло немало традиционных черт. Петрарку не оставляли сомнения в правильности избранных им новых культурных ориентиров (особенно показательна в этом плане "Моя тайна"). Светские настроения и острый интерес к земной жизни ему самому не раз казались чреватыми греховностью, вступающими в противоречие с религиозными взглядами и чувствами. И все же, несмотря на духовные метания, Петрарка, поэт, увенчанный лавровым венком в Риме в 1341 г., сознавал важное значение своего вклада в культуру и не скрывал любви к мирской славе. Его творчество стало зеркалом глубоко изучающей себя личности и вместе с тем искреннейшей исповедью, облеченной в отточенную художественную форму. Близким соратником и продолжателем начинаний Петрарки стал Джованни Боккаччо. Выходец из флорентийской купеческой фамилии, Боккаччо молодые годы провел в Неаполе, изучая коммерцию и каноническое право. Однако главным его увлечением стала поэзия Вергилия, Овидия, Данте. Печать этих увлечений несут первые произведения Боккаччо - роман "Филоколо", стихи, воспевающие Фьямметту, поэма "Филострато". Вернувшись в 1340 г. во Флоренцию, Боккаччо наряду с торговыми делами и государственной службой занимался и литературным творчеством. Он смело обратился к новым жанрам: его роман в прозе и стихах "Амето, или Комедия флорентийских нимф" положил начало ренессансной пасторали, а "Элегия мадонны Фьямметты" стала романом-исповедью о страстной любви. Идиллическая поэма "Фьезоланские нимфы" утверждала ренессансные каноны этого жанра, отвергала аскетический идеал и возвеличивала "естественного" человека. Создавая свои литературные произведения на вольгаре, Боккаччо вслед за Данте и Петраркой совершенствовал итальянский язык, обогащал его, в том числе и оборотами народной речи, что станет характерной чертой стилистики "Декамерона", его самого значительного произведения. "Декамерон" (по-русски "Десятиднев") состоит из ста новелл, рассказанных в течение десяти дней поочередно юношами и девушками благородных фамилий, которые уединились в предместье Флоренции во время эпидемии чумы. Каждый день открывается заставкой к десяти новеллам, повествующей о том, как проводит время эта небольшая группа молодых людей, образованных, тонко чувствующих красоту природы, верных нормам благородства и воспитанности. Обрамление новелл "Декамерона" намечает контуры ренессансной утопии, рисует идиллическую картину: культура оказывается возвышающим и цементирующим началом идеального микросоциума. В самих новеллах Боккаччо с необычайной широтой и проницательностью раскрывает иной мир - реальную пестроту жизни со всем богатством людских характеров и житейских обстоятельств. Герои новелл принадлежат к разным социальным слоям: горожане и клирики, простолюдины и знать. Личности персонажей полнокровны, жизненны: это люди, предающиеся земным радостям, включая плотские удовольствия, столь решительно осуждавшиеся церковной моралью. Боккаччо реабилитирует женщину, говорит о возвышающей нравственной силе любви, но в то же время он зло высмеивает ханжество, сластолюбие монахов и клириков. В "Декамероне" высветились новые грани складывавшегося гуманистического мировоззрения, в том числе его антиаскетические идеалы. В центре внимания Боккаччо, как и Петрарки, - проблема самосознания личности, которая получит широкую перспективу в дальнейшем развитии ренессансной культуры. "Декамерон" имел огромную популярность в Италии и за ее пределами. Уже в XIV в. он был переведен на французский и английский язык, а его сюжеты нередко заимствовались и перерабатывались в духе национальных традиций других стран. Однако церковь резко осудила "Декамерон" как произведение безнравственное, наносящее ущерб ее авторитету, и настаивала на отречении Боккаччо от своего детища. Испытывая душевные муки, Боккаччо обратился за советом к Петрарке, который в ответном письме удержал его от сожжения "Декамерона". Важным вкладом Боккаччо в формирование гуманистической культуры стало и его сочинение "Генеалогия языческих богов", в котором прослеживаются взаимосвязи античных мифов, их происхождение и формируется своеобразный пантеон богов и героев античной мифологии. Автор продолжил здесь начатую Петраркой реабилитацию языческой поэзии, подчеркивал ее близость к теологии. Боккаччо утверждал, что поэзия раскрывает высокие истины о человеке и окружающем его мире, но делает это в присущей ей форме иносказаний, поэтому она заслуживает такого же внимания и глубокого осмысления, как и истины теологии. Культ поэзии стал характерной чертой всего раннего гуманизма. Он нашел отражение и в творчестве Колюччо Салютати, младшего современника Петрарки и Боккаччо, преданного последователя их идей. Юрист по образованию, Салютати более 30 лет занимал пост канцлера Флорентийской республики, активно отстаивая ее политические интересы в многочисленных публицистических письмах и инвективах, направленных против ее врагов. Яркий пример - "Инвектива против Антонио Доски", в которой он защищает Флоренцию от нападок миланского гуманиста и подчеркивает ее роль как хранительницы республиканских свобод, несовместимых с тиранией. Размышления Салютати об особенностях единоличного правления и его пагубности для народа, когда оно выходит за рамки разумных законов, нашли отражение в его трактате "О тиране", где поставлен вопрос и о возможности свержения тирана, если его правление идет вразрез с интересами общего блага. Анализ форм государственной власти, апология республиканских или монархических ее форм будут заметным направлением гуманистической мысли в XV и XVI вв. В многоплановом творчестве Салютати видное место занимает разработка образовательной программы гуманистической культуры - studia humanitatis, обоснование важности включения в нее широкого круга гуманитарных дисциплин - грамматики и филологии, поэтики, риторики и диалектики, а также педагогики, истории и этики. В разработанное еще Цицероном понятие "humanitas" ("человечность") он вкладывал и свой особый смысл, определяя его как духовную культуру, формировать которую призвана новая образованность, сочетающая разносторонние знания и практический опыт, развитое самосознание личности и ее активную созидательную деятельность. В полемике с теологами и схоластами Салютати выступал как сторонник действенной философии, "учительницы жизни", решительно отвергая их умозрительный метод философствования и пренебрежение к идейному богатству классического наследия, научного и поэтического (языческую поэзию он ценил столь же высоко, как и его предшественники - Петрарка и Боккаччо). Оставаясь верным христианским позициям, Салютати в то же время был убежден, что новая образованность, опирающаяся на фундамент античной культуры, немало способствует более глубокому постижению истин Священного Писания. Впрочем, нормы аскетической морали католицизма он не разделял, полагая, что они противоречат земному предназначению человека - жить в обществе, а не в уединении, сражаясь за справедливость, истину и честь. Идеалу созерцания - vita contemplativa он противопоставлял идеал активной гражданской жизни - vita activa, положив начало гуманистической полемике о значении этих нравственных антиподов в достижении человеком счастья. Флорентийский канцлер пользовался широким признанием современников не только как опытный политик-республиканец, но и как убежденный проповедник гуманистических идей. Свой дом с богатой библиотекой он открыл для занятий с флорентийской молодежью, стремясь привить ученикам интерес к изучению классики и критическому осмыслению исторического опыта человечества, в котором видел главное культурное богатство. Из кружка Салютати вышли крупнейшие гуманисты следующего поколения - Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Пьетро Паоло Верджерио, Никколо Никколи. Творчеством Салютати завершился этап раннего гуманизма. Его итогом стала смело заявившая о себе новая образованность, открывшая чуждые средневековой традиции подходы к проблемам человека на основе глубокого освоения античного наследия и целостной системы гуманитарного знания. 1.3 Развитие гуманизма в XV в. Культура Возрождения в Италии прошла несколько этапов эволюции, границы которых отмечены рубежами столетий - XIV, XV и XVI, или по-итальянски треченто, кватроченто, чинквеченто. Этап раннего гуманизма завершился в начале XV в., выдвинув программу построения новой культуры на базе studia humanitatis - широкого комплекса гуманитарных дисциплин. В эпоху кватроченто эта программа была претворена в жизнь, чему способствовало возникновение многочисленных центров гуманизма и ренессансной культуры в целом. Они складывались во Флоренции и в Венеции, Риме и Милане, Неаполе и Ферраре, Мантуе, Урбино, Болонье и Римини. Политический партикуляризм Италии во многом предопределил многообразие школ и направлений в гуманизме и искусстве Возрождения. В формировании мощного гуманистического движения в XV в. ведущую роль играла новая интеллигенция, которая на протяжении столетия все более уверенно утверждала свои позиции в сфере образования и науки, а также на государственной службе (канцлерами, секретарями правителей, дипломатами часто становились гуманисты). Вошло в практику ряда итальянских университетов предоставлять гуманистам кафедры риторики, поэтики, моральной философии. Заботой гуманистов становилось и книжное дело - собирание рукописей античных авторов, создание библиотек, в том числе и публичных, а с началом книгопечатания во второй половине XV в. и подготовка текстов к изданию, их редактирование и выверка. Общественное признание пришло к гуманистической интеллигенции далеко не сразу. Прочно интегрированная в устоявшиеся социальные структуры, она материально зависела от власти и меценатства, корпоративных традиций университетов. Да и новаторство гуманистов часто не встречало понимания и подвергалось суровой критике со стороны теологов, схоластов, юристов, представлявших традиционную среду интеллектуалов. Не случайно приметой времени стали поиск новых форм самоорганизации гуманистов, создание гуманистических сообществ и академий, где царил дух свободы в интерпретации источников знания, дружеской критики, острых дискуссий. В такой атмосфере особую популярность приобрел жанр диалога, позволявший сопоставлять полярные позиции, искать аргументированные ответы на спорные вопросы философии, не предполагая их догматического единообразия. В эпоху кватроченто в гуманистическом движении наметилось несколько идейных течений, ориентированных на различные философские традиции античности - аристотелизм, платонизм, эпикуреизм, стоицизм. Крупнейшими из них стали два направления, сложившиеся во Флоренции, но получившие распространение и в других центрах гуманизма, - так называемый гражданский гуманизм и неоплатонизм. Идейные течения складывались в рамках общих мировоззренческих принципов гуманизма и светской ориентации системы знания в целом. Различия выявлялись прежде всего в подходе к толкованию проблем человека, его нравственных идеалов. Если в концепциях гражданского гуманизма делался акцент на нормах активного служения обществу, формулировались максимы гражданственной этики, то в моральной философии гуманистов-неоплатоников, создававших культ знания, нравственный идеал связывался с созерцанием, с сосредоточением усилий на научном творчестве. В первой половине XV в., в пору расцвета гражданского гуманизма, предпочтение отдавалось идеалу человека-гражданина, а во второй половине столетия его все чаще в трудах гуманистов оттеснял идеал ученого мудреца. Самостоятельными направлениями в гуманизме стали учение о человеке Леона Баттиста Альберти и этическая концепция Лоренцо Валлы, в которой понимание высшего блага было близко философии Эпикура. К концу столетия многоголосие гуманистической мысли окажется наиболее адекватной для нее формой существования. К концу XV в. ренессансная культура занимала лидирующие позиции во многих областях духовной жизни общества. Гуманистическая образованность стала нормой общественного престижа, ей отдавали дань представители крупных купеческих фамилий и родовой аристократии, правители государств и церковные иерархи. Культура Возрождения в Италии подошла к поре своего высшего расцвета - Высокому Возрождению, охватывающему первые три десятилетия XVI в. Новая система образования начала делать успешные шаги в конце XIV - начале XV в. Гуманистическая педагогика утверждалась в соперничестве с традиционной идейной ориентацией и практикой школьного и университетского образования. Символами двух разных подходов к проблемам воспитания и образования стали трактат "О благородных нравах и свободных науках" (1402) гуманиста Пьера Паоло Верджерио, активного участника кружка Салютати, и трактат "Наставление в семейных делах" доминиканского монаха Джованни Доминичи, ставшего впоследствии кардиналом. Верджерио отстаивал светскую направленность образования, подчеркивал его нравственно-социальные задачи. Цель образования он видел в приобретении разносторонних знаний, которые формируют ум и высокую нравственность, помогают в жизненных делах. В методах воспитания, по Верджерио, важны авторитет родителей и учителя, интерес самого ученика к занятиям, а не принуждение и наказание. Иная педагогическая задача была выдвинута в трактате Доминичи. Обеспокоенный слишком светской ориентацией образования в городских школах Флоренции, он призывал отдавать предпочтение домашнему образованию целенаправленно религиозного характера. Доминичи был убежден, что не интересом к земным благам надо "вооружить детей", а учить их становиться "жителями вечного царства". Важно взращивать в учениках терпение и покорность, презрение ко всякого рода соблазнам земного мира, не гнушаясь самыми суровыми методами воспитания. Педагогическая тема стала одной из самых заметных в гуманистической литературе первой половины XV в. Она рассматривалась и в специальных трактатах ("О научных и литературных занятиях" Леонардо Бруни, "О воспитании юношей" Маффео Веджо), и в трудах более общего характера - в сочинениях "О семье" Леона Баттиста Альберти и "Гражданская жизнь" Маттео Пальмиери. При разнообразии оттенков в рекомендациях все эти авторы были единодушны в мысли о необходимости светской ориентации всей системы воспитания и образования. Ее цель они видели в формировании свободного, всесторонне развитого человека, широко эрудированного, нравственно ответственного и граждански активного. Гуманисты отстаивали право ученика на сознательный выбор в овладении знаниями и рекомендовали похвалу, а не наказание как главное средство воспитания. Все они говорили об уважении к религии, но не призывали к отказу от земных радостей и отречению от мира. И если Доминичи осуждал чтение языческих авторов, особенно поэтов, считая это занятием безнравственным, то гуманисты, напротив, делали акцент на изучении античных авторов. В новом комплексе гуманитарных дисциплин они усматривали прочную основу для формирования совершенного человека, способного раскрыть свои достоинства в повседневной деятельности, в гражданской жизни. Гуманистическая педагогика получала практическое воплощение во многих городских школах и в тех, что создавались при дворах правителей. Новая образованность пробивала себе путь и в университетах Италии. Флорентийский Студио одним из первых стал приглашать гуманистов для чтения лекционных курсов по риторике, поэтике, моральной философии. Уже в конце XIV в. здесь была открыта кафедра греческого языка и литературы, которую занял приглашенный из Византии ученый Мануил Хрисолор. И позже, в XV в., греческую литературу и философию в Студио преподавали византийские греки - Феодор Газа, Георгий Трапезундский, Иоанн Аргиропул. Курсы греческой и латинской античной поэзии, а также риторики, преображенной и по-новому трактованной на основе найденных в первые десятилетия XV в. рукописей "Оратора" Цицерона и "Наставления оратору" Квинтилиана, начали читать не только во Флоренции, но и в других итальянских университетах - в Павии, Милане, Падуе, Ферраре, Болонье. Причем в риторике, в принципах ее построения, одни гуманисты отдавали предпочтение Цицерону, другие - Квинтилиану. Среди последних был Лоренцо Валла, в полемику с ним вступили Франческо Филельфо и Поджо Браччолини, что лишь четче выявляло самостоятельный, критический подход гуманистов к античному наследию. Прерогативой новой интеллигенции стали почти все дисциплины комплекса stu- dia humanitatis и, что особенно показательно, моральная философия, которая традиционно читалась теологами. Гуманитарные знания определяли профессиональную ориентацию гуманистов, занимавшихся их теоретической разработкой и преподаванием. Само понятие "гуманист" сложилось в университетской среде - так называли профессора, читавшего дисциплины из комплекса studia humanitatis (по аналогии с термином "легист" - читающий право). Некоторые исследователи склонны отождествлять (точнее, ограничивать) понятие "гуманизм" с их профессиональной деятельностью. Однако такая позиция вступает в противоречие с содержанием гуманистической литературы, ее идейным богатством и новаторством, ярче всего проявившемся в сфере этических идей. 1.4 Гуманистическая этика Гуманисты придавали этической проблематике настолько большое значение, что ни один из них не оставил без внимания ее в своем творчестве. Их побуждали обращаться к проблемам морали и иные причины, в частности неоскудевающий поток дидактической литературы традиционного толка - всякого рода "Триумфы добродетелей", "Цветы благочестия" и тому подобные труды, выходившие из-под пера клириков и популяризировавшие церковную этическую доктрину, тяготевшую к нормам аскетической морали. Гуманисты в своем стремлении к обоснованию принципов светской этики, не порывающей с христианством, но сконцентрированной на проблемах земного бытия человека, шли особым путем - они не принимали многих идей из арсенала церковной морали и далеко не всегда разделяли расхожие нормы из жизненной практики различных социальных слоев. Их не удовлетворяли, в частности, феодальные представления о знатности происхождения как основе благородства человека, но в равной мере они не оправдывали и безудержного, поступающегося нравственными принципами накопительства купечества. Опираясь на античную философию, гуманистическая этика учитывала, особенно в постановке проблем, и средневековые традиции моральной философии, но прежде всего стремилась осмыслить потребности собственной эпохи. Она стала прочным фундаментом всего ренессансного мировоззрения, тесно переплетаясь с социально-экономическими и политическими, эстетическими и антропологическими идеями. В эпоху кватроченто в гуманистической этике сложилось несколько направлений, различавшихся философской основой и трактовкой главных проблем - пониманием высшего блага, нравственного идеала, взаимоотношений личности и общества и ряда других. Принципы гражданского гуманизма были заложены Леонардо Бруни в его "Введении в науку о морали", "Диалогах к Петру Павлу Гистрию", многочисленных речах и письмах. Его этические идеи оказались неразрывно связанными с политической концепцией республиканизма, четко очерченной в его энкомии "Восхваление города Флоренции", обширной "Истории флорентийского народа" и небольшом письме-трактате "О флорентийском государстве". В своей этико-политической концепции Бруни исходил из тезиса античной философии, развернутого Аристотелем в "Никомаховой этике", - о человеке как существе социальном, наиболее полно раскрывающем себя в общении с другими людьми. Проблему взаимоотношений индивида и общества Бруни решает однозначно: социальная гармония требует подчинения личных интересов общему благу. Однако такая нравственная позиция в полной мере осуществима лишь в условиях республики, построенной на принципах свободы, равенства и справедливости, государства, где все граждане уважают законы, а магистраты строго следят за их исполнением и пресекают своеволие могущественных лиц. Лучшую форму государственного устройства Бруни видел во Флорентийской республике. Здесь законы обеспечивали гражданам свободу от тирании и внешнего порабощения, полагал он, здесь существовало равенство политических прав и справедливость как норма распределения общественных благ. Разумеется, Бруни вел речь о полноправии граждан, принадлежавших к флорентийским цехам и составлявших малую часть населения города, но он высоко ценил сложившуюся систему пополанской демократии и создал ее идеализированный образ в "Восхвалении города Флоренции". Отсюда и патриотизм как важная этическая норма. Служить "родной коммуне", городу-республике на хозяйственном, политическом и военном поприще считалось долгом флорентийцев. Эти представления стали важным принципом гражданственной этики Бруни и одним из главных постулатов всего направления гражданского гуманизма. Этико-политические идеи Бруни получили развернутое обоснование в сочинении "Гражданская жизнь", написанном в 1430-е годы Маттео Пальмиери, видным государственным деятелем и гуманистом Флоренции. Служение общему благу, когда каждый должен быть готов переносить трудности ради пользы республики, Пальмиери возвел в высшую нравственную норму. Истинная добродетель, полагал он, - это, прежде всего, труд не только на благо себе, но и всего общества. Рисуя идеальную картину социальных порядков, Пальмиери подчеркивал, что все способное к труду население должно быть занято полезной деятельностью и платить налоги, однако не слишком разорительные, поскольку частные богатства - залог благосостояния всего общества. Поэтому гуманист не осуждает тягу к накопительству - лишь бы оно совершалось "чистыми руками"; богатство же создает условия для проявления гражданских добродетелей - мужества, великодушия, щедрости, патриотизма. Отрицая принципы аскетической этики и связанную с ней апологетику уединенной жизни ради религиозного созерцания, Пальмиери славит блага цивилизации, ценности культуры, которые создаются совместными усилиями людей. Активная жизнь человека-гражданина, исполненная труда и заботы об общем благе, - долг каждого, ибо это отвечает социальной природе человека. Что же касается оптимальной формы общественного устройства, то в "Гражданской жизни" Пальмиери она четко ассоциируется с пополанской демократией Флорентийской республики, которой присуща имущественная и политическая дифференциация. Однако мысли о несправедливости такой системы, когда слишком велико различие между бедными и богатыми, побуждали гуманиста искать пути к установлению справедливых порядков. И в поэме "Град жизни", написанной 30 лет спустя, как и "Гражданская жизнь", на вольгаре, Пальмиери рисует иной идеал общественного устройства, где почти не остается места для частной собственности - главной причины всех бед человечества. Иные акценты расставляет гуманист и в этике: главными среди гражданских добродетелей в поэме оказываются справедливость как естественно присущее человеку свойство и умеренность, укрощающая алчность и зависть. Идеал общества, воссозданный в поэме Пальмиери, положил начало ренессансным утопиям - направлению, которое станет особенно заметным в XVI в. Этика гражданского гуманизма - в первой половине кватроченто ее с энтузиазмом разрабатывали не только Бруни и Пальмиери, но Джанноццо Манетти, Поджо Браччолини, Донато Аччайуоли и другие гуманисты - во второй половине столетия в условиях тирании Медичи претерпела некоторую трансформацию. Один из страстных приверженцев идей гражданского гуманизма, видный политический деятель Флоренции Аламанно Ринуччини, в "Диалоге о свободе" (1479) сделал новый шаг в осмыслении светской этики, неразрывно связав ее с проблемами политического устройства. Центральное понятие его сочинения - гражданская свобода, которую он рассматривал как главное и непременное условие нравственного совершенствования личности и общества. Равенство и справедливость (в их понимании он был близок к Бруни и Пальмиери) предстают в его этике как норма общественной жизни, которую невозможно реализовать в условиях отсутствия демократии, когда нет гласности в обсуждении и принятии важных государственных решений и нарушена установленная законом республики система выборов в магистратуры. Отход от традиций пополанской демократии произошел при Медичи в последние десятилетия XIV в., и Ринуччини не жалеет эпитетов, осуждая тиранию этого могущественного клана, подчинившего своей власти Флоренцию. Он делает вывод, корректирующий нравственные максимы гражданского гуманизма: поскольку отсутствие политической свободы резко сокращает возможности участия граждан в жизни общества и государства, то ставится под сомнение сам принцип служения общему благу - ведь его олицетворяют тиран и его окружение. Сохранить достоинство и порядочность в таких условиях можно, лишь отстранившись от политической деятельности, уйдя в частную жизнь, в уединение ради творческого труда и именно этим принося пользу обществу. Свобода в понимании гуманиста становится высшей моральной категорией, едва ли не главным благом, к которому должен стремиться каждый человек. В гражданском гуманизме Флоренции сплелись воедино принципы светской этики и социальные порядки, оптимальные для их осуществления. Здесь не только утверждалась ценность земной жизни, совершенство которой зависело от усилий самих людей, но и создавался идеал волевой, энергичной личности, готовой, руководствуясь разумом, ответственно участвовать в делах общества и государства. Характерной чертой этого направления в итальянском гуманизме стали идейные поиски в сфере этики, связанные с социально- политической мыслью, что придавало этому синтезу значение мировоззренческих устоев. Человек представал как сознательный творец своего земного бытия, активно формирующий в нравственном плане и самого себя, и общество в целом. Особое место в гуманистической этике занимает концепция Лоренцо Баллы, его трактовка понятия высшего блага, представленная в диалоге "Об истинном и ложном благе" (другое название - "О наслаждении"), увидевшем свет в 1433 г. Теория наслаждения как высшего блага, которую гуманист развивал в духе философии Эпикура, имела резкую антиаскетическую направленность. Валла видел в наслаждении (voluptas) естественное свойство человека и цель его устремлений. Все материальные и духовные блага должны служить удовлетворению разносторонних потребностей человека и в конечном счете радости и счастью в земной жизни. Решительный противник традиционного для христианской антропологии противопоставления телесной и духовной природы человека, Валла настаивал на необходимости гармонии души и тела и оправдывал стремление к чувственным наслаждениям, поскольку они порождены инстинктом к самосохранению, данным человеку природой. Отсюда он выводил важную этическую максиму - для обретения внутренней гармонии человеку следует избегать страданий и искать радостей. В диалоге Валлы, где представлены разные позиции в трактовке понятия наслаждения, доминирует полемика с философией стоиков, создававших культ добродетели, связанной с преодолением жизненных трудностей, жертвенностью и готовностью переносить страдания. Не добродетель, а наслаждение отождествляется с высшим благом в этике Валлы. Высшее благо, или счастье, заключено, по мысли гуманиста, "в удовольствии души и тела", к нему стремятся все, и оно безусловно полезно для человека. Однако благо каждого индивида не должно достигаться в ущерб другим людям, а значит, важен разумный выбор пути к личному счастью. Быть добрым или злым зависит от самого человека, от того, насколько правильно или неверно осознает он свою конечную цель - счастье в наслаждении, равно как и средства для ее достижения. Выдвинутое Валлой понимание основ нравственности с учетом интересов личности, его стремление оправдать чувственную природу человека резко контрастировали с официальной церковной доктриной. В сочинении "О монашеском обете" Валла бросил ей прямой вызов, подвергнув сомнению правомерность существования института монашества. Истинное благочестие, утверждал он, заключается не в обете, насилующем плоть, а в радостной мирской жизни согласно природе. Еще более смелым был антицерковный памфлет "Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина", где Валла, опираясь на данные исторической географии, лингвистики, других областей гуманистического знания, неопровержимо доказал фальшивость Дарственной грамоты императора Константина, на которой папы основывали свои притязания на светскую власть в христианском мире. Гуманист дополнил свой вывод и нравственными аргументами о неправомерности таких притязаний папства. За свои сочинения Валла в 1444 г. был привлечен к суду инквизиции, но от суровой кары его спасло заступничество неаполитанского короля Альфонса Арагонского, у которого в ту пору он служил секретарем. Антицерковные произведения Валлы были опубликованы в начале XVI в. в Германии, где получили широкий общественный резонанс в годы Реформации. |