Главная страница

Культура Руси 9-12 века. Доклад по истории Культура Руси 9-12 века. Культура Руси 912 века


Скачать 23.7 Kb.
НазваниеКультура Руси 912 века
АнкорКультура Руси 9-12 века
Дата09.03.2023
Размер23.7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДоклад по истории Культура Руси 9-12 века.docx
ТипДоклад
#976404

Министерство просвещения Российской Федерации

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Психолого-педагогический институт

Доклад по дисциплине «История» на тему: «Культура Руси 9-12 века»

Выполнила: студентка группы Пир-105 Иванцова Анна Юрьевна

Проверил: кандидат исторических наук доцент Захаровский Л. В.

Екатеринбург 2022

Письменность и просвещение

Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX—X веков на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза греческого письма и некоторых элементов глаголицы возникла азбука, получившая позже название кириллица, в дальнейшем вытеснившая глаголицу и ставшая единственной у южных и восточных славян. Кириллическая письменность была известна в русских землях и ранее, однако только после Крещения Руси она получила широкое распространение. Древнейшими сохранившимися русскими памятниками письменности являются Новгородский кодекс (Псалтирь и другие тексты) конца X — начала XI века, «Остромирово Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году, договоры с Византией X века (подлинники не сохранились). *Картинка «Остромирово Евангелие» конец 11 века* Грамотность не была привилегией только господствующего класса, она проникала также в среду простых горожан. О распространении грамотности среди различных слоёв городского населения свидетельствуют берестяные грамоты (письма, памятные записки, учебные упражнения и т. п.), обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде и других городах и датированные периодом начиная с XI века. *Цера (табличка для обучения грамоте) с резным древнерусским орнаментом. Оборот. Новгород. XII век* Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях, на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов. Основными центрами книжности были монастыри и соборные церкви, где существовали специальные мастерские с постоянными коллективами переписчиков, которые занимались перепиской книг, вели летописи, создавали оригинальные литературные произведения, переводили иностранные книги. Как свидетельствуют летописи, уже в XI веке на Руси при монастырях и соборных церквях создавались библиотеки, имеющие до нескольких сотен книг. В XII веке в крупных городах позже возникло ремесло «книжных списателей», это свидетельствовало о возрастающей грамотности населения и возросших потребностях в книгах, которую не могли удовлетворить монастырские писцы. Переписчиков книг содержали при себе многие князья, а некоторые из них и переписывали книги самостоятельно. Образованность весьма ценилась в древнерусском обществе.

Литература

С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре. Древнерусская литература характерна тесной связью с византийской и болгарской литературными традициями и аскетической христианской направленностью. Русь усваивала аскетическую византийскую традицию и не приобщалась к столичной константинопольской культуре, воспринимала только собственно христианскую литературу, исключая античную, имевшую широкое распространение в Византии. Одна из причин этого заключается в том, что схожая ситуация уже была создана в южнославянской литературе, ставшей для русской образцом. Античное наследие, ставшее в Византии основой светской образованности, воспринималось на Руси как языческое, а потому вредное для человеческой души и не имеющее культурной ценности. Литература Руси решала преимущественно внелитературные задачи, например спасение души. Почти весь корпус известной литературы имел богословскую и религиозно-учительную направленность, включая летописные памятники. Такой тип православной литературы предназначался для того, чтобы сформировать у читателя навыки христианского служения. История, записанная в летописях, воспринимались в первую очередь как реализация Божьего промысла. Обширная переводная литература стала основой для формирования собственной традиции. Для оригинальной литературы Древней Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство. Её ярким представителем был митрополит Иларион, автор известного произведения «Слово о законе и благодати», датируемого серединой XI века. В этом произведении проведена мысль о необходимости единства Руси. Кроме того, выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». Примерно в 1113 году была написана «Повесть временных лет. Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII века. В нём повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославовича.

Зодчество

До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии. Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточнославянских землях.

  • Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году.

  • Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке, является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода, Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. *Макет софийского собора*

  • Храм Пресвятой Богородицы на Нерли (Боголюбово, Владимирская область)

Живопись

После крещения Руси из Византии пришли новые виды монументальной живописи — мозаика и фреска, станковая живопись (иконопись), был перенят иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Это предопределило более длительное и устойчивое византийское влияние в живописи, нежели в архитектуре. Наиболее ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Согласно летописям, первые храмы украшали приезжие мастера-греки, добавившие в сложившуюся иконографию систему расположения сюжетов в интерьере храма, а также манеру плоскостного письма. Своей особой красотой известны мозаики и фрески Софийского собора. *Мозаика Софийского собора* *Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре Софийского собора, XI век* Они выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи. Их создатели мастерски использовали разнообразие оттенков смальты, искусно объединили мозаику с фреской. Из мозаичных работ особенно значительны изображения Христа Вседержителя в центральном куполе. *Фреска* Среди фресок Софии — два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого. *Семья* Во Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода сохранились фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, а также несколько икон. *Фреска в нише северной стены церкви Бориса и Глеба в Кидекше* Основываясь на этом материале, исследователи считают возможным говорить о постепенном становлении Владимиро-суздальской школы живописи. Лучше всего сохранилась фреска Дмитриевского собора с изображением Страшного суда. (ФОТО). Она создана двумя мастерами — греком и русским.

Фольклор

Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Значительное место в нём занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Широкое распространение получили и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами». Однако эти виды фольклора сохранились в народном быту вплоть до XIX—XX веков, потеряв со временем свой начальный религиозный смысл, обряды же превратились в народные игры. Существовали также пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Авторы литературных произведений широко использовали их в своем творчестве. Письменные памятники сохранили многочисленные предания и легенды о родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами. Так, народные сказания о событиях II—VI веков отразились в «Слове о полку Игореве». В IX веке возник новый эпический жанр — героический былинный эпос, ставший вершиной устного народного творчества и следствием роста народного самосознания. В основу былин легли реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославича — воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в древнерусских летописях. В свою очередь, в военном сословии, в княжеско-дружинной среде существовала своя устная поэзия. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. Фольклор продолжал развиваться и после распространения письменной литературы, оставаясь важным элементом древнерусской культуры. Так же на Руси было широко распространено искусство игры на гуслях, родиной коих она и является.

Костюм

После принятия христианства на Руси распространяются византийские обычаи, а также и византийская одежда. Древнерусский костюм этого периода становится длинным и свободным, фигуру он не подчеркивал и придавал ей статичность. Русь торговала с восточными и западноевропейскими странами, и знать одевалась, в основном, в привозные ткани, которые называли «паволок». Покрой одежды был простой, и различалась она главным образом качеством тканей. *Фото*

Декоративно-прикладное искусство

Киевская Русь славилась своими мастерами в прикладном, декоративном искусстве, которые в совершенстве владели различными техниками: сканью, эмалью, зернью, чернью, о чём свидетельствуют ювелирные украшения. Л. Любимов в своей книге «Искусство Древней Руси» приводит описание звездчатых серебряных колтов из тверского клада XI—XII веков: «К кольцу с полукруглым щитком припаяны шесть серебряных конусов с шариками. На каждый конус напаяно 5000 крохотных колечек диаметром 0,06 см из проволоки в 0,02 см толщиной! Только микрофотосъемка позволила установить эти размеры. *Фото* Но это не все. Колечки служат лишь постаментом для зерни, так что на каждое насажено еще зернышко серебра диаметром 0,04 см!». Ювелирные изделия украшались перегородчатой эмалью. Мастера использовали яркие краски, умело подбирали цвета. В рисунках прослеживались мифологические языческие сюжеты и образы, которые особенно часто использовались в прикладном искусстве.


написать администратору сайта